программа по истории для профессии 260807.1 "Повар. кондитер" 2011-2012 год
рабочая программа по истории на тему

Анохова Наталья Алексеевна

Программа предназначена для преподавателей социально-экономических дисциплин, включает в себя материал по истории, соответствующий уровню средней школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Технологический колледж № 28»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ

для профессии 260807.1

«Повар, кондитер»

 

Составитель: Анохова Н.А.

Преподаватель социально-экономических дисциплин.

МОСКВА 2011год.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «История» предназначена  для изучения истории в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. 

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) история в учреждениях начального профессионального образования (далее — НПО) и среднего профессионального образования (далее — СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Данная программа предназначена для профессии 260807.1 «Повар-кондитер» НПО технического профиля, где история изучается как базовый учебный предмет в объеме 116 часов, при максимальной нагрузке в 168 часов. На самостоятельную работу отводится 52 часа.  

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня, а также примерная программа, разработанная Федеральным институтом развития образования в 2008 году.

Содержание учебного материала для учреждений НПО и СПО структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе.

Так, учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.

Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран.

Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории ХХ—XXI вв.

Значительная часть материала посвящена роли географической среды и климата, путей и средств сообщения, особенностям организации поселений и жилищ, одежды и питания, то есть тому, что определяет условия жизни людей. Обращается внимание на формы организации общественной жизни (от семьи до государства) и «механизмы» их функционирования. Знакомство с религиозными и философскими системами осуществляется с точки зрения «потребителя», то есть общества их исповедующего, показывается, как та или иная религия или этическая система определяла социальные ценности общества.

Важное значение придается освещению «диалога» цивилизаций, который представлен как одна из наиболее характерных черт всемирно-исторического процесса XIX—XXI вв. Подобный подход позволяет избежать дискретности и в изучении новейшей истории России.

По окончанию курса студенты сдают дифференцированный зачет. В качестве рубежного контроля предусмотрена контрольная работа.


  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Историческое знание, его достоверность и источники. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории.

Раздел 1. ДРЕВНЕЙШАЯ СТАДИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Тема 1.1 Первобытный мир и зарождение цивилизации.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации.

Учащийся должен знать: основные понятия: цивилизация, антропогенез, социальная жизнь, религия, мировоззрение, искусство, культура, неолитическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, частная собственность, родовой строй, рабство, разделение труда. Причины и последствия перечисленных исторических явлений.

Раздел 2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА

Тема 2.1 Цивилизации Древнего востока.

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. Новоегипетская держава. Вавилон времен Хаммурапи. Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.

Самостоятельная работа №1(смотреть перечень)

Тема 2.2 Античная цивилизация

Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки.Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности римской культуры.Повседневная жизнь в эпоху Античности. Жилище, одежда, пища греков и римлян. Семья и семейный быт. Частная и общественная жизнь. Образование и воспитание. Роль женщины в античных обществах. Религиозные верования. Праздники, развлечения и зрелища. Менталитет людей Античной эпохи.

Самостоятельная работа №2 (смотреть перечень)

Учащийся должен знать: Основные понятия: Древний мир, традиционное общество, аристократия, жречество, государство, закон, материальная и духовная культура, менталитет, политический строй, идеология, каменный век, бронзовый век, железный век, полис, демократия, олигархия, колонизация, эллинизм, республика, монархия, империя, наука, философия, язычество, буддизм, конфуцианство, мировая религия, христианство, монотеизм, церковь. Характерные черты и особенности Древневосточных и Античных цивилизаций, основные события эпохи

Раздел 3. ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА

В СРЕДНИЕ ВЕКА

Тема 3.1 Цивилизации востока в средние века..

Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы. Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни. Нашествия на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества. Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века. Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию. Особенности распространения буддизма в Китае. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии. Возникновение ислама. Мухаммад. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу Х в.

Тема 3.2 Средневековая Европа.

Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.). Великое переселение народов и его исторические результаты.Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIII—XІ вв. Политическая раздробленность и ее причины. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации. Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Отношения собственности. Феод. Вассальные связи. Начало формирования «феодальной лестницы». Аграрный характер средневековой цивилизации. Феномен средневекового города. Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество. Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения. Представления о мире и человеке в Средние века. Природа, Бог, космос и чудо в средневековой картине мира. Христианское пространство и время. Дуализм духовной жизни Средневековья. Идея двух Градов. Представления об аде, рае. Идея чистилища. Социально-нравственные качества человека. Повседневная жизнь в эпоху Средневековья.

 Тема 3.3 Цивилизационные контакты в Средние века.

Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийские государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии.

Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов. Крестовые походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.

Самостоятельная работа №3 (смотреть перечень).

Учащийся должен знать:  основные понятия: Средние века, аграрная экономика, Великое переселение народов, православие, католицизм, христианизация, монастырь, ереси, феод, вассальные связи, сословно-представительная монархия, дуализм, аскетизм, крестовый поход, кочевники, варварство, ислам, исламизация, мусульманство, медресе, университет, традиционные устои. Характерные черты и особенности развития Средневековых цивилизаций, последствия цивилизационных контактов.

РАЗДЕЛ 4. ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ДО КОНЦА XVII ВЕКА

Тема 4.1 История России с Древнейших времен до седины XIV века.

Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. Выделение языковых семей. Индоевропейская языковая общность. Древнеевропейские диалекты и языки индоиранской группы в Восточной Европе. Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э. Споры о происхождении и прародине славян. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. Распад славянской общности. Основные пути миграции славян. Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финно-угорские племена. Византия и народы Восточной Европы. Заселение славянами Балканского полуострова. Империя и славянство: мир цивилизации и мир варваров. Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды. Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен. Славяне в Восточной Европе. Особенности ее хозяйственного освоения. Первые славянские государства Европы. Крещение южных и западных славян. Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус. Карта Восточной Европы к началу IX в. Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. Религия и мифологические представления о природе и человеке. Хозяйство и быт, повседневная жизнь.

«Путь из варяг в греки». Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси. Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество. Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX–X вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации. Синтез язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения Древней Руси. Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Роль православия в формировании самосознания русского средневекового общества, его влияние на мировосприятие и этику русского человека. Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. Русь в системе культурно-политических контактов между Западом и Востоком.

Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане. Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись. Складывание местных культурных центров.  Сходное и различное в экономических, социальных, политических и культурных тенденциях в развитии Западной и Восточной Европы. Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности. Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие. Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство. Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком. Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство. Политическое и культурное значение распространения ислама. Русь под властью Золотой Орды. Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Распространение католицизма на территории Литвы. Политическая и конфессиональная карта Восточной Европы в XIV–XV вв. Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство. Роль монастырей в хозяйственном освоении Северо-Восточной Руси. Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение. Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. Флорентийская уния. Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и Польша. Борьба Руси, Литвы и Орды за политическое господство в Восточной Европе. Особое положение Новгородской республики. «Вольности» новгородские. Еретические движения. «Стригольники» и «жидовствующие». Отношения с Москвой.

Самостоятельная работа №4(смотреть перечень).

Тема 4.2 История России с середины XIV  до конца XVII века.

Социальная структура русского общества. Соотношение социальных, экономических, внутри- и внешнеполитических факторов, единство культуры. Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства. Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть. Иосифляне и нестяжатели. Церковно-политическая теория «Москва — третий Рим» и ее роль в противостоянии распространению западных идей. Вклад православной церкви в укрепление единого государства. Территория и население России в XVI в. Категории населения. Власть и собственность, закон и право. Города. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.

Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в. Мнения историков о сущности опричнины. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.). Поражение и территориальные потери России.

Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства. Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания.

Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны. Причины и условия становления сословно-представительной монархии и ее особенности в России. Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Политика протекционизма. Внутренний рынок. Рост влияния и значения дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия. Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Характер и особенности российского самодержавия. Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Характер российской колонизации.  Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе. Симеон Полоцкий. Протопоп Аввакум. 

Самостоятельная работа №5(смотреть перечень)

Учащийся должен знать: Основные понятия:  индоевропейская общность, крещение, племенные союзы, вече, князь, дружина, дань, боярство, национальная культура, раздробленность, междоусобицы, иго, экспансия, основы национального самосознания, уния, митрополит, патриарх, объединительный процесс, централизованное государство, Судебник, крепостное право, приказный строй, Боярская дума, помещики, дворяне, иосифляне, нестяжатели, царь, опричнина, террор, самодержавие, казачество, гражданская война, раскол, крестьянская война. Основные события Истории Древней Руси и Московского царства, особенности и результаты внешней политики.

РАЗДЕЛ 5. ИСТОКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ:

СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI–XVIII ВВ.

Тема 5.1. Начало Нового времени.

Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Понятие «Новое время». Относительность периодизации мировой истории. Различия в периодизации с точки зрения формационного и цивилизационного подходов.

Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Эразм Роттердамский. Героизация человеческой личности и культ творчества. Торжество индивидуальности и индивидуализма. Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира.

Причины и предпосылки Великих географических открытий. Освоение «ближней Атлантики». Каравеллы. Роль Испании и Португалии в развитии мореплавания. Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира. XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности.

Секуляризация общественного сознания. Поиски основ толерантности. От религиозной нетерпимости к толерантности «юридического мировоззрения».

Тема 5.2 Страны Европы и северной Америки в XVI- XVIII века.

Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Сходство и различия абсолютных монархий в России и Западной Европе. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.

Две «концепции Европы». Франциск I и Карл V. Угроза со стороны Турции. Священная лига. «Непобедимая армада». Первая общеевропейская война — Тридцатилетняя. Вестфальский мир 1648 г.

Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах — войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой. Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество.

Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции. Феномен Террора. Культурные новшества периода Революции.

Споры историков о социально-экономических и политических последствиях революций XVIII в. Возникновение политической культуры индустриального общества.

Тема 5.3 Развитие науки и культуры в Новое время.

Основные научные открытия и технические изобретения. Появление экспериментальной науки. Научная революция в Европе. Леонардо да Винчи, Андреас Везалий, Николай Коперник. Процесс профессионализации. Новый этап в развитии исторического сознания. Николо Макиавелли, Жан Боден. Углубление разрыва между наукой и Церковью, между научным и религиозным сознанием. Культура повседневности. Повышение качества жизни, принцип самообеспечения, изменения в обыденном сознании. Складывание новой системы ценностей.

Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса.

Пути, способы и степень распространения идей Просвещения. Особенности Просвещения во Франции, Германии, Англии и России. Просвещение и власть, «просвещенный абсолютизм». Просветительские идеи в литературе и искусстве.

Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества. 

Самостоятельная работа №6(смотреть перечень).

Учащийся должен знать: Основные понятия: модернизация, Новое время, Возрождение, индивидуализм, Реформация, Контрреформация, Великие географические открытия, колониальная экспансия, абсолютизм, революция, коалиция, гражданская война, протекционизм, специализация, внутренний рынок, общественно-политическая мысль, кризис, урбанизация, научная революция, секуляризация, общественное сознание, толерантность, барокко, классицизм, Просвещение, «общественный договор», «народный суверенитет», прогресс, сентиментализм, промышленный переворот, мануфактура, фабрика, конституция, политический режим. Основные черты и особенности эпохи нового времени, основные события в истории стран Западной Европы. Изменения в области науки и техники.

РАЗДЕЛ 6. РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ

Тема 6.1 Россия в эпоху петровских преобразований.

Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России.

Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей.

Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство».

Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Искусство. Реформа быта. Восприятие «преображенной России» современниками.

 Самостоятельная работа №7(смотреть перечень).

Тема 6.2 Внутренняя и внешняя России (1725–1762 гг.)до конца XVIII века.

Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина.

Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.

 «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Оценка личности императрицы и итоги екатерининского царствования.

Павел I — характеристика личности и основные направления его политики.

Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.

Тема 6.3 Социально-экономическое развитие России в XVIII веке..

Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества. Итоги развития русской культуры в XVIII в. 

Самостоятельная работа №8(смотреть перечень).

Учащийся должен знать: основные термины темы, основные события эпохи петровских преобразований, основные направления внутренней и внешней политики преемников Петра первого Дворцовые перевороты. Особенности развития государства при Екатерине Второй. Развитие культуры.

РАЗДЕЛ 7. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Тема 7.1 Промышленный переворот и его последствия.

Варианты политического переустройства общества: реформа или революция? Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Изменение в идеологических и правовых основах государственности.

Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия. 

Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.

 Самостоятельная работа №9(смотреть перечень).

Тема 7.2 Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX веке.

Торжество «договорной» теории. Конституционные документы. Представительные органы. Расширение представительства.

Возникновение идейно-политических течений. Консерватизм, либерализм, социализм: идейные платформы и социальная база. Становление партий и формы партийной деятельности.

Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.

 Самостоятельная работа №10(смотреть перечень).

 Тема 7.3 Развитие западноевропейской культуры.

Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История — «муза века».

Расцвет книжной культуры. Развитие образования: университеты, школы, формы самообразования. Художественные стили: романтизм, реализм, «исторические» стили, импрессионизм.

 Самостоятельная работа №11(смотреть перечень).

Учащийся должен знать: гражданское общество, индустриальное общество, партия, консерватизм, либерализм, социализм, «средний класс», научная картина мира, естественно-научные знания, дарвинизм, романтизм, реализм, импрессионизм, художественный стиль. Основных представителей науки и культуры.

РАЗДЕЛ 8. ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННЫХ

ОБЩЕСТВАХ ВОСТОКА

Тема 8.1 Восток в условиях европейской экспансии

Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи.

Тема 8.2 Попытки модернизации в странах Востока

«Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».

Самостоятельная работа №12(смотреть перечень).

Учащийся должен знать: колониальная империя, изоляция, «восточный вопрос», межцивилизационный диалог. Основные события в странах Востока периода модернизации.

РАЗДЕЛ 9. РОССИЯ В ХIХ ВЕКЕ

Тема 9.1 Россия в первой половине XIX столетия (социально-экономическое развитие).

Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос.

Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства».

Властные элиты: идеология и практика. Традиции «просвещенного абсолютизма» и новые задачи государственного развития.

Тема 9.2 Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX в.

Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин.

Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы.

Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.

Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция.

Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война.

Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России.

Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы».

 Самостоятельная работа №13(смотреть перечень).

Тема 9.3 Россия в эпоху великих реформ Александра II

Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение.

Власть и общество. Формы общественного движения. Основные направления общественной мысли.

Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм.

Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор.

Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия. 

Самостоятельная работа №14(смотреть перечень).

 Тема 9.4 Пореформенная Россия

Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат. Феномен российской интеллигенции.

Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. Идеология самодержавия. К.П. Победоносцев и официальный консерватизм.

Общественное движение: спад и новый подъем. Неолибералы и неонародники. Первые марксисты.

 Тема 9.5 Россия в системе международных отношений

второй половины XIX в.

Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

Тема 9.6  Развитие науки, культуры и быта в XIX в.

Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности».

Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в. Рост национального самосознания. Реформа системы образования. Университеты и научные общества. Правительственная политика в отношении образования.

Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр.

Место России в мировой художественной культуре. Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты. Женское образование. Книгоиздание. Рост национального самосознания народов империи.

Развитие науки и техники. Университеты и научные общества. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр.

Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика.

Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Городская семья. Повседневная жизнь русского города. Женская эмансипация. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии.

Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество.

Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Дворянская семья. Образование и карьера дворянина. Нравы и обычаи. Просвещенный дворянин и «дикий» помещик. Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России.

Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы.

Обычаи и нравы народов России.

Учащийся должен знать: поликонфессиональность, многонациональность, аракчеевщина, военные поселения, общественное движение, декабристы, национализм, космополитизм, бюрократия, геополитическое положение, легитимизм, автономия, западники, славянофилы, национально-политическая идентичность, теория «официальной народности». крестьянская реформа, радикализм, народничество, репрессии, марксизм, менталитет.

РАЗДЕЛ 10. ОТ НОВОЙ ИСТОРИИ К НОВЕЙШЕЙ

Тема 10.1 Международные отношения в начале XX в.

Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Начало борьбы за передел мира. Испано-американская, англо-бурская и русско-японская войны. Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты.

Тема 10.2 Мир в начале XX века.

Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения. Новшества в повседневной жизни. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение.

Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт — кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства. Индустрия и среда обитания.

Самостоятельная работа № 16 (Смотреть перечень )

Тема 10.3 Россия в начале XX в.

Социальный и демографический состав российского общества. Быт и культура. Уровень образования. Особенности формирования городского населения. Сельское население в период модернизации. Миграционные процессы. Кризис сословного деления. Социальные стереотипы.

Российская правовая система. Свод законов Российской империи. Особенности развития судебной системы. Уголовное, гражданское, процессуальное, семейное право. Роль традиционного права в жизни общества. Правовая культура населения.

Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет. Региональная структура управления. Местное самоуправление.

Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии.

Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Степень готовности общества к экономической модернизации по западным образцам.

Россия в системе международных отношений. Проблемы догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война. Военно-политические блоки.

Плюсы и минусы российской национальной политики. Русификация и «мягкая» колонизация. Организация общинного, сословного, городского и сельского управления у различных народов империи. Национальные элиты в системе государственного управления империи.

Тема 10.4 Первая мировая война

Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система. Первый общий кризис либерализма. Трансформация традиционных идеологий в тоталитарные.

Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы. Чрезвычайное законодательство и его восприятие обществом.

Самостоятельная работа № 17 (Смотреть перечень )

Тема 10.5 Революционные процессы в России1917-1920.

Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат.

Споры об Октябре 1917 г.: логическое развитие февральских событий или «заговор»? Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г.

Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства.

Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма».

Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция.

Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции». Советская Россия и бывшие окраины Российской империи. 

Самостоятельная работа №18 (Смотреть перечень )

Учащийся должен знать: монополии, государственно-монополистический капитализм, социал-демократия, феминизм, правовое государство, век масс, информационные потоки, социальные стереотипы, военно-политический блок, национальная политика, техносфера, тоталитарная идеология, Учредительное собрание, «военный коммунизм», интервенция, однопартийная система, декрет, «экспорт революции».

РАЗДЕЛ 11. МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

Тема 11.1 Страны Запада в 20-30е годы ХХ в.

Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Маргинализация масс. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925–1929 гг.

Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых держав. НТП — «локомотив перепроизводства». Различные пути преодоления кризиса. Кейнсианство и компромиссная схема Рузвельта. Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм.

Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Первая мировая война и процесс «старения» традиционных военно-административных империй. США и доктрина «открытых дверей». Мандатная система. Китай: путь к обретению самостоятельности. Антиколониальная борьба народов Азии и Африки: ненасилие или вооруженное сопротивление? Латинская Америка на путях модернизации: каудильизм или демократия?

Тема 11.2 Международные отношения в 20—30-е годы ХХ в.

Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова—Рибентропа.

Самостоятельная работа № 19 (Смотреть перечень )

Тема 11.3  СССР в 1920-е годы.

Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления. Диспропорция экономического и социально-правового статуса личности.

Постепенный отход от идей «мировой революции. Приоритеты внутригосударственного строительства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г. Основные направления национально-государственного строительства. Централизация государственного аппарата.

Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР в 20–30-е годы. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности. Переход от революционной идеологии к традиционалистским принципам. Ритуализация коммунистической идеологии. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии.

Городское и сельское население: быт, повседневность, социальные стереотипы. Национально-культурная унификация населения. Рождение образа советского человека. Развитие советской культуры.

Тема 11.4 Модернизация в СССР.

Развитие экономики СССР в конце 20–30-х годов. Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса.

Внешняя политика СССР в 20–30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытки возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.

«Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства.

 Самостоятельная работа № 20 (Смотреть перечень )

Учащийся должен знать: догоняющее развитие, маргинализация, тоталитаризм, авторитарный режим, мировой экономический кризис, нацизм, кейнсианство, каудильизм, реваншизм, новая экономическая политика, «мировая революция», культ личности, индустриализация, коллективизация, традиционализм, «культурная революция».

РАЗДЕЛ 12. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Тема 12.1 Вторая мировая война.

Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира.

Тема 12.2 СССР в годы Великой Отечественной войны

Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Советская культура и идеология в годы войны. Повседневная жизнь на фронте и в тылу. Население на оккупированных территориях. Партизанское движение. Национальная политика.

Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла.

Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий.

Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

Самостоятельная работа № 21 (Смотреть перечень )

Учащийся должен знать: блицкриг, антигитлеровская коалиция, биполярный мир, партизанское движение, милитаризация, героизм, патриотизм.

Раздел 13. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Тема 13.1 «Холодная война»

Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира.

Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Информационные войны. Техногенная цивилизация «на тропе войны». Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны».

Европейская интеграция. «Государство благоденствия». Роль политических партий. Христианская демократия. Массовые движения: экологическое, феминистское, молодежное, антивоенное. Мир потребителей. Культура как способ стимуляции потребления. Новый взгляд на права человека.

Тема 13.2 Научно-технический прогресс

Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа. Формирование новой научной картины    мира. Дегуманизация искусства. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.

 Самостоятельная работа № 22 (Смотреть перечень )

Тема 13.3 Страны Азии, Африки и Латинской Америки

Вторая мировая война — кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм. Разрушение колониального мифа. Исчерпание мандатных сроков в странах Ближнего Востока. Китай в числе победителей. Национально-освободительная борьба в японской «сфере сопроцветания» и ее последствия в бассейне Тихого океана. Освобождение Индии. Ближневосточный конфликт. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии.

Учащийся должен знать: сверхдержава, локальные конфликты, «холодная война», информационная война, техногенная цивилизация, научно-технический прогресс, интернационализация, «консервативная волна», экуменизм, биотехнология, экология, модернизм, технократизм, иррационализм, антиколониализм, национально-освободительная борьба, движение неприсоединения.

РАЗДЕЛ 14. СССР В 1945–1991 ГОДЫ

Тема 14.1 СССР в 1945-начале 60х.

Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.

Советский человек в послевоенный период. Быт, культура, образование. Восприятие своей роли в обществе. Государство и личность.

Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.

Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии». Позиция СССР в локальных конфликтах.

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.

Культурная жизнь общества. «Оттепель». Литература, кинематограф. Расширение культурных контактов с Западом. Роль периодических изданий. Советский человек периода «Оттепели»: быт, повседневная жизнь, материальное положение, система ценностей.

Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.

Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания.

Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.

Тема 14.2 СССР в конце 1960-х — начале 1980-х годов

Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Диссидентское и правозащитное движение. «Самиздат». Советский человек: быт, интересы, самоидентификация.

Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.

Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».

Тема 14.3 СССР в период перестройки

Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Первый этап реформ: ускорение экономического развития. Причины неудач. Второй этап: реформирование политической системы. Углубление экономических реформ. Сопротивление аппарата. Несовместимость либеральной экономики и командно-административной системы. Третий этап: неуправляемый процесс реформирования. Векторы реформирования «сверху» и «снизу». Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.

Тема 14.4 Развитие советской культуры.

Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф.

СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.

Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

 Самостоятельная работа № 25 (Смотреть перечень )

Учащийся должен знать: наукоемкие технологии, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка.

РАЗДЕЛ 15. РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ ХХ–XХI ВЕКОВ

Тема 15.1 Российская Федерация на современном этапе. Международные отношения.

Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма.

Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение.

Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и социально-политическим традиционализмом. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.

Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Индустриализм «бежит» на Восток. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Социальная дифференциация в масштабе планеты и рост политических рисков. Новая мировая иерархия и международный терроризм.

Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за прераспределение ролей в мировой экономике.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях. 

Самостоятельная работа № 26 (Смотреть перечень )

Учащийся должен знать: постиндустриальное общество, интеграция,   одно- и многополярный мир, глобализм, антиглобализм, терроризм.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов и тем.

Максимальная нагрузка студентов.

количество аудиторных часов.

Кол-во  самостоят. работ.

Введение.

2

2

-

1. Древнейшая стадия истории человечества

2

2

-

1.1 Первобытный мир и зарождение цивилизаций.

2

2

-

2. Цивилизации Древнего мира

6

4

2

2.1 Цивилизации Древнего Востока.

3

2

1

2.2 Античные цивилизации.

3

2

1

3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века

8

6

2

3.1 Цивилизации Востока в Средние века.

2

2

-

3.2 Средневековая Европа.

2

2

-

3.3 Цивилизационные контакты в средние века.

4

2

2

4. История России с древнейших времен до конца XVII века

26

22

4

4.1 История России с древнейших времен до середины XIV века.

12

10

2

4.2 История России  середины XIV – конца XVII

14

12

2

5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI—XVIII вв.

8

6

2

5.1 Начало Нового времени.

2

2

-

5.2 Страны Европы и Северной Америки XVI- XVIII века.

2

2

-

5.3 Развитие науки и культуры в Новое время.

4

2

2

6. Россия в XVIII веке

16

10

6

6.1 Россия в эпоху петровских преобразований.

6

2

4

6.2 Внутренняя и внешняя политика России в сер. II половине XVIII века.

2

2

-

6.3 Социально-экономическое развитие России в XVIII веке.

8

6

2

7. Становление индустриальной цивилизации

12

6

6

7.1 Промышленный переворот и его последствия.

4

2

2

7.2 Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX веке.

4

2

2

7.3 Развитие западноевропейской культуры.

4

2

2

8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

6

4

2

8.1 Восток в условиях европейской экспансии.

2

2

-

8.2 Попытки модернизации в странах Востока.

4

2

2

9. Россия в ХIХ веке

18

12

6

9.1 Россия в I половине XIX века(социально-экономическое развитие).

2

2

-

9.2 Внутренняя и внешняя политика I половине XIX века.

4

2

2

9.3 Россия в эпоху великих реформ Александра II

2

2

2

9.4 Россия в пореформенный период.

2

2

-

9.5 Россия в системе международных отношений.

4

2

2

9.6 культура и быт России XIX века.

2

2

-

10. От Новой истории к Новейшей.

16

10

6

10.1 Международные отношения в начале XX.

2

2

-

10.2 Мир в начале XX века.

4

2

2

10.3 Россия в начале XX века.

2

2

-

10.4 Первая мировая война.

4

2

2

10.5 Революционные процессы в России.

4

2

2

11. Между мировыми войнами.

12

8

4

11.1 Страны Запада в 20-30е годы XX века.

2

2

-

11.2 Международные отношения в 20-30е годы XX века.

4

2

2

11.3 СССР в 20е годы XX века.

2

2

-

11.4 Модернизация в СССР.

4

2

2

12. Вторая мировая война.

10

6

4

12.1 Вторая мировая война.

2

2

-

12.2 СССР в годы войны.

6

2

4

12.3 Победа, ее цена и значение, итоги.

2

2

-

13. Мир во второй половине XX века

8

6

2

13.1 «Холодная война».

2

2

-

13.2 Научно-технический прогресс.

4

2

2

13.3 Страны Азии, Африки и Латинской Америки во II половине XX века.

2

2

-

14. СССР в 1945—1991 гг.

10

8

2

14.1 СССР в 1945- нач.60х годов XX века.

2

2

-

14.2 СССР II пол. 60х – нач.80х годов XX века.

2

2

-

14.3 СССР в годы перестройки.

2

2

-

14.4 Развитие советской культуры.

4

2

2

15. Россия и мир на рубеже ХХ–—XXI веков

8

4

4

15.1 Современная Россия. Международные отношения.

8

4

4

Итого:

168

116

52

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название разделов и тем.

Количество часов.

Название урока

Введение.

2

1.Введение.

2.Основы исторического знания

1. Древнейшая стадия истории человечества

2

1.1 Первобытный мир и зарождение цивилизаций.

2

3.Первобытный мир.

4.Зарождение цивилизаций

2. Цивилизации Древнего мира

4

2.1 Цивилизации Древнего Востока.

2

5.ВозникновениеВосточных цивилизаций.

6.Великие державы Востока.

2.2 Античные цивилизации.

2

7.Цивилизация Древней Греции.

8.Цивилизация древнего Рима.

3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века

6

3.1 Цивилизации Востока в Средние века.

2

9.Особенности средневековых цивилизаций Востока.

10.Государства Востока в средние века.

3.2 Средневековая Европа.

2

11.Социально-экономическое и политическое развитие.

12.Культура и духовная жизнь.

3.3 Цивилизационные контакты в средние века.

2

13.Византия как центр цивилизационных контактов.

14.Исламская и западнохристианская цивилизация.

4. История России с древнейших времен до конца XVII века

22

4.1 История России с древнейших времен до середины XIV века.

10

15.Восточные славяне в древности.

16.Культура восточных славян.

17.Образования государства Киевская Русь.

18.Деятельность первых Киевских князей.

19.Политическая раздробленность.

20.Особенности государственного устройства Русских княжеств.

21.-22.Иноземные нашествия на Русь в XIIIвеке.

23-24. Возвышение Москвы.

4.2 История России  середины XIV – конца XVII

12

25-26. Образование единого государства.

27-28. Россия в правление Ивана Грозного.

29-30. Смутное время.

31-32. Экономика и социальное развитие.

33Становление абсолютизма в России.

34. Внешняя политика.

35-36. Повторительно-обобщающий урок.

5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI—XVIII вв.

6

5.1 Начало Нового времени.

2

37-38 Начало Нового времени.

5.2 Страны Европы и Северной Америки XVI- XVIII века.

2

39-40. Страны Европы и Северной Америки XVI- XVIII века.

5.3 Развитие науки и культуры в Новое время.

2

41-42. Развитие науки и культуры в Новое время

6. Россия в XVIII веке

10

6.1 Россия в эпоху петровских преобразований.

2

43-44. Россия в эпоху петровских преобразований

6.2 Внутренняя и внешняя политика России в сер. II половине XVIII века.

2

45-46. Внутренняя и внешняя политика России в сер. II половине XVIII века.

6.3 Социально-экономическое развитие России в XVIII веке.

6

47-48 Социально-экономическое развитие России в XVIII веке.

49-50 Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа.

51-52 Повторительно-обобщающий урок.

7. Становление индустриальной цивилизации

6

7.1 Промышленный переворот и его последствия.

2

53-54. Промышленный переворот и его последствия

7.2 Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX веке.

2

55-56. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX веке.

7.3 Развитие западноевропейской культуры.

2

57-58. Развитие западноевропейской культуры.

8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

4

8.1 Восток в условиях европейской экспансии.

2

59-60 Восток в условиях европейской экспансии.

8.2 Попытки модернизации в странах Востока.

2

61-62. Попытки модернизации в странах Востока

9. Россия в ХIХ веке

12

9.1 Россия в I половине XIX века(социально-экономическое развитие).

2

63-64 Россия в I половине XIX века(социально-экономическое развитие).

9.2 Внутренняя и внешняя политика I половине XIX века.

2

65-66. Внутренняя и внешняя политика I половине XIX века.

9.3 Россия в эпоху великих реформ Александра II

2

67-68. Россия в эпоху великих реформ Александра II

9.4 Россия в пореформенный период.

2

69-70. Россия в пореформенный период.

9.5 Россия в системе международных отношений.

2

71-72. Россия в системе международных отношений.

9.6 Культура и быт России.

2

73-74. Культура и быт России.

10. От Новой истории к Новейшей.

10

10.1 Международные отношения в начале XX.

2

75-76Международные отношения в начале XX.

10.2 Мир в начале XX века.

2

77-78. Мир в начале XX века.

10.3 Россия в начале XX века.

2

79-80. Россия в начале XX века

10.4 Первая Мировая война

2

81-82. Первая мировая война.

10.5 Революционные процессы в России

83-84 Революционные процессы в России.

11. Между мировыми войнами.

8

11.1 Страны Запада в 20-30е годы XX века.

2

85-86. Страны Запада в 20-30е годы XX века.

11.2 между народные отношения 1920-30г

2

87-88.. Международные отношения 1920-30г

11.3 СССР в 20е годы XX века.

2

89-90. СССР в 20е годы XX века

11.4 Модернизация в СССР.

2

91-92.. Модернизация в СССР.

12. Вторая мировая война.

6

12.1 Вторая мировая война.

2

93-94. Вторая мировая война.

12.2 СССР в годы войны.

2

95-96.СССР в годы войны.

12.3 Победа, ее цена и значение, итоги.

2

97-98..Победа, ее цена и значение, итоги.

13. Мир во второй половине XX века

6

13.1 «Холодная война».

2

99-100. «Холодная война».

13.2 Научно-технический прогресс.

2

101-102.Научно-технический прогресс.

13.3 Страны Азии, Африки и Латинской Америки во II половине XX века.

2

103-104.Страны Азии, Африки и Латинской Америки во II половине XX века.

14. СССР в 1945—1991 гг.

8

14.1 СССР в 1945- нач.60х годов XX века.

2

105-106.СССР в 1945- нач.60х годов XX века.

14.2 СССР II пол. 60х – нач.80х годов XX века.

2

107-108.СССР II пол. 60х – нач.80х годов XX века.

14.3 СССР в годы перестройки.

2

109-110.СССР в годы перестройки.

14.4 Развитие советской культуры.

2

111-112. Развитие советской культуры.

15. Россия и мир на рубеже ХХ–—XXI веков

4

15.1 Современная Россия. Международные отношения.

4

113-114.Современная Россия.

Международные отношения.

115-116Повторение и обобщение.

ВСЕГО :

116


ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ.

Название разделов и тем.

Кол-во  самостоят. работ.

Вид работы.

Источники.

Форма контроля.

2. Цивилизации Древнего мира

2

1

2.1 Цивилизации Древнего Востока.

1

Создание презентации.

ресурсы Интернет

представление презентации

2

2.2 Античные цивилизации.

1

Создание презентации.

Ресурсы Интернета

представление презентаций.

3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века

2

3

3.3 Цивилизационные контакты в средние века.

2

Составить план-конспект «Крестовые походы»

Уч.1 & 19

Предоставление письменной работы.

4. История России с древнейших времен до конца XVII века

4

4

4.1 История России с древнейших времен до середины XIV века.

2

Создание информационного проекта (доклада).

Ресурсы Интернета

Защита проекта.

5

4.2 История России  середины XIV – конца XVII

2

Создание доклада

Ресурсы Интернета

выступление на уроке

5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI—XVIII вв.

2

6

5.3 Развитие науки и культуры в Новое время.

2

Составление таблицы.

Уч.1., с 152-156

Таблица.

6. Россия в XVIII веке

6

7

6.1 Россия в эпоху петровских преобразований.

4

Составить план-перечисление реформ, одной из них дать характеристику.

Ресурсы Интернета

Опрос.

8

6.3 Социально-экономическое развитие России в XVIII веке.

2

Создание презентации.

Ресурсы интернета.

Представление презентации.

7. Становление индустриальной цивилизации

6

9

7.1 Промышленный переворот и его последствия.

2

Сообщение по теме.

Ресурсы Интернета

Выступление.

10

7.2 Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX веке.

2

Сообщение по теме.

Ресурсы Интернета

выступление

11

7.3 Развитие западноевропейской культуры.

2

Презентация.

Ресурсы Интернета

защита

8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

2

12

8.2 Попытки модернизации в странах Востока.

2

Сообщение по теме.

Ресурсы Интернета

выступление

9. Россия в ХIХ веке

6

13

9.2 Внутренняя и внешняя политика I половине XIX века.

2

Сообщение «Отечественная война 1812 года»

Ресурсы Интернета

выступление

14

9.3 Россия в эпоху великих реформ Александра II

2

Сообщение по теме.

Ресурсы Интернета

выступление

15

9.5 Россия в системе международных отношений.

2

Сообщение «Внешняя политика  России конца XIXв»

Ресурсы Интернета

выступление

10. От Новой истории к Новейшей.

6

16

10.2 Мир в начале XX века.

2

Создание презентации по теме.

Ресурсы Интернета

защита

17

10.4 Первая мировая война.

2

Самостоятельное изучение темы.

тестирование

18

10.5 Революционные процессы в России.

2

Самостоятельное изучение темы.

тестирование

11. Между мировыми войнами.

4

19

11.2 Международные отношения в 20-30е годы XX века.

2

Сообщение по теме.

Ресурсы Интернета

защита

20

11.4 Модернизация в СССР.

2

Анализ источников.

Ресурсы Интернета

Устный опрос.

12. Вторая мировая война.

4

21

12.2 СССР в годы войны.

4

Сообщение, презентация.

Ресурсы Интернета

Защита.

13. Мир во второй половине XX века

2

22

13.2 Научно-технический прогресс.

2

Таблица.

Учебник

Устный опрос.

14. СССР в 1945—1991 гг.

2

23

14.4 Развитие советской культуры.

2

Презентация.

Ресурсы Интернет

Защита

15. Россия и мир на рубеже ХХ–—XXI веков

4

24

15.1 Современная Россия. Международные отношения.

4

Анализ СМИ

Периодика

Отчет.

Итого:

52


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

(технический, социально-экономический профили)

В результате изучения учебной дисциплины «История» обучающийся должен

знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
  • основные исторические термины и даты;

уметь:

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


 ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

ОСНОВНАЯ

Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006.

Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006.

Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.

История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2004.

Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М., 2006.

История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2001.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. — СПб., 2003.

Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М., 2002.

Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. — М., 2001.

Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. — М., 2005.

Война в Корее. — СПб., 2000.

Волковский Н.Л. История информационных войн. — М., 2003.

Галактионов М. Париж 1914. — М., 2001.

Генифе П. Политика революционного террора 1789—1794. — М., 2003.

Герцог Х. Арабо-израильские войны. — М., 2004.

Губер П. Мазарини. — М., 2000.

Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. — М., 2002.

Делюмо Ж. Грех и страх: формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII—XVIII вв.). — Екатеринбург, 2003.

Дроз Ж. История Германии. — М., 2005.

Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. — М., 2000.

Зайончковский А.М. Первая мировая война. — М., 2000.

Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. — М., 2006.

Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина IX—XVI вв. Плакаты. — М., 2007.

Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2006.

Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. — М., 2006.

Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. — М., 2006.

Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500—1789. — М., 2006.

Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М., 2002.

Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. — М., 2003.

Марчук М.М., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 года). — М., 2005.

Мезин С. А. История русской культуры X — XVIII вв. — М., 2003.

Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. — М., 2002.

Метивье Ю. Франция в XVI—XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV. — М., 2005.

Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2003.

Мыльников А. С. Петр III: Повествование в документах и версиях. — М., 2002.

Национальная идея в Западной Европе в Новое время. — М., 2005.

Озуф М. Революционный праздник: 1789—1799. — М., 2003.

Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1—3. — М., 1994—2000.

Павленко Н. И. Екатерина I. — М., 2004.

Павленко Н. И. Екатерина Великая. — М., 2003.

Посконина О.И. История Латинской Америки (до ХХ века). — М., 2005.

Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола, 1555—1648. — СПб., 2002.

Смирнов А. Арабо-израильские войны. — М., 2002.

Сьюк У. Корейская война. — М., 2003.

Типельскирх К. Вторая мировая война (любое издание).

Тольятти П. Лекции о фашизме. Ч. 1—3. — М., 1991.

Хеншелл Н. Миф абсолютизма. — СПб., 2003.

Черников И. Гибель империи. — М., 2002.

Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. — М., 2007.

Шатохина-Мордвинцева Г.А. Нидерланды в новое и новейшее время. — М., 2002.

Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2005.

Элиас Н. Придворное общество. — М., 2002.


ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Ноутбук с программным обеспечением;
  2. Интерактивная доска;
  3. Мультимедийный проектор;
  4. Аудиоустройство;
  5. Средства коммуникации (выход в Интернет)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории для обучающихся по профессии "Повар , кондитер"

Рабочая программа для наборв в КГБ ПОУ БПТК 2015-2016г....

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История» для профессии 43.01.09. «Повар, кондитер».

Рабочая программа по истории для профессии "Повар,кондитер" может стать полезной для преподавателей, работающих в СПО....

Рабочая программа по истории для спо по профессии машинист крана (крановщик)

Рабочая программа по истории для спо по профессии машинист крана (крановщик)...

Рабочая программа учебной дисциплины История для профессий и специальностей СПО

Рабочая программа предназначена для подготовки квалифицированных рабочих, служащих для всех профессий естественнонаучного, социально-экономического и технического профиля на базе основного общего обра...

Рабочая программа по дисциплине "История" для профессии "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства"

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 04 "История" предназначена для изучения истории обучающимся по профессии 35.01.13 Тракторист -машинист сельскохозяйственного производства....

Рабочая программа по дисциплине "История" для профессии "Автомеханик"

Рабочая программа учебной дисциплины "История" предназначена для изучения истории  обучающихся по профессии 23.01.13...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.06 «История» по профессии СПО: 43.01.09 «Повар, кондитер»

Данная модифицированная рабочая программа по истории может быть использованна  преподавателями СПО....