Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе.
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе, ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r._p._fgos_5_klass._istoriya._kasatov_a.yu_.docx | 95.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №3»г. Ханты-Мансийска
Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 от «31» августа 2015г | Согласовано на МС протокол № 1 от «31 » августа 2015 г. | Утверждено директором приказ № 466 от «30» августа 2015 г. |
Рабочая учебная программа по истории 5а, д класс
(базовый уровень)
Год разработки-2015/ 16 учебный год
Срок реализации программы – 2015 / 16 учебный год
Программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования для общеобразовательных учреждений. Авторская программа А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой.
Учебник: «История Древнего мира», А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.
Москва: Просвещение, 2015.
Программу составил – Касатов Александр Юрьевич, учитель истории.
г. Ханты-Мансийск
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа курса «История Древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих предмет в первом концентре исторического образования, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира».
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1. Вигасин, А. А. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2014.
2. Вигасин, А. А. История Древнего мира. 5 класс [Электронный ресурс] : электрон. прил. к учебнику / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М. : Просвещение, 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток / Г. И. Годер. – М. : Просвещение, 2014.
4. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 2. Древняя Греция. Древний Рим / Г. И. Годер. – М. : Просвещение, 2014.
5. Годер, Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 класс [Текст]: пособие для учителя / Г. И. Годер. – М. : Просвещение, 2012.
Необходимо также использовать атлас и контурные карты по истории Древнего мира для 5 класса (М.: Дрофа, ДИК, 2014).
Общая характеристика учебного предмета
Целью курса истории Древнего мира является формирование у школьников знаний о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.
В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Задачи курса:
1. Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя.
2. Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре.
3. Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства).
4. Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения.
5. Формировать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.
Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета. В 5 классе – 35 учебных недели (70 ч).
Основное содержание предмета.
Что изучает история.
Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление. Исторические события.
Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств. Географические названия – свидетели прошлого.
Историческая карта.
Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика.
Россия – многонациональное государство.
Всеобщая история. История Древнего мира.
Понятия «первобытность» и «древний мир». Хронологические рамки Древней истории.
Первобытное общество.
Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.
Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования.
Зарождение искусства.
Древний Восток.
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава.
Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования.
Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания.
Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая Китайская стена.
Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Древняя Греция и эллинистический мир.
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия.
Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний.
Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Древний Рим.
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан.
Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками.
Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Требования к уровню подготовки учащихся
Должен знать:
• основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников.
Должен уметь:
• определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
• читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
• использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
• выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
• группировать исторические явления и события по заданному признаку;
• объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
• выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям древней истории, достижениям культуры;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений (в споре и т. п.) об историческом наследии народов мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Контрольно-измерительные материалы.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 8 тем. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.
Оценка устного ответа учащихся:
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы
Календарно-тематическое планирование
в 5А, Д классе.
№ | Тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Элементы содержания (ОУМ – опорный учебный материал; ДУМ – дополнительный учебный | Предметный | Универсальные учебные действия | Виды и формы контроля | Самостояте-льная внеурочная деятельность | Сроки прове-дения |
Раздел 1. Введение в историю (4 ч) | |||||||||
1 | Исторические источники | 1 | Урок-беседа* | ОУМ: Виды и назначение исторических источников. Роль археологических раскопок в изучении истории | Умеют работать со справочным аппаратом книги. Понимают и разъясняют понятие «исторический источник» | Личностные: понимают важность исполнения роли хорошего ученика, важность учебы и познания нового. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников, в том числе и из справочного аппарата учебника. Регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные: читают вслух | Терминологический диктант | Учебник, с. 6. Написать рассказ об из- вестных источниках древности на территории нашего края | 03. 09. 2015 |
2 | История | 1 | Комбинированный
| ОУМ: Историческая карта и ее значение при изучении истории. Историческая карта, стороны света, условные знаки | Умеют ориентироваться на карте, показывать необходимые объекты, объяснять карту, используя условные обозначения, понимать их значения | Личностные: понимают важность исполнения роли хорошего ученика, важность учебы и познания нового; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива. Познавательные: устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям. Регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные: вычитывают все виды текстовой информации (фактическую, подтекстовую, концептуальную) | Фронтальный опрос. Работа с исторической картой | Составить таблицу «Общее | 07.09. |
3 | Причинные связи между событиями | 1 | Комбинированный | ОУМ: Исторические события. Исторический факт. Причинно-следственные связи между событиями. Географическое пространство | Понимают причинные связи между историческими событиями, понимают, что каждое событие влечет за собой определенные последствия, понимают влияние географического пространства на развитие | Личностные: ищут свою позицию Познавательные: устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям. Регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные: вычитывают все виды текстовой информации (фактическую, подтекстовую, концептуальную) | Фронтальный опрос. Работа по карточкам | Найти причину и следствие появления письменности | 10.09. |
4 | Счет лет | 1 | Комбинированный | ОУМ: Летоисчисление. Наша эра, до нашей эры. «Лента времени», столетие, век, тысячелетие, история н. э., ДУМ: Ход времени и способы его измерения | Умеют определять век по дате, работают с «лентой времени» | Личностные: ищут свою позицию Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников, в том числе и из справочного аппарата учебника. Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Решение исторических задач. Составление исторических задач с использованием «ленты времени» | Учебник, с. 28–30. Составить исторические задачи на счет истори-ческого времени | 14.09. |
Раздел 2. Первобытный мир (5 ч) | |||||||||
5 | Древнейшие люди | 1 | Урок изучения нового материала | ОУМ: Воссоздание биологической эволюции человека по останкам древних людей. Расселение древнейшего человечества. Среда обитания древнейших людей и возможности их выживания. Понятия «первобытность» и «древний мир». Хронологические рамки древней истории. ДУМ: Эволюция жизни | Рассказывают портрет древнего человека | Личностные: оценивают поступки, Познавательные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют | Индивидуальный опрос. | Учебник, § 1. Описать репродукцию; р. т., ч. 1, № 1 | 17.09. |
6 | Родоплеменные отношения | 1 | Комбинированный | ОУМ: Стадо, ДУМ: Теории | Называют признаки родовой об-щины. Описывают жизнь первобытного человека, орудия труда | Личностные: оценивают поступки, Познавательные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения | Фронтальный опрос. Работа с исторической картой | Учебник, § 2, в. 1–3 (устно) | 21.09. |
7 | Возникновение искусства и религиозных веро-ваний | 1 | Урок-беседа | ОУМ: Искусство первобытных людей. Религиозные верования. Колдовской обряд, душа, религия. ДУМ: Наскальная живопись | Объясняют причины появления первобытных верований, причины возникновения искусства | Личностные: оценивают поступки, Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Устный опрос | Учебник, § 3, в.1–3 (устно). Составить кроссворд | 24.09. |
8 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | Комбинированный | ОУМ: Занятия, орудия труда. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Развитие ремесла. Орудия труда земледельца. Раб, ремесленники, мотыга, гончарный круг. ДУМ: Периодизация первобытной истории | Понимают, что скотоводство | Личностные: проявляют уважение Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Текущий контроль. Составление аналитической таблицы. Сравнение родовой и соседской общин. Творческая работа: рассказ | Учебник, § 4; р. т., общины» | 28.09. |
9 | Появление неравенства | 1 | Урок-беседа | ОУМ: Зарождение неравенства | Имеют представления о процессе возникновения неравенства. Поясняют различия между родовой и соседской общинами | Личностные: проявляют уважение Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Тестирование (15 мин) | Учебник, § 5. Вопросы (устно). Составить кроссворд | 01.10. |
10 | Счет лет ( Повторение) | 1 | Комбинированный | ОУМ: Летоисчисление. Наша эра, до нашей эры. «Лента времени», столетие, век, тысячелетие, история н. э., ДУМ: Ход времени и способы его измерения | Умеют определять век по дате, работают с «лентой времени» | Личностные: ищут свою позицию Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников, в том числе и из справочного аппарата учебника. Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Решение исторических задач. Составление исторических задач с использованием «ленты времени» | Учебник, с. 28–30. Составить исторические задачи на счет истори-ческого времени | 05.10. |
Раздел 3. Цивилизации Древнего Востока (17 ч) | |||||||||
Тема 1. Древний Египет (7 ч) | |||||||||
11 | Государство на берегах Нила | 1 | Урок изучения нового материала | ОУМ: Древний Египет – географическое положение, природные условия, население. Государство, фараон, оазис, шадуф, вельможа, налог, каномы, амулет, кораблестроители, колесницы, храмы, миф, мумия, саркофаги, пирамида, статуя, рельеф, астрономия | Рассказывают | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Работа с контурной картой | Учебник, § 6, вопросы (устно); № 22, 23 | 08.10. |
12 | Жизнь, быт и труд земледельцев и ремесленников | 1 | Комбинированный | ОУМ: Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Оросительные сооружения. ДУМ: Рабы и их роль в хозяйственной жизни | Поясняют особенности хозяйственной жизни древних египтян. Объясняют назначение предметов быта и труда | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Проверочная работа по теме | Учебник, § 7. Составить рассказ «День египетского земледельца»; р. т., № 25 | 12.10. |
13 | Фараон | 1 | Комбинированный | ОУМ: Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Управление государством. Фараон – повелитель Египта. Жизнь египетского царского вельможи. ДУМ: Социальная иерархия | Поясняют понятия: государство, царь, цивилизация, фараон, вельможи, налог, писец. Выделяют основные черты, присущие группам населения | Личностные: оценивают поступки, Познавательные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Исторический диктант. Фронтальный опрос | Учебник, § 8, вопросы (устно); р. т., № 28 | 15.10 |
14 | Военные походы фараонов | 1 | Комбинированный | ОУМ: География походов, их результативность, особенности вооружения. Войско – пехота, отряды колесничих. Держава Тутмоса III. Колесница, наемное войско. ДУМ: Военная стратегия и тактика | Умеют работать | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Работа с исторической картой. Сочинение-эссе | Учебник, § 9. Дописать сочинение-эссе | 19.10. |
15 | Религия Древнего Египта | 1 | Комбинированный | ОУМ: Религия древних египтян. Храмы и пирамиды. Мифы о богах. Священные животные. Обожествление фараонов. ДУМ: Вера и религия. Загробный мир. Виды религий | Имеют представление о причинах появления верований у древних египтян. Разъясняют разницу верований и религии | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Устный индивидуальный опрос. Составление таблицы «Сравнение | Учебник, § 10, вопросы (устно); № 31, 32 | 22.10. |
16 | Искусство Древнего Египта | 1 | Комбинированный | ОУМ: Культура. Особенности архитектуры, скульптуры, росписи Древнего Египта. Строительство пирамид. Большой сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. ДУМ: Семь чудес света | Характеризуют памятники культуры и искусства. Объясняют назначение пирамид, гробниц, статуй, храмов. Доказывают собственную точку зрения | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Фронтальный опрос | Учебник, § 11. Рисунки, подготовка сообщений; р. т., № 35, 36 | 26.10. |
17 | Наука, письменность и знания древних египтян | 1 | Комбинированный | ОУМ: Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Особенности древнеегипетского письма. Школа – подготовка писцов и жрецов. ДУМ: Письменность других народов | Поясняют причинные связи научных открытий | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Фронтальный опрос. Работа по индивидуальным карточкам | Учебник, § 12. Рисунки, подготовка сообщений; р. т., № 38, 39 | 29.10. |
Тема 2. Западная Азия в древности (5 ч) | |||||||||
18 | Древнее Междуречье: природные условия, население. Законы Хаммурапи | 1 | Урок изучения нового материала | ОУМ: Древнее Междуречье – природные условия, население ДУМ: Моральные нормы, законодательные нормы | Поясняют особенности географического положения государств, особенности хозяйствования. Дают оценку | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Работа с контурной картой. Составление сравнительной таблицы «Географическая среда Египта и Двуречья». Анализ исторического документа | Учебник, § 13–14. Задания по контурной карте; заполнить сравнительную таблицу | 02.11. |
19 | Финикия | 1 | Комбинированный | ОУМ: Фини- кия – природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования | Поясняют особенности географического положения государств, особенности | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Работа с контурной картой. Устный индивидуальный | Учебник, § 15, вопросы (устно); р. т., № 63 | 09.11. |
20 | Древнееврейские государства | 1 | Комбинированный | ОУМ: Палестина – природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Представление о Библии и Ветхом Завете. Библейские мифы и сказания. Моральные нормы библейских заповедей. ДУМ: Религии мира | Поясняют особенности географического положения государств, особенности хозяйствования, особенности мировоззренческой основы | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Работа с контурной картой | Учебник, § 16–17; р. т., № 71, 72 | 12.11. |
21 | Ассирийская держава | 1 | Комбинированный | ОУМ: Ассирийская держава – природные условия, занятия жителей, ремесла ДУМ: Библиотека Ашшурбанапала | Рассказывают | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Работа с контурной картой. Исторический диктант | Учебник, § 18; р. т., № 75, 82 | 16.11. |
22 | Новова вилонс-кое царство | 1 | Комбинированный | ОУМ: Возвышение Персидской державы и ее завоевания. ДУМ: Военная стратегия и так-тика | Анализируют историческую карту | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Работа с исторической картой. Защита индивидуальной презентации | Учебник, § 19, вопросы (устно) | 19.11. |
Тема 3. Индия и Китай в древности (5 ч) | |||||||||
23 | Древняя Индия | 1 | Урок изучения нового материала | ОУМ: Древняя Индия – географическое положение, природные условия, население. Религиозные верования. ДУМ: Легенды | Поясняют особенности географического положения государств, особенности хозяйствования | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Работа с исторической картой, продуктивное чтение. Блиц-опрос | Учебник, § 20; р. т., № 87. Задания | 23.11. |
24 | Государство и общество Древней Индии | 1 | Комбинированный | ОУМ: Варны. Касты. Будда. Восточные религии, сказания Рамаяна, Махабхарата. ДУМ: Социальная иерархия | Анализируют | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Фронтальный опрос. Работа с контурной картой | Учебник, § 21 (пересказ) | 26.11. |
25 | Природа | 1 | Комбинированный | ОУМ: Древний Китай – природные условия, население. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Лао Цзы. ДУМ: Религиозная основа государств Передней Азии | Описывают природные условия, характеризуют основные занятия населения. Анализируют учение Конфуция. Высказывают собственное мнение по положениям его учения | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Работа с исторической картой, продуктивное чтение. Анализ религиозной основы стран Востока и стран Азии | Учебник, § 22; р. т., № 89. Составить кроссворд | 30.11. |
26 | Складывание государства | 1 | Комбинированный | ОУМ: Император и его подданные. Империя Цинь. Научные знания и изобретения. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока | Поясняют положение императора. Самостоятельно строят рассказ на основе текста учебника, формулируют выводы | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Анализ документа. Работа | Учебник, § 23; р. т., № 92–96. Подготовка к самостоятельной работе по пройденным темам | 03.12. |
27 | Цивилизации Древнего Востока | 1 | Повторительно-обобща-ющий урок | ОУМ: Материальное и духовное наследие цивилизаций Древнего Востока | Называют хронологические рамки существова- ния цивилизаций Древнего Востока. Соотносят периоды существования цивилизаций. Показывают на карте территории государств. Рассказывают об особенностях природных условий. Описывают условия и образ жизни, занятия людей. Характеризуют положение основных групп населения. Сравнивают религиозные верования. Составляют описание храмов, выявляя общее и особенное. Называют существенные черты | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Проверочная работа (30 мин). Тест. Задание на раскрытие основных черт в занятиях людей; на выявление общего и особенного в религиозных верованиях | 07.12. | |
Раздел 4. Цивилизация Древней Греции (22 ч) | |||||||||
Древнейшая Греции (9 ч) | |||||||||
28 | Природа | 1 | Урок изучения нового материала | ОУМ: Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Древнейшие города | Описывают природу Древней Греции. Анализируют историческую карту | Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; выражают положительное отношение Познавательные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Индивидуальный опрос. Работа с исторической картой | Учебник, § 24; р. т., ч. 2, № 3 | 10.12. |
29 | Крит и Микены | 1 | Комбинированный | ОУМ: Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Греческие мифы критского периода. Микенское царство. Каменное строительство. Троянская война | Характеризуют особенности жизнедеятельности | Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому Познавательные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Индивидуальный опрос | Учебник, § 25, вопросы | 14.12. |
30 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» как памятники культуры и исторические источники | 1 | Беседа | ОУМ: Смысловая характеристика поэм «Илиада» и «Одиссея», и культурное значение | Анализируют письменные источники | Личностные: оценивают поступки, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре. Познавательные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Работа с документами | Учебник, § 26–27, вопросы. Подготовить сообщение «Мифические герои поэм | 17.12. |
31 | Религия Древней Греции | 1 | Комбинированный | ОУМ: Религиозная основа Древней Греции. Пантеон богов. Мифология. ДУМ: Мифы Древней Греции | Анализируют письменные источники | Личностные: оценивают поступки, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре. Познавательные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют | Исторический диктант | Учебник, § 28. Анализ мифов | 21.12. |
32 | Древнегреческие города-государства | 1 | Изучение нового материала | ОУМ: Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. ДУМ: Социальная иерархия | Характеризуют особенности | Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу. Познавательные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Тестирование (15 мин), работа с документами | Учебник, § 29. Составить описание одного города-государства | 24.12. |
33 | Древние Афины | 1 | Комбинированный | ОУМ: Афины. Афинская демократия | Описывают исторические памятники по иллюстрациям | Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: выявляют особеннности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют | Описание репродукций. Фронтальный опрос | Составить конспект параграфа | 28.12. |
34 | Зарождение демократии | 1 | Изучение нового материала | ОУМ: Демос | Характеризуют особенности демократии как формы правления, поясняют законы | Личностные: оценивают поступки, Познавательные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Работа с документами. Фронтальный опрос | Учебник, § 30. Выучить термины | 11.01. 2016 |
35 | Древняя Спарта | 1 | Комбинированный | ОУМ: Особенности географического положения, занятия. Спартанское воспитание | Высказывают свое отношение | Личностные: проявляют заинтересованность на только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий; выражают положительное отношение к процессу познания. Познавательные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Индивидуальные задания | Учебник, § 31, вопросы | 14.01. |
36 | Греческая колонизация | 1 | Комбинированный | ОУМ: Колонии. Направление греческой колонизации, ее причины. Варвары, скифы | Анализируют историческую карту | Личностные: оценивают поступки, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре. Познавательные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Работа с контурной картой. Продуктивное чтение. Фронтальный опрос | Учебник, § 32, вопросы | 18.01. |
Классический период Древней Греции. Древнегреческая культура (9 ч) | |||||||||
37 | Общегреческие праздники. Олимпийские игры | 1 | Изучение нового материала | ОУМ: Традиционные праздники. Зарождение | Поясняют значение проведения Олимпийских игр | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Индивидуальный опрос. | Учебник, § 33, вопросы. Подготовить сообщение «Олимпийские игры в древности» | 21.01. |
38 | Греко-персидские войны | 1 | Комбинированный | ОУМ: Причины | Показывают на карте местоположение государств, городов, течения рек, моря, места значительных исторических событий, направления военных походов | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Работа с контурной картой. Фронтальный опрос | Учебник, § 34–35. Задание по контурной карте | 25.01. |
39 | Вторжение персов под предводительством Ксеркса | 1 | Комбинированный | ОУМ: Значение победы греческих полисов над военной деспотией | Анализируют | Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов, обмениваются мнениями | Работа с контурной картой. Защита индивидуальной презентации по теме «Персы под предводительством Ксеркса» | Учебник, § 36. Задание по контурной карте | 28.01. |
40 | Афины в V в. до. н. э. | 1 | Комбинированный | ОУМ: Афины при Перикле. Народное собрание, его функции | Анализируют характера | Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего ученического коллектива. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: оценивают свою Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Фронтальный опрос | Учебник, § 37, вопросы | 01.02. |
41 | Афинские школы и гимнасии. Научные знания | 1 | Беседа | ОУМ: Система образования | Поясняют причинные связи научных открытий | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Дискуссия Индивидуальные карточки | Учебник, § 38, вопросы | 04.02. |
42 | Древнегреческие историки | 1 | Беседа | ОУМ: Философия и наука. Сократ, Платон, Аристотель, | Составляют портреты исторических личностей | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: сотрудничают | Проверочная работа (тест, 10 мин) | Учебник, § 39, вопросы. Подготовить сообщения о древнегреческих философах | 08.02. |
43 | Возвышение Афин | 1 | Комбинированный | ОУМ: Положение рабов, быт простых граждан. Ремесло и торговля | Выделяют причины и последствия исторических событий | Личностные: мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Терминологический диктант. Фронтальный опрос | Учебник, § 40, вопросы | 11.02. |
44 | Искусство Древней Греции | 1 | Беседа | ОУМ: Особенности развития искусства в Древней Греции | Составляют портреты исторических личностей | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Составление плана ответа | Конспект параграфа, рисунки | 15.02. |
45 | Театр | 1 | Беседа | ОУМ: Особенности театрального искусства. Трагедии. Комедии | Описывают внешний вид театров, особенности театральных постановок | Личностные: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Фронтальная аналитическая беседа | Конспект параграфа, рисунки | 18.02. |
Эллинистический период древнегреческой цивилизации (4 ч) | |||||||||
46 | Возвышение Македонии. Подчинение Эллады | 1 | Изучение нового материала | ОУМ: Македонское царство – природа, особенности хозяйства, организация | Показывают на карте местоположение государств, городов, течения рек, моря, места значительных исторических событий, направления военных походов | Личностные: оценивают поступки, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре. Познавательные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Индивидуальный опрос. Описание репродукций | Учебник, § 41, вопросы | 25.02. |
47 | Создание | 1 | Комбинированный | ОУМ: Походы Александра Македонского. Создание и распад его державы | Рассказывают | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои Познавательные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Работа с историческими документами. | Учебник, § 42. Задание по контурной карте | 29.02. |
48 | Эллинизм | 1 | Беседа | ОУМ: ИЗО, достижения науки | Характеризуют эпоху, выделяют особенные черты | Личностные: оценивают поступки, Познавательные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя. Регулятивные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Составление конспекта | Подготовка к самостоятельной работе. Учебник, § 24–43 | 03.03. |
49 | Наследие древнегреческой цивилизации | 1 | Повторно-обобщающий | ОУМ: Географические, политические, экономические, культурные особенности развития Греции | Повторяют и закрепляют пройденный материал | Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса. Познавательные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Тестирование (30 мин) | 10.03. | |
Раздел 5. Цивилизация Древнего Рима (19 ч) | |||||||||
Становление римской цивилизации (3 ч) | |||||||||
50 | Природа | 1 | Комбинированный | ОУМ: Природные условия и население древней Италии | Показывают на карте местоположение государств, городов, течения рек, моря, места значительных исторических событий, направления военных походов | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, проявляют интерес к изучаемому материалу. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями; слушают друг друга | Работа с исторической картой. Составление плана ответа по теме | Учебник, § 44, вопросы. Задание по контурной карте | 14.03. |
51 | Свержение царской власти и установление республики в Риме | 1 | Беседа | ОУМ: Этруски. Легенды об ос-новании Рима. Установление республики в Риме | Анализируют | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге, оформляя высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Фронтальный опрос. Работа | Учебник, § 44, вопросы | 17.03. |
52 | Завоевание Римом Италии | 1 | Беседа | ОУМ: Патриции и плебеи. Консулы, сенаторы, трибуны. Гай Юлий Цезарь | Составляют портреты исторических личностей | Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Работа с исторической картой. Составление хронологической таблицы | Учебник, § 46. Задание по контурной карте | 21.03. |
Могущество и гибель Римской республики (6 ч) | |||||||||
53 | Пунические войны | 1 | Комбинированный | ОУМ: Военное дело в римском обществе | Показывают на карте местоположение государства, городов, места значительных исторических событий, направления военных походов | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог; принимают другое мнение и позицию, допускают существование разных точек зрения | Работа с исторической картой. Определение значений | Учебник, § 47. Задание по контурной карте | 24.03. |
54 | Завоевание Римом Восточного Средиземноморья | 1 | Комбинированный | ОУМ: Образование и структура Римско-италийского союза. Войны с Карфагеном | Показывают на карте местоположение государства, городов, места значительных исторических событий, направления военных походов | Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной деятельности. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Работа с исторической картой. Исторический диктант | Учебник, § 48. Задание по контурной карте | 04.04. |
55 | Жизнь и быт римлян в период расцвета республики | 1 | Комбинированный | ОУМ: Значение рабства в экономике Рима | Характеризуют особенности экономического и правового положения отдельных категорий граждан | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения | Фронтальный опрос. Работа | Учебник, § 49, вопросы | 07.04. |
56 | Гражданские войны и восстания рабов в Римской республике | 1 | Комбинированный | ОУМ: Кризис полисной организации. Законодательство братьев Гракхов | Анализируют | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Индивидуальный опрос. Составление конспекта. Защита индивидуальной презентации | Учебник, § 50. Выучить новые термины | 11.04. |
57 | Восста-ние Спартака | 1 | Комбинированный | ОУМ: Восстание Спартака – причины, ход, значение | Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Работа с исторической картой. Решение проблемных задач | Учебник, § 51, вопросы | 14.04. | |
58 | Падение республики в Риме | 1 | Комбинированный | ОУМ: Юлий Цезарь – установление диктатуры. Падение республики | Характеризуют особенности республиканского строя и диктатуры | Личностные: проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, оказывают помощь. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Работа с исторической картой. Составление плана ответа | Учебник, § 52–53. Выучить новые термины | 18.04. |
Римская держава – мировая держава (5 ч) | |||||||||
59 | Соседи Римской империи | 1 | Комбинированный | ОУМ: Особенности развития соседей Римской империи | Характеризуют особенности условий жизнедеятельности соседей Римской империи | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: воспроизводят Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Работа с исторической картой, с текстом учебника | Учебник, § 54, вопросы | 21.04. |
60 | Власть римских императоров | 1 | Беседа | ОУМ: Октавиан Август. Его законодательная деятельность. Армия, ее комплектование. Траян. Римские пограничные укрепления | Выделяют причины и последствия исторических событий | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; структурируют свои знания. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета | Составление конспекта, работа с текстом учебника | Учебник, § 55; § 57 конспект | 25.04. |
61 | Расцвет Римской империи во II в. | 1 | Комбинированный | ОУМ: Особенности восточных провинций Римской империи. | Выделяют причины и последствия исторических событий | Личностные: понимают важность учебы и познания нового; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего ученического коллектива. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Работа с иллю- страциями учебника, документами. Фронтальный опрос | Учебник, § 57, вопросы | 28.04. |
62 | Возникновение и распространение христианства | 1 | Комбинированный | ОУМ: История возникновения христианства | Составляют портреты исторических личностей | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Индивидуальный опрос. Работа с иллюстрациями учебника, документами | Учебник, § 56. Рисунки | 05.05. |
63 | Культура Римской империи | 1 | Комбинированный | ОУМ: Особенности культурного развития Римской империи | Составляют портреты исторических личностей | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: определяют самостоятельно критерии оценивания, дают оценку своей деятельности. Коммуникативные: участвуют в диалоге, оформляя диалогическое высказывание в соответствии с требованиями этикета; слушают и понимают других, высказывают свою точку | Индивидуальный опрос. Работа с иллюстрациями учебника | Учебник, § 58. Рисунки | 12.05. |
Кризис и падение Римской империи (5 ч) | |||||||||
64 | Кризис н. э. | 1 | Комбинированный | ОУМ: Христианская церковь. Великое переселение народов | Рассказывают | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Работа с исторической картой. Составление развернутого плана ответа | Учебник, § 59, вопросы | 16.05. |
65 | Поздняя Римская империя | 1 | Комбинированный | ОУМ: Готы. Разделение Римской империи | Выделяют причины и последствия исторических событий | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания о Римской империи, строят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Индивидуальный опрос. Работа с текстом учебника | Учебник, § 59. Конспект | 19.05. |
66 | Падение Западной Римской империи | 1 | Комбинированный | ОУМ: Распад | Выделяют причины и последствия исторических событий | Личностные: понимают важность учебы; проявляют знание основных моральных норм и ориентируются Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание, определяют его цель; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Индивидуальный опрос. Работа с иллюстрациями учебника | Подготовка к самостоятельной работе по материалам учебника (§ 44–60) | 23.05. |
67 | Наследие римской цивилизации и современность | 1 | Повторно-обобщающий | ОУМ: Географические, политические, экономические, культурные особенности развития Рима | Повторяют и закрепляют пройденный материал | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников, творчески перерабатывают ее. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Самостоятельная работа | 26.05. | |
68 | Промежуточная аттестация. | 1 | Повторно-обобщающий | Повторяют и закрепляют пройденный материал | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников, творчески перерабатывают ее. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Тестирова-ние. | 30.05. | ||
69 | Особенности истории Древнего мира | 1 | Итоговое повторение | ОУМ: Особенности развития человека в древнем мире | Повторяют и закрепляют пройденный материал | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Беседа | 01.06. | |
70 | Семь чудес света. | 1 | Конкурс докладов. | ОУМ: Особенности развития человека в древнем мире | Повторяют и закрепляют пройденный материал | Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов. Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Беседа | 02.06. |
Учебно-методическое обеспечение.
1. Печатные пособия.
• Список литературы для учителя:
1. Азимов, А. Древний Восток / А. Азимов. – М. : Аст, 2006.
2. Алексеев, С. И. Задачи по счету лет истории Древнего мира. 5 класс / С. И. Алексеев. – М. : Русское слово, 2006.
3. Бутромеев, В. П. Всемирная история в лицах: Древний мир. Кн. 2 : энциклопедия для школьника / В. П. Бутромеев. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
4. Буданова, В. П. Древний Рим / В. П. Буданова, В. Н. Токмаков, В. И. Уколова. – М. : Астрель : Аст, 2006.
5. Булычев, К. Тайны античного мира / К. Булычев. – М. : Дрофа-плюс, 2006.
6. Бейкер, Дж. Август. Первый император Рима : [пер. с англ.] / Дж. Бейкер. – М. : Центрполиграф, 2003.
7. Буркхард, Я. Век Константина Великого / Я. Буркхард. – М. : Центрполиграф, 2003.
8. Гиббон, Э. М. История упадка и крушения Римской империи / Э. М. Гиббон. – М. : Олма-Пресс, 2002.
9. Коттерилл, Г. Б. Древняя Греция / Г. Б. Коттерилл. – М. : ЭКСМО, 2007.
10. Кулидж, О. Золотые дни Греции / О. Кулидж. – М. : Центрполиграф, 2002.
11. Максимов, Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. 5 класс / Ю. И. Максимов. – М. : Экзамен, 2010.
12. Саплина, Е. В. Введение в историю. Книга для учителя / Е. В. Саплина, А. И. Саплин. – М. : Дрофа, 1996.
13. Сухов, В. В. История Древнего мира и Средних веков. 5–6 классы : дидактические материалы / В. В. Сухов [и др.]. – М. : Дрофа, 2000.
14. Фицджералд, Ч. П. История Китая / Ч. П. Фицджералд. – М. : Центрополиграф, 2004.
15. Эдвардс, М. Древняя Индия. Быт, религия, культура / М. Эдвардс. – М. : Центрополиграф, 2005.
16. Эббот, Дж. Ромул – основатель Вечного города / Дж. Эббот. – М. : Центрполиграф, 2004.
17. Ярхо, В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В. Н. Ярхо. – М. : Лабиринт, 2004.
• Список литературы для учащихся:
1. Ботвинник, М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник. – М. : Просвещение, 2008.
2. Ботвинник, М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Греки / М. Н. Ботвинник. – М. : Просвещение, 2008.
3. Бутромеев, В. Всемирная история в лицах. Древний мир : энциклопедия для школьника / В. Бутромеев. – М. : Олма-Пресс, 1998.
4. Воронкова, Л. Ф. Сын Зевса. В глуби веков / Л. Ф. Воронкова. – СПб. : Северо-Запад, 1992.
5. Гузик, М. А. Культура Древнего Востока. Занимательные игры / М. А. Гузик. – М. : Просвещение, 1997.
6. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. – М. : ЭКСМО, 2010.
5. Лурье, С. Я. Заговорившие таблички / С. Я. Лурье. – М. : ЗАО «МК-Периодика», 2002.
6. Можейко, И. В. Тайны Древнего мира / И. В. Можейко. – М. : АСТ, 2010.
7. Слетер, Ф. Д. Чудо пылающего креста / Ф. Д. Слетер. – М. : АСТ, 2002.
8. Тудоровская, Е. А. Приключения Одиссея. Троянская война и ее герои / Е. А. Тудоровская. – М. : Астрель : АСТ, 2009.
2. Наглядные пособия.
Исторические карты:
1. Древний Египет.
2. Междуречье и Восточное Средиземноморье.
3. Египет и Междуречье.
4. Индия и Китай в древности.
5. Греция в IV в. до н. э.
6. Образование и распад державы Александра Македонского. Эллинские государства.
7. Древняя Италия до середины III в. до н. э.
8. Древняя Италия в VII–III вв. до н. э.
9. Римская империя в IV–V вв. Падение Западной Римской империи.
Демонстрационные таблицы:
1. Общество Древнего Египта.
2. Афинская демократия в V–IV вв. до н. э.
3. Римская республика в III–II вв. до н. э.
4. Рабство в Древней Греции и Древнем Риме.
5. Греко-персидские войны 500–449 гг. до н. э.
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. История Древнего мира. Загадки Сфинкса [Электронный ресурс]. – М. : Медиа Хаус, 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. На заре истории. Интерактивный задачник по истории Древнего мира [Электронный ресурс]. – М. : Новый диск, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. История. Древний мир. Средние века. 5–6 классы (карточки) [Электронный ресурс] / авт.-сост. Т. В. Ковригина. – Волгоград : Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
4. Интернет-ресурсы.
Учебно-методические материалы | Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков | http://www.shpl.ru http://www.history.ru http://www.hist.msu.ru http://his.1september.ru/index.php http://predania.ru http://bibliotekar.ru/muzeu.htm |
Исторические фотодокументы, репродукции | http://www.auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russian/art/index.html http://www.humanities.edu.ru/db/sect/44/6 http://www.sovr.ru | |
Исторические фотодокументы, записи песен, гимнов, речей | http://www.humanities.edu.ru/db/sect/219/6 | |
Карты | http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html | |
Презентации | http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/prezentaciya-k-uroku-chto-izuchaet-istoriya http://viki.rdf.ru http://prezentacii.com/istori http://pedsovet.su http://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii http://www.uchportal.ru http://metodisty.ru http://ooc-school.ru http://www.openclass.ru http://www.history.lact.ru http://mirppt.ucoz.ru http://www.proshkolu.ru http://ppt-presentation.ru | |
Справочные и дополнительные материалы по истории | Исторические понятия, персоналии | http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=lanskiy http://www.rusarchives.ru |
5. Технические средства обучения.
1. Телевизор.
2. Магнитофон.
3. Аудиоцентр.
4. Компьютер.
5. Мультимедийный проектор.
6. Экран проекционный.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Штатив для карт и таблиц.
3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
4. Шкаф для хранения карт.
5. Ящики для хранения таблиц.
7. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Литература:
1. Печатные пособия.
1. Алебастрова, А. А. Проверочные материалы по всеобщей истории за 5 класс : История Древнего мира / А. А. Алебастрова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
2. Вигасин, А. А. История Древнего мира. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М. : Просвещение, 2014.
3. Годер, Г. И. Аппликации по Истории Древнего мира / Г. И. Годер. – М. : Просвещение, 1991.
4. Годер, Г. И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Г. И. Годер. – М. : Просвещение, 2014.
5. Годер, Г. И. История Древнего мира : метод. пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г. И. Годер [и др.]. – М. : Просвещение, 2003.
6. Годер, Г. И. Методическое руководство к аппликациям по истории Древнего мира / Г. И. Годер. – М. : Просвещение, 1991.
7. Годер Г. И. Раздаточный иллюстративный материал по истории Древнего мира : учеб.-нагл. пособие для 5 класса / Г. И. Годер. – М. : Просвещение, 1986.
8. Примерные программы по учебным предметам. История. 5–9 классы : проект. – М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
2. Информационно-коммуникативные средства.
1. История. Древний мир. Средние века. 5–6 классы (карточки). – Волгоград : Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. История. 5–6 классы. Редактор тестов. – Волгоград : Учитель, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира». 5 класс / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М. : Просвещение, 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по истории 8 класс
КТП по истории в 8 классе....
Календарно-тематическое планирование по истории. 8 класс.
Календарно - тематическое планирование по истории. 8 класс...
Календарно-тематическое планирование по истории 10 класс
Курс «История Отечества» для X классов решает следующие задачи:-воспитанние патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к социальным норм...
Календарно-тематическое планирование по истории 9 класс
Календарно-тематическое планирование по истории. 9 класс (99ч. – 3 часа в неделю)...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...