ТЕМА: РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ XIX –XX в.в. . Урок – семинар
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
ТЕМА: РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ XIX –XX в.в. .
Урок – семинар
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_11_klass.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
о
ТЕМА: РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ XIX –XX в.в. .
Урок – семинар
Цели урока:
- целенаправленная ориентировка учащихся на восприятие и коллективное решение сложных вопросов на основе максимального умственного напряжения;
- уяснение учащимся важнейших отличий развития стран первой и второй «волн» модернизации (органического и догоняющего развития), факторов обострения межгосударственных противоречий;
- выявление особенностей российского варианта модернизации с учетом взаимосвязи и взаимовлияния экономических, социальных, внутри- и внешне политических факторов;
- продолжение работы над развитием способностей учащихся к интегрирующему мышлению, которое помогает им увидеть новые стороны явления, формирует целостное виденье мира, а значит, облегчает поиск своего места в нем.
Оборудование: карты: «Мира», «Экономическое развитие России в начале 20-го века»
Схема на доске:
Предпосылки модернизации
«Революция в сознании» Промышленный Политические революции
«Буржуазная этика переворот, переход 17-18 веков; складывание
Протестантизма» к фабричному производству элементов правового
государства и буржуазного
парламентизма.
Работа участников семинара включает пять основных частей, содержащих различные виды деятельности.
1. Выбор темы Вопроса | 2. Организационно-методическая подготовка | 3. Самостоятельная подготовка учащихся | 4. Решение основных целей | 5. Обобщение результатов |
Учащиеся делятся на три группы, каждая из которых занимается рассмотрением одной из поставленных проблем.
1-я группа: на примере развития Великобритании, Франции, США выявляет общую характеристику стран первого эшелона модернизации.
2-я группа: на примере России составляет общую характеристику стран второй модели модернизации.
3-я группа: работая с материалами, определяет общие тенденции и специфику индустриального развития своего края на рубеже веков.
1 Вступление: Начало века – период, определяющий основные тенденции 20-го столетия и продолжающий тенденции века 21-го. Прежде всего, это выражается в завершении промышленного переворота и начале индустриализации, формировании индустриального общества и форм конкурентной борьбы, проявлении новой формы капитала – финансовой. Складывается новая социальная структура, главное место в которой займут предприниматели, рабочие и средние слои. В ведущих странах мира упрочиваются традиции парламентизма, развиваются политические партии, профессиональные союзы, конкурентная политическая сфера.
Определяющими тенденциями в духовной сфере являются изменение роли науки в обществе, формирование новых течений в искусстве. Происходит обострение международных противоречий, борьба за передел мира. Рубеж веко в характеризуется началом процесса модернизации в России – перехода к ускоренному развитию общества на основе обновления производства. Россия вступила на путь капиталистического развития позже европейских стран, поэтому модернизация носила догоняющий характер.
II. Учащиеся получают рабочие листы, в которых фиксируют общие черты стран:
- первого эшелона
- второго эшелона
В ходе групповой работы с использованием учебника выбирается материал, характеризующий страны в этот период времени.
III. Реализация целей.
1-я группа. Каковы общие черты развития Великобритании, США, Франции?
Уч-ся формулируют общую хар-ку стран первого эшелона (исходя из анализа развития конкретных стран):
-раннее вступление на путь капитализма
-эволюция буржуазных отношений
Завершённость аграрного переворота ( фермерский путь)
-значение колоний ( рынки сбыта, источники сырья)
-новые экономические теории и учения либерализма
-накапливание социальных проблем
2-я группа: каковы особенности развития России на рубеже веков?
- Уч-ся фор-ют общую хар-ку России ,как страны второго эшелона :
- позднее вступление на путь индустриализации
- воздействие внешних факторов ( Крымская война)
-особая роль гос-ва, как инициатора эк. Преобразований
- недостаток внутренних капиталов, привлечение иностранных инвесторов
-протекционизм и активная таможенная политика
- многоукладность экономики
-отсутствие колоний
- сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян
- острые социальные проблемы
IV. Какие новые явления вы заметили в развитии капитализма в конце XIX века начале XX в странах Запада и России?
Уч-ся отмечают:
-Усиление роли монополий
- Концентрация банковского и промышленного капитала
- завершение территориального раздела мира
- неравномерность развития
- развитие науки и техники
- включение народа в общественную и политическую жизнь страны
V. Итоги.
Уч-ся осознанно делают выводы на основе проделанной работы об особенностях процесса модернизации на рубеже веков, которые позволяют создать целостную картину развития и оформляют их в таблице в тетрадях.
Общие проблемы развития | Страны первого эшелона развития (Великобритания, Франция, США) | Россия (второй эшелон развития) |
Начало перехода к модернизации | ||
Преобладающие факторы развития | ||
Элементы традиционного общества | ||
Путь перехода к модернизации | ||
Наличие либеральных политических традиций | ||
Темпы модернизации | ||
Политическая стабильность | ||
Роль гос-ва в экономике | ||
Показатели соц.- экон. развития | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Пути постижения духовной истины в литературе» (урок-семинар по литературе в 10 классе, рассчитанный на 2 урока)
Урок проводится как урок- обобщение после изучения творчества А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина. Мы с учащимися знакомимся с теми периодами жизни писателей, которые раскрыв...
Урок-семинар по истории России 1953 - 1964 г.г."Белое и чёрное в деятельности Н.Хрущёва."
Политика реформирования общества. Белое и чёрное в деятельности Хрущёва. Долго, очень долго об этих бурных годах не принято было говорить. Поэтому они особенно интересны для нас. Период преобразований...
Урок,9 класс, 2 часа по теме: "Россия в Первой мировой войне" и презентация к уроку
В теме урока актуализация знаний проводится по причинам, поводу к войне, характеру, участникам войны с помощью разнообразных заданий. Обучающиеся выясняют социально-экономическое и политическое ...
Урок,9 класс, 2 часа по теме: "Россия в Первой мировой войне" и презентация к уроку
Презнтация по теме содержит большой материал: причин, повода к войне, участников войны, общую характеристику сторон. Речь идёт об исторических персоналиях: монархах, командующих армиями и фронтами, по...
Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"
Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...
Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:
План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...