конспект урока «Революционное народничество в 60-х – начале 80-х гг. XIX в.»
план-конспект урока по истории по теме

Ефимова Оксана Анатольевна

 

Образовательная цель: на основе анализа специфических черт общественного движения 60-х – начала 80-х гг. XIX в. сформировать представление об альтернативах развития России в пореформенный период и причинах цареубийства.

 

Развивающая цель: развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной ,мотивационной сфер личности; развитие умения самостоятельной организации учебного труда, формирование умения формулировать собственную позицию и аргументировать свою точку зрения.

 

Воспитательная цель: через осмысление прошлого способствовать воспитанию отрицательного отношения к насильственным методам политической борьбы в ситуации морального выбора.

 

Тип урока: урок решения ключевых задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             

                                                       «Утверждаю»

                                                             Руководитель отдельной дисциплины

                                                             истории, обществознания и географии

                                                                                                        Л. Александрова

План-конспект урока.

Тема урока: «Революционное народничество в 60-х – начале 80-х гг. XIX в.»

Образовательная цель: на основе анализа специфических черт общественного движения 60-х – начала 80-х гг. XIX в. сформировать представление об альтернативах развития России в пореформенный период и причинах цареубийства.

Развивающая цель: развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной ,мотивационной сфер личности; развитие умения самостоятельной организации учебного труда, формирование умения формулировать собственную позицию и аргументировать свою точку зрения.

Воспитательная цель: через осмысление прошлого способствовать воспитанию отрицательного отношения к насильственным методам политической борьбы в ситуации морального выбора.

Тип урока: урок решения ключевых задач.

Ход урока:


«Цезарь, бойся мартовских дней» - слова, прозвучавшие 2 тысячи лет назад в Древнем Риме и обращенные к Г.Ю. Цезарю, стали опасным пророчеством и для русских царей. В марте был убит император Павел I, в марте отречется от престола последний русский царь Николай II и закончится 300-летняя династия Романовых на российском престоле. В марте  трагически оборвется жизнь царя-освободителя Александра II.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Какую главную проблему, задачу мы должны будем попытаться разрешить на сегодняшнем уроке?)

Мы продолжаем разговор об общественном движении пореформенного периода, изучение темы «Революционное народничество в 60-х – начале 80-х гг. XIX века». В конце урока ответить на вопрос: Почему жизнь царя Освободителя Александра II закончилась так трагически?

- Почему эпоха Александра II вошла в историю под названием эпоха «Великих реформ»?

[Ускорилось развитие капитализма, формируется гражданское общество]

Контрольные вопросы к главе X (диск 3)

Задание 5 – установить последовательность реформ: крестьянская, земская, городская, военная

Задание 1 – с выбором 1 ответа – «земства»

Задание 2 – с множественным выбором ответа  [суд главный, состязательный, присяжные]

Задание 4 – с выбором 1 ответа – Милютин Д.А.

Комментарий учителя: создано местное самоуправление, поднимающее местное хозяйство; Россия получила современную армию, современный суд, не уступающий европейскому.

- А какая реформа не была проведена Александром II? Ответить с помощью рисунка: Россия – старый дом, требующий не просто капитального ремонта, а полной перестройки, и Александр II начинает строительство новой России.

[Не была принята Конституция, не создан Парламент, народное представительство, реформы носили неравномерный характер]

- Как бы охарактеризовали отношения общества и власти после отмены крепостного права?

- смирение

- подчинение

- противостояние

- или…?

Реформа 1861 года сначала несколько стерла грань между консерваторами, либералами, революционерами, но каждая из политических сил ждала от Александра II таких шагов, которые соответствовали бы их взглядам, их представлениям о путях развития России. И, если действия правительства не совпадали с их представлениями, это вызывало недовольство.

Работа с документами (рабочий лист урока)

Вам предлагается проанализировать отрывки из документов и определить, к какому течению принадлежит автор – либеральному, консервативному, революционному.

  1. «Ждали вы, что даст вам царь волю, вот вам и вышла от царя воля…Живете вы по-старому в кабале у помещика. Прежде крепостными вас звали, а ныне срочнообязанными звать»  (Чернышевский)
  2. «Разумное преобразование – есть улучшение существующего…и сохранение в нем всего того, что удовлетворительно. Основой преобразований должен быть существующий порядок» (Катков).
  3. «…все преобразования остаются безуспешными потому, что принимаются без спроса и без ведома народа. Собрание выборных всей земли русской…единственное средство к разрешению вопросов…не разрешенных Положением 19 февраля».
  4. «В понятиях и чувствах народа Верховная власть есть начало священное…В России есть только одна воля…Она есть источник всякого права, ею все держится в государственных делах». (Катков).
  5. «…с полной верой в себя, в свои силы…мы издадим один крик «В топоры!» - и тогда бей императорскую партию, не жалея, как не жалеет она нас теперь». («Молодая Россия»).
  6. «Для движения всех преобразований…собиранию рассыпанной храмины приспела пора…Но при настоящем  состоянии русского общества мы не думаем, что этот выборный орган следовало возводить в самостоятельное учреждение…Единственной желательной в настоящее время мерой представляется приобщение выборных от губернских земских собраний Государственному совету». (Чичерин).

1 ряд – консерваторы

2 ряд – либералы

3 ряд – революционеры

Представьте себе, что вам представилась возможность вступить в полемику, т.е. спор друг с другом: аргументируйте свои взгляды на происходящие реформы. Вам поможет текст учебника.

Консерваторы – стр. 173, 1 абзац сверху

Либералы – стр. 169, 2 и 3 абзац сверху

Революционеры – стр. 175 – 2 абзац сверху

От либералов могут выступить 2 человека:

- объясните, почему?

- Почему консерваторы не смогли стать ведущей политической силой?

[нет поддержки в обществе, защищали интересы дворян-крепостников, отстаивающих свои привилегии; не могли быть прочной опорой царя в условиях либеральных реформ]

- Почему либералы не смогли повести страну по пути дальнейших реформ? [нет опоры – интеллигенция и передовое дворянство; разногласия, раскол, нет единства взглядов]

- К усилению какого лагеря в общественном движении привело первое покушение Каракозова на Александра II? [консерваторов]

Началось торможение реформ, непоследовательность Александра II, который понимал, что начинать реформы в России опасно, но не понимал, что куда опаснее их прекращать.

- Кто такие «народники»? Выведите понятие из названия темы [революционеры 60 – начала 80-х гг., выражавшие интересы крестьян].

На основе интерактивного фрагмента (диск 3, глава 13, п.3-6, стр. 3, анимация) вы будете должны проследить логику революционной борьбы, выяснив, как они пришли к террору..

Выполнение данного задания поможет нам распаковать кластер, т.е. закрытый  опорный сигнал.

«Хождение в народ»              «Земля и воля»            начало террора (В. Засулич)             раскол «Земли и воли» на «Черный передел» и «Народную волю»               цель «народовольцев» - цареубийство

- Главная цель хождения в народ - ?

- «Крестьянский социализм» - ?

- Почему потерпело неудачу?

- Почему начало террора связано с В. Засулич?

- Почему раскололась «Земля и воля»?

- Почему сделали ставку на цареубийство?


1 марта 1881 г., 14 часов 15 минут. Екатерининский канал. Людей мало. Мальчик несет большую корзину, два молодых подмастерья что-то тащат. Оглушительный взрыв. Царская карета успела проскочить. Уличная картина, ранее неизвестная в Петербурге: убитый казак; на земле бьется и стонет умирающий мальчик, к решетке привалился раненый прохожий: «Слава Богу, я уцелел…, но вот…» - и показал на убитого парня и умирающего мальчика. «Еще слава ли Богу?» - ответил метельщик Рысаков. Государь решил осмотреть место взрыва. Молодой человек у решетки выжидал приближение царя, вдруг повернулся и бросил что-то к ногам государя. Это был Игнатий Гриневицкий. С головы царя упала фуражка, шинель была разорвана в клочья. «Скорее…домой» - это были последние слова царя-освободителя.

Александр II умрет в кабинете, где 20 лет назад он подписал Манифест об освобождении крестьян.

«Почему жизнь царя-освободителя закончилась так трагически?»

Убийство царя повергло в шок российское общество и стало тяжелым ударом для его старшего сына Александра III.

Если есть время – карта событий (на слайде)

- Перед вами на столе 3 разных смайлика:

- Кто разобрался в данном вопросе, усвоил основные события темы – поднимите смайлик

- Кто не до конца разобрался, остались какие-то непонятные вопросы – другой смайлик

- Кто считает, что к вопросам данной темы нужно вернуться, они требуют дополнительной работы – другой смайлик.

§, сравнить внутреннюю политику Николая I и Александра III по следующим направлениям:

Предложите, какие мысли одолевали Александра III при прощении с отцом?



вступительное слово учителя




в среднем около 1,5-2 минуты

1 слайд



целеполагание




интерактивные тесты











беседа

творческое задание




2 слайд












работа с документами


беседа


























работа в группах





работа с текстом учебника








фронтальная беседа







работа с понятием

1,5 минуты



слайд





фронтальная беседа





видеофрагмент















разрешение проблемной задачи урока

слайд

рефлексия







задание на самоподготовку



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Внешняя политика Александра 1 в начале XIX века»

Урок- игра по истории России в 8 классе. Урок построен в виде судебного заседания. Обучающимся предлагается стать участниками судебного процесса над политическими деятелями, ответственными за сложную ...

Конспект урока по теме: "Зарождение революционного народничества и его идеология".

Урок проводится в 8 классе с использованием следующих технологий: компьютерные, групповые, проектные, игровые, проблемное обучение....

Конспект урока истории по теме "Революционное народничество" для 8 класса

Конспект и презентация к уроку на тему "Революционное народничество" для 8 класса...

Методическая разработка урока "Революционное народничество в 60 - 70-х гг. XIX" века 8 класс

Разработка урока по истории России 8 класс по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной...

Конспект урока истории «Русь в середине XII – начале XIII вв.», 6 класс

Представленный урок повторения и обобщения является заключительным в изучении раздела «Русь в середине XII – начале XIII вв.» УМК Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токар...

Урок-презентация "Революционное народничество"

Урок-презентация "Революционное народничество" для обучающихся 7 класса...

Конспект урока истории _Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий_ (7 класс)

Конспект урока истории "Мир и Россия в начале Великих географических открытий" 7 класс по учебнику А.В. Торкунова 2017г....