Урок истории в 8 классе школы 8 вида по теме: "Оставление Москвы"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Материал содержит не только подробный конспект урока, но также технологическую карту и самоанализ в соответствии с новыми целями образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_v_8_klasse_shkoly_8_vida_ostavlenie_moskvy.docx55.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, направленного на формирование БУД

  • Предмет     история Отечества
  • Класс   8
  • Автор учебника

«История  России»  учебник  для  8  класса  специальных  (коррекционных)  образовательных   учреждений  8  вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина  Гуманитарный  издательский  центр «Владос» Москва  2010  года

  • Тема урока   Оставление Москвы
  • Место урока в теме   урок №4 в разделе 3 «История нашей страны в XIX веке»
  • Тип урока   комбинированный урок  
  1. Блок  целеполагания

Общедидактическая цель

(в зависимости  от типа урока)

-создать условия для актуализации знаний (проверки уровня усвоения пройденного материала), восприятия и первичного осознания блока новой учебной информации;

Задачи:

  1. Воспитательные

-вызвать у уч-ся чувство восхищения мужеством русских людей, поднявшихся на борьбу с могущественным врагом, воспитывать у уч-ся стремление к знаниям, упорство в достижении целей.

  1. коррекционно-развивающие

-корригировать

  • связную устную и письменную речь через составление полных ответов на вопросы, формулирование вопросов, работу с неполным текстом и текстом с намеренно допущенными ошибками;
  • восприятие, произвольное внимание, память через работу с историческими датами, литературным произведением, кинофрагментом;
  • мышление через анализ текста учебной статьи, установление причинно-следственных связей.  
  1. образовательные

-выявить отсутствие единой точки зрения участников военного совета в Филях;

объяснить предложение М. Кутузова на совете;  

привести примеры бесчинств наполеоновской армии во время пребывания в Москве;

проследить путь падения наполеоновской армии;

привести примеры мужества и храбрости москвичей.

Предполагаемые результаты

Личностные

Жизненная компетенция

Предметные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

 Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, удовлетворение потребности учащихся в совместной деятельности, формирование у учащихся нравственно-этических ценностей (чувство патриотизма и национальной гордости за свою великую Родину).

Формирование умения по извлечению информации с учётом цели чтения. Развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать несложные причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Формирование умений постановки совместно с учителем учебной задачи, составления последовательности своих действий, внесения корректив в действия, осознания качества  усвоения знаний.

Формирование умения планирования продуктивного учебного сотрудничества при работе в паре,  осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

-актуализация знаний об изучаемой эпохе;

-повторение основных сведений о Бородинской битве;

-выяснение цели и результата совета в Филях;

-выявление пути падения армии Наполеона;

-расширение знаний о личности Кутузова;

-знакомство с примерами мужества и героизма соотечественников в далёком прошлом.

  1. Инструментальный   блок.

Основные понятия:

- предметные (Отечественная война 1812 г., Бородинская битва, военный совет в Филях, оставление русскими Москвы)

- метапредметные (бесчинства)

Межпредметные связи

чтение

география

Формы организации деяельности

И; П; Ф

Технология  

ИКТ

Ресурсы

 - для учителя: мультимедийная презентация, историческая карта, учебник, карточки  с вопросами и предложениями,  интернет (фрагмент о совете в Филях из фильма С.Бондарчука «Война и мир»);

- для обучающихся: учебник, карточки с заданием «Найди ошибку», конверты с деформированным планом,  рабочие листы для самостоятельной работы, толковый словарь, рисунок воина времён Отечественной войны.

III Организационно - деятельностный блок.

Методы и

приёмы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Коррекцион

ная работа

Формируемые БУД

Организационный момент.

«Самые вниматель-

ные»

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

-Сядет тот, кто помнит, события какого века мы сейчас изучаем.

Проверка готовности к уроку.

Уч-ся занимают свои места.

Для тех, кто не помнит изучаемый период, напоминает век один из уч-ся уже занявших место.

Попросить повторить изучаемый век вслух.

Личностные: внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

Актуализация.

Словесный

(беседа)

«Найди ошибку»

работа в парах

Работа с высказыванием исторического персонажа

-Вспомните и скажите, как называлась наша страна в XIX веке.

-Кто правил Российской империей в это время?

-Почему  начало  XIX века можно назвать трагедией в жизни русского народа?

-Прочитайте вполголоса строки из поэмы Лермонтова. Выберите дату соответствующую описываемому событию. Слайд 1.

-Покажите на карте место сражения.

-Прочитайте в парах предложения о Бородинской битве. Подчеркните неверную информацию. 

-Прочитайте слова Наполеона после Бородино. Как император Франции оценил значение битвы? Слайд2.

Уч-ся припоминают название страны, называют имя императора.

Ответы уч-ся.

Читают отрывок из поэмы «Бородино», выбирают дату, называют событие.

Показ на карте 1 уч-ся места битвы.

Читают предложения на карточках в парах. Находят ошибки.

Для проверки текст вслух читает одна пара, остальные оценивают.

Читают слова с доски, дают ответы.

Следить за тем, чтобы уч-ся повторил дату и название события.

Работа в паре с сильным учеником.

Следить за тем, чтобы уч-ся прочитал слова с доски.

Познавательные:

анализировать информацию,

выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

принимать учебную задачу и осуществлять действие в соответствии с ней,

адекватно воспринимать указания учителя по исправлению допущенных ошибок

Коммуникатив

ные

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Целеполагание. Мотивация.

Частично-

поисковая беседа

-После Бородинской битвы Кутузов отдал приказ отходить к Москве. Русская армия понесла большие потери. Подкрепления ей ждать было неоткуда. А у французов были резервные войска, которые ещё в бой не вступали.

-Каковы на ваш взгляд могли быть дальнейшие действия Кутузова в такой ситуации?

-Найдите новую тему урока в учебнике,  прочитайте.

-Какое из ваших предположений о дальнейших действиях Кутузова было верным?

-Кому на ваш взгляд было выгоднее оставление русскими Москвы?

-Во многих исторических источниках говорится,  что оставление русскими Москвы стало началом гибели армии Наполеона.

На доске схема:

-Можно ли на ваш взгляд поставить знак равенства между этими двумя событиями?

Учитель подводит учащихся к пониманию,  что единой точки зрения пока у них  нет. Ставит знаки между карточками в процессе ответов уч-ся.

 -Что нужно сделать, чтобы согласиться или опровергнуть точку зрения историков на этот вопрос?

        -Также сегодня на уроке мы ещё раз убедимся в мужестве русского народа перед лицом общего врага.

Уч-ся предлагают варианты действий – снова дать бой французам, отступить и подождать,  попросить мира у Наполеона.

Самостоятельно ориентируясь в учебнике, находят тему урока на с. 218 читают и называют её.

Делают вывод о действиях Кутузова.

Записывают название темы в тетрадь.

Дают ответы и аргументируют их.

Дают ответы и аргументируют их.

Делают вывод, что нужно изучить материал в учебнике.

Помочь открыть нужную страницу.  Следить за тем, чтобы уч-ся прочитал и записал тему урока.

Личностные: формировать познавательный  мотив,

осознавать значимость исторических знаний в жизни

Познавательные:

умение анализировать информацию,

строить предположения,

использовать знаково-символические средства представления информации.

Первичное восприятие и усвоение новых знаний.

Просмотр кинофрагмента

Беседа по просмотренному

Работа с текстом учебника и деформированным планом в парах  

Сверка выполненного задания с эталоном

Работа с толковым словарём

Динамическая пауза - игра в ассоциации

Беседа с выборочным чтением

Формулирование вопросов и составление ответов на них.

Беседа с опорой на прочитанное

Доказательство сделанного ранее предположения

-Решение об оставлении русской армией Москвы было принято на знаменитом военном совете в деревне Фили, состоявшемся сразу после Бородинской битвы.

-Посмотрите фрагмент из фильма, подумайте,  почему Кутузов принял непростое решение оставить столицу.

-В каком месте собрались генералы?

-Какой вопрос поставил главнокомандующий на совете?

-Была ли, по-вашему, единая точка зрения у всех участников совета?

-Почему Кутузов принял непростое решение оставить столицу?

Учитель подводит уч-ся к пониманию того, что Кутузов не хотел рисковать армией, приняв новое сражение.

-Чтобы дать ответ на главный вопрос урока предлагаю организовать работу в парах. -Прочитайте материал учебника с. 219 начиная со второго абзаца до конца параграфа. Расположите события, записанные на карточках, в хронологической последовательности.

-Объясните, как данные предметы относятся к теме урока. Слайд 4 - 9

Учитель показывает на экране иллюстрации (ключ,  письмо,  изба,   волки,  посуда,  ружьё).    

-Вернёмся к плану событий. Всё ли верно?

Учитель снова показывает план событий с намеренной ошибкой. Слайд 10.

-Кто уходил из Москвы вместе с армией?

-Зачитайте отрывок об уходе москвичей. Найдите значение слова ФУРАЖ. Как вы оцениваете действия москвичей?

-Составьте вопросы по данным началам ко 2 пункту плана, дайте на них ответы.

На доске:  Чего ожидал …?

                   Что понял …?

                   Когда …?

 -Докажите, используя текст учебника, что французы вели себя в Москве как разбойники и грабители.

-Определите, к какому пункту плана отнесём данные иллюстрации. Слайд 11 показывающий пожар Москвы.

-Как пожар в Москве помог подвести армию Наполеона к гибели?

-Почему французы не смогли пополнить запасы продовольствия и оружия?

-Какую попытку спасти свою армию предпринял Наполеон?

-Почему эта попытка стала неудачной?

-Какое решение после этого принял Наполеон?

-Можно ли вынужденный уход французов из Москвы считать началом гибели непобедимой армии Наполеона? Почему?

Учитель оставляет на схеме знак равенства.

Смотрят фрагмент совета в Филях из фильма «Война и мир».  

Участвуют в беседе.

Хорошо читающий ученик зачитывает указанный учителем отрывок из учебника об окончании совета.

Читают текст учебника и восстанавливают на рабочем месте последовательность событий, используя карточки.

Пара,  выполнившая задание первыми, расставляет события на интерактивной доске для проверки. Слайд 3. Остальные сверяют план и исправляют ошибки у себя либо на доске. Объясняют значение слова БЕСЧИНСТВА.

Соотносят иллюстрации с прочитанной информацией.

Исправляют ошибку.

Отвечают на вопросы,  опираясь на прочитанный текст. Выборочно читают.

Формулируют вопросы и дают развёрнутые ответы на них.

Приводят факты бесчинств французов в Москве.

Называют пункт плана. Рассматривают панораму горящей Москвы.

Отвечают на вопросы,  опираясь на прочитанный текст.

Делают вывод о правильности сведений исторического источника.

Следить за тем, чтобы уч-ся просмотрел фрагмент и услышал мнения одноклассников.

Следить за тем, чтобы уч-ся прочитал текст учебника.

Работа в паре с сильным учеником.

Спросить у

уч-ся названия предметов.

Помочь найди нужный отрывок и новое понятие.

Следить за тем,  чтобы уч-ся слушал вопросы и ответы одноклассников.

Познавательные:

умение выполнять задание по словесной инструкции;

извлекать нужную информацию с учётом цели

Регулятивные

концентрировать волевые усилия для выполнения задания, определять последователь

ность действий, тормозить ненужные реакции, осуществлять контроль, самоконтроль и коррекцию

Коммуникатив

ные

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, умение полно и точно  излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,

управлять поведением партнёра  


Закрепление изученного.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Соотнесение качеств характера исторических персонажей с их поступками

Учитель предлагает листы с заданиями. На выполнение каждого задания даёт определённое время. После того, как большая часть уч-ся выполнит задание, осуществляет проверку.

-Прочитайте данные слова.

Что они могут означать?

Слайд 12

-Объясните, в каких ситуациях главнокомандующий Кутузов и защитники Москвы сумели проявить эти качества.

Работают с заданиями.

После выполнения 1 задания читают предложения по цепочке и осуществляют самопроверку.

После выполнения 2 задания сверяют с данным учителем на доске ключом

3

1

6

2

4

5

Лист с заданиями вклеивают в тетрадь.

Читают вполголоса слова,  отвечают на вопрос.

твёрдость и  ответственность

смелость и находчивость

ум и дальновидность

Приводят примеры поступков Кутузова и защитников столицы.

Попросить прочитать чётко план событий и списать его в тетрадь.

Регулятивные

принимать учебную задачу и осуществлять действие в соответствии с ней,

осуществлять контроль и самоконтроль 

Личностные:

понимание нравственно-этических ценностей

Итог и рефлексия.

Подведение итогов проделанной работы

-Закончилась ли Отечественная война с уходом французов из Москвы?

-Что нового об этой войне мы сегодня узнали?

-Кто или что тебе помогло на уроке получить новые знания?

Слайд 13

Моя хорошая работа

Учебник

Одноклассники

Учитель

Другое

Отвечают на вопросы и делают вывод по главному вопросу урока.

Оценивают свою работу.

Личностные:

формирование активной позиции ребёнка

Регулятивные

определение наиболее эффективных способов достижения результата

Домашнее задание.

Задание по выбору

Учитель даёт задание обязательное для всех –читать текст учебника с. 218-220.

Остальная часть задания даётся на выбор:

-ответить устно на вопросы с. 221;

-рассказать о совете в Филях и пребывании французов в Москве, используя иллюстрации на с. 218 и 221.

Слушают инструкции учителя.

Получает индивидуальное задание: 

-научиться чётко и громко читать план событий в тетради;

-раскрасить рисунок воина времён Отечественной войны.

Коммуникатив

ные

умение слушать и понимать инструкции учителя


Самоанализ урока истории в 8 классе по теме «Оставление Москвы».

Исходя из общедидактической цели урока, был выбран наиболее гибкий и эффективный в обучении учащихся с нарушением интеллекта тип урока - комбинированный. Структура данного урока позволила оптимально реализовать традиционные этапы урока.

В подготовительной части были актуализированы знания по изучаемой эпохе, проверены знания предыдущего учебного материала, проведена логическая связь к содержанию нового материала. При этом использовались разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся (приёмы - «Самые внимательные», «Найди ошибку», работа с поэтическим произведением, словами исторического персонажа). Были созданы условия  для достижения личностных результатов, а именно принятия внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе. Повторение ранее изученного осуществлялось на основе взаимодействия обучающихся в парах,  что способствовало  развитию умения вести диалог,  принимать точку зрения собеседника,  управлять поведением партнёра,  распределять функции в совместной работе (коммуникативные БУД). Развитию познавательных БУД способствовали задания, связанные с анализом информации, выделением главного, установлением причинно-следственных связей. Обучающие при этом работали с разными источниками информации – отрывком из литературного произведения, исторической картой, текстом с намеренными ошибками, высказыванием Наполеона. Также на подготовительном этапе продолжилась работа по формированию регулятивных БУД. Обучающиеся со слов учителя принимали учебную задачу и осуществляли действия в соответствии с ней. При проверке выполненного задания адекватно воспринимали указания учителя по исправлению допущенных ошибок.

На этапе целеполагания была организована частично-поисковая беседа,  которая позволила обучающимся высказать и аргументировать свои предположения, а также выявить незнание.  Это способствовало формированию познавательного  мотива и осознанию значимости исторических знаний в жизни (личностные результаты), а также развитию умения по формулированию познавательной цели, выдвижению гипотез и доказательств, использованию знаково-символических средства представления информации (познавательные  БУД).

Во время основной части урока при первичном восприятии и усвоении новых знаний, а также закреплении изученного старалась добиваться осмысления учебного материала всеми обучающимися. Этому способствовало использование разнообразных источников информации (видеофрагмент, учебник, план событий, словарь,  иллюстрации,  текст с пропусками,  деформированный план), смена видов деятельности, дифференцированный подход к обучающимся. Изучение нового материала осуществлялось в парах и заключалось в построении логической цепочки рассуждений на основе изложенного в учебнике.  При детальной работе с цепочкой рассуждений (планом событий) использовались репродуктивный и проблемный  методы обучения.  Это способствовало достижению цели урока – доказательству правильности суждения. Закрепление изученного было организовано в виде самостоятельной работы, которая позволила каждому обучающемуся выяснить уровень усвоения нового материала.

Задания,  используемые в основной части урока,  направлены на развитие умения осуществлять анализ и синтез,  выполнять нужные действия по словесной инструкции учителя, извлекать информацию с учётом цели, строить логическую цепочку рассуждений (познавательные  БУД). Формированию регулятивных БУД способствовали задания, направленные на концентрацию волевых усилий для выполнения задачи, определение последовательности действий, торможение ненужных реакций, осуществление контроля, самоконтроля и коррекции. Взаимодействие в парах  продолжило работу по развитию коммуникативных БУД. Соотнесение качеств характера с поступками исторических персонажей  способствовало пониманию обучающимися нравственно-этических ценностей (личностные результаты).

Заключительная часть урока позволила сделать вывод о проделанной работе, достигнутой цели, дать инструктаж по выполнению домашнего задания, а также осуществить обучающимися рефлексивные действия.  На последних этапах урока были созданы условия для формирования активной позиции ребёнка (личностные результаты) и условия для определения наиболее эффективных способов достижения результатов (регулятивные БУД).

Предметные результаты в ходе урока оказались достигнуты. Обучающиеся успешно актуализировали знания, получили представление о целях и результатах совета в Филях, выявили путь падения французской армии, пополнили запас знаний о личности Кутузова, о примерах мужества соотечественников.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создавали атмосферу сотрудничества и психологического комфорта. Старалась соблюдать нормы педагогической этики,  то есть уважительно относиться к высказываниям обучающихся, делать замечания по поводу результатов работы, но не личности ребёнка. Кабинет был подготовлен для урока. Также в целях здоровьясбережения старалась на   уроке  обращать внимание на правильную посадку учащихся. Динамическая пауза, смена видов деятельности снижали утомляемость обучающихся.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории. 7 класс. Школа VIII вида.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание программы, требования к учащимся, календарно-тематическое планирование....

Применение кроссвордов на уроках истории в коррекционной школе VIII вида

Применение кроссвордов на уроках истории в школе 8 вида как один из вариантов закрепления и повторения  учебного материала...

Дидактический материал для работы с учебником на уроках истории в коррекционной школе VIII вида

В архиве находится дидактический материал для самостоятельной работы учащихся с учебником истории в школе 8 вида по некоторым темам. Темы материала соответствуют темам в учебнике....

Урок истории 7 класс коррекционная школа 8 вида тема урока"Жизнь и быт людей в Древней Руси"

Урок истории в 7 классе на тему "Жизнь и быт людей в Древней Руси".Слайды помогают понять жизнь наших предков-славян....

Презентация к уроку истории 7 класс "Жизнь и быт людей в Древней Руси" коррекционная школа 8 вида

В презентации используется материал,необходимый для понимания темы урока по истории 7 класса о жизни наших предков -славян обучающимися коррекционной школы 8 вида.Презентация на тему "Жизнь и быт люде...

урок по истории 8 класс школа 8 вида

история семибоярщины...

Конспект урока истории 8 класс коррекционная школа 8 вида

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы 8 вида "Создание тайных обществ"....