Аналитическая справка
материал по истории на тему

Ноздрачева Любовь Николаевна

Аналитическая справка учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_spravka.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

Педагогической деятельности учителя истории

МКОУ «Ждимирская средняя общеобразовательная школа»

Ноздрачевой Любови Николаевны.

   Я, Ноздрачева Любовь Николаевна,- учитель истории, образование высшее, закончила Орловский государственный университет по специальности «Филология».

   Преподаю историю в 5-11 классах. Работаю в данной школе с 1996 года. Имею первую квалификационную категорию. В своей работе руководствуюсь программами по предмету, тематическим планированием, Уставом школы, Федеральным «Законом об образовании», законом Орловской области об образовании, Конвенцией о правах ребенка.

   Мне интересен мир детей, с которыми работаю,  я стараюсь быть терпеливой и способной к сопереживанию, у меня есть желание и способность идти по пути саморазвития и самообразования. Актуальными словами для меня сегодня являются гуманитаризация, интеграция, глобализация, диалог, объединение.

   Цель моей педагогической деятельности – создание условий для формирования активного самостоятельного творческого мышления учащихся.

   Выбор данной целевой установки обусловлен современной ситуацией, где имеется потребность в становлении личности, качественно соответствующей общечеловеческим гуманитарным ценностям, готовой к преобразованию окружающего мира в направлении его совершенства.

   Для достижения цели я выбрала технологию применения системы учебных задач в развивающем обучении на уроках истории и во внеклассной работе, направленную на становление и развитие ребенка, формирование у него активной гражданской позиции.

   Идеи развивающего обучения пришлись мне по душе, так как при нем деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей саморазвития личности:

  • в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
  • в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
  • в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
  • в самоактуализации (достижение личных и социальных идей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

Практическое использование системы развивающего обучения у меня основано на:

  • перенесении акцента с непосредственной подачи материала учителем на поиск знаний самими учащимися;
  • использовании нравственно-волевой мотивации деятельности (наряду с познавательной).

   При этом межличностные отношения «учитель-ученик» определяются гуманно-личностным подходом («любить, понимать, сострадать, помогать»). Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отсутствие внешнего принуждения, отношения сотрудничества создают условия для удовлетворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспитание в себе положительных творческих доминант.

   Основным средством эффективности и успешности управления обучением школьников на моих уроках истории является развитие их интеллектуальных и творческих способностей.

   Учебный предмет история занимает особое место среди школьных дисциплин, так как формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, то есть способствует воспитанию высоконравственной личности. Я считаю, что основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в его процессе будет сформирован интерес к знаниям.

   На протяжении всей моей педагогической деятельности передо мною всегда вставал вопрос: как при огромном количестве исторического материала организовать учебную деятельность, чтобы у детей после каждого урока оставалось в памяти то, что они изучали, чтобы верно соотносили эпохи, события и даты, а также умели проследить исторические закономерности, выявить их особенности. Хотелось отыскать стержневую основу, которая бы позволяла соединить все уроки воедино, все курсы истории в единый курс. И мною была найдена эта основа – система учебных задач на курс, на каждый урок.

   На вводном уроке каждого курса мною определяется самая главная учебная задача: что должны учащиеся знать. Отыскать, решить в течение полугодия или года. Она реализуется поэтапно в ходе изучения курса с помощью учебных задач на большие темы (как правило, это главы в учебнике). А изучение темы – с помощью учебных задач на каждый урок.

   По отдельным курсам (новая история, история России в 6, 7, 8,    9,11 классах) мною опробованы элементы развивающего обучения в практике работы в течение 3 лет.

   Что дает использование развивающего обучения?

Во-первых, происходит активизация деятельности обучающегося в течение всего урока.  

В-вторых, это дисциплинирует их – они все время заняты делом, а не пассивно воспринимают материал, как было при традиционной форме обучения.

В-третьих, активно формируются умения и навыки самостоятельного поиска ответов на задания, а это развивает логическое мышление.

В-четвертых, создаются комфортные условия для работы всех без исключения учащихся (каждый может проявить себя по способностям и улучшить результат).

В-пятых, развиваются творческие способности детей.

В-шестых, формируется стойкий интерес к изучению истории.

   В урочной и внеурочной деятельности применяю метод проектов. Проектная методика привлекает меня своей направленностью на результат, возможностью интеграции разных областей знаний, способностью развивать коммуникативные умения обучающихся.

   Мои ученики с удовольствием включаются в парные, групповые проекты, а реализовать собственную индивидуальность дает возможность индивидуальный проект. Различные формы: доклады, рефераты, кроссворды – позволяют актуализировать личный опыт ребенка по какой-либо проблеме, достичь результата путем творческого поиска, получить новые знания, опыт, необходимые для понимания самого себя, другого человека, окружающего мира.

   Ребята активно используют возможности работы с компьютером. Они оформляют исследовательские работы, доклады, пользуясь компьютером. Защиту работы сопровождают компьютерной  презентацией.

   Результат использования новых информационных технологий на уроках истории:

- повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);

- осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

- расширение объема предъявляемой учебной информации;

- обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

- улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

- повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;

- включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;

- повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом.

   Методологическая основа моих гуманитарных уроков, их содержательный и организационно-деятельстный аспект, а также технологическая составляющая обеспечивают процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

   У обучающихся,  по сравнению с прошлыми годами, наблюдается рост интереса к обучению, рост учебных мотивов, которые реализуются в деятельности. Учащихся внутренние мотивы преобладают над внешними. Стремление к успеху в учебной  деятельности ежегодно растет. У 52% детей учебные мотивы активно реализуются в их деятельности. Я стараюсь ориентировать учащихся, имеющих высокий и нормальный уровень мотивации, на овладение новыми знаниями и учебными навыками, повышать интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний. Провожу работу по обеспечению индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку. Учебные потребности и мотивы нацеливают обучающихся на получение ими знаний как результатов преобразования заданного материала.

   При подготовке к урокам использую обширную методическую литературу. Это и поурочные разработки к учебникам, исторические рекомендации по разным курсам, методическое обеспечение уроков, конспекты уроков для учителя истории, нестандартные уроки, история в таблицах, предметные недели в школе, тестовые задания. Постоянно просматриваю газеты, журналы и другие новинки методической литературы.

  Все это помогает не только разнообразить уроки, но и перенять опыту других учителей. В ходе своей работы я планирую учебный материал, составляю тестирование по изученным темам. Провожу текущий и итоговый контроль. Организую внеклассную работу по предмету. Накопила богатый методический материал для проведения уроков истории. Большое подспорье оказывает мне дидактический материал.

   Неоднократно печатала свои статьи в сборниках:  

  • Особенности структуры Нила Сорского «к брату, въпросивщу его о помыслею».//Духовные начала русского искусства и просвещения. Великий Новгород.
  • Автор и адресат в посланиях Нила Сорского//Славянский сборник. Выпуск 8. Орел.
  • Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся.//Национальные ценности России. Сборник научных статей. Мценск.

Темы «Нил Сорский», «Нестяжатели и иосифляне» изучаются по истории России обучающимися.

   За последние годы нет неуспевающих по моему предмету, успеваемость значительно повысилась, преобладающей оценкой является «4».

Итоговые результаты по истории за три года

2012-2013 учебный год

5 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

годовая

«5»

-

-

-

1

1

«4»

5

1

3

2

2

«3»

-

1

1

2

1

Уровень обученности

100%

100%

100%

100%

100%

Качество образования

100%

50%

75%

60%

75%

2013-2014 учебный год

5 класс

6 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

годовая

«5»

-

-

-

-

1

-

«4»

2

4

1

3

1

3

«3»

-

1

1

1

2

1

Уровень обученности

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Качество образования

100%

80%

50%

75%

50%

75%

2014-2015 учебный год

5 класс

6 класс

7 класс

9 класс

10 класс

11 класс

годовая

«5»

-

-

-

-

-

1

«4»

2

3

4

2

3

2

«3»

2

1

2

1

1

Уровень обученности

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Качество образования

50%

75%

65%

100%

75%

75%

Результатом моей педагогической деятельности за период 2012-2015 годов является 100% успеваемость и возрастающий процент качества знаний учащихся по истории.

   Использовании новых современных приемов и методов, способствующих организации эффективной учебной деятельности школьников в процессе изучения истории – неотъемлемая часть моей работы, а передовой педагогический опыт позволяет повысить результативность урока, организовать обобщение знаний, внедрить в учебный процесс лекции, семинары, практические занятия, зачеты. Анализируя работу последних трех лет, я пришла к выводу, что заметно повысился интерес обучающихся к истории. С каждым годом растет % качества, нет неуспевающих и второгодников. Оценка «3» считается удовлетворительной, а для меня в отдельных случаях – большой успех. Почему? Есть ученики из неблагополучных семей, малообеспеченных, другой национальности, которые имеют порой очень слабые знания. И если оказывается, что сегодня на уроке он самостоятельно сделал какое-то задание или написал тест чуть-чуть лучше предыдущего. Или оценочный балл, который еле приближается к «3» вдруг стал «3,1», значит, жизнь прожита не зря, я смогла достучаться и до этого ученика.

   Для повышения своей квалификации я активно участвовала во всех основных курсах и семинарах, которые проводили областной ИУУ («Инновационные процессы в образовании в условиях реализации ФГОС»;  «Реализация концепции УМК по отечественной истории в системе школьного исторического образования»; «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: организация и содержание образовательного процесса») и областная станция туризма и краеведения.

   В наши дни общество требует развития творческих способностей молодого поколения, умения самостоятельно работать, самосовершенствоваться, этому я приучаю своих детей. Придумывая тесты для других, они лучше запоминают материал, более вдумчиво готовятся к урокам. Составляя кроссворды, запоминают термины и понятия, учатся кратко и понятно излагать свои мысли. Уча детей, учусь и сама. Они невольно подталкивают меня на решение педагогических проблем, служат источником моего совершенствования.

   Работу стараюсь построить так, чтобы учащиеся были не просто слушателями, но и активными участниками учебного процесса. Поэтому объяснение строю в форме беседы, активного диалога, дискуссии. При объяснении постоянно опираюсь на те знания, которые у них уже есть. При проведении уроков использую лабораторные и практические формы работы – это работа с учебником, составление опорных конспектов, составление вопросов и поиск ответов на них; составление схем, таблиц, текстовых заданий. Много внимания уделяю работе с документами. При проведении итоговых работ использую тесты, контрольные задания, как по вариантам, так и на каждого ученика в отдельности, включаю работу с документами, персоналиями, иллюстрациями. Провожу зачеты по пройденному материалу в устной форме, по карте, по понятиям, исторический диктант, семинарские занятия и другие формы проверки знаний. На своих уроках я использую межпредметные связи (литература, русский язык, география, обществознание, экология). Урок организую, используя инновационные технологии, пользуюсь компьютером, составляю презентации, провожу уроки-экскурсии, уроки-семинары, уроки-написания книги, проблемные уроки, уроки-путешествия. С целью активизации познавательной деятельности обучающихся использую на уроках разнообразные формы и методы работы: уроки-лекции, семинарские занятия, исторические диктанты, устные опросы, работу с дидактическим материалом, ребусами, шарадами, уроки-конкурсы, уроки-КВНы. Все это положительно влияет на рост мотивации к изучению предмета.

   При изучении исторического прошлого обязательно использую связь с современными событиями и краеведческим материалом. Учу детей анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы. Учащимся очень нравятся уроки, проведенные в нетрадиционной форме. Проводя традиционный урок, часто замечаешь, что к концу урока дети устают, и внимание их рассеивается. Поэтому на своих уроках я стараюсь вводить элементы игры, особенно в 5-8 классах (в среднем звене). Дети с удовольствием это воспринимают и быстро переключаются на игру. В итоге их внимание восстанавливается.

   Начинаю урок с пятиминутной разминки.

  1. Показываю детям карточки с датами, а они показывают карточки с соответствующим событием и наоборот. Слабым ученикам даю такое же задание на определенное время индивидуально и затем проверяю.
  2. Работа с терминами. В папку кладу небольшие карточки, где написано одно слово, например: холоп, феод, вотчина и одну карточку пустую. Вызываю учеников. Перемешиваю карточки. Они достают карточки и по очереди называют определение. Тем, кто 4-5 раз ответят правильно (пустая карточка считается правильным определением) выставляю итоговую оценку.
  3. Нравятся детям уроки-путешествия. Путешествия по Древнему Риму, Спарте в 5 классе, Древнему Киеву, Великому Новгороду, Смоленску в 6 классе, Парижу, Лондону в 7 классе.

   В 5 классе проводила урок-написания книги на тему: «Религия древних греков». Ребятам очень понравилось, что одновременно они выступали не только в роли учеников, но и в роли писателей, художников, путешественников. Дети в игровой форме с помощью компьютера смогли совершить путешествие в далёкую страну Индию.

   В 6 классе я проводила урок-игру на тему: «Быт горожан древнерусского города».

1. На доске (плакате) был нарисован двор горожанина того времени и элементы современного двора, например: колонка, водопровод, скамейка у ворот и др. Дети должны были сказать, что лишнего изображено.

2. Даны картинки с изображением домашней мебели, утвари и современной и древнерусской. Надо составить интерьер древнерусской горницы.

3. К вам пришли гости и надо накрыть на стол, вопрос: какую посуду вы поставите на стол? Выберите нужную из предложенной. Какими из перечисленных блюд вы будете потчевать гостей?

4. Как вы будете развлекать гостей: предложите покататься с горы, поиграть в снежки, послушать магнитофон или бабушкину сказку, посмотреть телевизор или наряды из сундука?

   Даны и другие задания, в том числе кроссворд, который они могут составить тут же из 3-4 слов по одной теме.

   Игра будет проходить интересней и оживленнее, если класс разбить на команды и выполнять задания на время.

   В 7 классе я проводила уроки-игры по Петровской эпохе. Один из уроков был итоговый по типу брейн-ринга «Петр 1 и его эпоха». Ребята делились на команды и отвечали на вопросы. Предварительно готовя эмблемы, защищая название команды девизом. Вопросы, заданные ученикам, охватили все пройденные темы. Наибольший интерес вызвали вопросы, касающиеся личности Петра 1 и его современников. В поэтическую паузу ребята читали стихи.

   Интерес вызвал у ребят урок, проведенный в форме научной конференции на тему «Реформы Петра 1 в области культуры и быта». Были представлены научные сотрудники, архитектор, библиограф, музейный работник (из числа учащихся, которым было дано опережающее задание). А другие ребята задавали им вопросы. Участники конференции даже оделись соответственно отведенной им роли. Они подготовили рисунки о том, как стригли бороды, обрезали кафтаны и рассказывали, как это происходило. К опережающему заданию ребята готовились заранее, используя дополнительную литературу, картины художников той поры. При помощи учителя они знакомились с исследовательской работой.

   В 9 классе после изучения тем «Духовная культура» проводились игры-соревнования. Ребята угадывали авторов, предложенных им картин или названия картин вывешенных на доске. Играли в лото, отвечали на вопросы. По прочитанной характеристике угадывали того или иного деятеля культуры и искусства и рассказывали о нем.

Можно сделать вывод, что игры помогают сделать урок интересным, показать свою эрудицию, закрепить пройденный материал.

   Мною были проведены открытые уроки на районных семинарах, районных и школьных методических объединениях по темам: «Мифы и легенды Древней Греции» - 5 класс, «Природа и люди Древней Индии» - 5 класс, «Чему учил китайский мудрец Конфуций» 5 класс, «Религия древних греков» - 5 класс,  «Образование и философия» - 6 класс, «Борьба католической церкви с еретиками» - 6 класс, «Начало Столетней войны. Жакерия» - 6 класс,  «Горожане и их образ жизни» - 6 класс,  «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова» - 7 класс, «Начало царствования Александра I»- 8 класс, «Россия в начале 19 века» - 10 класс.

  Были проведены открытые районные и школьные мероприятия по следующим темам: «Эпоха средневековья», «Путешествие в века», «Звездный час по истории Отечества», «Здравствуй, милая картошка», «Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен!», «Русское чаепитие», «Бабушкино чаепитие», устный журнал «Великая Отечественная война», «Символы нашей страны».

   В нашей школе стало традицией проведение недели истории. В эти дни мы проводим открытые уроки, олимпиады, защиту исторических плакатов, конференции, круглые столы, викторины, встречи с участниками войны, тружениками тыла, ветеранами труда.

   В рамках школьной недели истории и права старшеклассники проводят презентации-конференции. Теперь такие конференции стали традиционными и пользуются большой популярностью. Работы представляются учениками с помощью компьютерных технологий. Особенно удачными были выступления на презентациях-конференциях «Отечественная война 1812 года» и «человек в истории. 20 век». Также в ходе недели истории мы организуем различные интеллектуально-познавательные игры – «Умники и умницы», «Колесо истории», «Выборы», конкурсы исторической реставрации (защита моделей) театрализованные представления – «Древний Вавилон», «В египетской школе» и т.д. В подготовке таких мероприятий обычно участвует весь класс: одни готовят костюмы, другие – декорации, третьи – музыку и т.д.  

  Постоянно я выступаю на педсоветах школы. Темы моих выступлений были следующие: «Самостоятельная работа учащихся», «Информационные технологии на уроке и во внеурочной деятельности». Неоднократно на заседаниях методического объединения учителей истории и обществознания выступала с творческими отчетами, делилась опытом работы по вопросам: «Исследовательские работы школьников: возможности, тенденции, результаты», «Использование презентаций, интернета на уроках истории и обществознания». Мои уроки часто посещают учителя нашей школы. Также в  своей преподавательской деятельности использую проблемное обучение, модульную технологию, опорные конспекты, основные элементы личностно-ориентированного обучения. Все эти образовательные технологии в сочетании с современными информационными технологиями позволяют мне развивать интерес к истории у школьников и достичь хороших результатов в обучении, а также создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания на уроке.

   Продолжаю осваивать информационные технологии, большинство  уроков  провожу с применением компьютера и мультимедийного проектора. Разработанные мной уроки-презентации вызывают большой интерес у учащихся. Мною созданы блоки уроков по культуре России, по народным движениям, истории российской государственности с использованием информационных технологий. Благодаря использованию информационных технологий, удается значительно повысить качество знаний  учащихся, сделать процесс обучения более интересным, рационально использовать учебное время и так далее.

   На уроках и во внеурочной деятельности устанавливаются отношения сотрудничества учителя и учащихся – это совместная развивающая деятельность, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Я принимаю ученика как субъекта учебной деятельности и организую такую окружающую среду учащимся, которая способствует формированию положительной Я – концепции ребенка, то есть системы осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она и строит свое поведение.

   Одной из действенных форм деятельности по патриотическому воспитанию молодежи является работа в школьном краеведческом музее. Данная работа помогает воспитывать такие качества, как жажда активной деятельности, любознательность, целеустремленность. Это источник познания природы, истории, культуры родного края. Использование местных краеведческих материалов воспитывает у школьников гражданские чувства – любовь к своей Родине, к ее природе, гордость за трудовые и ратные подвиги земляков.

   Музейно-исследовательская работа дает возможность школьникам почувствовать свою принадлежность Отечеству, стать патриотом своей Родины. Музейные предметы, собранные детьми, служат эффективными наглядными пособиями на уроках. Воспитание юных патриотов – будущих защитников  Родины начинается, конечно же, с детства, со школы.

   В связи с этим в 2000 году в нашей школе был открыт комплексный музей. Цель его создания  - патриотическое воспитание подрастающего поколения. В музее представлены следующие разделы:

  • Наш быт.

Комната стилизована под русскую избу. Здесь оформлены экспозиции:

- «Русская изба», где имеются старинные вещи: самовар, пральник, иконы, сундук, патефон, прялка, ступа и другие вещи.

- «Одежда». В музее есть сарафаны, рубашки, цигейка, валенки.

- «Рукоделие». Оформлены альбомы о народных ремеслах нашего края. Жители передали на хранение в музе         вышитые полотенца (Ноздрачева Нина Михайловна – учитель нашей школы), скатерти (Свиридова Анна Егоровна – жительница деревни Бельдино), корзины.

- «Денежное дерево». Накоплен материал об истории денег, собраны монеты, вышедшие из обращения.

  • История школы.

Здесь собраны материалы  об истории школы, о выпускниках, медалистах и учителях (имеются материалы об учителе-ветеране Великой Отечественной войны – Игинове Федоре Ивановиче, ему же установлена мемориальная доска на школе). В музее имеется школьная и пионерская формы и школьные принадлежности (чернильница, перья для письма, буквари).

  • Великая Отечественная война.

   Обучающиеся и педагогический коллектив собрали материалы о героях Советского Союза, наших земляках, о земляках ветеранах  Великой Отечественной войны, об участниках локальных конфликтов, о детях войны и жителях села в период оккупации. В музее есть личные вещи ветеранов, солдатские спички, табеля успеваемости, захороненного в братской могиле партизана. Оформлены альбомы о земляках – героях Советского Союза: Андросове Н.Н. и Сечкине А.К. Школа носит имя Сечкина Александра Кирилловича.

   Руками учащимся изготовлены макеты танка, котелков, касок.

   Постоянно проходит акция «Милосердие», проводится благоустройство и уход за воинскими захоронениями, опрос очевидцев и участников боевых действий, помощь ветеранам, вахта памяти.

   Оформлены стенды «Этих лет не смолкнет слава»,  «Через года, через века…», где отражен материал о воинах, освободивших наше село. Не прерывается связь с их родственниками (имеется альбом писем), «60 лет освобождению Орловщины», «День Победы. 65 лет».

   Неоднократно наш музей отмечался районными и областными грамотами и дипломами. Обучающиеся принимают активное участие в районных и областных конкурсах по краеведению и награждены грамотами и дипломами.

   Музей отмечен Дипломом 1 степени на областном смотре-конкурсе  военно-исторических музеев образовательных учреждений,  посвященного Победе в Великой Отечественной войне.

   Учащиеся  нашей  школы принимали активное участие в районных и областных фестивалях «Народные ремесла Орловского края», «Праздники моего села», «Моя дружная семья».

   В музее разработан план, выбран Совет музея, состоящий из учителей и учеников, здесь проходят заседания, где дети получают поисковые задания и после проведения исследования защищают свои работы: «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны», «Династия учителей нашей школы», «Церковь моего села», «История села Ждимир».

   Вместе с учениками мы занимаемся активно исследовательской работой, конечно, она требует больших затрат времени и сил, но очень плодотворна, так как обычно одновременно решает образовательные и воспитательные задачи. Происходит формирование таких ключевых компетенций обучающихся, как: умение работать по алгоритму, умение работать в коллективе, умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию, критически мыслить, вести цивилизованную дискуссию, давать собственную оценку событиям, а также развивать творческое мышление. В ходе такой работы главной задачей становится не усвоение готовых знаний, а творческая проработка и самостоятельное использование информации, развитие способности оценивать свою деятельность, что способствует формированию целостности, ответственности, развитию и обогащению собственного опыта.

   В  школе выбраны группы экскурсоводов и темы экскурсий: «История нашего села», «История школы», «Они освобождали наше село», «Земляки – ветераны», «Земляки – итернационалисты», «Наш край в годы Великой Отечественной войны», «Выпускники Ждимирской школы», Учителя нашей школы», «Быт наших предков», «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны». Школьники проводят экскурсии для гостей: во время организации районных соревнований, семинаров руководителей, учителей. В музее проходят уроки истории, обществознания, литературы, искусства. Постоянно проводятся внеклассные мероприятия: классные часы, часы общения, посиделки, рождественские вечера. Регулярно проходят мероприятия, посвященные Дням воинской славы России. Учащиеся встречаются с ветеранами войны и труда, воинами – интернационалистами. Постоянно организуются походы по местам боевой славы. В тесном контакте работаем с музеем сельского поселения, районным музеем, архивом. Проводим совместные встречи и экскурсии.

    Школьный краеведческий музей создает условия для передачи культурного наследия от поколения к поколению. Новое поколение должно быть достойно героических дел своих предков.

   «Нельзя научить любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых», эти слова принадлежат маршалу Советского Союза К.К.Рокоссовскому, нельзя не согласиться с этим высказыванием. Работая по оформлению музея, я пришла к такому выводу, что обучающиеся с интересом посещают музей, изучают собранный материал, используя его при подготовке к внеклассным мероприятиям, историко-литературным конкурсам. Повышается детский культурный уровень, у них возникает потребность в получении новых знаний о своей малой Родине, они узнают о многообразии видов русского декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, то есть все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина. Все это немаловажно для формирования патриотизма среди подрастающего поколения.

   Школьный музей призван способствовать формированию у детей гражданско-патриотического сознания, чувства сопричастности к судьбе Отечества, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов, содействовать развитию общественно-политической активности, овладению ими практическими навыками поисково-исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса.

   Ребята с удовольствием участвуют в создании информационно-методических материалов к урокам истории, так что сотрудничество идет не только на уроке, но и на этапе подготовки к нему. Мы организуем экскурсии и туристические походы с целью изучения истории своего края. Там ребята соприкасаются с историей, она им становится более близка и понятна, возникает желание знать еще больше. Конечно, это приводит к повышению интереса к истории в целом и способствует патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся. Ежегодно провожу анкетирование старшеклассников. Вопросы анкеты дают мне возможность определить, насколько велик интерес учащихся к изучению истории, а также скорректировать методику преподавания (по возможности учесть пожелания ребят в формах и методах работы на уроке, которые им нравятся). Я с удовлетворением констатирую тот факт, что все больше становится ребят, увлеченных историей. В прошлом году ребята сами проводили социологический опрос «Обучение и информационные технологии», который показал насколько интересна и результативна работа с компьютером на уроке истории для учащихся.

   Ученики старших классов проводят исследовательские по краеведению на темы: «Выпускники нашей школы», «Жители – земляки в годы войны», «Династия учителей». Мы посещали участников войны, тружеников тыла, брали у них интервью, публиковали материалы о них в газете.

   На своих уроках и во внеклассной работе я стараюсь привить детям интерес к истории родного края, историческому прошлому нашего народа.

   В плане профессионального саморазвития на ближайшие три года я запланировала:

1. Разработать компьютерные уроки-презентации по курсу Истории России с древнейших времен до конца 19 века.

2. Разработать практические, развивающие задания для каждого урока по истории в 10 – 11 классах.

3. Полностью исследовать вопрос «Церковь и государство в конце 15 – начале 16 века. Нестяжатели и иосифляне, взгляды Нила Сорского».

   Я являюсь классным руководителем в 10-11 классах. Воспитание и обучение – две взаимосвязанные стороны одного процесса, и воспитание для меня не менее важно, чем обучение, так как, только соединив эти две задачи, можно сформировать творчески активную и зрелую личность.

   Воспитание социально адаптированного человека, то есть человека, приспособленного к требованиям общества, считаю основной целью своей работы в качестве классного руководителя. Воспитание человека, умеющего работать над собой, - задача сложная.

   В классе проводились игры на сплочение классного коллектива,  на самопознание, на определение будущей профессии, тесты, опросы. Ребята могли лучше понять друг друга, себя, построить планы самосовершенствования. Родительские собрания провожу 4-5 раз в год, индивидуальные встречи – каждую неделю. Вот некоторые темы наших встреч: «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка», «Семейные традиции и ценности», «Воспитывать доброту», «Воспитание трудолюбия в семье». Посещаемость родительских собраний в среднем составляет 85-90%. Отношения между классным руководителем и родителями доверительные, постоянное сотрудничество в воспитании детей.

    Значимым в воспитательной работе является правовое воспитание, которое формирует у ребят чувственное восприятие законов, правовых норм. С этой целью привлекаю в качестве помощников не только родителей, но и работников правоохранительных органов. Никто из обучающихся 10-11 классов не состоит ни на внутришкольном учете, ни в районной комиссии по делам несовершеннолетних, никто не совершал правонарушений.

   В классном самоуправлении использую традиционные формы. Мой класс участвует во всех школьных делах – экскурсии, походы, соревнования, субботники, фестивали культуры. Ученики класса часто встречались с ветеранами Великой Отечественной войны, посещали их на дому, оказывали посильную помощь. Ребята принимают участие во всех школьных предметных неделях.

   Для меня в работе с классом приоритетным стало здоровьесберегающее направление. Приобщаю своих воспитанников к здоровому образу жизни. Для этого провожу основательную работу:

  • Составлен распорядок дня ученика;
  •  С сотрудниками сельской библиотеки провожу мероприятия, направленные на профилактику наркомании, алкоголизма и СПИДа;
  • Систематически проводятся «Дни здоровья»;
  • 85% учащихся  посещают спортивную секцию в школе.

Итогом своей деятельности в качестве классного руководителя считаю сформированный дружный коллектив, привычку к здоровому образу жизни у моих учеников. Итогом совместных усилий учителя, родителей и детей является рост показателя успеваемости.

   Результатом моей педагогической деятельности считаю то. Что каждый год ребята поступают в ВУЗы и колледжи. А самый главный результат моей работы – благодарность выпускников и их родителей за то, что дала им знания, которые пригодились им в жизни.

   Модернизация российского образования требует переосмысления подходов к определению целей образования в целом и исторического образования в частности. Переход от знаниевой  парадигмы к компетентностной позволяет уточнить трактовку образовательной функции школьного курса истории. История изучает то, что уже совершилось и, следовательно, стало прошлым. Но если ограничиться только этим в определении задач истории, то это означает, что она интересна достаточно узкому кругу людей, которым любопытно копаться в архивах и фондах музеев. Но история – это колоссальный массив духовно-нравственного, культурного и социального опыта человечества. Накопленный многими поколениями. Отсутствие четкого исторического понимания у молодого поколения ведет к цинизму,  негативизму, жестокому прагматизму поведения, которые, в конечном итоге, могут привести к серьезным катаклизмам – переворотам, путчам и т.д. мир становится все сложнее, человек в своей индивидуальной жизнедеятельности должен быть готовым к постоянным и неизбежным альтернативам в решении своих проблем. В его сознании должны быть устойчивые представления о многообразии социального опыта и социального поведения, которое формируется в значительной мере на историческом материале. Система исторического образования делает доступной копилку человеческого опыта новым поколениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитическая справка по промежуточной аттестации

Аналитическая справкапо итогам промежуточной (годовой)аттестации в 2010-2011 учебном году....

Аналитическая справка (критерия №2)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №1)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №3)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №4)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка по итогам школьного тура предметных олимпиад

содержит основные моменты проведения школьных олимпиад, формирование команды на городской тур...