Разработка урока по истории в 5 классе "Земельный закон братьев Гракхов"
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reformy_grakhov.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект урока истории

Учитель:  Кулинич Светлана Владимировна, Красноярский край.

 Класс: 5

Тема: Земельный закон братьев Гракхов ( 1 урок по теме «Гражданские войны в Риме»)

Тип урока:  урок усвоения новых знаний

Задачи направлены на достижение следующих планируемых результатов:

Предметных:

  • Критически осмысливать текст с историческими ошибками , предлагать варианты решения познавательной задачи
  • Выявлять проблемы разных категорий населения
  • работать с историческим документом, извлекать из источника информацию.
  • извлекать из схем историческую информацию.
  • фиксировать  исторический термин на основе полученной информации

Познавательных УУД:

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  •  действовать по известному алгоритму;
  • составлять схемы

Регулятивных УУД:  

  • Формулирует познавательную цель;
  • Самостоятельно следует выделенным учителем ориентирам действия в новом учебном материале 
  • Понимает, принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению 
  • Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации 
  • Адекватно определяет причины успешности и неуспешности в учебной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности       

Коммуникативных УУД:

  • Осуществляет учебное сотрудничество с учителем и сверстниками на основе заданных правил взаимодействия
  • Допускает возможность существования у собеседников различных точек зрения, уважает их мнение, даже если не согласен с ним

Личностных  УУД: 

  • Адекватно оценивает свои возможности
  • Сопоставляет поступки личностей с моральными нормами и стремится их выполнять

Оборудование:  -  учебник: Вигасин А.А. Годер Г.И. История древнего мира.

                             -  карточки с заданием.

                             - текст исторического документа

                                    


                

                             

Ход урока.

Этапы, фромы организации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Организация класса

Регулятивные УУД Организует рабочее место

2. Актуализация пройденного материала  

и

И

Цель: подготовить учащихся к изучению новой темы через выявление противоречия и готовности его решать.

Исправить текст с ошибками и приготовить комментарии:

Переселенцев в Риме называли патрициями.

На закон в сенате мог наложить запрет (вето) консул.

Консул затем становился трибуном.

Римское войско называлось фаланга.

В римское войско в основном входили земледельцы.

Выявляют противоречие: Кто работал на земле, если землевладелец был на войне?

Критически осмысливать текст, предлагать вариант решения познавательной задачи

Регулятивные УУД: -

Формулирует познавательную цель;

Познавательные УУД: 

Нахождение лишней информации при изучении темы

3. Целеполагание

Ф

Создаёт ситуацию для постановки  познавательной цели урока в ходе обсуждения задания.

 

Ставят познавательную цель урока  под руководством учителя.

Цель: изучить  проблемы,  с которыми сталкивались легионеры, возвращаясь из похода домой, попытку их решения

 

Регулятивные УУД: -

Формулирует познавательную цель;

 

3.  Первичное усвоение новых знаний

И+Ф

 

Даёт задание с целью  установить причинно-следственные связи

 Устанавливают причинно-следственные связи по тексту учебника п1 § 50 стр 230.

Задание: Проследить путь превращения легионера- землевладельца  в бедняка. Составить схему последовательности событий.

Записать её поочередно на доске.

Выявляют проблемы землевладельцев - легионеров

 

Познавательные УУД: 

Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Коммуникативные:

У. - слушать и слышать другого:

- договариваться (например, о порядке написания на доске)

Организует работу с документом через создание проблемной ситуации Учитель читает сочинение - вопрос.

« У каждого есть своя мечта: кто-то хочет стать миллионером, а кто-то предпринимателем. Папа мне говорит, что я должен стать, когда вырасту, настоящим гражданином. Зечем? Разве за это платят деньги?» Организует обсуждение.

Цель: создать образ гражданина, который переживает за судьбу Родины на примере Тиберия и Гая Гракха

  Задание 1: Я назову несколько исторических деятелей. Вы должны доказать, что они являются настоящими гражданами.

1.Солон

2.Фемистокл

3.Перикл

Задание 2. По заданному алгоритму изучить документ и ответить на вопросы.

У. работать с историческим документом, извлекать из источника информацию, умение работать по алгоритму.

Личностные УУД: Сопоставляет поступки личностей с моральными нормами и стремится их выполнять.

Познавательные УУД: - умение работать по заданному алгоритму

- защищает и аргументирует свою точку зрения  

Регулятивные УУД: Самостоятельно следует выделенным учителем ориентирам действия в новом учебном материале 

Понимает, принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению           

Создать ситуацию прогнозирования событий, сравнения своей позиции с позицией исторической личности

 Задание: По схеме определить кому принадлежала основная часть земель в Риме и схематично изобразить как можно, по-вашему мнению, решить нехватку земель для бедняков

Задание 2. Работа с текстом учебника. Сравнить ваш вариант раздела земель с тем, что предложил Тиберий Гракх. Все ли были согласны с его позицией?  Как дальше могли развиваться события?

 Уметь извлекать из схем информацию и строить схемы. Умение обосновывать свою позицию

Познавательные УУД: Использует модели, схемы для решения задач.

Создает и преобразовывает модели и схемы для решения задач

- прогнозирование

-сравнение и сопоставление точек зрения.

Регулятивные УУД Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Коммуникативные: Допускает возможность существования у собеседников различных точек зрения, уважает их мнение, даже если не согласен с ним

Учитель организует беседу по вопросу: «Гибель Тиберия и Гая Гракха. Начало гражданской войны»

Цель: в ходе беседы подвести к пониманию термина гражданская война.

После окончания беседы записывают в тетрадь по пониманию  определение гражданской войны,

Умение зафиксировать исторический термин на основе полученной информации

Коммуникативные:

уметь  слушать,

Познавательные УУД:

фиксирует информацию осуществляет синтез? Обобщает

Рефлексия  и самооценка.

И

Предлагает учащимся оценить свою работу по следующим критериям:

- что узнал нового,

-  что научился делать,

- определить степень своей активности,

- определить, что не удалось, не получилось, почему.

Высказывается каждый

Личностные УУД: Адекватно оценивает свои возможности

Регулятивные УУД: Адекватно определяет причины успешности и неуспешности в учебной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Прочитать §50, ответить на вопросы.

Записывают.

Приложение 1

Документ 1.

Плутарх. Жизнеописание Тиберия и Гая Гракхов

Эти юноши, одинаково храбрые, воздержанные, бескорыстные, красноречивые, великодушные, в поступках своих и делах обнаружили немалые различия, о чем, мне кажется, не лишне сказать в самом начале.

Во-первых, выражение лица, взгляд и жесты у Тиберия бы ли мягче, сдержаннее, у Гая — резче и горячее, так что, вы ступая с речами, Тиберий скромно стоял на месте, а Гай первым среди римлян стал во время речи расхаживать по ораторскому   возвышению   и   срывать   с   плеча   тогу.   Далее,   Гаи говорил грозно, страстно и зажигательно, а речь Тиберия pадовала слух и легко вызывала сострадание. Наконец, слог  Тиберия был чистый и старательно отделанный, а у Гая — захватывающий и пышный. Так же различались они и образен жизни в целом: Тиберий жил просто и скромно, а Гай в сравнении с остальными казался воздержанным и суровым, но рядом с братом — легкомысленным и расточительным.

Несходству в речах отвечало и несходство нрава: один был снисходителен и мягок, другой — колюч и вспыльчив настолько, что нередко во время речи терял над собою власть и,  отдавшись гневу, начинал кричать, сыпать бранью, так что в конце концов сбивался и умолкал. Чтобы избавиться от этой напасти, он прибег к услугам смышленого раба Лициния. Взяв в руки музыкальный инструмент, Лициний всякий раз, когда Гай выступал, становился позади и, замечая, что он повысил голос и уже готов вспыхнуть, брал тихий и нежный звук. Гаи тут же убавлял силу чувства и голоса, приходил в себя и успокаивался. Таковы были различия между братьями. Что же касается отваги  перед лицом  неприятеля,  справедливости к подчиненным, ревности к службе, умеренности в удовольствиях — в этом они не расходились нисколько.

Вопросы:

  1. Чем отличаются друг от друга Тиберий и Гай?
  2. Какие черты характера можно выделить у братьев Гракхов?
  3. Докажите, что Гракхи служили на благо Рима
  4. Кто из братьев в описании Плутарха вам больше понравился?

Приложение 2

Алгоритм действий при работе с оригинальным текстом:

1. Внимательно прочитайте отрывок.

2. Определите видовую принадлежность документа:

- научный текст: в тексте главное - утверждение, аргументация какой-либо истины,

- правовой документ: изложены нормы права,

- публицистический текст: основой текста являются оценочные суждения,

- статистический текст: представлены количественные показатели, отражающие состояние или тенденцию развития какого-либо объекта,

- политический документ: содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы, улучшения,

- информационные материалы: излагаются только факты.

3. Интерпретация текста:

- разделите текст на смысловые блоки,

- проанализируйте каждый блок, определите смысл текста,

- определите, к какой теме из изученного курса истории(обществознания) относится текст.

4. Анализ текста:

- раскройте всю полноту социальной информации источника.

5. Ответьте на вопросы к тексту, опираясь на знания по данной теме (темам).

Приложение 3

Схема землевладения в Риме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку истории по теме: "Земельный закон братьев Гракхов"

данная работа содержит материал, который расскажет учащимся о бедственном положении римлян, о том, чтоо братья Гракхи Тиберий и Гай разработали земельный закон, как он был встречен римлянами и почему ...

Урок по истории Древнего мира "Земельный закон братьев Гракхов"

Разработка урока предназначена для учащихся 5 класса...

урок истории в 5 классе "Земельный закон братьев Гракхов"

Это открытый урок по ФГОС ООО. Содержит разные виды работ: работа с учебником, с историческими документами, с иллюстрациями....

презентация к уроку истории 5 класс "земельный закон братьев Гракхов"

презентация к уроку истории 5 класс "земельный закон братьев Гракхов"...

Разработка урока на тему "Земельный закон братьев Гракхов"

Разработка урока по истории Древнего мира 5класс....