Интеллектуальная игра "Путешествие в прошлое"
презентация к уроку по истории на тему
Интеллектуальная игра "Путешествие в прошлое" для учащихся 5-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_igra_puteshestvie_v_proshloe.ppt | 1.13 МБ |
intellektualnaya_igra.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с.Елабуги Хабаровского муниципального района
Учитель: Волкова Екатерина Григорьевна
Цели: В нетрадиционной форме проверить знания учащихся по истории Древнего мира. Заинтересовать учащихся изучением дополнительной литературы. Развивать умения формулирования и конкретизации ответов на вопросы. Способствовать сплочению ученического коллектива.
Ход игры:
На экране изображено табло в клетку. В каждой клетке цифра и каждая клетка окрашена в определенный цвет.
Делим учащихся на 2 команды. 1 команда – «Египтяне», их цвет – желтый. Вторая команда – «Греки», их цвет – красный. Ещё есть «общие вопросы», их цвет – белый.
На экране на 30 секунд появляется табло с цветными клетками. Через 30 секунд изображение меняется на табло с клетками одинакового цвета. Команды по очереди должны отгадать, где клетка с их вопросом и ответить на него. Если команда попадает на клетку с вопросом соперников, или на клетку общих вопросов, то она тоже должна на него ответить. За ответ на свой вопрос начисляется по 2 балла, за ответ на вопрос соперника – 3 балла, за общий вопрос – 1 балл. Кто быстрее справится со своими заданиями и наберет больше баллов, тот победил.
(Слайд 2)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 |
Вопросы команды Древнего Египта (желтый цвет поля):
№2 – Назовите не менее трех священных животных Древнего Египта? (жук-скарабей, змея, коршун, ибис, кошка, крокодил, ласточка). (слайд№4)
№6 – Какого бога и почему называли в Египте «владыкой правды»? (Осирис, который судил души умерших в подземном царстве). (слайд№5)
№8 – Сколько душ было у человека согласно египетским представлениям?
(Человек имел 3 элемента, составляющих внутреннюю сущность, условно – душу. Это – Ах, Ба, Ка) . (слайд№6)
№14 –Греки, познакомившись с египетскими богами, считали, что напуганные боги в страхе надели звериные маски и в них и остались. А как современные учебные объясняют странный облик египетских богов? (Почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе людей. Т.о. египетская мифология сохранила древнейшие черты). (слайд№7)
№15 – Соотнесите имена богов Древнего Египта с их символами: (слайд№8,9)
Анубис (бог мертвых) | Павиан |
Себек (бог воды) | Корова |
Мин (бог плодородия) | Бык |
Сехмет (богиня бедствий) | Львица |
Тот (бог мудрости) | Шакал |
Сет (бог пустыни и непогоды) | Крокодил |
Хатхор (богиня любви) | Осел, свинья |
№17 – Героям многих сказаний приходится отвечать на загадки. В легенде о царе Эдипе говорится, что во время странствий ему встретился сфинкс, который всем загадывал только одну загадку. Никто кроме Эдипа не смог ее решить. Вот эта загадка: «Кто утром ходит на 4 ногах, днем – на двух, вечером – на трех?».
Какой ответ дал Эдип? (Это человек). (слайд№10)
№18 – В Древнем Египте бороды были привилегией только высоких сановников (простолюдинам разрешалось носить бороды не длиннее 5 см.), цари носили самые длинные и завитые. Поэтому не было бы ничего странного в том, что у фараона Хатшепсут была обнаружена борода-парик, если бы не одно обстоятельство. Какое?
(Хатшепсут - женщина). (слайд№11)
№21 – В странах с жарким климатом трудно содержать волос в чистоте, поэтому, чем их меньше, тем лучше. С другой стороны, волосяной покров защищает голову от солнечных лучей. Каким образом жители долины Нила решали эту проблему?
(Носили парики). (слайд№12)
№28 – Греческие историки Гекатей Милетский, Геродот и многие другие в полном согласии сообщают, что вначале Египтом правили… Кто? (Боги). (слайд№13)
№30 – Её тронное имя дословно переводится на русский язык так: «Прекрасная красотой Агона, прекрасная пришла». Скажите как это имя звучит на русском языке? (Нефертити). (слайд№14)
№37 – Ученые не установили ни одного факта использования колес и повозок для транспортировки гигантских камней при строительстве пирамид, хотя египтяне уже умели их делать. Чем это можно объяснить? (Вес камней не выдерживало ни одно колесо). (слайд№15)
№39 – До сих пор многие сворачивают с пути, если им дорогу перебежит черная кошка. А какое животное должно было пересечь дорогу, чтобы армия фараона повернула назад? (Жук-скарабей). (слайд№16)
№41 – Готовясь к переходу в вечный мир, фараоны опасались, что в результате неудачного бальзамирования бог не сможет узнать их. Каким образом они исключали этот вариант? (Золотую маску). (слайд№17)
№43 – Египтяне подкладывали под двери гробниц катки, чтобы их легко можно было сдвинуть (даже пальцем). В связи с этим археологи считают, что одна из старинных арабских легенд о Алладине связана с ограблением какой-либо гробницы в Долине царей. О какой легенде идет речь? (Алладин и сорок разбойников). (слайд№18)
№45 – По представлениям египетских жрецов, человек имел 9 составляющих: тело, душу, мумию, сердце, жизненную силу, ещё одну душу, бессмертного двойника, тень. Все они неповторимы. А что собой представляла 9-я составляющая, если зачастую она была абсолютно одинаковой у многих людей? (Имя). (слайд№19)
Вопросы команды Древней Греции (поля табло – красного цвета)
№3 – Вычеркните лишнее: (слайд№20)
Немейский лев
Керинейская лань
Критский бык
Стимфалийские птицы
(Критский бык)
№7 – Как связано мифологией выражение «провалиться в тартарары»?
(Тартар – мрачное подземелье, куда были свергнуты циклопы). (слайд№21)
№9 – Как звали двух женщин, которые помогли героям Греции достичь своей цели? (Ариадна и Медея). (слайд№22)
№10 –Разгадайте шараду:
Первое слово – название священной горы
Второе – соединительный союз
Третье – единственное число от «мы»
Вместе – город, куда в определенные дни стремили все греки.
(Олимпия). (слайд№23)
№12 – Назовите 12 богов-олимпицев?
(Зевс, Посейдон, Гера, Афина, Аполлон, Арес, Артемида, Афродита, Гермес, Гефест, Деметра, Гестия). (слайд№24)
№16 – Соотнесите имена богов с их функциями: (слайд№25,26)
Аид | Владыка моря |
Аполлон | Отец богов и людей, бог громовержец |
Афина | Богиня земли и плодородия |
Гермес | Правитель подземного царства |
Гефест | Покровитель торговцев и воров |
Деметра | Бог вина и священного безумия |
Дионис | Покровитель прорицателей и искусств |
Зевс | Покровитель кузнечного мастерства |
Посейдон | Богиня мудрости и войны |
№20 – Как известно, первой женщиной у христиан считается Ева (если не учитывать апокрифическую Лилит. До сих пор у многих есть к ней претензии. А что можно вменить в вину первой греческой женщине, созданной Афиной и Гефестом?
(Выпустила на волю из своего ящика все несчастья человечества (имя ее — Пандора)). (слайд№27)
№23 – Некогда в Афинах для тайного голосования использовались глиняные черепки — остраки, на которых писали имена политических деятелей. Какая процедура ожидала того, чье имя чаще всего встречалось на этих черепках? (Изгнание (остракизм)). (слайд№28)
№24 – Что черное и белое бросали древние греки в урны для голосований, если после выборов готовили из этого похлебку? (Бобы (фасоль)). (слайд№29)
№27 – Назовите город в Греции, основанный в честь одной из богинь?
(Афины). (слайд№30)
№31 – Как называется река подземного царства, дающая людям забвение? (Лета). (слайд№31)
№33 – Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (нектар, амброзия). (слайд№32)
№35 – Как называется краткая, точная, меткая речь?(лаконичная). (слайд№33)
№38 – С какой войной связано знаменитое выражение "Ахиллесова пята"
(Троянская война). (слайд№34)
№44 – Сколько времени продолжались Олимпийские игры в Древней Греции.
(5 дней). (слайд№35)
«Общие вопросы»
№1 - В Риме его делали из лавра – для триумфа, из мирта – для оваций, из дуба – для спасения римского гражданина. А для кого его делали из дикой оливы?
(Венок из листьев дикой оливы получал атлет за победу в Олимпийских играх). (слайд№36)
№4 - Как известно компас был изобретен в древнем Китае задолго до начала дальних морских путешествий. Зачем он был нужен китайским купцам?
(Чтобы не заблудиться в степи). (слайд№37)
№5 - На сколько варн делилось индийское общество?(На 4: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). (слайд№38)
№11 - Он жил в Римском государстве, был рабом. Его имя стало символом сопротивления, а в наше время часто звучит в сводках спортивных новостей?
(Спартак). (слайд№39)
№13 - Эта игра была придумана в Индии для обучения военачальников ратному делу. В переводе с арабского название её звучит как «смерть правителя». Как сейчас называется эта игра? (шахматы). (слайд№40)
№19 - О нем говорили, что он умел делать сразу несколько дел. Среди его убийц был очень близкий ему человек. Кто он? (Гай Юлий Цезарь). (слайд№41)
№22 - Назовите реки на берегах которых сложились древние цивилизации.
(Ганг, Инд, Тигр, Евфрат, Хуанхэ, Янцзы, Нил). (слайд№42)
№25 - В каких государствах мира были самые длинные стены?
(Китай, Афины). (слайд№43)
№26 - Кто такие «живые убитые»? (Рабы). (слайд№44)
№29 - Далеко ли находилась Месопотамия от Междуречья? (Это одно и то же). (слайд№45)
№32 - Как в Древнем Риме называли специально обученных бойцов, выступавших на арене? (Гладиаторы). (слайд№46)
№34 - Китайцы считают отцом своей Поднебесной страны небо, а матерью — землю. Днем и ночью неусыпно наблюдает отец за матерью. А что ему служит глазами? (Солнце и луна). (слайд№47)
№36 - Согласно сведениям ученых, знаменитый дворец царя Миноса был 7-этажным. И хотя он разрушен, есть надежда восстановить облик трех нижних этажей. Каким образом? (Откопать из-под земли (поэтому они не подверглись столь сильному разрушению). (слайд№48)
№40 - Боги морей Нерей, Нептун, Посейдон были весьма любвеобильны. Поэтому-то они и поднимали бурю, если... Назовите причину большинства гибельных бурь. (Если на корабле оказывалась женщина). (слайд№49)
№42 - Сначала его использовали в качестве лекарства и противоядия. Но с 50 г. до н. э. сфера применения расширилась и распространилась из южных провинций по всему Китаю. В 783 г. на него были введены налоги, а в 818— 908 гг. способ употребления его стал искусством. Что это? (Чай). (слайд№50)
Подведение итогов.
Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".
Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК" с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....
Театрализованное представление "Листая прошлого страницы" (Античность)
Театрализованное представление для учеников разных классов....
Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"
Тема урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов П.Н.Зырянов История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...
«Интеграция музея в систему непрерывного образования, воздействуя на интеллектуальную, нравственную и эмоциональную сферу личности, стимулируя формирование ценностного отношения к прошлому, настоящему, к национально-культурным традициям и современнос
В силу своего назначения – это учебный (историко-памятный) музей машиностроительного отделения ГБОУ СПО «Шадринский политехнический колледж» способен играть большую роль в нравственно-эстетиче...
Интеллектуальная игра «Путешествие в прошлое России»
Сегодня, когда в стране идет обновление всех сфер жизни, особенно возрос интерес к нашим истокам, к истории России. ...
Интеллектуальная игра "Путешествие в прошлое"
Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер ж...
Интеллектуальная презентация Тема: «Могучий воскрешаетесь прошлого». Работы В.И. Сурикова
Цели: повышение мотивации у обучающихся к изучению исторической живописи, к творчеству Василия Ивановича Сурикова. Задачи: привлечь внимание к картинам: «Утро стрелецкой казни», «Мен...