Выступление в университете: "Воспитание нравственности и духовности в школе"
статья по истории на тему
Работа предполагает многогранное обогащение воспитательной работы на основе русского народного календаря. Реализация проекта способствует формированию у школьников нравственности, трудолюбия, толерантности, расширяет знания о русской культуре, истории России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_v_universitete.docx | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Русская культура. Годовой цикл народных праздников.
Можно ввести новые предметы в школе для воспитания нравственности, духовности. А можно просто вспомнить слова великого русского педагога К.Ушинского о том, что воспитание, лишенное народных корней,- бессильно.
Тему проекта подсказали сами ребята. На уроках истории при изучении темы «Быт и обычаи русского народа» ребят заинтересовали русские народные праздники. Очень скоро одних уроков нам стало уже мало. Поэтому родилась идея создать проект «Русская культура. Годовой цикл народных праздников».
Такая работа предполагает многогранное обогащение воспитательной работы на основе русского народного календаря. Реализация проекта способствует формированию у школьников нравственности, трудолюбия, толерантности, расширяет знания о русской культуре. В нашей школе это актуально, потому что в последнее время в ней становится все больше учеников-мигрантов, инофонов, плохо знающих не только русскую культуру, но порой и русский язык. А ведь они живут в нашей стране, и такие качества русского народа, как дружелюбие и гостеприимство, должны стать своими и для этих детей.
Проект предусматривает решение следующих задач:
- познакомить учащихся с годовым циклом русских народных праздников;
- расширить знания о русском народном костюме, народных промыслах, музыкальных народных инструментах;
- составить копилку народных игр, потешек, закличек, запевок, скороговорок, загадок;
- использовать элементы народных культур тех народов, представители которых обучаются в нашей школе при проведении праздников;
- способствовать развитию творчества в подготовке и проведении праздников, формированию работать в команде.
И в конечном итоге, создать в школе атмосферу дружбы, взаимопонимания и взаимопомощи.
В проект входят осенние, зимние, весенние праздники.
С давних пор солнечный круг являлся зримым символом времени, колесо которого катится с востока на запад. В народном сознании сложился устойчивый образ года как круга. Мы и сегодня говорим: «Круглый год».
Все события размещались по кругу года, они были мудро осмысленны и наглядно изображены в виде символического знака, колеса, вращающегося посолонь, т.е. по движению Солнца. Поэтому, осмысливая русский народный календарь, мы поняли, что успех будет достигнут, если эту работу вести в течение всего года.
Год – это не просто время, состоящее из 12 месяцев. В слове «год» есть корень, говорящий о том, что это – годное, угодное, приятное, веселое время. Но таким его, годным для жизни, делаем мы сами, если умеем обращать дни жизни в праздник.
Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они могут вовлечь в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Действительно, как здорово вместе с мамой сварить кашу на праздник Козьмодемьяна или приготовить блюдо из капусты, а папа поможет смастерить скворечник. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, был увлекателен для всех, независимо от возраста, национальности.
Недаром в народе говорят: «В такой день у Бога все равны».
Сообразно народному представлению о годе как явлении человеческой и природной жизни строилась вся жизнь семьи, и была она на удивление ритмична, созвучна с национальной психологией, соразмерна с характером русского человека. Интересно, что в ней на основе опыта многих поколений, было найдено сочетание праздников и труда, отдыха и работы, веселья и серьезности.
Осенние ярмарки, Капустники, праздник Кузьмы и Демьяна (14 ноября) – это праздники восхваления труда, когда подводили итоги сбора урожая, славили рукодельниц и кузнецов, подсмеивались над ленивыми. Вот и ребята могут показать, какие они мастера и мастерицы, устроив выставку своих изделий.
Рождество, Крещение, Святки – домашние праздники, семейные. Ценность – семья, защита дома от злых сил, пожелание добра родным. Как хорошо, что на этом празднике могут присутствовать родители: будет кому поколедовать.
Масленица, особенно «широкая Масленица» - учимся прощать, приглашать в гости и, конечно же, пробовать мамины и бабушкины блины.
Весновки – начало нового года, пробуждение весны. Наши предки были убеждены, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц и т.д. Кто знает, может так оно и есть.
Мы сегодня теряем искусство жить в ладу с природой, а значит и с самим собой, друг с другом. Мы перестали чувствовать единение с ней, мы наше отношение к природе сделали потребительским. А ведь можно жить и в гармонии. В любом случае, ценности, заложенные в русских народных праздниках – многонациональны: труд, семья, окружающий мир. И в подходе к этим вопросам не может быть разных точек зрения. Значит, у всех народов больше общего, чем различий. Так давайте на этом и строить наши отношения.
Праздник «Весновки» мы отмечали всем классом. С марта начинался новый календарный год у славян и связан он был с затяжной борьбой тепла и холода. Творя праздники весны, совершая обряды, наши предки сознательно вставали на сторону красного солнышка, глубоко веря, что помогают ему разогреться в полную силу. Недаром, долгое время первый месяц весны называли протальник, солнцегрей, капельник, водотек, грачевник. И посвящены были праздники Тимофею-весновею (5 марта), Тарасию_кумохе (10 марта), Василию-капельнику (13 марта).Авдотье Плющихе (14 марта) и др. И каждый праздник проходил по своему обычаю, со своими обрядами. В основу нашего праздника был положен праздник Сороки – основная встреча весны на Руси, которая праздновалась 22 марта в день весеннего равноденствия. Празднику предшествовала большая подготовительная работа: ребята собирали весенние заклички, загадки о весне, сделали замечательных птиц – «жаворонков» из теста, разучили на флейте и гуслях мелодии русских народных песен, нашли русские народные весенние игры. Эмоционально прошел конкурс весенних закличек, каждому хотелось помочь весне:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Каждый ребенок связывал свою поделку с изображением какой-то птицы, придумывал или искал закличку, ей посвященную: журавлям, ласточкам, галкам…
Жаворонушки, перепелушки!
Прилетите вы к нам,
Принесите вы нам тепло летушко.
Русские народные игры интересны тем, что часто в них требуется взаимопомощь участников, а коллективные действия, сопровождаются словами.
Игра «Ручеек»
Разлился ручеек, золотой рожок – ух!
Разлился водой, холодной, снеговой – ух!
Разлился водой, прозрачной, ключевой – ух!
По мхам, по болотам, по лесным колодам – ух!
Ребята повторяют слова, а на слог «Ух!» должна вся команда перепрыгнуть через веревку на другой берег «ручейка».
Особенностями, определяющими национальное лицо любого народа, являются язык, вера, народные праздники и традиции. Последние находят свое проявление в национальных обычаях, в исполнении ритуалов.
У каждого народа свои обычаи встречи весны. Ребята рассказали о своем народе. Мы узнали, как встречают весну в Армении, Молдавии, Израиле.
Армения – цахказард (вербное воскресенье) – пробуждение весны, встреча весны. Название связано с обилием цветов. Освящали ветки оливы или вербы, украшали ими дома, дворы, хранили их для защиты от урагана, метели, а затем сжигали и пепел рассеивали по ветру для защиты от бед. Украшали цветными лентами деревья, развешивали на ветках плоды, что символизировало связь с культом плодородия.
Молдавия – мэрцишор (первый день весны). 1 марта дарят друг другу маленькие бутоньерки в виде цветочков из ниточек красного и белого цвета. Красный цвет- любовь. Белый цвет – здоровье и чистота подснежника, первого весеннего цветка.
Весь месяц бутоньерки носят на одежде, а 31 марта развешивают на цветущих фруктовых деревьях, и вам во всем будет сопутствовать успех. Если загадать желание, вешая мэрцишор – оно обязательно исполнится.
Израиль – встречая весну, вы должны обязательно посадить фруктовое дерево. Через год, получив с него первый урожай, собрать его в корзину и раздать людям. Только при таком условии ваш сад будет радовать вас богатыми урожаями.
В заключение мы развешивали жаворонков около школы на деревьях, крошили печенье, разбрасывая на четыре стороны птицам на корм. А кто испек из ржаной муки 40 шариков-колобков, будет каждый последующий день выбрасывать по одному шарику, загадывая желание. Закончилось наше весеннее гуляние, но праздник не закончился. Нам захотелось сделать что-нибудь полезное. Мы решили сделать скворечники и повесить около нашей школы, развести рассаду цветов и украсить ими класс. А еще сочинить свою сказку о весне и нарисовать наш праздник.
В России были любимыми и такие праздники, как:
- Вербное воскресенье – русский детский праздник;
- Праздник Благовещения – домашний праздник, единственный русский благотворительный праздник, праздник людей старшего возраста.
Все это способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию учащихся, воспитанию нравственности и трудолюбия. Развивает их память, внимание, воспитывает дисциплинированность, усидчивость и, в конечном счете, повышает их интерес к учебе. А главное, русские праздники помогают нам понять, что в нас, какой бы мы национальности не были, больше общего, чем различий.
Подготовка к празднику, ожидание праздника, праздник…
Но на этом работа не заканчивается. Сколько возможностей, сколько видов деятельности: рисунки, отзывы, сказки, поделки, разучивание запевок и закличек, общие игры и хороводы. Даже есть возможность поговорить об экологической проблеме, вспоминая народные приметы.
И главное – поиск новой темы, нового праздника, который захочется восстановить.
Любая деятельность учителя должна исходить из интереса детей. Только запоминающееся дело оставит след в душе ребенка: русского или армянина, грузина или гагауза, таджика или казаха, татарина или азербайджанца. Они – дети. Им одинаково интересна игра, театрализованное представление, изготовление поделок. В то же время у них есть возможность рассказать о своем народе, его традициях, что вызывает гордость у самого ребенка, уважение к нему со стороны других ребят. Когда одно дело объединяет учащихся и родителей, учителей разных предметов – оно становится общим.
Работа в рамках проекта «Русская культура. Годовой цикл народных праздников» действительно интересна, многогранна и перспективна для нашей школы, где обучаются дети разных национальностей и есть настоятельная потребность в изучении традиций разных народов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное и духовное воспитание современного человека ( выступление на районном педсовете)
Материал брала в интернете, добавила свои комментарии, размышления на эту тему....
Материал выступления на районном семинаре по теме "Духовно-нравственное воспитание школьников"
Духовно-нравственное воспитание школьников...
презентация к выступлению "Краеведение в системе патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников"
презентация к выступлению "Краеведение в системе патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников" посвящена значимости изучения истории родного края,воспитанию любви к своей малой родине...
Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...
Выступление по теме "Роль монастырей в духовно-нравственном воспитании школьников", 23.11.2017 г.
Программа XXVI международных Рождественских образовательных Чтениях "Нравственные ценности и будущее человечества" (региональный этап), 23.11.2017 г....
Выступление на педсовете «Формирование и коррекция духовно-нравственного мировоззрения обучающихся»
цель:Рассмотреть влияние духовно-нравственного мировоззрения и воспитания на приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям Российского общества, формирование гражданской позиции и развитие и...