Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: « Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Леданова Елена Сергеевна | ||
МОУ «ООШ» с.Шепелевка, Турковского района | ||
Учитель истории и обществознания | ||
История | ||
5 класс | ||
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.к Урок №14. | ||
А.А. Вигасин, Г.И. Годер. История древнего мира. 5 класс. М. Просвещение.2009 |
- Цель урока: показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства, подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи защищая в этих законах интересы широких слоев населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев, продолжить, формирование умений самостоятельной учебной деятельности, работы с источниками.
9. Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся с понятием закон, совершенствование навыков самостоятельной работы с историческими документами и понятиями.
-развивающие: развитие логического мышления, формирование умения извлекать необходимую информацию, обобщать материал, делать выводы.
-воспитательные: воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, формировать уважительное отношение к законодательству.
- Тип урока: изучение нового материала.
- Формы работы учащихся: работа с источниками, ответы на вопросы из электронной презентации, работа с картой.
- Необходимое техническое оборудование:
Компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Структура и ход урока.
№ | Этап урока. | Название используемых ЭОР. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. | Время. |
1 | Организационный момент. | Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку. | Приветствуют учителя, готовят необходимые к уроку принадлежности | 1-2 м. | |
2. | Актуализация знаний. | ЭОР №1. | Вступительное слово учителя. Показывает учащимся рисунок. Постановка проблемного вопроса: « Как вы думаете, чем уникален этот столб?», «Почему текст написан на двухметровом базальтовом столбе?» Версии учащихся фиксирует на доске. Подводит учащихся к выводу, что этот столб ценен содержанием написанном на нем текста. Учебная задача; узнать, о чем этот текст? | Рассматривают изображение. Высказывают свои точки зрения на поставленные вопросы. | 5 мин. |
3. | Изучение нового материала. | ЭОР №2. | 1.Решение учебной задачи. Рассмотрите фигуры на столбе, кто эти люди? Зачитывает начало клинописного текста. -С какой целью Хаммурапи был призван править страной? -Каким образом поддерживал порядок? Подводит к выводу: что текст на столбе, это законы Хаммурапи. 2. Изучение законов. Работа в группах. Класс делится на 3 группы. Раздает карточки со статьями законов. По ходу ответов оформляет запись на доске: Законы-правила обязательные к исполнению всеми гражданами страны. | 1.Высказывают свои предположения Слушают, анализируют текст, отвечают на вопросы. 2.Работают со статьями законов и отвечают на вопросы к документам. Представитель от каждой группы отвечает на поставленные вопросы перед классом. Записывают определение в тетрадь | 20-25 мин. |
4. | Закрепление и обобщение знаний. | Кого защищали Законы? Кого наказывали? Подводит учащихся к выводу. | Отвечают на вопросы, делают вывод. | 3 мин | |
5. | Рефлексия. | -Представьте, что вы судьи в Вавилонском царстве и вам пришлось вершить правосудие по законам Хаммурапи. Приведите в соответствие преступления с наказаниями. | Выполняют задания в тетрадях. | 5 мин | |
6. | Подведение итогов урока и домашнее задание. | Учитель аргументировано оценивает работу учащихся, задает домашнее задание (п.14, вопросы и задания к тексту, по желанию подготовить сообщение о царе Хаммурапи). Выставляет отметки. | Записывают домашнее задание в дневник. Подают дневники учителю. | 2-3 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Вавилонское царство | модуль | модель | |
2 | Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи (N 204573) | презентация | презентация | |
Статьи законов для первой группы учеников:
59. Если человек (полноправный житель Вавилонского царства) срубит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины (мина – 0,5 кг) серебра.
237. Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что он погубил в нем.
245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью или побоями, то он должен хозяину быка возместить быка за быка.
259.Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей (сикль – 8,4 г.) серебра.
260. Если человек украл сошник или же борону, то он должен хозяину заплатить 3 сикля серебра.
261. Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он должен платить ему по 8 гуров (гур – 252,6 л) зерна в год.
Вопросы к документу: что использовалось в Древнем Вавилоне в качестве платы за работу или компенсации за ущерб? (Серебро и зерно.) О чем это свидетельствует? (О большой роли земледелия.) Можно ли утверждать, что приведенные законы поощряли и защищали частную собственность?
Статьи законов для второй группы учеников:
15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или раба, или рабыню мушкенума (свободного, но неполноправного подданного), то его должно убить.
19. Если человек держит беглого раба в своем доме, и потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека должно убить.
115. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его заложником, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии.
116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить… и, если взятый в залог – сын человека, должны казнить его (ростовщика) сына.
117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года, на четвертый год должно отпустить их на свободу.
Вопросы к документу: какой общественный строй существовал в Вавилонии, судя по данным статьям? Как вы думаете, кто чаще всего попадал в долговую кабалу? Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу? Эти статьи законов были написаны в интересах должников или ростовщиков
Статьи законов для третьей группы учеников:
128. Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина не жена.
168. Если человек вознамерится изгнать своего сына и скажет судьям: "Я изгоню моего сына", то судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, достаточного для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства.
177. Если вдова, имеющая малолетних детей, вознамерится войти в дом другого, то она не может войти без ведома судей. Когда она входит в дом другого, судьи должны исследовать дело дома ее первого мужай должны поручить дом ее первого мужа ее второму мужу и этой женщине, и взять с них документ. Они должны хранить дом, а также воспитывать малолетних детей.
185. Если человек усыновит малолетнего, находившегося в пренебрежении, и вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по суду.
186. Если человек усыновит малолетнего и, лишь когда его усыновили, он узнает своего отца и свою мать, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.
Вопросы к документу: докажите, что законы царя Хаммурапи защищали права детей. Почему законы требовали от подданных официального заключения брака?
Задание для учащихся:
Приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи. Преступление Наказания
1. Если сын ударит своего отца… А). ..то должно выбить его глаз.
2. Если человек повредит глаз кого-либо из людей… Б) …то должно выбить его зуб.
3. Если человек выбьет зуб человека, равного себе… В) …то ему должно отрубить руку.
4. Если раб ударит по щеке кого-либо из людей… Г) …то должен починить за собственное серебро.
5. Если строитель построит дом и этот дом разрушится, то… Д) …то должно отрезать ему ухо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Цель: Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.Задачи:Образовательные:Сформировать представление о законотворческой деятельности ...
Открытый урок по истории Древнего мира "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Знакомство обучающихся с новым государством, его правителем, его политикой; изучаются основные понятия и значение терминов: «закон», «наказание», « справедливость» ...
Урок истории 5 класс "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Урок раскрывает особенности личности царя Хаммурапи, его законы...
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Разработка урока по истории древнего мира,"Вавилонсикй царь Хаммурапи"и презентация урока....
Методическая разработка урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Цели:Образовательные -закрепление и расширение полученных знаний, выявить причины возвышения Вавилона, познакомить учащихся с законами царя Хаммурапи, ввести понятия: закон, аренда, ростовщик.Развиваю...
"Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
В данной папке содержится конспект урока и рабочие листы для учащихся....
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. История Древнего мира, 5 класс
Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира. Презентация содержит задания, наглядный материал....