"Русь во времена Владимира Святославича"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Разработка урока истории России в 10 классе (профильный уровень)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок по истории России 10 класс профильный уровень (по учебнику Сахарова А. Н. «История России с древнейших времен до конца 17 века. Ч.1.»
Тема: «Русь во времена Владимира Святославича»
Цель: познакомить учащихся с данной темой, уяснить собирательный образ Владимира Красное Солнышко; в какой целью была проведена религиозная реформа, какое значение для Руси имело принятие православного христианства.
Задачи:
обучающие: на основе фактов сформировать представление о причинах принятия христианства на Руси. Сформировать понятие двоеверие. Выявить положительное влияние крещения Руси на судьбу российской цивилизации.
развивающие: формирование умения принимать решения, ставить цель и учебные задачи, слушать собеседника и вести диалог; развитие умений анализировать, работать с информацией, с исторической картой;
воспитательные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства патриотизма, любви к историческому прошлому своей страны.
Тип урока: урок изучения нового материала.
«Сокровище русские нашли у
греков и взяли себе:
этим сокровищем
была истинная вера,
христианская, православная»
С.М. Соловьёв
Ход урока.
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
1. Активизация познавательной способности:
Есть в нашей истории события, которые трудно переоценить и которые предопределяют собой дальнейшее развитие народа. Об одном из таких событий пойдёт речь на уроке. О каком как вы думаете?
Начало завершающего этапа становления государства связано с княжением Владимира I Святого, при котором произошло событие, создавшее основу для вхождения Руси в европейское сообщество. Тема нашего сегодняшнего урока «Русь во времена Владимира Святославича».
2. Постановка проблемного задания:
- Обратите внимание на экран (Отрывок из летописи) Слайд 3.
… И послал Владимир к Рогволду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа – Ярополка». Владимир же собрал воинов многих, пришел к Полоцку и убил Рогволда и сыновей его, а дочь его взял в жены.
- Как вы можете оценить этот поступок князя? Какие личные качества проявились в этом поступке?
- Неоднозначен был князь Владимир. Он убил будущего тестя Рогволода и его двух сыновей. По его приказу был убит Ярополк, жену которого он заставил быть своей наложницей. Он отличался большим любвеобилием: летопись говорит о пяти законных женах и невероятном количестве наложниц, которых «было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести в Берестове...».
Его грехи еще долго можно перечислять. Но вот что любопытно: в памяти народной он остался князем Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью был канонизирован.
Слайд 4.
Справочные сведения
1. В русских народных сказаниях (былинах) Владимир именуется «ласковый князь», «Красное Солнышко».
2. Русская православная церковь причислила князя Владимира Святославича к лику святых как равного апостолам Иисуса Христа.
- Какое мы видим здесь противоречие? Какой возникает тогда вопрос?
Отсюда вытекает проблема, которую мы должны решить сегодня на уроке. Учебная проблема нашего урока: Почему князь Владимир Святославич, несмотря на совершённым им низкие поступки, оставил о себе добрую память? Слайд 5.
- Какие у нас с вами уже есть знания, чтобы решить учебную проблему?
Задание: Записать на листочках по одному полезному людям делу, мероприятию, которые провели предшественники Владимира: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Слайд 6.
- Что нам необходимо знать о Владимире, чтобы решить учебную проблему? (Ответы учащихся, а учитель на доске записывает план).
- Как же можно решить нашу проблему? Какие вы можете выдвинуть версии? (Учащиеся отвечают, а учитель их ответы записывает на доске).
В конце урока мы с вами выясним чьи же версии оказались верными.
3. Самостоятельная работа обучающихся с учебником (с. 68-71)
Задание: Прочитайте текст учебника и докажите, что Древнерусское государство при Владимире продолжало укрепляться и окрепло. Слайд 7.
- Укрепил язычество;
- Восстановил единство Русской земли;
- Укрепил систему управления страной;
- Обезопасил границы с помощью оборонительной системы.
- Есть ещё одно направление деятельности князя Владимира, которое мы ещё не рассмотрели – это религиозное. Одно из основных направлений деятельности.
Слайд 8.
Посмотрите, пожалуйста, на карту и ответьте на вопрос «Какие религии были у соседних государств Руси в начале правления князя Владимира Святославича?» (Ответы учащихся: Польша и Швеция – католичество; Волжская Булгария – ислам; Византия - православие)
- Подумайте, пожалуйста, какие были религии в соседних государствах язычество или мировые религии?
- А на Руси в начале правления Владимира какая религия существовала?
- Подумайте, какие причины подталкивали Владимира Святославича к принятию мировой религии?
Существовали и другие причины, которые подталкивали Князя Владимира к принятию мировой религии. Прочитайте текст документа и скажите, какие это причины?
Слайд 9. (Отрывок из исторического документа)
К концу X века, когда в большинстве соседних государств уже утвердились мировые религии, на Руси еще сохранялись языческие верования. В 980 году по приказу Владимира из множества богов было отобрано несколько, которых объявили общими для всей Руси. Главным богом стал Перун — покровитель князя и дружины. В Киеве и Новгороде были поставлены священные идолы, перед которыми горели костры и прилюдно приносились жертвы.
Однако древнее язычество не знало ответов на новые вопросы: почему надо подчиняться одному князю, правильно ли поступает человек уходящий из своего рода в дружину или город и так далее…
Слайд 10. Причины принятия христианства:
- Необходимость укрепления связей с другими государствами, усиление международного авторитета Руси;
- Необходимость укрепления власти князя.
- Необходимость объединения славянских
- А теперь давайте с вами посмотрим, почему же Владимир принял именно христианскую православную религию, а не какую-то другую.
Слайд 11. (Просмотр видеофрагмента)
- Итак, почему же именно православие из Византии? (Учащиеся делают вывод)
Слайд 12. Выбор веры.
Слайд 13. Причины выбора веры
Мы с вами рассмотрели религиозную политику Владимира. Какой вывод можно сделать по этому направлению деятельности князя?
- Как можно решить нашу учебную проблему?
Делается запись на доске.
- Релаксация
Таким образом, мы рассмотрели поступки, личные качества Владимира. Давайте попробуем решить нашу учебную задачу, исходя из всех выводов, которые мы с вами сделали.
Слайд 14. Почему князь Владимир Святославич, несмотря на совершённым им низкие поступки, оставил о себе добрую память?
Ответ на нашу учебную проблему будет звучать следующим образом:
Слайд 15.
Решение учебной проблемы:
Владимир оставил о себе добрую память, так как:
- Защитил жителей Руси от иноземных набегов и внутренних беспорядков;
- Крестил Русь, что смягчило нравы жителей, ввело страну в семью христианских народов Европы;
- Способствовало становлению христианской церкви на Руси, распространению богатой христианской культуры.
- Итог урока
- Давайте определим, чья же версия оказалась наиболее верной?
Давайте решим с вами творческое задание. Слайд 16.
Представьте, что в 1015 году после долгой разлуки встретились отец
и сын, отец - языческий волхв - десятки лет прожил в лесах под
Новгородом, а сын еще в молодости уехал в Киев и стал дружинником князя
Владимира. Опишите, какой спор мог состояться между ними о правлении на
Руси князя Владимира Святославича.
- Домашнее задание: § 8, ознакомиться с документом, ответить на вопросы, выполнить задания; подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каргалов, В.В. История России с древнейших времен до 1917 года / В.В.Каргалов, Ю.С. Савельев, В.А. Федоров. - М.: Русское слово, 1998. - 504 с. - ISBN 5-4245-1445-3.
2. Николаев, Т. В. Древняя Русь и славяне / Т.В. Николаев. - М.: Наука, 1988. - 448 с.
3. Петров, А.А. Славянская мифология / А.А. Петров. - М.: Артель, 2003. - 120с.
4. Пятецкий, Л. М. Справочник по истории России с древнейших времён до наших дней / Л.М. Пятецкий. - М.: Московский лицей, 1995. - 246 с. - ISBN 5-7541-0003-4.
5. Рыбаков, Б.А. Язычество древней Руси / Б.А. Рыбаков. - М.: Наука, 1988. - 368 с.
6. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до конца 17 века / А.Н.Сахаров, В.И. Буганов. - М.: Просвещение, 1995. - 504 с. - 5-1452-4562-7.
7. Семенова, М. А. Быт и верования древних славян / М.А. Семенова. - СПб.: Азбука, 2000. - 560 с. - ISBN 5-3526-1456-7.
8. Шокарев, С.Ю. История России с древних времен и до конца 17 века / С.Ю.Шокарев. - М.: Артель, 2001. - 599 с. - ISBN 5-4756-4254-4.
Размещено на Allbest.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочные разработки по истории 10 кл. " Русь во времена Владимира"
Раннефеодальные отношения в Киевской Руси; значение христианства при князе Владимире...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА (980 – 1015). КРЕЩЕНИЕ РУСИ (988)»
Цели:познакомить учащихся с правлением князя Владимира, определить причины и значение принятия христианства на Руси; формировать умения в связной форме пересказывать текст учебника, давать собст...
Урок истории для 6 класса "Владимир Святославич".
Урок раскрывает темы правления Владимира Святославича и принятия христианства на Руси....
Презентация к уроку истории для 6 класса "Владимир Святославич".
В презентации раскрываются этапы правления Владимира Святославича. ...
Презентация и конспект урока на тему:"Владимир Святославич. Принятие христианства" (6 класс. История России)
Конспект открытого урока и презентация по итории России, 6 класс....
Русь во времена Владимира Святославича
Дата проведения:________Тема урока: Русь во времена Владимира СвятославичаЦели урока:- образовательная: охарактеризовать сущность раннефеодальных отношений в КиевскойРуси, выделить их особенности в ср...
Русь во времена Владимира Святославича
Дата проведения:________Тема урока: Русь во времена Владимира СвятославичаЦели урока:- образовательная: охарактеризовать сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, выделить их особенности в с...