Конспект и презентация к уроку "образование древнерусского государства
план-конспект урока (история, 6 класс) по теме
Материал может быть использован на уроках истории в 6 и 10 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_istorii.doc | 37 КБ |
predposylki_obrazovaniya_drevnerusskogo_gogsudarstva.ppt | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК 4
Тема: Предпосылки возникновения государства у восточных славян.
Цели урока: 1. выяснить причины и факторы возникновения русской государственности восточных славян
2. охарактеризовать главные особенности занятий, общественного строя и быта древних славян.
3. развивать умение работать с историческими документами, анализировать исторические события, делать выводы.
4. воспитывать интерес к истории, чуство ответственности за сохранение
исторических традиций.
Оборудование:
- Сахаров, Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVII вв. М.: Просвещение, 2005.
- Учебный диск «Отечественная история», компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- Раздаточный материал: «исторический документ «Повесть временных лет»
Ход урока
1.организационный момент.
2. вступительная беседа.
К 7-9 векам нашей эры наши предки славяне заселили значительную часть великой Русской равнины, доходя на севере почти до Финского залива, а на юге – до Черного моря.
Сегодня на уроке мы должны с вами выяснить, сложились ли у славян условия для создания Древнерусского государства, или это государство создали иноземцы, придя в племена восточных славян.
Давайте вспомним, какие признаки существуют в древнем государстве.
ГОСУДАРСТВО
1. частная собственность 2. расслоение общества 3. власть
Какими формированиями жили славяне?
Особенности жизни славян
А) поселок славян – стр. 27 (слайд 2)
Небольшие избы, стены которых обмазывали глиной. К дому примыкали небольшие хозяйственные постройки. В центре дома был очаг.
Б) каков был характер занятий славян? ( слайд 3)
В) на какие три ветви делились славяне (слайд 4)
Г) покажите на карте места расселения славян
Сегодня мы с вами рассмотрим жизнь восточных славян.
3. рассказ учителя
В начале 12 века в Киево - Печорском монастыре трудился замечательный летописец монах Нестор( слайд 5). В своем труде «Повести временных лет» он рассказал об истории восточных славян и о первых веках Древнерусского государства.
Из этого исторического документа стало известно, что в этот период шло формирование около 15 крупных племенных союзов. И сейчас мы с вами выясним, как назывались самые большие союзы, и на какой территории они проживали.
4. работа с историческим документом и картой
«Повесть временных лет»
Карта на экране (слайд 6)
Карта в учебнике
5. рассказ учащихся «Развитие хозяйства у славян»
6. рассказ учителя
Создание экономической основы государства в славянских землях во многом способствовали не только развитие земледелия и животноводства, но и ремесел, рост городов, торговых связей
В этих сферах хозяйства также происходило накопление богатств в отдельных руках, углублялось разделение людей на богатых и бедных.
В 8-9 веке ремесла достигли большого разнообразия и совершенства. Не только земледелие кормило людей. Родам удобнее всего было селиться там, где шли торговые пути, жили племенные вожди, находились религиозные святыни. Шло формирование древнерусских городов.
Торговые пути были мощными нитями, которые стягивали воедино земли, связывали между собой города. Купцы выполняли и посольские поручения.
7. работа с картой «Торговый путь из варяг в греки» (слайд 7).
Балтийское море – р. Нева – Ладожское озеро – р. Волхов – озеро Ильмень – р. Лавоть – суда перетаскивали волоком р. Днепр – Черное море – Константинополь.
Торговые пути прочно связывали славян с другими странами. Это были и военные пути. Культура других стран также проникала на территорию славян.
8. словарная работа
Развитие хозяйства у славян вплотную подводило к зарождению у них государства.
9. рассказ учителя.
В 7 – 9 веках в племенах славян происходили бурные общественные процессы. Родовая община стала распадаться, потому что люди перестали в ней нуждаться. Теперь каждая семья могла обеспечить себя самостоятельно. Общая родовая собственность стала распадаться, пахотная земля стала делиться на участки. Семейный дом во главе с мужчиной, отцом стал центром жизни общества – соседская община.
Усилилось значение отдельной личности. Возрастала власть племенных вождей, знати. Дружины овладевали землей, завоевывали добычу пленников. Заставляли платить дань завоеванные племена – усиливали свою власть .
10. логическая цепочка.( слайд 8,9).
11. структура древнеславянского общества
К концу 9 века сложилась четкая иерархия общества, т.е. многоступенчатость (слайд 10,11, 12)
12. игровой момент «Народное вече»
13. закрепление изученного - тест, ответ - (слайд 13)
14. итог урока, домашнее задание
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Образование Древнерусского государства"
Подробный конспект урока. К уроку имеется презентация с картами и небоходимыми понятиями и датами. Презентация занимает 8 Мб, поэтому на сайте невозможно ее разместить. Всем кому небоходима презентаци...
Презентация по теме "Древнерусское государство"
Презентация "Киевская Русь"...
План-конспект урока по истории России на тему: "Начало раздробления Древнерусского государства".
План-конспект предназначен для 6 класса. Тип урока: изучение нового материала....
Конспект и презентация урока "Формирование древнерусского государства"
Цели: показать процесс формирования государства у восточных славян; - выяснить, что явилось предпосылками, а что причинами создания Древнерусского...
План-конспект урока "Причины политической раздробленности Древнерусского государства"
План-конспект урока "Причины политической раздробленности Древнерусского государства"....
Образование Древнерусского государства. Центры древнерусского государства
Образование Древнерусского государства.Центры древнерусского государства- причины и предпосылки- теории образования Древнерусского государства...
План-конспект урока по истории "Образование Древнерусского государства" 6 класс
План-конспект урока для 6 класса по учебнику Павленко Н.И....