Образование Древнерусского государства
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Тема урока: Образование Древнерусского государства
Цель урока: Познакомить учащихся с важнейшими открытиями и
достижениями Финикийцев в области культуры.
Продолжить формирование умений правильно пока-
зывать на карте исторические объекты, читать не-
сложные карты и картосхемы с опорой на их легенду,
самостоятельно строить рассказ на основе источни-
ков знаний.
Учебное
Оборудование: Карта «Средиземноморья и мира», контурные карты,
Атлас, учебник, медиапроектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме:
«Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
1.Групповая работа с учащимися с учетом дифференцированного подхода. Учащиеся делятся на четыре равные команды, выбирается капитан от каждой из команд. Готовность команд определяется опорным сигналом (зеленый флажок).
Первая команда работает по карточкам и с помощью правильных ответов капитан составляет развернутый ответ на вопрос « О чем рассказывают законы Хаммурапи?»
К.№1 1.Какие природные явления происходили с реками в странах Двуречья? 2. Кем был Хаммурапи? |
К.№3 1.Какие классы существовали в Древнем Вавилоне? 2. Какие занятия были у жителей Древнего Вавилона? |
К.№4 1.Какое самое распространенное наказание было прописано в законах за преступление? 2. Чем прославился Хаммурапи? |
К.№2 1.Какое отношение в законах было к рабам и свободным гражданам в Древнем Вавилоне? 2.Где были высечены законы Царя Хаммурапи? |
Подготовь развернутый ответ на вопрос « О чем рассказывают законы Хаммурапи?» __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Примерный ответ учащегося:
Хаммурапи был самым могущественным и знаменитым царем Вавилона. Он прославился своими законами, которые были высечены на большом столбе из твердого черного камня. Прочитав их, ученые выяснили, что в Древнем Вавилоне существовали рабовладельцы, рабы, ремесленники и крестьяне. Они умели обрабатывать землю, разводить сады, выращивать пшеницу, стоить дома, плотину, шить одежду, обрабатывать кожу, торговать. За совершение преступления – наказание смерть. Рабы не имели никаких прав, существовали наравне с вещами. Законы защищали права подданных самого Хаммурапи.
Вторая команда работает с тестами по заданной теме, капитан подводит итог по решению теста
Тест по теме « Древнее Двуречье. Законы Хаммурапи».
1. Выберите правильный ответ.
Древнее Двуречье – это страна находившаяся:
А) на северо-восточных границах Египта между реками Тигр и Евфрат
Б) в нескольких сотнях километров к северо-востоку от Египта между реками Тигр и Евфрат
В) в нескольких сотнях километрах от Египта между реками Нил и Тигр
2. Назовите понятие, которому соответствует данное определение.
Письменность, возникшая в Древнем Двуречье:
А) иероглифы
Б) буквы
В) клинопись
3. Приведите в соответствие:
А) богиня плодородия и любви в Древнем Двуречье 1) Иштар
Б) бог солнца, вручивший царю Хаммурапи жезл - 2)Вавилон
знак власти над людьми
в) город, победивший в борьбе за господство 3)Шамаш
в Двуречье
4. Восстановите последовательность событий:
А) основание городов Ур и Урук
Б) законы царя Хаммурапи
В) возвышение Вавилона
5. Определите принцип, который лежал в основе правила, установленного законами Хаммурапи.
Преступник должен был быть наказан так, чтобы он испытал то, что причинил своей жертве:
А) « око за око, зуб за зуб»
Б) « царские законы – воля богов»
В) « царь получает власть от богов»
Ответы на тест по теме « Древнее Двуречье. Законы Хаммурапи».
1.- б
2.- в
3.- а-1; б-3; в-2
4.-а, в, б
5.- а
Третья команда работает по контурной карте.
Задание: 1. Отметьте на карте границы Вавилонского царства при Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.)
2.Подпишите крупнейшие города Вавилонского царства 3-го тысячелетия до н.э. ( Ур, Урук, Киш, Лагаш).
Четвертая команда работа с историческим документом.
Из законов Хаммурапи:
Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен.
Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.
Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.
Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.
Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз
Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода затопила соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.
1. Подумайте, почему за кражу вещи, скотины и раба наказывали одинаково ?
2. Что означает выражение «око за око, зуб за зуб»?
3. Почему царь защищает земледельцев, пострадавших от нерадивости соседа?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Подведение итогов работ команд. Выставление оценок.
III. Переход к изучению новой темы.
Торговые пути из Двуречья выходили к государству с красивым названием Финикия. Жители его были замечательными мастерами, мореплаватели бороздили просторы морей и океанов. Поэтому сегодня на уроке мы продолжим путешествие по Западной Азии и из Вавилонского царства мы попадаем в Финикию.
IV. Изучение новой темы презентация с элементами практических заданий.
1 слайд - Тема урока: « Финикийские мореплаватели». Сообщение о истории происхождения названия «Финикии»
( энциклопедия)
2 слайд – Описание географического положения Финикии, рельефа местности, название крупных городов
3 слайд – Основные занятия финикийцев – выращивание винограда и производство из него вина, а так же выращивание оливок, из которых они выдавливали душистое масло.
4 слайд – Славилась Финикия и строительным лесом, из которого они строили свои быстроходный корабли. Вдоль бортов сидели прикованные цепями к скамьям гребцы-рабы.
5 слайд – В финикийских городах было много искусных ремесленников, изготовлявших украшения из серебра, золота и слоновой кости. Здесь было изобретено стекло, а так же пурпурная краска для ткани, которая не линяла и не выгорала.
6 слайд – Удобное положение Финикии (сюда выходили торговые пути из Двуречья), строительство быстроходных кораблей, искусные изделия из различных материалов – все это способствовало развитию торговли Финикии с другими странами. Но при любом удобном случае финикийцы занимались разбойничеством.
7 слайд – там где финикийцы бывали часто они основывали свои поселения – колонии, перечисляем их по карте (обозначение красными точками)
8 слайд – в Финикии около трех тысяч лет назад придумали простое письмо, каждый значок обозначал букву (см. с. 73), их было всего 22, но не было гласных букв, поэтому читать было крайне тяжело.
Элемент практического задания: Ребята, до нашего времени дошло несколько свитков, попробуйте прочитать, что же на них написано.
Каждой команде выдается по свитку, при помощи опорного сигнала (карточка зеленого цвета) ученики говорят зашифрованные слова.
Вывод: От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука!
9 слайд – Закрепление изученного материала. Давайте вместе заполним пробелы в тексте:
* На восточном побережье Средиземного моря находилась страна Финикия
* Финикия располагалась в горах и на возвышенной местности
* Финикийцы сажали виноград и оливковые деревья
* Также финикийцы строили корабли и занимались мореплаванием и торговлей , а иногда даже и разбойничеством
* Самыми крупными городами финикийцев были Библ, Сидон, Тир
* В Финикии изобрели Стекло и буквы
* Там где финикийцы останавливались часто были основаны поселения которые назывались колониями.
Элемент практического задания:У каждого на столе лежит атлас и контурная карта – пожалуйста, отметьте на контурной карте границы Финикии, Финикийские колонии и важнейшие морские торговые пути финикийцев.
V. Итог урока Сегодня на уроке мы узнали все о Финикии: ее географическое месторасположение, рельеф местности, основные занятия финикийцев, а главное мы узнали, что благодаря созданию простого финикийского алфавита и греческого произошли все алфавиты мира, в том числе и тот которым мы с вами сей час пользуемся!
Домашнее задание: &15 (пересказ), подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие открытия были сделаны финикийцами».
*Опережающее задание 2 чел- подготовить пословицы и поговорки Древнего Востока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finikiyskie.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На восточном побережье Средиземного моря располагалась Финикия Самые крупные города финикийцев- Библ, Сидон , Тир
Финикия располагалась в горах и возвышенностях, крупных рек и долин с плодородными почвами не было. Основное занятие – сажали виноград и рощи из оливковых деревьев.
Финикийцы строили быстроходные корабли, они были прекрасными мореплавателями
Финикийцы изготовляли украшения из золота и серебра, слоновой кости. Они изобрели прозрачное стекло, делали из него маски
Финикийцы путешествовали на кораблях, занимались торговлей и обменом, но иногда и разбойничали
В тех краях, где финикийцы бывали, они стали основывать свои поселения- КОЛОНИИ В 9-м веке до н.э. был основан город Карфаген, который впоследствии стал главным городом крупного государства
В Финикии около 3 тыс. лет назад придумали простое письмо, каждый значок соответствовал звуку и был БУКВОЙ (всего 22), но без гласных букв, поэтому читать было сложно! От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука!
Давайте вместе заполним пропуски: * На восточном побережье Средиземного моря находилась страна ___________________________ * Финикия располагалась ______________ местности * Финикийцы сажали ____________ и ______________ * Также финикийцы строили ____________ и занимались _______, а иногда даже и ___________ * Самыми крупными городами финикийцев были _____ * В Финикии изобрели ___________________________ * Там где финикийцы останавливались часто были основаны ___________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование Древнерусского государства. Первые князья.
Презентация, сопровождающая уроки по теме Древнерусское государство в IX - X вв. (от Рюрика до Ольги)...
Образование Древнерусского государства
Цели урока:определение места предков славян среди индоевропейцев; выявление факторов, существенно повлиявших на судьбы восточных славян. Анализ проблемы этногенеза восточных славян; характеристи...
образование древнерусского государства
данный урок представлен в форме презентации....
Конспект и презентация к уроку "образование древнерусского государства
Материал может быть использован на уроках истории в 6 и 10 классах....
Конспект урока по теме "Образование Древнерусского государства"
Подробный конспект урока. К уроку имеется презентация с картами и небоходимыми понятиями и датами. Презентация занимает 8 Мб, поэтому на сайте невозможно ее разместить. Всем кому небоходима презентаци...
Образование Древнерусского государства
Этапы образования государства. Структура государства. Теории образования государства....
Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян
Дата проведения:________Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славянЦели урока:- образовательная: выяснить причины и факторы возникновения р...