Методы воспитания гражданственности и патриотизма на уроках истории. Методические рекомендации.
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, воспитание, школа.
Аннотация: из практики использования методов воспитания гражданственности и патриотизма на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kanukova_v.v_metod.grazhdanstvennost.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы воспитания гражданственности и патриотизма на уроках истории.
Методические рекомендации.
Учитель истории Канукова В.В.
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, воспитание, школа.
Аннотация: из практики использования методов воспитания гражданственности и патриотизма на уроках истории.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015г.» направлена на формирование патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. В современной школе уроку истории уделяется решающая роль в воспитании гражданственности и патриотизма. Актуальна задача преодоления экстремистских проявлений, ксенофобии, воспитания духовных ценностей, активной гражданской позиции. Президент В.В.Путин обозначил связь между национальной безопасностью и необходимостью воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Как утверждал В.В. Путин, утрата патриотизма приведет к тому, что мы потеряем себя как народ.
К основным методами патриотического воспитания можно отнести следующие:
1. Метод убеждения
2. Метод организации практической деятельности
3. Методы стимулирования, оценки и самооценки.
В воспитании гражданственности и патриотизма актуальными являются героические страницы прошлого и подвиги, которые совершались в современной истории.
Результатом использования метода убеждения становится понимание учащимся исторической объективности и реалий. Примером реализации может стать урок истории по теме «Россия в Первой мировой войне». Героика прошлого, как нельзя лучше, вызывает эмоциональный отклик у учащихся. Учащимся предлагается высказать свое отношение к цитате из воспоминаний штабс-капитана второго особого полка Васильева о Русском легионе в Первой мировой войне. «Жертва, принесенная на алтарь Отечества на чужбине, была велика. Могилы русских воинов разбросаны по всей Франции и во всей Македонии. Самое большое военное русское кладбище, где покоится более тысячи наших братьев, находится около Мурмелона (Марны)». Учащиеся приводят свои аргументы в поддержку и в опровержение необходимости участия России в Первой мировой войне. Формулируют идеи, ради которых погибали русские солдаты и офицеры. Делают вывод о стойкости духа русских солдат, верных присяге и долгу.
Учащиеся самостоятельно составляют синквейн приблизительно следующего содержания:
Патриот
Высоконравственный, ответственный
Трудится, творит, борется
Любит свою Родину,
Гражданин.
Метод организации практической деятельности формирует поведенческую сферу, культуру коммуникации, диалога. Результатом применения метода является воспитание толерантности, уважительного отношения к личности собеседника и к его мнению. В качестве примера можно привести работу в малых группах и предложить учащимся определить:
Первой группе – роль участия русских войск в Первой мировой войне. Конкретизировать на примере подвига Русского легиона, сражавшегося в составе Марокканской дивизии.
Второй группе – отношение французов к русским солдатам. Используются материалы из французской прессы.
Третьей группе – почему в городах России так мало памятников солдатам Первой мировой войны.
Третий метод определяется как возрастно-оценочный. Цель его использования – через эмоционально-волевую сферу регулировать личностные качества ученика.
Учитель может дать ученикам самим сформулировать вопросы к воображаемым солдатам Русского легиона. В этих вопросах должно отразиться желание понять причины и истоки героизма русских солдат, понять, что двигало ими: любовь к Франции? Верность присяге? Страх перед наказанием за неподчинение присяге?
Используя указанные методы, учащиеся сделают вывод о твердости духа русского солдата, верности присяге и долгу.
Результатом применения вышеуказанных методов является мотивация к проявлению гражданственности и патриотизму, реализация гражданских ценностей, любовь к Родине, уважение не только к ее героическому прошлому, но и любовь к Родине в настоящее время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль...
Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под пат...
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории.
Статья опубликованная в сборнике материалов республиканского занального семинара совещания координаторов воспитательной деятельности и руководителей учреждений дополнительного образования Бураево...
Доклад на тему "Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и краеведения"
Уроки истории и краеведения призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловечес...
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания по ФГОС
Материал по нравственно-патриотическому воспитанию...
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания у учащихся с ОВЗ.
Обобщение опыта работы по теме: "Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания у учащихся с ОВЗ"...