Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание в школе – нравственная основа жизнеспособности государства»
статья по истории

Целью патриотического воспитания в школе является формирование патриотических чувств у обучающихся, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_grazhdansko-patr._vospitanie.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Гражданско-патриотическое воспитание  в школе – нравственная основа жизнеспособности государства»

Работу выполнила Киселева Л. А.,

учитель истории и обществознания

ГБОУ школа № 464

Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Сегодня проблема воспитания патриотизма, наряду с другими приоритетными направлениями для решения проблем воспитания, находит отражение в стратегических документах Российской Федерации в области образования. Социальный заказ на воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны не случаен.

Гражданско-патриотическое воспитание является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству.

 Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

В настоящее время Россия столкнулась с внешней угрозой глобального характера, которая не проявляется открыто в форме войны, агрессии, поэтому не осознается нами во всей своей глубине.

В течение продолжительного времени нам активно навязываются стереотипы западной идеологии и общественной психологии под маской духовной свободы: индивидуализм, жесткое имущественное расслоение вместо социального равенства, эгоизм вместо коллективизма, прагматизм вместо духовности, жажда наживы вместо трудового заработка, агрессивная предприимчивость вместо трудовой активности, развлекательная «массовая культура » вместо художественной классики, культ насилия вместо любви и дружбы.

        В такое время особенно важно воспитание чувства патриотизма – любви к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству. В этой связи не следует забывать, о чем говорил Владимир Мономах перед удельными русскими князьями на съезде в Любече в 1097 г.: «Пошто губим русскую землю, сами же себе делая котору, половцы землю нашу несут розну и радуются, когда между нами встает рать. Будем едины сердцем и соблюдем Русскую землю». «Соблюсти» - это не только сохранение территориальной целостности и  национального единства, но и высокой духовности. Монах Нестор, составитель «Повести временных лет», в далекие от нас времена видел необходимость патриотических чувств у соплеменников. Такие чувства воспитываются и прививаются с самых ранних лет, так как  патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на протяжение многовековой Российской истории рассматриваются постоянно.

Понятие «патриотизм» многогранно. Это – нравственный и политический принцип, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать. Это - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость родины. Это -

духовное явление, которое имеет большую устойчивость, долго сохраняется в народе. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Не лишены этого высокого чувства и духовного начала русские люди. Россия – это государство с многовековой историей, традициями, а русский патриотизм имеет глубокие корни. У россиян, как у евроазиатского народа, в сознании и менталитете общественное всегда было приоритетным над личностным, положение и роль личности в российской истории всегда подчинялись той цели, которая на данном историческом этапе выступает идеалом сплочения нации.

        Таким образом, патриотизм в России в течение долгого времени понимался как готовность поступиться личными интересами на благо Отечества, безграничная вера в мощь российского государства и власти, самоотверженность. Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства в соответствии с традициями было характерно для России на протяжении веков.

Для государства патриотизм чаще всего выступает частью идеологии, для общества – частью образа жизни, для личности – смыслом жизни. Патриотизм – это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа. Как правило, патриотизм носит скрытый характер. Он обнаруживается ярко в экстремальных ситуациях. Но педагоги уже сейчас видят предпосылки патриотизма: привязанность человека к месту жительства, гордость за успехи Отечества и озабоченность его неудачами, участие в актах на благо Родины, готовность стать на ее защиту. Патриотизм становится истоком трудолюбия, самоотверженности, мужества, доблести, подвига, доброты к людям, нетерпимость к злу, грозящему гибелью Родине.

Патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом.

Значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.

С каждым днем утрачивается связь поколения, очень мало осталось в живых героев Великой Отечественной войне, молодежь очень часто не владеет информацией по теме, сложная ситуация в мире сбивает с толку неокрепших психически молодых людей, которые впитывают порой неверные сведения. Отсюда возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который отстоял страну и подарил нам счастливую жизнь.

Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.

Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них правильного ценностного отношения к явлениям и фактам прошлого и настоящего. Это можно сделать посредством чтения книг о войне, встрече с живыми людьми, посещением мест сражений, музеев. Еще живы ветераны, еще не все окопы заросли, еще хранятся в семьях военные фотографии, еще трепетны и священны для многих  слова «Великая Отечественная», «Победа».  Идут года и со временем этот праздник останется, но классическая торжественность придадут ему окраску вечности. А пока еще возможно прикоснуться к живой истории, ощутить связь поколений. И кому как не учителям, не школе, полноценно и полномасштабно использовать утекающую в прошлое историю, воспитывая на примере реальных судеб, рассказов, предметов, исторических мест и экспонатов подрастающее поколение в духе патриотизма и гражданственности. Наша задача сделать все, чтобы они знали и помнили то, что было сделано защитниками нашей Родины.

Целью патриотического воспитания в нашей школе является формирование патриотических чувств у обучающихся, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности.
Достижение указанных целей осуществляется через решение следующих задач:

– воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности родине, готовности к служению Отечеству и его защите на материалах истории, традициях своего народа, краеведения и жизни знаменитых земляков;

– воспитание чувства любви к Отечеству - Российской Федерации и ее многонациональному народу;

– привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой символики и исторических святынь Отечества;

– воспитание уважения к Российской Армии и Флоту.

Деятельность школы по патриотическому воспитанию складывается из нескольких компонентов. В первую очередь – это общеразвивающий компонент, который включает знание и понимание образа России, ее места в мировом контексте, устройства страны, культурного и научного наследия России, ориентацию в системе морально-нравственных норм и ценностей. Второй компонент – включает в себя практическую деятельность. Третий –интегрирующий компонент, подразумевающий инициативное участие школьников в общественной жизни, способность к самостоятельному социальному действию. Каждый из этих компонентов успешно реализуется в школе.

Именно с таких позиций и рассматривается воспитание патриотических чувств у учащихся нашей школы. Отмечать великие даты истории России социально-значимыми мероприятиями, которые несут в себе глубокий воспитательный смысл, стало традицией школы. Эти мероприятия призваны содействовать развитию патриотического сознания наших детей, привлечению внимания к духовным ценностям Отечества, его святыням, общему героическому прошлому нашего народа. Много надо делать для того, чтобы наследники победы были достойными памяти своих предков: гордились, чтили, были верными и преданными памяти, поддерживали своей гражданской позицией мир на земле и небесный свод нашей веры, надежды и любви. Забыть – значит предать! Нацию сплачивают не только общие исторические корни, но и память о великих испытаниях, выпавших на долю страны и на плечи её народа. Героические события внушают гордость, ощущение общности и причастности к великим делам предков – это основа национального сознания. Заслугой нашего народа, которой он гордится и которая выделяет его среди других народов, поднимают его на духовную высоту – победа над фашизмом!

В современном мире победу важно не только завоевать, но и постоянно… защищать. 9 мая 1945 года человечество праздновало окончание Великой Отечественной войны. Тогда ни у кого не вызывало сомнения, что фашизм был разбит по большей части советскими войсками, советским народом, оказавшими беспримерное мужество, невиданное ранее духовную стойкость и способность не только к выживанию в сверхтяжёлых условиях, но и своей устремлённостью только на победу, победу одну на всех. Был совершён исторический подвиг перед Европой, перед народами всего мира. Вся планета рукоплескала героизму советского солдата. А ныне мы должны подтверждать прописные истины.

Наша молодежь во все времена несла и несет особую ответственность за сохранение и продолжение традиций общества, за преемственность его истории и культуры, за будущее своей страны. В период подготовки и празднования славной даты 70-летия  Победы советского народа в Великой Отечественной войне гражданско-патриотическое воспитание приобрело особую актуальность. Необходимо было организовать работу так, чтобы приближающийся праздник оставил неизгладимое впечатление в сознании школьников, чтобы память о наших дедах, их подвиге во имя Отчизны, во имя нашего мирного неба никогда не иссякла.

Мы должны сделать всё, чтобы носителями исторической доблестной памяти навсегда ушедших соотечественниках стало молодое поколение. Прошлое надо помнить. Единственной мерой времени является память, которую просто необходимо передавать по наследству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Текст выступления на школьном мероприятии "День открытых дверей в МОУ Овчинниковская СОШ"...

Обобщение опыта работы по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях кадетской школы-интернат»

 В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. Сейч...

«Патриотизм как нравственная основа жизнеспособности государства»

«Все может родная земля:Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.Вот только защитить сама себя не может: Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кт...

Выступление на семинаре по теме "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках информатики"

В статье рассматриваются формы и методы работы по формированию гражданско-патриотического сознания учащихся...

Доклад на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников: традиции и инновация".

Гражданско - патриотическое воспитание школьников: традиции и инновация....