План-конспект урока. Общественная жизнь России
план-конспект урока по истории (9 класс)

План-конспект урока. Общественная жизнь России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvennaya_zhizn_rossii.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Общественная жизнь в России

Цели урока: определить причины возникновения организованного общественного движения в России; рассмотреть деятельность первых тайных организаций и проанализировать их программные документы (охарактеризовать цели, основные положения и их значение для развития общественно-политической мысли).

План урока

  1. Русский консерватизм.
  2. Возникновение революционной идеологии в России.
  3. Первые тайные организации.

ХОД УРОКА

Проверка и актуализация знаний

В начале урока учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания. Учитель организует исторический диктант:

  1. Закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии был опубликован в (1816).
  2. Проект отмены крепостного права в России разрабатывал (Аракчеев).
  3.  В 1810 г. проект таможенного тарифа подготовил (Сперанский).
  4. Идея создания федеративного устройства страны, разделенной на наместничества, принадлежала (Новосильцеву).
  5. Идея освобождения крестьян путем их выкупа государством у помещиков принадлежала (Аракчееву).
  6. С целью экономии государственных бюджетных средств на содержание армии были введены (военные поселения).
  7. Промышленность, производящая средства производства, — (тяжелая).
  8. Промышленность, производящая товары для потребления, — (легкая).
  9. Александр I даровал конституцию (Польше и Финляндии).
  10. Идея создания представительного органа — Государственной думы принадлежала (Сперанскому).

Далее учащимся могут быть предложены письменные задания.

Тестовое задание 1

  1. Александр I даровал конституцию

а)        Польше        

б)        Грузии

в) народам Сибири

  1. В 1822 г. помещики получили право

а)        отпускать крепостных на волю без выкупа

б)        ссылать крепостных крестьян в Сибирь

в)        свободно заниматься винокурением

  1. Автор проекта Уставной грамоты Российской империи

а)        М. М. Сперанский        

б)        Н. Н. Новосильцев

в)   А. А. Аракчеев

  1. Орган законодательной власти в Царстве Польском в соответствии с конституцией, дарованной Александром I, —

а)        сейм        

б)        Государственный совет

в)   рада

  1. Отметьте, о ком идет речь. По его мнению, разделение властей, ответственное министерство должны были гармонизировать общественную жизнь. Он считал, что «настоящая система правления не свойственна более состоянию общественного духа». По его предложению был создан Государственный совет.

а)        Н. Н. Новосильцев        

б)        М. М. Сперанский

в)  Александр I

Тестовое задание 2

  1. Конституция Царства Польского была принята

а) в 1814 г.        б) в 1815 г.        в) в 1816 г.

  1. Система взглядов, для которой характерны твердая убежденность в загадочности событий человеческой жизни, необъяснимая связь разных событий, —

а) либерализм          б)        мистицизм        в) сентиментализм

  1. Глава польского государства в соответствии с конституцией

а)        король        

б)        российский император

в)  спикер сейма

  1. Отметьте, о ком идет речь. Член Негласного комитета, созданного Александром I, в 1803—1810 гг. занимал пост президента Петербургской академии наук. С 1813 г. фактически управлял бывшим герцогством Варшавским, затем Царством Польским.

а)        А. А. Чарторыйский

б)        Н. Н. Новосильцев

в)        М. М. Сперанский

  1. Восстание в Семеновском полку произошло

          а) в 1815 г.            б) в 1820 г.         в) в 1824 г.

Изучение нового материала

  1. Приступая к изучению вопроса, внимание учащихся обращается на главный вопрос урока. Учитель организует вводную беседу по вопросам: 1) Каковы, на ваш взгляд, предпосылки распространения консервативных и либеральных идей в обществе на рубеже XVIII—XIX вв.? 2) Каковы причины правительственного либерализма в начале правления Александра I? 3) Почему идеи либерализма наибольшее распространение получили среди офицеров действующей армии?

Далее учащиеся работают с текстом учебника и заполняют таблицу.

Консервативное направление общественной мысли

Представители консервативного направления общественной мысли

Взгляды на власть

Представления о будущем России

Общественная деятельность

2—3. По окончании работы учащиеся отвечают на вопросы. 1) Каковы причины правительственного либерализма в начале правления Александра I? 2) Как вы думаете, почему идеи либерализма наибольшее распространение получили среди офицеров действующей армии? По окончании беседы учащиеся работают с текстом учебника и выписывают в тетрадь причины появления в России тайных организаций.

Учитель обращает внимание учащихся на появление в России масонских организаций (определение понятия учащиеся записывают в тетрадь). Для масонского движения, возникшего на Западе, были характерны мистика, ритуальность исполнения придуманных обрядов, стремление влиять на общество путем совершенствования себя, помощи друг другу, своей деятельностью на благо окружающих людей. Одной из своих целей масонство провозглашало познание Бога и природы, но познание по преимуществу не рациональное, а интуитивно-мистическое. Такой подход формировал веру в магическое воздействие тайных сил на жизнь как простых людей, так и государства. Также масоны провозглашали свободу от существующих догм, равенство на основе соблюдения прав человека, терпимости, деятельной помощи собратьям.

В Россию масонство проникло в XVIII в. благодаря усилившимся контактам с европейскими странами. Пробуждение общественных интересов в наиболее образованном слое русского общества, знакомство с западной культурой привели к поискам идеалистического мировоззрения-светского, отличного от догматичного церковно-религиозного, попыткам посвятить себя служению обществу. Появление масонства свидетельствовало об активизации умственной жизни в обществе, которое стало выходить из патриархальности (регламентации всех сторон жизни, подчиненности государству, ограниченности свобод) и стремилось к самостоятельности как в духовной сфере, так и в своей деятельности. В то же время масоны заявляли о своей лояльности властям и сами не стремились к власти.

Первые заметные своей деятельностью масонские ложи появляются в России в 70-х гг. XVIII в. Члены этих организаций (братья) читали труды французских просветителей (в первую очередь Вольтера) и пытались отыскать в них ответы на волнующие вопросы, связанные с российской действительностью. Масоны, исповедовавшие идеи любви и братства, открывали больницы, аптеки и т. и.

Наиболее известным масоном этого времени был Н. И. Новиков, автор ряда остросатирических журналов «Трутень», «Пчела», «Кошелек» и др. Он вступил в братство в 1775 г., привлеченный широкой религиозно-идеологической программой, развивавшей христианское учение о братстве и любви, направленной к нравственному совершенствованию. Масонство было широко распространено среди представителей высшего света. Н. М. Карамзин в молодости состоял членом масонской ложи. По мнению ученых, масонство появлялось в жизни образованных дворян тогда, когда они находились в сложной ситуации, в тревожном положении, которое не удовлетворяло их. Молодого Карамзина привлекали в масонстве идеи политической и духовной свободы, в контексте которых любые верховные правители воспринимались как преступно посягнувшие на общую для всех людей свободу узурпаторы. Впоследствии Карамзин так писал о масонах: они «были (или суть) не что иное, как христианские мистики: толковали природу и человека, искали таинственного смысла в Ветхом и Новом Заветах, хвалились древними преданиями, унижали школьную мудрость и проч., но требовали истинных христианских добродетелей от учеников своих, не вмешивались в политику и ставили в закон верность государю». Правительство видело в тайных организациях скрытую угрозу. Екатерина II издала указ о запрещении тайных обществ, удалила от двора ряд приближенных — членов масонских лож.

Павел I в начале правления принимал у себя известных мастеров и братьев московских и петербургских лож, позднее, узнав о роли аналогичного российскому западного масонства во Французской революции, издал указ об их запрете. Александр I благоволил масонам, в свою очередь, движение приняло верноподданнический характер: во многом это было связано с либеральным курсом внутренней политики императора.

Участившиеся контакты с заграницей в конце XVIII — начале XIX в., Заграничный поход русской армии еще более активизировали масонское движение в России. После войны 1812 г. в России возникли ложи «Соединенных друзей», «Трех добродетелей» и другие, членами которых стали молодые офицеры — будущие декабристы П. Пестель, С. Трубецкой, С. Волконский, С. Муравьев-Апостол, М. Лунин, И. Якушкин, В. Кюхельбекер. В 1822 г. Александр I, опасаясь размаха масонства в России, издал указ о закрытии масонских обществ.

Идеи и методы масонства находят отголоски в последующей истории страны. Например, слово «товарищ», ставшее популярным в Советской России, заимствовано из иерархии масонских лож, это была вторая ступень после «ученика». Знатоки истории масонства утверждают, что пятиконечная звезда — масонский знак.

Далее учитель организует знакомство с программными установками тайных обществ. Учащиеся на основе текста учебника заполняют таблицу.

Тайные организации

Параметры

сравнения

«Союз спасения» (1816—1818)

«Союз благоденствия» (1818— 1821) программа «Зеленая книга»

Члены

организаций

С. Трубецкой,

С. и М. Муравьевы- Апостолы,

М. Лунин,

П. Пестель,

И. Пущин,

Н. Муравьев и другие (всего 30 чел.)

С.Трубецкой, С.иМ. Муравьевы- Апостолы,

М. Лунин,

П. Пестель,

И. Пущин,

Н. Муравьев и другие (всего 200 чел.)

Параметры

сравнения

«Союз спасения» (1816—1818)

«Союз благоденствия» (1818—1821) программа «Зеленая книга»

Взгляды на

государственное

устройство

Ограничение

самодержавия

Ограничение

самодержавия

Представления о крепостном праве

Уничтожение

Уничтожение

Пути достижения целей

Поддержка

реформаторского

курса

правительства

Поддержка реформаторского курса правительства путем просветительской деятельности (создание школ, больниц, издание книг и журналов)

Итог деятельности

Роспуск и создание на его базе новой организации

Роспуск организации в связи нарастающей консервативностью политики правительства

Вопрос и задание. 

1. Каковы были причины возникновения первых тайных организаций в России?

2. Выделите сходство и различия между организациями «Союзом спасения» и «Союзом благоденствия» и масонскими ложами.

Закрепление материала

  1. Как вы думаете, почему Александр I, узнав о появлении вольнодумных кружков в армии, со словами «Бог им судья» не стал их преследовать?
  2. Как вы думаете, почему декабристы называли себя «детьми 1812 года»?

Домашнее задание: § 6, вопросы и задания в конце параграфа. Дополнительное задание: организовать выставку книг, иллюстраций портретов и сюжетных картин, посвященных восстанию декабристов 1825 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - лабораторное занятие по теме: "Общественная жизнь России при Николае I"

Урок – лабораторное занятие по теме: «Общественная жизнь России при Николае I». (Планируемый урок в 10 классе)   Урок – лабораторное занятие предполагает самостоятельную работу нескольких ми...

План - конспекта открытого урока по истории России

Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...

План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...

План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе

“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....

Урок истории "Общественная жизнь России при Николае I"

Реакционная  внутренняя и нешняя политика Николая I не могла быть  успешной, так как ни правительственный террор, ни засилье чиновников не могли  остановить  нарастание революционн...

План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»

План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»    Учитель: Кузнецова М...

План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6

План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...