Применение интеллект-карт на уроках русского языка и литературы
статья по литературе

Дымбрылова Намсалма Шойдоновна

Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intielliekt-karty-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-li.docx613.03 КБ

Предварительный просмотр:

Применение

интеллект-карт

на уроках русского языка и литературы

В обучении и образовании интеллект - карты приобретают всё большую популярность. Их создают с целью большего удобства и эффективности не только процесса обучения, но и в прочих отраслях, в которых используется интеллектуальный труд и необходимо прилагать умственные усилия. А, как было неоднократно замечено, мозг человека далеко не всегда воспринимает с восторгом то, что ему необходимо трудиться. Тяжело воспринимать и запоминать скучные схемы и таблицы. Напротив: яркие рисунки, графические изображения и слово, взрывающиеся ассоциативным рядом – гораздо легче запомнить и воспроизвести впоследствии. Именно это принесло возрастающую известность технике составления карт памяти.

В связи с этим  возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения   инновационных методов обучения.  Наиболее значимым является метод интеллект - карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т.Бьюзена. Эффективность использования  данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации.  Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно.

Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.

Можно сказать без преувеличения, что метод интеллект-карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт.

Интеллект-карты составлялись обучающимися индивидуально при изучении новых тем на уроках и дома. Использование этого метода способствует:

обучению. Избавление от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при обучении, подготовке к экзаменам и во время самих экзаменов (ЕГЭ – часть С). На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении информации (особенно при подготовке к экзаменам);

концентрации. Фокусирование на задаче для наилучшего результата. Использование всех способностей для привлечения внимания. Особенности карт таковы, что внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения, и результативность при этом значительно увеличивается. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания;

запоминанию. Запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к ним как к крючкам все, что надо запомнить. В дальнейшем достаточно потянуть за «крючок», и все вспомнится. Ученик затратит при этом значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. Информация запоминается уже усвоенной (понятой), в связи с другими знаниями, что значительно усиливает эффективность запоминания и память в дальнейшем. У учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором;

мышлению. Хороший метод анализировать свои мысли. Мышление становится более чётким и гибким. Дополнительный инструмент для проявления интуитивных способностей. Творческие способности также активизируются.

Области применения Интеллект-карт

  • Обучение
  • Запоминание
  • Подготовка к экзаменам;
  • Запоминание списков: что сделать/кому позвонить.
  • Презентации
  • При подготовке и проведении презентации интеллект-карты помогают практически на каждом этапе:
  • Сбор и анализ материала
  • Подготовка плана выступления
  • Использование интеллект-карт, как наглядного материала (плакаты, слайды)
  • Раздаточные материалы в виде интеллект карт.
  • Планирование

Интеллект-карты прекрасно подходят для планирования своей жизни. Очень часто в море деталей мы теряем видение всей картины целиком, и составление плана в виде интеллект-карты позволяет вернуть обратно целостное видение ситуации.

Планирование проектов

Разбиение проекта на основные этапы и подэтапы. Представление этих этапов на карте. Можно запланировать проекты начиная с празднования своего дня рождения или похода в магазин, завершая проектом открытия своей компании…

Принятие решений

Принятие решения в случае дилеммы с помощью Интеллект- карт:

Интеллект-карты помогают более взвешенно принять решение в случае дилеммы: «покупать – не покупать», «ехать – не ехать», «менять работу – не менять»…

Интеллект-карты позволяют собрать всю информацию, относящуюся к задаче на одном листе, и окинуть ее одним взглядом. Держать в поле зрения все плюсы и минусы того или иного решения.

Активизация ассоциативного мышления позволяет включить в рассмотрение важные факторы, которые были бы упущены при традиционном анализе.

Использование цветов и образов активизирует интуицию.

Как рисовать Интеллект-карту?

Главное правило: «НИКАКИХ ПРАВИЛ»

Максимально свободно выражайте свои идеи.

Будьте творческими, яркими, выразительными.

Чем меньше вы будете себя ограничивать, тем лучше получится карта.

Стиль

Свой собственный (Не стремитесь подражать кому-то другому. У каждого человека свой стиль мышления. А так как карты отражают стиль мышления человека, то они и должны будут отличаться друг от друга! Ищите свой собственный стиль!)

Бумага

Белая (Лучше использовать белую (либо однотонную) бумагу. Чтобы не было лишних клеточек, линеечек и т.д., которые могут составлять конкуренцию линиям карты, и затруднять ее изучение.)

А4 или А3 (На самом деле лучше А2, или лист ватмана. Карта имеет тенденцию заполнять все отведенное ей пространство, поэтому чем больше пространства у вас есть, тем больше умных мыслей, связанных с основной темой вы напишите. Лучше брать размер бумаги с запасом!)

Альбомная ориентация (Карта имеет тенденцию расти в бока. Влево и вправо. Поэтому там должно быть больше пространства. Соответственно располагаем карту горизонтально)

Центральный образ

В центре листа (Обычно в центре листа. Хотя частый вариант, когда рисуется слева в центре и ветки отходят вправо)

Структура

Радиальная (Соблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру – более важные понятия. Дальше от центра – менее важные понятия. Благодаря такому «радиальному» распределению нам проще работать с картой)

Слова

Ключевые (Пишем только ключевые слова. В результате у нас на карте нарисовано 20-30 слов, а эти 20-30 слов иногда за собой хранят информацию с 20-30 страниц текста. Но с каждой страницы текста мы взяли только по 1 ключевому слову, которое позволяет восстановить в памяти информацию из текста.)

1-2 слова (Всегда есть соблазн записать целое предложение! Не делаем этого. Вычленяем 1-2 ключевых слова. Этого обычно достаточно!)

Цвета

Чем больше – тем лучше (Человек способен различать мельчайшие оттенки цветов, поэтому стоит использовать этот ресурс по максимуму! Но слишком перебарщивать тоже не стоит. 4-8 цветов обычно хватает для большинства карт. Если цветов больше – то от их разнообразия уже начинает рябить в глазах, и цвета перестают нести нужную смысловую нагрузку.)

Картинки

Цветные (Картинки рисуем цветные. Ручка которой работаем при рисовании карт, должна быть как минимум из 4-х цветов!)

Правила заполнения интеллект- карты

В центре главная идея и главный образ, он должен быть самим ярким и запоминающимся. Добавьте, какую-нибудь картинку или рисунок.

В центре выделяем главный образ

От него буду отходить ветви — идеи и дополнения, здесь вы вольны делать что захотите.

Рисуйте, раскрашивайте, выделяйте ключевые слова. Добавьте рисунки. Ветви живые, а не шаблонные. Они словно щупальца, проникают в мозг и достают от туда новые идеи.

Меньше слов, и больше образов. Мозг плохо понимает целые предложения, сократите их до одного слова или яркого образа.

Старайтесь не использовать больше 7 ответвлений, а то запутаетесь, и карта потеряет смысл.

Пишем по часовой стрелке, т.е. с верхнего правого угла и читаем карту так же

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС

Основная  тема: Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова

Иинтеллект-карту, посвященную жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова, ребята строили уверенно, учитывая предыдущие недочёты. Сначала ребята прочитали статью в учебнике о поэте, затем посмотрели видеофильм «По лермонтовским местам» и приступили к составлению интеллект-карты. На уроке ребята только наметили структуру будущей интеллект-карты, поэтому завершение работы по оформлению карты и подготовка пересказа по ней стало  домашним заданием. На  следующем уроке  было много желающих отвечать. Ребята выполнили задание разными способами: кто-то построил интеллект-карту традиционным способом (бумага и цветные карандаши), а кто-то воспользовался программой Microsoft PowerPoint. На рисунке представлена одна из таких интеллект-карт.

Lermontov.jpg

Устное народное творчество - Литература - Каталог файлов - Русский язык

Обобщая первые шаги экспериментальной  работы по использованию метода интеллект-карт на уроках литературы, можно сделать следующие выводы о его применении: привлекают возможности решать разнообразные задачи (познавательные, информационно-коммуникационные, рефлексивные); позволяют сделать обучение увлекательным и творческим; делают возможным проводить непрерывный мониторинг в различных областях (усвоение содержания, развитие  памяти и мышления; сформированность  общеучебных умений – аннотирование, конспектировани); эффективен для  организации коллективной деятельности, работы в   группе, паре, индивидуальной работы. Учащиеся добиваются хороших результатов при работе с текстом, сворачивая и разворачивая информацию; лучше запоминают информацию благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.

Примеры интеллект- карт по русскому языку

http://subject.com.ua/lesson/rus/8klas/8klas.files/image007.jpg

Список используемой литературы

1.  Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

 2. Роберт, И.В. О понятийном аппарате информатизации образования / И.В. Роберт // Информатика и образование, № 12 – 2002, С.2-6.

 3. Внедрение новых информационных технологий в процесс обучения в профтехучилищах. - М., 2005

 4. Герцунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и пер-спективы. - М., 2004

 5. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования / Е.В.Баранова и др. - СПб., 2005

 6. Использование информационной технологии в учебном процессе /Отв. ред. Н. И. Шкиль. - Киев, 2003

7. http://www.mind-map.ru/

8.http://www.mindmap.ru/stat/begin.htm

9.http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm

10.http://www.syntone.ru/library/article_other/content/399.html?current_book_page=1

11.http://conceptdraw.fileburst.com/Full/CDMindMap 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Данный материал - дополнительная информация для выступления на педсовете, методсовете...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Фрагмент аналитического отчета на "Конкурс на денежное поощрение лучших учителей"...

Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы

Доклад о применении ИКТ на уроках русского языка и  литературы...

Применение новых технологий на уроках русского языка и литературы для повышения познавательной активности учащихся.

Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок ...

Доклад на тему: "Применение компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены варианты использования компьютерных технологий на уроках...

Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия обучающимся для развития...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Осуществляя комплексный подход к обучению русскому языку и литературе, использую различные инновационные технологии: технологию развития критического мышления, проблемно-диалогового обучения, лекционн...