конспект урока «Революционное народничество в 60-х – начале 80-х гг. XIX в.»
план-конспект урока по истории по теме
Образовательная цель: на основе анализа специфических черт общественного движения 60-х – начала 80-х гг. XIX в. сформировать представление об альтернативах развития России в пореформенный период и причинах цареубийства.
Развивающая цель: развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной ,мотивационной сфер личности; развитие умения самостоятельной организации учебного труда, формирование умения формулировать собственную позицию и аргументировать свою точку зрения.
Воспитательная цель: через осмысление прошлого способствовать воспитанию отрицательного отношения к насильственным методам политической борьбы в ситуации морального выбора.
Тип урока: урок решения ключевых задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_revolyucionnoe_narodnichestvo_v_60-h_-_nachale_80-h_gg._xix_v.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Руководитель отдельной дисциплины
истории, обществознания и географии
Л. Александрова
План-конспект урока.
Тема урока: «Революционное народничество в 60-х – начале 80-х гг. XIX в.»
Образовательная цель: на основе анализа специфических черт общественного движения 60-х – начала 80-х гг. XIX в. сформировать представление об альтернативах развития России в пореформенный период и причинах цареубийства.
Развивающая цель: развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной ,мотивационной сфер личности; развитие умения самостоятельной организации учебного труда, формирование умения формулировать собственную позицию и аргументировать свою точку зрения.
Воспитательная цель: через осмысление прошлого способствовать воспитанию отрицательного отношения к насильственным методам политической борьбы в ситуации морального выбора.
Тип урока: урок решения ключевых задач.
Ход урока: «Цезарь, бойся мартовских дней» - слова, прозвучавшие 2 тысячи лет назад в Древнем Риме и обращенные к Г.Ю. Цезарю, стали опасным пророчеством и для русских царей. В марте был убит император Павел I, в марте отречется от престола последний русский царь Николай II и закончится 300-летняя династия Романовых на российском престоле. В марте трагически оборвется жизнь царя-освободителя Александра II. - Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Какую главную проблему, задачу мы должны будем попытаться разрешить на сегодняшнем уроке?) Мы продолжаем разговор об общественном движении пореформенного периода, изучение темы «Революционное народничество в 60-х – начале 80-х гг. XIX века». В конце урока ответить на вопрос: Почему жизнь царя Освободителя Александра II закончилась так трагически? - Почему эпоха Александра II вошла в историю под названием эпоха «Великих реформ»? [Ускорилось развитие капитализма, формируется гражданское общество] Контрольные вопросы к главе X (диск 3) Задание 5 – установить последовательность реформ: крестьянская, земская, городская, военная Задание 1 – с выбором 1 ответа – «земства» Задание 2 – с множественным выбором ответа [суд главный, состязательный, присяжные] Задание 4 – с выбором 1 ответа – Милютин Д.А. Комментарий учителя: создано местное самоуправление, поднимающее местное хозяйство; Россия получила современную армию, современный суд, не уступающий европейскому. - А какая реформа не была проведена Александром II? Ответить с помощью рисунка: Россия – старый дом, требующий не просто капитального ремонта, а полной перестройки, и Александр II начинает строительство новой России. [Не была принята Конституция, не создан Парламент, народное представительство, реформы носили неравномерный характер] - Как бы охарактеризовали отношения общества и власти после отмены крепостного права? - смирение - подчинение - противостояние - или…? Реформа 1861 года сначала несколько стерла грань между консерваторами, либералами, революционерами, но каждая из политических сил ждала от Александра II таких шагов, которые соответствовали бы их взглядам, их представлениям о путях развития России. И, если действия правительства не совпадали с их представлениями, это вызывало недовольство. Работа с документами (рабочий лист урока) Вам предлагается проанализировать отрывки из документов и определить, к какому течению принадлежит автор – либеральному, консервативному, революционному.
1 ряд – консерваторы 2 ряд – либералы 3 ряд – революционеры Представьте себе, что вам представилась возможность вступить в полемику, т.е. спор друг с другом: аргументируйте свои взгляды на происходящие реформы. Вам поможет текст учебника. Консерваторы – стр. 173, 1 абзац сверху Либералы – стр. 169, 2 и 3 абзац сверху Революционеры – стр. 175 – 2 абзац сверху От либералов могут выступить 2 человека: - объясните, почему? - Почему консерваторы не смогли стать ведущей политической силой? [нет поддержки в обществе, защищали интересы дворян-крепостников, отстаивающих свои привилегии; не могли быть прочной опорой царя в условиях либеральных реформ] - Почему либералы не смогли повести страну по пути дальнейших реформ? [нет опоры – интеллигенция и передовое дворянство; разногласия, раскол, нет единства взглядов] - К усилению какого лагеря в общественном движении привело первое покушение Каракозова на Александра II? [консерваторов] Началось торможение реформ, непоследовательность Александра II, который понимал, что начинать реформы в России опасно, но не понимал, что куда опаснее их прекращать. - Кто такие «народники»? Выведите понятие из названия темы [революционеры 60 – начала 80-х гг., выражавшие интересы крестьян]. На основе интерактивного фрагмента (диск 3, глава 13, п.3-6, стр. 3, анимация) вы будете должны проследить логику революционной борьбы, выяснив, как они пришли к террору.. Выполнение данного задания поможет нам распаковать кластер, т.е. закрытый опорный сигнал. «Хождение в народ» «Земля и воля» начало террора (В. Засулич) раскол «Земли и воли» на «Черный передел» и «Народную волю» цель «народовольцев» - цареубийство - Главная цель хождения в народ - ? - «Крестьянский социализм» - ? - Почему потерпело неудачу? - Почему начало террора связано с В. Засулич? - Почему раскололась «Земля и воля»? - Почему сделали ставку на цареубийство? 1 марта 1881 г., 14 часов 15 минут. Екатерининский канал. Людей мало. Мальчик несет большую корзину, два молодых подмастерья что-то тащат. Оглушительный взрыв. Царская карета успела проскочить. Уличная картина, ранее неизвестная в Петербурге: убитый казак; на земле бьется и стонет умирающий мальчик, к решетке привалился раненый прохожий: «Слава Богу, я уцелел…, но вот…» - и показал на убитого парня и умирающего мальчика. «Еще слава ли Богу?» - ответил метельщик Рысаков. Государь решил осмотреть место взрыва. Молодой человек у решетки выжидал приближение царя, вдруг повернулся и бросил что-то к ногам государя. Это был Игнатий Гриневицкий. С головы царя упала фуражка, шинель была разорвана в клочья. «Скорее…домой» - это были последние слова царя-освободителя. Александр II умрет в кабинете, где 20 лет назад он подписал Манифест об освобождении крестьян. «Почему жизнь царя-освободителя закончилась так трагически?» Убийство царя повергло в шок российское общество и стало тяжелым ударом для его старшего сына Александра III. Если есть время – карта событий (на слайде) - Перед вами на столе 3 разных смайлика: - Кто разобрался в данном вопросе, усвоил основные события темы – поднимите смайлик - Кто не до конца разобрался, остались какие-то непонятные вопросы – другой смайлик - Кто считает, что к вопросам данной темы нужно вернуться, они требуют дополнительной работы – другой смайлик. §, сравнить внутреннюю политику Николая I и Александра III по следующим направлениям: Предложите, какие мысли одолевали Александра III при прощении с отцом? | вступительное слово учителя в среднем около 1,5-2 минуты 1 слайд целеполагание интерактивные тесты беседа творческое задание 2 слайд работа с документами беседа работа в группах работа с текстом учебника фронтальная беседа работа с понятием 1,5 минуты слайд фронтальная беседа видеофрагмент разрешение проблемной задачи урока слайд рефлексия задание на самоподготовку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Внешняя политика Александра 1 в начале XIX века»
Урок- игра по истории России в 8 классе. Урок построен в виде судебного заседания. Обучающимся предлагается стать участниками судебного процесса над политическими деятелями, ответственными за сложную ...
Конспект урока по теме: "Зарождение революционного народничества и его идеология".
Урок проводится в 8 классе с использованием следующих технологий: компьютерные, групповые, проектные, игровые, проблемное обучение....
Конспект урока истории по теме "Революционное народничество" для 8 класса
Конспект и презентация к уроку на тему "Революционное народничество" для 8 класса...
Методическая разработка урока "Революционное народничество в 60 - 70-х гг. XIX" века 8 класс
Разработка урока по истории России 8 класс по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной...
Конспект урока истории «Русь в середине XII – начале XIII вв.», 6 класс
Представленный урок повторения и обобщения является заключительным в изучении раздела «Русь в середине XII – начале XIII вв.» УМК Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токар...
Урок-презентация "Революционное народничество"
Урок-презентация "Революционное народничество" для обучающихся 7 класса...
Конспект урока истории _Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий_ (7 класс)
Конспект урока истории "Мир и Россия в начале Великих географических открытий" 7 класс по учебнику А.В. Торкунова 2017г....