Статья "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ"
статья по истории на тему

Костарева Людмила Васильевна

Данная статья была написана к международной научной конференции "70-летие Великой Победы: исторический опыт и проблемы современности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_patrioticheskom_vospitanii.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.01

Л.В. Костарева[1]

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

В статье дается теоретическое обоснование патриотического воспитания как фактора государственной политики России, проанализированы методы патриотического воспитания при изучении предмета «История» в образовательном учреждении.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, история, методология

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Предполагается необходимость формирования у подрастающего поколения духовно-нравственных качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.  Поэтому важным фактором государственной политики в России в современное время является патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность учреждений, организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [4].

Достижение целей патриотического воспитания обеспечивается благодаря проведению единой государственной политики: ведется плановая, непрерывная и согласованная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций. В настоящее время в России реализуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», которая включает комплекс правовых, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции [1].

Свердловская область имеет уникальное историческое прошлое, богатые традиции. Героические события истории области, выдающиеся достижения жителей области являются теми нравственными идеалами, которые создают реальные предпосылки для разработки и осуществления комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом современных тенденций. С целью формирования у граждан Свердловской области представлений об идеалах и духовных ценностях, присущих истинному гражданину, патриотического сознания, воспитания любви к родному краю в области реализуется областная программа  «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области» на 2011-2015 годы [4].

Одним из механизмов патриотического воспитания в Свердловской области является краеведение. На территории области функционирует Комплексная программа дополнительного образования на 2013-2020 годы «Каменный пояс – 2020: гражданско-патриотическое воспитание средствами краеведения».  Программа включает комплекс мер, направленных на развитие гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств личности молодого гражданина средствами туризма и краеведения [3, с. 23].

Особое внимание в России уделяется патриотическому воспитанию среди обучающихся. В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в образовательных учреждениях значительное внимание уделяется духовно-нравственному развитию и воспитанию личности обучающихся. Каждый учитель может сделать многое для приобщения детей к  духовно-нравственным ценностям, формирования патриотизма. Значительная роль в воспитании принадлежит, прежде всего, предметам гуманитарного цикла, в частности – истории.

История как школьный предмет во многом определяет мировоззрение обучающегося, предоставляет ему возможность самоопределения, личностного отношения к событиям прошлого и оценки современности. Согласно ФГОС, одной из задач изучения истории в основной школе является «воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству» [5, с. 5].  

Система патриотического воспитания на уроках истории, во внеурочной деятельности направлена на развитие активной жизненной позиции личности, освоение опыта гражданских действий, формирование привычки действовать в соответствии с национальными интересами России, развитие навыков конструктивно-критического мышления, воспитание чувств любви и уважения к своей семье, малой родине, Отечеству.

Значительная часть содержательно-исторического материала может быть использована на уроках и во внеурочной деятельности по предмету в качестве воспитательной функции. Знакомство с подвигами и победами российской армии, российского народа, воина, анализ исторических предпосылок и условий проявления героизма, осмысление значения подвига защитников, восхищение мужеством дает возможность обучающимся прочувствовать и осознать значимость патриотических гражданских чувств, побуждает к уважению своих предков и всего Отечества.

В настоящее время расширяется арсенал форм и направлений по формированию подрастающей личности. Повышению эффективности урока и его воспитательного потенциала способствуют проблематизация и диалогизация процесса обучения, широкое использование новых информационных технологий. Ресурсы Интернет, учебные, документальные и художественные фильмы, мультимедийные презентации активизируют образовательный процесс. Эффективными методами и приемами патриотического воспитания на уроках истории являются  работа с историческими источниками, обсуждение, дебаты с постановкой проблемных вопросов, семинары-исследования, социологические исследования, ролевые и деловые игры, привлечение краеведческого материала, включение в урок отрывков из литературных произведений, посвященных героизму, стойкости и мужеству российского народа.

Важным направлением в работе по формированию духовно-нравственного становления личности является внеклассная работа по предмету. Одним из механизмов патриотического воспитания в рамках внеурочной работы при изучении истории в образовательных учреждениях стало использование методов исторического краеведения, исследования и проектирования, проведение викторин, постановка исторических сцен. Данные методы позволяют привить обучающимся умение самостоятельно пополнять свои знания, научиться ориентироваться в современной информации, сопоставлять исторические факты и их оценку в различных источниках.

Обращение детей к судьбам своих прадедов, к биографиям знаменитых земляков-уральцев – важная составляющая не только урока истории, но и один из механизмов воспитания за рамками урока. Участие в конкурсе социальных проектов «Я - гражданин» позволяет эффективно использовать краеведческий материал, повышает самостоятельность и заинтересованность детей при изучении истории Отечества. Так, работа обучающихся над проектом на основе информации об их прадедах-участниках Великой Отечественной войны воспитывает уважение к своей семье, осознание того, что их прадеды были творцами героической истории. Изучение истории своей малой родины, страны через историю своей семьи, семейные фотографии, документы и воспоминания близких людей превращают предмет из абстрактного в живой. Включение семьи в деятельность по формированию гражданских качеств обучающихся становится значимой частью патриотического воспитания.

В процессе обучения и воспитания дети должны осознать, что историю творят люди, и история их Родины, будущее Отечества – в их руках.

Благодаря формированию патриотизма граждан возрождается сильное государство, создается гражданское общество, к гражданам прививается понимание долга и уважения к Отечеству, активно реализующееся на практике.

Библиографический список

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» : постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archives.ru/programs/. – Загл. с экрана
  2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – Москва: Просвещение, 2010. – 23 с.
  3. Каменный пояс – 2020: гражданско-патриотическое воспитание средствами краеведения: комплексная программа дополнительного образования на 2013–2020 гг./ И.С. Огоновская, О.В. Вопилова, Н.С. Касатова [и др.] – Екатеринбург: ГАОУ СО «Дворец молодёжи», 2013. – 72 с.
  4. Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2011-2015 годы» : постановление Правительства Свердловской области от 11 октября 2010 г. № 1471-ПП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriot-sysert.ru/
  5. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. – Москва: Просвещение, 2010. – 94 с.

L. V. Kostareva

History teacher, municipal educational institution, secondary school number 6 named after P. P. Bazhov (Sysert, Russia)

PATRIOTIC EDUCATION AS A FACTOR OF THE STATE POLICY: THEORY AND METHODOLOGY

The article gives a theoretical justification for patriotic education as a factor of the state policy, analysed the main methods of patriotic education in the study of history in the secondary school.

Key words: patriotic education, history, methodology


[1] Людмила Васильевна Костарева

учитель истории, Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 им. П.П.Бажова, Сысерть, Россия, sokolovalu@rambler.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Здоровье учащихся одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования»

Здоровье – понятие комплексное, включающее физическое, психическое и социальное благополучие. Наше здоровье зависит от ряда факторов – наследственности, условий труда и быта, состояния воздуха, воды, ...

методическая разработка на тему: "Общечеловеческие ценности в государственной политике образования"

Рассмотрены вопросы гуманизации образования, духовно-нравственного воспитания....

Государственная политика Российской Федерации в социальной сфере: необходимость и пределы государственного регулирования

В данной работе рассмотрены особенности государственной политики Российской Федерации в социальной сфере, исследованы необходимость и пределы государственного регулирования (по состоянию на 2012 год)....

СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвещена организации спортивно-патриотического воспитания студентов в техникуме...

Синхро-корреляционная таблица по дисциплине "Теория и методология дистанционного образования"

Синхро-корреляционная таблица по дисциплине "Теория и методология дистанционного образования"...