Сценарий по истории "Итоги реформы 1861 г"
методическая разработка по истории (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по истории
Тема: Итоги крестьянской реформы 1861г.
Учитель: Иванова И.Ю.
Дидактическая единица: - усложнение алгоритма (способа) анализа механизма и результатов аграрных реформ. - освоение способа социального прогнозирования при решении аграрного вопроса и возможный путь развития страны.
I ЭТАП: Постановка учебной задачи (мотивация):
- Аграрный вопрос на протяжении нескольких веков остаётся одной из ключевых проблем России, даже сейчас, мы не можем сказать, что этот вопрос решён.
- Россия по-прежнему остается ведущей сельскохозяйственной страной, но! Проблемы, связанные с развитием с/х остаются актуальными.
- Крупнейшая аграрная реформа была проведена в России в 1861г.
IIЭТАП: Актуализация знаний:
Работа с таблицей.
Т.1- «Аграрная реформа в Пруссии в I пол. XIXв. »
Прусская аграрная реформа | ||
- Как предполагалось предоставить личную свободу крепостным крестьянам | Крестьяне стали лично свободными. | |
– Как предполагалось отменить поземельную зависимость | Повинности и платежи в пользу помещика переводились в денежную ренту, которую крестьяне обязаны были платить ежегодно в течении 41 года и 1 месяца под 4% годовых и 56 лет и 1 месяц под 5% годовых. Ежемесячные взносы собирались сборщиком податей как уплата, приравненная по своему значению к государственному налогу. Крестьянин мог сразу уплатить всю сумму долга деньгами или частью земли. | |
– Как предполагалось выделить земли в собственность (на каких условиях) | Земля передавалась в собственность крестьян, но только лошадным (обладающим, имуществом) Все малоимущие крестьяне не получали земли, превратившись в батраков | |
- Как предполагалось определять размер крестьянского надела | Крестьянин становился собственником участка земли, который он обрабатывал. | |
- Как предполагалось определять стоимость надела(выкуп) | Учрежден Рентный банк. |
II ЭТАП: Работа с текстом «Манифеста об отмене крепостного права »
Первичное самоопределение:
? - Что это за текст перед вами? - Какое впечатление произвел? – О чем он? - Что собой представляет?
Работа с текстом:
Работа по группам по заданиям:
1гр.- Как предполагалось предоставить личную свободу крепостным крестьянам
2гр. – Как предполагалось отменить поземельную зависимость
3гр. – Как предполагалось выделить земли в собственность (на каких условиях)
4гр.- Как предполагалось определять размер крестьянского надела
5гр.- Как предполагалось определять стоимость надела (выкуп)
Заполнение таблицы после работы групп:
Группа | Прусская аграрная реформа | Реформа 1861г. в России |
1гр.- Как предполагалось предоставить личную свободу крепостным крестьянам | Крестьяне стали лично свободными. | Крестьяне объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами |
2гр. – Как предполагалось отменить поземельную зависимость | Повинности и платежи в пользу помещика переводились в денежную ренту, которую крестьяне обязаны были платить ежегодно в течении 41 года и 1 месяца под 4% годовых и 56 лет и 1 месяц под 5% годовых. Ежемесячные взносы собирались сборщиком податей как уплата, приравненная по своему значению к государственному налогу. Крестьянин мог сразу уплатить всю сумму долга деньгами или частью земли. | Земля отдавалась крестьянам за выкуп, на время выкупа крестьяне считались временно обязанными ,время выкупа 49 лет, под 6% годовых |
3гр. – Как предполагалось выделить земли в собственность (на каких условиях) | Земля передавалась в собственность крестьян, но только лошадным (обладающим, имуществом) Все малоимущие крестьяне не получали земли, превратившись в батраков | Земля передавалась в собственность общины |
4гр.- Как предполагалось определять размер крестьянского надела | Крестьянин становился собственником участка земли, который он обрабатывал. | Выделялся надел земли от 12 до 12 дес. (решал помещик), излишки помещик «отрезал» в свою пользу |
5гр.- Как предполагалось определять стоимость надела(выкуп) | Учрежден Рентный банк, | В разных губерниях России, размер надела был разным. Сумарно, в Черноземье надел был меньше, а в Нечерноземной зоне был больше. Создавался Крестьянский банк, обеспечивающий финансовую компенсацию помещикам за крестьянские наделы. |
III ЭТАП: Сравнение «Прусской реформы» и «Реформы 1861г.»
– В чём сходство и в чём отличие? – Какой элемент реформы стал определяющей особенностью развития с/х России
Вторичное самоопределение:
- Каковы перспективы развития у России?
- В чём особенность развития России?
- По какому пути развития она пойдёт?
IVЭТАП: Рефлексия:
- Чем мы занимались на уроке? - Как мы анализировали реформу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Крестьянская реформа 1861 г.
•характеристика личности Александра II. •Предыстория отмены крепостного права. •Причины отмены крепостного права. •Подготовка крестьянской реформы •её основные положения. •Значение отмены...
ПЛАН- конспект урока с применением ЭОР по истории в 8 классе : « Крестьянская реформа 1861 года»
Для учителей истории....
Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс
Преподаватель: ТвердоваСветлана НиколаевнаОбразовательное учреждение:МОУ СОШ №8 п.Комсомольский, Гулькевичскийрайон, Краснодарский край.Название: урок –презентация “Крестьянская реформа 1861 год...
Крестьянская реформа 1861 года
Презентцая урока по истории Отечества XIX в. в 8 классе....
Конспект открытого урока "Крестьянская реформа 1861 года"
Открытый урок по теме "Крестьянская реформа 1861 года" был дан для слушателей курсов Областного института повышения квалификации учителей. В ходе урока реализованы принципы развивающего обучения...
Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс
Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...
Урок истории. 8кл. Крестьянская реформа 1861 года.
Проведение занятия построено на применении методических приемов- использование информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления через чтение, разм...