Презентация. Зарождение революционного народничества.
презентация к уроку по истории (8 класс) на тему
В презентации содержится материал о различных течениях в народничестве, о начале "хождения в народ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zarozhdenie_revol_narodnichestva.pptx | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План Причины роста революционного движения. Поиски ориентиров. Теория революционного народничества.
В пореформенный период в России наблюдается подъем революционных настроений. Вспомните, кто такой революционер? (Революционер - сторонник коренных перемен государственного и общественного устройства насильственным путем.) Как вы думаете, с чем был связан рост революционных настроений? Прочитайте часть 1 параграфа № 25 и определите причины роста революционного движения . - сохранение помещичьего землевладения, - тяжелые для крестьян условия выкупа земли, - введение временнообязанного состояния, - представление о том, что реформа встречена крестьянами враждебно ?
Среди участников революционного движения преобладали представители следующих профессиональных групп: учащиеся и слушатели высших учебных заведений - 37,5%; рабочие - 14%; учащиеся школ - 11,3%; служащие - 8,3%; учителя - 7,6%. Подумайте, почему социальный состав участников революционного движения был именно таким? (Прежде всего, это образованные люди, знакомые с существованием иных, более демократических государственных устройств, осознававшие необходимость перемен в России. Участие рабочих в революционном движении объясняется, с одной стороны, тяжелыми условиями труда, с другой стороны, их сплоченностью, осознанием общности их интересов.) ?
Большинство участников революционного движения принадлежало к такой межсословной группе, как разночинцы . Это были «люди разного чина и звания», выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновничества и обедневшего дворянства, получившие образование и оторвавшиеся от своей прежней социальной среды. Формирование разночинского слоя было обусловлено развитием капитализма, вызвавшего большой спрос на специалистов умственного труда.
Работа с документом В одной из статей Н. П. Огарева, опубликованной в журнале «Колокол», крестьянская реформа оценивалась следующим образом: «Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут». Как вы понимаете слова Н. П. Огарева? Что подразумевалось под словами «новое крепостное право»? (Крестьянин фактически не получил обещанной ему свободы: он по прежнему оставался зависимым от помещика, связанной с ним системой отработок, был опутан выкупными платежами, не обладал достаточным количеством земли.) ?
Именно поэтому одной из центральных фигур, главным предметом размышлений представителей революционного движения становится простой народ. Идейным вождем революционного движения конца 1850-х - начала 1860-х гг. был Н. Г. Чернышевский . В своих статьях он выступал за крестьянскую революцию, развивал идеи А. И. Герцена о крестьянском социализме .
Вспомните основные идеи А. И. Герцена. Основой для утверждения социализма в России должна стать крестьянская община с ее распределением земли между своими членами и коллективном принятии решений на мирском сходе. Герцен считал, что Россия в результате своего уникального пути развития придет к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Поэтому было необходимо не допустить развития капитализма и появления пролетариата, и распространить крестьянское самоуправление на города и государство в целом.
Идеи Н. Г. Чернышевского В своих работах Чернышевский убеждал, что реформа 1861г. антинародна, а подлинное освобождение крестьян может быть достигнуто путем революционного перехода к социализму. Чернышевский был сторонником некапиталистического развития России, развития равноправных коллективистских отношений, прообраз которых он находил в сельской общине.
В августе 1861 г. в Ill -е отделение попала прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В ней в доступной форме разъяснялся грабительский характер реформы. Прокламация убеждала крестьян в том, чтобы они не верили царю и готовились к организованному выступлению. Когда же весь народ будет готов, крестьянские «доброжелатели» пришлют «объявление, что пора, люди русские, доброе дело начинать».
Подозрение в авторстве пало на Чернышевского. Он был арестован, приговорен к 14 годам каторги (сокращенной наполовину), подвергнут обряду гражданской казни и сослан для отбывания каторжных работ на Александровский завод в Сибири. Гражданская казнь Н.Г. Чернышевского
Находясь в течение двух лет под арестом в Петропавловской крепости, он пишет роман «Что делать?» о «новых людях», которые строят свою жизнь на принципах равноправия и коллективизма, создавая модель будущего социалистического общества.
В 1861 г. в Петербурге возникла тайная революционная организация «Земля и воля», в неё входило несколько десятков человек: студенты, мелкие чиновники, младшие офицеры, мещане, разорившиеся дворяне.
Содействие побегам революционеров из тюрьмы Программа «Земли и воли» включала требования: созыв парламента, установление республики, введение местного самоуправления, передачу земли крестьянам, объединение жителей города и деревни в общины. Способы действия: Распространение пропагандистской литературы Материальная помощь ссыльным
«Земля и воля» готовилась к революции, ожидая массового крестьянского восстания, но их ожидания не оправдались. После того, как наиболее активные члены организации были арестованы, в 1864 г. «Земля и воля» самораспустилась .
На рубеже 60-70-х годов, во многом на основе идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология . Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов последней трети XIX столетия. Народничество - политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной.
Бунтарское Пропагандистское Заговорщицкое Михаил Александрович Бакунин Пётр Лаврович Лавров Пётр Никитич Ткачёв Течения (направления) революционного народничества:
Революционное народничество Бунтарское направление: Считали задачей интеллигенции не пропаганду социализма, а непосредственный призыв к революции , агитацию за немедленное всеобщее крестьянское восстание. Пропаганду социализма считали ненужной, бучи уверены, что «русский мужик – от природы социалист». Идейный лидер – М.А. Бакунин , участник кружка Станкевича, эмигрант с 1848 г. В 1848 г. арестован австрийскими властями за участие в революции, в 1851 г. выдан России. В 1851–1857 гг. – в Петропавловской крепости и Шлиссельбурге. Михаил Александрович Бакунин (1818–1876)
Революционное народничество В 1857 г. сослан в Сибирь навечно. В 1861 г. бежал из ссылки, через Японию и США добрался до Лондона. Сотрудничал в «Колоколе». С 1867 г. – в Швейцарии. В 1868 г. создал анархистский «Международный альянс социалистической демократии», который вошел в I Интернационал как одна из секций. В 1872 г. исключен из I Интернационала из-за конфликта с К. Марксом. Один из ведущих теоретиков анархизма в мире. Михаил Александрович Бакунин (1818–1876)
Крестьянин по своей природе – бунтарь, он готов к революции, это будет народный бунт (даже если он «бессмысленный и беспощадный». Разбудить народ, призвать его к бунту должна интеллигенция – «умственный пролетариат». Организованная политическая борьба не нужна. Никакие реформы не изменят репрессивной сущности государства – только революция. Бунтарское течение
Революционное народничество Пропагандистское направление: Считали, что задача интеллигенции – пропаганда идей социализма в крестьянской среде, дабы неизбежная вскоре крестьянская революция не превратилась в обычный бунт, а произошла под социалистическими лозунгами. Идейный лидер – П.Л. Лавров , бывший полковник, преподаватель математики в военной академии. В 60-х гг. за поддержку участников студенческих волнений сослан в Вологду. В 1870 г. бежал из ссылки за границу, жил в Швейцарии, Франции и Англии. Петр Лаврович Лавров (1823–1900).
Пропагандистское течение Методы: Народная революция требует длительной подготовки – теоретической и пропагандистской. Незначительное меньшинство лучших людей, «критически мыслящие личности» должны вести пропаганду среди народа, разъяснение его потребностей и сил. Должна быть создана революционная организация. Насилие должно быть сведено к минимуму.
Революционное народничество Заговорщическое направление: Считали, что народ, в силу невежества и «рабских инстинктов», не сможет совершить революцию. Поэтому задача интеллигенции – не подготовка народной революции, а непосредственный захват власти силами небольшой конспиративной организации . Идейный лидер – П.Н. Ткачев , участник ишутинского и нечаевского кружков. В 1861–1873 гг. пять раз арестован, шесть лет провел в заключении. В 1873 г. бежал из ссылки за границу. В 1875–1881 гг. издавал в Женеве журнал «Набат». Петр Никитич Ткачев (1844-1886).
Революционное народничество Ткачев предлагал «терроризировать правительство». Он был уверен, что захват власти не составит труда, поскольку самодержавие не имеет опоры, «висит в воздухе». Ткачев провозглашал свободу от общепринятой морали: «Мы должны признать за каждым человеком право относиться к предписаниям нравственного закона при каждом случае применения, не догматически, а критически». Петр Никитич Ткачев (1844-1886). ? К чему ведет практическое применение подобных взглядов?
Заговорщическое течение в народничестве Методы: Крестьянин не готов к революции, а агитация не даёт никаких результатов. Законспирированная организация революционеров (революционное меньшинство) совершит переворот , захватит государственную власть, это даст толчок революции, народ станет реальным действенным революционером, его недовольство выйдет наружу.
Задание: Проанализируйте цели, идеи и методы народников и найдите характерные для всех трёх течений черты. Народ, крестьянство – главная движущая сила революции. Основа будущего социализма – крестьянская община. Построение общества всеобщего равенства. Организующая сила революции – революционная партия.
Первой крупной акцией революционного народничества стало массовое «хождение в народ» в 1874-75 гг . В этом движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов . В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о возможности поднять народ на «всеобщий бунт». Пропагандисты разбредались по России и толковали крестьянам о революции и социализме в надежде поднять их на восстание.
Предположите, насколько результативна была подобная тактика? Свой ответ обоснуйте. Подобная тактика не была результативной, поскольку: крестьяне воспринимали приходивших к ним как «бар». В деревне, где все друг друга знают, на пришедших смотрели с опаской и недоверием. крестьянство консервативно, среди крестьян сильны монархические иллюзии, вера в доброго царя; призывы к бунту, революции вызывали испуг, страх. речь приходивших была часто не понятна, слова о том, что все имущество будет общим, встречалось с ироническим усмешками; хотя разговоры о малоземелье и тяжести выкупных платежей были близки и понятны крестьянам.
Хождение в народ довольно скоро породило мысль о необходимости устраивать в деревне поселения . Народники-пропагандисты оседали в деревнях, занимая места волостных писарей, учителей, фельдшеров, пытались вести беседы о повседневных, насущных нуждах крестьянства, исподволь внушая им в доступной форме свои идеи. Однако и такой способ действий не приносил ощутимых результатов, поскольку идея о том, что крестьянин по своей природе социалист и бунтарь, не подтверждалась, крестьяне оказывались собственниками, причем достаточно консервативными. Вспомните три течения в революционном народничестве и укажите, к каким из этих направлений обращаются революционеры в 70-е гг. ?
Повторение: 1. Какие обстоятельства привели к широкому распространению революционного движения в России? 2. Какова роль Чернышевского в революционном движении? 3. Определите характерные черты народничества.
Домашнее задание : Параграф № 26, вопросы, словарь, таблица Три течения в народничестве Вопросы для сравнения Бунтарское Пропагандистское Заговорщическое Основная сила революции Методы борьбы Отношение к государству
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Зарождение революционного народничества и его идеология".
Урок проводится в 8 классе с использованием следующих технологий: компьютерные, групповые, проектные, игровые, проблемное обучение....
Зарождение революционного народничества и его идеология»
1.Сохранение помещичьего землевладения2.Обременительные условия выкупа земельного надела3.Введение временнообязанного состояния4.Медлительность, нерешительность, а также непоследовательность цар...
Презентация по истории по теме "Зарождение революционного народничества и его идеология" 8 кл
Презентация по истории по теме "Зарождение революционного народничества и его идеология" 8 кл...
Зарождение революционного народничества
конспект + презентация...
Зарождение революционного народничества и его идеология
Урок-презентация...
Урок-презентация "Революционное народничество"
Урок-презентация "Революционное народничество" для обучающихся 7 класса...
Презентация "Зарождение революционного народничества"
Данная разработка поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России в 8 классе на тему "Зарождение революционного народничества". Материал будет также полезен учащимся...