рабочая программа 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа по истории для обучающихся 7 класса подготовлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004, Примерной программы основного общего образования по истории, письма МО и Н РТ №7931/9 от 16.10.2009 «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном году», базисного учебного плана НКСШИ на2012-2013 учебный год. локального акта НКСШИ «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов ,предметов»
Содержание Всеобщей и Отечественной истории изложено в виде двух курсов, что важно для целостного представления о каждом из них. Этому соответствует существующая ныне система раздельных учебников по Всеобщей истории и истории России. Изучение содержательной линии «история татарского народа и Татарстана» включено в курс Отечественной истории. В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у обучающихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении отечественной, в т.ч. региональной, и всеобщей истории, лучшей организации познавательной деятельности школьников. Распределение содержания исторического образования на ступени основного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики классов. Структурирование учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и навыков, способов деятельности, развития и социализации учащихся составлено с учетом использования УМК, рекомендованных и допущенных МО и Н РФ, согласно Федеральному перечню учебников на 2012-2013 учебный год.
При составлении программы и тематического планирования были использованы:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования и среднего (полного) общего образования// Сборник нормативных документов. История // Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007
- Примерная программа основного общего образования по истории // Департамент государственной политики в образовании МО и науки РФ (приказ Минобразования и науки России от 09.03. 2004 № 1312)
- Программа курса «История Татарстана». Первый концентр. 6-9 классы (64 ч). Казань: ТаРИХ, 2008
Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Изучение истории направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической ин формации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления c исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи:
- развивать историческое мышление школьников на базе материала, представленного в учебных пособиях и дополнительных источников;
- формировать у учащихся понимания исторического прошлого в связи с тенденций современного развития России и мира;
- воспитывать современное историческое сознание и развивать самостоятельное, персонифицированное мышление;
- формировать восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в связи с настоящим;
- знакомить с основными концепциями, описывающими и объясняющими развитие общества;
- формировать историческую грамотность на современном международном уровне;
- развивать умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, опыт, эксперимент, и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Требования к уровню подготовки учеников по истории
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и мира 16-18 вв; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Базовые учебники:
- Дмитриева Новая история, 1500-1800: учебник для 7 кл. М.: Просвещение,
- Пчелов Е.В. История России: учебник для 7 класса
- Гилязов И.А., Пискарев В.И. История Татарстана (вторая половина ХVI-ХVIII вв.) Казань: Хәтер,
Дополнительная литература:
- Алиева С.К. Всеобщая история (в таблицах и схемах). М., 1997
История России XVI-ХVIII вв.
Методические пособия:
- Безносов А.Э., Кушнерева Ю.В. История. Россия и мир: Тесты 7-8 кл. М.: Дрофа, 2011
- Кадневский В.М. История России с древнейших времен до конца 18 века. Тесты. 6-7 и 10 кл. М.: Дрофа, 2011
- Майков А.Н. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца 18 века»: 6-7 кл. М.: Просвещение, 2011
- Набатова О.Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала 16 в.: 6-7 кл. методическое пособие. М.: ВЛАДОС, 2011
- Петр I: материалы к урокам. М.: «Чистые пруды», 2005
- Румянцев В.Я. Задания и вопросы по истории России с древности по 18 в. М., 2002
Дополнительная литература:
- Марасанова В.М. Ярославский край в 18 в. Ярославль, 1997
- Павленко Н.И. Петр Великий. М.: Мысль,1990
- Павленко Н. И. Полудержавный властелин: историческая хроника. М.,1988
История
В помощь учителю
- Агеева И.Д. Кто лучше всех знает Россию? Методическое пособие. М.: Сфера, 2005
- Алексашкина Л.Н. История. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки. М., 2006
- Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1968
- Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. М.: ВЛАДОС,2010
- Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе. М.,2000
- Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории. 5-9 кл. М.,2007
- Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории. 10-11 кл. М.,2007
- Зверева Л.И., Тувельман А.Е. Мир и Россия в новое время: 7 кл. Краткие конспекты уроков для учителя истории. М.: ВЛАДОС, 2002
- Зуев М.Н. История.5-11 кл. Краткий справочник школьника. М.: Дрофа,2007
- Историография истории южных и западных славян. М.: издат. МГУ, 1987
- История: 3000 тестов и проверочных работ. М.: Дрофа,1999
- История в таблицах. 5-11 кл. справочное пособие / автор-составитель А.Т. Степанищев и др. М.: Дрофа,1997
- История. Тренировочные тесты ЕГЭ 2012 / под ред. Алексашкиной Л.Н. М., 2012
- Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М.: ВЛАДОС, 2010
- Кулагина Г.А. Сто игр по истории: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983
- Лернер И.Я. Задачник по истории Отечества: 6-7 кл. М.: Аквариум,2007
- Мочалова Н.М., Мочалова О.Б. Технологический подход в обучении школьников. Казань: МИрас, 2007
- Павлович С.А., Мичурина Н.С. Изготовление наглядных пособий по истории в школе. Пособие для учителей. Ленинград, 1961
- Смирнов С.Г. Задачник по истории России. М.: МИРОС,2005
- Степанищев А.Г. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. Дидактические материалы. М.: Дрофа, 1999
- Уроки по всеобщей и отечественной истории с древнейших времен до 15 века / под ред. В.Р. Степанова. Чебоксары: КЛИо,2008
- Шкарлупина Г.Д. Методика преподавания предметов культурологического цикла. Ростов н/Д: «Феникс»,2005
- Шкарлупина Г.Д. Преподавание истории и обществознания. Ростов н/Д: ,2005
- Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. Ростов н/Д: «Феникс»,2005
Дополнительная литература по истории России:
- Готье Т. Путешествие в Россию. М.: Мысль, 1988
- Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. М.: Эксмо,2009
- Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России (в таблицах и схемах). М., 1997
- Ключевский В.О. О русской истории. М.: Просвещение, 1993
- Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб: Наука, 1994
- Русь многоликая. Думы о национальном. /сост. Д.Н. Меркулов М.:, 1990
- Свет и тени российской короны. Русская государственность в портретах и мнениях. Ленинград, 1990
- Шикман А.П. Деятели отечественной истории: биографический словарь-справочник в 2-х книгах. М.: АСТ-ЛТД, 1997
- Щукин А.Н. Знаменитые россияне: биографический словарь-справочник. М.: Просвещение,1996
Олимпиады:
- Драхлер А.Б. Всеобщая история (вопросы к олимпиаде) М.: ВЛАДОС, 2002
- Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней (вопросы к олимпиаде) М.: ВЛАДОС,2001
- Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 кл. М.: Айрис-пресс,2008
- Школьные олимпиады по истории, обществознанию, праву и граждановедению / автор-составитель Т.И. Тюляева. М.: Астрель,2009
История Татарстана:
Методические пособия:
- Аминов А.М. История татарского народа и Татарстана: схемы, таблицы, тесты. Ч.1 Казань, 2000
- Аминов А.М. История татарского народа и Татарстана: схемы, таблицы, тесты. Ч.2 Казань, 2002
- Аминов А.М. Тесты по истории Татарстана. Казань,1998
- Фокеева И.М. Национально-региональный компонент исторического образования: методическое пособие для учителя. Казань: ТаРИХ,2003
Дополнительная литература:
- Аминов А.М. История Татарстана в схемах и таблицах. Казань,1998
- Безартинов Р.Н. Татары, тюрки – потрясатели Вселенной (история Великих Империй). Новосибирск: ЦЭРИС, 2001
- Зәкиев М.З. Төрки-татар этногенезы. М.: ИНСАН, РФК, 1998
- Имамов В. Запрятанная история татар (национально-освободительная борьба татарского народа в 16-18 вв. за создание независимого государства). Набережные Челны, 1994
- История и культура родного края: учебное пособие-хрестоматия для 5 кл./ сост. Мифтахов Б.М., Исламов Ф.Ф. Казань: Магариф,1993
- История Казани. Кн.2. Казань: Татарское книжное издательство,1991
- Культура народов Татарстана / авт.-сост. Л.А. Харисова. Казань: Магариф, 2005
- Малик Рустам. Педагогическая мысль Ю. Баласагуни. Казань, 1999
- Сабирзянов Г.С. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала в панораме веков. Казань: Магариф, 1995
- Справочник по истории Татарстана / автор-составитель Аминов А.М. Казань,1998
- Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. Казань, 2000
- Хрестоматия по истории Татарстана под ред. Пискарева В.И. Казань: ТаРИХ, 2003
Учебные диски
- Барокко (диск).
- Большая советская энциклопедия (с руководством пользователя) (диск).
- Династия Романовых (диск).
- Занимательная история России. Ч.1. Зарубежная история. Новое и Новейшее время (диск).
- Занимательная история России. Часть 1 (диск).
- Искусство Китая (диск).
- Искусство Северной Америки (диск).
- Искусство символизма (диск).
- Исторический лексикон. 17 век (диск).
- Исторический лексикон. 18 век (диск).
- История военного искусства (диск).
- История мировых цивилизаций Доиндустриальная эпоха (диск).
- История мировых цивилизаций Часть II Эпоха модернизаций (диск).
- История России. 17-19 века (диск).
- История России. С древнейших времен до конца 16 века (диск).
- Светские и духовные властители Европы (диск).
- Энциклопедия истории России 862-1917 (с руководством пользователя) (диск).
- 1С: Образовательная коллекция. История Нового времени, 7 класс (диск).
- 1С: Школа. История России. Часть 1. С древнейших времен до начала XVI в. (диск).
- 1С: Школа. История России. Часть 2. С середины XVI до конца XVIII века (диск).
- Интерактивные карты по истории + 1С: Конструктор интерактивных карт (диск)
- Интерактивное учебное пособие по истории России IX – конца XIX века. Витязь на распутье (диск)
- Страны мира. Оксфордский словарь (диск)
Класс | Курс | кол-во часов в неделю | всего |
7в | История (История нового времени, ХVI-ХVIII вв. (24ч); история России и Татарстана ХVI-ХVIII вв. (36+10) | 2 | 70 |
Контрольно-измерительные материалы
Положения Государственного образовательного стандарта предполагают использование педагогических технологий, связанных с коллективным взаимообучением: «организованный диалог», «работа учащихся в парах сменного состава», «мозговой штурм», «игра», «диспут».
Предполагается, что при реализации данной программы большое внимание будет уделено работе с источниками при ориентации на формирование у обучающихся умений:
— проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
— осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника;
— классифицировать исторические источники по типу информации.
Достижение целей курса происходит через индивидуальную и групповую историко-познавательную деятельность обучающихся, результаты которой целесообразно представить в формах конспекта, исследовательского проекта, публичной презентации.
Также активно используются дидактические и раздаточные материалы: тематические тесты открытого и закрытого типа, тексты документов, интерактивные тесты и задания.
Основное содержание программы
Всеобщая история (24 ч)
История нового времени
Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.
Великие географические открытия и их последствия
Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.
Эпоха Возрождения
Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт.
Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.
Реформация. Утверждение абсолютизма
Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.
Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V.
Тридцатилетняя война и Вестфальская система.
Первые буржуазные революции
Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики.
Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения
Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.
Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война.
Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г.
Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы.
Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.
История России (36 ч)
Российское государство в XVI в.
Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.
Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.
Русская культура XVI в.
Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».
Россия на рубеже XVI-XVII вв.
Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.
Россия в первой половине XVII в.
Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.
Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.
Россия во второй половине XVII в.
Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.
Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.
Русская культура XVII в.
Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.
Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.)
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.
Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.
Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.
Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.)
Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.
Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.
Россия во второй половине XVIII в.
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.
Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.
Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.
Русская культура второй половины XVIII в.
Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.
История Татарстана (10 ч)
Часть II История края в составе Российского государства (вторая половина XVI в. - рубеж XIX-XX вв.)
Раздел I Народы Среднего Поволжья в составе Русского государства.
Тема 1. Освободительная борьба народов края во второй половине XVI в.
"Казанская война" 1552-1557 гг. Руководители повстанцев, главные очаги восстания, основные события и итоги. Восстания 70-80-х гг. XVI в. Исторические последствия завоевания Казанского ханства.
Тема 2. Система управления Казанским краем во второй половине XVI в.
Формирование системы управления Казанским краем. Воеводы, воеводства, "дороги". Приказ Казанского дворца. Татарская судная изба. Строительство городов, засечных черт - опорных пунктов новой власти, колонизации в Поволжье. Казань во второй половине XVI в.
Тема 3. Социально-экономическая и религиозная политика царизма в Среднем Поволжье во второй половине XVI - начале XVII вв.
Формирование сословия служилых татар. Старотатарская слобода Положение ясачных людей. Изменение социального и национального состава населения. Русские помещики, церковь и монастыри в крае. Русское трудовое население.
Политика христианизации в крае. Казанская епархия. "Наказная память" Ивана IV. "Новокрещены". Указ Фёдора Иоанновича.
"Крестьянская война" начала XVII в. в Среднем Поволжье. Причины, особенности и ход крестьянского движения в крае. Авантюра Н. Шульгина. Еналеевское восстание.
Тема 4. Экономическое и социальное развитие края в XVII в. Религиозная политика правительства
Занятия и положение основных групп населения. Ясачное крестьянство. Русское сельское зависимое население. Изменения в положении служилых татар. Ремесленники, торгово-промышленное население. Служилые новокрещены и расширение их прав. Усиление политики христианизации.
Народы Среднего Поволжья в движении С. Разина: причины участия и многонациональный состав участников. Прелестные грамоты С. Разина. Очаги восстания в крае. Последствия движения для народов Среднего Поволжья.
Раздел II Среднее Поволжье в составе Российской империи XVIII в
Тема 1. Край в период петровских преобразований Создание Казанской губернии. Податная реформа и ее социальные последствия, перевод ясачных крестьян в разряд государственных. Создание мануфактур. Суконная мануфактура, Адмиралтейство, пумповый завод. Лашманы. Петр I в Казани. Сокращение татарского землевладения. Промыслы. Торговля.
Тема 2. Религиозная политика царизма в крае в XVIII в. Новый этап христианизации. Создание и деятельность Конторы новокрещенских дел. Лука Конашевич. Разрушение мечетей. Ослабление религиозных притеснений иноверцев во второй половине XVIII в. Посещение Екатериной II Казани и Булгар. Указ 1783 г. о веротерпимости. Создание мусульманского Духовного собрания.
Тема 3. Социально-экономическое развитие края в послепетровскую эпоху
Изменения в сельском хозяйстве и их социальные последствия. Основные категории крестьянства, процесс имущественного расслоения. Развитие промышленности, появление капиталистических мануфактур и мастерских. Крестьянские промыслы. Татарские промышленные предприятия и предприниматели-татары. Расширение торговых связей внутри края и с другими регионами страны. Казань - один из крупнейших торгово-экономических центров России. Татарские купцы. Казанская городовая ратуша татарских слобод.
Тема 4. Народы края в восстании Е.И. Пугачева
Причины участия народов Среднего Поволжья в выступлении Е.И. Пугачева. Манифесты "Петра III", обращенные к нерусским народам. Татарские соратники Е.И. Пугачева. Битва за Казань. Последствия крестьянской войны в крае. Правительственная политика лавирования.
Тема 5. Культура края в XVIII в.
Особенности развития культуры татарского народа Религиозные и светские начала в татарской литературе, общественной мысли. Начало формирования татарского просветительства. Мектебы, медресе. Русские религиозные и светские учебные заведения. Первая Казанская гимназия. С. Хальфин. Изучение края, этнографические исследования Литературная жизнь. М.И. Веревкин, Г.Л Каменев, Г.Р. Державин. Театр ПП. Есипова. Архитектура. ВИ. Кафтырев.
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п | Раздел, тема | содержание | Планируемые результаты | сроки | д\з | |||||
знания | умения | По плану | фактически | |||||||
Вводный урок “Мир в эпоху “Нового времени” |
| Знать: характеристику Нового времени, основные черты традиционного и зарождающегося индустриального общества Понятия: Новое время | Объяснять значение понятия Новое время Характеризовать источники, рассказывающие о Новом времени, в том числе памятники этой эпохи, сохранившиеся в современном мире | 1.09 | ||||||
Великие географические открытия и их последствия | ||||||||||
Великие географические открытия и их последствия |
| Знать: причины и предпосылки Великих географических открытий и их последствия Персоналии: Х. Колумб, Ф. Магеллан, Васко да Гама Понятия: колонизация, Великие географические открытия, пиратство, каперство | Показывать на карте маршруты мореплавателей, открывших Новый Свет, и колониальные владения европейцев в Америке, Азии, Африке Раскрывать экономические и социальные последствия Великих географических открытий для Европы и стран Нового Света | 3.09 | П1 | |||||
Колониальные захваты |
| Знать: причины и предпосылки Великих географических открытий и их последствия Персоналии: Э.Кортес, Ф. Писарро, Ф. Дрейк Понятия: колонизация, Конкиста, ВГО, пиратство, каперство | Показывать на карте маршруты мореплавателей, открывших Новый Свет, и колониальные владения европейцев в Америке, Азии, Африке Раскрывать экономические и социальные последствия Великих географических открытий для Европы и стран Нового Света | 8.09 | П2 | |||||
Эпоха Возрождения | ||||||||||
Гуманизм |
| Знать: идеи гуманизма Персоналии: Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Понятия: гуманизм, эпоха Возрождения, античность, индивидуализм | Высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества | 10.09 | П7 | |||||
Искусство Ренессанса |
| Знать: творчество «титанов Возрождения» Персоналии: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти, Дюрер, Босх, Брейгель Старший, Брейгель Младший Понятия: Ренессанс, Итальянское Возрождение, Северное Возрождение. | Установление преемственных связей между культурами античности и Возрождения, формирование собственного впечатление от произведения искусства Давать характеристики личности и творчества представителей Высокого Возрождения | 15.09. | П9 | |||||
Переворот во взглядах на природу. |
| Знать: основные открытия в естественнонаучных дисциплинах Персоналии: Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, Р. Декарт, Бэкон, Ньютон Понятия: астрология, алхимия, «охота на ведьм», рационализм | Работать с дополнительными источниками, выделять главное и систематизировать выделенное | 17.09 | П4 | |||||
Зарождение капиталистических отношений |
| Знать: условия, необходимые для зарождения капиталистических отношений Понятия и термины: капитализм, мануфактура, ломбард, буржуазия, пролетариат | Раскрывать значение понятий мануфактура, «новое дворянство», расслоение крестьянства, капитализм Характеризовать важнейшие изменения в социальной структуре европейского общества в раннее Новое время | 22.09 | П6 | |||||
Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. |
| Знать: возникновение мануфактур, развитие товарного производства Понятия: промышленный переворот, фабрика, абсолютизм, меркантилизм, протекционизм | Объяснять предпосылки формирования и сущность капиталистического производства | 29.09 | П5 | |||||
Российское государство в XVI в. | ||||||||||
Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины ХVI века |
| Персоналии: Иван IV, Елена Глинская, митрополит Макарий, Сильвестр, Курбский, Адашев Понятия: держава, скипетр, Избранная рада, Земский собор, централизованное государство, приказы, дворяне Даты: 1535-1538 - денежная реформа | Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале 16 в. Объяснять значение понятий приказ, Земский собор, стрелецкое войско, заповедные лета Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг. Изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглава, царских указов и др.) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти | 01.10 | 1.4.3 Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Опричнина | |||||
Расширение территории государства (Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири) |
| Персоналии: Ермак, Кучум, Стефан Баторий, Иван Шуйский, Девлет-Гирей Даты: 2.10.1552 – взятие Казани, 1556 – присоединение Астраханского ханства,1558-1583 - Ливонская война, 1581 – поход Ермака в Сибирь; | Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака и др. Объяснять, какие цели преследовал Иван ΙV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси Раскрывать, каковы были последствия Ливонской войны для Русского государства | 6.10 | 1.4.4* Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири) | |||||
Освободительная борьба народов края |
| Понятия: «Казанская война», колонизация, многонациональное государство, повстанцы, национально-религиозный гнет Персоналии: Иван Грозный, Хусаин Сеит, Мамич Берды | Раскрывать причины и основные этапы освободительной войны, характеризовать последствия завоевания Казанского ханства | 8.10 | ||||||
Управление Казанским краем во второй половине 16 века. |
| Понятия: Большой воевода, меньший воевода, приказ Казанского дворца, татарский голова. | Характеризовать систему управления Казанским краем | 13.10 | ||||||
Опричнина. |
| Понятия: опричнина, земщина, опричник Персоналии: Иван ΙV Грозный, Малюта Скуратов, митрополит Филипп, Владимир Старицкий Знать: причины, сущность и последствия опричнины Даты: 1565-1572 - опричнина; 1571 – поход Девлет-Гирея | Объяснять причины, сущность и последствия опричнины Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков Составлять характеристику Ивана ΙV Грозного Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана ΙV Грозного, а также в обмене мнениями о нем как правителе и человеке Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана ΙV Грозного | 15.10 | ||||||
Русская культура XVI в. | ||||||||||
Русская культура XVI в. |
| Знать: Шатровый стиль в архитектуре Персоналии: Иван Федоров, И. Пересветов, Дионисий. Даты: 1564 – создание первой русской печатной книги «Апостол» Термины: Четьи Минеи, «Домострой», «Сказание о князьях Владимирских». | Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в Московской Руси 16 в. Осуществлять поиск информации для сообщений о памятниках культуры 16 в. и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона) Рассказывать о нравах и быте русского общества 16 в., используя информацию из источников | 20.10 | П.14 | |||||
Повторительно-обобщающий урок по теме: Россия в XVI в. | Итоговое тестирование | Знать: основные изменения в экономике, социальных отношениях, государственном строе и культуре в XVI в. | Логические операции анализа и синтеза | 22.10 | ||||||
Реформация. Утверждение абсолютизма | ||||||||||
Реформация. |
| Персоналии: М. Лютер, Т.Мюнцер, Ж. Кальвин. Знать: причины и итоги реформации Понятия: религиозные войны, кальвинизм, кальвинистская церковь, пресвитер, протестантизм, лютеранство | Раскрывать значение понятий Реформация, протестанизм, лютеранство, кальвинизм, контрреформация Рассказывать о крупнейших деятелях европейской Реформации Характеризовать основные положения протестантских учений, объяснять, что они меняли в сознании и жизни людей | 21.10 | П.10 | |||||
Контрреформация. |
| Персоналии: И. Лойола. Понятия: Реформация, религиозные войны, кальвинизм, кальвинистская церковь, пресвитер, орден иезуитов, Контрреформация, религиозные войны | Излагать основные события и итоги религиозных войн 16-17 вв Давать оценку сущности и последствиям религиозных конфликтов, высказывать и аргументировать свое отношение к ним. | 23.10 | П.11 | |||||
Утверждение абсолютизма. |
| Персоналии: Генрих VIII, Мария Кровавая, Елизавета I., Кардинал Ришелье, Людовик XIV, Карл V Понятия: Англиканская церковь, пуритане, «кровавое законодательство» Тюдоров, корсар, капер, эдикт, гугенот, месса, гарант, лидер Знать: процесс формирования централизованных государств в Европе Даты: 1572 - Варфоломеевская ночь | Рассказывать, используя карту, о процессах формирования централизованных государств в Европе Объяснять, что способствовало образованию централизованных государств в Европе в раннее Новое время Объяснять причины военных конфликтов между европейскими державами в раннее Новое время Объяснять, как строились отношения монархов, имевших абсолютную власть, и их подданных | 28.10 | ||||||
Тридцатилетняя война и Вестфальская система |
| Даты: 30-летняя война (1618-1648 гг.), Знать: основы новых отношений между государствами Европы, новая политическая карта Европы Термины: коалиция, батальон, Вестфальский мир, | Характеризовать масштабы и последствия военных действий в ходе Тридцатилетней войны, значение Вестфальского мира | 30.10 | ||||||
Россия на рубеже XVI-XVII вв. | ||||||||||
Смутное время. |
| Персоналии: Царь Федор Иванович, Б.Годунов, В. Шуйский, Дмитрий Иванович; Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, И. Болотников Даты: годы правлений, 1590-1593 – русско-шведская война, 1589 - учреждение патриаршества, 1591 – гибель царевича Дмитрия в Угличе; Понятия: патриаршество, самозванство, Смутное время, интервенция | Объяснять значение учреждения патриаршества Систематизировать материал об основных процессах социально-экономического и политического развития страны в 16 в. (закрепощение крестьян, укрепление самодержавия и др.) Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце 16 в. Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова Объяснять смысл понятий Смута, самозванец, интервенция Раскрывать, в чем заключались причины Смуты начала 17 в. Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия, отрядов под предводительством И. Болотникова и др. Систематизировать исторический материал в хронологической таблице «Смутное время в России» | 11.11 | П1.2.3 | |||||
Борьба против внешней экспансии. К.Минин, Д.Пожарский |
| Персоналии: К.Минин, Д.Пожарский, Ляпунов, Заруцкий, Трубецкой, Дм. Пожарский, К. Минин, Сигизмунд III, Михаил Романов Понятия: Смутное время, семибоярщина, самозванцы, интервенция, смута, ополчение; Даты: 1598-1613 - Смутное время, 1603 – восстание Хлопко, 1606-1607 - движение под предводительством И. Болотникова, 1611 – первое ополчение, 1611-1612 – второе ополчение | Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты, используя информацию учебника и исторических источников (возможны ролевые высказывания) Характеризовать последствия Смуты для Российского государства Показывать на исторической карте направления походов польских и шведских интервентов, движения отрядов Второго ополчения Высказывать и обосновывать оценку действий участников освободительных ополчений | 13.11 | П.5.6. | |||||
Социально-экономическая и религиозная политика царизма в Среднем Поволжье во второй половине XVI - начале XVII вв. |
| Понятия и термины: старотатарская слобода, Казанская епархия, "Наказная память" Ивана IV, "Новокрещены" Знать: причины, особенности и ход крестьянского движения в крае, положение ясачных людей, Указ Фёдора Иоанновича | Рассказывать о формировании сословия служилых татар, русского трудового населения.
| 18.11 | ||||||
Первые буржуазные революции | ||||||||||
Нидерландская буржуазная революция |
| Понятия и термины: штатгальтер, гезы, иконоборцы, террор, уния, революция; Персоналии: Вильгельм Оранский, Филипп II, Альба; Даты: 1588 – образование Республики Соединенных провинций Нидерландов | Характеризовать значение Нидерландской революции для истории страны и европейской истории | 20.11 | П.14 | |||||
Английская буржуазная революция |
| Знать: Причины революции, Термины: гражданская война, джентри, круглоголовые, кавалеры, парламент Персоналии: Карл Стюарт, Оливер Кромвель, Даты: 1640-1653 – Долгий парламент 1640-1646 – первая гражданская война, 1648-1649 – вторая гражданская война, 1649 (30.01) – казнь Карла I | Систематизировать материал по истории Английской революции 17 в. (в форме периодизации, таблиц и др.) Характеризовать позиции участников революции, выявляя их различие на отдельных этапах борьбы Составлять характеристики известных участников событий, высказывая и обосновывая свои оценки | 25.11 | П.22 | |||||
Реставрация монархии |
| Персоналии: О. Кромвель, Вильгельм Оранский, Карл II Знать: этапы борьбы за власть Даты: 1653-1658 - протекторат Кромвеля; 1660 - реставрация Стюартов; 1688 - “славная революция” Термины: протекторат, реставрация, парламентская монархия | Характеризовать позиции участников революции, выявляя их различие на отдельных этапах борьбы Составлять характеристики известных участников событий, высказывая и обосновывая свои оценки Высказывать суждение о значении Английской революции 17 в. Для британской и европейской истории | 27.11 | П.22 | |||||
Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе |
| Знать: новшества в промышленности, итоги и социальные последствия промышленного переворота Термины: промышленный переворот, аграрная революция, завод, фабрика, акционерное общество, модернизация, промышленная буржуазия, наемные рабочие, промышленная революция Персоналии: Джеймс Уайтт, Джон Кей, Ричард Аркрайт, Джеймс Харгривс, Нед Лудд | Объяснять предпосылки и начало промышленного переворота Сравнивать мануфактуру и фабрику Характеризовать основные черты аграрной революции | 2.12 | П.27 | |||||
Россия в первой половине XVII в. | ||||||||||
Россия при первых Романовых. |
| Персоналии: Царь Михаил Федорович, Патриарх Филарет. Знать: последствия Смуты и их преодоление Даты: 1632-1634 – Смоленская война, 1613 г - Земский Собор, 1613-1645 гг -правление Михаила Романова Термины: Земский Собор, династия, пятинные деньги, соха | Картографические умения, прослеживать причинно-следственные связи | 4.12 | П.7 | |||||
Экономическое развитие России XVII в. |
| Понятия и термины: бобыли, мелкотоварное производство, наемный труд, мануфактуры, промышленники, всероссийский рынок, ярмарки Знать: формирование всероссийского рынка, развитие торговых связей Даты:1667г - Новоторговый устав Персоналии: Ордин-Нащокин | Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в 17 в. Объяснять значение понятий мелкотоварное производство, мануфактура, крепостное право Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России | 9.12 | П9п | |||||
Россия во второй половине XVII в. | ||||||||||
«Соборное Уложение» 1649 г |
| Знать: основные положения Соборного уложения Понятия: стан, волость, воевода, Соборное уложение, абсолютизм Персоналии: Михаил Федорович, Филарет, Алексей Михайлович Даты: 1649 г - «Соборное Уложение», 1645-1676- правление Алексея Михайловича, | Объяснять смысл понятия абсолютизм (с привлечением знаний из курса всеобщей истории) Анализировать отрывки из Соборного Уложения 1649 г. и использовать их для характеристики политического устройства России Разъяснять, в чем заключались функции отдельных представительных и административных органов в системе управления государством Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича | 11.12 | П.8 | |||||
Установление крепостного права |
| Знать: основные этапы закрепощения крестьян Понятия: Юрьев день, заповедные лета, урочные лета, крепостное право Даты: 1497 – Судебник, 1581 - заповедные лета, 1649 г - «Соборное Уложение» | Составлять таблицу «Основные сословия в России 17 в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества Анализировать отрывки из Соборного Уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян | 16.12 | П.8 | |||||
Церковный раскол. Никон и Аввакум. |
| Персоналии: Никон и Аввакум. Даты: 1653-1655 – церковная реформа патриарха Никона, 1666-1667 – церковный собор, отстранивший Никона от патриаршества; Понятия: старообрядчество, раскол, протопоп Знать: причины и суть церковных реформ | Объяснять смысл понятий церковный раскол, старообрядцы Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума (в том числе в форме высказывания в ролевой ситуации) | 18.12 | П11 | |||||
Социальные движения второй половины XVII в. |
| Знать: причины и последствия народных выступлений Понятия: восстание, бунт, прелестные письма, голытьба, поход за зипунами, домовитые казаки Даты: 1648 – Соляной бунт, 1662 – Медный бунт, 1667- 1671 - движения под предводительством С. Разина, 1668-1676 – Соловецкое восстание Персоналии: С. Разин, Алексей Михайлович | Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту Раскрывать причины народных движений в России 17 в. Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России 17 в.» | 23.12 | П.12 п.8 | |||||
Экономическое и социальное развитие края в XVII в. Религиозная политика правительства |
| Знать: особенности изменений в положении различных групп, особенности крестьянских выступлений в крае Персоналии: Джан-Али, Еналей, С. Разин; Понятия: имущественное расслоение, «переведенцы», «служилые новокрещены» | Выявить изменения в положении различных групп Уяснить особенности крестьянских выступлений в крае | 25.12 | П. | |||||
Внешняя политика России в XVII в. |
| Даты: 1654 – воссоединение Украины с Россией, 1654-1667 – русско-польская война, 1687, 1689 – походы против Крымского ханства; Понятия и термины: реестры, гетман, рада Персоналии: Б. Хмельницкий | Показывать на карте территорию России и области, присоединенные к ней в 17 в., ход войн и направления военных походов Объяснять, в чем заключались цели и результаты внешней политики России в 17 в. | 13.01 | ||||||
Завершение присоединения Сибири. |
| Персоналии: Ермак, Московитин, Дежнев, Попов, Атласов, Поярков, Хабаров Даты: 1648-1649 – экспедиция Дежнева и Попова; 1649-1653 – экспедиция Хабарова Знать: русских землепроходцев | Показывать на карте территории расселения народов в Российском государстве 17 в., маршруты отрядов первопроходцев в Сибири и на Дальнем Востоке Составлять рассказ (презентацию) о народах, живших в России 17 в., используя материалы учебника и дополнительную информацию (в том числе по истории края) | 15.01 | ||||||
Русская культура XVII в. | ||||||||||
Обмирщение культуры в XVII в. |
| Персоналии: С. Полоцкий, Даты: 1672 – открытие первого в России театра при дворе Алексея Михайловича, 1687 – открытие Славяно-греко-латинской академии Термины: сатира, биографическая повесть Знать: новые веяния в отечественной культуре 17 в. | Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре 17 в. Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуре 17 в., а также для участия в ролевых играх (например, «Путешествие по русскому городу 17 в.») | 20.01 | ||||||
Архитектура и живопись XVII в. |
| Термины: изразцы, московское барокко, парсуна Персоналии: Симон Ушаков. Знать: основные черты архитектурных стилей | Составлять описание памятников культуры 17 в. (в том числе находящихся на территории края, города); характеризовать их назначение, художественные достоинства и др. | 22.01 | П20 | |||||
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения | ||||||||||
Эпоха Просвещения. |
| Персоналии: И. Ньютон. Д. Локк, Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Понятия и термины: Эпоха Просвещения, разделение властей, просветители, энциклопедисты, барокко, классицизм, сентиментализм Знать: основные идеи просветителей и их общественное значение | Характеризовать предпосылки Просвещения в европейских странах Раскрывать значение понятий Просвещение, энциклопедисты, права человека, просвещенный абсолютизм Объяснять, в чем заключались основные идеи просветителей и их общественное значение (используя тексты исторических источников) Составлять характеристики деятелей Просвещения | 27.01 | П24 | |||||
Художественная культура XVII-XVIII вв |
| Знать: художественные стили европейского искусства и их представителей Персоналии: Ватто, Гете, Бах, Ж.Л.Давид, Моцарт Понятия: барокко, классицизм, сентиментализм, рококо, неоклассицизм, идеальный герой, гуманисты, просветители, | Называть важнейшие научные открытия и технические изобретения 16-18 вв., объяснять, в чем заключалось их значение для того времени и для последующего развития Характеризовать художественные стили европейского искусства 16-18 вв., приводить примеры относящихся к ним архитектурных сооружений, произведений изобразительного искусства, музыки и литературы Представлять описание памятников культуры рассматриваемого периода, высказывая суждения об их художественных особенностях | 29.01 | ||||||
Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. |
| Персоналии: Фридрих II., Мария-Тереза, Иосиф II Понятия: просвещенный абсолютизм, абсолютная монархия Знать: сущность просвещенного абсолютизма Даты: 1756-1763 гг - Семилетняя война | Систематизировать факты, относящиеся к международным отношениям 17-18 вв. (в форме таблиц, тезисов) Объяснять, какие интересы лежали в основе конфликтов и войн 17-18 вв. Высказывать оценочные суждения о характере и последствиях войн (с использованием свидетельств исторических источников) | 03.02 | ||||||
Война за независимость |
| Знать: углубление знаний об условиях, необходимых для формирования национального самосознания, а также о правах человека; Понятия: пилигрим, национальное самосознание, лоялист, «бостонское чаепитие», «Декларация независимости», конституция Персоналии: Б. Франклин, Т. Джефферсон, Вашингтон. Даты: 1775-1783 - война за независимость; 04.07.1776 – Декларация независимости и образования США | Рассказывать о ключевых событиях войны североамериканских колоний за независимость (используя историческую карту) Составлять характеристики активных участников борьбы за независимость, «отцов-основателей» США Объяснять, в чем заключалось историческое значение образования Соединенных Штатов Америки | 05.02 | П28 | |||||
Образование США. |
| Знать: политическую систему США, Конституция США Персоналии: Б. Франклин, Т. Джефферсон, Вашингтон Понятия: конституция, суверенитет, федерация, импичмент Даты: 1787 г. – Конституция США | Составлять характеристики активных участников борьбы за независимость, «отцов-основателей» США Объяснять, в чем заключалось историческое значение образования Соединенных Штатов Америки | 10.02 | П29 | |||||
Великая французская революция. |
| Понятия: хлебный бунт, санкюлот, сословие, белая эмиграция, правые, левые, диктатура, декрет, умеренные, снисходительные, «бешеные» Учредительное собрание, Конвент, жирондисты, якобинцы, санкюлот, «Марсельеза», террор, гильотина Персоналии: Людовик XVI, граф Мирабо, Лафайет, М. Робеспьер, Ж. П. Марат, Ж.Ж. Дантон, Н. Бонапарт, Ж. Ру Знать: причины и предпосылки Французской революции, основные течения в лагере революции Даты: 1789-1799 - Великая французская революция; 14.07.1789 – взятие Бастилии; 26.08.1789- «Декларация прав человека и гражданина»; 21.01.1793 – казнь Людовика XVI | Характеризовать причины и предпосылки Французской революции Систематизировать материал о событиях и участниках Французской революции (в форме периодизации, таблиц и т.д.) Характеризовать основные течения в лагере революции, политические позиции их участников Излагать главные идеи «Декларации прав человека и гражданина» и объяснять, в чем заключалось их значение для того времени и для последующей истории Составлять характеристики деятелей революции, высказывать и аргументировать суждения об их роли в революции | 12.02 | П30 | |||||
Революционные войны. Наполеон Бонапарт. |
| Понятия: террор, белая эмиграция, якобинцы, диктатура, гильотина, декрет, термидорианцы, Директория; Персоналии: М. Робеспьер, Ж. П. Марат, Ж.Ж. Дантон, Н. Бонапарт, Ж. Ру Даты: 27.07.1794 - термидорианский переворот; 09.11.1799 – свержение Директории, конец революции | Характеризовать основные течения в лагере революции, политические позиции их участников Составлять характеристики деятелей революции, высказывать и аргументировать суждения об их роли в революции | 17.02 | П31 | |||||
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации |
| Знать: Основные черты традиционных обществ, особенности социально-экономического, культурного и политического развития стран Востока Термины: «могол», клан, сипай, богдыхан, кортеж, самурай, регламентация, конфуцианство, буддизм, синтоизм, сегун, «закрытие» страны. Персоналии: И. Токугава, | Показывать на карте территории крупнейших государств Азии 16-18 вв. Раскрывать основные черты экономической и политической жизни стран Азии в рассматриваемый период Объяснять, как складывались отношения европейских государств и стран Востока в 16-18 вв. | 19.02 | П32 | |||||
Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.) | ||||||||||
Россия на рубеже XVII-XVIII вв. |
| Персоналии: Петр I, Софья Алексеевна, Иван V, Ордин-Нащокин, Голицын Понятия: гвардия, лавра, местничество, регенство, стрельцы Даты: 1676- 1682 – правление Федора Алексеевича, 1682-1689 – правление царевны Софьи; 1682 – отмена местничества, стрелецкий бунт Знать: предпосылки реформ первой четверти XVIII в | Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже 17-18 вв., используя историческую карту Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований | 24.02 | П.25 | |||||
Воцарение Петра I. |
| Даты: 1695,1696 – азовские походы, 1697-1698 – великое посольство Персоналии: Петр I, Софья Алексеевна, Лефорт, Головин, Возницын, А. Меншиков; | Использовать историческую карту в рассказе о событиях Азовских походов, Великого посольства | 26.02 | П.17 | |||||
Северная война. |
| Знать: этапы войны, реформа армии; основные сражения: битва под Полтавой, у мыса Гангут, Прутский поход; Персоналии: Петр I, Карл XII, Август II, Б.П. Шереметьев, А.Д. Меньшиков, Левенгаупт, Мазепа Термины: рекрут, конфузия, коалиция Даты: 1700-1721 - Северная война; 1708 – битва при Лесной; 1709 – Полтавская битва; 1711 – Прутский поход; 1707-1709 - Восстание К.Булавина; 1722-1723 - Каспийский поход; 1714 – Гангутский бой; 1720 – Гренгамский бой; 1721 – провозглашение России империей | Объяснять причины Северной войны Использовать историческую карту в рассказе о событиях Северной войны Показывать на исторической карте районы народных движений Характеризовать причины, участников и итоги восстаний Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту Объяснять цели Прутского и Каспийского походов Давать оценку внешнеполитической деятельности Петра Ι | 3.03 | П.18 | |||||
Преобразования первой четверти 18 века. Петр I |
| Даты: 1718-1724 - подушная подать, 1724 – принятие Таможенного тарифа; Знать: экономические преобразования в сельском хозяйстве, в промышленности, торговле, денежная и налоговая реформы Персоналии: Петр I, Алексей Петрович, Евдокия Лопухина Понятия: протекционизм, меркантилизм, приписные крестьяне, посессионные крестьяне, подушная подать, ремесленные цехи, мануфактуры, подушная подать | Характеризовать важнейшие преобразования Петра Ι и систематизировать материал (в форме таблицы «Петровские преобразования») Объяснять смысл понятий и терминов протекционизм, меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне Объяснять сущность царских указов о единонаследии, подушной подати Давать оценку итогов социальной политики Петра Ι | 5.03 | П.21 | |||||
Государственные реформы Петра I |
| Даты: 1711 – создание Сената, 1714 – указ о единонаследии, 1718-1720 – введение коллегий, 1708 – деление страны на 8 губерний, Знать: реформы: госаппарата, местного управления, городская, упразднение патриаршества, Персоналии: Петр I, Алексей Петрович, Евдокия Лопухина Понятия: коллегии, Сенат, Синод, обер-прокурор | Характеризовать важнейшие преобразования Петра Ι и систематизировать материал (в форме таблицы «Петровские преобразования») Объяснять сущность царских указов о единонаследии Давать оценку итогов государственной политики Петра Ι | 10.03 | П.22 | |||||
Народные движения при Петре I |
| Знать: причины народных волнений Персоналии: Петр I, К. Булавин, Т.И. Ржевский, Яков Носов, Б.П. Шереметьев, Ю.В. Долгорукий, В.В. Долгорукий Даты: Восстание в Астрахани – 1705-1706 гг. Восстание К. Булавина – 1707-1708 гг. Восстание башкир – 1705-1711 гг. | Выявлять главные причины народных волнений, систематизировать новый исторический материал в таблице | 12.03 | П.23 | |||||
Образование Российской империи. Абсолютизм. |
| Персоналии: Петр I, Алексей Петрович, Евдокия Лопухина Понятия: Табель о рангах Знать: Даты: 1722 – табель о рангах, | Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики социальной политики власти Объяснять сущность царских указов о престолонаследии | 17.03 | ||||||
Край в период петровских преобразований |
| Знать: изменения в результате петровских реформ в крае Термины: модернизация, губерния, лашманы, подушная подать | Отмечать особенности края, оперировать терминами и понятиями | 19.03 | ||||||
Культура России в эпоху петровских преобразований |
| Персоналии: В. Растрелли, И. Никитин, Зубов, Коробов, Земцов, Трезини, Леблон, Растрелли, Нартов, Брюс Понятия: канты, гравюра, ассамблеи, клавикорды, барокко, гражданский шрифт Знать: основные преобразования в области культуры и быта, роль петровских преобразований в истории страны Даты: 1700 – введение нового летоисчисления, 1703 – начало издания первой печатной газеты «Ведомости», 1724 – указ об учреждении Академии наук | Характеризовать основные преобразования в области культуры и быта Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с использованием информации из исторических источников («Юности честное зерцало», изобразительные материалы и др.) Участвовать в подготовке и проведении игры-путешествия «Петровский Петербург» Приводить и обосновывать оценку итогов деятельности Петра Ι для российской истории | 2.04 | П.30 | |||||
Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.) | ||||||||||
Дворцовые перевороты |
| Знать: причины и последствия дворцовых переворотов, роль гвардии и аристократии в государственной жизни Персоналии: Екатерина I, А. Меншиков, Петр II, Долгорукие, Остерман, Елизавета Петровна, Анна Ивановна, Бирон, Миних, Анна Леопольдовна, Иван VI, Шувалов, Екатерина II, Потемкин, Орловы, Петр III Даты: годы правлений императоров Понятия: бироновщина, фаворитизм | Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику преемников Петра Ι Составлять исторический портрет Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны | 7.04 | П.26-27 | |||||
Россия в 1725-1762 гг.: дела внутренние |
| Даты: 1754 – учреждение Дворянского и Купеческого банков Знать: политику государства в отношении разных слоев общества | Характеризовать внутреннюю политику преемников Петра Ι | 9.04 | П.35 | |||||
Россия в 1725-1762 гг.: дела внешние |
| Знать: внешнюю политику преемников Петра Ι Даты: 1735-1739 – русско-турецкая война, 1756-1763 – семилетняя война | Характеризовать внешнюю политику преемников Петра Ι Рассказывать об участии России в Семилетней войне, важнейших сражениях и итогах войны | 14.04 | П.33 | |||||
Россия во второй половине XVIII в. | ||||||||||
“Просвещенный абсолютизм” Екатерины II. |
| Персоналии: Екатерина II, Новиков, Радищев, Даты: 1764 – указ о секуляризации церковных земель, 1767 – созыв Уложенной комиссии, 1775 – губернская реформа, 1785 – жалованная грамота дворянству Понятия: «просвещенный абсолютизм», секуляризация, уложенная комиссия | Раскрывать сущность понятия просвещенный абсолютизм (с привлечением знаний из всеобщей истории) Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики просвещенного абсолютизма в России Представлять характеристику (исторический портрет) Екатерины ΙΙ и ее деятельности Анализировать отрывки из жалованных грамот дворянству и высших слоев городского населения | 16.04 | ||||||
Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. |
| Знать: положение крестьян во второй половине 18 в. Понятия: крепостное право, натуральное хозяйство, товарно-денежные отношения Даты: 1765 – указ о разрешении помещикам отправлять крестьян не только в ссылку, но и на каторгу; 1767 – запрет крестьянам жаловаться монарху на своего помещика; 1783 – запрет крестьянам Левобережной и Слободской Украины переходить от одного владельца к другому Персоналии: Екатерина ΙΙ | Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов истории края) Характеризовать положение крестьян во второй половине 18 в. Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре Ι и Екатерине ΙΙ | 21.04 | ||||||
Социально-экономическое развитие края в послепетровскую эпоху |
| Понятия: «сам-3», капиталистическая мануфактура, крестьянские промыслы, Казанская городовая ратуша, предпринимательство, крестьянская война, губернская реформа Персоналии: Бахтияр Канкаев, Суворов, Пушкин Знать: особенности проведения реформ в Казанской губернии | Указать особенности проведения реформ в Казанской губернии Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (с использованием материалов истории края) | 23.04 | ||||||
Религиозная политика царизма в крае в XVIII в. |
| Знать: о создании и деятельности Конторы новокрещенских дел, Персоналии: Лука Конашевич. Даты: 1783 г. - Указ о веротерпимости. | Характеризовать религиозную политику царизма в крае в XVIII в. | 28.04 | ||||||
Социальные движения. Е.И. Пугачев |
| Персоналии: Е.И. Пугачев, Михельсон, Даты: 1773-1775 – восстание под предводительством Е. Пугачева Знать: причины и последствия крестьянской войны | Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. Пугачева Раскрывать причины восстания и его значение Давать характеристику личности Е. Пугачева, привлекая наряду с материалами учебника, дополнительные источники информации Характеризовать внутреннюю политику Екатерины ΙΙ после Пугачевского восстания | 30.04 | П.34 | |||||
Народы края в восстании Е.И. Пугачева |
| Даты: 1773-1775 – восстание под предводительством Е. Пугачева Знать: причины и последствия крестьянской войны Персоналии: Салават Юлаев | Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. Пугачева Раскрывать причины восстания и его значение | 5.05 | ||||||
Россия в войнах второй половины XVIII в. Присоединение новых территорий. |
| Термины: нейтралитет Персоналии: А.В. Суворов, П.А. Румянцев, А.Г. Орлов, Спиридов, Г.А. Потемкин, М.И. Кутузов, Ф.Ф. Ушаков, Т. Костюшко Знать: цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети 18 в., территории, вошедшие в состав Российской империи | Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети 18 в. Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети 18 в., места сражений в русско-турецких войнах Высказывать суждение о том, что способствовало победам русских войск Составлять исторические портреты А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова и оценивать их деятельность | 7.05 | П.33 | |||||
Россия на рубеже XVIII -XIX вв. |
| Даты: 1796-1801 - годы правления Павла I, 11 марта 1801 – убийство Павла I Персоналии: Павел I, П.А. Пален Знать: основные мероприятия внутренней политики Павла Ι | Характеризовать основные мероприятия внутренней политики Павла Ι Составлять исторический портрет Павла Ι на основе информации учебника и дополнительных источников | 12.05 | П.36 | |||||
Внешняя политика при Павле |
| Даты: 1799 – Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова, Персоналии: Павел I, А.В. Суворов Знать: основные мероприятия внешней политики Павла Ι | Характеризовать основные мероприятия внешней политики Павла Ι Составлять исторический портрет А.В. Суворова и оценивать его деятельность | 14.05 | П.36 | |||||
Русская культура второй половины XVIII в. | ||||||||||
Век Просвещения. |
| Персоналии: М.В. Ломоносов, А.Радищев, Н. Новиков, М. Щербатов, Е. Дашкова, В. Татищев, И. Болтин, И.И. Бецкой, В. Беринг, С.П. Крашенинников, Державин, Карамзин, Фонвизин, Сумароков Знать: основные идеи общественной мысли в России во второй половине 18 в. Даты: 1755 г. - основание Московского университета; 1783г. – учреждение Российской Академии | Рассказывать об общественной мысли в России во второй половине 18 в. Характеризовать деятельность Н.И. Новикова и А.Н. Радищева Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры 18 в. | 19.05 | П.37 | |||||
Художественная культура 18 в. |
| Знать: достижения культуры 18 в., вклад народов России в мировую культуру 18 в. Персоналии: Ф. Волков, Растрелли, Шубин, Боровиковский, Левицкий, Рокотов, Аргунов, Понятия: театр, классицизм, сентиментализм | Составлять описание отдельных памятников культуры 18 в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры 18 в. Участвовать в подготовке выставки «Культурное наследие родного края в 18 в.» Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблиц и т.п.) Характеризовать вклад народов России в мировую культуру 18 в. Высказывать и аргументировать оценки наиболее значительных событий и явлений, а также отдельных представителей отечественной истории 18 в. | 21.05 | П.38 | |||||
Быт и нравы |
| Знать: особенности жизни основных сословий России Понятия: парик, камзол, кафтан, фижмы, корсет, парадный двор, флигель, вестибюль, Эрмитаж, | Составлять описание отдельных памятников культуры 18 в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения Высказывать и аргументировать оценки наиболее значительных событий и явлений, а также отдельных представителей отечественной истории 18 в. | 26.05 | П.38 | |||||
Культура края в XVIII в. |
| Понятия: мектебы, медресе Даты: 1 Первая Казанская гимназия. Персоналии: С. Хальфин, М.И. Веревкин, Г.Л Каменев, Г.Р. Державин, П.П. Есипов, ВИ. Кафтырев | Составлять описание отдельных памятников культуры 18 в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения Высказывать и аргументировать оценки наиболее значительных событий и явлений, а также отдельных представителей отечественной истории 18 в. | 28.05 |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...