Лекционный материал к урокам по истории России для 6 класса
план-конспект занятия по истории (6 класс) на тему
Лекционный материал для 6 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
6 класс Урок №20
Тема: Русь и Литва
Цель: познакомить учащихся с тем, как образовывалось Литовско-Русское государство, как росла его территория, показать характер государства, раскрыть значение присоединения русских земель к Литве
Предварительный просмотр:
6 класс Урок №21
Тема: Культура русских земель
Цель: познакомить учащихся с особенностями древнерусской культуры периода политической раздробленности
Опрос-тест Центры науки и образования !!
Учили: Духовенство Научное познание Образование Развитие науки: Науки: Литература: Архитектура: Иконопись: Вывод Работа с проектором | Русь и Литва (папка «Контрольное тестирование по истории 7класс» 12-13 века – время политической раздробленности на Руси. Политическое обособление русских земель привело к возникновению заметных отличий в их культуре. - города и монастыри, потому что горожане занимались торговлей, в том числе и зарубежными странами. Купцы вели учет проданных и купленных товаров, они должны уметь писать и считать. Купцы приносили сведения На Русь о жизни в других странах. Больше всего торговали новгородцы. Уровень грамотности на Руси там был самым высоким на Руси. В школах учились мальчики и девочки. Основным материалом для письма была береста. Археологи нашли ученические тетради из бересты, относящиеся к 1263года. - грамоту - счет - заучивали молитвы Монахи и священнослужители должны были знать грамоту, чтобы служить в церкви, ведь церковная служба ведется по книгам. Кроме того, представители духовенства должны были уметь отстаивать свои убеждения в спорах с язычниками, католиками, мусульманами иудеями. Для этого они должны были знать другие вероучения. Верующие люди, имеющие средства, часто совершали паломничества в святые места. Паломники привозили сведения о природе и людях других стран. Монахи вели летописи, в которых отражали не только политическую жизнь, но и описывали явления природы (затмения, кометы, бури, засухи) - создание объективной (реальной) картины мира
Накопление научных знаний:
Новые жанры: - Поучение («Поучение Владимира Мономаха детям») - Хождение ( «Хождение игумена Даниила в Иерусалим») - Слово -Моление Земельные особенности: - Новгород-Северская земля («Слово о полку Игореве» - призыв к единству русской земли перед лицом внешней угрозы) - Владимиро- Суздальская земля («Моление Даниила Заточника» - размышления об идеальном правителе) Новгородская земля: - скромность убранства, небольшие размеры церквей из кирпича Владимиро-Суздальская земля: - пышность убранства, большие размеры церквей из белого камня с резьбой Возникновение русской школы иконописи, потому что стали сокращаться контакты с Византией Особенности: Яркость красок, человечность образов, славянские черты лица В период политической раздробленности русская культура переживала подъем, Русский народ не утратил своего единства. Местные различия лишь обогащали русскую культуру. Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Урок № Д.З.П.16 РТ п.16 |
Предварительный просмотр:
6 класс Урок №22
Тема: Предпосылки объединения русских земель. Роль Московского княжества в объединении русских земель
Цель: познакомить с предпосылками объединения русских земель, показать роль Московского княжества в объединении русских земель
Опрос-тестирование Предпосылки объединения Возвышение Москвы Комментарии Иван Калита Вывод: | Культура русских земель 12-13 века (тесты из папки «Контрольное тестирование в 6 классе») Переходим к изучению периода российской истории, который называется «Становление Московского государства». Основная суть эпохи становления Московского государства заключается в том, что это есть период объединения русских земель в одно государство, потому что в период раздробленности на территории Руси существовало множество обособленных княжеств, чем и воспользовались монголы, которые напали на нашу землю, разбили ее и превратили в зависимую территорию. Нашествие монголов
Экономический упадок
НО! Русь быстро залечивала раны, и к концу 13 века в стране начинается подъем: Рост численности населения
Повышение спроса на ремесленные и сельскохозяйственные продукты
Рост ремесленного и сельскохозяйственного производства и торговли
Экономический подъем на Руси (конец 13 века) НО! Политическая раздробленность мешала экономическому подъему. Продолжала оставаться угроза порабощения русского народа монголами, поэтому главной задачей того периода было ОБЪЕДИНЕНИЕ удельных княжеств в единое государство.
Объединение русских земель возглавило Московское княжество. Московское княжество было одним из многих удельных княжеств Владимиро-Суздальской Руси. Его географическое положение мало чем отличалось, например, от Тверского княжества. Через территории обоих княжеств проходили торговые пути. Оба княжества были защищены от вражеских набегов лесами и болотами. Более того, Московское княжество было гораздо меньше Тверского княжества, но именно Московское княжество возглавило объединение Русских земель. Почему? Александр Невский – великий владимирский князь
Даниил – младший сын Ярослав – младший брат
Московское княжество Тверское княжество (маленькое) (большое) Цель: расширение территории Цель: борьба за Владимирский (заслуга Ивана Калиты) ярлык Даниил и его приемники стремились расширить свои владения. Они скупали земли других княжеств, завоевывали их. В результате возник конфликт между московским и тверским князьями из-за ярлыка на великое Владимирское княжение. Ярлык выдавали ханы Золотой Орды. Московский князь Иван Калита в 1327 году подавил антиордынское восстание в Твери. За это хан Узбек выдал ему ярлык на великое Владимирское княжение и право собирать дань со всех русских земель. Московское княжество стало главным среди всех русских княжеств. Дань, которую собирал Калита, была больше, чем он отвозил в Орду. На оставшиеся средства он скупал другие русские княжества, строил церкви и монастыри, помогал бедным. У него всегда на поясе была сумка для мелких денег – калита, чтобы подавать милостыню. По названию этой сумки Иван Данилович и получил свое прозвище. В конце 13 века на Руси начинается экономический подъем и появляются предпосылки объединения русских земель в единое государство. Среди этих земель возвышается Московское княжество. ДЗ: П.17 РТ П.17 |
6 класс Урок 23
Тема: Куликовская битва
Цель: сформировать представление о значении Куликовской битвы в истории Руси, рассказать о подготовке и ходе сражения
Мамай Союзники Мамая
Дмитрий Этапы:
Куликовская битва Тактика Православная церковь Ход Значение битвы
Тохтамыш 1382 год Вывод | Время на Руси было поистине тревожным. Несколько раз русские войска были разбиты Ольгердом. Теперь литовцы вступили в союз с другим сильным врагом Руси – Ордой и войска великого князя литовского Ягайло шли на соединение с татарами. Если бы они соединились, то даже объединенные силы всей Руси вряд ли смогли им противостоять. - хитрый и коварный военачальник, захвативший власть в западной части Орды.. Он не имел права на престол, т.к. не являлся потомком Чингисхана, поэтому поставил перед собой цель: утвердиться на троне и укрепить свое господство, как продолжатель идей Чингисхана и Батыя Русь отказалась подчиняться Мамаю
Война - Великое княжество Литовское - Рязанское княжество
1. Сторожевой полк 2. Передовой полк 4. Полк правой руки 3. Большой полк 5. Полк левой руки (под предводительством Дмитрия) 6. Резерв В лесу – 7. Засадный полк (о котором Учебник с. 152, 110-111(карта) никто не знал)
- хан восточной части Золотой Орды – потомок Чингисхана Воспользовался истощенным положением Руси, ее неподготовленностью к новому сражению и напал на Москву Возобновлена выплата дани чтобы избежать новой изнурительной войны и собраться с силами Московское княжество при Дмитрии Донском еще боле укрепило свои позиции в Северо-Восточной Руси. А победа на Куликовом поле превратила Москву в центр освободительной борьбы русского народа против ордынского владычества ДЗ П.18 РТ П.18 |
Предварительный просмотр:
6 класс Урок №24
Тема: Московское княжество и его соседи (конец 14-середина 15 веков). Грюнвальдская битва.
Цель: объяснить социально-экономические и политические причины и события, приведшие к образованию единого Русского государства
Василий I Усобица на Руси Распад Золотой Орды
Литва Уния Что ждет русских? Витовт Грюнвальдская битва ИТОГ Диск
Вывод: | Сын Дмитрия Донского, который умер через 9 лет после знаменитой Куликовской битвы Политика: - присоединение к Москве Нижегородского княжества, позже Муромского и Тарусского - отказ от уплаты дани Орде (из-за новых усобиц 1408 год: возобновление уплаты дани, т.к. ордынский военачальник Едигей совершает поход на Русь и приносит новые бедствия людям - сжег многие города, но Москва уцелела Василий I
сын Василий II младший брат Юрий Дмитриевич (9 лет) храбрый воин – ореол сына Донского опекун дед Витовт- литовский князь 1433 год – умирает Витовт и Юрий начинает захватывать Москву, но вскоре умирает, его дело продолжают дети - Василий Косой и Дмитрий Шемяка Московская власть
Василий II Васильевич Василий Юрьевич Дмитрий Юрьевич Темный, т.к. выкололи Косой, т.к. ослепил Шемяка,т.к. свернули глаза после ослепления Василий Васильевич шею люди Василия Василия Юрьевича Васильевича В борьбе друг с другом (на протяжении 30 лет) сыновья и внуки Дмитрия Донского применяли самые страшные расправы . 1447 год – окончательно утверждается на троне Василий Васильевич Темный, НО! Продолжается усобица до 1453 года, пока не убили Дмитрия Шемяку. Итог: усобица замедлила ход объединения русских земель, продемонстрировала слабость во власти и опасность новых угроз со стороны врагов Жестокий военачальник из Средней Азии Тимур (Тамерлан) разгромил Тахтомыша и подчинил Орду, затем двинулся на Русь. Он захватил Елец, но восстание среди покоренных народов остановило его и он вернулся усмирять бунтавщиков, после чего умер Золотая Орда
Каждое из ханств стремилось доказать свое первенство и угрожало друг другу. На Русь претендовало Крымское ханство НО! Турецкий султан захватил Византию, на месте которой образовалась Османская империя и подчинил себе крымских татар претендовала на русские земли Великое княжество Литовское хотело расшириться за счет Московского княжества Из- за угроз для самой Литвы со стороны Тевтонского ордена она подписывает унию с Польшей - объединение двух монархических государств общим монархом Ягайло Ольгердович принимает католичество, женится на наследнице Польского престола и становится правителем объединенного государства православные русские люди в Литве не хотят подчиняться католическому правителю - двоюродный брат Ягайло борется за независимость Литвы, заручаясь поддержкой Москвы, выдает дочь замуж за Василия I. Витовт получает Литовскую корону, а Ягайло – Польскую. Теперь Витовт решает подчинить себе Русь. Тевтонский орден (немцы) напал на Литву и Польшу, чтобы дать отпор, необходимо объединить силы. Объединились: - поляки - литовцы - часть русских Войско Ордена было разгромлено, Литва стала подчиняться Польше, часть русских земель, входивших в Великое княжество Литовское вошла в состав Польского королевства. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия по Отечественной истории Урок № Отдельные части Руси оказались разобщенными, их разделяли границы разных государств. Северо-Восточная Русь наиболее полно сохранила древнюю русскую культуру и имела возможность общаться друг с другом. Москва сохранила свою ведущую роль. НО! Единая великорусская народность дала трещину. Начинает формироваться великорусская, украинская и белорусская народности, которые в чем-то отличаются друг от друга. ДЗ: П.19 РТ П.19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"
Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...
Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".
Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...
Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"
Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...
Конспект урока по истории России 11 класс по теме "Внешняя политика России во второй половине XIX в.» ( к учебнику под авторством В.С.Измозик, С.Н.Рудник под общей редакцией Р.Ш.Ганелина; М.: "Вентана-Граф").
Урок содержит подробную разработку с указанием цели и типа , наличие схемы, таблицы, что позволяет облегчить учащимся подготовку к ЕГЭ по истории России....
План-конспект урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок "
План-конспкт урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок по темам: Александр I и Николай I"....
План-конспект урока по истории России 10 класс Внешняя политика россии во вт. пол.18 века
План урока. 1.Основные внешнеполитические задачи. 2. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. 3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. 4. Раздел Польши. 5. Французская революция и Е...
Конспект урока по истории России 8 класс:Социально-экономическое развитие России.
Конспект урока по истории России 8 класс:Социально-экономическое развитие России....