Календарно - тематическое планирование по истории России 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования
Календарно - тематическое планирование предусматривает организацию процесса обучения( 68ч.):
- Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века – 24 часа
- История России с древнейших времен до конца XIX века - 44 часа
Календарно тематический план ориентирован на использование учебников:
1. Всемирная История- История России и мира: с древнейших времён до конца XIX века. Авторы: Н.В. Загладин, Симония
2. История России с древнейших времён до конца XVI века. Авторы: А.Н. Сахаров.
3. История России XVII - XIX века. Авторы: А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов.
Основной образовательной целью современной российской школы является формирование у учащихся основ исследовательского, научного взгляда на мир. Это позволит им в дальнейшем включиться в динамичное, инновационно развивающееся общество не только в качестве потребителей, способных грамотно использовать существующие высокие технологии, но и созидателей новых социально значимых материальных и духовных ценностей, способных отвечать на нестандартные вызовы мирового развития, общественного и технологического прогресса. От качества усвоенных знаний, умений и навыков, диктуемых современной действительностью, напрямую зависит не только конкурентоспособность Российской Федерации в мировом сообществе, но и ее будущее.
В соответствии с этим к числу концептуальных и методологических основ исторического образования в школе можно отнести:
ü овладение учащимися знаниями о закономерностях развития человеческого общества в целом и России как субъекта исторического процесса;
ü развитие способностей учащихся осмысливать исторические процессы, события и явления в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
ü формирование у учащихся общественной системы ценностей, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
ü воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами; развитие у учащихся стремления внести свой достойный вклад в развитие России;
ü знакомство учащихся с различными концепциями исторического развития;
ü противодействие попыткам исказить историческое прошлое в угоду политической конъюнктуре.
В связи с вышеизложенным, в программе особое внимание уделяется принципам отбора содержания учебного материала по истории. В условиях информационной открытости, радикального обновления информации, доступности массовых источников для изучения исторического прошлого четко определены те критерии, по которым из этого массива данных будет вычленяться то, что должно составлять основу обучения и воспитания учащихся.
Такими принципами отбора являются следующие основные подходы:
ü описание лишь тех событий и явлений, которые оказали наиболее важное воздействие на развитие России и мира;
ü учет возрастных особенностей, знаний и умений, социального опыта учащихся;
ü исключение из текстов учебников материалов, не являющихся точными с точки зрения фактов, носящих характер сенсации или прямого опровержения прежде известных фактов и событий.
В старшей школе в основу принципов отбора содержания положен проблемно_хронологический принцип. Определение ключевых процессов, явлений, фактов российской истории сконцентрировано в контексте всемирно исторического процесса в его социально экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделяется историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rossii_10_kl-baza.docx | 93.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования
Календарно - тематическое планирование предусматривает организацию процесса обучения( 68ч.):
- Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века – 24 часа
- История России с древнейших времен до конца XIX века - 44 часа
Календарно тематический план ориентирован на использование учебников:
- Всемирная История- История России и мира: с древнейших времён до конца XIX века. Авторы: Н.В. Загладин, Симония
- История России с древнейших времён до конца XVI века. Авторы: А.Н. Сахаров.
- История России XVII - XIX века. Авторы: А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов.
Основной образовательной целью современной российской школы является формирование у учащихся основ исследовательского, научного взгляда на мир. Это позволит им в дальнейшем включиться в динамичное, инновационно развивающееся общество не только в качестве потребителей, способных грамотно использовать существующие высокие технологии, но и созидателей новых социально значимых материальных и духовных ценностей, способных отвечать на нестандартные вызовы мирового развития, общественного и технологического прогресса. От качества усвоенных знаний, умений и навыков, диктуемых современной действительностью, напрямую зависит не только конкурентоспособность Российской Федерации в мировом сообществе, но и ее будущее.
В соответствии с этим к числу концептуальных и методологических основ исторического образования в школе можно отнести:
- овладение учащимися знаниями о закономерностях развития человеческого общества в целом и России как субъекта исторического процесса;
- развитие способностей учащихся осмысливать исторические процессы, события и явления в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
- формирование у учащихся общественной системы ценностей, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
- воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами; развитие у учащихся стремления внести свой достойный вклад в развитие России;
- знакомство учащихся с различными концепциями исторического развития;
- противодействие попыткам исказить историческое прошлое в угоду политической конъюнктуре.
В связи с вышеизложенным, в программе особое внимание уделяется принципам отбора содержания учебного материала по истории. В условиях информационной открытости, радикального обновления информации, доступности массовых источников для изучения исторического прошлого четко определены те критерии, по которым из этого массива данных будет вычленяться то, что должно составлять основу обучения и воспитания учащихся.
Такими принципами отбора являются следующие основные подходы:
- описание лишь тех событий и явлений, которые оказали наиболее важное воздействие на развитие России и мира;
- учет возрастных особенностей, знаний и умений, социального опыта учащихся;
- исключение из текстов учебников материалов, не являющихся точными с точки зрения фактов, носящих характер сенсации или прямого опровержения прежде известных фактов и событий.
В старшей школе в основу принципов отбора содержания положен проблемно_хронологический принцип. Определение ключевых процессов, явлений, фактов российской истории сконцентрировано в контексте всемирно исторического процесса в его социально экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделяется историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и в мире. Одной из опаснейших проблем современного российского общества является его крайняя атомизация и дезинтеграция. Поэтому особое внимание следует уделяется не только политической, но и социальной истории, обращение к которой способно воспитать личность, сознающую объективную необходимость самоограничения и деятельного участия в общественной жизни во имя выживания и развития гражданской нации, к которой принадлежит.
Изучение истории в школе предусматривает решение следующих задач:
- формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;
- формирование умения на историческом опыте находить свою позицию в мире мультикультурности и поликонфессиональности, быть толерантным и открытым к социальным коммуникациям;
- выработка основ исторического сознания, гражданской позиции и патриотизма;
- формирование системы позитивных гуманистических ценностей, гуманитарной культуры с помощью анализа исторического опыта человечества;
- усвоение интегративной системы знаний об истории человечества, отмечая место и роль России во всемирно историческом процессе;
- выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;
- развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
Требования к подготовке обучающихся
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной Новой и Новейшей истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, учебного проекта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Цели и задачи курса:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
принадлежности
Педагогические технологии, средства обучения:
-тестовые задания;
-раздаточный материал;
-ИКТ;
-интерактивная доска;
-личностно ориентированное обучение,
- обучение с применением опорных схем
Методы преподавания и учения
Для реализации заявленных целей и задач в рамках курса используются следующие методы преподавания и учения:
- коммуникативный метод в преподавании , предполагающий организацию учебного общения как средства освоения материала и общеучебных умений;
- метод реализации учебных и образовательных проектов, предполагающий постановку практической (прикладной, профессиональной) задачи, поиск средств ее решения (информационные ресурсы, коммуникативные ресурсы и т.п.), определение порядка действий, предъявление продукта, анализ результатов;
- метод организации дискуссий и дебатов, ролевых игр, предполагающий подбор текстового материала по определенной тематике (проблематике), формулировку личного отношения к проблеме в тексте, предъявление собственных позиций, обсуждение вариантов решения проблемы в контексте отрывка;
Формы работы: лекции, практикум, выступления с докладами или с содокладами, дополняющими лекционные выступления учителя; семинар, тренинг, дискуссия, деловая игра.
Вид контроля:
- контрольная работа по материалу
- презентация своего короткого рассказа
- написание анализа текста
- выполнение творческих заданий по темам
- написание эссе
Механизм оценивания результатов:
Владение фактами:
- установление причин фактов
- установление взаимосвязей между фактами
- отличие основных фактов и фактов второстепенных
Владение проблематикой:
- формулирование проблем по теме
- умение отыскать возможные пути решения проблемы
Владение понятиями:
- раскрытие содержания понятий
- установление взаимосвязей между понятиями
- практическое применение понятий
Владение правилами и приемами:
- формулирование правил, требований, приемов
- раскрытие содержания правил, требований, приемов
- характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов
Проверка навыков:
- моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение
- выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение
- самоанализ результатов выполнения подобных действий
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: диск «Романовы», электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия. Краткая Российская энциклопедия,
Карты эпохи
Основное содержание
Всеобщая история
История как наука
История в системе гуманитарных наук. Предмет исторической: науки. Исторический источник. Проблема подлинности и достоверности исторических источников. Единство и многообразие исторического процесса. Проблема прогресса в истории. Принципы периодизации исторического процесса.
Всеобщая история
Древнейшая стадия истории человечества
Современные концепции происхождения человека и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека. Мифологические и религиозные версии происхождения и древнейшей истории человечества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.
Цивилизации Древнего мира
Принципы периодизации древней истории. Историческая карта Древнего мира. Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации Африки, Азии, Америки — географическое положение, материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества. Мифологическая картина мира.
Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека. Влияние религиозных верований на изменение картины мира. Духовные ценности, философская мысль, культурное наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Формирование научной формы мышления в античном обществе. Культурное и философское наследие Древней Греции и Рима. Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее мировоззренческие особенности. Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары). Великое переселение народов.
Средневековье
Принципы периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового мира. Цивилизации Востока в эпоху Средневековья. Возникновение исламской цивилизации. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Великое переселение народов. Формирование христианской средневековой цивилизации в Европе. Западноевропейский и восточноевропейский регионы цивилизационного развития. Православие и католицизм. Социальная этика, отношение к труду и собственности, правовая культура, духовные ценности в православной и католическойтрадициях. Особенности хозяйственной жизни, социальной структуры и государственно-правовой организации в европейском средневековом обществе. Культурное и философское наследие Средневековья.
Дискуссия об уникальности европейского средневекового общества. Динамика и характер развития европейской средневековой цивилизации. Кризис европейского средневекового общества в XIV—XVвв.Изменения в мировосприятии европейского человека. Социально-психологические, природно-климатические, экономические предпосылки процесса модернизации.
Характер международных отношений в средние века. Арабские и тюркские завоевания. Феномен крестовых походов.
Новое время: эпоха модернизации
Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации. Модернизация как процесс переходаот традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития входе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новаций в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Конфессионалъный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Формы: абсолютизма. Становление гражданского общества. Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского, национального сознания. Буржуазные революции XVII—XIX вв.: исторические предпосылки и значение, идеология социальных и политических движений.Философско-мировоззренческие основы Просвещения. Конституционализм. Классические доктрины либерализма, социализма, консерватизма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в XVIII — середине XIX в. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной; картины мира. Культурное и философское наследие Нового времени.:
Зарождение международного права. Колониальный раздел мира. Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах.
Эволюция системы международных отношений в конце XV — середине XIX в. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени.
История России
История России — часть всемирной истории. Основные этапыразвития исторической мысли в России.
Народы и древнейшие государства на территории России
Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии. Великое оледенение и климат Восточной Европы и Северной Азии. Каменный век. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металла и его влияние на первобытное общество. Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи. Индоевропейцы. Великое переселение народов. Дискуссии о прародине славян. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования. Родовая и территориальная община. Город.
Русь в IX — начале XII в.
Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Роль церкви в истории Древней Руси. Русская Правда. Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси. «Лествичный» порядок наследования власти.
Международные связи Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII — середине XV в.
Причины распада Древнерусского государства. Княжеская власть и боярство в русских землях и княжествах. Монархии и республики. Русь и Степь. Княжеские усобицы. Идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Особенности культурного развития русских земель.
Образование Монгольского государства. Монгольское завоевание и его влияние на историю нашей страны. Экспансия с Запада и ее роль в истории народов Руси и Прибалтики.
Образование Золотой Орды. Система управления завоеванными землями. Русь и Орда. Принятие Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси.
Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город. Роль церкви в консолидации русских земель.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Автокефалия Русской православной церкви.
Российское государство во второй половине XV—XVII в.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Роль церкви в государственном строительстве. Борьба «иосифлян» и «нестяжателей». «Москва — третий Рим». Ереси на Руси. Особенности образования централизованного государства в России. Социальная структура общества. Формы землевладения.
Распад Золотой Орды. Вхождение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского. Формирование русского, украинского и белорусского народов.
Установление царской власти. Складывание идеологии самодержавия. Создание органов сословно-представительной монархии. Дискуссия о характере опричнины. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества.
Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Рост международного авторитета Российского государства.
Культура Российского государства во второй половине XV—XVII в.
Пресечение правящей династии и обострение социально-экономических противоречий. Дискуссия о причинах Смуты. Феномен самозванства. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба; с Речью Посполитой и Швецией.
Ликвидация последствий Смуты. Восстановление самодержавия.Система крепостного права. Новые явления в экономике: началоскладывания всероссийского рынка, образование мануфактур.
Церковный раскол. Старообрядчество.
Дискуссии о характере социальных движений в России во второй половине XVIIв.
Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Русская традиционная (средневековая) культура. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
Россия в XVIII — середине XIX в.
Петровские преобразования. Северная война. Провозглашение империи. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества. Дворянство — господствующее сословие. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации. Дискуссии о месте и роли петровских реформ в истории России.
Россия в период дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII — первой половине XIX в. Кризис традиционного общества. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота и его последствия.
Политическая идеология во второй половине XVIII — первой половине XIX в. Европейское влияние на российское общество. Русское Просвещение. Масонство. Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Превращение России в мировую державу. Россия в системе международных отношений в XVIII — первой половине XIX в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война и ее последствия для страны.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII — первой половины XIX в.
Россия во второй половине XIX— начале XX в.
Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860—1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Политика контрреформ. Утверждение новой модели экономического развития: капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Роль государства в экономической жизни страны. Отечественный и зарубежный капитал в России. Российский монополистический капитализм и его особенности. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ»
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизве-дении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
УМК:
Учебники
- История России с древнейших времен до конца XVII века / А. Н. Сахаров- Ч. 1 .- М., Русское слово, 2012;
- История России. XVII-XIX века А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов. - Ч. 2.- М., Русское слово, 2012;
- История. История России и мира / Н. В. Загладин, Н.А.Симония –М., Русское слово.2014;
Дополнительная литература:
- Методические рекомендации по использованию учебников Н.В. Загладина «Всемирная история» для 10,11 кл. при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и программа курса. Н.В Загладин, С.И Козленко, Х.Т. Загладина -М,, Русское слово, 2013
Всеобщая история (24ч)
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Виды учебной деятельности | Вид контроля | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||
Этапы развития исторического знания. Проблемы достоверности и фальсификации исторических знаний. | ИНМ | Работа в группах с текстом. | Опрос, записи в тетради, презентация работы групп, таблица. | Знать особенности истории как науки, понимать взаимосвязь и особенности истории России и мира, уметь осуществлять комплексный поиск и систематизировать информацию по теме | |||
Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации всемирной истории | Комбинированный | Работа с учебником, заполнение таблицы. | Опрос, таблица, записи в тетради. | Знать: основные концепции исторического развития человечества; понимать принципы и способы периодизации всемирной истории; уметь осуществлять комплексный поиск и систематизировать информацию по теме | |||
У истоков рода человеческого. | Урок семинар | Выступления с сообщениями | Презентация работ. | Знать: современные научные концепции происхождения человека и общества, расселение древнейшего человека, формирование рас и языковых семей; уметь осуществлять комплексный поиск и систематизировать информацию по теме | |||
Неолитическая революция | Комбинированный | Работа с текстом, выступления с сообщениями | Записи в тетради, сообщения, опрос. | Знать: причины, сущность и результаты неолитической революции, изменения в укладе жизни и формах социальных связей, родоплеменные отношения; уметь осуществлять комплексный поиск и систематизировать информацию по теме | |||
Деспотии Востока Расширение ареала цивилизации | Комбинированный | Работа с текстом учебника, источниками, заполнение таблицы | Опрос, записи в тетради, таблица, схема. | Знать и различать различные точки зрения на происхождения государства и права, архаичные цивилизации, цивилизации Древнего Востока, религиозную картину мира, филосовское наследие Древнего Востока; уметь выявлять причины изменений форм социальных связей и их особенности | |||
Античная эпоха в истории человечества | Комбинированный | Работа с источниками, текстом учебника, групповая работа. | Опрос, презентация работы групп, записи в тетради, схема, таблица. | Знать: античные цивилизации Средиземноморья, полисная политико-правовая организация и соц.структура, демократия и тирания; уметь выявлять причины изменений форм социальных связей и их особенности, осуществлять комплексный поиск и систематизировать информацию по теме | |||
Крушение империй Древнего мира | Комбинированный | Работа с текстом учебника, источниками, беседа | Опрос, записи в тетради, таблица | Знать: римская республика и империя, римское право, филосовское наследие Древней Греции и Рима, ранняя христианская церковь; уметь определять закономерности распада империй Древнего мира, осуществлять комплексный поиск и систематизировать информацию по теме | |||
Мир эпохи Средневековья. Экспансия ислама. | Комбинированный | Работа с текстом, источниками, выступления с докладами | Записи в тетради, доклады, обсуждение. | Знать: филосовская мысль в эпоху Средневековья, возникновение исламской цивилизации, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе, исламская духовная культура; уметь анализировать особенности исламской цивилизации, осуществлять комплексный поиск и систематизировать информацию по теме | |||
Период раннего феодализма в Западной и Центральной Европе | Комбинированный | Работа с текстом учебника, источниками. | Опрос, записи в тетради, анализ источников | Знать: становление и развитие сословно-корпоративного сторя в европейском средневековом обществе, феодализм; уметь выявлять признаки и принципы феодальной системы, характеризовать сословный- строй, осуществлять комплексный поиск и систематизировать информацию по теме | |||
Византия и Восточная Европа в V—X вв. | Комбинированный | Работа с текстом учебника, источниками, сообщения учащихся | Опрос, записи в тетради, сообщения, таблица | Знать: складывание заподноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития, социокультурное и политическое влияние Византии, особенности духовных ценностей в католической и православной традициях; уметь осуществлять комплексный поиск и систематизировать информацию по теме | |||
Западная Европа в XI—XV вв. Инквизиция и крестовые походы. | Комбинированный | Работа в группах, выступления с сообщениями, с источниками. | Опрос, беседа, сообщения, записи в тетради, таблица. | Знать: традиционное общество на Западе, динамика развития европейской средневековой цивилизации, социально- политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XVвв., предпосылки модернизации; уметь осуществлять комплексный поиск и систематизировать информацию по теме | |||
Государства Азии в период европейского Средневековья. Международные отношения и войны Средневековья. | Комбинированный | Работа с текстом учебника и картой | Решение проблемных задач. | Знать: традиционные общества на Врстоке: особенности социокультурной структуры, экономической жизни, полиических отношений; уметь осуществлять комплексный поиск и систематизировать информацию по теме | |||
Европа в раннее Новое время | Комбинированный | Работа с текстом учебника, источниками, сообщения учащихся. | Опрос, записи в тетради, сообщения, анализ источников | Знать: понятие «Новое время», модернизация, ВГО, начало европейской колониальной экспансии, формирование нового пространственного восприятия мира, торговый и мануфактурный капитализм, эпоха Возрождения и Реформации, становление протестантской политической культуры, конфессиональный раскол европейского общества; уметь осуществлять комплексный поиск и систематизировать информацию по теме | |||
Абсолютизм, религиозные войны и новая система международных отношений в Европе | Комбинированный | Работа с текстом учебника, истониками, сообщения учащихся | Опрос, записи в тетради, сообщения. | Знать: эволюцию европейской государственности- от сословно- представительной монархии к абсолютизму; возникновение концепции государственного суверенитета; уметь характеризовать теорию естественного права и концепцию государственного суверенитета, выявлять причины и последствия Реформации и Контрреформации. | |||
Первые буржуазные революции. Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм. | Комбинированный | Работа с текстом учебника и источниками, заполнение таблиц. | Опрос, записи в тетради, таблица | Знать: буржуазные революции , идеологию Просвещения, конституционализм, становление гражданского общества; уметь характеризовать исторические предпосылки, значение революций XVII-XIX вв., анализировать идеологии социальных и политических движений. | |||
Война за независимость в Северной Америке. | Комбинированный | Работа с текстом учебника, источниками, сообщения учащихся | Опрос, записи в тетради, сообщения. | Знать: причины и предпосылки, этапы, итоги войны за независимость, рождение нового демократического государства; уметь осуществлять комплексный поиск и систематизировать информацию по теме | |||
Великая французская революция и ее последствия для Европы. | Комбинированный | Работа в группах стекстом учебника, источниками | Опрос, записи в тетради, таблица. | Знать: причины, этапы, итоги революции во Франции, ее роль в становлении капиталистических отношений; уметь осуществлять комплексный поиск и систематизировать информацию по теме | |||
Промышленный переворот в Англии и его последствия. Европа: противоречия промышленной эпохи | Комбинированный | Работа с текстом, источниками. | Опрос, таблица, записи в тетради. | Знать: промышленный переворот, развитие капиталистических отношений, капитализм свободной конкуренции, циклический характер развития рыночной экономики, классовая и социальная структура общества XIXв., буржуа и пролетарии, «эшелоны» модернизации; уметь осуществлять комплексный поиск и систематизировать информацию по теме | |||
Идейно-политическое развитие стран Западной Европы. Наука и искусство в XVIII—XIX вв. | Урок семинар | Выступления с рефератами | Презентация работ, таблица. | Знать: идеологические доктрины либерализма, социализма, анархизма, марксизм и рабочее революционное движение, национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь, мировосприятие человека индустриального общества, культурное и философское наследие Нового времени. | |||
Европа в период промышленного переворота. Страны Западного полушария в XIX в | Комбинированный | Работа с текстом, источниками в группах, заполнение таблицы | Опрос, записи в тетради, таблица | Знать: промышленный переворот, развитие капиталистических отношений, капитализм свободной конкуренции, циклический характер развития рыночной экономики, классовая и социальная структура общества XIXв; уметь осуществлять комплексный поиск и систематизировать информацию по теме | |||
Мир Востока в XVIII в.: наступление колониальной системы | Комбинированный | Работа с истониками, словарь терминов | Опрос, записи в тетради, анализ истоников | Знать: последствия влияния европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока; уметь осуществлять комплексный поиск и систематизировать информацию по теме | |||
Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока | Комбинированный | Работа с текстом, источниками, заполнение таблицы | Опрос, беседа, таблица, записи в тетради | Знать:традиционные общества Востока в условия европейской колониальной экспансии; уметь осуществлять комплексный поиск и систематизировать информацию по теме | |||
Эволюция системы международных отношений в Новое время | Комбинированный | Составление развёрнутого плана- конспекта по учебнику | Работа с историческими текстами по группам | Знать: эволюция системы международных отношений в к.XV- сер.XIXв., зарождение международного права, роль геополитических факторов в международных отношениях нового времени, колониальный раздел мира; уметь осуществлять комплексный поиск и систематизировать информацию по теме | |||
Контрольно - обобщающий урок по Всеобщей истории за 10 класс. | УК | Тестирование, работа по карточкам- заданиям | Тесты, карточки-задания | Знать основные термины по курсу , даты; уметь применять знания на практике, выявлять причинно-следственные связи. |
Раздел II. Русь в IХ–ХII в. (3 часа) | ||||||||
3 | Образование Древнерусского государства | 1 | Урок изучения нового материала. | Урок-лекция | Знать: - предпосылки складывания Древнерусского государства (социально-экономические, социально-политические, духовные, внешнеполитические). - этапы складывания государства. Возникновение ядра восточнославянского государства. - теории возникновения государства у восточных славян (норманнская, антинорманнская, современные теории). Уметь: - характеризовать этапы складывания государства у восточных славян. - находить оценочные суждения в учебной и справочной литературе по проблеме теорий происхождения государства у восточных славян. - сопоставлять процесс образования Древнерусского государства и европейских государств периода средневековья. - используя знания курса «Обществознание», выявлять признаки Древнерусского государства | п. 5 в. 1 у. п. 6 в. 4,8 у. к/к. | ||
4 | Внутренняя и внешняя политика первых русских князей | 1 | Комбинированный урок | Урок-проект | Знать: - деятельность первых, русских князей (укрепление власти киевского князя, отношения с Византией, отношения с восточными соседями, итоги правления). - государство, дань, полюдье, уроки, погосты, монотеизм. - причины, процесс, значение принятия Русью христианства; - значение реформы княгини Ольги для Древнерусского государства; Уметь: - анализировать влияние Византии на политическую сферу и культуру Киевской Руси, - выявлять причины перехода Руси к монотеистической религии. - участвовать в разработке и презентации проекта по теме | п. 7 в. 2,5,7 у. Документ. п. 8 в. 6 п. |
5 | Правление Ярослава Мудрого Русское государство при потомках | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция. Работа с документами | Знать: - внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда. - междоусобные войны, династический брак, Русская Правда, кормление, вотчина; - основные положения Русской Правды Уметь: - называть причины междоусобных войн, знать их основных участников. - разъяснять сущность, порядка наследования киевского престола (очередного и по старшинству). Знать: - междоусобица. - особенности правления потомком Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. - борьба с половецкими вторжениями Уметь: - выявлять тенденции начинающейся политической раздробленности | п. 9 в. 3 у. п. 12 в. 4 у. п. 13 в. 3 у. | ||
Раздел III. Русские земли и княжества в ХII – середине ХV вв. (5 часов) | ||||||||
6 | Политическая раздробленность Руси | 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Урок-лекция Урок-проект | Знать: - причины распада Древнерусского государства. - сущность процесса политической раздробленности. - крупнейшие земли и княжества. монархии и республики. Уметь: - называть причины политической раздробленности. - объяснять сущность политической раздробленности. - разъяснять значение Любечского съезда князе. - характеризовать предпосылки политической раздробленности (формирование местных княжеских династий, укрепление местного боярства, развитие ремесла и торговли, изменение положения и роли Киева, духовные предпосылки); - сопоставлять процесс раздробленности Древнерусского государства и Европейских государств, определять сходства и различия. -высказывать оценочные суждения о положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности на Руси | п. 14 в. 2,4 у. п. 15 в. 2 у. п. 16 в. 3 у. |
7 | Монголо-татарское нашествие. Экспансия с Запада. Русские земли под властью Золотой Орды. | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция | Знать: - образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. - проследить по исторической карте завоевание монголами русских княжеств (битва на Калке, разгром Рязанского княжества, разорение Владимирской земли, попытка похода на Новгород); - определить причины поражения русских земель. Уметь: - выявлять предпосылки завоеваний монголов, нашествия шведов и немцев.. - характеризовать основные этапы нашествия монголов на Русь и экспансии с запада. -определить характер взаимоотношений Руси и Золотой Орды, высказывать оценочные суждения о характере ордынского владычества. - выявлять последствия монгольского нашествия, определить его влияние на весь ход русской истории. - высказывать оценочные суждения о влиянии монгольского ига на складывание российской цивилизации. | п. 19 в. 4 у. п. 20 в. 5,7 у. | ||
8 | Социально-экономическое развитие русского общества в ХI в. Социально-экономическое положение Руси в IХ–ХV вв. | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция | Знать: - неравенство русского общества XI – первой четверти XII в. - возникновение феодальной земельной собственности. - власть и церковь. - основные категории населения Киевской Руси Уметь: - выявлять различия между видами земельной собственности. - через правовые документы выявлять особенности социально-экономического развития государства. Знать: - формы землевладения и категории населения. Уметь: - определять последствия монгольского завоевания. - прослеживать восстановление экономики русских земель | п. 10-11 в. 7 у. п. 21 в. 3 у. |
9 | Объединение русских земель вокруг Москвы Завершение объединения русских земель и образование Российского государства | 1 | Комбинированные урок | Работа с текстом учебника, документами и картами | Знать: - особенности борьбы за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. - этапы объединения земель вокруг Москвы. - причины возвышения Москвы. - выявлять предпосылки объединения русских земель (социально-экономические, социально- политические, культурные); Уметь: - характеризовать этапы объединительного процесса. - анализировать деятельность московских князей (их взаимоотношения с соседними княжествами, с Золотой Ордой, с Литвой). - соотносить процесс объединения русских земель с объединительным процессом, происходившим в западноевропейских государствах, выявлять черты сходства и различия. - Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Дмитрия Донского Знать: - этапы завершения объединения русских земель и образования Российского государства. - свержение золотоордынского ига. - Москва - третий Рим». - роль церкви в государственном строительстве. - особенности образования централизованного государства в России. - рост международного авторитета государства. Уметь: - анализировать статьи Судебника 1497 г.; - проследить процесс закрепощения крестьян. - выявлять причины складывания самодержавной формы государственности в России. - показать взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. - занимать собственную аргументированную позицию по вопросу «Причины складывания деспотической формы Российского государства». | п. 22 в. 3,7 у. п. 23 в. 2,4,5 у. |
10 | Культура Руси в IХ–ХIII вв. Культурное развитие русских земель в ХIV–ХV вв. | 1 | Комбинированный урок Урок обобщения и закрепления материала | Урок-семинар Тестирование | Знать: - христианская культура и языческие традиции. - культура, житие, икона, фреска, миниатюра. - памятники древнерусской культуры (архитектурные, литературные). - основные литературные жанры, раскрывать их содержание - особенности деревянного зодчества, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства. Уметь: - выявлять особенности древнерусской культуры. - определить влияние Византии на культуру Древней Руси. - определять влияние языческой традиции на христианскую культуру Руси. - доказать присутствие языческого элемента в современной культуре. - участвовать в разработке и презентации проекта по теме. Знать: - особенности культурного развития русских земель и княжеств. - влияние внешних факторов на развитие русской культуры. - достижения русской культуры XIV-XV веков. Уметь: -выявлять особенности русской культуры, определять влияние монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига на развитие культуры. - характеризовать достижения культуры. - выявлять основные тенденции развития культуры XIV-XV веков. - участвовать в разработке группового проекта по теме. | п. 17 в. 3,4 у. п. 18 в. 2,3 у. п. 24 в. 3,4 у. Повторение с.201 |
Раздел IV Российское государство во второй половине ХVI – XVII вв. (7 часов) | ||||||||
11 | Правление Ивана Грозного | 1 | Комбинированный урок | Беседа. Работа с документами. | Знать: - особенности установления царской власти. - реформы середины XVI в. - создание органов сословно-представительной монархии. - опричнина: причины, последствия. - основные направления внешней политики Ивана Грозного Уметь: - определять характер политического курса Избранной рады. - характеризовать политику опричнины (причины, этапы, итоги и последствия). - определять основные задачи внешней политики; - проследить взаимосвязь внешнеполитических событий и внутренней жизни страны - характеризовать личность Ивана Грозного, определять влияние личности царя на историко-культурный процесс. - характеризовать политику Федора Ивановича и Бориса Годунова. | п. 25 в. 1 у. Документы. п. 26 в. 3 у. п. 27 в. 2 у. | ||
12 | Смутное время | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция | Знать: - Смутное время, интервенция, семибоярщина. - институт самозванчества. - восстание под руководством - польско-шведская интервенция. - народные ополчения. Уметь: -выявлять предпосылки Смуты (хозяйственный кризис, закрепощение крестьян и ухудшение положения холопов, обострение отношений между группировками служилого сословия, политический кризис, духовный кризис общества). - характеризовать правление Б. Годунова, Лжедмитрия I, В. Шуйского, Лжедмитрия II. - сравнивать первое и второе ополчения, их роль в освобождении Москвы. -определять последствия и историческое значение Смуты. | п. 30 в. 3 у. п. 31 в. 3,5 у. |
13 | Внутренняя политика государства при первых Романовых Внешняя политика России в ХVII в. | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция | Знать: - особенности укрепления центральной власти. - становление абсолютизма. - церковный раскол. Старообрядчество. - рост территории. Уметь: - излагать и характеризовать содержание церковной реформы, реформ центрального и местного управления. - рассмотреть проявление тенденций абсолютизма во внутренней жизни страны. - характеризовать правление Федора Алексеевича, регентство Софьи Алексеевны Знать: - Смоленская война, Русско-польская война 1654-1667 гг., русско-турецкая война, вечный мир, присоединение Сибири Уметь: - называть основные направления внешней политики - определять итоги внешней политики России ХVII в. | п. 32 в. 5,6 у. п. 33 в. 3 у. п. 36 Таблица. п. 37 | ||
14 | Социально-экономическое положение России в ХVII в. | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция | Знать: - мануфактура, всероссийский рынок, самодержавие, государственный феодализм - этапы юридического оформления крепостного права. - новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Уметь: - выявлять основные направления развития страны в начале XVII века (укрепление крепостничества и самодержавия). - характеризовать новые черты в развитии экономики. - проследить черты зарождения буржуазных отношений в России, определить их специфику. - выявить особенности социальной структуры России XVII века | п. 34 в. 4,5,7,9 у. |
15 | Социальные движения ХVII в. | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная работа | Знать: - народные восстания: Соляной бунт, хлебные бунты, Медный бунт. Восстание под руководством С. Т. Разина. Уметь: - излагать в хронологической последовательности события Соляного бунта, восстания под руководством С. Разина. - характеризовать народные движения XVII в. (причины, требования восставших, состав восставших, этапы, причины поражения). - высказывать оценочные суждения о причинах поражения повстанцев. | п. 35 в. 2,4 у. к/к. | ||
16 | Культура и быт конца ХV–ХVI в. Культура и быт России ХVII в. | 1 | Комбинированный урок | Урок-семинар. Работа в группах | Знать: - особенности развития культуры народов России в ХV-ХVI вв. Уметь: - характеризовать достижения культуры. - выявлять основные тенденции развития культуры ХV-ХVI веков. - участвовать в разработке и представлении презентации по теме. Знать: - развитие культуры народов России. - усиление светских элементов в русской культуре. - государство и церковь. Ереси. Уметь: - называть достижения русской культуры, давать им краткую характеристику. - выявлять особенности культурного развития России в XVII в.. - характеризовать достижения русской культуры. - определить влияние церковного раскола на развитие культурного процесса. - участвовать в разработке и презентации группового проекта по теме | п. 28 в. 2 у. п. 29 в. 2 п. п. 39-40 | ||
17 | Россия к началу ХVIII века (от Рюрика до Ивана Грозного) | Повторительно-обобщающий. Контроль. | . Тест. | с.333-334 п.38 Опережающее чтение |
Раздел V. Россия в ХVIII в. (9 часов) | ||||||||
18 | Внешняя политика Петра I | 1 | Урок систематизации и применения знаний | Урок-практикум | Знать: - Северная война. Борьба с Османской империей. Каспийский поход. Уметь: - излагать в хронологической последовательности события Северной войны, Азовских походов, Прутского, Каспийского походов. - определять основные направления и задачи внешней политики Петра I; - характеризовать события внешней политики по Последствия. - определять причинно-следственную взаимосвязь между реформами и внешнеполитическими событиями | п. 41 в. 3,5 у. п. 42 в. 6 п. п. 43 в.4 п. | ||
19 | Внутренняя политика Петра I | 1 | Комбинированные уроки | Работа с текстом учебника | Знать: - экономическое развитие России. Особенности российской промышленности - изменения в социальной сфере. Политика государства в отношении дворянства, «крестьянская» политика. - реформа системы государственного управления Уметь: - излагать содержание реформ Петра I. - выявлять предпосылки реформ, особенности российских мануфактур, политику протекционализма, меркантилизма, - характеризовать реформы Петра I (по методам проведения, по социальным последствиям, по социально-политическому содержанию); - выявить и охарактеризовать особенности российского абсолютизма. - участвовать в обсуждении проблемы «Как сочетались в политике Петра национальная традиция и европейские ценности? Какие противоречия породила эта политика?» | п. 44 в. 7 у. п. 45 в. 6 у. Документы. с.120 з. 1 п. (Таблица) |
20 - 21 | Россия в период дворцовых переворотов | 1 | Комбинированный урок | Урок-проект. Работа с документами | Знать, уметь: - выявлять причины дворцовых переворотов; - характеризовать особенности царствования Екатерины I, Петра П, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III по самостоятельно выбранным критериям; -называть основные события внутренней и внешней политики периода; - разъяснять сущность понятий: дворцовые перевороты, верховники, кондиции, бироновщина. - участвовать в разработке групповых проектов по теме | п. 46 в. 2 у. п. 46 в. 4 у. | ||
22 | Внутренняя политика Екатерины II | 1 | Комбинированный урок | Урок-рассказ. Работа с текстом учебника. | Знать: - «Просвещенный абсолютизм». Усиление крепостничества. Меры «экономического либерализма». - Превращение дворянства в господствующее сословие в ХУШ в. - излагать содержание реформ Екатерины П. - определять задачи и сущность политики «просвещенного абсолютизма»; - проследить преемственность и противоречия реформ Петра I и Екатерины II; - выявлять причины укрепления крепостничества | п. 47 в. 4 п. Документ 1,2 | ||
23 | Внешняя политика Екатерины II | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция | Знать: - основные направления внешней политики: борьба за выход в Черное море, разделы Речи Посполитой. Уметь: - выделять основные итоги внешней политики Екатерины II - прослеживать превращение России в мировую державу | п. 48-49 в. 8 у. | ||
24 | Социально-экономическое положение России в ХVIII в. | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция | Знать: - особенности сохранения крепостничества в условиях модернизации. - особенности российской экономики XVIII в. Уметь: - характеризовать социально-экономическое развитие российской деревни. - выявлять новые черты в развитии сельского хозяйства и промышленного производства. - определять причины непоследовательности политики «экономического либерализма» | п. 51 в. 3 п. в. 4 у. |
25 | Социальные движения ХVIII в. | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная работа с текстом учебника и документами | Знать: - основные движения: астраханское восстание, восстание под руководством К. Булавина, движения работных людей, крестьянская война под руководством Е. Пугачева. Уметь: - показывать на карте районы, затронутые восстанием; - излагать в хронологической последовательности события социальных движений. - выявлять причины народных движений XVIII в., выявлять причинно-следственные связи между народными движениями XVII и XVIII вв.; - характеризовать народные движения XVIII в. (выявлять причины, социальный состав, требования повстанцев, причины поражения, итоги и последствия) | п. 52 в. 1,4,5 у. | ||
26 | Культура, духовная жизнь и быт в ХVIII в. | 1 | Комбинированный уроки | Урок-семинар Тестирование | Знать: - просвещение в России. - культура народов России XVIII в. и ее связи с европейской и мировой культурой. Уметь: - называть достижения русской культуры XVIII в., давать им краткую характеристику. - выявлять особенности культурного развития России в XVIII в.; - характеризовать роль М.В. Ломоносова и его вклад в науку и культуру России. - определить влияние европейских стран - участвовать в разработке и презентации групповых проектов по теме | п. 53 в. 3 у. п. 54 в. 3 у. |
Раздел VI. Россия первой половине ХIХ вв. (6 часов) | ||||||||
27 | Внутренняя политика Александра I. Движение декабристов. | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция с элементами беседы | Знать: - Негласный комитет. - особенности сословной политики (меры в отношении крестьянства). - проекты М. М. Сперанского. Уметь: -характеризовать государственные реформы Александра I; - раскрывать понятие «аракчеевщина». - выявлять причины восстания декабристов. - характеризовать основные направления - иметь и аргументированно высказывать собственную позицию по вопросу об эффективности проводимых реформ. | п. 55 в. 4,5 у. п. 56 в. 3,5 у. п. 59 в.4,6 у. | ||
28 | Внешняя политика Александра I | 1 | Комбинированные уроки | семинар | Знать: - причины, этапы и итоги участия России в наполеоновских войнах. - Войны с Персией, Турцией. - причины, события и итоги Отечественной войны 1812 г., заграничных походов русской армии. - основные решения Венского конгресса. Уметь: - излагать в хронологической последовательности и с использованием карты событий Отечественной войны 1812 г. - определять основные направления внешней политики России первой четверти ХIХ в. - участвовать в разработке группового проекта «Герои Отечественной войны 1812 г.» | п. 57 в. 1,3,5 у. п. 58 в. 3,4 у. к/к. |
29 | Внутренняя политика Николая I Общественно-политические течения | 1 | Комбинированный уроки | Урок-лекция. Самостоятельная работа. Доклады. | Знать: - усиление государственного аппарата и режима личной власти Николая I. - социально-экономическое развитие (крестьянский вопрос, реформа государственной деревни, политика государства в отношении дворянства и купечества, экономическая политика). - «династический кризис»; - выявить влияние декабристского движения на социально-политическое развитие России; - характеризовать деятельность Третьего отделения канцелярии; - теория «официальной народности» С.С. Уварова, знать и объяснять основные идеи. Знать, уметь: - излагать основные идеи общественных движений и взглядов. - давать оценку программе консерваторов. - сравнивать взгляды западников и славянофилов. - объяснять основные положения русского утопического социализма А. И. Герцена. - характеризовать кружок петрашевцев | п. 60 в. 3 у. п. 61 в. 2,3 у. п. 62 в.4,7 у. | ||
30 | Внешняя политика Николая I | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция | Знать: - основные особенности восточного направления во внешней политике России. - Кавказская война, крымская война. Уметь: - излагать в хронологической последовательности и с использованием карты события Крымской войны. - рассмотреть понятие «восточный вопрос» и определить его влияние на внешнеполитический курс России в XIX в. - определить причины, подготовку к войне, цели и планы сторон, ход военных действий, причины поражения, итоги и последствия войны | п. 63 в. 4,5 у. |
31 | Культура России первой половины ХIХ в. | 1 | Комбинированный урок | Урок-семинар | Знать: - особенности развития Российской культуры первой половины ХIХ в. - обращение к национальным истокам. Уметь: - называть и давать оценку достижениям русской культуры первой половины XIX в. - выявлять особенности культурного развития России в первой половине XIX в. - определять влияние Отечественной войны 1812 г., движения декабристов, либеральных реформ на развитие российской культуры. - участвовать в разработке и презентации групповых проектов по теме | п. 64 п. 65 в. 1,5 у. п. 66 в. 1,2 у. | ||||||
32 | Россия в первой половине ХIХ в. | 1 | Урок применения и обобщения знаний. | Контроль | с.221-222 | |||||||
Раздел VII | ||||||||||||
Т е м а 1. Россия в эпоху правления Александра II. (4 часа) | ||||||||||||
33 | Внутренняя политика Александра II. Либеральные реформы 60-70-х гг. | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция | Понятия: либеральные реформы, отмена крепостного права, аграрный вопрос в середине XIX в Знать: - особенности социально-экономического развития России. - реформы 60-70-х гг., их экономические и социальные последствия. Уметь: - излагать содержание либеральных реформ Александра II. - выявить факторы, определившие реформаторский курс Александра II; - определить причины, ход реформ; - высказывать оценочные суждения о необходимости отмены крепостного права и широкомасштабного реформирования России. | п. 68 в. 3 у. п. 69 в. 4 у. п. 70 в. 4 п. п. 71 в. 2 у. |
34 | Социально-экономическое развитие России в пореформенные годы | 1 | Комбинированный урок | Урок-дискуссия | Знать: - особенности развития капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. - сохранение остатков крепостничества и их виляние на социально-экономическое развитие страны. - модернизационные процессы - социальная структура общества Уметь: - выявить экономические и социально-политические изменения в России после реформ - высказывать оценочные суждения об уровне социально-экономического развития государства, о степени отставания от европейских государств. | п. 74 в. 3 п. в. 5 у. п. 75 в. 3,4 у. | ||
35 | Общественно-политическое движение в 60-70-е гг. | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция | Знать, уметь: - излагать основные идеи общественных движений и взглядов. - давать оценку народническому движению, основным взглядам; - консерваторы, либералы и радикалы в пореформенный период. - характеризовать деятельность революционных обществ и движения народников. | п. 76 в. 5,6 у. п. 77 в. 2,4,5 у. | ||
36 | Внешняя политика Александра II | 1 | Комбинированные уроки | Урок-лекция Урок-лекция | Знать: - основные направления и достижения внешней политики. - особенности международного положения России после Крымской войны - ««Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Уметь: - излагать в хронологической последовательности и характеризовать (причины, повод, ход, итоги) русско-турецкую войну 1877-1878 гг. - характеризовать договоры с Китаем и процесс присоединения Средней Азии. | п. 72 в. 2,5 у. п. 73 в. 4 п. |
Т е м а 2. Внутренняя и внешняя политика Александра III (3 часа) | ||||||||
37 | Внутренняя и внешняя политика Александра III | 1 | Комбинированные уроки | Урок-лекция Урок-лекция | Знать: - события внутренней политики Александра III (контрреформы, деятельность в сфере образования и печати). - основные направления и достижения внешней политики Уметь: - объяснять причины контрреформ, высказывать оценочные суждения | п. 78 в. 4,5 у. п. 84 в. 4 у. | ||
38 | Российский монополистический капитализм и его особенности. Реформы С.Ю. Витте. | 1 | Урок изучения нового материала | Урок- лекция | - Понятия: : геополитика, модернизация, индустриальное общество, монополия, многоукладный характер экономики, самодержавие, класс, сословие. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы - характеризовать особенности российского варианта модернизации; объяснять роль государства в экономической жизни страны. - устанавливать причинно-следственные связи между территориальной характеристикой государства и его внутренней и внешней политикой; - знать систему управления Российской империи, объяснять функции и полномочия всех органов власти; - Охарактеризовать реформы С. Ю. Витте, определять, насколько они повлияли на промышленное развитие страны - характеризовать нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. | п. 79 в. 2 у. в. 4 п. | ||
39 | Общественно-политическое движение в 80-90-е гг. | 1 | Комбинированный урок | Урок-лекция | Знать, уметь: - излагать основные идеи общественных движений и взглядов. - давать оценку народническому движению, основным взглядам; - консерваторы, либералы и радикалы в пореформенный период. - характеризовать деятельность революционных обществ и движения народников. | п. 80 в. 4,6 у. |
Т е м а 3. Духовная жизнь (2 часа) | ||||||||||||
40 - 41 | Духовная жизнь российского общества во второй половине ХIХ в. | 2 | Комбинированный урок | Урок-семинар | Знать: - Научные достижения и открытия российских ученых, особенности развития Российской культуры второй половины ХIХ в. Уметь: - называть и давать оценку достижениям русской культуры второй половины XIX в, характеризовать развитие системы образования, выявлять особенности культурного развития России во второй половине XIX в. - определять влияние реформ и контрреформ на развитие российской культуры. - участвовать в разработке и презентации групповых проектов по теме | п. 81 в. 4 п. п. 82 в. 1,3 у. п. 83 в. 3 у. | ||||||
Итоговое повторение. (3 часа) | ||||||||||||
42 | Россия в Новое время | 1 | Урок применения и обобщения знаний. | Контроль | с.335-336 | |||||||
43 - 44 | Итоговое повторение курса «Россия с древнейших времен до конца ХIХ века.» | 2 | Урок обобщения и закрепления знаний | Итоговое тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по истории России 7 класс
учебник: Данилов А.А., Косулина...
Календарно-тематическое планирование по истории России. 7 класс
Календарно - тематическое планирование по истории России. 7 класс...
Календарно-тематическое планирование по истории России 10 класс (коррекционная школа)
Курс "История Отечества" для 10 классов решает следующие задачи:- воспитание патриотизма, гражданственности. уважения к истории и традициям нашей Родины;- освоение знаний о важнейших событиях отечеств...
Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008...
Календарно-тематическое планирование по истории России и Всеобщей истории
Календарно-тематическое планирование по истории России и Всеобщей истории 10 кл....
Календарно-тематическое планирование по истории России и Всеобщей истории XX- начало XXI века в 11 классе по учебникам О.В.Волобуева, С.В.Кулешова; О.В.Волобуева, М.В.Пономарёва
Календарно- тематическое планирование для интегрированного курса изучения истории...
Календарно-тематическое планирование по Истории России и Всеобщей истории для 7-9 классов общеобразовательной школы
Календарно-тематическое планирование по Истории России и Всеобщей истории для 7-9 классов общеобразовательной школы позволит начинающему педагогу освоить непростое искусство планирования своей учитель...