Зарождение революционного народничества
презентация к уроку по истории (8 класс) на тему
конспект + презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsa_konspekt_uroka_1.doc | 76 КБ |
zarozhdenie_revolyutsionnogo_narodnichestva.pptx | 494.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Зарождение революционного народничества и его идеология».
Продолжительность урока: 1 урок – 45 минут.
Класс: 8.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Вид: Мультимедиа-урок.
Цели урока.
- Образовательные: сформировать понимание особенностей идеологии народничества как системы взглядов в России; показать его непрерывную связь с предшествующими поколениями революционеров, вскрыть ошибочные представления народничества, определить актуальность темы.
- Развивающие: развивать умение анализировать историческую информацию; сопоставлять, сравнивать, выделять главное, причинно-следственные связи, работать над проектами; формировать оценочные суждения, свою позицию; умения работать с литературой, историческим материалом, таблицами,
- Воспитательные: воспитывать у учащихся понимание заслуг революционного народничества в общественном движении России 19 в., уважительное отношение к различным точкам зрения, патриотизм, гордость и уважение к своей истории.
Задачи: научить анализировать материал, делать выводы, выбирать главное из большого объема материала, вовлечь учащихся в учебный процесс, уметь работать с источниками.
Понятия: народничество, идеология, террор.
Оборудование: компьютер и проектор, экран, презентации по теме, учебник «История России. XIX в. 8-й класс» (Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2007), XIX век (Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2007. II часть), раздаточный материал в виде таблицы, документы.
План урока:
- проверка домашнего задания;
- вступительное слово учителя, постановка проблемы;
-выступления представителей групп;
- дополнительные вопросы и ответы на них;
- итоговые вопросы; - заключительное слово учителя;
- подведение итогов игры;
- выставление оценок;
- рефлексия;
- домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Ответ. Общественное движение: либералы и консерваторы.
II. Проверка домашнего задания.
- Чтобы проверить, как вы усвоили материал, выполним тест. Открываем тетради. Записываем число и слово тест. Пять заданий с одним вариантом ответа. (Задания теста поочередно появляются на экране.)
1. Консерватизм как политическая сила призван:
- придать устойчивость обществу;
- отражать интересы дворянства;
- вернуть развитие общества к старым формам.
2. Главные устремления консерваторов были:
- оградить императорскую власть от влияния либеральных чиновников;
- защищать крестьян;
- остаться защитниками старых отношений в обществе.
3. Либералы считали своими главными задачами:
- поддержку правительства;
- борьбу за интересы дворянства;
- борьбу за интересы крестьян.
4. Либералы в России опирались:
- на незначительную часть интеллигенции;
- на крестьян и рабочих;
- на широкие разночинные массы.
5. Радикально настроенная интеллигенция:
- выражала недовольство умеренным характером реформ годов XIX в.;
- полностью поддерживала реформы 60-х годов;
- была безучастна к общественной жизни.
Ответы к тесту: 1-а, 2-в, 3-а, 4-а, 5-б.
После выполнения теста для проверки учащиеся меняются тетрадями с соседом по парте. 1 правильный ответ – 1 балл. На полях записывается карандашом общая сумма.
-Сумма баллов, которая получилась у каждого из вас – это неокончательный результат. Каждый может улучшить его, работая на уроке. А мы сегодня продолжаем говорить об общественном движении.
III. Изучение нового.
- Вступительное слово учителя. Начатые Александром II преобразования на некоторое время стерли четкую грань между требованиями различных политических сил. И консерваторы, и либералы, и часть революционеров выступали за отмену крепостного права, смягчение политического режима и возлагали огромные надежды на нового императора. Но каждая из этих сил ждала от власти таких действий, которые соответствовали бы ее представлениям о реформах. Когда же эти представления и реальность не совпадали, представители общественных сил пытались воздействовать на правительство различными методами. Мы уже познакомились с методами борьбы либералов и консерваторов, а сегодня узнаем, какими методами пытались изменить российский государственный строй 70-80-х годов XIX века революционеры народники. Тема урока «Зарождение революционного народничества и его идеология» (запись в тетрадь).
А вот перед вами проблемный вопрос на урок (вопрос записан на доске).
Возможно ли было существование какой-то одной идеологии в России в 60-70-е годы XIX века?
- Посмотрите на название темы. В нем есть неизученное понятие. Какое?
Ответ. Народничество.
- Попытайтесь самостоятельно сформулировать определение понятия. (Учащиеся пытаются дать определение.) Термин этот не имеет вполне точного значения. Народничество – это направление в общественном движении, отражающее интересы крестьян, основанное на самобытном пути развития России, способной минуя капитализм и опираясь на крестьянскую общину, создать социалистическое общество.
(Запись определения в тетрадь.)
- В названии темы есть и известное вам понятие. Его мы изучали в курсе обществознания. Какое?
Ответ: Революция, Идеология. Это система взглядов.
- Фильм Александр II. Назовите причины роста революционного движения
3) ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ (1861-64) анализ документа Прочитайте страницу 175, пункт «Поиски ориентиров» и ответьте на вопросы:
- Кем был Чернышевский?
- Каковы были его взгляды?
- Чем стал роман «Что делать?» для революционеров?
4. организация просуществовала всего 3 года. Почему она была ликвидирована?
5. Нет «Земли и воли». Но общественное движение не исчезло. Что с ним произошло?
- Таблица - Перед вами раздаточный материал. Таблица «Теория революционного народничества».
Направления | Лидер | Цели | Тактика | Движущая сила будущей революции. |
Вопросы классу по итогам работы
«Революционеры пропагандистского движения».
.
- Насколько эффективной была пропаганда в народе?
- Почему ваши идеи не осуществились? Признаете ли вы ошибочность своей идеологии?
«Заговорщическое движение».
- Что такое террор?
Ответ. Политика устрашения (запись в тетради определения).
- Как вы думаете, используется ли ваша тактика в наши дни? Почему?
- Считаете ли вы идеологию ошибочной?
Примерные вопросы.
- Признаете ли вы, что ваши взгляды на переустройство России глубоко ошибочны? А анархия – это заблуждение?
Итоговые вопросы учителя.
- В чем сходство и различие взглядов М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева?
Используйте для ответа заполненную таблицу.
Заключительное слово учителя. Бакунин, Лавров, Ткачев развили идеи Герцена и Чернышевского, сделали их основой деятельности революционных народнических организаций. Революционное движение стало мощным фактором общественной жизни пореформенной России. Но ни агитация, ни террор не подтолкнули крестьян к революции. Идеология бунтарского, пропагандистского, заговорщического направлений показала, со временем, свою утопичность.
IV. Обобщение материала. Основные черты Народничества
V. Подведение итогов. Выставление оценок.
VI. Рефлексия.
- Идеолог анархистского крыла народничества. (Бакунин).
- Идеолог заговорщического крыла народничества. (Ткачёв).
- Идеолог пропагандистского крыла народничества. (Лавров).
- Журнал, издаваемый Герценом и Огаревым. (Колокол).
- Что отрицает теория анархизма Бакунина? (Государство).
- Методы, применяемые для сохранения в тайне своего существования нелегальной организацией.(Конспирация).
- Политика устрашения. (Террор).
- Распространенное учение, защищающее интересы рабочего класса. (Марксизм).
- Рабочий класс. (Пролетариат).
- Издаваемый за границей журнал, редактором которого был П. Лавров. (“Вперёд”).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа с учебником: Страница 175, абзац 2 Назовите причины усиления революционного движения.
Причины революционного движения: Сохранение помещичьего землевладения; Временнообязанное состояние крестьян; Медлительность властей в проведении реформы; Мнение о враждебном отношении крестьян к реформе.
Крестьянское волнение в селе Бездна
Чернышевский Н.Г. Прочитайте страницу 175, пункт «Поиски ориентиров» и ответьте на вопросы: Кем был Чернышевский? Каковы были его взгляды? Чем стал роман «Что делать?» для революционеров?
Гражданская казнь Чернышевского
Словарь Народничество – политическое течение русской радикальной интеллигенции, стремившейся организовать крестьянство на революцию.
Словарь Разночинцы – межсословная группа, состоявшая из выходцев из различных сословий.
Пропагандист в деревне
Идеологи народничества
Бакунин М.А. Прочитайте страницу 178, абзац 2-4: Сформулируйте взгляды Бакунина.
Лавров П.Л. Прочитайте страницу 179, текст между рамками: Сформулируйте взгляды Лаврова.
Ткачев П.Н. Прочитайте страницу 180, абзац 2: Сформулируйте взгляды Ткачева.
Сделайте выводы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока «Революционное народничество в 60-х – начале 80-х гг. XIX в.»
Образовательная цель: на основе анализа специфических черт общественного движения 60-х – начала 80-х гг. XIX в. сформировать представление об альтернативах развития России в пореформенный период...
Конспект урока по теме: "Зарождение революционного народничества и его идеология".
Урок проводится в 8 классе с использованием следующих технологий: компьютерные, групповые, проектные, игровые, проблемное обучение....
Зарождение революционного народничества и его идеология»
1.Сохранение помещичьего землевладения2.Обременительные условия выкупа земельного надела3.Введение временнообязанного состояния4.Медлительность, нерешительность, а также непоследовательность цар...
Презентация по истории по теме "Зарождение революционного народничества и его идеология" 8 кл
Презентация по истории по теме "Зарождение революционного народничества и его идеология" 8 кл...
Зарождение революционного народничества и его идеология
Урок-презентация...
Презентация. Зарождение революционного народничества.
В презентации содержится материал о различных течениях в народничестве, о начале "хождения в народ"....
Презентация "Зарождение революционного народничества"
Данная разработка поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России в 8 классе на тему "Зарождение революционного народничества". Материал будет также полезен учащимся...