Рабочая программа по внеурочной деятельности «Хронограф»
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
-Цель:
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
-Задачи:
формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;
усвоение интегративной системы знания об истории человечества
воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
2. Общая характеристика курса «Хронораф»
-Краткая характеристика курса
Познавательный аспект деятельности - обязательный компонент любого вида деятельности.
Главной целью социального направления внеурочной деятельности учащихся является удовлетворение познавательных потребностей учащихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана. Основные направления работы проявляются в усвоение теоретических знаний; и в формирование практических навыков. Используются следующие формы и методы работы: словесные, наглядные, практические; проектно-исследовательская деятельность; активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления, использование Интернет.
В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, намечаются объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.
В зависимости от содержания занятий форма учебной работы может быть: лекционной (обзорные беседы, доклады педагога и учащихся); семинарской (обучение навыкам по сбору исторического материала; научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с письменными источниками, подготовка докладов); оформительской (создание презентаций, проектов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnogo_kursa_hronogoraf_5.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Рекомендована Утверждена:
Методическим объединением
Учителей истории и обществознания Приказом МБОУ «Гимназия»
От «»___»_______2015г. №__
Протокол №
От «__»____2015г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Хронограф»
Направление: социальное
2015 – 2016 учебный год
5 класс
Составитель рабочей программы
Пашкова Татьяна Александровна
учитель высшей квалификационной категории
Черногорск, 2015г.
1.Пояснительная записка
-Цель:
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
-Задачи:
- формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;
- усвоение интегративной системы знания об истории человечества
- воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
2. Общая характеристика курса «Хронораф»
-Краткая характеристика курса
Познавательный аспект деятельности - обязательный компонент любого вида деятельности.
Главной целью социального направления внеурочной деятельности учащихся является удовлетворение познавательных потребностей учащихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана. Основные направления работы проявляются в усвоение теоретических знаний; и в формирование практических навыков. Используются следующие формы и методы работы: словесные, наглядные, практические; проектно-исследовательская деятельность; активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления, использование Интернет.
В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, намечаются объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.
В зависимости от содержания занятий форма учебной работы может быть: лекционной (обзорные беседы, доклады педагога и учащихся); семинарской (обучение навыкам по сбору исторического материала; научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с письменными источниками, подготовка докладов); оформительской (создание презентаций, проектов).
-Потенциал учебного предмета
Предмет курса позволяет развивать такие компетенции как общекультурные, ценностно-смысловые, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.
При изучении курса возможна интеграция с другими предметами учебного плана.
3. Описание места курса «Хронограф» в учебном плане
Программа курса составлена для учащихся школы на 1 год обучения (68 часов). На занятия отводится 2 часа в неделю. Программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков. Занятия для каждого учащегося дают больше возможностей для творческого развития личности.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса
Результатом изучения исторических деятелей является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты включают:
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию;
- готовность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
5. Содержание курса Хронограф 68 ч
Введение (2 ч)
«Поэзия мифа и проза истории». Мифологические свидетельства и исторические факты. Миф — закодированная история человечества. Отношение к мифам как к достоверному источнику исторических знаний об эпохе.
Развитие идей, тем и сюжетов, воплощенных в произведениях искусства древнего мира, в художественной культуре последующих эпох. Неисчерпаемость и глубина их художественного содержания, возможность постижения через памятники культуры прошлого нравственно-эстетического опыта современности.
Раздел I. Художественная культура древнейших цивилизаций Древнего Востока.
Памятники Древнего Египта
Формирование мифологических представлений древних египтян и закрепление их в «Текстах пирамид», «Книге мертвых». Местные культы и первые боги. Формирование основных мифологических циклов: о сотворении мира, солярные мифы, культ Осириса. Бог Хнум и легенда о сотворении человека. Рождение бога Гора как родоначальника династии египетских фараонов. Обожествление животных: бык — Апис, корова — Хатор, баран — Хнум, змея —Апоп, шакал — Анубис, сокол — Гор, ибис — Тот, их место и функции в древнеегипетской мифологии. Комплекс пирамид Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена), Менкаура (Микерина) в Гизе — первое из семи чудес света. Внутреннее устройство и расположение в пространстве. Большой Сфинкс, его культовое значение как символа вечности и мистической связи с личностью фараона Хефрена. Художественное воздействие образа Сфинкса на современников и потомков.
Страсти Осириса. Культ Осириса как цикл мифов о загробной жизни. Идея смерти и воскресения и ее связь с земледельческим циклом: сев — похороны Осириса, всходы — возрождение Осириса, жатва — умерщвление Осириса.
Глиняная библиотека. Древнейшие государства Двуречья и археологические открытия П. Э. Ботта. Древнейшие языки и древнейшая литература как источник знаний и представлений о художественной культуре ушедших цивилизаций. Древнейшие виды письменности. Библиотека Ашшурбанапала в Ниневии — многочисленнейшее собрание клинописных текстов с каталогами-списками. Состав библиотек, их история и современное состояние. Древнеассирийский эпос о Гильгамеше и проблемы его создания.
Вавилонская башня. Культура Древнего Вавилона. Раскопки. Дворец правителя, многообразие его помещений (жилые комнаты, святилище, школа писцов), остатки настенных росписей и ранняя статуя богини Иштар. Сходство этих находок с особенностями культуры Ассирии. Город Вавилон. Особенности планировки. Наличие стен-крепостей. Значение ворот, их связь с религиозным культом. Вавилонская башня — легенда и действительность. Дворцы царя Навуходоноссора II и «Висячие сады» Семирамиды. Их конструктивные и художественные особенности. «Висячие сады» Семирамиды — одно из чудес света.
Сотворение мира. Библия как величайший памятник. Вопрос о «богодухновенности» и историческом происхождении Библии. Структура и состав Библии. Понятие «Завет» и историческое время Ветхого Завета. Историческая основа и историческое содержание Библии. Археологические раскопки на территории Иордана и Палестины, научные находки, подтверждающие историческую достоверность основных сведений Библии. Библия как литературный памятник. Библия в мировой культуре. Научная и религиозная картины мира: доказательства и противоречия. Сотворение человека и жизнь первых людей в раю. Всемирный потоп. Научное и богословское доказательства возможности всемирного потопа. Скрижали Моисея.
Начало всех начал. Древний Восток как особая ветвь в развитии человеческой цивилизации. Его оторванность от других регионов мира. Представление о Востоке как о стране чудес и богатства.
Долина рек Инда и Ганга и возникновение крупнейших земледельческих поселений древности.
Колесо жизни. Буддизм как мировая религия. Царевич Гаутама и вопрос о происхождении буддизма. Биография Будды, ее историческая и легендарная основа.
Бронзовые свидетели. Историческое развитие Древнего Китая и особенности его художественной культуры: непрерывность развития, сохранение вековых традиций и культурных центров, формирование национальных черт изобразительного языка, не изменяющегося в течение тысячелетий. Религиозные представления в Древнем Китае, их отражение в художественной культуре и быте. Основные религиозные культы: культ Неба, культ Земли, культ Предков. Небо — высшее божественное начало, олицетворяющее всеобщий разум, целесообразность, справедливость и добродетель. Абстрактность Неба, его холодность и безразличность к человеку. Император — сын Неба, имеющий право полностью совершать культовые обряды. Земледельческий цикл и народный характер культа Земли в древнекитайском обществе. Его значение в религиозных обрядах культа Земли как символа власти и могущества. Значение праздника первой борозды в честь весеннего оживления природы. Осенний праздник урожая. Культ предков, его связь с формированием социальной структуры общества.
Учитель жизни. Изобретение письменности и бумаги в Древнем Китае — одна из причин сохранения ранних фиксированных произведений китайской литературы. Конфуций — философ, ученый, писатель и учитель. Краткие биографические сведения о нем, его роль в создании философского учения о человеке («конфуцианства»), опирающегося на древние книги. Основные идеи Конфуция: концепция «цзюнь цы» (идеального, благородного человека не по происхождению, а по уму и образованности); концепция «жэнь» (гуманность и любовь к людям); концепция «сяо» (сыновья почтительность и уважение к старшим); концепция «юэ» (музыка как лучшее средство исправления плохих нравов); концепция «ли» (этикет и правила благопристойности). Особое значение в учении Конфуция концепции «чжэн мин» (исправления имен, т. е. приведение вещей в соответствие с их названием). Распространение идей Конфуция, обожествление его личности и превращение его учения в государственную религию.
Великая стена. Строительство Великой китайской стены — наиболее древнего и известного архитектурного сооружения. Цель постройки — защита северной границы Китая от набегов кочевников, а полей от песков и пустыни. Конструктивные и инженерные особенности строительства стены. Грандиозность и размах, суровость и монументальность — главные слагаемые художественного эффекта. Современное состояние Великой китайской стены.
Раздел II. Художественная культура Древней Греции (XIв. до н.э. —Iв. до н.э.)
Детство человечества. Древняя Эллада и Древний Восток — общие черты и принципиальные различия.Мифология и религия древних греков как образное воплощение их представлений о природе, человеке, космосе, как «арсенал и почва» художественной культуры. Своеобразие и особенности греческой мифологии: яркая художественность образов, глубокий гуманизм, воплощение в мифологии представлений об этической, нравственной и физической красоте человека, вера в его единство с природой и в его безграничные возможности.
Олимпийский пантеон. Мифологические представления о происхождении мира и богов.
Равные богам. Боги и титаны — герои древнегреческой мифологии. Происхождение героев (бог + земная женщина), их отличие от простых людей. Геракл — один из любимейших героев древних греков.
Поэма войны. Личность Гомера и гомеровский вопрос. «Илиада» — поэма о войне. Историческая и фантастическая основа «Илиады». Тиринф и Микены. Археолог Г.Шлиман и поиски им Трои. Связь археологических открытий с поэмой Гомера.
Поэма мира. «Одиссея» Гомера — поэма о мирной жизни, ее взаимосвязь с «Илиадой». Мифы и реальность в поэме Гомера. Одиссей — герой «Илиады» и Одиссей — герой «Одиссеи». Новые черты характера (верность, упорство, терпение, хитроумие, любознательность).
Отец комедии. Муза комедии и ее атрибуты. Аристофан — «отец комедии», краткие сведения об Аристофане и его эпохе.
Застывшие в камне. Гуманизм в художественной культуре Древней Греции. Расцвет скульптуры, ведущее место этого вида искусства в художественной культуре Древней Греции. Красота и величие образа свободного гражданина. Интерес к личным качествам человека (мужество, сила, ловкость, ум, способность с оружием в руках защищать отечество). Тесная связь представлений об идеально-прекрасном человеке с образами греческой мифологии.
Вершина греческой классики. Афина и ее место среди олимпийских богов. Функции Афины как носительницы разумного начала. Перикл и строительство афинского Акрополя. Значение Акрополя как центра духовной и религиозной жизни Афин. Архитектурный ордер как воплощение представлений древних греков о борьбе силы и тяжести и сопротивления. Дорический, ионический, коринфский ордер Место Парфенона в общем ансамбле и его художественное содержание. Архитектурные пропорции Парфенона: план (периптер), соотношение колонн (2н+1), сочетание дорического и ионического ордеров в одном здании.
Потеря гармонии. Эпоха эллинизма как последний этап в истории древнегреческой художественной культуры. Расширение представлений о безграничности мира и потеря чувства гармонии и устойчивости. Контрасты и противоречия как новые черты искусства. Перенесение центра художественной жизни в эллинистические города-государства.
Раздел III. Художественная культура Древнего Рима (VI в. до н.э. —I в. н.э.)
Варварское племя. Этруски. Загадка их происхождения. Геродот об этрусках. Мифология и погребальные обряды этрусков. Этрусские гробницы как источник знаний о культуре. Легенда о Ромуле и Реме и основание Рима. Завоевание Италии, Западного и Восточного Средиземноморья. Варварство и практицизм древних римлян. Строительство (Аппиева дорога, акведук Клавдия, Гардский мост) и изобретения (римский бетон, купол, арка). Художественная культура греков и римлян. Сходство мифологических представлений: трансформация имен греческих богов в римские (Зевс — Юпитер, Афродита — Венера), сохранение их основных функций, более жесткий, приземленный характер римских богов. «Пантеон» — храм всех богов. Рационализм и сдержанность римского искусства, аналитическое, трезвое познание мира как главные черты, отличающие его от греческой культуры. Извержение Везувия и судьба римских городов — Геркуланума, Стабии, Помпеи. Археологические раскопки Помпеи как источник знаний о жизни и быте древних римлян. Особенности планировки города, структура гражданского жилища. Римская республика и римская империя. Рим — «столица мира».
Разделяй и властвуй! Римский форум (ForumRomanum) — центр политической и хозяйственной жизни республиканского Рима. Форум Цезаря и Форум Августа. Новые задачи этих форумов: прославление могущества империи и божественности императоров. Римская скульптура, ее официальный характер, снижение художественной ценности и значимости в угоду внешнего прославления божественности императора. Идея прославления римской государственности, римской идеологии и римского образа жизни в литературе. Цицерон и его представления о культурном идеале человека: философская образованность как средство индивидуального самосовершенствования, владение риторикой как средством общественного воздействия. Значение Цицерона для развития римской литературы и латинского языка.
Хлеба и зрелищ! Искусство и политика. Театр, его место в системе художественной культуры Древнего Рима. Популярность актера, его искусства, дружеские связи с царствующими домами. Театральное искусство и значение зрелищ в жизни древних римлян. Типы и виды зрелищ: религиозные мистерии, гладиаторские и морские бои, спортивные состязания, их отличие от зрелищ, популярных в Греции. Драма как вид искусства. Амфитеатр Флавиев — Колизей — выдающийся памятник римской империи. Конструкция Колизея, особенности художественного образа, его современное состояние. Император Нерон и его театральное «мастерство». Последователь Нерона — Калигула. Удовлетворение личного тщеславия — главная задача их искусства.
Особенности музыкального искусства Древнего Рима, его вторичность по отношению к греческой культуре
Римский феномен. Человек в художественной культуре Древней Греции и человек в художественной культуре Древнего Рима. Феномен римского скульптурного портрета: восприятие человека как неповторимой индивидуальности, точная передача внешности, выявление индивидуального характера модели. Портреты государственных деятелей эпохи империи: Августа, Нерона, Траяна, их портретная точность и историческая объективность.
6. Тематическое планирование по внеурочной деятельности курса «Хронограф» в 5 классе на 2015-2016 учебный год
№ п/п | Тема | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты | Дата | ||
План | Факт | ||||||
Раздел I. Художественная культура древнейших цивилизаций Древнего Востока (18 ч) | |||||||
1 | Памятники древнего мира | Первые стоянки. Занятия людей. Первобытная искусство | Работа в группах с рисунками | Составление характеристики памятников древнего мира | |||
2 | Памятники Древнего Египта | Формирование мифологических представлений древних египтян и закрепление их в «Текстах пирамид», «Книге мертвых». Местные культы и первые боги. Формирование основных мифологических циклов: о сотворении мира, солярные мифы, культ Осириса. Бог Хнум и легенда о сотворении человека. Рождение бога Гора как родоначальника династии египетских фараонов. Обожествление животных: бык — Апис, корова — Хатор, баран — Хнум, змея —Апоп, шакал — Анубис, сокол — Гор, ибис — Тот, их место и функции в древнеегипетской мифологии. | Работа с текстами | Работа с исторической картой, | |||
3-4 | Пирамиды | Комплекс пирамид Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена), Менкаура (Микерина) в Гизе — первое из семи чудес света. Внутреннее устройство и расположение в пространстве. Большой Сфинкс, его культовое значение как символа вечности и мистической связи с личностью фараона Хефрена. Художественное воздействие образа Сфинкса на современников и потомков. | Работа в группах с рисунками | Работа с исторической картой, составление характеристики пирамид как одного из чудес света | |||
5 | Страсти Осириса. | Культ Осириса как цикл мифов о загробной жизни. Идея смерти и воскресения и ее связь с земледельческим циклом: сев — похороны Осириса, всходы — возрождение Осириса, жатва — умерщвление Осириса. | Работа с текстами мифов | Составление презентаций | |||
6 | Глиняная библиотека. | Древнейшие государства Двуречья и археологические открытия П. Э. Ботта. Древнейшие языки и древнейшая литература как источник знаний и представлений о художественной культуре ушедших цивилизаций. Древнейшие виды письменности. Библиотека Ашшурбанапала в Ниневии — многочисленнейшее собрание клинописных текстов с каталогами-списками. Состав библиотек, их история и современное состояние. Древнеассирийский эпос о Гильгамеше и проблемы его создания. | Работа в группах с рисунками | Работа с исторической картой, составление характеристики глиняной библиотеки как одного из чудес света | |||
7 | Вавилонская башня. | Культура Древнего Вавилона. Раскопки. Дворец правителя, многообразие его помещений (жилые комнаты, святилище, школа писцов), остатки настенных росписей и ранняя статуя богини Иштар. Сходство этих находок с особенностями культуры Ассирии. Город Вавилон. Особенности планировки. Наличие стен-крепостей. Значение ворот, их связь с религиозным культом. Вавилонская башня — легенда и действительность. света. | Работа в группах с рисунками | Работа с исторической картой, составление характеристики вавилонской башни как одного из чудес света | |||
8 | «Висячие сады» | Дворцы царя Навуходоноссора II и «Висячие сады» Семирамиды. Их конструктивные и художественные особенности. «Висячие сады» Семирамиды — одно из чудес | Работа в группах с рисунками | Работа с исторической картой, составление характеристики «висячих садов»как одного из чудес света | |||
9-10 | Сотворение мира. | Библия как величайший памятник. Вопрос о «богодухновенности» и историческом происхождении Библии. Структура и состав Библии. Понятие «Завет» и историческое время Ветхого Завета. Историческая основа и историческое содержание Библии. Археологические раскопки на территории Иордана и Палестины, научные находки, подтверждающие историческую достоверность основных сведений Библии. Библия как литературный памятник. Библия в мировой культуре. Научная и религиозная картины мира: доказательства и противоречия. Сотворение человека и жизнь первых людей в раю. Всемирный потоп. Научное и богословское доказательства возможности всемирного потопа. Скрижали Моисея. | Работа с текстом Библии | Составление глоссария | |||
11 | Начало всех начал. | Древний Восток как особая ветвь в развитии человеческой цивилизации. Его оторванность от других регионов мира. Представление о Востоке как о стране чудес и богатства. Долина рек Инда и Ганга и возникновение крупнейших земледельческих поселений древности. | Работа с исторической картой, | Составление презентации | |||
12-13 | Колесо жизни. | Буддизм как мировая религия. Царевич Гаутама и вопрос о происхождении буддизма. Биография Будды, ее историческая и легендарная основа. | Работа с исторической картой, | Составление презентации | |||
14-15 | Бронзовые свидетели. | Историческое развитие Древнего Китая и особенности его художественной культуры: непрерывность развития, сохранение вековых традиций и культурных центров, формирование национальных черт изобразительного языка, не изменяющегося в течение тысячелетий. Религиозные представления в Древнем Китае, их отражение в художественной культуре и быте. Основные религиозные культы: культ Неба, культ Земли, культ Предков. Небо — высшее божественное начало, олицетворяющее всеобщий разум, целесообразность, справедливость и добродетель. Абстрактность Неба, его холодность и безразличность к человеку. Император — сын Неба, имеющий право полностью совершать культовые обряды. Земледельческий цикл и народный характер культа Земли в древнекитайском обществе. Его значение в религиозных обрядах культа Земли как символа власти и могущества. Значение праздника первой борозды в честь весеннего оживления природы. Осенний праздник урожая. Культ предков, его связь с формированием социальной структуры общества. | Работа с исторической картой, рисунками | Составление презентации | |||
16 | Учитель жизни. | Изобретение письменности и бумаги в Древнем Китае — одна из причин сохранения ранних фиксированных произведений китайской литературы. Конфуций — философ, ученый, писатель и учитель. Краткие биографические сведения о нем, его роль в создании философского учения о человеке («конфуцианства»), опирающегося на древние книги. Основные идеи Конфуция: концепция «цзюнь цы» (идеального, благородного человека не по происхождению, а по уму и образованности); концепция «жэнь» (гуманность и любовь к людям); концепция «сяо» (сыновья почтительность и уважение к старшим); концепция «юэ» (музыка как лучшее средство исправления плохих нравов); концепция «ли» (этикет и правила благопристойности). Особое значение в учении Конфуция концепции «чжэн мин» (исправления имен, т. е. приведение вещей в соответствие с их названием). Распространение идей Конфуция, обожествление его личности и превращение его учения в государственную религию. | Работа с текстом | Составление характеристики Конфуция, | |||
17-18 | Великая стена. | Строительство Великой китайской стены — наиболее древнего и известного архитектурного сооружения. Цель постройки — защита северной границы Китая от набегов кочевников, а полей от песков и пустыни. Конструктивные и инженерные особенности строительства стены. Грандиозность и размах, суровость и монументальность — главные слагаемые художественного эффекта. Современное состояние Великой китайской стены | Работа с исторической картой, рисунками | Составление презентации | |||
Раздел II. Художественная культура Древней Греции (XIв. до н.э. —Iв. до н.э.) 26 ч | |||||||
19 | Детство человечества. | Древняя Эллада и Древний Восток — общие черты и принципиальные различия. Мифология и религия древних греков как образное воплощение их представлений о природе, человеке, космосе, как «арсенал и почва» художественной культуры. Своеобразие и особенности греческой мифологии: яркая художественность образов, глубокий гуманизм, воплощение в мифологии представлений об этической, нравственной и физической красоте человека, вера в его единство с природой и в его безграничные возможности. | Работа с исторической картой, рисунками | Составление презентации | |||
21-22 | Олимпийский пантеон. | Мифологические представления о происхождении мира и богов. | Работа с исторической картой, рисунками | Составление презентации | |||
23-24 | Равные богам. | Боги и титаны — герои древнегреческой мифологии. Происхождение героев (бог + земная женщина), их отличие от простых людей. Геракл — один из любимейших героев древних греков. | Работа с исторической картой, рисунками | Составление презентации | |||
25 | Поэма войны. | Личность Гомера и гомеровский вопрос. «Илиада» — поэма о войне. Историческая и фантастическая основа «Илиады». Тиринф и Микены. Археолог Г.Шлиман и поиски им Трои. Связь археологических открытий с поэмой Гомера. | Работа с исторической картой, рисунками | Составление презентации | |||
26 | Поэма мира | «Одиссея» Гомера — поэма о мирной жизни, ее взаимосвязь с «Илиадой». Мифы и реальность в поэме Гомера. Одиссей — герой «Илиады» и Одиссей — герой «Одиссеи». Новые черты характера (верность, упорство, терпение, хитроумие, любознательность). | Работа с исторической картой, рисунками | Составление презентации | |||
27 | Отец комедии. | Муза комедии и ее атрибуты. Аристофан — «отец комедии», краткие сведения об Аристофане и его эпохе. | Работа с исторической картой, рисунками | Составление презентации | |||
28-29 | Застывшие в камне. | Гуманизм в художественной культуре Древней Греции. Расцвет скульптуры, ведущее место этого вида искусства в художественной культуре Древней Греции. | Работа с исторической картой, рисунками | Составление презентации | |||
30-31 | Отношение к человеку | Красота и величие образа свободного гражданина. Интерес к личным качествам человека (мужество, сила, ловкость, ум, способность с оружием в руках защищать отечество). Тесная связь представлений об идеально-прекрасном человеке с образами греческой мифологии. | Работа с текстом | Составление презентации | |||
32-34 | Вершина греческой классики. | Афина и ее место среди олимпийских богов. Функции Афины как носительницы разумного начала. Перикл и строительство афинского Акрополя. Значение Акрополя как центра духовной и религиозной жизни Афин. Архитектурный ордер как воплощение представлений древних греков о борьбе силы и тяжести и сопротивления. Дорический, ионический, коринфский ордер Место Парфенона в общем ансамбле и его художественное содержание. Архитектурные пропорции Парфенона: план (периптер), соотношение колонн (2н+1), сочетание дорического и ионического ордеров в одном здании | Работа с исторической картой, рисунками | Составление презентации | |||
35-36 | Потеря гармонии. | Эпоха эллинизма как последний этап в истории древнегреческой художественной культуры. Расширение представлений о безграничности мира и потеря чувства гармонии и устойчивости. Контрасты и противоречия как новые черты искусства. Перенесение центра художественной жизни в эллинистические города-государства. | Работа с исторической картой, рисунками | Составление презентации | |||
37-38 | Статуя Зевса в Олимпии | 435 г. до н. э., скульптор Фидий, сгорела в Константинополе во время пожара на Ипподроме в V в. Храмовая статуя в храме Зевса в Олимпии | Работа с рисунками | Составление презентации | |||
39-40 | Храм Артемиды в Эфесе | Построена около 550 г. до н. э; разрушена в 370 г. до н. э. 356 г. до н. э. (Геростратом) или 262 г. н. э. (готами ) во время пожара. Был построен в честь богини Артемиды | Работа с рисунками | Составление презентации | |||
41-42 | Галикарнасский мавзолей | Надгробный памятник оправителя Мавсола, сооружён в середине IV века до н. э. по приказу его супруги Артимисии III в Галикарнасе. Одно из античных чудес света Как сооружение он являлся сложным сочетанием династического памятника Гекатомнидов и усыпальницы Мавсола. | Работа с рисунками | Составление презентации | |||
43-44 | Колосс Родосский | Гигантская статуя древнегреческого бога Солнца – Гелиоса, которая стояла в портовом городе Родосе, расположенном на одноименном острове в Эгейском море в Греции | Работа с рисунками | Составление презентации | |||
45 | Александри́йский мая́к (Фа́росский маяк) | маяк, построенный в III в до н. э. д на острове Фарос около египетского города Александрии | Работа с рисунками | Составление презентации | |||
Раздел III. Художественная культура Древнего Рима (VI в. до н.э. —I в. н.э.) | |||||||
46 | Варварское племя. | Этруски. Загадка их происхождения. Геродот об этрусках. Мифология и погребальные обряды этрусков. Этрусские гробницы как источник знаний о культуре. | Работа с исторической картой, | Составление презентации | |||
47 | Древняя Италия | Легенда о Ромуле и Реме и основание Рима. Завоевание Италии, Западного и Восточного Средиземноморья. Варварство и практицизм древних римлян. | Работа с исторической картой, | Составление презентации | |||
48 | Строительство | Строительство (Аппиева дорога, акведук Клавдия, Гардский мост) и изобретения (римский бетон, купол, арка). Художественная культура греков и римлян. | Работа с рисунками | Составление презентации | |||
49-50 | Римский пантеон | Сходство мифологических представлений: трансформация имен греческих богов в римские (Зевс — Юпитер, Афродита — Венера), сохранение их основных функций, более жесткий, приземленный характер римских богов. «Пантеон» — храм всех богов. Рационализм и сдержанность римского искусства, аналитическое, трезвое познание мира как главные черты, отличающие его от греческой культуры. | Работа с рисунками | Составление презентации | |||
51-52 | Города | Извержение Везувия и судьба римских городов — Геркуланума, Стабии, Помпеи. Археологические раскопки Помпеи как источник знаний о жизни и быте древних римлян. Особенности планировки города, структура гражданского жилища. Римская республика и римская империя. | Работа с рисунками, исторической картой | Составление презентации | |||
53 | Рим | Рим — «столица мира». | Работа с рисунками, исторической картой | Составление презентации | |||
54-55 | Разделяй и властвуй! | Римский форум (ForumRomanum) — центр политической и хозяйственной жизни республиканского Рима. Форум Цезаря и Форум Августа. Новые задачи этих форумов: прославление могущества империи и божественности императоров. | Работа с рисунками, исторической картой | Составление презентации | |||
56-57 | Скульптура | Римская скульптура, ее официальный характер, снижение художественной ценности и значимости в угоду внешнего прославления божественности императора. Идея прославления римской государственности, римской идеологии и римского образа жизни в литературе. | Работа с рисунками, исторической картой | Составление презентации | |||
58 | Цицерон | Цицерон и его представления о культурном идеале человека: философская образованность как средство индивидуального самосовершенствования, владение риторикой как средством общественного воздействия. Значение Цицерона для развития римской литературы и латинского языка. | Работа с рисунками, исторической картой | Составление характеристики Цицерона | |||
59-60 | Хлеба и зрелищ! | Искусство и политика. Театр, его место в системе художественной культуры Древнего Рима. Популярность актера, его искусства, дружеские связи с царствующими домами. Театральное искусство и значение зрелищ в жизни древних римлян. Типы и виды зрелищ: религиозные мистерии, гладиаторские и морские бои, спортивные состязания, их отличие от зрелищ, популярных в Греции. Драма как вид искусства. | Работа с рисунками, исторической картой | Составление презентации | |||
61-62 | Колизей | Амфитеатр Флавиев — Колизей —выдающийся памятник римской империи. Конструкция Колизея, особенности художественного образа, его современное состояние. Император Нерон и его театральное «мастерство». Последователь Нерона — Калигула. Удовлетворение личного тщеславия — главная задача их искусства. | Работа с рисунками, исторической картой | Составление презентации | |||
63-65 | Гладиаторы | Причины возникновения гладиаторских боев. Виды гладиаторов. Восстание Спартака | Работа с рисунками, исторической картой | Составление презентации | |||
66 | Музыка | Особенности музыкального искусства Древнего Рима, его вторичность по отношению к греческой культуре | Работа с текстом | Составление презентации | |||
67-68 | Римский феномен. | Человек в художественной культуре Древней Греции и человек в художественной культуре Древнего Рима. Феномен римского скульптурного портрета: восприятие человека как неповторимой индивидуальности, точная передача внешности, выявление индивидуального характера модели. Портреты государственных деятелей эпохи империи: Августа, Нерона, Траяна, их портретная точность и историческая объективность | Работа с текстом | Решение проблемных задач |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации программы необходим оборудованный класс, оснащенный аудио и видеоаппаратурой, мультимедиа, специальными стендами. Должны быть в наличии необходимые видеоматериалы, специальная литература для педагога.
Список литературы
Литература для учителя:
1. Уколова В. И.История древнего мира, М, «Просвещение», 2013г.
Литература для учащихся:
1. Уколова В. И.История древнего мира, М, «Просвещение», 2013г.
8. Планируемые результаты обучения учащихся
В результате внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Результатом изучения курса «История в лицах» является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
В результате усвоения программы учащиеся должны знать:
-осмысливать опыт предшествующих поколений;
-беречь и охранять исторические памятники;
-уважать культуру своего и других народов;
Учащиеся должны уметь:
-проводить интервьюирование;
-составлять опись и шифрование документов;
-составлять и проводить экскурсии.
Итоги работы (виды и форма контроля) подводятся следующим образом:
- участие в городских и республиканских конкурсах, чтениях;
- реализация социальных проектов.
Темы проектов
- «Семь чудес света»
- «Древняя Хакасия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
Программа по внеурочной деятельности «Хронограф (история в лицах, фактах и событиях)»
Пояснительная записка Перечень нормативно-правовых документов.Программа внеурочной деятельности разработана в рамках реализации проекта «Разработка Требований к структуре основных образоват...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...