Сценарий по истории "Итоги реформы 1861 г"
методическая разработка по истории (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по истории
Тема: Итоги крестьянской реформы 1861г.
Учитель: Иванова И.Ю.
Дидактическая единица: - усложнение алгоритма (способа) анализа механизма и результатов аграрных реформ. - освоение способа социального прогнозирования при решении аграрного вопроса и возможный путь развития страны.
I ЭТАП: Постановка учебной задачи (мотивация):
- Аграрный вопрос на протяжении нескольких веков остаётся одной из ключевых проблем России, даже сейчас, мы не можем сказать, что этот вопрос решён.
- Россия по-прежнему остается ведущей сельскохозяйственной страной, но! Проблемы, связанные с развитием с/х остаются актуальными.
- Крупнейшая аграрная реформа была проведена в России в 1861г.
IIЭТАП: Актуализация знаний:
Работа с таблицей.
Т.1- «Аграрная реформа в Пруссии в I пол. XIXв. »
Прусская аграрная реформа | ||
- Как предполагалось предоставить личную свободу крепостным крестьянам | Крестьяне стали лично свободными. | |
– Как предполагалось отменить поземельную зависимость | Повинности и платежи в пользу помещика переводились в денежную ренту, которую крестьяне обязаны были платить ежегодно в течении 41 года и 1 месяца под 4% годовых и 56 лет и 1 месяц под 5% годовых. Ежемесячные взносы собирались сборщиком податей как уплата, приравненная по своему значению к государственному налогу. Крестьянин мог сразу уплатить всю сумму долга деньгами или частью земли. | |
– Как предполагалось выделить земли в собственность (на каких условиях) | Земля передавалась в собственность крестьян, но только лошадным (обладающим, имуществом) Все малоимущие крестьяне не получали земли, превратившись в батраков | |
- Как предполагалось определять размер крестьянского надела | Крестьянин становился собственником участка земли, который он обрабатывал. | |
- Как предполагалось определять стоимость надела(выкуп) | Учрежден Рентный банк. |
II ЭТАП: Работа с текстом «Манифеста об отмене крепостного права »
Первичное самоопределение:
? - Что это за текст перед вами? - Какое впечатление произвел? – О чем он? - Что собой представляет?
Работа с текстом:
Работа по группам по заданиям:
1гр.- Как предполагалось предоставить личную свободу крепостным крестьянам
2гр. – Как предполагалось отменить поземельную зависимость
3гр. – Как предполагалось выделить земли в собственность (на каких условиях)
4гр.- Как предполагалось определять размер крестьянского надела
5гр.- Как предполагалось определять стоимость надела (выкуп)
Заполнение таблицы после работы групп:
Группа | Прусская аграрная реформа | Реформа 1861г. в России |
1гр.- Как предполагалось предоставить личную свободу крепостным крестьянам | Крестьяне стали лично свободными. | Крестьяне объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами |
2гр. – Как предполагалось отменить поземельную зависимость | Повинности и платежи в пользу помещика переводились в денежную ренту, которую крестьяне обязаны были платить ежегодно в течении 41 года и 1 месяца под 4% годовых и 56 лет и 1 месяц под 5% годовых. Ежемесячные взносы собирались сборщиком податей как уплата, приравненная по своему значению к государственному налогу. Крестьянин мог сразу уплатить всю сумму долга деньгами или частью земли. | Земля отдавалась крестьянам за выкуп, на время выкупа крестьяне считались временно обязанными ,время выкупа 49 лет, под 6% годовых |
3гр. – Как предполагалось выделить земли в собственность (на каких условиях) | Земля передавалась в собственность крестьян, но только лошадным (обладающим, имуществом) Все малоимущие крестьяне не получали земли, превратившись в батраков | Земля передавалась в собственность общины |
4гр.- Как предполагалось определять размер крестьянского надела | Крестьянин становился собственником участка земли, который он обрабатывал. | Выделялся надел земли от 12 до 12 дес. (решал помещик), излишки помещик «отрезал» в свою пользу |
5гр.- Как предполагалось определять стоимость надела(выкуп) | Учрежден Рентный банк, | В разных губерниях России, размер надела был разным. Сумарно, в Черноземье надел был меньше, а в Нечерноземной зоне был больше. Создавался Крестьянский банк, обеспечивающий финансовую компенсацию помещикам за крестьянские наделы. |
III ЭТАП: Сравнение «Прусской реформы» и «Реформы 1861г.»
– В чём сходство и в чём отличие? – Какой элемент реформы стал определяющей особенностью развития с/х России
Вторичное самоопределение:
- Каковы перспективы развития у России?
- В чём особенность развития России?
- По какому пути развития она пойдёт?
IVЭТАП: Рефлексия:
- Чем мы занимались на уроке? - Как мы анализировали реформу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Крестьянская реформа 1861 г.
•характеристика личности Александра II. •Предыстория отмены крепостного права. •Причины отмены крепостного права. •Подготовка крестьянской реформы •её основные положения. •Значение отмены...
ПЛАН- конспект урока с применением ЭОР по истории в 8 классе : « Крестьянская реформа 1861 года»
Для учителей истории....
Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс
Преподаватель: ТвердоваСветлана НиколаевнаОбразовательное учреждение:МОУ СОШ №8 п.Комсомольский, Гулькевичскийрайон, Краснодарский край.Название: урок –презентация “Крестьянская реформа 1861 год...
Конспект открытого урока "Крестьянская реформа 1861 года"
Открытый урок по теме "Крестьянская реформа 1861 года" был дан для слушателей курсов Областного института повышения квалификации учителей. В ходе урока реализованы принципы развивающего обучения...

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс
Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...

Урок истории. 8кл. Крестьянская реформа 1861 года.
Проведение занятия построено на применении методических приемов- использование информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления через чтение, разм...