Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории.
статья (история) по теме
Статья опубликованная в сборнике материалов республиканского занального семинара совещания координаторов воспитательной деятельности и руководителей учреждений дополнительного образования
Бураево 2014 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории.
Хайретдинов А.А.,учитель истории
и обществознания МОБУ СОШ № 3
с. Бураево
Под гражданским воспитанием школьников понимается целенаправленное педагогическое воздействие на их самосознание путем передачи знаний, развития чувства уважения к истории своего народа, к законам государства, к гражданским правам и обязанностям, воспитание ответственности за судьбу своей страны, готовности к гражданскому действию. Поэтому работа в обозначенном направлении решает не только учебно-методические проблемы, но и задачу воспитания выпускника школы, который должен быть «духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личностью, способной на сознательный выбор жизненной гражданской позиции». Хочу привести крылатое высказывание российского педагога Василия Сухомлинского: « Чтобы заложить в годы детства основы человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла». В этой фразе сформулированы главные ценности гражданина, которое общество должно воспитать в каждом человеке.
Большую роль в формировании гражданских качеств и гражданской позиции у подрастающего поколения играют уроки истории, где становление гражданственности проходит через развитие демократических качеств, выработку осознанности гражданской позиции, сохранение баланса между свободной личной инициативой и ответственностью перед обществом. Гражданское образование - это воспитание и обучение, ориентированные на формирование совокупности гражданских свойств личности. Можно выделить три взаимосвязанных направления гражданского образования. Это:
-формирование у учащихся социально-гражданской компетентности, позволяющей свободно ориентироваться в жизни гражданского общества, правильно определять способы своего поведения и жизненные планы;
-воспитание гражданственности, предполагающей наличие у человека системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его прошлое, настоящее, будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам;
- создание условий для развития гражданской активности, накопления учащимися опыта реальных социально значимых дел.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию
гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая историю Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за её будущее и настоящее, учащийся утверждает своё достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за её достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все ещё делается так, как должно быть. История - это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.
Для осуществления задач по гражданскому воспитанию я использую следующие формы и приёмы: лабораторные работы, круглые столы, творческие задания, использую ИКТ, музейное обучение, использование краеведческого материала, кружковая работа, встречи с ветеранами ВОВ. Лабораторные работы предусматривают анализ исторических источников. В ходе самостоятельной работы учащиеся пытаются выработать собственную версию истории и дать субъективную оценку историческим процессам, событиям и личностям, через образы прошлого почувствовать колорит, ценности, эпохи, учатся мыслить, рассуждать, анализировать информацию, вырабатывать собственную позицию.
Например, на уроке « Политические процессы 90-х», использование текста Конституции способствует ознакомлению учащихся с изменением структуры политической власти в РФ, работа с преамбулой Конституции, осмысление и анализ которой формирует осознание единства, толерантности, и гражданской ответственности за судьбу государства.
Не только сформировать, но и высказать и доказать свою позицию способствуют интерактивные формы обучения, в частности, уроки в форме круглых столов помогают учащимся: анализировать важные современные проблемы, синтезировать знания, слаженно работать с одноклассниками, уметь писать эффективные речи, принимать хорошо продуманные решения, развивать смелость и уверенность в себе. В качестве примера можно привести следующие уроки: «Реформы и реформаторы в России в начале ХХ века», «Основные проблемы внешней политики России», «Реформы в России и их исторические последствия». Такие уроки вызывают у ребят большой интерес, они охотно к ним готовятся, привлекая дополнительный материал.
Формирование гражданственности на современном уроке, невозможно без использования ИКТ. Учебные диски по истории имеют большое количество иллюстративного материала, фотографий, документальных источников, позволяют услышать голос непосредственных участников исторических событий, увидеть документальные кадры, дающие возможность донести до учащихся мысли и чувства производящее неизгладимое впечатление, не позволяет ученикам оставаться равнодушными, заставляет задуматься о том, что значит для человека Родина.
Практически к каждому уроку по отечественной и всеобщей истории можно подобрать материал из интерактивных учебных пособий с 5 по 9 класс. В них содержится серьёзный информационный материал, который я использую на таких уроках, как «Отечественная война 1812 года», «Восстание декабристов», «Крымская война», «Россия в Первой мировой войне». Большой интерес у школьников вызывает цикл документального кино « Загадки русской истории», состоящее из 8 фильмов: «Взлет Древней Руси», «Крушение Древней Руси», «Тайны Куликова поля», «Падение Новгородской республики», «Трагедия династии», «Время самозванцев», «Женщины у власти», «Почему отменили крепостное право», которые можно использовать в преддверии круглого стола или для характеристики деятельности отдельной исторической личности или эпохи.
В своей работе по гражданскому и патриотическому воспитанию я использую музейное обучение. У учащихся, посещающих школьный музей, формируется чувство гордости за родную школу, за историческое прошлое населенного пункта, где они проживают. Проведенные в музее уроки по истории всегда оставляют глубокий след в памяти учащихся. Они интересны тем, что уроки обеспечены наглядностью. Во время этих уроков у учащихся всегда проявляется высокая активность. Например, на уроке посвящённому 20-летию вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана на тему: « Афганистан болит в моей душе….» , учащиеся школы узнали о героическом прошлом воинов-интернационалистов, уроженцах села Бураево и Бураевского района: Муртазине И.М –звании капитана, Зиганшине А.Ф служившим старшим врачом отдельного автомобильного батальона, Гильфанове Данисе Рашитовиче служившем 101 мотострелковом полку в г. Герате, и о многих других.
Огромный потенциал несет в себе краеведение : знания о своей малой Родине способствует формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве. Бураевская земля славится своей древнейшей историей, начавшейся с II- IV вв. н.э. На уроках по тематике « Древние люди на территории нашей страны» рассматриваю краеведческий материал в цикле исторических уроков-игр: «Колесо истории», «Счастливый случай», « Умники и умницы» и др., в ходе которых учащиеся отвечают на вопросы, сгруппированные по темам: « Даты», « Хозяйство», « Утварь», «Занятия», «События», «Оружие», получая баллы за правильные ответы. На уроках « Россия в XVI веке», «Гражданская война 1918-1920гг» ученики выступают с сообщениями или презентациями на тему: «Родословная села Бураево: связь времён», « Вострецов С.С.- герой гражданской войны».
В деле воспитания гражданственности и патриотизма практикую встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. В 9 и 11 классах при изучении истории XX века ребята подготовили проект: « 70-летие Курской битвы» ( организовали встречу, взяли интервью) , проявили любознательность и исследовательские навыки.
Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за участников величайших событий истории и, надеюсь, формируют чувство патриотизма к своей Родине.
Таким образом, уроки истории призвании помочь пережить и осмыслить всё, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина России, особенно молодежи, в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства. Потому как никогда актуальны слова Н.А. Некрасова:
«А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! Будет с нас - купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Хватает даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.
Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...
Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»
Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека
Формирование музыкальной культуры школьников на уроках музыки...
Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...