Урок по истории 7 класс. Тема:"Как происходило объединение Франции?"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Урок по истории 7 класс. Тема:"Как происходило объединение Франции?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_istorii_7_klass.zip1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории Средних веков  в 7 классе по теме: « Как происходило объединение Франции?»

Цели:

  • выяснить, кто был заинтересован в объединении Франции;
  • как оно проходило;
  • когда возникли генеральные штаты и какова их функция;

Оборудование: компьютер. Презентация

                        Ход  урока.

  1. Орг. начало урока.

. Итак, давайте начнём работать!

  1. Проверка домашнего задания:

Ребята, давайте напомним друг- другу: какую тему мы с вами изучили на прошлом уроке? (Крестовые походы)

Что я вам задавала на дом для закрепления этой темы? (пар.16, таблица )

Сейчас я хочу узнать, как вы усвоили тему прошлого урока

Три человека   сдадут мне тетради  в конце урока на проверку таблицы по крестовым походам.

Трое  - будут решать тесты,

Остальные работают со мной!

Слайд проверка вместе тесты с третьего слайда

  1. Сообщение темы и целей урока.

Давайте дальше изучать историю . Сегодня мы побываем в средневековой Франции и посмотрим как постепенно укреплялась королевская власть ,а так же узнаем, какие процессы происходили в во Франции, которые в последствии привели к объединению страны.  

Сейчас, записывая в тетрадь тему нашего урока вы должны сформулировать вопросы, ответы на которые вы хотели бы получить при изучении новой темы.

Тема урока- Как происходило Объединение Франции (записать в тетрадях)

Спросить какие вопросы. Молодцы! А теперь, собрав все ваши вопросы воедино, и добавив немного, я предлагаю изучить тему по следующему плану. Вы согласны?

( сл. 4)  План урока.

1. Кто был заинтересован в объединении страны.

2. Первые успехи объединения.

3. Филипп IV Красивый и его

конфликт с папой.

4. Генеральные штаты.

( сл. 3) Задание на урок:

Действительно ли объединение Франции было неизбежным событием?

(ответ на этот вопрос вы  должны постараться мне дать в конце урока)

                 4. Изучение нового материала.       

(сл. ) Рассматривая первый пункт нашего плана, нам нужно предположить, кто мог быть заинтересован в объединении страны?

А для этого  откройте учебник на стр. 146.  

Я дам вам 2 минутки чтобы познакомиться с 1 пунктом учебника,

Слайд

но обратите внимание на  вопросы, ответы на которые вам придётся дать.

Во Франции, как и повсюду в Европе, развивалось сельское хозяйство, росли города.
- Какой город во Франции, на ваш взгляд, был  экономическим и политическим центром Франции? ( Париж)

- Как вы думаете, что может мешать развитию страны?

( междоусобные войны и грабежи на дорогах причиняли большой вред жизни страны.)

-  Что  или кто мог навести порядок в стране?(Только сильная королевская власть могла навести в стране порядок).
- Вспомните, какими были взаимоотношения городов и сеньоров?

(Растущие города, добиваясь освобождения от власти сеньоров, часто обращались за помощью к королю).

- Как вы думаете, какими действиями король мог ослабить непокорных вассалов?

 ( король нередко становился на сторону горожан, давал им грамоты на самоуправление).

- А как крестьяне благодарили короля за оказанную помощь?

 (Города помогали своему покровителю деньгами, посылали ему оружие и военные отряды. Королевскую власть поддерживали крестьяне, так как междоусобицы приносили большой вред их хозяйству.)
Многие сеньоры в это время делили господскую пашню на наделы и отдавали их в пользование крестьянам. Нуждаясь в деньгах, они постепенно заменяли барщину и оброк продуктами денежным оброком.

- Давайте вспомним, что такое барщина и оброк.

- Мы выяснили, что сильная власть была нужна и крестьянам и горожанам. А кому ещё она была нужна?

( была мелким и средним феодалам - рыцарям, чтобы удерживать в подчинении крестьян и не дать разорить себя знатным сеньорам.

-  Поддерживал ли кто ещё короля в объединении Франции?
( активно поддерживала и церковь. Образованные епископы и аббаты нередко были главными советниками королей.)

- А были ли такие люди, которые не хотели усиления власти короля? Кто они?


- Лишь крупные землевладельцы не желали расставаться со своей независимостью и противились усилению власти короля.
(сл.  ) Итак, мы с вами выяснили, что в объединении страны были заинтересованы средние слои населения, а это: горожане, крестьяне и рыцари.
                       
Первые успехи объединения. 

(сл.)    Сначала короли подчинили вассалов в собственных землях: разрушали их замки и ставили в них свои отряды. Покупками и захватами соседних земель первые короли из династии Капетингов расширили свое небольшое владение. А затем они начали подчинять себе независимых правителей обширных областей.
( сл. ) В этой борьбе королю Франции пришлось столкнуться с английским королем. Еще в середине XI века герцог Нормандии завоевал Англию и стал ее королем. При его преемниках английские владения на континенте расширились и занимали больше половины территории Франции. Расположенные по нижнему течению рек Сены и Луары, они закрывали выход к морю Парижу и Орлеану. Знатные феодалы Франции нередко искали поддержку у английского короля, когда законный повелитель пытался подчинить их своей власти.    

( сл. ) Больших успехов в борьбе за объединение Франции достиг король Филипп II Август (1180—1223).

Сейчас ? даст нам историческую справку об этом короле, а вы должны выписать из его рассказа самое главное.

Филипп наследовал отцу, Людовику VII, в возрасте всего 15 лет, но уже в юности проявил выдержку и редкие способности по части политической интриги, умело ссоря Генриха II Плантагенета с его сыновьями. Распоряжения, которые 25-летний король сделал, отправляясь в Крестовый поход, рисуют его уже зрелым политиком, а сам поход заметно расширил его кругозор. Вернувшись, он начал методичную работу по объединению страны и укреплению своей власти. В те годы автор одной из хроник охарактеризовал его как «красивого человека, хорошо сложенного, с улыбающейся физиономией, лысого, с красным цветом лица, склонного хорошо выпить и хорошо поесть… предусмотрительного, упрямого… скорого на решения и осторожного, любящего посоветоваться с людьми незначительными». Он скромно одевался, старался говорить кратко и умел заставить себя бояться. Огромное честолюбие сочеталось у него с изворотливостью ума и политическим благоразумием, которое редко его покидало.

( сл.)
Филипп II Август отобрал у английского короля Нормандию, а затем отвоевал и другие области на севере Франции. Чтобы вернуть утраченные владения, король Англии вступил в союз с германским императором, графом Фландрии и некоторыми крупными сеньорами Франции.

 В 1214 году Филипп II в ожесточенной битве при Бувине на севере Франции наголову разгромил своих противников и захватил богатые трофеи. У англичан во Франции осталась лишь часть Аквитании.
( сл. 9) 

Следующий король- Людовик IX Святой (1226—1270) уже стал сильнее любого феодала Франции. Он издавал законы, которые действовали на всей территории страны.

-Найдите, на стр.150 учебника, указы которые были изданы  Людовиком 9 Святым?    1 минута 

 Какие же это указы?

слайд. Указы   )

-О чём говорит тот факт, что законы издаваемые королём стали обязательными для исполнения на территории всей страны?

Усиление королевской власти.

   Филипп IV Красивый и его конфликт с папой.

( сл. ) 

Энергичный, решительный, идущий напролом к намеченной цели, Филипп IV Красивый (1285—1314) настойчиво расширял королевские владения. При нем были присоединены богатое графство Шампань и лежащая в Пиренейских горах на юге страны Наварра.
ВИДЕО  
При просмотре видеосюжета ответьте пож-та на вопрос:

«Для чего Филиппу 4 были нужны были  огромные финансовые средства?» можете себе ответы законспектировать

Итак, «Для чего Филиппу 4 были нужны были  огромные финансовые средства?

(без слайда)
 Каких только способов не придумывал король, чтобы добыть деньги!

 Филипп IV прибегнул к порче королевской монеты, заменив в ней часть серебра дешевыми металлами, и тогда монета обесценилась. Свои долги король приказал платить испорченными деньгами, но требовал, чтобы платежи в казну вносили полноценной монетой. Возмущенные такой несправедливостью, подданные прозвали Филиппа IV «король-фалыпивомонетчик». От рыцарей король требовал денег взамен военной службы

( сл. ) 

Денежные трудности вызвали конфликт Филиппа IV с папой Бонифацием VIII. Филипп IV обложил налогами церковные земли. Папа пригрозил королю отлучением от церкви и потребовал полного подчинения своей власти. Но короля это не испугало: он обвинил папу в ереси.

Посол Филиппа IV с отрядом наемников ворвался в замок папы, оскорблял его и ударил по лицу рукой в железной рукавице. Не вынеся унижений, Бонифаций VIII умер.

( сл. ) Папы были вынуждены покинуть Рим и перебраться в город Авиньон, окруженный со всех сторон владениями французского короля. Началось так называемое авиньонское пленение пап, продолжавшееся около 70 лет (1309— 1378). В эти годы все папы были французами и выбирались по указке короля Франции.

С усилением королевской власти в странах Европы могущество пап римских было подорвано.

                                            Генеральные штаты. 

( сл. ) работа со схемой

В 1302 году Филипп IV, чтобы заручиться поддержкой сословий в борьбе против папы, впервые созвал представительный орган от трёх сословий .Орган этот получил название -Генеральные штаты

 Делегатами от сословий обычно выступали самые влиятельные люди. С этого времени короли каждый раз, когда хотели ввести налог, созывали Генеральные штаты.
Представители каждого из трех сословий заседали отдельно. Лишь для вынесения окончательного решения они собирались вместе.

Скажите, это были люди разных сословий, были ли их интересы равными?

При утверждении налогов между сословиями часто возникали споры. Эти разногласия ослабляли влияние Генеральных штатов на государственные дела.

(сл.)
С возникновением Генеральных штатов ,  
возникла сословная монархия — централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.

( сл) 

Записи определений

5.Подведение итога урока.

А сейчас давайте вспомним задание на урок. На какой вопрос вы мне должны были ответить  после завершения изучения темы?    

 (сл.  )  

Давайте посмотрим, насколько вы усвоили новый материал. (сл.)  1 –

 1-ДА, ДА, НЕТ, НЕТ, ДА,

      2.-А( 3), Б(2,4)  В(1, 5)

     3-А(4), Б(1), В(5), Г(3), Д(2).

6.Домашнее задание:

        Параграф 17, вопросы, записи

7. Оценки за урок                        

8 . Если осталось время- кроссворды на парте- доделать дома  (на оценку по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории на тему: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» для учащихся 6 классов.

Методическая разработка урока по истории на тему: "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества" для учащихся 6 классов....

Тема: Как происходило объединение Франции и Англии

Тема:Как происходило объединение Франции и Англии...

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия  Базовый учебник: Российск...

Презентация к уроку по истории Средних веков 6 класс по теме " Как происходило объединение Франции"

Презентация  к уроку по истории Средних веков по теме " Как происходило объединение Франции"...

Конспект урока и презентация по теме "Как происходило объелинение во Франции" ФГОС 6 класс

История средних веков. 6 класс. Урок разработан по требованиям ФГОС. К конспекту урока прилагаются презентация и приложение.Данная работа предназначена для преподавателей. работающих по учебнику ...

Презентация по истории на тему "Как происходило объединение Франции", 6 класс

Презентация по Всеобщей истории на тему "Как происходило объединение Франции" включает иллюстративный материал, самостоятельную работу по учебнику и т.д. для 6 класса....

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Страницы истории на уроках математики. Важнейшие сражения Великой Отечественной войны". 5-6-й класс

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Действия с целыми и дробными числами».Данный...