Формирование УУД на уроках истории в 5 классе
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Сарычев Александр Владимирович

Технологическая карта урока по истории для 5 класса на тему: « Военные походы фараонов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_23.03.2015_non.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №72 г. Ульяновска.

«Формирование УУД на уроках истории  в 5 классе»

Учитель истории Сарычев А.В.

Ульяновск 2015 г.

Технологическая карта урока по истории для 5 класса на тему: « Военные походы фараонов».

Тип урока:

 Комбинированный.

Авторы УМК:

 А.А. Вигасин. Программы общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. 5-9 кл.

Основной курс. М., Просвещение 2012.

Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. М., Просвещение 2014 г.

ФГОС ООО.

Цели урока:

 Образовательные:

Уточнить понятия: государство, наемное войско, колесница, возничий, пехотинцы, дротики. Построить алгоритм изучения завоевательных походов (причины, повод, ход, последствия) и сформировать первичное умение его применять.

Построить алгоритм работы с атласом и контурной картой и сформировать первичное умение его применять.

Способствовать развитию воображения, памяти, произвольного внимания, мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Планируемые образовательные результаты :

 Личностные:

  • ответственное отношение к учению;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и с учителем;
  • умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
  • умение контролировать процесс и результат своей учебной деятельности

Метапредметные:

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач;
  • понимание сущности алгоритма и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические  рассуждения (дедуктивные).

 Познавательные УУД:

  • общеучебные:
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • рефлексия результатов деятельности.
  • логические:
  • анализ исторического источника с целью выделения главного в тексте;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • подведение под понятие;
  • дедуктивные рассуждения (на основе анализа);
  • конкретизация выявленных общих фактов.
  • постановка и решение проблемы.

Регулятивные УУД: 

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и того, что еще неизвестно;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  • оценивать правильность выполнения действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Оборудование:

 ТСО: компьютер, презентация Microsoft PowerPoint.

Образовательные ресурсы:

 Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. М., Просвещение 2014 г.

Раздаточный материал «Из летописи Тутмоса 3, высеченной на стенах храма в Фивах»;

Контурная карта.

Атлас по истории древнего мира.

 

Этап урока и его цель.

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

предметные

УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Приветствует учащихся.

Мотивирует учащихся к деятельности.

Создает проблемную ситуацию. Подводит к постановке цели урока.

Слова учителя:

Итак, друзья, внимание. Вновь прозвенел звонок. Садитесь удобнее. Начинаем урок.

 История – не только наука о прошлом человечества, но и наука в которой встречаются противоречия. Например: существует 2 мнения о том, когда Египетское царство достигло своего расцвета. Фиксирует на доске

  1. Строительство пирамид (XXVI век до н.э.) – период расцвета Древнего Египта
  2. Завоевательные походы XVI – XI века до н.э.:   период расцвета Древнего Египта

Посмотрите по «ленте времени», к какому тысячелетию относятся эти даты.

  • Что заметили?
  • Какое наблюдаем противоречие?
  • Какой возникает вопрос?

Фиксируем проблему урока на доске.

  • Какие у вас есть версии решения проблемы?

Фиксируем версии на доске ключевыми словами:

  1. Новые достижения, открытия;
  2. Завоевание новых богатых земель.

Слушают учителя.

Выясняют, XXVI век до н.э. это третье тысячелетие, а XVI – XI века до н.э. относятся ко второму тысячелетию до н.э.

Какой период можно считать расцветом Древнего Египта и почему?

Умение слушать и понимать речь других (К).

Находить информация из разных источников (П).

Определять цель – проблему (Р).

Выдвигать версии (Р).

  1. Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание получения новых знаний

Организует работу с исторической картой, с учебником.

  • Чтобы проверить версии, давайте с вами вспомним то, что мы уже знаем.
  • Объясните значение слов: государство, общество, граждане.
  • Вспомните, когда и как образовалось Египетское царство?
  • Какие вам известны достижения древних египтян?
  • Когда и как люди начали использовать первые металлы?

Фиксируем ответы учеников на доске ключевыми словами:

Знаем:

  1. Образование объединенного Египетского царства – 3000 г. до н.э.
  2. Умение строить оросительные системы, делать мумии и создавать гробницы.
  3. Первые металлы люди стали применять более 7000 лет назад. Египтяне пользовались медными орудиями труда.

Вспоминают ранее изученный материал. Устно отвечают на вопросы, используя материал §6 – 8.

Определять понятия (П).

Находить информацию из разных источников (П).

  1. Планирование деятельности.

Цель – составить план действий для решения проблемы.

Организует подводящий диалог по планированию деятельности учащихся.

  • Что нам надо узнать, чтобы проверить версии?

Фиксируем ключевыми словами план действий на доске.

Надо узнать:

  1. Достижения.
  2. Захватнические войны египтян. Как это способствовало расцвету Египта

Составляют план действий решения проблемы.

  • Какие достижения могли способствовать расцвета Египта?
  • С кем могли воевать египтяне, и как это способствовало росту могущества Египетского царства?

Выдвигать версии (Р).

Планировать деятельность (Р).

  1. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

Предлагает учащимся познакомиться со структурой египетского войска.

Организует работу с картой, объясняет правила работы с картой

Организует работу с историческим источником.

Организует подводящий диалог к осознанию понятия неравенства человеческого общества

Презентация Microsoft PowerPoint (слайд 2-8)

(слайд 9)

  • Какую информацию можно получить из данной карты?
  • Сравните территорию Египетского царства к 2000 г. до н.э. с территорией к 1500 г. до н.э. Что заметили?
  • Какие произошли изменения?

Раздаточный материал:

 «Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амон-Ра в Фивах»

  • С какой целью фараоны совершали свои походы в другие страны?
  • Что захватывали в качестве добычи в таких походах египетские воины?
  • Кому воздавали хвалу воины Египта?
  • Кому они приносили награбленное?
  • Как распределял награбленное фараон?
  • Какой характер носили войны?

(слайд 11)

Слушают учителя.

Рассматривая карту, ученики могут сказать, что по карте мы можем узнать, где находится Египет,

какую территорию он занимал в разные периоды времени. С помощью условных обозначений выясняем, какие страны были завоёваны египтянами.

Отвечают на вопросы.

Заполняют таблицу «Результаты военных походов»

Анализ презентации Microsoft PowerPoint

Понятия «наемное войско», «род войск: пехота, конница, флот»; вооружение египтян.

Анализ исторического источника – причины, последствия, характер войн фараона.

Умение слушать и понимать речь других (К).

Находить информацию из разных источников (П).

Определять понятия (П).

Выдвигать версии (Р).

Находить информацию из разных источников (П).

Находить информацию из разных источников (П).

Анализировать – выделять главное (П).

Обобщать – делать выводы (П).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели: 

  • организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на применение новых знаний;
  • организовать самопроверку по эталону, самооценку;
  • организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками;
  • создание ситуации успеха.

Организует самостоятельную работу с контурной картой. Наблюдает за деятельностью учащихся.

Организует самопроверку по образцу.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Заполнить самостоятельно контурную карту по составленным к ней заданиям (слайд 12)

Проверить по эталону

(слайд 13)

  • У кого из вас есть ошибки? Поднимите красную карточку.

Заполняют самостоятельно контурную карту.

Сравнивают с образцом каждое задание, заполняют таблицу проверки.

Сигнализируют карточками о наличии ошибок.

Исправляют свои ошибки, проговаривая правильные ответы вслух.

Конкретизация полученных знаний с помощью карты (П).

Сравнение, сличение с образцом (составляющая операция действия самоконтроля).

Самоконтроль (Р).

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

Коррекция (Р).

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л).

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

  • Зафиксировать новое содержание урока;
  • Организовать рефлексию учениками собственной учебной деятельности;
  • Наметить пути дальнейшей деятельности

Проводит фронтальную беседу.

Дает словесную оценку работе учащихся на уроке. Комментирует домашнее задание.

  • Какая была тема урока?
  • С какими новыми понятиями мы с вами познакомились?
  • Какую цель мы ставили?
  • Мы ее достигли?

§ 9. Работа с картой в атласе.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы по организации домашней работы

Рефлексия способов и условий действия (П).

Самооценка на основе критерия успешности (Л).

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникотивности на уроках истории и обществознания

Коммуникотивность на уроках истории и обществознания...

Проектная работа «Формирование УУД на уроках истории В 5-х классах»

Проблема формирования УУД на уроках истории современной педогогической литературе и др....

Презентация "Формирование УУД на уроках истории и обществознания в 5 классе"

В презентации на тему "Формирование УУД на уроках истории и обществознания" представлены  методы и приемы формирования УУД, которые можно применить на уроках истории и обществознания....

Выступление на методическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ»

Выступление на методическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ». ...

Выступление на методическом совете на тему: "Формирование УУД на уроках истории в 5 классе"

             Такой предмет, как история, будучи связан с изучением разнообразных социальных процессов, поступков ярких исторических личностей, особенностей ра...

Технология развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Технология развития критического мышления формирует познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД....