Разработка урока по истории в 5 классе "Земельный закон братьев Гракхов"
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reformy_grakhov.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока истории
Учитель: Кулинич Светлана Владимировна, Красноярский край.
Класс: 5
Тема: Земельный закон братьев Гракхов ( 1 урок по теме «Гражданские войны в Риме»)
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Задачи направлены на достижение следующих планируемых результатов:
Предметных:
- Критически осмысливать текст с историческими ошибками , предлагать варианты решения познавательной задачи
- Выявлять проблемы разных категорий населения
- работать с историческим документом, извлекать из источника информацию.
- извлекать из схем историческую информацию.
- фиксировать исторический термин на основе полученной информации
Познавательных УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- действовать по известному алгоритму;
- составлять схемы
Регулятивных УУД:
- Формулирует познавательную цель;
- Самостоятельно следует выделенным учителем ориентирам действия в новом учебном материале
- Понимает, принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению
- Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
- Адекватно определяет причины успешности и неуспешности в учебной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности
Коммуникативных УУД:
- Осуществляет учебное сотрудничество с учителем и сверстниками на основе заданных правил взаимодействия
- Допускает возможность существования у собеседников различных точек зрения, уважает их мнение, даже если не согласен с ним
Личностных УУД:
- Адекватно оценивает свои возможности
- Сопоставляет поступки личностей с моральными нормами и стремится их выполнять
Оборудование: - учебник: Вигасин А.А. Годер Г.И. История древнего мира.
- карточки с заданием.
- текст исторического документа
Ход урока.
Этапы, фромы организации | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
1. Организация класса | Регулятивные УУД Организует рабочее место | |||
2. Актуализация пройденного материала и И | Цель: подготовить учащихся к изучению новой темы через выявление противоречия и готовности его решать. | Исправить текст с ошибками и приготовить комментарии: Переселенцев в Риме называли патрициями. На закон в сенате мог наложить запрет (вето) консул. Консул затем становился трибуном. Римское войско называлось фаланга. В римское войско в основном входили земледельцы. Выявляют противоречие: Кто работал на земле, если землевладелец был на войне? | Критически осмысливать текст, предлагать вариант решения познавательной задачи | Регулятивные УУД: - Формулирует познавательную цель; Познавательные УУД: Нахождение лишней информации при изучении темы |
3. Целеполагание Ф | Создаёт ситуацию для постановки познавательной цели урока в ходе обсуждения задания.
| Ставят познавательную цель урока под руководством учителя. Цель: изучить проблемы, с которыми сталкивались легионеры, возвращаясь из похода домой, попытку их решения |
| Регулятивные УУД: - Формулирует познавательную цель;
|
3. Первичное усвоение новых знаний И+Ф
| Даёт задание с целью установить причинно-следственные связи | Устанавливают причинно-следственные связи по тексту учебника п1 § 50 стр 230. Задание: Проследить путь превращения легионера- землевладельца в бедняка. Составить схему последовательности событий. Записать её поочередно на доске. | Выявляют проблемы землевладельцев - легионеров
| Познавательные УУД: Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений Коммуникативные: У. - слушать и слышать другого: - договариваться (например, о порядке написания на доске) |
Организует работу с документом через создание проблемной ситуации Учитель читает сочинение - вопрос. « У каждого есть своя мечта: кто-то хочет стать миллионером, а кто-то предпринимателем. Папа мне говорит, что я должен стать, когда вырасту, настоящим гражданином. Зечем? Разве за это платят деньги?» Организует обсуждение. Цель: создать образ гражданина, который переживает за судьбу Родины на примере Тиберия и Гая Гракха | Задание 1: Я назову несколько исторических деятелей. Вы должны доказать, что они являются настоящими гражданами. 1.Солон 2.Фемистокл 3.Перикл Задание 2. По заданному алгоритму изучить документ и ответить на вопросы. | У. работать с историческим документом, извлекать из источника информацию, умение работать по алгоритму. | Личностные УУД: Сопоставляет поступки личностей с моральными нормами и стремится их выполнять. Познавательные УУД: - умение работать по заданному алгоритму - защищает и аргументирует свою точку зрения Регулятивные УУД: Самостоятельно следует выделенным учителем ориентирам действия в новом учебном материале Понимает, принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению | |
Создать ситуацию прогнозирования событий, сравнения своей позиции с позицией исторической личности | Задание: По схеме определить кому принадлежала основная часть земель в Риме и схематично изобразить как можно, по-вашему мнению, решить нехватку земель для бедняков Задание 2. Работа с текстом учебника. Сравнить ваш вариант раздела земель с тем, что предложил Тиберий Гракх. Все ли были согласны с его позицией? Как дальше могли развиваться события? | Уметь извлекать из схем информацию и строить схемы. Умение обосновывать свою позицию | Познавательные УУД: Использует модели, схемы для решения задач. Создает и преобразовывает модели и схемы для решения задач - прогнозирование -сравнение и сопоставление точек зрения. Регулятивные УУД Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Коммуникативные: Допускает возможность существования у собеседников различных точек зрения, уважает их мнение, даже если не согласен с ним | |
Учитель организует беседу по вопросу: «Гибель Тиберия и Гая Гракха. Начало гражданской войны» Цель: в ходе беседы подвести к пониманию термина гражданская война. | После окончания беседы записывают в тетрадь по пониманию определение гражданской войны, | Умение зафиксировать исторический термин на основе полученной информации | Коммуникативные: уметь слушать, Познавательные УУД: фиксирует информацию осуществляет синтез? Обобщает | |
Рефлексия и самооценка. И | Предлагает учащимся оценить свою работу по следующим критериям: - что узнал нового, - что научился делать, - определить степень своей активности, - определить, что не удалось, не получилось, почему. | Высказывается каждый | Личностные УУД: Адекватно оценивает свои возможности Регулятивные УУД: Адекватно определяет причины успешности и неуспешности в учебной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности | |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Прочитать §50, ответить на вопросы. | Записывают. |
Приложение 1
Документ 1.
Плутарх. Жизнеописание Тиберия и Гая Гракхов
Эти юноши, одинаково храбрые, воздержанные, бескорыстные, красноречивые, великодушные, в поступках своих и делах обнаружили немалые различия, о чем, мне кажется, не лишне сказать в самом начале.
Во-первых, выражение лица, взгляд и жесты у Тиберия бы ли мягче, сдержаннее, у Гая — резче и горячее, так что, вы ступая с речами, Тиберий скромно стоял на месте, а Гай первым среди римлян стал во время речи расхаживать по ораторскому возвышению и срывать с плеча тогу. Далее, Гаи говорил грозно, страстно и зажигательно, а речь Тиберия pадовала слух и легко вызывала сострадание. Наконец, слог Тиберия был чистый и старательно отделанный, а у Гая — захватывающий и пышный. Так же различались они и образен жизни в целом: Тиберий жил просто и скромно, а Гай в сравнении с остальными казался воздержанным и суровым, но рядом с братом — легкомысленным и расточительным.
Несходству в речах отвечало и несходство нрава: один был снисходителен и мягок, другой — колюч и вспыльчив настолько, что нередко во время речи терял над собою власть и, отдавшись гневу, начинал кричать, сыпать бранью, так что в конце концов сбивался и умолкал. Чтобы избавиться от этой напасти, он прибег к услугам смышленого раба Лициния. Взяв в руки музыкальный инструмент, Лициний всякий раз, когда Гай выступал, становился позади и, замечая, что он повысил голос и уже готов вспыхнуть, брал тихий и нежный звук. Гаи тут же убавлял силу чувства и голоса, приходил в себя и успокаивался. Таковы были различия между братьями. Что же касается отваги перед лицом неприятеля, справедливости к подчиненным, ревности к службе, умеренности в удовольствиях — в этом они не расходились нисколько.
Вопросы:
- Чем отличаются друг от друга Тиберий и Гай?
- Какие черты характера можно выделить у братьев Гракхов?
- Докажите, что Гракхи служили на благо Рима
- Кто из братьев в описании Плутарха вам больше понравился?
Приложение 2
Алгоритм действий при работе с оригинальным текстом:
1. Внимательно прочитайте отрывок.
2. Определите видовую принадлежность документа:
- научный текст: в тексте главное - утверждение, аргументация какой-либо истины,
- правовой документ: изложены нормы права,
- публицистический текст: основой текста являются оценочные суждения,
- статистический текст: представлены количественные показатели, отражающие состояние или тенденцию развития какого-либо объекта,
- политический документ: содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы, улучшения,
- информационные материалы: излагаются только факты.
3. Интерпретация текста:
- разделите текст на смысловые блоки,
- проанализируйте каждый блок, определите смысл текста,
- определите, к какой теме из изученного курса истории(обществознания) относится текст.
4. Анализ текста:
- раскройте всю полноту социальной информации источника.
5. Ответьте на вопросы к тексту, опираясь на знания по данной теме (темам).
Приложение 3
Схема землевладения в Риме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку истории по теме: "Земельный закон братьев Гракхов"
данная работа содержит материал, который расскажет учащимся о бедственном положении римлян, о том, чтоо братья Гракхи Тиберий и Гай разработали земельный закон, как он был встречен римлянами и почему ...
Урок по истории Древнего мира "Земельный закон братьев Гракхов"
Разработка урока предназначена для учащихся 5 класса...
урок истории в 5 классе "Земельный закон братьев Гракхов"
Это открытый урок по ФГОС ООО. Содержит разные виды работ: работа с учебником, с историческими документами, с иллюстрациями....
презентация к уроку истории 5 класс "земельный закон братьев Гракхов"
презентация к уроку истории 5 класс "земельный закон братьев Гракхов"...
Разработка урока на тему "Земельный закон братьев Гракхов"
Разработка урока по истории Древнего мира 5класс....
Открытый урок по истории в 5 классе "Земельный закон братьев Гракхов".
Материалы к уроку...
Урок истории в 5 классе "Земельный закон братьев Гракхов"
Урок истории в 5 классе...