дополнительная образовательная программа "Мой край"
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Ибатуллина Гузель Салаватовна

Программа «Мой край» может быть использована учителями начальных классов на уроках окружающего мира в разделе «Краеведение», а также на внеурочных занятиях по предметам. Данной программой могут воспользоваться и воспитатели группы продлённого дня.

Возраст детей:
Программа рассчитана на  детей 12 - 17 лет

Срок реализации: программа рассчитана на 2 года обучения. Всего 120 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Оренбургской области

Отдел образования Тюльганского района

МБУДОД ЦДОД «Центр дополнительного образования детей»

«Согласовано»

Методсовет МБУДОД ЦДОД

«____»_____________ 20     г.

«Утверждаю»

Директор МБУДОД ЦДОД

_________ Громова Л.М.

Дополнительная образовательная программа

«Мой край»

Срок реализации: 2 года

Возраст учащихся: 12-17  лет.

Автор:

 Педагог  дополнительного образования

Учитель истории МБОУ «Алмалинская СОШ»

Ибатуллина  Гузель Салаватовна

Алмала 2014

Пояснительная записка.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные  места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это самый массовый вид науки».

Д.С. Лихачёв

Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края, научные исследования и поисковую работу краеведов необходимо донести до широких масс. Эту задачу с успехом может решить школа.

   Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

       Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных  экологических и социокультурных  взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Направленность программы: Данная образовательная программа духовно-нравственной, патриотической  направленности.

Актуальность программы:

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.    Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.

Чувство любви к Родине воспитывается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле».

Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем  и душой.

Цель: Формирование у воспитанников чувства патриотизма посредством изучения истории родного края

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  • формировать чувства гордости и уважения к истории и современности Оренбургского края
  • учить школьников овладевать необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским методом;
  • совершенствовать воспитательную работу, организацию досуга школьников на основе новых педагогических технологий;
  • воспитывать у детей желание к совместной деятельности.

       Программа «Мой край» может быть использована учителями начальных классов на уроках окружающего мира в разделе «Краеведение», а также на внеурочных занятиях по предметам. Данной программой могут воспользоваться и воспитатели группы продлённого дня.

Возраст детей: 
Программа рассчитана на  детей
12 - 17 лет 

Срок реализации: программа рассчитана на 2 года обучения. Всего 120 часов.

- первый год обучения (60 часов);

- второй год обучения (60 часов).

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.    Всего  60 часов в год.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися.

Занятия могут проводиться в различных формах:  исследование, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Результатом занятий являются практические работы, рефераты, выступления, дискуссии.

Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная.

Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, выставки,  праздники народного календаря, викторины. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России. 

Ожидаемый результат:

  • рост познавательной активности у ребят;
  • увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
  • формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  • развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  • Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.

Оценка результативности:

  • подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
  • участие в различных конкурсах;
  • проведение конференции по итогам краеведческих исследований.

Работа с родителями

  • индивидуальные встречи с родителями в течение года;
  • посещение родителями различных выставок, мероприятий;
  • проведение занятий совместно с родителями.

Учебно-тематический план            

1 год обучения

п/п

Разделы,
название темы

теория

практика

всего часов

  1. Знаменитые люди Оренбуржья

12

4

16

  1. Оренбуржье на карте мира

24

20

44

1

Поверхность и природные различия

3

3

2

Внутренние и поверхностные воды

3

2

3

Полезные ископаемые и их использование

3

2

4

Погода края (По результатам наблюдений)

3

3

5

Почвы и растительный мир

4

4

6

Животный мир

6

4

7

В союзе с природой

2

2

Итого:

36

24

60

Содержание программы.

I год обучения.

  1. Знаменитые люди Оренбуржья

Иван Иванович Неплюев, Петр Иванович Рычков, Владимир Иванович Даль,
Александр Сергеевич Пушкин, Тарас Григорьевич Шевченко, Сергей Тимофеевич Аксаков
, Юрий Алексеевич Гагарин, Александр Ильич Родимцев, Юрий Викторович Романенко, Владимир Васильевич Карпов

,Мстислав Ростропович, Морис Дрюон, Владимир Кибальчич

  1. Оренбуржье на карте мира.
  1. Поверхность и природные различия

Как выглядит местность, в которой ты живешь?

Поучись показывать на карте области различные географические точки, относительно сторон горизонта

2. Внутренние и поверхностные воды

Знать расположение  на физической карте области крупнейшие реки.

Знать  реки, на которых расположены города нашей области.

Каково хозяйственное значение внутренних вод области?

3. Полезные ископаемые и их использование

Какие полезные ископаемые добывают в твоей местности? Связана ли работа твоих родных с добычей и переработкой полезных ископаемых? Расскажи об этом.

Почему газовый комплекс стал стержнем экономики Оренбуржья?

Самые крупные предприятия области размещены в восточной ее части.

4. Погода края (По результатам наблюдений)

Для возделывания, каких сельскохозяйственных культур климатические условия наиболее благоприятны?

5. Почвы и растительный мир

Оренбургская область расположена в пределах двух природных зон: лесостепной и степной.

Лесостепная зона занимает небольшую площадь на севере, северо-западе и северо-востоке области. В пределах этой зоны преобладают почвы серые лесные, на которых произрастают широколиственные леса.

Почему, в Оренбургской области произрастает мало лесов, и как можно увеличить их площадь?

6. Животный мир

Распространение, численность и разнообразие животных Оренбургской области тесно связано с условиями природных зон, необходимых для существования животного мира.

Какие животные являются обитателями степей, лугов и лесов Оренбуржья?

Жизнь каких животных связана с водоемами?

Каковы причины сокращения численности животного мира в Оренбургской области?

7. В союзе с природой

Редкие ценные виды животных охраняются в госзаповеднике «Оренбургский». В Красную книгу области внесено 10 видов млекопитающих, 51 вид птиц, 5 видов рептилий, 2 вида амфибий, 10 видов рыб, 31 вид насекомых.

Какие птицы поют под твоим окном?

Учебно-тематический план      

II год обучения

п/п

Разделы,
название темы

теория

практика

всего

I. Тайны далеких неведомых времен

35

25

45

1

Первые жители. Каменный и бронзовый века

4

2

2

В эпоху средневековья

3

1

3

Новые страницы в истории южноуральских степей

2

2

4

«Врата в Азию»

2

2

5

Отечественная война 1812 года

2

2

6

Оренбуржье в годы гражданской войны

2

2

7

Наша область в годы Великой Отечественной войны

8

4

8

Наши земляки-участники Вов

4

2

II. Cовременное Оренбуржье

8

7

15

9

Современное Оренбуржье

4

2

10

Оренбург

4

5

Итого:

35

25

60

  1. Тайны далеких неведомых времен

1. Первые жители. Каменный и бронзовый века

В Оренбургской области выявлены свыше тысячи объектов археологических памятников.

Наиболее ранние следы обитания древних людей на территории края относятся к эпохе древнего каменного века (палеолита) – около 26 – 10 тыс. лет назад.

По археологическим раскопкам и по находкам мы можем представить образ жизни древних охотников.

Курганы оренбургских степей – это обычные земляные насыпи. Величина их бывает, различна: от еле заметной насыпи до 7-метровой высоты. Так, три огромных, 6-7-метровой высоты кургана возвышаются на Сырте недалеко от села Старый Кумак Новоорского района.

Местное русское население называет курганы «марами» и «шишками», казахи, башкиры и татары именуют их «оба» или «уба».

Например, на территории Соль - Илецкого района известны несколько курганных групп

Откуда мы знаем о древних жителях нашего края?

Сходи в местный краеведческий музей, посмотри на находки, расспроси о них экскурсовода.

Есть ли в твоей местности курганы? Как они называются местным населением и какие о них рассказываются предания?

 

2. В эпоху средневековья

В эпоху средневековья наиболее значительный след на территории Оренбургского края оставили кочевники – тюркскиенароды: печенеги, гузы (торки), кипчаки (половцы). Появившись в южнорусских степях, кочевые племена нападали на население Киевской Руси. В среде поздних кочевых племен южноуральских степей сформировались также древние башкирские племена.

Главным занятием ногайцев было кочевое скотоводство, но часть из них вела оседлый образ жизни и занималась ремеслами, торговлей и земледелием. Район теперешних городов Уфы и Оренбурга был одним их центров кочевий ногайцев.

 

3. Новые страницы в истории южноуральских степей

В XVII в. южноуральские степи называли «диким полем», «дикой степью», то есть вольными, нетронутыми, которых не касалась соха земледельца. Необыкновенно богата была их природа. Необозримые просторы степного ковыля сменялись островками лесов с непролазными чащами в поймах рек Яика, Сакмары, Самары и их притоков. В степях водились стада диких коз – сайгаков, косяки диких лошадей – куланов и тарпанов. В камышах, по берегам рек и озер, водились кабаны, бобры, а в прибрежных лесах скрывались медведи. Огромное количество пернатой дичи населяло воды и степи. Через степи шли торговые дороги из Европы в Среднюю Азию.

Еще в XVI в. началось переселение с Волги крестьян, бежавших от произвола и эксплуатации помещиков, на «запольную» реку, с целью вольной, независимой жизни. В глубине ногайских кочевий, против устья р. Илек, на острове они построили укрепление. История казачества полна загадок. И первая из них происхождение самого слова «казак». У разных народов - разные понятия, хотя можно уловить известную связь. Например, у половцев слово «казак» значило «сторож» У татар оно обозначает «вольный человек», «удалец». В русских летописях в 14-16 веках «казаками» называют служилых людей, использовавшихся для предупреждения набегов кочевников. Они высылались в сторожевые разъезды и караулы, ими заселялись пограничные укрепленные городки. Главным критерием при записи в казаки был один- смелость, умение владеть оружием, готовность не щадя жизни нести сторожевую службу. Новое поселение казаков наименовали Яицким казачьим городком. Оно стало центром Яицкого казачьего войска.

4. «Врата в Азию»

Исторически сложилось так, что река Яик стала восточной границей русского государства, на которой не было охраны и пограничных постов. За ней начиналась «киргиз-кайсацкая» - казахская степь. Через реку свободно проходили не только караваны восточных купцов, но и воинственные орды кочевых племен. Для осевших здесь россиян проходы эти не всегда были безболезненными – они подвергались грабежам, угонялся их скот, забирались в полон для ханских гаремов девушки и женщины. Чтобы своевременно оповестить местных жителей о надвигающейся опасности, на вершинах местных гор выставлялись наблюдатели – заметив приближающиеся столбы пыли и заподозрив опасность, они поджигали дымные костры. Завидев сигнал тревоги, жители покидали насиженные места, прятали скот, скрывались в заранее подготовленных для этого местах. А пункты тревоги стали называться «маяками». Так, у многих населенных пунктов нашего края остались исторически сложившиеся названия: гора Маяк или гора Маячная.

Почему строительство Оренбурга переносилось на новое место?

Кто является первым гражданским губернатором края?

5. Война по предводительством Е.И. Пугачева

Жизнь в Оренбургской губернии шла в общем-то мирно и спокойно до осени 1773 года, когда всю губернию, а потом и всю Россию потрясла самая мощная в истории страны Крестьянская война под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева.

Не случайно город Оренбург оказался в центре событий. В представлении восставшего народа Оренбург олицетворял режим военно-феодального гнета, произвола военных и гражданских властей. С самого начала восстания главной целью повстанцев было взятие Оренбурга.

Кто такой Е.И. Пугачев? Как его имя связано с нашим краем?

6. Отечественная война 1812 года

12 июня 1812 года переходом через пограничную с Россией реку Неман французский император Наполеон I начал свое вторжение в Российскую империю. Известие о нашествии Наполеона всколыхнуло в крае и народы, и войска. В крае был распространен на русском и татарском языках царский манифест о войне, который призывал постоять за Родину. Из Оренбуржья было направлено в армию около 40 тысяч человек. Пожертвования на войну и в пользу воинов составили в крае 900 тысяч рублей. В Бородинском сражении участвовали драгунские и пехотные полки, вышедшие из Оренбуржья. Многие воины были представлены главнокомандующим М.И. Кутузовым к награде. Участвовали наши земляки и в партизанских операциях Дениса Давыдова, крупную роль в армейских партизанских отрядах играли казаки. Нередко они нападали даже на французскую гвардию, не раз в опасности была и жизнь самого Наполеона. М.И. Кутузов в одном из писем губернатору писал : «Вы не можете представить с какою храбростью наши воины поражают их» ( французов) Из 102 конно-казачьих полков действующей русской армии 32 были сформированы у нас в крае. В 1814 году оренбуржцы в составе русских и союзных армий брали Париж. Уральцы поили своих неказистых на вид коней в Сене и в парижских фонтанах.

Почему войну 1812 года называют Отечественной?

7. Наша область в годы Великой Отечественной войны

Оренбуржье не было затронуто двумя отечественными и многими другими войнами, которые вела страна. Но за его короткую историю столько крови было пролито в оренбургских степях в двух внутренних войнах: в пугачевщину и гражданскую войну!

Есть ли в твоем городе (селении) улицы, названные в честь героев гражданской войны? Расскажи об этих людях.

Расспроси своих старших близких о событиях их жизни, связанных с периодом Октябрьской революции, гражданской войны.

8. Наши земляки-участники Вов

За 1941 – 1942 годы только в нашу область было эвакуировано свыше 60 предприятий. Первые составы из Ленинграда с оборудованием, рабочими и служащими авиационного завода стали поступать к нам с августа 1941 года. Этот завод вскоре приступил к производству современных танков. Из Балаклая Харьковской области прибыл и был размещен на станции Донгузской завод Арсенал-1, выпускавший минометы и ремонтировавший артиллерийские орудия. Из Витебска эвакуирован станкостроительный завод, из Таганрога – чугунолитейный (сейчас завод «Металлист»). Из Москвы - инструментальный цех завода «Фрезер» (сейчас – инструментальный завод). Из Тульской области – завод синтетического каучука (теперь - завод резино - технический изделий). В Медногорск эвакуирован Тульский оружейный завод (ныне – завод «Уралэлектромотор»), в Орск – Тульский механический завод (сейчас во всей стране знают его продукцию – холодильник «Орск»). С подмосковной станции Люберцы прибыл завод масел № 8. От его размещения и пуска зависели действия боевой техники на фронте. Предприятие разместилось на территории Бердского кирпичного завода.

На территории Гостиного двора стал действовать шелкоткацкий комбинат, из его ткани шили парашюты.

Что ты знаешь о героях Вов нашего села? Были ли участниками войны твои родные?

  1. Cовременное Оренбуржье

  1. Cовременное Оренбуржье.

 Оренбургская область, развитие современного сельского хозяйств, промышленности.

         2. Оренбург.

Города Оренбуржья, в которых живет более половины населения области, имеют богатую и самобытную историю. Одни из них, такие, как Оренбург, Орск, Бузулук, Бугуруслан возникли еще в XVIII веке, Соль-Илецк стал городом в середине XIX века, Абдулино – в 1923 году; другие – Кувандык и Сорочинск – возведены в ранг городов после Великой Отечественной войны; третьи – Новотроицк, Медногорск, Гай – своим рождением обязаны открытиям геологов, обнаруживших в Оренбургских степях и предгорьях Урала богатые залежи меди, никелевой и железных руд.

Оренбург. В мире нет еще одного такого, с такой необычной судьбой, как Оренбург! Он трижды закладывался, четырежды становился губернским и областным, трижды – уездным, трижды переименовывался, трижды награждался высшими наградами Родины, успел побывать даже в ранге столичных городов – с 1920 по 1925 годы был столицей Казахстана! От некогда обширного Оренбургского края выделились Омская, Тургайская, Акмолинская, Челябинская и Уральская губернии. В 1850 году часть края отошла к Самарской губернии, а несколько ранее – в 1824 году – разделению подверглась Оренбургская таможенная линия на Оренбургскую и Сибирскую.

Литература

  • Альтов В. Г. Города Оренбургской области. Челябинск, 1974.
  • Географический атлас Оренбургской области. М., 1999.
  • Десятков Г. М. Легенды старого Оренбурга. Калуга, 1994.
  • Детская энциклопедия. Я познаю мир. М., 1995.
  • Журнал «Лучшее в Оренбуржье». Оренбург, 2001.
  • Колодина О. А. Социально-экономическая география Оренбургской области. Оренбург, 1995.
  • Моисеев А. П., Николаева М. Е. Природа и мы. Челябинск, 1986.
  • Попов С. А. Тайны Пятимаров. Челябинск, 1982.
  • Семыкин Н. П. История родного края. Челябинск. 1986.
  • Чибилев А. А. Природное наследие Оренбургской области. Оренбург, 1996.
  • Чибилев А. А. Река Урал. Ленинград, 1987.
  • Футорянский Л. И. Оренбург. Челябинск, 1993.
  • Савельзон В. Оренбургская история в лицах. 5о портретов на фоне зпохи.-Оренбург, 2000.
  • На рубежах Отечества. Под редакцией Павлычева И.Г.-Оренбург,1999.
  • Райский П.Д. Путеводитель по городу Оренбургу.-Оренбург,2000.
  • Красная книга Оренбургской области. – Оренбург, 1998г.
  • Губернаторы Оренбургского края. – Оренбург, 1999г.
  • Федорова А.В. Оренбург в годы Великой Отечественной войны. – Оренбург, 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа "Мой Край и Я"

В целях обучения детей младшего школьного возраста в г. Трехгорный Челябинской области создана программа «Мой край и Я». Это информативный курс, рассчитанный на приобретение воспитанниками азов знаний...

Дополнительная образовательная программа" Литература родного края"

Дополнительная образовательная программа «Литература родного края"рассчитана на учащихся 13-15 лет увлекающихся литературным творчеством и литературным краеведением. Срок реализации программы 2 года. ...

Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"

Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"...

Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной»

Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной» разработана для учащихся среднего подросткового возраста. Программа имеет интегративный характ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная образовательная программа "Тоонто нютаг - Родной край" для детей старшего дошкольного возраста

В 1992г. В республике Бурятии вышел закон о придании статуса государственного бурятскому языку. Язык - душа народа, часть национальной культуры, поэтому изучение бурятского языка мы рассматриваем в ра...