Дифференцированная работа на уроках истории и обществознания
статья по истории на тему

Шульц Галина Николаевна

     Главный смысл деятельности учителя -   создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого предмета, как  история. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_differentsirovannye.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированная работа на уроках истории и обществознания.

(Шульц Галина Николаевна, учитель истории и обществознания

МБОУ «Новониколаевская школа»)

      Осуществление дополнительной дифференцированной работы на уроках истории и обществознания со слабоуспевающими  детьми и пропустившими занятия по болезни.

     Главный смысл деятельности учителя -   создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого предмета, как  история. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь  слабоуспевающему ученику  подготовить  посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.
    Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него  причинам: Пропуски занятий по болезни;  Слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития; педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения (низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.); неблагополучная семья;  Проблема «улицы»;  прогулы,
     Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле.

    Цели дифференцированной работы:    ликвидация пробелов у учащихся в обучении истории и обществознания; создание условий для  успешного индивидуального развития ученика.
Что  прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
- изменить формы и методы учебной работы на уроках , чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект  деятельности. Использовать для этого обучающие игры;
- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
- ориентировать  детей на ценности: человек, семья,  отечество, труд, знания, культура,  мир,  которые охватывают важнейшие стороны деятельности;
- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.
 Компонентный состав дифференцированного подхода включает:
диагностику, дифференциацию, интеграцию, индивидуализацию, которые в
зависимости от объекта и цели рассматриваются как действие-условие,
действие-средство, действие-результат, а также как принципы обучения и
воспитания.

    Проблема неуспеваемости для педагога одна из актуальных.     Основными путями решения проблемы на уроках истории и обществознания являются:

- обучение на уровне способностей, возможностей ученика при помощи уровневой дифференциации;

- изучение личностных особенностей (обучаемость, сформированность учебных навыков);

- формирование и развитие учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

- обучение на доступном уровне программного материала;

- формирование личностных качеств обучающихся на уроках истории и обществознания: самостоятельности, ответственности, трудолюбия.

  Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:

  • Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
  • Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Как повысить работоспособность:

  • Разнообразить виды деятельности.
  • Проветривать кабинет.
  • Проводить физминутки.
  • Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками

  • Карточки для индивидуальной работы.
  • Задания с выбором ответа.
  • Деформированные задания.
  • Перфокарты.
  • Карточки - тренажеры.
  • Творческие задания.
  • “карточки-информаторы”,
  • “карточки-конспекты”.

Учитель должен:

  • Знать психическое развитие ребёнка:
  • восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)
  • внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
  • память (вербальная, невербальная)
  • Стремиться понять и принять каждого ребёнка;
  • Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке;
  • Проявлять:
  • разумную требовательность
  • неиссякаемое терпение
  • справедливую строгость
  • веру в возможности ученика
  • Уметь встать на позиции ученика
  • НЕТ насмешливому тону!
  • Уметь вести непринуждённый диалог
  • Стремиться к внешней занимательности
  • Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
  • Учить работать со словарями и другим справочным материалом
  • В обучении применять
  • опережающее обучение
  • различные формы групповой работы
  • взаимоопрос, самоконтроль
  • конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
  • Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
  • Применять частую смену видов деятельности на уроке
  • Многократно проговаривать и закреплять материал урока
  • Стремиться к алгоритмизации деятельности

Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

     Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в работе с детьми с признаками одарённости.

     Современное образование претерпевает значительные изменения, обусловленные

обновлением его содержания, преемственной связью программ всех ступеней образования, перестройкой взаимодействия в системе «педагог – ребёнок». Я считаю, что самым главным в системе образования является ребёнок, с которым мы работаем, и его взаимоотношения с учителем.

     Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно

ориентированного обучения. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культурного, способного влиять на собственную траекторию, соотнося её с национальными и общечеловеческими достижениями. Весь мой опыт построен на том, что каждый ребёнок индивидуален. В моём понимании процесс обучения сегодня – это процесс раскрытия индивидуальности ученика в специально для этого организованной учебной деятельности.

     Её цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, интеллекта, способностей, формирование качеств, связанных с проектируемой сферой деятельности, а также качеств, позволяющих учащимся полноценно жить в существующем обществе.

     В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Ребёнок с признаками одарённости, как и любой другой, должен уметь

ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и

ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Только в работе с потенциально одарённым ребёнком важно учитывать, что ему предпочтительны определённые методы работы:

-исследовательский;

-частично-поисковый;

-проблемный;

-проективный.

Рассуждая о том, какие формы работы, типы заданий надо отбирать среди известных для

детей с признаками одарённости, нужно обратить внимание на то, что основная форма – урок – на сегодня ещё осталась ведущей в повседневном общении учителя и обучающегося. Поэтому, отталкиваясь от данного факта, обращаем внимание на следующие формы и акценты внутри них:

- работа в парах, в малых группах;

- разноуровневые задания;

- творческие задания;

- консультирование по возникшей проблеме;

- дискуссия;

- игры.

Очень важны:

- предметные олимпиады;

- интеллектуальные марафоны;

- различные конкурсы и викторины;

- словесные игры и забавы;

- проекты по различной тематике;

- исследовательская деятельность;

- ролевые игры.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды

творческой деятельности.

Как правило, у одарённых детей проявляются:

-высокая продуктивность мышления;

-легкость ассоциирования;

-способность к прогнозированию;

-высокая концентрация внимания.

     Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств. При работе с одарёнными детьми необходимо уметь:

-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

-стимулировать познавательные способности учащихся;

-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

     В условиях модернизации общего образования на первый план выдвигаются требования качественной подготовки школьников, развитие их интеллектуальных, личностных компетенций, таких как: мышление, понимание, самостоятельность, коммуникабельность. При этом учителю предоставляется право самому определять методику достижения этих целей.

     На мой взгляд, именно метод проектов в полной мере способствует развитию у детей

самостоятельности, умению находить нужную информацию, выражать свои мысли.

Вообще необходимо отметить, что групповая работа вызывает большой интерес у учащихся, потому что она приносит хорошие результаты. В качестве важнейшего фактора успешности овладения знаниями по предмету, а что ещё важнее – компетентностями,

которые он предполагает, сегодня рассматривается групповое взаимодействие. Работа в группах требует временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач. Как правило, каждая группа получает определённое задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Задание группе подбирается таким образом, что позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы. Состав группы, разумеется, непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

     Используются мной и элементы дифференцированного обучения. Сама технология

дифференцированного обучения как условие применения разнообразных методических средств, является включённой, проникающей технологией. Целевая ориентация данной технологии - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. В силу неравномерности развития, развития личностных качеств и других причин в классе есть и «отличники», и «хорошисты», и отстающие. Поэтому я как учитель организую разноуровневую дифференцированную работу этих учащихся на уроке, на всех его этапах: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я

использую творческие задания.

     Очень хорошо использовать эту технологию при работе с одарёнными детьми, которые, как правило, идут на несколько шагов впереди всех остальных, и им изучать, допустим, 15 минут то, что они понимают за 5, неинтересно. Для этого можно использовать, например, кроссворды, работу с текстом, тест и т.д. Важно, чтобы каждому учащемуся было интересно и комфортно на уроке.

     Ещё один пример – работа с французской карикатурой конца XIX в. «Раздел Китая» на уроке «Русско-японская война» в 9-ом классе. Вначале ребятам предлагается ответить на вопрос: «Как вы понимаете содержание французской карикатуры 1890-х гг.?». Ребята определяют, что изображенный на карикатуре пирог – это Китай. Затем они определяют, какие государства обозначены на карикатуре цифрами. Наглядность является хорошей подсказкой и позволяет выяснить причины войны даже слабым ученикам. А в задание на самоподготовку можно внести дифференцированный аспект и предложить желающим творческое задание:  написать эссе с ответом на вопрос: «Какой стране по воле карикатуриста достанется самый большой кусок пирога и почему именно ей?»

На уроках я также стараюсь использовать и другие формы, помогающие лучше усваивать

материал.

* «Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагается обсудить проблему перед всем

классом. Например по теме «Семейное воспитание (гендерные отличия)», ребята самостоятельно выдвигали проблемы воспитания, стили воспитания, связанные с половыми отличиями. Для этого использовался опыт их родителей

* «Мозговой штурм» - Методика используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы. Например: «Как снизить уровень преступности?»

* Синквейн» - метод работы с понятиями.

С целью погружения в проблему, использую на уроке технологию * «Дебаты». Например, при изучении многопартийной системы нашего государства, ребята представляли ряд партий (лидеры, программа) по принципу программы «К барьеру». Для ребёнка данная форма работы, на мой взгляд, достаточно интересна и познавательна, т.к. предполагает самостоятельный поиск информации, готовность к дискуссии и отстаиванию своей позиции. Такие уроки позволяют формировать и развивать: навыки публичного выступления, научное мышление, учат навыкам исследования: формировать проблему, анализировать её с различных точек зрения, аргументировано, чётко излагать точку зрения и, наконец, видеть разные подходы к решению проблемы и пытаться внутренне решить её. В ходе игры воспроизводится поведение людей в реальной жизни, что способствует формированию важнейших умений, навыков, глубокому осознанию социальных ролей, способствует овладению учащимися социальным опытом, что очень важно для выпускника школы.

     Таким образом, использование современных образовательных технологий и приёмов на уроках истории и обществознания позволяют сформировать социально смелую, востребованную и адаптированную личность к современной динамичной жизнедеятельности.

Такая работа даёт свои плоды. Это результаты участия моих воспитанников в конкурсах,

олимпиадах различного уровня.

Уверена, что работа с одарёнными детьми интересна и полезна для учителя. Учитель,

который стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

20.04.2014                    

Учитель истории и обществоведения Шульц Галина Николаевна

Литература:

1.      Богуславский М. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа. // Первое сентября. – 2007, № 1.

2.     Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000.

3.     Борисова Ю., Гребенёв Ю. Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика. // Народное образование.  2003,    

         № 7.

4.     Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства. – М.: ВЛАДОС, 2000.

5.     Моргун В.Ф. Интеграция и дифференциация образования: личностные и технологические аспекты // Школьные технологии. – 2003, № 3.

6.     Осмоловская И.М.  Дифференциация обучения: за и против // Школьные технологии. – 2001, № 6. 

7.      Осмоловская И.М. Каждый школьник талантлив по-своему // Директор школы. – 2000, № 2.

8.     Осмоловская И. М. Как организовать дифференцированное обучение. - М.; Сентябрь, 2002.

9.     Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Организация просветительно - воспитательной работы на уроках истории и обществознания с целью формирования ценностей здоровья и ЗОЖ.

Программапо пропаганде здорового образа жизниЗдоровье – не все. Но все без здоровья – ничто. (Сократ.)  Основания для разработки программы: ·...

«Приёмы работы на уроках истории и обществознания через использование модульной технологии»

Урок, как одна из основных форм технологического процесса обучения в современной школе, весьма разнообразен. В старшей школе большая роль отводится созданию и организации многополюсной образовательной...

Из личного опыта: «Осуществление дополнительной дифференцированной работы на уроках истории и обществознания со слабоуспевающими детьми и пропустившими занятия по болезни».

МероприятияСрок1.                  Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебно...

Дифференцированное обучение на уроках истории и обществознания

Материал о дифференцированном обучении школьников старшей и средней школы...

Выступление "Дифференцированное обучение на уроках истории и обществознания"

Материал для выступления по теме "Дифференцированное обучение на уроках истории и обществознания" с примерами...

Развитие способностей учащихся через применение дифференцированного подхода на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности

Технология развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках истории и обществознания, а так же во внеурочной деятельности, через применение дифференцированного обучения....