Рабочие программы по истории России
рабочая программа по истории на тему
Комплект рабочих программы по истории России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_po_istorii_rossii.rar | 179.53 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п\п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды контроля | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | ||
план | факт | ||||||||
Тема 1. Введение. (1 час). | |||||||||
1 | История России — часть мировой истории. | практическая работа | Введение | ||||||
Народы и древнейшие государства на территории России (2часа). | |||||||||
2 | Первобытнообщинный строй на территории России. | 1 | изучение нового материала | ответы на вопросы | Знать, какие группы входят в группы индоевропейцев | 1 Часть 1. | |||
3 | Восточные славяне накануне образования государства. | 1 | комбинированный | работа с текстом | Знать родственные племена восточных славян крупных племенных союзов в VIII в. Развитие ремесла, рост городов, торговые связи. Торговые пути. | 2 | |||
Тема 2. Русь в 9 – начале 12 века. (5 часа). | |||||||||
4 | Образование древнерусского государства. | 1 | комбинированный | работа с текстом | Знать теории возникновения государства Русь | 3,4 | |||
5 | Древнерусское государство при Владимире. Правление Ярослава Мудрого. | 1 | комбинированный | работа по карте опрос | Оценить значение принятия христианства. Уметь оценивать деятельность Ярослава Мудрого | 5,6 | |||
6 | Русь при Ярославичах Русь при внуках Ярос-лава Мудрого. Владимир Мономах | 1 | комбинированный | опрос | Оценить развитие Руси при Ярославичах Оценить деятель-ность Владимира Мономаха | 7,8 | |||
7 | Становление Древнерусского государства. | 1 | комбинированный | работа с текстом | Знать причины образования восточнославянского государства. Начало династии Рюриковичей. | 10,11 | |||
8 | Политическая раздробленность на Руси. | 1 | контрольный | Тест. | Знать причины раздробленности Древнерусского государства. Русские княжества XII—XIII вв. | 11 | |||
Раздел 3. Русские земли и княжества в 12 – середине 15 веков. (2 часа) | |||||||||
9 | Борьба Руси с иноземными захватчиками. (Монголо-татарское нашествие на Русь Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси.) | 1 | семинар | ответы на вопросы | Оценить установ-ление монголо- татарского ига Оценить полковод-ческий талант Алек-сандра Невского | 12,13 | |||
10 | Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы | 1 | комбинированный | ответы на вопросы | Знать причины победы Москвы над Тверью. | 14,15 | |||
Раздел 4. Российское государство во второй половине 15 – 16 веках. (4 часа) | |||||||||
11 | Феодальная война на Руси. Иван III – государь всея Руси. | 1 | лекция | ответы на вопросы | Знать причины феодальной войны. Знать этапы объединения русских земель. | 16,17 | |||
12 | Хозяйство, власть и Церковь в 15 в. Культура и быт в XIV-XV вв. | 1 | практикум | реферат | Культура народа — часть его истории. | 18,19,23 | |||
13 | Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х гг. Внешняя политика Ивана IV | 1 | комбинированный | опрос | Оценить правление Ивана IV | 20,21 | |||
14 | Опричнина. | 1 | комбинированный | опрос | Оценить «Опричнину» Ивана IV | 22 | |||
Раздел 5. Российское государство в 17 веке. (6 часов). | |||||||||
15 | Начало Смуты. Кризис общества и государства | 1 | комбинированный | работа с текстом, опрос | Знать сущность и причины Смуты. Знать причины прихода Лжедмитрия к власти | Часть 2. 1,2 | |||
16 | Спасители Отечества. | 1 | практикум | исследование | Оценить деятельность Д.Пожарского и К.Минина | 3 | |||
17 | Россия после Смуты. Новые черты в жизни России. | 1 | комбинированный | ответы на вопросы, работа с текстом | Знать последствия Смуты. Уметь работать с дополнительной литературой | 4,5 | |||
18 | XVII «бунташный» век. Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича | 1 | комбинированный | работа по карте | Оценить военную мощь страны. Оценить правление Алексея Михайловича | 6,7 | |||
19 | Народы России. Россия накануне преобразований | 1 | комбинированный | работа с текстом | Знать сословия в России. Иметь представление о развитии России | 8,9 | |||
20 | Культура и быт Российского государства во второй половине 17 века. | 1 | практикум | доклады | 10 | ||||
Тема 6. Россия в 18 – середине 19 века. (11 часов). | |||||||||
21 | Эпоха Петра I. Северная война | 1 | семинар | работа по карте | Знать причины начала Северной войны | 11 | |||
22 | Реформы Петра I | 1 | семинар | работа с документами | Оценить реформы Петра I | 12,13 | |||
23 | Эпоха дворцовых переворотов | 1 | практикум | опрос | Знать этапы дворцовых переворотов | 14,15 | |||
24 | Расцвет империи. Внешняя политика. | 1 | комбинированный | опрос | Оценить правление Екатерины II. Знать принципы внутренней политики Екатерины II | 16,17 | |||
25 | Экономика и население России во второй половине 18 в. Тревожное окончание века | 1 | практикум | работа над схемами | Знать основные категории населения России. Оценить правление Павла I | 18,20 | |||
26 | Культура и быт России во второй половине XVIII в. | 1 | практикум | реферат | 19 | ||||
27 | Первые годы правления Александра I. Отечественная война 1812 г. | 1 | лекция | ответы на вопросы, работа по карте | Знать причины заговора 1801 г. Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812 г. | 21,22,23 | |||
28 | Жизнь России в послевоенный период. Движение декабристов | 1 | семинар | работа с текстом, работа со схемами | Давать оценку внутренней политики Александра I. Объяснять цели, планы и результаты деятельности декабристов | 24,25 | |||
29 | Внутренняя политика Николая I | 1 | комбинированный | ответы на вопросы | Знать годы царствования Николая I | 26,27 | |||
30 | Внешняя политика Николая I. Крымская война | 1 | практикум | работа по карте | Знать дату, причины, характер Крымской войны | 28 | |||
31 | Общественная и духовная жизнь России. Русская культура в первой половине XIX в | 1 | комбинированный | опрос | Называть существенные черты идеологии общественных движений | 29,30 | |||
Тема 7. Россия во второй половине 18 века. (3 часа). | |||||||||
32 | Реформы Александра II. Россия после отмены крепостного права | 1 | комбинированный | работа со схемами | Знать особенности развития порефор-менной России. Знать основные по-ложения кресть-янской реформы | ||||
33 | Россия в годы правления Александра III. 1881-1894 гг. Государственно-социальная система России в конце XIX в | 1 | лекция | ответы на вопросы | Давать оценку лич-ности Александра III Называть основные черты развития России | ||||
34 | Русская культура во второй половине XIX в. | 1 | практикум | реферат |
Календарно-тематическое планирование по истории в 10 классе
Учитель: Егошина Елена Владимировна
Количество часов
Всего 34 часов; в неделю 1 часа.
Планирование составлено на основе программы курса «История России с древнейших времен до конца XIX в.» Козленко С.И. АгафоновС.В. Москва. Русское слово.2012 год.
Учебники: Часть 1.«История России с древнейших времен до конца XVI в». Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2010. Автор: Сахаров А.Н.
Часть 2. «История России XVII-XIX вв.». Учебник для 10 класса. –Авторы: Сахаров А,Н., Боханов А.Н. М.: Русское слово, 2010 г.
Требования к уровню подготовки учащихся в 10-м классе
Знать/Понимать:
- основные виды исторических источников;
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до конца XIX в., выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Уметь:
- работать с хронологией;
- работать с историческим источником;
- работать с исторической картой;
- описывать исторические события и памятники культуры;
- анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :
- понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;
- анализировать причины текущих событий в России и мире;
- высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте человечества;
- использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Контролирующие элементы, заложенные в программе по Истории 10 класс.
I. Хронологические знания и умения:
1 Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
2 Составлять хронологические и синхронистические таблицы;
3 Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;
II. Знание фактов:
1 Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
III. Работа с источниками:
1 Читать историческую карту с опорой на легенду;
2 Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
3 Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.
4 Высказывать суждения о назначении, ценности источника;
5 Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
6 Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
IV. Работа с терминами и понятиями:
1 Объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;
V. Работа с персоналиями:
1 Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе;
2 Аргументировать своё отношение к наиболее значительным личностям в истории.
Критерии оценивания:
«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» - главное содержание не раскрыто.
Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Ожидаемые результаты:
- Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
- Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
- Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
- Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
- Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программ курса «История России с древнейших времен до конца XIX в.» Сахарова А.Н., Боханова А.Н., Козленко С.И. для 10 класса.
Курс «История России» в 10 классе охватывает период с древнейших времен до конца XIX в. В основу курса положен комплексный подход в изложении истории. Рабочая программа по курсу история России рассчитана на 34 часа.
Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 10 классе:
Цели курса:
- способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе;
- углубить и развить знания учащихся по истории России, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе, за счет проблемности содержания курса, расширения понятийного аппарата, выявления причинно-следственных связей, явлений, раскрытия многомерности исторического процесса;
- помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса являются:
- формирование исторического мышления учащихся;
- развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
- формирование навыков ответа на фактологические и проблемные вопросы;
- формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
- расширение и обобщение знаний по истории;
- изучение истории через сравнение разных стран, хронологическую синхронизацию событий в мире, анализ конкретных событий и их влияния на историю;
- рассмотрение истории как многофакторного процесса.
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
- формирование правовой культуры школьников;
- формирование представлений об общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
- развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
- формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
- развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории.
В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.
Используемые УМК:
- Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И., Программа курса «История России с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса. – 2-е изд. – М.: Русское слово, 2012
- Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI в. Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2006
- Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVII-XIX вв. Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2006
- Электронное пособие. Всеобщая история.
- Электронное пособие. Энциклопедия истории России 862-1917 гг.
Основное содержание курса.
ИСТОРИЯ РОССИИ (С древнейших времён до конца XIX в) (34 часа)
Введение. (1 час).
Народы и древнейшие государства на территории России (2 ч)
Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.
Русь в IX – начале XII вв. (5 ч)
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (2 ч)
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Российское государство во второй половине XV – XVII вв. (4 ч)
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Российское государство в XVII вв. (6 ч)
Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Россия в XVIII – середине XIX вв. (11 ч)
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.
Россия во второй половине XIXв. (3 ч)
Предпосылки великих реформ. Отмена крепостного права. Аграрная , судебная, земская, военная, городская реформы 1860-1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизации. Политика контрреформ. Роль государства в экономической жизни страны. Утверждение новой модели экономического развития: капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Народническое движение. Либеральное движение. Распространение марксизма в России. Окончание кавказской войны. Присоединение к России Дальнего Востока и Средней Азии. Продажа Аляски США. Балканская война. Россия в системе международных отношений в 80-90-е гг. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Критический реализм. Элитарная и народная культура.
Тематическое планирование по Истории России:
№ | Название темы | Кол.часов по прогр. |
Введение. | 1 | |
1. | Народы и древнейшие государства на территории России. | 2 |
2. | Русь в IX – начале XII вв. (5 ч) | 5 |
3. | Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. | 2 |
4. | Российское государство во второй половине XV – XVII вв. (4 ч) | 4 |
5. | Российское государство в XVII вв. (6 ч) | 6 |
6. |
| 11 |
7. | Россия во второй половине XIXв. (3 ч) | 3 |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории 9 класс
Программа содержит пояснительную записку, список используемой литературы, учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование, кимы по темам...
Рабочая программа по истории России и Всемирной истории в 8 классе
Рабочая программа по истории России в 8 классе к учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной и Всемирной истории в 8 классе к учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной....
Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов
Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...
Рабочая программа по истории России Н. Л. Андреева и И. Н. Федорова и истории Средних веков Е. В. Агибалова и Г. М. Донского 6 класс
Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельнос...
рабочая программа по истории России. Всеобщая история. 7 класс
индивидуальное обучение...
Рабочая программа по истории России. Всеобщей истории 5-9 классы
Ростовская область Весёловский район х. Позднеевка улица Центральная, 31Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеПозднеевская средняя общеобразовательная школа...
Рабочая программа по истории России-всеобщей истории для 9 класса (базовый уровень)
В рабочей программе по истории России-всеобщей истории в 9 классе есть некоторые особенности в связи с переходом на линейную систему изучения истории в школе.В соответствии с учебным плано...