Урок "Первая мировая"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Разработка урока истории
Тема: Первая мировая война 1914-1918 гг.
Класс: 11
Дата проведения: 26.11.2013 г.
Цели урока:
Образовательные:
- Учащиеся должны:
- Называть хронологические рамки Первой мировой войны;
- Называть причины войны, цели сторон в войне.
- Определять характер войны;
- Давать характеристику военно-техническому потенциалу воюющих сторон;
- Показывать на карте страны – участницы войны.
- Работать с историческими документами.
Воспитательное воздействие урока: способствовать развитию толерантности, политической культуре, патриотизму, любви к Родине .
Развивающее воздействие: создать условия для развития коммуникативных умений, навыков устной речи, логического мышления.
Оборудование: учебник, атлас “Первая мировая война 1914-1918 гг.”, иллюстрации, лист заданий для учащихся, презентация.
План новой темы:
- Образование двух военных блоков.
- Причины войны. Цели сторон в войне.
- Соотношение вооружения противоборствующих сторон.
- Повод к войне.
- Вступление России в войну.
Учащиеся предварительно были поделены на четыре группы и им даны опережающие задания по теме. На данном уроке заслушиваются проекты, созданные группами в ходе предварительной работы.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный момент
95 лет, отделяющие нас от невеселого дня 1 августа 1914 г. – срок достаточный для того, чтобы оценить значимость свершавшегося тогда.
Человечество вступало в новый, очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений ХХ столетия. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира.
Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества и воспринималась людьми как проявление кризиса европейской цивилизации, как великое бедствие, впервые поставившее вопрос о физическом уничтожении человечества. Война стала тяжелой повседневной работой для миллионов. Начатая ради величия империй, она через четыре года разрушила сами эти империи. Сегодня мы узнаем, почему и как был разрушен относительно благополучный европейский мир.
В процессе работы вы должны узнать:
- каковы были цели и планы участников войны;
- как была развязана первая мировая война;
- как относились к войне различные слои общества России;
- какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран
II. Новая тема
Преподаватель:
Вспомните основные приоритеты внешней политика России в начале ХХ века.
С кем воевала Россия в начале ХХ в.? Какие уроки извлекла Россия из этой войны?
Заслушивается сообщение по 1 проекту
“История образования военных блоков»
Преподаватель: итак, в 1907 г. стало окончательно ясно, что в мире образовалось два полярных лагеря, в каждый из которых входили страны, имеющие свои определенные интересы. А так как эти блоки были воинственно настроены по отношению друг к другу, то встало под угрозу существование мира. Перед вами два документа:
“Первая мировая война порождена модернизационным кризисом, противопоставившим “блок лидирующих индустриальных держав, в который геополитическая ситуация ввела Россию”, и “догоняющих, т.е. Германию и ее союзников” (Яковенко И. Россия, которую мы потеряли// Родина, 1993, № 8-9)
“Первая мировая война порождена кризисом империй, в итоге войны “кончилась “Европа цезарей: рухнули Австро-Венгрия и Оттоманская империи, Германия и Россия. (Золотарев Р. Сожженная карта // Родина, 1993, № 8-9).
Задание для учащихся: прочитайте документы, о каких причинах Первой мировой войны идет речь? Какие причины еще вы могли бы назвать?
Преподаватель: итак, можно выделить следующие причины Первой мировой войны:
- Стремление к ослаблению государств – конкурентов в экономической и военной сферах, к разрешению путем войны политических и экономических противоречий силами сложившихся военных союзов;
- Стремление к сохранению имеющихся и захвату новых колоний, к господству и наживе;
- Стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы.
Заслушивается сообщение по 2 проекту “Реальные цели сторон”
Преподаватель: вы прослушали сообщение о целях сторон в будущей войне? Какой мы можем сделать вывод о характере войны?
Предполагаемый ответ: война носила захватнический несправедливый характер.
Заслушивается сообщение по 3 проекту
“Соотношение вооруженных сил. План Шлиффена”
Преподаватель: Была ли Россия готова к войне в техническом плане?
Заслушивается сообщение по 4 проекту “Повод к войне”
Преподаватель: можно ли было избежать войны?
Большинство историков считает, что можно было избежать перерастания международных противоречий в войну.
Со времен франко-прусской (1870-1871) и русско-турецкой войн (1877-1878) войн в течение нескольких десятилетий Европа не знала войн. Основной предпосылкой сохранения мира было широкое международное сотрудничество, развитое обращение капиталов, товаров, свобода передвижения людей. Военные действия грозили уничтожением достигнутого материального благополучия, лишали страны перспектив нормального развития.
В 1899 и в 1907 гг. были подписаны Гаагские конвенции о разрешении международных конфликтов мирным путем. Развитие демократических начал в политической жизни большинства государств позволило оказывать влияние на парламенты и правительства.
Таким образом, развязывание войны можно считать осознанным шагом правительственных кругов ведущих держав, стремящихся к новым захватам для удовлетворения, в первую очередь, экономических интересов.
Преподаватель: Обратите внимание на таблицу “Хронология объявления войны”. Мы видим, как постепенно в войну втягивались десятки государств.
1 августа 1914 г. Россия вступила в войну. А. Керенский писал: “Мировая война, которая вызревала в сердце Европы в течение нескольких лет, обрушилась на Россию подобно урагану. Ни одна великая держава в Европе так не нуждалась в мире, так не жаждала его, как Россия после войны с Японией”.
Послушайте следующее стихотворение и ответьте на вопрос: какие настроения преобладали в обществе после вступления России в войну?
Подвиг войны
С. Городецкий
Не первый вечер пели волны
В народном море, и стонал
Стихийный ветер, мощи полный,
И к небу гимн летел, как вал;
Опять на небе пламенела
Заря, невиданно ясна,
Когда из вражьего предела
Домчалась весть войны. Война!
Война! Война! Так вот какие
Отверзлись двери пред тобой,
Любвеобильная Россия,
Страна с Христовою судьбой!
Так приими ж венец терновый
И в ад убийственный сойди
В руке с мечом своим суровым,
С крестом, сияющим в груди!
Прости, несжатый, мирный колос!
Земля родимая, прости!
Самой судьбы громовый голос
Зовет Россию в бой идти.
Не празден будет подвиг бранный,
В крови родится новый век,
И к пашне, славой осиянный,
Вернется русский человек…
Обобщение учителя: сегодня на уроке мы познакомились с причинами Первой мировой войны, целями участников войны, узнали, какое событие послужило поводом к ее началу.
Четыре года продолжалась Первая мировая война и сейчас перед вами ее основные характеристики:
- Продолжительность – 1554 дня.
- Число стран-участниц – 38
- Состав коалиций: Англия. Франция, Россия, США и еще 30 стран ( в том числе Португалия, Сиам, Либерия, 14 Латиноамериканских государств и т.д.); Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария (Четверной Союз).
- Число нейтральных государств – 17.
-Число государств, на территории которых проходили военные действия – 14.
- Численность населения стран-участниц войны – 50 млн. человек (62% населения планеты).
- Численность мобилизованных -74 млн. человек.
- Численность погибших – 10 млн. человек, больше чем во всех войнах, которые вели люди в предыдущие 1000 лет.
- Впервые в истории войн было применено оружие массового поражения (газы).
- Впервые использованы танки и самолеты.
Вот как описывал факт применения газов президент Франции Р. Пуанкаре:
“В 5 часов 22 апреля 1915 г. начался потрясающий грохот орудий, и тяжелые снаряды стали глухо рваться над Ипром и над многими деревнями. Ноздри людей, ближе находившихся к фронту, втянули запах какой-то адской эссенции.
Те кто стоял ближе к северным окопам увидели два странных призрака из зеленовато-желтого тумана, медленно ползущих и постепенно расплывавшихся, пока не слились в один, а затем, двигаясь дальше, не растворились в синевато-белое облако… В
скоре офицеры британских войск были потрясены, увидев поток бежавших в панике людей. Беглецы оставили за собой на фронте прорыв шириной более 4 миль, заполненный лишь мертвыми и полумертвыми, которые, задыхаясь, агонизировали, отравленные хлористым ядом”.
А вот что писали советские историки о применении техники на фронте:
Война моторов проявилась на суше как во все более значительном использовании автотранспорта для снабжения фронта, так и применении новых боевых средств – танков, бронемашин, самоходных орудий.
Идея создания сухопутных линкоров нашла активную поддержку у тогдашнего военно-морского министра Англии У. Черчилля. По его настоянию министерство ассигновало 70 тыс. ф. ст. на изготовление 18 опытных образцов танков.
Изготовление танков в Англии началось в 1915 г., причем в декабре, для соблюдения секретности было принято кодированное наименование “танк”, т.е. цистерна, бак. Это название потом утвердилось в английском и русском языках. В первых публикациях в России о действиях на фронте эти машины именовались “танк”, “лохань”.
III. Рефлексия. Подведение итогов
Приложение
Тексты презентаций по теме «Первая мировая война»
Презентация проекта первой группы
«Образование военных блоков»
Тройственный союз сложился в мае 1882 г., когда в Вене был подписан тайный военный договор между Германией, Австор-Венгрией и Италией. Условия договора предусматривали: не участвовать в союзах против одной из сторон; в случае нападения на одну из сторон двух или нескольких держав союзники были обязаны оказать военную помощь.
Образование Тройственного согласия (Антанты) проходило сложнее – прежде всего из-за русско-английских противоречий на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке – и заняло больше времени. Начало этому процессу было положено 15 августа 1891 г. «Соглашением Гирса – Рибо» (министры иностранных дел Франции и России).
Суть соглашения сводилась к договоренности о совместных действиях в случае, если одна из сторон окажется под угрозой нападения. 5 августа 1892 г. в Петербурге начальниками генеральных штабов России и Франции была подписана военная конвенция, которая носила секретный характер. По условиям конвенции, если бы Франция подверглась нападению со стороны Германии или Италии, то Россия должна была выступить против Германии. В свою очередь, если бы агрессии подверглась Россия, то Франция обязана выступить против Германии. Россия и Франция также договорились о проведении одновременной мобилизации в случае мобилизации сил Тройственного союза.
6 января 1894 г. франко-русская конвенция была ратифицирована. В августе 1899 г. министры иностранных дел Франции и России от имени своих правительств обменялись письмами, подтверждавшими политический и военный союз. Таким образом, формирование русско-французского союза, направленного против Тройственного союза завершилось.
Следующим этапом образования Антанты стало франко-английское и англо-русское сближение. В 1904 г. было подписано англо-французское соглашение- «сердечное согласие», давшее затем название всему англо-франко-русскому военно-политическому союзу. Договор предусматривал разграничение сфер влияния между Англией и Россией в Африке и Азии. Столкновение русско-английских интересов было преодолено, и 18 августа 1907 г. в Петербурге Россия и Великобритания подписали соглашение о сферах влияния в Иране, Афганистане и Тибете.
Это соглашение завершило оформление блока Антанты.
Презентация проекта второй группы
«Цели сторон в войне»
Германия рассчитывала положить конец господству Англии на море, ослабить ее конкуренцию на мировых рынках и захватить колонии. В ее планы входила также аннексия северо-востока Франции, отторжение от России Прибалтики и Кавказа. Как новая динамичная империя стремилась к военному, экономическому и политическому лидерству на европейском континенте, а также включившись в борьбу за колонии только после 1871 года, претендовала на равные права в колониальных владениях Англии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Португалии. Проявляла особую активность в получении рынков.
Австро-Венгрия намеривалась захватить Сербию, отнять у России часть царства Польского, Подолию и Волынь, утвердить свое господство на Балканском полуострове.
Турция рассчитывала на захват российского Закавказья и восстановление своего влияния на Балканах.
Англия стремилась удержать свои колонии и господство на море, отнять у Турции Месопотамию и часть Аравийского полуострова, не могла простить Германии поддержку буров в англо-бурскую войну 1899—1902 годов
Франция стремилась взять реванш за поражение, нанесённое ей Германией в франко-прусской войне 1870—1871 годов, рассчитывала вернуть Эльзас и Лотарингию и присоединить левый берег Рейна и Саарский угольный бассейн.
Россия стремилась сохранить свое влияние на Балканах, контролировать проливы Босфор и Дарданеллы, а также рассчитывала на присоединение Голиции и земель по нижнему течению Немана.
Япония намеревалась захватить германские арендные территории в Китае и острова Тихого океана.
Только Сербия и Бельгия вели войну за свое освобождение.
Презентация проекта третьей группы
«Состояние вооружённых сил»
Вооружённые силы Центральных держав | ||||
Страна | Численность армии после мобилизации (тыс. чел.) | Лёгких орудий | Тяжёлых орудий полевой артиллерии | Самолётов |
Германия | 3822 | 4840 | 1688 | 232 |
Австро-Венгрия | 2300 | 3104 | 168 | 65 |
Итого | 6122 | 7944 | 1856 | 297 |
Вооружённые силы Антанты | ||||
Страна | Численность армии после мобилизации (тыс. чел.) | Лёгких орудий | Тяжёлых орудий полевой артиллерии | Самолётов |
Россия | 5338 | 6848 | 240 | 263 |
Великобритания | 1000 | 1226 | 126 | 90 |
Франция | 3781 | 3360 | 84 | 156 |
Итого | 10119 | 11434 | 450 | 509 |
Вопреки послевоенным утверждениям союзников, германская армия была достаточно слабой. Сильным ударом по германской армии было сокращение ее численности: причиной этого считают недальновидную политику социал-демократов.
На период 1912-1916 в Германии было запланировано сокращение армии, что никак не способствовало увеличению ее боеспособности. Правительство социал-демократов постоянно урезало финансирование армии (что, впрочем, не касается флота). Эта разрушительная по отношению к армии политика привела к тому, что к началу 1914 года в Германии безработица возросла на 8 % (сравнивая с показателями 1910 года). Армия испытывала хронический недостаток необходимого военного имущества. Не хватало современного вооружения. Не хватало средств чтобы в достаточной мере оснастить армию пулеметами – Германия безнадежно отстала в этой области.
Тоже самое касалось и авиации – германский авиапарк был многочисленным, но устаревшим. Основным самолетом германских Luftstreitkräfte был самый массовый, но в тоже время безнадежно устаревший в Европе самолет – моноплан типа “Таубе”. При мобилизации также было реквизировано значительное количество гражданских и почтовых самолетов. Более того, авиация была определена в отдельный род войск лишь в 1916 году, до этого она числилась в “транспортных войсках” (Kraftfahrers). Но авиации уделялось малое значение во всех армиях, кроме французской, где “пятый род войск” должен был выполнять регулярные авианалеты на территорию Эльзас-Лотарингии, Рейнланда, и Баварского Пфальца.
Общие финансовые затраты на военную авиацию во Франции в 1913 году составили 6 млн. франков, в Германии - 322 тыс. марок, в России – около 1 млн. рублей. Последняя добилась значительных успехов, построив незадолго до начала войны первый в мире четырехмоторный самолет, которому суждено было стать первым стратегическим бомбардировщиком.
Cледует опровергнуть беспочвенные рассуждения о слабости русской армии. С 1865 г. ГАУ и Обуховский завод успешно сотрудничали с фирмой Круппа. Эта фирма "Крупп" сотрудничала с Россией и Францией до самого начала войны.
Немецкие верфи (в том числе "лучшая верфь Балтики" Blohm & Voss) строили до начала войны эсминцы для России, среди которых был и впоследствии прославившийся "Новик". Несмотря на русско-французский союз, Крупп и другие германские фирмы исправно посылали свои новейшие на испытания в Россию. Но при Николае II предпочтение стали отдавать французским орудиям. Таким образом, Россия, учтя опыт двух ведущих артиллерийских производителей, вступила в войну с неплохой артиллерией малых и средних калибров, при этом также имея на вооружении 229-мм осадные мортиры Круппа, и многие другие артсистемы крупного калибра. Также, следует отметить, что насыщение пехотных подразделений пулеметами в русской армии не уступало западным странам (по отдельным показателям даже превосходило). Мощь русской армии росла день ото дня, и в 1914 ей должна была "выпасть честь первой бросится в наступление…"
Задолго до начала войны начальник германского Генерального штаба генерал Альфред фон Шлиффен разработал план ведения военных действий в Европе. Он предлагал развернуть военные действия сначала против Франции – «самого сильного, самого мощного, самого опасного врага». В ходе молниеносной войны в течение 6-8 недель разбить Францию. Это будет возможно, если при наступлении правый фланг германской армии совершит обходной маневр через Льеж и Брюссель, нарушив нейтралитет Бельгии.
Шлиффен рассчитывал, что Бельгия не будет оказывать сопротивления германии, а обходной маневр не даст возможности использовать английский экспедиционный корпус. Против же России рассчитывали сначала использовать малые силы (примерно восьмую часть армии). Принимая во внимание огромные российские расстояния, многочисленность населения, противники предполагали, что России потребуется не менее шести недель для организации наступления. К этому времени Франция уже будет разбита и основные силы германия бросит на Восточный фронт. Таким образом германия избежит войны на два фронта.
Хронология объявления войны | ||
Дата | Кто объявил войну | Кому была объявлена война |
28 июля 1914 | ||
1 августа 1914 | ||
2 августа 1914 | Германия | |
3 августа 1914 | Германия | |
4 августа 1914 | Германия | |
5 августа 1914 | Австро-Венгрия | |
6 августа 1914 | Австро-Венгрия | Россия |
6 августа 1914 | Сербия | Германия |
6 августа 1914 | Черногория | Германия |
12 августа 1914 | Великобритания и Франция | Австро-Венгрия |
15 августа 1914 | Германия | |
2 ноября 1914 | Россия | |
5 ноября 1914 | Великобритания и Франция | Турция |
23 мая 1915 | Австро-Венгрия | |
14 октября 1915 | ||
9 мая 1916 | Германия | |
27 августа 1916 | Австро-Венгрия | |
28 августа 1916 | Италия | Германия |
6 апреля 1917 | Германия | |
27 июня 1917 | Германия | |
12 июля 1917 | Германия | |
19 июля 1917 | Германия | |
22 июля 1917 | Германия | |
14 августа 1917 | Германия | |
26 октября 1917 | Германия | |
7 декабря 1917 | США | Австро-Венгрия |
11 ноября 1918 | окончание войны |
Презентация проекта четвертой группы
« Повод к войне»
14 (28) июня 1914 г. в 11 часов утра в главном городе Боснии – Сараево прозвучали выстрелы. Сербским террористом Гаврилой Принципом были убиты австрийский престолонаследник эрцгерцог Франц Фердинанд и его жена Софья. Террористический акт был использован как повод к началу военных действий.
23 июня Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, по поводу которого министр иностранных дел России Сазонов воскликнул: «Это европейская война». Австро-Венгрия требовала от Сербии допустить австрийских следователей на территорию страны и ввести ограниченный контингент войск. Несмотря на попытки Сербии уладить конфликт дипломатическим путем, 28 июля через месяц после террористического акта, Австро-Венгрия начала войну против Сербии, обвинив ее в организации покушения. Еще через несколько дней война превратилась в мировую.
В исторической литературе существует три версии покушения:
1. Виновником покушения объявлялась германская секретная служба, устранившая эрцгерцога, мешавшего осуществлению внешнеполитических планов Вильгельма 2.
2. Покушение совершили члены сербской тайной офицерской организации «Черная рука», которую поддерживало сербское правительство и российский генеральный штаб.
Современные историки считают эти две версии несостоятельными, а третью версию более доказанной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...
Мировой океан. Свойства вод Мирового океана.
Урок географии в 6 классе. Цели: Развивать творческие навыки, познавательный интерес и географическое мышление учащихся....
Методическая разработка по теме "Мировой океан. Части Мирового океана"+ презентация
Тема урока: Мировой океан. Части Мирового океана. Тип урока:урок формирования новых знаний. ЦелиУчебные: способствовать формированию у обучающихся понятий: «Мировой океан», «океан», «море...
Итоговый тест по разделам «Между мировыми войнами» и «Вторая мировая война».
Уважаемые коллеги.Представляю Вам тест, разработанный для I курса техникума. Конечно, вопросы в нем именно те, которые мы разбирали с ребятами на занятиях. В спецификации теста есть вся необходимая ин...
Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.
Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...
ИКТ - урок по географии "Мировой океан. Части Мирового океана"
План-конспект урока "Мировой океан. Части мирового океана", 6 класс. На данном уроке используются различные виды и формы работы с ЭОР....
Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. 10 класс (презентация)
Материалы к уроку содержат основные понятия и вопросы темы, а также практические и проблемные задания....