Урок истории в 8 классе школы 8 вида по теме: "Оставление Москвы"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Материал содержит не только подробный конспект урока, но также технологическую карту и самоанализ в соответствии с новыми целями образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_v_8_klasse_shkoly_8_vida_ostavlenie_moskvy.docx | 55.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока, направленного на формирование БУД
- Предмет история Отечества
- Класс 8
- Автор учебника
«История России» учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина Гуманитарный издательский центр «Владос» Москва 2010 года
- Тема урока Оставление Москвы
- Место урока в теме урок №4 в разделе 3 «История нашей страны в XIX веке»
- Тип урока комбинированный урок
- Блок целеполагания
Общедидактическая цель (в зависимости от типа урока) | -создать условия для актуализации знаний (проверки уровня усвоения пройденного материала), восприятия и первичного осознания блока новой учебной информации; | |||
Задачи: | ||||
| -вызвать у уч-ся чувство восхищения мужеством русских людей, поднявшихся на борьбу с могущественным врагом, воспитывать у уч-ся стремление к знаниям, упорство в достижении целей. | |||
| -корригировать
| |||
| -выявить отсутствие единой точки зрения участников военного совета в Филях; объяснить предложение М. Кутузова на совете; привести примеры бесчинств наполеоновской армии во время пребывания в Москве; проследить путь падения наполеоновской армии; привести примеры мужества и храбрости москвичей. | |||
Предполагаемые результаты | ||||
Личностные | Жизненная компетенция | Предметные | ||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | ||
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, удовлетворение потребности учащихся в совместной деятельности, формирование у учащихся нравственно-этических ценностей (чувство патриотизма и национальной гордости за свою великую Родину). | Формирование умения по извлечению информации с учётом цели чтения. Развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать несложные причинно-следственные связи, строить рассуждения. | Формирование умений постановки совместно с учителем учебной задачи, составления последовательности своих действий, внесения корректив в действия, осознания качества усвоения знаний. | Формирование умения планирования продуктивного учебного сотрудничества при работе в паре, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | -актуализация знаний об изучаемой эпохе; -повторение основных сведений о Бородинской битве; -выяснение цели и результата совета в Филях; -выявление пути падения армии Наполеона; -расширение знаний о личности Кутузова; -знакомство с примерами мужества и героизма соотечественников в далёком прошлом. |
- Инструментальный блок.
Основные понятия: | - предметные (Отечественная война 1812 г., Бородинская битва, военный совет в Филях, оставление русскими Москвы) |
Межпредметные связи | чтение география |
Формы организации деяельности | И; П; Ф |
Технология | ИКТ |
Ресурсы | - для учителя: мультимедийная презентация, историческая карта, учебник, карточки с вопросами и предложениями, интернет (фрагмент о совете в Филях из фильма С.Бондарчука «Война и мир»); - для обучающихся: учебник, карточки с заданием «Найди ошибку», конверты с деформированным планом, рабочие листы для самостоятельной работы, толковый словарь, рисунок воина времён Отечественной войны. |
III Организационно - деятельностный блок.
Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Коррекцион ная работа | Формируемые БУД |
Организационный момент. | ||||
«Самые вниматель- ные» | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. -Сядет тот, кто помнит, события какого века мы сейчас изучаем. | Проверка готовности к уроку. Уч-ся занимают свои места. Для тех, кто не помнит изучаемый период, напоминает век один из уч-ся уже занявших место. | Попросить повторить изучаемый век вслух. | Личностные: внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. |
Актуализация. | ||||
Словесный (беседа) «Найди ошибку» работа в парах Работа с высказыванием исторического персонажа | -Вспомните и скажите, как называлась наша страна в XIX веке. -Кто правил Российской империей в это время? -Почему начало XIX века можно назвать трагедией в жизни русского народа? -Прочитайте вполголоса строки из поэмы Лермонтова. Выберите дату соответствующую описываемому событию. Слайд 1. -Покажите на карте место сражения. -Прочитайте в парах предложения о Бородинской битве. Подчеркните неверную информацию. -Прочитайте слова Наполеона после Бородино. Как император Франции оценил значение битвы? Слайд2. | Уч-ся припоминают название страны, называют имя императора. Ответы уч-ся. Читают отрывок из поэмы «Бородино», выбирают дату, называют событие. Показ на карте 1 уч-ся места битвы. Читают предложения на карточках в парах. Находят ошибки. Для проверки текст вслух читает одна пара, остальные оценивают. Читают слова с доски, дают ответы. | Следить за тем, чтобы уч-ся повторил дату и название события. Работа в паре с сильным учеником. Следить за тем, чтобы уч-ся прочитал слова с доски. | Познавательные: анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: принимать учебную задачу и осуществлять действие в соответствии с ней, адекватно воспринимать указания учителя по исправлению допущенных ошибок Коммуникатив ные умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Целеполагание. Мотивация. | ||||
Частично- поисковая беседа | -После Бородинской битвы Кутузов отдал приказ отходить к Москве. Русская армия понесла большие потери. Подкрепления ей ждать было неоткуда. А у французов были резервные войска, которые ещё в бой не вступали. -Каковы на ваш взгляд могли быть дальнейшие действия Кутузова в такой ситуации? -Найдите новую тему урока в учебнике, прочитайте. -Какое из ваших предположений о дальнейших действиях Кутузова было верным? -Кому на ваш взгляд было выгоднее оставление русскими Москвы? -Во многих исторических источниках говорится, что оставление русскими Москвы стало началом гибели армии Наполеона. На доске схема: -Можно ли на ваш взгляд поставить знак равенства между этими двумя событиями? Учитель подводит учащихся к пониманию, что единой точки зрения пока у них нет. Ставит знаки между карточками в процессе ответов уч-ся. -Что нужно сделать, чтобы согласиться или опровергнуть точку зрения историков на этот вопрос? -Также сегодня на уроке мы ещё раз убедимся в мужестве русского народа перед лицом общего врага. | Уч-ся предлагают варианты действий – снова дать бой французам, отступить и подождать, попросить мира у Наполеона. Самостоятельно ориентируясь в учебнике, находят тему урока на с. 218 читают и называют её. Делают вывод о действиях Кутузова. Записывают название темы в тетрадь. Дают ответы и аргументируют их. Дают ответы и аргументируют их. Делают вывод, что нужно изучить материал в учебнике. | Помочь открыть нужную страницу. Следить за тем, чтобы уч-ся прочитал и записал тему урока. | Личностные: формировать познавательный мотив, осознавать значимость исторических знаний в жизни Познавательные: умение анализировать информацию, строить предположения, использовать знаково-символические средства представления информации. |
Первичное восприятие и усвоение новых знаний. | ||||
Просмотр кинофрагмента Беседа по просмотренному Работа с текстом учебника и деформированным планом в парах Сверка выполненного задания с эталоном Работа с толковым словарём Динамическая пауза - игра в ассоциации Беседа с выборочным чтением Формулирование вопросов и составление ответов на них. Беседа с опорой на прочитанное Доказательство сделанного ранее предположения | -Решение об оставлении русской армией Москвы было принято на знаменитом военном совете в деревне Фили, состоявшемся сразу после Бородинской битвы. -Посмотрите фрагмент из фильма, подумайте, почему Кутузов принял непростое решение оставить столицу. -В каком месте собрались генералы? -Какой вопрос поставил главнокомандующий на совете? -Была ли, по-вашему, единая точка зрения у всех участников совета? -Почему Кутузов принял непростое решение оставить столицу? Учитель подводит уч-ся к пониманию того, что Кутузов не хотел рисковать армией, приняв новое сражение. -Чтобы дать ответ на главный вопрос урока предлагаю организовать работу в парах. -Прочитайте материал учебника с. 219 начиная со второго абзаца до конца параграфа. Расположите события, записанные на карточках, в хронологической последовательности. -Объясните, как данные предметы относятся к теме урока. Слайд 4 - 9 Учитель показывает на экране иллюстрации (ключ, письмо, изба, волки, посуда, ружьё). -Вернёмся к плану событий. Всё ли верно? Учитель снова показывает план событий с намеренной ошибкой. Слайд 10. -Кто уходил из Москвы вместе с армией? -Зачитайте отрывок об уходе москвичей. Найдите значение слова ФУРАЖ. Как вы оцениваете действия москвичей? -Составьте вопросы по данным началам ко 2 пункту плана, дайте на них ответы. На доске: Чего ожидал …? Что понял …? Когда …? -Докажите, используя текст учебника, что французы вели себя в Москве как разбойники и грабители. -Определите, к какому пункту плана отнесём данные иллюстрации. Слайд 11 показывающий пожар Москвы. -Как пожар в Москве помог подвести армию Наполеона к гибели? -Почему французы не смогли пополнить запасы продовольствия и оружия? -Какую попытку спасти свою армию предпринял Наполеон? -Почему эта попытка стала неудачной? -Какое решение после этого принял Наполеон? -Можно ли вынужденный уход французов из Москвы считать началом гибели непобедимой армии Наполеона? Почему? Учитель оставляет на схеме знак равенства. | Смотрят фрагмент совета в Филях из фильма «Война и мир». Участвуют в беседе. Хорошо читающий ученик зачитывает указанный учителем отрывок из учебника об окончании совета. Читают текст учебника и восстанавливают на рабочем месте последовательность событий, используя карточки. Пара, выполнившая задание первыми, расставляет события на интерактивной доске для проверки. Слайд 3. Остальные сверяют план и исправляют ошибки у себя либо на доске. Объясняют значение слова БЕСЧИНСТВА. Соотносят иллюстрации с прочитанной информацией. Исправляют ошибку. Отвечают на вопросы, опираясь на прочитанный текст. Выборочно читают. Формулируют вопросы и дают развёрнутые ответы на них. Приводят факты бесчинств французов в Москве. Называют пункт плана. Рассматривают панораму горящей Москвы. Отвечают на вопросы, опираясь на прочитанный текст. Делают вывод о правильности сведений исторического источника. | Следить за тем, чтобы уч-ся просмотрел фрагмент и услышал мнения одноклассников. Следить за тем, чтобы уч-ся прочитал текст учебника. Работа в паре с сильным учеником. Спросить у уч-ся названия предметов. Помочь найди нужный отрывок и новое понятие. Следить за тем, чтобы уч-ся слушал вопросы и ответы одноклассников. | Познавательные: умение выполнять задание по словесной инструкции; извлекать нужную информацию с учётом цели Регулятивные концентрировать волевые усилия для выполнения задания, определять последователь ность действий, тормозить ненужные реакции, осуществлять контроль, самоконтроль и коррекцию Коммуникатив ные умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, умение полно и точно излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, управлять поведением партнёра |
Закрепление изученного. | ||||
Самостоятельная работа с самопроверкой. Соотнесение качеств характера исторических персонажей с их поступками | Учитель предлагает листы с заданиями. На выполнение каждого задания даёт определённое время. После того, как большая часть уч-ся выполнит задание, осуществляет проверку. -Прочитайте данные слова. Что они могут означать? Слайд 12 -Объясните, в каких ситуациях главнокомандующий Кутузов и защитники Москвы сумели проявить эти качества. | Работают с заданиями. После выполнения 1 задания читают предложения по цепочке и осуществляют самопроверку. После выполнения 2 задания сверяют с данным учителем на доске ключом 3 1 6 2 4 5 Лист с заданиями вклеивают в тетрадь. Читают вполголоса слова, отвечают на вопрос. твёрдость и ответственность смелость и находчивость ум и дальновидность Приводят примеры поступков Кутузова и защитников столицы. | Попросить прочитать чётко план событий и списать его в тетрадь. | Регулятивные принимать учебную задачу и осуществлять действие в соответствии с ней, осуществлять контроль и самоконтроль Личностные: понимание нравственно-этических ценностей |
Итог и рефлексия. | ||||
Подведение итогов проделанной работы | -Закончилась ли Отечественная война с уходом французов из Москвы? -Что нового об этой войне мы сегодня узнали? -Кто или что тебе помогло на уроке получить новые знания? Слайд 13 Моя хорошая работа Учебник Одноклассники Учитель Другое | Отвечают на вопросы и делают вывод по главному вопросу урока. Оценивают свою работу. | Личностные: формирование активной позиции ребёнка Регулятивные определение наиболее эффективных способов достижения результата | |
Домашнее задание. | ||||
Задание по выбору | Учитель даёт задание обязательное для всех –читать текст учебника с. 218-220. Остальная часть задания даётся на выбор: -ответить устно на вопросы с. 221; -рассказать о совете в Филях и пребывании французов в Москве, используя иллюстрации на с. 218 и 221. | Слушают инструкции учителя. | Получает индивидуальное задание: -научиться чётко и громко читать план событий в тетради; -раскрасить рисунок воина времён Отечественной войны. | Коммуникатив ные умение слушать и понимать инструкции учителя |
Самоанализ урока истории в 8 классе по теме «Оставление Москвы».
Исходя из общедидактической цели урока, был выбран наиболее гибкий и эффективный в обучении учащихся с нарушением интеллекта тип урока - комбинированный. Структура данного урока позволила оптимально реализовать традиционные этапы урока.
В подготовительной части были актуализированы знания по изучаемой эпохе, проверены знания предыдущего учебного материала, проведена логическая связь к содержанию нового материала. При этом использовались разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся (приёмы - «Самые внимательные», «Найди ошибку», работа с поэтическим произведением, словами исторического персонажа). Были созданы условия для достижения личностных результатов, а именно принятия внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе. Повторение ранее изученного осуществлялось на основе взаимодействия обучающихся в парах, что способствовало развитию умения вести диалог, принимать точку зрения собеседника, управлять поведением партнёра, распределять функции в совместной работе (коммуникативные БУД). Развитию познавательных БУД способствовали задания, связанные с анализом информации, выделением главного, установлением причинно-следственных связей. Обучающие при этом работали с разными источниками информации – отрывком из литературного произведения, исторической картой, текстом с намеренными ошибками, высказыванием Наполеона. Также на подготовительном этапе продолжилась работа по формированию регулятивных БУД. Обучающиеся со слов учителя принимали учебную задачу и осуществляли действия в соответствии с ней. При проверке выполненного задания адекватно воспринимали указания учителя по исправлению допущенных ошибок.
На этапе целеполагания была организована частично-поисковая беседа, которая позволила обучающимся высказать и аргументировать свои предположения, а также выявить незнание. Это способствовало формированию познавательного мотива и осознанию значимости исторических знаний в жизни (личностные результаты), а также развитию умения по формулированию познавательной цели, выдвижению гипотез и доказательств, использованию знаково-символических средства представления информации (познавательные БУД).
Во время основной части урока при первичном восприятии и усвоении новых знаний, а также закреплении изученного старалась добиваться осмысления учебного материала всеми обучающимися. Этому способствовало использование разнообразных источников информации (видеофрагмент, учебник, план событий, словарь, иллюстрации, текст с пропусками, деформированный план), смена видов деятельности, дифференцированный подход к обучающимся. Изучение нового материала осуществлялось в парах и заключалось в построении логической цепочки рассуждений на основе изложенного в учебнике. При детальной работе с цепочкой рассуждений (планом событий) использовались репродуктивный и проблемный методы обучения. Это способствовало достижению цели урока – доказательству правильности суждения. Закрепление изученного было организовано в виде самостоятельной работы, которая позволила каждому обучающемуся выяснить уровень усвоения нового материала.
Задания, используемые в основной части урока, направлены на развитие умения осуществлять анализ и синтез, выполнять нужные действия по словесной инструкции учителя, извлекать информацию с учётом цели, строить логическую цепочку рассуждений (познавательные БУД). Формированию регулятивных БУД способствовали задания, направленные на концентрацию волевых усилий для выполнения задачи, определение последовательности действий, торможение ненужных реакций, осуществление контроля, самоконтроля и коррекции. Взаимодействие в парах продолжило работу по развитию коммуникативных БУД. Соотнесение качеств характера с поступками исторических персонажей способствовало пониманию обучающимися нравственно-этических ценностей (личностные результаты).
Заключительная часть урока позволила сделать вывод о проделанной работе, достигнутой цели, дать инструктаж по выполнению домашнего задания, а также осуществить обучающимися рефлексивные действия. На последних этапах урока были созданы условия для формирования активной позиции ребёнка (личностные результаты) и условия для определения наиболее эффективных способов достижения результатов (регулятивные БУД).
Предметные результаты в ходе урока оказались достигнуты. Обучающиеся успешно актуализировали знания, получили представление о целях и результатах совета в Филях, выявили путь падения французской армии, пополнили запас знаний о личности Кутузова, о примерах мужества соотечественников.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создавали атмосферу сотрудничества и психологического комфорта. Старалась соблюдать нормы педагогической этики, то есть уважительно относиться к высказываниям обучающихся, делать замечания по поводу результатов работы, но не личности ребёнка. Кабинет был подготовлен для урока. Также в целях здоровьясбережения старалась на уроке обращать внимание на правильную посадку учащихся. Динамическая пауза, смена видов деятельности снижали утомляемость обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории. 7 класс. Школа VIII вида.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание программы, требования к учащимся, календарно-тематическое планирование....
Применение кроссвордов на уроках истории в коррекционной школе VIII вида
Применение кроссвордов на уроках истории в школе 8 вида как один из вариантов закрепления и повторения учебного материала...
Дидактический материал для работы с учебником на уроках истории в коррекционной школе VIII вида
В архиве находится дидактический материал для самостоятельной работы учащихся с учебником истории в школе 8 вида по некоторым темам. Темы материала соответствуют темам в учебнике....
Урок истории 7 класс коррекционная школа 8 вида тема урока"Жизнь и быт людей в Древней Руси"
Урок истории в 7 классе на тему "Жизнь и быт людей в Древней Руси".Слайды помогают понять жизнь наших предков-славян....
Презентация к уроку истории 7 класс "Жизнь и быт людей в Древней Руси" коррекционная школа 8 вида
В презентации используется материал,необходимый для понимания темы урока по истории 7 класса о жизни наших предков -славян обучающимися коррекционной школы 8 вида.Презентация на тему "Жизнь и быт люде...
урок по истории 8 класс школа 8 вида
история семибоярщины...
Конспект урока истории 8 класс коррекционная школа 8 вида
Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы 8 вида "Создание тайных обществ"....