Рабочая программа по истории 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Рабочая программа по истории для 9 класса составлена в соответствии  с Федеральным Государственным образовательным стандартом  основного общего образования по истории МО РФ 2004 года и на основании  авторских программ по истории: Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия в  XX в. //Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл //.-  М.: Просвещение, 2012,  Сороко-Цюпа А.О. , Стрелова О.Ю. Новейшая история зарубежных стран XX – начала XXI века // Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл. //.-М.: Просвещение, 2012.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 9 класса составлена в соответствии  с Федеральным Государственным образовательным стандартом  основного общего образования по истории МО РФ 2004 года и на основании  авторских программ по истории: Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия в  XX в. //Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл //.-  М.: Просвещение, 2012,  Сороко-Цюпа А.О. , Стрелова О.Ю. Новейшая история зарубежных стран XX – начала XXI века // Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл. //.-М.: Просвещение, 2012.

Цели курса:

Формировать у учащихся полное представление об историческом пути  России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной и мировой истории.

            Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с совокупностью знаний об историческом пути и опыте своей страны и человечества, служащих основой индивидуального и социального самоопределения личности.
  2. Сформировать ценностные ориентации и убеждения школьников на основе осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем: воспитание патриотизма и гражданственности, уважения прав человека и демократических ценностей.
  3. Выработать у школьников представление о многообразии отражений и объяснений событий истории и современности с позиций историзма, с использованием приемов исторического анализа.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 № 69);
  • Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с изменениями);
  • Приказ Министерства образования и науки России от 31марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ «Ушьинская СОШ» на 2014- 2015 учебный год.

Место учебного предмета в учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета История Историю России и Всеобщую историю в 9 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. В рамках курса интегрировано изучаются ряд тем по  новейшей истории зарубежных стран (включены в 12 уроков).

Количество учебных часов история 9 класс

                   Часов

Четверть

Теория

Практика

К/р

Итого

I

11

4

1

16

II

11

4

2

17

III

11

6

3

20

IV

8

5

4

17

Год

41

19

10

70

Формы организации образовательного процесса:

• урок                                                              

• семинар — практическое занятие;                          

• лабораторный практикум — практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования;      

• учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку и пр.             

•групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся

• иные формы организации.

Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.

Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система.

Содержание учебного предмета:

Тема 1. Россия и мир в конце XIX – начале XXв.в

Территория Российской империи. Административное деление  управление. Численность населения, его этнический и конфессиональный состав. Городское и сельское население. Культурный и образовательный уровень населения. Изменение быта. Особенности процесса модернизации в России начала XXвека.

Уровень социально-экономического развития. Многоукладность российской экономики. Роль государства в экономической жизни страны. Значение иностранного капитала в развитии экономики. Монополистический капитализм в России и его особенности. Появление новых отраслей производства и технологий (нефтепереработка, электротехническая и химическая промышленность, др.). Русские купцы и промышленники. Рост численности рабочего класса. Сельское хозяйство. Преобладание отсталых методов хозяйствования. Аграрное перенаселение. Основные проблемы социально-экономической модернизации России. Влияние мирового экономического кризиса начала XX века на экономическую жизнь России.

Основные направления внешней политики России на рубеже XIX – XXв.в. Мирные инициативы России. Дальневосточная политика Николая II. Отношения с Китаем и Японией. Русско-японская война: причины, ход, значение. Причины поражения России. Портсмутский мир. Россия, Антанта и Тройственный союз.

Личность Николая II. Преемственность политического курса. Борьба консервативных и либеральных сил в высших эшелонах власти: С.Ю.Витте и В.К.Плеве. Рост Влияния Министерства внутренних дел. Обострение политической ситуации в стране в начале XX века. Зубатовский социализм. Либеральные проекты П.Д.Святополк-Мирского.

Национальная политика. Продолжение процесса русификации национальных окраин. Обострение еврейского вопроса. Национальные движения.

Нарастание конфронтации между властью и обществом. Радикализация общественного движения.

Организационное оформление политических течений, начало формирования российской многопартийности. Образование партии социалистов-революционеров (ПРС). В.М. Чернов. Формирование большевистского и меньшевистского крыла в РСДРП. В.И.Ленин и Ю.О.Мартов.

Первая общероссийская либеральная организация «Союз освобождения». П.Б.Струве и П.Н.Милюков.

Причины революции. Кровавое воскресенье. Революционные выступления рабочих, крестьян и интеллигенции. «Союз Союзов». Роль профессиональных союзов в революционных событиях. Восстание на броненосце «Потемкин». Всероссийский крестьянский союз. Булыгинская дума. Деятельность Советов.

Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября и отношение к нему различных политических сил. Формирование консервативных и либеральных политических партий. Декабрьское вооруженное восстание.

«Основные законы» 1906г. Выборы в I и II Государственную думу. Партии и думские фракции. Деятельность I и II Государственной думы. Взаимоотношения Думы и правительства. Деятельность законодательные проекты. Особенности российского парламентаризма. Национальные движения. Рабочее и крестьянское движения 1906-1907г.г. и его значение.  Крестьянские наказы. Волнения в армии. Назначение П.А.Столыпина на пост премьер-министра. Роспуск II Государственной думы – окончание революции. Результаты первой российской революции.

Реформы П.А.Столыпина. Создание частновладельческих крестьянских хозяйств. Школьная реформа. Выход крестьян из общины. Переселенческая политика. Разрушение общины. Изменения в жизни крестьян и дворянском быту. Первые результаты реформ и их противоречивость.

Рост внутреннего рынка. Развитие кооперации. Промышленный подъем. Появление новых отраслей промышленности (самолетостроение, автомобилестроение и др.). Развитие транспорта. Рост экспорта сырья и сельскохозяйственной продукции.

Усиление процесса урбанизации и развитие градостроительства. Изменение в облике городов, в составе и численности населения. Образ жизни и нравы различных слоев городского населения (служащие, лица свободных профессий, промышленники, купцы, рабочие).

Влияние изменений в социально-экономической жизни на общественное сознание. Новый избирательный закон. III и IV Государственные думы. Усиление роли либеральных фракций. Октябристы как правительственная партия.

Убийство П.А.Столыпина. Изменение правительственного курса. Спад политической активности масс в первые послереволюционные годы. Идейные поиски в среде социалистов и либералов. «Вехи». Политическое провокаторство: Е.Ф.Азеф и Р.В.Малиновский.

Нарастание революционных настроений в 1912-1914г.г. Ленский расстрел. Ужесточение национальной политики правительства. Ликвидация автономии Финляндии. Противоречия политической модернизации.

Развитие системы образования и рост грамотности населения. Научные открытия русских ученых всемирно-исторического значения. Развитие географической науки. История и общественные науки. Влияние общественно-политической жизни страны на русскую литературу. Различия во взглядах на общественную роль литературы. Общественная деятельность Л.Н.Толстого и В.Г.Короленко. А.М.Горький, Серебряный век русской литературы. А.А.Блок, В.Я.Брюсов, И.А.Бунин, А.И.Куприн. Новые литературные направления. Вклад русской литературы начала XX века в мировую культуру.Архитектура. Ф.О.Шехтель, А.В.Щусев. Развитие живописи. Реализм и новее направления в русской живописи: модерн, символизм, авангард. Художественные  общества и выставки. «Мир искусства». Вклад русской живописи начала XX века в мировую культуру. И.Е.Репин. М.А.Врубель. К.С.Петров-Водкин. Р.Р.Фальк. М.Шагал.Новые тенденции в развитии русского музыкального и театрального искусства. Творчество А.Н.Скрябина, И.Ф.Стравинского, С.В.Рахманинова, Ф.И.Шаляпина. С.П.Дягилев. А.П. Павлова. Драматический театр в новых общественно-политических условиях. Появление русского кинематографа.

Тема 2.Великая российская революция. 1917 – 1921гг.

Россия в системе международных отношений накануне первой Мировой войны. Вступление России в войну. Патриотический подъем в начале войны. Внутриполитическая ситуация и позиция различных партий.

Перестройка социально-экономической системы. Рост военного производства. Победы и поражения на фронтах. Роль Восточного фронта в войне. Социально-экономический кризис и рост антивоенных настроений к концу 1916г.Показатели политического кризиса к 1917г. («чехарда министров», оценка в обществе деятельности Г.Е.Распутина). «Прогрессивный блок». Политическая и экономическая ситуация в России в начале 1917г.

Революционные события февраля 1917г. В Петрограде. Отречение Николая II, падение монархии. Образование Временного правительства. Формирование Советов. Двоевластие в центре, в провинции, в армии.

Основные политические силы (либералы, умеренные социалисты, радикалы), их программы, лидеры и предлагаемые варианты развития страны.

Апрельский кризис Временного правительства. Создание правтельственной коалиции. А.Ф.Керенский. I Всероссийский съезд Советов. Неудачное наступление русской армии в июне 1917г. Обострение национального вопроса. Июльский кризис.

Государственное совещание. Курс большевиков на вооруженный захват власти. Выступление генерала Корнилова. Провозглашение России республикой. Процесс большевизации Советов. Демократическое совещание, Временный Совет республики. Идея однородного социалистического правительства. Церковный собор и его решения.

Подготовка большевиками вооруженного восстания. Переход власти в руки большевиков. II Всероссийский съезд Советов. Первые  декреты Советской власти. Установление новой власти  на местах. Комитеты спасения Родины и революции.

Декларация прав народов России. Ликвидация сословного строя. Отделение церкви от государства и школы от церкви. Система центральных и местных органов управления Советского государства. Образование коалиционного большевистско-левоэсеровского правительства. В.И. Ленин. Л.Д. Троцкий. Я.М. Свердлов. М.А. Спиридонова. Начало переговоров с Германией.

Созыв и роспуск Учредительного собрания. III Всероссийский съезд Советов. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Образование национальных государств на окраинах бывшей Российской империи.

Большевики во главе государства. Идеи диктатуры пролетариата и мировой революции.

Борьба вокруг Брестского мира. IV съезд Советов, распад большевистско-левоэсеровского правительства. Борьба за Советы весной 1918г. Исключение изВЦИК меньшевиков и правых эсеров. V съезд Советов. Левоэсеровское вооруженное выступление 6 июля 1918г. И его последствия. Формирование однопартийной системы в Советском государстве. Принятие Конституции РСФСР.

Сращивание партийных и государственных органов. Формализация деятельности Советов и профсоюзов.  Роль репрессивных органов в жизни Советского государства. Бюрократизация партийных и государственных органов.

Влияние гражданской войны на социальную и экономическую политику большевиков. Национализация промышленности и банков. Централизация управления экономикой, образование Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ). Введение и отмена рабочего контроля. Введение натуральной оплаты труда. Всеобщая трудовая повинность.

Реализация Декрета о земле. Социально-экономические преобразования в деревне. Появление  новых типов хозяйств. Переход к чрезвычайной продовольственной политике. Продотряды. Комбеды. Ужесточение продовольственной политики в 1919г., введение продовольственной разверстки. Крестьянские выступления.

Упразднение товарно-денежных отношений. Запрет частной торговли. Карточная система распределения. Репрессии в отношении представителей эксплуататорских классов. Падение уровня жизни.

Контроль за духовной жизнью общества со стороны Советского государства. Преследование инакомыслящих. Внедрение атеистического мировоззрения, разрушение храмов, преследование духовенства. Начало эмиграции деятелей науки и культуры

Причины и основные этапы гражданской войны. Первые столкновения между новой властью и ее противниками. Создание Красной Армии. Обострение социальных противоречий в стане весной 1918г. Формирование противоборствующих лагерей: красные и белые. Волнения рабочих. «Демократическая контрреволюция»

Мятеж чехословацкого корпуса. Комуч. Красный и белый террор. Расправа с членами дома Романовых. Покушение на В.И. Ленина. Рост крестьянских выступлений. Появление «зеленого» движения.

Расширение белого движения и иностранная интервенция. Добровольческая армия под командованием А.И. Деникина. Адмирал А.В.Колчак.Решающие сражения на фронтах гражданской войны, победа красных. М.В.Фрунзе. Первая Конная армия.

Советско-польская война. М.Н.Тухачевский. Разгром армии генерала П.Н.Врангеля в Крыму. Завершение гражданской войны. Военные действия в Закавказье, Средней Азии, на Дальнем Востоке. В.К.Блюхер. Установление советской власти и образование советских социалистических республик на окраинах бывшей Российской империи.

Кризис власти РКП(б) и политики «военного коммунизма». Экономическая разруха (упадок промышленности, транспортная проблема, расстройство финансов, нехватка товаров первой необходимости).

Нарастание крестьянских выступлений. Оппоненты большевиков о путях выхода из кризиса. Кронштадтское восстание. X съезд РКП(б). Переход к НЭПу.

Тема 3. СССР в период между мировыми войнами – опыт строительства социализма

Советские республики после окончания гражданской войны и интервенции – их социально-экономическое, внутриполитическое и международное положение; предпосылки объединения. Дискуссии по вопросу объединения советских республик. Образование СССР. Первая Конституция СССР. Национальная политика и межнациональные отношения в условиях диктатуры РКП (б).

СССР в системе послевоенных международных отношений. Идейные основы и основные направления внешней политики. Преодоление дипломатической и экономической изоляции Советского государства. Заключение политических и экономических соглашений со странами Востока (Ираном, Турцией, Афганистаном, Монголией). Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Полоса признания СССР. Дипломатические конфликты с западными странами. - СССР и деятельность Коминтерна. Принцип пролетарского интернационализма. СССР и мировое революционное движение.

Основные направления нэпа: продналог, частичная денационализация промышленности, привлечение в экономику иностранного капитала, концессии. Проблема многоукладности народного хозяйства.

Перестройка системы управления государственным сектором экономики. Планирование в государственном секторе. Денежная реформа. Восстановление и развитие промышленности и сельского хозяйства. Расширение торговой сети и сферы услуг. Кооперативное движение.

Изменение социальной структуры общества: рост численности пролетариата, появление нэповской буржуазии, увеличение числа государственных служащих.

Рост уровня жизни в городе и деревне. Изменение быта горожан и сельских жителей. Социальная политика государства. Трудности НЭПа. Ножницы цен. Безработица. Жилищная проблема. Кризис хлебозаготовок. Переход к нормированному распределению товаров.

Противоречия между экономической и политической системами СССР в период НЭПа. Продолжение процесса сращивания партийного и государственного аппарата. Группы и течения в коммунистической партии. Резолюция X съезда РКП(б) «О единстве партии». Дискуссии в правящей партии о путях построения социализма, внутрипартийной демократии.

Борьба за личную власть в руководстве ВКП(б) в период болезни и смерти В.И.Ленина. Расправа И.В.Сталина с политическими оппонентами в коммунистической партии. Окончательная ликвидация оппозиционных партий (эсеров, меньшевиков). Начало формирования режима личной власти И.В.Сталина. Курс на построение социализма в одной стране.

Курс на создание плановой экономической системы. Отход от НЭПа. Возвращение к чрезвычайным мерам в экономике. Централизация хозяйственной жизни. Разработка и принятие пятилетних планов.

Индустриализация. Решение проблем финансирования. Система ГУЛАГа как дополнительный источник рабочей силы. Стройки первых пятилеток. Военно-промышленный комплекс в экономике. Появление новых отраслей промышленности. Курс на создание закрытой экономической системы. Первые итоги индустриализации, цена успехов.

Причины, цели и способы проведения коллективизации. Репрессии в отношении крестьян. Политика ликвидации кулачества как класса. Сопротивление крестьянства насильственной коллективизации. Результаты и последствия сплошной коллективизации.

Формирование тоталитарного режима. Сосредоточение рычагов государственного управления в руках Политбюро ЦК ВКП(б) во главе с И.В.Сталиным. Окончательная ликвидация оппозиционных настроений в партии.

Массовые репрессии. Политические судебные процессы. Возрастание роли НКВД в системе органов государственной власти. ГУЛАГ, Последствия репрессивной политики.

Преобразование в органах государственной власти. Конституция 1936г.: несоответствие демократического характера Конституции и социально-политических реалий советского общества.

Общественные организации в СССР как проводники партийной политики. Национальная политика. Фактическое превращение СССР в унитарное государство.

Усиление партийного контроля над духовной жизнью общества и ее идеологизация в 20-е г.г. Борьба с религиозным мировоззрением Ии инакомыслящими. Изменения в системе образования. Классовый подход при приеме в высшие учебные заведения. Отражение событий революции и гражданской войны в литературе. Пролеткульт. Эмиграция деятелей науки и культуры из СССР. Развитие школьного и среднего профессионального образования в условиях экономической модернизации. Расширение сети высших учебных заведений. Формирование советской интеллигенции. Создание системы идеологического контроля за духовной жизнью общества.

- Развитие науки и техники.Открытия советских ученых. Советские изобретатели и конструкторы. Наука под идеологическим давлением. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в исторической и других общественных науках.

Социалистический реализм как официальное художественное направление. Искусство и литература на службе политическому режиму. Репрессии против творческой интеллигенции и проявление оппозиционных настроений. Архитектура и искусство. Социалистический реализм в изобразительном искусстве: достижения и потери. Театр и кинематограф как орудие идеологии.

Изменение внешнеполитического курса СССР после прихода к власти нацистов в Германии. Политика коллективной безопасности в Европе. М.М.Литвинов. Вступление СССР в Лигу Наций. Советско-французский договор о взаимопомощи.

Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта. Советская помощь республиканцам в период гражданской войны в Испании.

Дальневосточная политика СССР. Советско-китайский конфликт на КВЖД. Помощь СССР Китаю в борьбе с японской агрессией. Советско-японский вооруженный конфликт в районе озера Хасан.

Изменение приоритетов советской внешней политики после подписания Мюнхенского соглашения. В.М. Молотов. Сближение с Германией. Неудача советско-англо-французских переговоров летом 1939 г. Заключение пакта о ненападении с Германией. Разграничение сфер влияния в Европе.

Тема 4. Государство и народы СССР в Великой Отечественной войне

Внешняя политика СССР в условиях начала войны. Присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии. Расширение экономического и политического сотрудничества с Германией.

Советско-финская война 1939-1940 гг. Исключение СССР из Лиги Наций. Результаты советско-финской войны. Расширение территории СССР в 1940 г. Присоединение Бессарабии и Северной Буковины. Образование советских республик в Прибалтике и их вступление в состав СССР.

Советско-японский конфликт в районе реки Халхин-Гол. Договор о ненападении с Японией.

Меры государства по укреплению военной мощи. Ужесточение трудовой дисциплины. Рост военного производства. Разработка новых видов вооружений. Перевооружение армии.

Периодизация Великой Отечественной войны. Силы и планы сторон накануне войны.

Начало войны. Патриотический подъем в стране. Неудачи Красной Армии летом и осенью 1941 г. Преобразование органов государственного и военного управления. Оборона Москвы. Провал германского плана молниеносной войны.

Контрнаступление Красной Армии под Москвой зимой 1941-1942 гг. советские полководцы Г.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С.Конев, К.К. Рокоссовский, Б.М. Шапошников. Герои Московской битвы. Военное и политическое значение битвы за Москву. Начало формирования антигитлеровской коалиции.

Ситуация на фронте весной 1942г. планы воюющих сторон. Наступление немецкой армии на юге летом 1942г. начало Сталинградской битвы.

Положение на территориях, подвергшихся немецкой оккупации. Борьба с оккупационным режимом. Партизанское движение: территория, численность. Роль партизанского движения в борьбе с немецко-фашистской агрессией. Крупнейшие партизанские соединения. С.А. Ковпак.    

Образование антигитлеровской коалиции. Начало военных поставок по ленд-лизу. Итоги начального периода войны.

Людские и экономические потери СССР в первые месяцы войны. Падение уровня жизни населения. Карточная система. Моральное состояние общества. Неоправданность надежд германского командования на внутреннюю нестабильность советского режима. Народный характер Великой Отечественной войны – главная политическая предпосылка коренного перелома.

Социально-экономические предпосылки коренного перелома. Тыл в годы Великой Отечественной войны. Эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. Рост военного производства как фактор, обусловивший победу СССР в войне. Труд женщин и детей. Сельское хозяйство в годы войны.

Сплочение советского народа перед лицом общего врага. Вклад ученых и деятелей культуры в победу. Национальные отношения в СССР в годы войны. Православная церковь в годы войны.

Сталинградская битва. Окружение и разгром немецких армий под Сталинградом – начало коренного перелома. Массовый героизм советских солдат и офицеров -0 важнейший фактор победы под Сталинградом.

Наступление Красной Армии зимой 1942 – весной 1943г.г.: освобождение Кавказа, прорыв блокады Ленинграда, наступление на центральных участках фронта.

Планы воюющих сторон на лето 1943г. Битва на Курской дуге и ее значение.

Переход стратегической инициативы к Красной Армии. Освобождение Левобережной Украины. Битва за Днепр.

Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны.

Стратегическая обстановка к началу 1944г. Операции советских войск зимой-весной 1944г.: наступление в районе Ленинграда, Корсунь-Шевченковская и Ясско-Кишиневская операции, освобождение Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии – операция «Багратион». Изгнание врага с территории СССР.

Освобождение стран Восточной Европы. Крымская (Ялтинская) конференция.

Берлинская операция. Капитуляция Германии. Окончание Великой Отечественной войны. Историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Потсдамская конференция. Вступление СССР в войну с Японией. Итоги второй мировой войны.

Тема 5 .СССР в послевоенный период 1945-1953 гг.

Коренные изменения в международной обстановке после второй мировой войны. Положение СССР на международной арене после второй мировой войны. СССР и Организация Объединенных Наций. Территориальные приобретения СССР. Основные направления внешней политики СССР. Начало «холодной войны».

Поддержка Советским Союзом коммунистического движения в европейских странах. Приход к власти коммунистов в Восточной Европе, образование социалистического лагеря во главе с СССР. Разрыв отношений между СССР и Югославией. Начало организационного оформления советского блока, образование СЭВ. Берлинский кризис 1949 г., раскол Германии. Создание атомного оружия в СССР, начало гонки термоядерных вооружений. Складывание биполярного мира.

Корейская война. Советская помощь Северной Корее. Осознание необходимости поиска путей к нормализации отношений между СССР и США.

Экономические последствия войны. Восстановление экономики. Отказ СССР от участия в новых международных экономических структурах (Банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и т.п.).широкомасштабное использование труда заключенных.

Переход промышленности на выпуск гражданской продукции. Восстановление промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Надежды на перемены аграрной политики.

Восстановление путей сообщения, развитие транспорта. Торговля. «Черный рынок». Отмена карточной системы. Итоги экономического развития СССР в первые послевоенные годы.

Изменения в советской политической системе. Рост демократических настроений в обществе. Изменения в государственных и партийных структурах. Ужесточение политического режима. Национальная политика, репрессированные народы.

Развитие науки и культуры. Надежды на ослабление идеологического контроля за общественной жизнью после войны. Усиление идеологического давления на общество. Подавление оппозиционных настроений. Преследование инакомыслящих. Борьба с западным влиянием в культуре. Репрессии против деятелей науки, литературы и искусства. Идеологизированные научные дискуссии и их влияние на развитие науки.

Появление подпольных антисталинских организаций. Новый виток репрессий во второй половине 40-х – начале 50-х гг. Смерть И.В. Сталина. Наследие сталинского политического режима.

Тема 6. Построение экономических основ индустриального общества в СССР в 1953 – 1964 гг.

Проблема выбора пути после смерти И.В. Сталина. Борьба за власть, победа Н.С. Хрущева. Начало процесса реабилитации. XX съезд КПСС, критика сталинизма.Десталинизация. Национальная политика, восстановление прав репрессированных народов.

Реорганизация системы государственного управления, предоставление больших прав местным руководителям. Вывод о полной и окончательной победе социализма и о начале строительства коммунизма в СССР. XXII съезд КПСС. Принятие новых программы и устава партии. Попытки демократизации внутрипартийной жизни. Итоги политического реформирования.

Рост недовольства политическим курсом Н.С. Хрущева среди части партийного и государственного руководства. Экономические проблемы и нарастание недовольства населения. Заговор и снятие Н.С. Хрущева с партийных и государственных постов. Приход к власти Л.И.Брежнева.

Дискуссии о путях социально-экономического развития в середине 50-х гг. Промышленное развитие СССР, усиление дисбаланса между легкой и тяжелой промышленностью.

Научно-техническая революция и развитие наукоемких отраслей. Создание новых научных центров и научно-исследовательских институтов. Научные и технические успехи СССР в 50-60-е гг.: освоение космического пространства, развитие атомной энергетики, авиа- и судостроения. Приоритет научных разработок для нужд военно-промышленного комплекса. Влияние соперничества СССР и США  на развитие научно-технического прогресса.

Сельское хозяйство – преобладание экстенсивных методов хозяйствования. Освоение целины: успехи и неудачи. Реорганизация МТС. Улучшение жизни колхозников. Наступление на подсобные хозяйства. Нехватка продовольствия, начало закупок хлеба за границей.

Социальная политика: рост заработной платы, массовое жилищное строительство, повышение уровня жизни населения, реформа образования. Рост цен на продукты питания. Противоречивость результатов экономической политики Н.С. Хрущева.

Влияние десталинизации на духовную жизнь советского общества, «оттепель». Сохранение системы идеологического контроля. Критика советской действительности и ее преследование со стороны властей. Частичное разрушение «железного занавеса». Самосознание и культура молодого поколения («шестидесятников»).

Отражение жизни советского общества в произведениях литературы и искусства. А.И. Солженицын. Встречи руководителей ЦК КПСС с деятелями литературы и искусства. Границы «оттепели». Практика идеологических проработок в отношении деятелей литературы и искусства.  Б.Л. Пастернак. Взаимоотношения церкви и государства. Возобновление гонений против церкви. Противоречивость духовной жизни советского общества в 50-60-е гг.

Смена ориентиров советской внешней политики. Поиск диалога со странами Запада. Прекращение корейской войны.

Политика СССР в отношении стран Восточной Европы. Создание Организации Варшавского Договора. Нормализация советско-югославских отношений. Начало кризиса международной системы социализма. Участие советских войск в венгерских событиях.

Суэцкий кризис и отношение к нему СССР. Встреча руководителей СССР, США, Англии и Франции в Женеве в 1955 г. Установление дипломатических отношений с ФРГ. Визит Н.С.Хрущева в США. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Итоги внешней политики СССР в 50-х- начале 60-х гг.

Тема 7. СССР в середине 60-80-х гг. Кризис социально-экономической и политической системы

Нарастание консервативных тенденций в политической жизни. Возврат к прежним структурам управления. Усиление партийного контроля за деятельностью государственных органов. Развитие системы льгот и привилегий для партийного и государственного аппаратов. Усиление роли армии и органов безопасности. Л.И. Брежнев.

Конституция 1977 г. Концепция «развитого социализма». Закрепление руководящей роли коммунистической партии в жизни советского общества. Вывод об образовании новой социальной и интернациональной общности – советского народа.

Кризисные явления в советской политической системе. Развитие коррупции. Критика советской политической системы диссидентами. Правозащитное движение. Необходимость реформирования политической системы.

Экономические дискуссии середины 60-х гг., проблема экономического стимулирования производителя. Экономическая реформа 1965 г. Продолжение экстенсивного развития сельского хозяйства, убыточность большинства колхозов и совхозов. Реформы в промышленности: неэффективные попытки внедрения принципов хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости.

Усиление административного управления экономикой. Падение темпов роста производительности труда. Достижения советской науки. Сохранение приоритетности развития научных исследований для нужд военно-промышленного комплекса. Увеличение военных расходов, разрастание военно-промышленного комплекса.

Развитие транспорта. Начало активной разработки нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири. Преобладание вывоза сырья в советском экспорте. Теневая экономика. Необходимость изменения хозяйственного механизма.

Влияние кризиса советской системы на духовную жизнь общества. Усиление идеологического давления на общество. Рост оппозиционных настроений. Усиление цензуры и борьба с буржуазными веяниями. Эмиграция оппозиционных деятелей литературы и искусства. Отражение советской действительности в произведениях литературы, искусства и в кинематографе. Официально-охранительная и неофициозная тенденции в советской культуре.

Нарастание противоречий между Центром и республиками. Образование националистических групп и организаций. Возникновение «инакомыслия».

Всплеск национализма в союзных республиках

Международная обстановка в середине 60-х гг. отношения СССР со странами Восточной Европы. «Пражская весна» 1968 г., ввод войск стран ОВД в Чехословакию. Ухудшение отношений с Китаем, вооруженные столкновения на советско-китайской границе.

Достижение военно-стратегического паритета с Западом. Начало разрядки международной напряженности. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Размещение советских ядерных ракет в Восточной Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Окончание разрядки. Нарастание конфронтации между СССР и странами Запада, возобновление гонки ядерных вооружений. Отношения СССР со странами «третьего мира». Противоречия советской внешней политики.

Тема 8. СССР в 1985-1991 гг.: реформирование советской системы

Предпосылки коренных преобразований. Экономические эксперименты Ю.В. Андропова. Осознание властью необходимости экономических реформ. М.С. Горбачев. Апрельский (1985) пленум ЦК КПСС, курс на ускорение социально-экономического развития страны. Ставка на внеэкономические стимулы. Провозглашение политики перестройки и гласности.

Экономическая реформа 1987 г. Развитие арендного подряда в сельском хозяйстве. Противодействие консервативных сил экономической реформе. Падение промышленного и сельскохозяйственного производства, ухудшение жизни населения. Начало инфляционного процесса. Массовые забастовки. Программы перехода к рыночной экономике (программа союзного правительства и программа «500 дней»). Непоследовательный характер экономических реформ в СССР и их неудача.

Особенности политики гласности. Ослабление идеологического контроля за духовной жизнью общества. Критика сталинизма. Возобновление процесса реабилитации жертв политических репрессий. Переоценка исторического прошлого.

Отражение в литературе изменений в общественной жизни. Развитие театра и кинематографа. Роль средств массовой информации в изменении духовных ориентиров советского общества. Борьба консервативных и демократических тенденций в культурной жизни.

Кадровая революция. Борьба реформаторских и консервативных сил в партийном и государственном руководстве. Б.Н.Ельцин.

Демократизация внутрипартийной жизни. XIX партийная конференция. Политическая реформа 1988 г.

Усиление роли Советов. I Съезд народных депутатов СССР. Развитие начал парламентаризма. Изменения в советской Конституции. Введение поста президента СССР. Появление политических партий и общественно-политических движений. Возрождение многопартийности. Внутрипартийная борьба в КПСС. Основные течения внутри КПСС.

Национальная политика. Межнациональные отношения и конфликты. Возникновение национальных движений.

Выборы в органы власти союзных республик 1990 г. Новое руководство РСФСР и его курс на радикальные реформы. Отношения между союзными республиками и центром.

Развитие центробежных тенденций. Проблема заключения нового союзного договора. Августовский политический кризис 1991 г. Крушение КПСС. Провозглашение независимости союзными республиками. Распад СССР. Образование СНГ.

Изменение концепции и ориентиров советской внешней политики. Провозглашение принципов «нового политического мышления». Начало процесса ядерного разоружения. Подписание договора о ликвидации ракет средней дальности. Развитие гуманитарного и экономического сотрудничества со странами Запада. Подписание договора о сокращении стратегических наступательных вооружений.

Отношения со странами «третьего мира». Отказ от вмешательства в региональные конфликты. Вывод советских войск из Афганистана.

Отношения со странами Восточной Европы. Отказ от вмешательства во внутренние дела восточноевропейских стран. Приход к власти демократических сил в странах ОВД. Рост антисоветских настроений. Вывод советских войск из стран Восточной Европы. Роспуск СЭВ и ОВД. Экономические и политические последствия распада социалистической системы. Неоднозначность политического курса М.С. Горбачева. Ослабление внешнеполитических позиций СССР.

Тема 9. Новая Россия. 1991-2004 гг.

Выбор пути экономических преобразований. Е.Т.Гайдар.либерализация цен и ее последствия. Экономические противоречия между центром и регионами. Начало приватизации, ее издержки. Развитие честного предпринимательства. Падение промышленного производства.

Преобразование колхозов и сохранение различных типов сельских коллективных хозяйств как основных производителей продовольствия. Развитие фермерства. Проблема введения частной собственности на землю.

Изменение социальной структуры российского общества. Социальные последствия экономических реформ. Появление новых социальных групп.

Место России в мировой экономике.

Провозглашение курса на создание в России гражданского общества и правового государства. Основные политические силы.

Октябрьские события 1993 г. Выборы в Государственную Думу и принятие новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.

Стабилизация политической жизни после 1993 г. Развитие многопартийности в России и ее особенности. Выборы в Государственную Думу 1995 г. Изменение в расстановке политических сил. Президентские выборы 1996 г. Победа Б.Н.Ельцина.

Проблема отношений между федеральным центром, республиками и регионами. Подписание Федеративного договора. Заключение двусторонних договоров между центром и субъектами Федерации. Два варианта разрешения противоречий между центром и регионами: урегулирование отношений с Татарстаном, силовое решение в Чечне.

Прекращение «холодной войны». Основные направления внешней политики России. Отношения со странами Запада. Российско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Завершение вывода российских войск из Германии и Прибалтики. Интеграция России в европейские структуры. Принятие России в Совет Европы.

Отношения с блоком НАТО. Программа «Партнерство во имя мира». Проблема расширения НАТО на восток. Договор между Россией и НАТО 1997 г.

Нормализация российско-китайских отношений. Договор о границе. Развитие экономических и культурных связей с Китаем. Российско-японские отношения, проблема Курильских островов. Военные и экономические связи с Индией. - Отношения со странами Ближнего Востока.

Россия и страны СНГ. Роль России в разрешении региональных конфликтов (Молдавия, Таджикистан, Грузия, Нагорный Карабах). Договор о коллективной безопасности. Экономические связи между Россией и странами СНГ. Российско-украинские отношения. Проблема Черноморского флота. Отношения с Белоруссией. Заключение договора о создании содружества с Белоруссией в апреле 1997 г. Отношения с Прибалтийскими республиками. Проблема границ.

Влияние социально-экономических и политических преобразований на духовную жизнь общества. Кризис советских духовных ценностей. Развитие плюрализма в духовной сфере. Усиление влияния религии на общественное сознание. Поиск новых духовных приоритетов российского общества. Возрождение национального самосознания и традиций народов России.

Культура в новых социально-экономических условиях. Развитие молодежной субкультуры. Массовая культура. Развитие литературы. Театральная жизнь. Кризис российского кинематографа. Восстановление храмов. Музеи.

Наука и образование в современной России. Перестройка работы научных учреждений в условиях перехода к рыночной экономике. Проблемы фундаментальной науки. Включение российской науки в мировой научный процесс.

Реформирование высшего и среднего образования. Становление негосударственной системы образования. Развитие национальной школы в республиках.

Планируемые результаты изучения учебного предмета:

В результате изучения истории ученик 9 класса должен

знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников

уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых явлений и процессов;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, сообщения;
  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;
  • определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Учебно – методический комплект:

  1. Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история: новейшая история: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. М.: Просвещение, 2011.
  2. Данилов А.А. История России, 20 – начало 21 вв. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт. М.: Просвещение, 2011.
  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь. История России, 20 – начало 21 вв. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в 2 частях. М.: Просвещение, 2011.


Календарно – тематическое планирование курса.

Раздел 1: Россия и мир на рубеже 19 – 20 вв. (9 часов)

Раздел, тема

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания образования

Основные понятия

Знания, умения

Измерительные формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения,

План/факт.

1

Государство  и российское общество в конце 19 – начале 20 вв.

1

Территория Российской империи, население, особенности российской модернизации, политический строй, государственные символы. Социальная структура общества, образ жизни сословий и классов. Россия и мир.

Автономия, индустриальное общество, меценатство, модернизация.

Умение работать с исторической картой.

Сравнивать территорию

Российского государства

в разные периоды

Работа с контурной

картой

§ 1

04.09.

2

Экономическое развитие страны

1

Российская экономика на рубеже веков. Роль государства в экономике. Иностранный капитал. Монополистический капитализм.  Сельское хозяйство.

Инвестиции, картель, концерн, монополии, синдикат, трест.

Давать характеристику развитию экономики, с/х, роли государства в развитии экономики

Взаимопроверка

знаний ключевых

терминов темы, опрос по вопросам

§ 2

05.09.

3

Общественно – политическое развитие России в 1984-1904гг.

1

Николай 2. Противоречия между властью и обществом. «Зубатовский социализм». РСДРП. В.Ленин. ПСР. Либеральные организации. Святополк-Мирский.

Русификация, федеративное государство.

Называть причины противоречий между властью и обществом. Давать характеристику программам ПСР и РСДРП.

Проверка таблиц,

заполненных по результатам обсуждения и заслушивания сообщений

§ 3

11.09.

4

Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905гг.

1

Основные направления внешней политики России. Дальневосточная политика. Русско-японская война: причины, ход, итоги, последствия.  Сближение России и Англии.

Называть основные направления внешней политики России, причины, основные события, итоги русско-японской войны.

Сообщения, тест.

§ 4

12.09.

5

Первая российская революция. Реформы политической системы.

1

Причины революции. Развитие революционных событий. Манифест 17 октября 1905г. Формирование монархических и либеральных политических партий. Декабрьское вооруженное восстание. Законы 1906г. 1 и 2 Госдумы. Итоги революции.  

Антисемитизм, петиция, трудовики.

Называть причины, основные события, итоги первой российской революции. Давать характеристику деятельности 1 и 2 Госдумы.

Диктант терминов,

обобщающая беседа

§ 5

18.09.

6

Экономические реформы.

1

П.А.Столыпин. Программа реформ. Разрушение общины. Переселенческая политика. Первые результаты реформ. Развитие кооперации.

Артель, кооператив, отруб, хутор.

Давать характеристику реформам Столыпина, называть их основные этапы и результаты.

Тест, блицопрос.

§ 6

19.09.

7

Политическая жизнь в 1907-1914гг.

1

Новый избирательный закон. 3 Госдума. Ужесточение национальной политики. Общество и власть в годы столыпинских реформ. Нарастание революционных настроений. 4 Госдума.

Мировоззрение

Давать характеристику деятельности 3 и 4 Госдумы. Объяснять причины нарастания революционных настроений в стране.

Устный опрос, заполнение таблицы, тест.

§ 7

25.09.

8

Духовная жизнь Серебряного века.

1

Духовное состояние общества. Развитие просвещения и науки. Литература. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка, балет, театр, кинематограф.

Импрессионизм, нобелевская премия.

Выделять особенности

развития отечественной

культуры начала 20в., составлять

сообщения.  Назвать достижения, выдающихся деятелей культуры.

Сообщения, создание презентаций.

§ 8

26.09.

9

Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия на рубеже 19 – 20 вв.»

1

Разноуровневая к/р

Нет

02.10.

Раздел 2: Великая российская революция. 1917 – 1921гг. (11 часов)

Раздел, тема

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания образования

Основные понятия

Знания, умения

Измерительные формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения,

План/факт.

10

Россия в Первой мировой войне. Версальско-Вашингтонская система.

1

Начало Первой мировой войны. Отношение народа и партий к войне. Ход боевых действий. Перестройка экономики. Приближение кризиса. Противоречия между властью и обществом.

Пацифисты, позиционная война, продразверстка, экспансия.

Называть причины войны, характеризовать отношение народа к войне в 1914-1916гг. объяснять причины новых противоречий между властью и обществом.

Проверка таблиц,

заполненных по результатам обсуждения и заслушивания сообщений.

§ 9

03.10.

11

Свержение монархии.

1

 Причины революции. Революционные события Февраля 1917г. в Петрограде.  Новые органы власти. Отречение Николая 2. Двоевластие. Национальный вопрос.

Регентство. Учредительное собрание.

Называть причины революции 1917г. Давать характеристику событиям в Петрограде.

 Сообщения, тест

§ 10

09.10.

12

Россия весной – летом 1917г.

1

 Политические партии после Февраля. Апрельский, июньский и июльский кризисы власти. Выступление Корнилова. Директория.

Коалиционное правительство

Давать характеристику действию политических партий, объяснять причины кризисов власти, называть их последствия.

Взаимопроверка

знаний ключевых

терминов темы, опрос по вопросам

§ 11

10.10.

13

Октябрьская революция.

1

 Последний этап кризиса власти. Социально-экономическая ситуация. Вооруженное восстание в Петрограде. Захват власти большевиками.  2-ой съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Новая власть в Москве и на местах.

Аннексия, декрет, контрибуция.

Называть причины революции, характеризовать действия большевиков после захвата власти.

Проверка таблиц,

заполненных по результатам обсуждения и заслушивания сообщений

§ 12

16.10.

14

Формирование советской государственности.

1

 Создание новых органов власти. Уничтожение национального и сословного неравенства. Судьба Учредительного собрания. 3-й съезд Советов. Брестский мир. Распад коалиционного правительства. Первые мероприятия большевиков в промышленности. Аграрная политика. Продовольственная диктатура. Конституция 1918г.

Компромисс, национализация, сепаратный мир

Давать характеристику действиям большевиков в области экономики и политики после прихода к власти.  

Сообщения, тест.

§ 13

17.10.

15

Начало Гражданской войны.

1

 Причины и основные этапы Гражданской войны. Выступления против советской власти. Формирование Белого движения. А.И.Деникин. создание Красной армии.

 Локальный, эскалация

Называть причины и основные этапы Гражданской войны, причины первых выступлений против советской власти.

Диктант терминов,

обобщающая беседа

§ 14

23.10.

16-17

На фронтах Гражданской войны.

2

 Выступление Чехословацкого корпуса. «Демократическая контрреволюция». Восточный фронт. А.В.Колчак. М.В.Фрунзе. Красный террор. Южный фронт. Поход на Петроград. Интервенция. Война с Польшей. Разгром Врангеля.

 «Демократическая контрреволюция», интервенция, концентрационный лагерь, террор.

 Характеризовать основные этапы борьбы между красными и белыми, называть причины победы красных.

Тест, блицопрос.

§ 15

24.10.

06.11.

18

Экономическая политика красных и белых.

1

 Политика военного коммунизма. Развитие с/х. экономическая политика белых. Реформы Врангеля.

 Аннулировать

 Называть основные положения политики военного коммунизма. Характеризовать развитие с/х.

Устный опрос, заполнение таблицы, тест.

§ 16

07.11.

19

Экономический и политический кризис начала 20-х гг.

1

 «Малая гражданская война». Кронштадтское восстание. Причины поражения белых и победы красных.

 Денационализация

 Давать оценку последствиям Гражданской войны, называть причины поражения белых и победы красных в Гражданской войне.

Сообщения, проверка презентаций.

§ 17

13.11.

20

Повторительно – обобщающий урок по теме «Великая российская революция. 1917 – 1921гг.»

1

Разноуровневая к/р

Нет

14.11.

Раздел 3: СССР на путях строительства нового общества (12 часов)

Раздел, тема

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания образования

Основные понятия

Знания, умения

Измерительные формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения,

План/факт.

21

Переход к нэпу

1

 Причины перехода к нэпу. Основные направления нэпа. Экономические итоги нэпа. Общество в годы нэпа. Экономические противоречия нэпа. Хлебозаготовительный кризис.

Аренда, концессия, продналог, хозрасчет.

Называть причины, основные направления, итоги нэпа. Давать характеристику противоречиям нэпа.  

Сообщения, тест

§ 18

20.11.

22

Образование СССР

1

Национальные окраины в Гражданской войне. Предпосылки объединения социалистических республик. Национальная политика и межнациональные отношения.

Суверенитет, федерация

Называть предпосылки объединения социалистических республик, называть принципы построения многонационального государства.

Взаимопроверка

знаний ключевых

терминов темы

§ 19

21.11.

23

Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. Послевоенное устройство мира.

1

 Преодоление дипломатической изоляции. Генуэзская конференция. Рапалльский договор. «Полоса признания». Соглашения со странами Востока. Конфликты с западными странами. Коминтерн.

Мировая революция

Давать характеристику основным направлениям внешней политики, объяснять причины ее двойственности (установление дипломатических отношений с капстранами и разжигание мировой революции)

Дискуссия,

заполненных по результатам обсуждения и заслушивания сообщений

§ 20

27.11.

24

Политическое развитие в 20-е гг.

1

 Сращивание государственного и партийного аппарата, утверждение однопартийной политической системы. Смерть В.И.Ленина. И.В.Сталин. Л.Д,Троцкий. «Правый уклон». Победа Сталина в борьбе за власть.

Саботаж

Объяснять причины ужесточения политического режима, установления однопартийной полит.системы, причины победы Сталина.  

Сообщения, тест, схема-конспект.

§ 21

28.11.

25

Духовная жизнь СССР в 20-е гг.

1

 Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Власть и интеллигенция. Партийный контроль над духовной жизнью. «Сменовеховство». Большевики и церковь. Начало «нового искусства».

Анафема, атеизм, конструктивизм.

Называть   основные этапы наступления партии  на культуру.

Диктант терминов,

блицопрос

§ 22

04.12.

26

Социалистическая индустриализация

1

 Особенности индустриализации в СССР. Первая пятилетка, ее социальные проблемы. Второй пятилетний план. Положение рабочих. Стахановцы. Итоги первых пятилеток.

Индустриализация, пятилетка.

 Характеризовать особенности индустриализации в СССР, давать оценку итогам первых пятилеток.

Тест .

§ 23

05.12.

27

Коллективизация сельского хозяйства

1

Причины коллективизации. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Результаты коллективизации. Колхозное крестьянство.

Коллективизация.

 Называть причины коллективизации, ее результаты, последствия раскулачивания.

Устный опрос, заполнение таблицы, тест.

§ 24

11.12.

28-29

Политическая система СССР в 30-е гг.

2

 Роль партии в жизни государства. Роль идеологии. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Показательные судебные процессы. Конституция 1936г. Национальная политика.

Культ личности

 Давать оценку последствиям установления в стране жесточайшего политического режима.

Устный опрос, заполнение таблицы, тест.

§ 25

12.12.

18.12.

30

Духовная жизнь в 30-е гг.

1

Развитие образования. Власть и наука. Научные достижения. Соцреализм. Кинематограф. Музыка и ИЗО. Литература. Театр.

Выделять особенности

развития советской в 30-е гг.

Называть достижения, выдающихся деятелей культуры. Объяснять противоречивый характер развития культуры.

Проверка домашнего

задания по вопросам

учебника, диктант дат,

тест на узнавание

по теме урока

§ 26

19.12.

31

Внешняя политика СССР в 30-е гг. Страны Запада в 30-е гг.

Изменение внешнеполитического курса СССР. Курс на создание единого антифашистского фронта. Война в Испании и СССР. Дальневосточная политика. Мюнхенское соглашение. Советско-англо-французские переговоры. Сближение СССР и Германии.

Система коллективной безопасности

Давать характеристику смене курса во внешней политике, объяснять причины и давать оценку сближению СССР и Германии.

Обобщение в форме взаимопроверки

таблиц

§ 27

25.12.

32

Повторительно – обобщающий урок по теме «СССР на путях строительства нового общества»

Разноуровневая к/р

Нет

26.12.

Раздел 4: Великая Отечественная война (8 часов)

Раздел, тема

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания образования

Основные понятия

Знания, умения

Измерительные формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения,

План/факт.

33

СССР накануне ВОВ. Начало Первой мировой войны.

1

Начало Второй мировой войны и СССР. Советско-финляндская война. СССР и Прибалтика. Советско-германские отношения накануне войны.

Денонсация, эшелонированный.

 Давать оценку деятельности руководства СССР по отсрочиванию вступления во Вторую мировую войну. Характеризовать  советско-германские отношения накануне войны.

Сообщения, тест

§ 28

15.01.

34

Начало ВОВ

1

 Канун войны. Начало войны. Силы и планы сторон. Неудачи Красной армии летом-осенью 1941г. битва за Москву. Оборона Ленинграда.  

Превентивный

 Давать оценку действиям СССР на начальном этапе войны, объяснять неудачи Красной армии начального периода.

Взаимопроверка

знаний ключевых

терминов темы

§ 29

16.01.

35

Немецкое наступление 1942г. и предпосылки коренного перелома.

1

 Ситуация на фронте весной 1942г. планы сторон. Немецкое наступление летом 1942г. Сталинградской битвы. Приказ № 227. Немецкий оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение. Образование антигитлеровской коалиции. Итоги первого этапа войны.

Дискуссия,

заполненных по результатам обсуждения и заслушивания сообщений

§ 30

22.01.

36

Советский тыл в ВОВ

1

 Советское общество в первый период войны. Предпосылки коренного перелома в ходе войны. Образование и наука в годы войны. Церковь. Единство фронта и тыла.

Местоблюститель

Называть социально-экономические предпосылки коренного перелома в войне.  Характеризовать отношения церкви и государства в годы ВОВ.

Сообщения, тест, схема-конспект.

§ 31

23.01.

37

Коренной перелом в ходе ВОВ

1

Битва за Кавказ. Разгром немецких войск под Сталинградом. Курская дуга. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны.

Давать характеристику  итогам  второго периода войны войны, называть его основные события.

Диктант терминов,

блицопрос

§ 32

29.01.

38

Народы СССР в борьбе с немецким фашистом.

1

Экономика советских республик в годы ВОВ. Национальные движения. Национальная политика. Морально-политическое единство народов СССР.

Депортация, коллаборационисты

 Характеризовать особенности развития экономики советских республик в годы ВОВ.

Тест .

§ 33

30.01.

39

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны

1

 Военно-стратегическая обстановка к началу 1944г. окончание ВОВ. Крымская (Ялтинская) конференция. Освобождение Европы от фашизма. Потсдамская конференция. Вступление СССР в войну с Японией. Итоги Второй мировой войны

Демилитаризация  

 Давать оценку итогам ВОВ и Второй мировой войны, роли СССР в деле победы над фашизмом.

Устный опрос, заполнение таблицы, тест.

§ 34

05.02.

40

Повторительно – обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война»

1

Разноуровневая к/р

Нет

06.02.

Раздел 5: СССР в 1945 – 1953гг. (5 часов)

Раздел, тема

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания образования

Основные понятия

Знания, умения

Измерительные формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения,

План/факт.

41

Восстановление экономики

1

 Экономика СССР после войны. Экономические дискуссии 1945-1946гг. Развитие промышленности и с/х. Курс на «закручивание гаек».

ВПК, национальное богатство. Репарации, репатриация

 Давать оценку  состояния промышленности и с/х после ВОВ, объяснять смысл понятия «закручивание гаек».

Сообщения, тест

§ 35

12.02.

42

Политическое развитие

1

 Демократический импульс войны. Изменения в структурах власти. Новый виток репрессий. Национальная политика.

 «Железный занавес», клерикальный, космополитизм, номенклатура

Объяснять смысл понятия «демократический импульс войны», причины нового витка репрессий.

Взаимопроверка

знаний ключевых

терминов темы

§ 36

13.02.

43

Идеология и культура

1

 Восстановление «железного занавеса». Литература, музыка, образование. Научные дискуссии.

Кибернетика

Объяснять смысл понятия «железный занавес». Называть задачи культуры и науки в послевоенные годы.

Дискуссия,

заполненных по результатам обсуждения и заслушивания сообщений

§ 37

19.02.

44

Внешняя политика. «Холодная война».

1

 Причины и предпосылки «холодной войны», апогей «холодной войны».

 Апогей, «холодная война»

Называть   предпосылки  и причины  «холодной войны», ее этапы.

Сообщения, тест, схема-конспект.

§ 38

20.02.

45

Повторительно – обобщающий урок по теме «СССР в 1945 – 1953гг.»

1

Разноуровневая к/р

Нет

26.02.

Раздел 6: СССР в 1953 – середине 60-х гг. 20 века (5 часов)

Раздел, тема

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания образования

Основные понятия

Знания, умения

Измерительные формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения,

План/факт.

46

Изменения политической системы. Страны Запада и Азии в послевоенный период.

1

 Смерть Сталина и борьба за власть. 20-й съезд КПСС. Реабилитация. Реорганизация госорганов, партийных и общественных организаций.

Волюнтаризм, реабилитация, субъетивизм

 Давать оценку  изменениям, произошедшим в политической жизни страны после смерти Сталина.

Сообщения, тест

§ 39

27.02.

47

Экономика СССР 1953 – 1964гг.

1

Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Развитие промышленности. Полет в космос. Социальная политика.

Предприятия группы «А» и «Б»

Давать оценку мероприятиям Хрущева и Маленкова в промышленности, социальной политике, их итогам

Взаимопроверка

знаний ключевых

терминов темы

§ 40

05.03.

48

«Оттепель» в духовной жизни

1

Преодоление сталинизма в литературе и искусстве. Развитие науки и образования.

Называть успехи культуры и науки периода «оттепели»

Дискуссия,

заполненных по результатам обсуждения и заслушивания сообщений

§ 41

06.03.

49

Международные отношения: политика мирного сосуществования.

1

В поисках новой стратегии. Отношения с Западом. Проблемы разоружения. СССР и соцстраны. «Третий мир» во внешней политике СССР.

Мораторий

 Давать оценку отношениям СССР со  странами Запада и странами соцлагеря

Сообщения, тест, схема-конспект.

§ 42

12.03.

50

Повторительно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953 – середине 60-х гг. 20 века»

1

Разноуровневая к/р

Нет

13.03.

Раздел 7: СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. 20 века (5 часов)

Раздел, тема

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания образования

Основные понятия

Знания, умения

Измерительные формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения,

План/факт.

51

Консервация политического режима

1

 Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Брежнев. Укрепление роли армии и органов безопасности. Конституция СССР 1977г.

Диссидент, коррупция, «теневая экономика»

 Давать оценку  изменениям, произошедшим в политической жизни страны при Брежневе

Сообщения, тест

§ 43

19.03.

52

Экономика «развитого социализма»

1

 Аграрная реформа 1965г. и ее результаты. Реформы в промышленности. НТП. Социальная политика.

Давать оценку реформам в промышленности и с/х, социальной политике, их итогам

Взаимопроверка

знаний ключевых

терминов темы

§ 44

20.03.

53

Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг.

1

 Концепция «развитого социализма». Противоречия в развитии художественной культуры.

Называть успехи культуры и науки, характеризовать причины и проявления противоречий между властью и обществом.

Дискуссия,

заполненных по результатам обсуждения и заслушивания сообщений

§ 45

02.04.

54

Международные отношения. Политика разрядки: надежды и результаты.

1

 Отношения с Западом. СБСЕ. Региональные конфликты. Афганская война.

Интеграция, суверенитет.

 Давать оценку отношениям СССР со  странами Запада. Называть причины и итоги афганской войны.

Сообщения, тест, схема-конспект.

§ 46

03.04.

55

Повторительно – обобщающий урок по теме «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.»

1

Разноуровневая к/р

Нет

09.04.

Раздел 8: Перестройка в СССР. 1985 – 1991гг. (5 часов)

Раздел, тема

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания образования

Основные понятия

Знания, умения

Измерительные формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения,

План/факт.

56

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги.

1

Предыстория перестройки. «Кадровая революция». Реформа 1988г. формирование многопартийности. Национальная политика  и межнациональные отношения. Августовский политический кризис 1991г. и его последствия.

Разделение властей, перестройка

 Давать оценку  изменениям, произошедшим в политической жизни страны в 1985-1991гг.

Сообщения, тест

§ 47

10.04.

57

Экономические реформы 1985 – 1991гг.

1

Стратегия ускорения. Экономическая реформа 1987г. второй этап реформы. Программа «500 дней».

Инфляция, приватизация

Давать оценку реформам в промышленности и с/х, социальной политике, их итогам

Взаимопроверка

знаний ключевых

терминов темы

§ 48

16.04.

58

Политика гласности: достижения и издержки.

1

На пути к гласности. Литература, кино, театр. Реабилитация. Издержки гласности.

Называть успехи культуры и науки, характеризовать суть и последствия гласности.

Дискуссия,

заполненных по результатам обсуждения и заслушивания сообщений

§ 49

17.04.

59

Диалектика нового мышления. Международные отношения.

1

Новое политическое мышление: смена внешнеполитического курса. Начало разоружения. Распад соцсистемы. Разблокирование региональных конфликтов. Результаты политики «нового мышления».

Биполярная система международных отношений.

 Давать оценку отношениям СССР со  странами Запада.  Называть результаты политики «нового мышления».

Сообщения, тест, схема-конспект.

§ 50

23.04.

60

Повторительно – обобщающий урок по теме «Перестройка в СССР в 1985 - 1991гг.»

1

Разноуровневая к/р

Нет

24.04.

Раздел 9: Россия в конце 20 – начале 21 вв. (10 часов)

Раздел, тема

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания образования

Основные понятия

Знания, умения

Измерительные формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения,

План/факт.

61

Российская экономика на пути к рынку.

1

 От советской экономической системы – к рынку «Шоковая терапия». Приватизация. Корректировка курса реформ. Первые результаты. Финансовый кризис 1998г. и его последствия. Россия в мировой экономике.  

Валютный коридор, ваучер, конвертируемая валюта, либерализация цен, рыночная экономика.

 Давать оценку  изменениям, произошедшим в экономике России вследствие реформ, объяснять причины эконом.кризиса, называть проблемы и итоги экономического развития страны.

Сообщения, тест

§ 47

30.04.

62

Политическая жизнь: Россия на пути к демократическому обществу и правовому государству

1

Разработка новой Конституции. Политический кризис 1993г. конституция 1993г. Многопартийность. Парламентаризм. Президентские выборы 1996г. Б.Н.Ельцин. результаты политического развития в 90-е гг. 20в.

Референдум, фракция, электорат.

Давать оценку реформам в политике, называть результаты политических реформ, давать оценку деятельности Ельцина. Назвать проблемы, возникшие в ходе реформирования российского общества.

Взаимопроверка

знаний ключевых

терминов темы

§ 48

01.05.

63

Духовная жизнь России.

1

Исторические условия развития культуры. Развитие и успеха литературы, кинематографа, музыки, ИЗО, театра. СМИ. Традиционные религии в современной России.

 Концептуализм, постмодернизм, публицистика

Называть успехи культуры и науки, характеризовать инновации в развитии культуры, их влияние на общественную жизнь

Дискуссия,

заполненных по результатам обсуждения и заслушивания сообщений

§ 49

07.05.

64

Строительство обновленной Федерации

1

Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор. Конституция 1993г. о принципах федеративного устройства России. Нарастание противоречий между центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 90-е гг.

Объяснять необходимость новых принципов федеративного устройства в нашей стране. Называть причины массовых нац.движений. Давать оценку методам решения чеченской проблемы. Называть результаты нац.политики страны в 90-е гг.

Сообщения, тест, схема-конспект.

§ 50

08.05.

65

Геополитическое положение и внешняя политика России.

1

Новое место России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия и СНГ. Результаты внешней политики страны в 90-е гг.

Концепция внешней политики.

Давать оценку месту России на международной политической  арене. Называть наиболее значимые результаты внешней политики страны в 90-е гг.

Понятийный

диктант, работа

с документом

§ 51

14.05.

66

Россия на пороге 21 века.

1

Президент России В.В.Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале 21 века. Усиление борьбы с терроризмом. Чеченская проблема. Разработка новой внешнеполитической стратегии. Выборы 2003 – 2004гг.

Давать оценку политическим и экономическим реформам,  методам решения чеченской проблемы. Рассказывать об итогах выборов.

Беседа по во-

просам учеб-

ника, работа с

документом

§ 52

15.05.

67-68

Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия в конце 20 – начале 21 вв.»

2

Разноуровневая к/р

Подготовка к итоговой к/р

21.05.

22.05.

69-70

Урок контроля и оценки знаний учащихся по курсу «История России. 20 – начало 21 вв .»

2

Итоговая контрольная работа

28.05.

29.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...