Дворцовые перевороты. Урок 1.
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
Методическая разработка урока по истории для 7 класса по теме "Дворцовые перевороты". Урок 1. Разработка составлена в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvortsovye_perevoroty_urok_1.doc | 136.5 КБ |
dvortsovye_perevoroty_urok_1.ppt | 776.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изучения нового учебного материала.
Тип урока – комбинированный
Цели:
образовательная: выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.
развивающая: продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами; продолжить развивать у учащихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей.
воспитательная: формировать интерес к отечественной истории.
Основные понятия: Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, фаворит, кондиции, “бироновщина”.
Оборудование: Генеалогическое древо Романовых, портреты правителей эпохи дворцовых переворотов, размноженный текст “Кондиций”, подписанных Анной Иоанновной.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологическая установка на работу.
II. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
«Зловещим местом был град Санкт-Петербург в январе 1725 года… Во дворце, надежно окруженном гвардейскими полками, умирал первый император Всероссийский, Отец Отечества, царь Петр Великий. Кучками теснятся во дворце сенаторы, генералы, всех Коллегий чины, гвардейские и морские офицеры. Не решаются присесть, бросая друг на друга подозрительные взгляды. Что день грядущий готовит, кто сядет на престол? … Здесь и близкие царя. Опухшее от слез лицо императрицы Екатерины Алексеевны, потерявшей сон и покой. От нее не отходит светлейший князь Александр Данилович Меньшиков. Шепчет на ухо, уговаривает, убеждает: «Тебе царствовать, боле некому!». Лицо Петра сводит судорога, начинается новый приступ. От криков больного, слышных во всем дворце, придворные жмутся, втираются в стены, как будто становясь даже меньше ростом. Боли отпускают царя, он требует бумагу. Некогда могучая рука из последних сил выводит еле различимые слова: «Все отдать»… Перо выпадает из разжавшихся, ныне бессильных пальцев. 28 января 1725г., так и не оставив наследника престола, умер преобразователь России, император Петр I».
Какой вопрос волновал всех во дворце? (кто сядет на престол)
Каким документом определялось престолонаследие в России в эпоху Петра Великого? (Указ о престолонаследии 1722 г.)
В чем его суть? (Император оставлял за собой право передать трон тому, кого он сам выберет.)
Указ о праве императора назначать своего преемника не был использован. А династическая ситуация оказалась сложной…
Обратите внимание на генеалогическое древо династии Романовых в 18 веке, кто же мог наследовать Российский престол? СХЕМА. (слайд 1)
Правами на престол обладали внук умершего императора Петр (сын царевича Алексея), жена Екатерина и дочери Анна и Елизавета. Была еще родня по линии старшего брата Ивана, с которым Петр начинал царствовать в 1682 году.
А сейчас давайте обратимся к документу. (слайд 2)
«В первые 16–17 лет, прошедших со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нем сменилось пять монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди, чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти». С. Ф. Платонов
Предположите, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока? (слайд 3 - запись в тетради).
Слайд 4 - пустой
Учащимся предлагается самостоятельно прочитать текст & 20-21 «Причины и сущность дворцовых переворотов», с. 146 – 147, и ответить на вопросы: (вопросы записаны на доске)
- Что такое Дворцовые перевороты?
- Какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными?
Итак, что же такое «дворцовые перевороты»? (ответы учеников – подвожу к понятию)
Дворцовые перевороты – смена власти, совершавшаяся узким кругом придворных и гвардейскими полками . (слайд 5 – запись в тетради)
Слайд 6 - пустой
- Какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными? (ответы учеников – подвожу к выводу) (слайд 7)
1) Усиление роли гвардии в государственных делах (так как гвардия была дворянской по своему составу).
2) Указ Петра I 1722 г. о престолонаследии, в котором оставлял за монархом право передавать российский трон тому, кого он сам выберет. Указ действовал до 1797 г.
3) Появление дворцовых группировок, «партий», борющихся за власть.
Обобщая ответы учащихся, подвести их к следующим выводам: Петр I создал разветвлённый административный аппарат. Это означало, что даже самый слабый монарх или даже младенец мог править империей, сидеть на российском престоле, опираясь на этот слаженный административный аппарат. И если в данное время для управления Россией не был востребован сильный монарх, то почему бы не заменить этого реального монарха на другого, отвечающего интересам определённой придворной группировки? Следовательно, у императора хоть и была огромная власть, но он оказался лишь игрушкой-марионеткой в руках политических сил. 1725 – 1762 гг. – время постоянных дворцовых переворотов, интриг, борьбы за власть, попыток, удачных и неудачных, захватить российский трон. Гвардейские полки, поддерживающие сторону той или иной придворной группировки, были способны в одну ночь решить судьбу Российской империи на годы и десятилетия вперёд.
Слайд 8 - пустой
Сегодня на уроке мы познакомимся с краткой характеристикой правителей данной эпохи и заполним таблицу “Дворцовые перевороты XVIII века”. (таблица на доске)
Сроки правления | Правитель | Помощники, опора правителя |
|
|
|
Претендентов было много, но основными претендентами оказались Екатерина Алексеевна, вдова Петра I, и его внук, Петр Алексеевич, которому тогда было 9 лет.
Познакомимся с ними.
Выступление учеников.
Екатерина Алексеевна родилась в 1684 г. в семье литовского обывателя Самуила Скавронского и до принятия православия звалась Мартой Скавронской. Грамоте обучена не была. В ходе Северной войны Марта, находясь в шведском обозе, попала в русский плен и была взята в услужение Б. П. Шереметеву. Петр I, увидев ее у фаворита, взял к себе она стала фактической женой царя. После крещения получила имя Екатерины Алексеевны. Современники отмечали, что Екатерина обладала здравым деятельным умом и оказывала сильное нравственное влияние на Петра I, была для него незаменимой и даже сопровождала в походах. В ее честь Петр учредил орден Святой Екатерины. Екатерина I не отличалась аристократической изящностью, но была статной и хороша собой. Умела быть обходительной и любезной с окружающими.
Петр II родился в 1715 г., был сыном Алексея Петровича и принцессы Шарлотты-Христины-Софии, умершей через 10 дней после рождения сына. После казни отца остался сиротой. Его воспитанием занимался Андрей Иванович Остерман. Программа обучения включала в себя историю, географию, математику, языки, танцы, военное дело, закон Божий. Однако мальчик учился неохотно и плохо. Петр II практически не интересовался ничем, кроме охоты.
Учитель. Для решения вопросы о престолонаследии были созваны высшие чины империи. Екатерину поддерживали: ближайший сподвижник Петра 1 князь Меншиков Александр Данилович, канцлер Головкин, архиепископ Феофан Прокопович, начальник тайной канцелярии Петр Андреевич Толстой, генерал прокурор Сената Петр Ягужинский, - все они видели в Екатерине сподвижницу Петра 1 и продолжательницу его реформ. За избрание Петра были представители старой родовой аристократии: князья Долгорукие, Голицины, Репины. Они пытались в результате смены власти отменить многие преобразования царя Петра 1. И вот когда чаша весов стала склоняться в пользу Петра дворец по приказу Меншикова окружили солдаты Семеновского и Преображенского полков. Никто не решился выступить против гвардии и императрицей была провозглашена Екатерина 1.
Итак, первая правительница эпохи дворцовых переворотов - Екатерина I. Кто же был фактическим правителем? Конечно же тот кто помог ей прийти к власти - Меншиков Александр Данилович. Он стал первым министром и фаворитом Екатерины.(слайд 9 - заполнение таблицы).
Слайд 10- пустой
Что такое ФАВОРИТ? (ответы детей – определение на стр. 155)
Учитель. Для примирения сторон Екатерина создала Верховный тайный совет, в состав которого вошли представители старой знати и друзья Петра 1. Однако царствование Екатерины 1 продолжалось всего 2 года. Когда она умерла, наследовать императрице должен был Петр Алексеевич. В 1727 году начинается его правление. Правой рукой и первым помощником Петра II стал его учитель Андрей Иванович Остерман. (слайд 11 – заполнение таблицы)
Слайд 12- пустой
Еще при жизни Екатерины 1, видя, что здоровье ее ухудшается, и она проживет недолго, князь Меньшиков решил породниться с царской семьей, рассчитывая выдать свою 16-летнюю дочь Марию замуж за Петра II. Планам Меньшикова не суждено было сбыться. Удача изменила ему. Меньшиков тяжело заболел. Более месяца он был не в состоянии заниматься делами. В это время влияние на Петра II приобрел князь Иван Алексеевич Долгорукий. Царь перестал подчиняться Меньшикову. 8 сентября 1727 г. князя арестовали, а затем, лишив чинов и наград, вместе с семьей сослали в глухой город Березов.
Избавившись от опасного соперника, Долгорукие поспешили упрочить свое положение при дворе. Сестра Ивана Долгорукого, Екатерина, была объявлена невестой Петра II. Но в январе 1730 г., незадолго до свадьбы с княжной Долгорукой, Петр II заболел оспой и умер. С ним пресеклась по мужской линии династия Романовых.
Вопрос о престолонаследии должны были решить члены Верховного тайного совета. Внимание “верховников” было привлечено к дочерям царя Ивана Алексеевича - Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны. Давайте узнаем, что это был за человек.
Выступление ученика.
Анна Иоановна, герцогиня Курляндская, стала императрицей после смерти Петра 2, не имея никакого представления о государственном управлении. Некрасивая, грубая, мужеподобная, неразвитая умственно, с тяжелым характером, капризная, подозрительная, жестоко расправлялась с политическими противниками. Ее главным фаворитом был Бирон. Приглашая Анну Иоанновну на царствование, «верховники» хотели ограничить ее власть в пользу Верховного тайного совета. Анне были предложены “кондиции”, приняв которые она могла стать императрицей.
Запись в тетради: Кондиции – условия.
Учитель. Давайте познакомимся с этими условиями. (раздаточный материал)
Чего хотели добиться «верховники», заставляя Анну подписать кондиции? (ограничить власть императрицы)
Итак, в России была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха. Анна подписала кондиции и поехала в Москву. Тем временем о “кондициях” стало известно при дворе. Против них выступила церковь и такая влиятельная сила как гвардия, дворянство. Когда Анна Иоанновна приехала в Москву, она получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили ее “принять самодержавство таково, каково Ваши достохвальные предки имели”. Анна разорвала кондиции и распустила Верховный тайный совет. В 1730 г. начинается правление Анны Иоанновны. Первым помощником и первым министром стал ее фаворит – Эрнст Бирон. Именно он становится реальным правителем и имя его становится нарицательным Весь период правления Анны Иоановны называют бироновщиной. (слайд 13 – заполнение таблицы )
Слайд 14 пустой
III.Закрепление материала.
Текст с ошибками. Слайд 15
После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор «верховников» пал на герцогиню курляндскую Елизавету. «Верховники» решили усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол направили ей кондиции (условия). Кондиции были опубликованы во всех газетах. Елизавета не подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают кондиции. После этого она их подписала.
IV. Рефлексия. Слайд 16
Приложения
Екатерина Алексеевна родилась в 1684 г. в семье литовского обывателя Самуила Скавронского и до принятия православия звалась Мартой Скавронской. Грамоте обучена не была. В ходе Северной войны Марта, находясь в шведском обозе, попала в русский плен и была взята в услужение Б. П. Шереметеву. Петр I, увидев ее у фаворита, взял к себе она стала фактической женой царя. После крещения получила имя Екатерины Алексеевны. Современники отмечали, что Екатерина обладала здравым деятельным умом и оказывала сильное нравственное влияние на Петра I, была для него незаменимой и даже сопровождала в походах. В ее честь Петр учредил орден Святой Екатерины. Екатерина I не отличалась аристократической изящностью, но была статной и хороша собой. Умела быть обходительной и любезной с окружающими.
Петр II родился в 1715 г., был сыном Алексея Петровича и принцессы Шарлотты-Христины-Софии, умершей через 10 дней после рождения сына. После казни отца остался сиротой. Его воспитанием занимался Андрей Иванович Остерман. Программа обучения включала в себя историю, географию, математику, языки, танцы, военное дело, закон Божий. Однако мальчик учился неохотно и плохо. Петр II практически не интересовался ничем, кроме охоты.
Анна Иоановна, герцогиня Курляндская, стала императрицей после смерти Петра 2, не имея никакого представления о государственном управлении. Некрасивая, грубая, мужеподобная, неразвитая умственно, с тяжелым характером, капризная, подозрительная, жестоко расправлялась с политическими противниками. Ее главным фаворитом был Бирон. Приглашая Анну Иоанновну на царствование, «верховники» хотели ограничить ее власть в пользу Верховного тайного совета. Анне были предложены “кондиции”, приняв которые она могла стать императрицей.
Текст кондиций, подписанных Анной Иоанновной
| Текст кондиций, подписанных Анной Иоанновной
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В первые 16–17 лет, прошедших со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нем сменилось пять монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов ; у власти стояли иногда люди, чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти». С. Ф. Платонов
1725-1762 гг.
Дворцовые перевороты – смена власти, совершавшаяся узким кругом придворных и гвардейскими полками
причины дворцовых переворотов 1. Усиление роли гвардии в государственных делах ; 2. Указ Петра I 1722 г. о престолонаследии. 3. Появление дворцовых группировок, «партий», борющихся за власть
1725-1727 гг. Меньшиков Александр Данилович Екатерина I
1727-1730 гг. Андрей Иванович Остерман Петр II
1730-1740 гг. Эрнст Бирон Анна Иоановна
Текст с ошибками После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор «верховников» пал на герцогиню курляндскую Елизавету. «Верховники» решили усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол направили ей кондиции (условия). Кондиции были опубликованы во всех газетах. Елизавета не подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают кондиции. После этого она их подписала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку истории "Дворцовые перевороты"
Презентация поможет при проведении урока истории в 7 класса по теме "Дворцовые перевороты"...
Разработка урока и методические рекомендации учителю по теме: "Дворцовые перевороты"
Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и колоссальную опасность, так как школьник получает доступ к любой информации и точка...
Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»
«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...
конспект урока Дворцовые перевороты
В связи с введением новых ФГОС перед учителем стоит новая задача- разработать урок соответствующий новым стандартам. Сложность заключается в том, что нет никаких методических рекомендаций . Данный уро...
17. Дворцовые перевороты. Династия Романовых в эпоху дворцовых переворотов.
Презентация и флеш-схема к уроку....
урок по истории"Дворцовые перевороты" в 7 классе
Урок призван выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.Урок формиру...
Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)
Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...