Олимпийские игры в древности.
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Интегрированный урок (история + математика). Усащимся 5 класса дана возможность получить новые знания о первых олимпийских играх, "поучаствовать" в соревновании - пятиборье и в занимательной форме закрепить умение выполнять вычитание и сложение сменшанных чисел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка интегрированного урока по истории и математике | 45.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок в 5 классе
история и математика
Тема урока: Олимпийские игры в древности.
Тип урока: изучения нового исторического материала и закрепления математического навыка.
Используемые технологии: интегрированного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие.
Цель урока: 1.Познакомить обучающихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями.
2.Продолжить формирование умений работать с учебными иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ.
3.Совершенствовать умения выполнять сложение и вычитание смешенных чисел.
4.Пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким-либо
видом спорта.
Учебное
оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V века н.э)», презентация,
На доске: тема урока, дата 776 г. до н.э., новые слова: Атлет, Милон, Феаген, Полидам, пятиборье, ипподром.
Ход урока
- Организационный момент.
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
- А нам сегодня на уроке с вами скучать не придется.
II.Актуализация опорных знаний обучающихся по теме «Основание греческих колоний» и «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Игра «Крестики – нолики» (слайд №1)
- 1.греки основывали колонии на побережье Средиземного и Чёрного морей +
- 2.угроза долгового рабства – это одна из причин массового отъезда греков в колонии +
- 3.греки, жившие в Афинах, Спарте, колониях, называли себя эллинами +
- 4.Оливковое масло, вазы – это товары, которые греки вывозили из колоний -
- 5.греческие колонии становились самостоятельными государствами +
- 6.цари «заставляли» греков покидать свою Родину -
- 7.греки, жившие в Спарте, Афинах, говорили на одном языке и пользовались одним алфавитом +
- 8.Элладу покидали только бедные греки по причине голода –
- 9.эллины негреческое население называли «невежественные варвары» +
Устный счёт – определение темы урока (слайд №2)
- Прочитайте дроби.
И И К О С Л Е И П М Й
- На какие группы можно разделить эти дроби.
- Прочитайте неправильные дроби.
- Какие дроби называются неправильные.
- Назовите среди дробей ту, которая обозначает половину целого.
Приведите еще пять таких примеров.
- Расположив дроби в порядке возрастания, вы сможете прочитать тему урока.
(Олимпийские игры).
- Изучение новой темы.
План урока:
1.Общие сведения об Олимпийских играх.
2.Участники и зрители Олимпийских игр.
3.Порядок проведения и виды состязаний.
- Общие сведения об Олимпийских играх.
Рассматривается карта «Древняя Греция» (Карта – (слайд №4)).
Олимпийские игры зародились в Древней Греции (учащиеся находят расположенный в Южной Греции городок Олимпию (не путать с горой Олимп на севере страны, где согласно мифам жили боги!). Знаменитые игры проводились один раз в четыре года в Олимпии - отсюда их название. Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н. э.
В память о древних Олимпийских играх в наши дни устраиваются спортивные состязания. Они также называются Олимпийскими играми, но проводятся не в Олимпии, а в разных городах мира (в том числе в 1980 г. в Москве).
Для любознательных:
Годом 1 Олимпиады стал 1896 – й год. С тех пор каждые четыре года по планете пробегает огонь, зажжённый на древнем алтаре Олимпии.
Чтобы связать две цивилизации – эллинскую и нынешнюю, местом проведения Игр 1 Олимпиады современности были выбраны Афины – столица Греции.
В Греции, или, как ее называли сами греки, Элладе, было много самостоятельных государств — полисов. Часто между ними происходили войны. Но в год Олимпийских игр объявлялся священный мир, дороги становились совершенно безопасными. Даже греческие пираты прекращали нападать на корабли, грабить и захватывать людей. Все спешили в Олимпию... Надев дорожные шляпы и взяв в руки палки, греки покидали на время свои города: они шли пешком, или ехали на повозках, или плыли на кораблях. Приходили, приезжали, приплывали отовсюду - изо всех уголков балканской Греции, с островов Эгейского моря, из греческих городов Малой Азии, даже из самых отдаленных колоний. Это был любимый праздник всех эллинов, он заставлял их вспомнить, что все они принадлежат к одному народу, говорят на одном языке, веруют в одних богов. Что же они могли увидеть в Олимпии?»
Рассматривается рисунок «Олимпия» (слайд №5,6): по одному из преданий, именно Зевс учредил Олимпийские игры, поэтому здесь, в этом городе, и был возведен главный храм Зевса. Великолепный, украшенный колоннами, он производил сильное впечатление. В наши дни тысячи людей из всех стран мира приезжают в Олимпию, чтобы побывать в местах самых известных в древности состязаний, полюбоваться развалинами храма Зевса и других сооружений.
- Участники и зрители Олимпийских игр.
В играх могли участвовать свободные греки, граждане того или иного полиса: знатные и незнатные, богатые и бедные. Но существовало одно условие: десять месяцев перед играми нужно было тренироваться в родном городе, а потом ровно за месяц до открытия игр прибыть в Элиду (область, где расположена Олимпия) и ещё там тренироваться этот последний месяц.
- -Почему обычно участниками игр становились зажиточные или богатые люди?
(Жившие своим трудом крестьяне и ремесленни
ки не могли столько времени уделять тренировкам: земледельцы
должны были работать в оливковых садах, на виноградниках и
полях, гончары — делать посуду и т. д.)
Женщинам запрещено было присутствовать на Олимпийских играх даже в качестве зрителей. В истории игр произошёл один случай, когда одна смелая гречанка, переодевшись в мужскую одежду, всё же проникла в Олимпию.
- Порядок проведения и виды состязаний.
Олимпийские игры проходили летом и продолжались 5 дней (слайд №7)
Рисунок «Древнегреческий стадион». (слайд №8)
- -определите особенности первых стадионов?
Большинство состязаний проходило на стадионе, который имел продолговатую форму. С одной стороны он примыкал к подножию холма, с других сторон делались земляные насыпи. Мест для сидения первоначально не было. Зрители стояли, сидели или лежали на склонах холма и на насыпях. Позже стали устраивать места с проходами. Плату за посещение стадиона не брали.
Места зрители занимали с ночи. Однажды какой-то старик опоздал и никак не мог найти себе место. Казалось, никто не замечал его. Но вот он приблизился к той части стадиона, где галдели спартанцы. Все они дружно встали, чтобы уступить место пожилому человеку. И тут здесь стадион стал хлопать в ладоши, одобряя поступок спартанцев. Старик же произнес: «Все эллины знают правила приличия, но следуют им только спартанцы».
С первыми лучами солнца раздавался звук трубы, на стадион выходили судьи в пурпурных плащах и с венками на голове. За ними шли атлеты из всех городов Греции. Зрители приветствовали их громкими криками и рукоплесканиями. Многие состязания устраивались под музыку.
ФИЗМИНУТКА
Участники Олимпийских игр назывались атлетами. В состязания атлетов входило пять видов состязаний – пятиборье. (слайд № 9)
Состязания между обучающимися.
БЕГУНЫ (слайд №10)
Атлеты выступали обнаженными. Встав на дорожке друг подле друга, они ждали сигнала. Того, кто, не дождавшись, раньше времени срывался с места, судья больно бил хлыстом.
Для любознательных:
Самая короткая дистанция в беге равна 192 метра
- Решение задачи на движение.
Один атлет стал догонять другого, когда расстояние между ними было 1 км 80 м. Первый атлет бежал со скоростью 170 м/мин, а другой - со скоростью 80 м/мин. Через сколько минут первый участник догонит второго?
ПРЫЖКИ В ДЛИНУ (слайд №11)
Атлеты для усиления толчка использовались каменными или свинцовыми гантелями. В момент отталкивания прыгун выбрасывал вперёд резким движением руки, в которых были зажаты гантели: это будто бы помогало прыгнуть на большее расстояние.
- Математическое задание.
Графический диктант
Ответ «да» соответствует _, ответ «нет» - ∆.
Ключ: ⎯ ∆ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ∆ ⎯
МЕТАНИЯ ДИСКА (слайд №12)
Диски были каменными или бронзовыми.
В следующем задании давайте узнаем сколько весил самый большой диск? (5 кг.)
- Математическое задание.
Найдите значение выражения, найдите ответ в таблице и закрасьте его в кружок.
13 | ||||
8 | 17 | |||
4 | 7 | 25 |
МЕТАНИЯ КОПЬЯ (слайд №13)
- Математическое задание.
Соедини линиями выражения, соответствующие друг другу.
| |
| |
2 | |
3 |
|
БОРЬБА (слайд №14)
Борьба была любимым состязанием. Для победы требовалось, чтобы побеждённый трижды коснулся земли обеими лопатками.
- Математическое задание.
Сравните числа, объясняя друг другу.
Сообщения обучающихся о Милоне, Феагене, Полидаме.
БЕГА НА ИППОДРОМЕ (слайд № 16,17)
Колесницы делали 12 кругов – около 13 км.
- Закрепление изученного на уроке.
1.Как часто проводились Олимпийские игры? Сколько дней продолжались?
2.Кто мог участвовать в Олимпийских играх? Кому было запрещено?
3.Какие существовали обязательные условия подготовки к Олимпийским играм для каждого атлета?
4.Какие виды состязаний вы запомнили?
5.Почему участники и зрители Олимпийских игр могли не бояться того, что будут убиты или захвачены в плен на пути в Олимпию?
Решите задачу: незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет появляться на Олимпийских играх. Чем это можно объяснить? Сколько Олимпийских игр спартанцам пришлось пропустить?
Ответ:
А) во время Игр нельзя было воевать, они нарушили это правило.
Б) 20 лет : 4 года = 5 лет (спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх.)
- Подведение итогов.
Обучающийся, решивший правильно задачу, награждается «оливковым венком». Остальные «участники» Олимпийских игр – медали «Участнику Олимпийских игр 2012».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Олимпийские игры в древности"
Предлагаемый вариант проведения урока позволит преподавателю более наглядно и интересно познакомить учащихся с историей Олимпийских игр. Организация образовательного процесса на основе медиаобразовате...
Конспект урока "Олимпийские игры в древности"
Урок по истории Древней Греции в 5 классе...
Урок по теме "Олимпийский игры в древности"
Урок по истории Древнего мира (раздел Древняя Греция) ...
Олимпийские игры в древности
Бинарный урок (история + Физическая культура)Цели урока:Обучающие: Познакомить учащихся с историей олимпийских игр, первыми спортивными традициями.Развивающие: Продолжить формирование умений работать ...
Открытый урок Олимпийские игры в древности
Олимпийские игры в древности...
Интеллектуальная игра "Знатоки" (олимпийские игры в древности и современности)
Всё внимание россиян приковано к городу Сочи, и неслучайно, ведь в 2014году в этом замечательном городе состоятся летние Олимпийские игры. Нельзя оставаться в стор...
Игра "Олимпийские игры в древности"
Игра может быть использована на уроке "Олимпийские игры" в 5 классе. Она создана по принципу выбора категории вопроса и его номера. В содержание включены вопросы не только по истории игр, но и материа...