"Русь во времена Владимира Святославича"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Аксенова Татьяна Александровна

Разработка урока истории России в 10 классе (профильный уровень)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Открытый урок по истории России 10 класс профильный уровень (по учебнику Сахарова А. Н. «История России с древнейших времен до конца 17 века. Ч.1.»

Тема: «Русь во времена Владимира Святославича»

Цель: познакомить учащихся с данной темой, уяснить собирательный образ Владимира Красное Солнышко; в какой целью была проведена религиозная реформа, какое значение для Руси имело принятие православного христианства.

Задачи: 

обучающие: на основе фактов сформировать представление о причинах принятия христианства на Руси. Сформировать понятие двоеверие. Выявить положительное влияние крещения Руси на судьбу российской цивилизации.

развивающие: формирование умения принимать решения, ставить цель и учебные задачи, слушать собеседника и вести диалог; развитие   умений  анализировать, работать с информацией, с исторической картой;                            

воспитательные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства патриотизма, любви к историческому прошлому своей страны.

Тип урока: урок изучения нового материала.

«Сокровище русские нашли у

греков и взяли себе:

этим сокровищем

была истинная вера,

христианская, православная»

С.М. Соловьёв

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

1. Активизация познавательной способности:

Есть в нашей истории события, которые трудно переоценить и которые предопределяют собой дальнейшее развитие народа. Об одном из таких событий пойдёт речь на уроке. О каком как вы думаете?

Начало завершающего этапа становления государства связано с княжением Владимира I Святого, при котором произошло событие, создавшее основу для вхождения Руси в европейское сообщество. Тема нашего сегодняшнего урока «Русь во времена Владимира Святославича».

2. Постановка проблемного задания:

- Обратите внимание на экран (Отрывок из летописи) Слайд 3.

И послал Владимир к Рогволду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа – Ярополка». Владимир же собрал воинов многих, пришел к Полоцку и убил Рогволда и сыновей его, а дочь его взял в жены.

- Как вы можете оценить этот поступок князя? Какие личные качества проявились в этом поступке? 

- Неоднозначен был князь Владимир. Он убил будущего тестя Рогволода и его двух сыновей. По его приказу был убит Ярополк, жену которого он заставил быть своей наложницей. Он отличался большим любвеобилием: летопись говорит о пяти законных женах и невероятном количестве наложниц, которых «было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести в Берестове...».

Его грехи еще долго можно перечислять. Но вот что любопытно: в памяти народной он остался князем Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью был канонизирован. 

Слайд 4.

Справочные сведения

1. В русских народных сказаниях (былинах) Владимир именуется «ласковый князь», «Красное Солнышко».

2. Русская православная церковь причислила князя Владимира Святославича к лику святых как равного апостолам Иисуса Христа.

- Какое мы видим здесь противоречие? Какой возникает тогда вопрос?

Отсюда вытекает проблема, которую мы должны решить сегодня на уроке. Учебная проблема нашего урока: Почему князь Владимир Святославич, несмотря на совершённым им низкие поступки, оставил о себе добрую память? Слайд 5.

- Какие у нас с вами уже есть знания, чтобы решить учебную проблему?

Задание: Записать на листочках по одному полезному людям делу, мероприятию, которые провели предшественники Владимира: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Слайд 6.

- Что нам необходимо знать о Владимире, чтобы решить учебную проблему? (Ответы учащихся, а учитель на доске записывает план).

- Как же можно решить нашу проблему? Какие вы можете выдвинуть версии? (Учащиеся отвечают, а учитель их ответы записывает на доске).

В конце урока мы с вами выясним чьи же версии оказались верными.

3. Самостоятельная работа обучающихся с учебником (с. 68-71)

Задание: Прочитайте текст учебника и докажите, что Древнерусское государство при Владимире продолжало укрепляться и окрепло. Слайд 7.

  1. Укрепил язычество;
  2. Восстановил единство Русской земли;
  3. Укрепил систему управления страной;
  4. Обезопасил границы с помощью оборонительной системы.

- Есть ещё одно направление деятельности князя Владимира, которое мы ещё не рассмотрели – это религиозное. Одно из основных направлений деятельности.

 Слайд 8.

Посмотрите, пожалуйста, на карту и ответьте на вопрос «Какие религии были у соседних государств Руси в начале правления князя Владимира Святославича?» (Ответы учащихся: Польша и Швеция – католичество; Волжская Булгария – ислам; Византия - православие)

- Подумайте, пожалуйста, какие были религии в соседних государствах язычество или мировые религии?

- А на Руси в начале правления Владимира какая религия существовала?

- Подумайте, какие причины подталкивали Владимира Святославича к принятию мировой религии?

Существовали и другие причины, которые подталкивали Князя Владимира к принятию мировой религии. Прочитайте текст документа и скажите, какие это причины?

Слайд 9. (Отрывок из исторического документа)

К концу X века, когда в большинстве соседних государств уже утвердились мировые религии, на Руси еще сохранялись языческие верования. В 980 году по приказу Владимира из множества богов было отобрано несколько, которых объявили общими для всей Руси. Главным богом стал Перун — покровитель князя и дружины. В Киеве и Новгороде были поставлены священные идолы, перед которыми горели костры и прилюдно приносились жертвы.

Однако древнее язычество не знало ответов на новые вопросы: почему надо подчиняться одному князю, правильно ли поступает человек уходящий из своего рода в дружину или город и так далее…

Слайд 10.  Причины принятия христианства:

  1. Необходимость укрепления связей с другими государствами, усиление международного авторитета Руси;
  2. Необходимость укрепления власти князя.
  3. Необходимость объединения славянских

- А теперь давайте с вами посмотрим, почему же Владимир принял именно христианскую православную религию, а не какую-то другую.

Слайд 11.  (Просмотр видеофрагмента)

- Итак, почему же именно православие из Византии? (Учащиеся делают вывод)

Слайд 12. Выбор веры.

Слайд 13. Причины выбора веры

Мы с вами рассмотрели религиозную политику Владимира. Какой вывод можно сделать по этому направлению деятельности князя?

- Как можно решить нашу учебную проблему?

Делается запись на доске.

  1. Релаксация

Таким образом, мы рассмотрели поступки, личные качества Владимира. Давайте попробуем решить нашу учебную задачу, исходя из всех выводов, которые мы с вами сделали.

Слайд 14. Почему князь Владимир Святославич, несмотря на совершённым им низкие поступки, оставил о себе добрую память? 

Ответ на нашу учебную проблему будет звучать следующим образом:

Слайд 15.

Решение учебной проблемы:

Владимир оставил о себе добрую память, так как:

  1. Защитил жителей Руси от иноземных набегов и внутренних беспорядков;
  2. Крестил Русь, что смягчило нравы жителей, ввело страну в семью христианских народов Европы;
  3. Способствовало становлению христианской церкви на Руси, распространению богатой христианской культуры.
  1. Итог урока

- Давайте определим, чья же версия оказалась наиболее верной?

Давайте решим с вами творческое задание. Слайд 16.

Представьте, что в 1015 году после долгой разлуки встретились отец
и сын, отец - языческий волхв - десятки лет прожил в лесах под 
Новгородом, а сын еще в молодости уехал в Киев и стал дружинником князя
Владимира. Опишите, какой спор мог состояться между ними о правлении на
Руси князя Владимира Святославича.

  1. Домашнее задание: § 8, ознакомиться с документом, ответить на вопросы, выполнить задания; подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каргалов, В.В. История России с древнейших времен до 1917 года / В.В.Каргалов, Ю.С. Савельев, В.А. Федоров. - М.: Русское слово, 1998. - 504 с. - ISBN 5-4245-1445-3.

2. Николаев, Т. В. Древняя Русь и славяне / Т.В. Николаев. - М.: Наука, 1988. - 448 с.

3. Петров, А.А. Славянская мифология / А.А. Петров. - М.: Артель, 2003. - 120с.

4. Пятецкий, Л. М. Справочник по истории России с древнейших времён до наших дней / Л.М. Пятецкий. - М.: Московский лицей, 1995. - 246 с. - ISBN 5-7541-0003-4.

5. Рыбаков, Б.А. Язычество древней Руси / Б.А. Рыбаков. - М.: Наука, 1988. - 368 с.

6. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до конца 17 века / А.Н.Сахаров, В.И. Буганов. - М.: Просвещение, 1995. - 504 с. - 5-1452-4562-7.

7. Семенова, М. А. Быт и верования древних славян / М.А. Семенова. - СПб.: Азбука, 2000. - 560 с. - ISBN 5-3526-1456-7.

8. Шокарев, С.Ю. История России с древних времен и до конца 17 века / С.Ю.Шокарев. - М.: Артель, 2001. - 599 с. - ISBN 5-4756-4254-4.

Размещено на Allbest.ru

 

Сайт учителя истории и общеществознания - Карты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные разработки по истории 10 кл. " Русь во времена Владимира"

Раннефеодальные отношения в Киевской Руси; значение христианства при князе Владимире...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА (980 – 1015). КРЕЩЕНИЕ РУСИ (988)»

Цели:познакомить учащихся с правлением князя Владимира, определить причины и значение принятия христианства на Руси; формировать умения в связной форме пересказывать текст учебника, давать собст...

Урок истории для 6 класса "Владимир Святославич".

Урок раскрывает темы правления Владимира Святославича и принятия христианства на Руси....

Презентация к уроку истории для 6 класса "Владимир Святославич".

В презентации раскрываются этапы правления Владимира Святославича. ...

Русь во времена Владимира Святославича

Дата проведения:________Тема урока: Русь во времена Владимира СвятославичаЦели урока:- образовательная: охарактеризовать сущность раннефеодальных отношений в КиевскойРуси, выделить их особенности в ср...

Русь во времена Владимира Святославича

Дата проведения:________Тема урока: Русь во времена Владимира СвятославичаЦели урока:- образовательная: охарактеризовать сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, выделить их особенности в с...