дополнительная образовательная программа "Мой край"
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Программа «Мой край» может быть использована учителями начальных классов на уроках окружающего мира в разделе «Краеведение», а также на внеурочных занятиях по предметам. Данной программой могут воспользоваться и воспитатели группы продлённого дня.
Возраст детей:
Программа рассчитана на детей 12 - 17 лет
Срок реализации: программа рассчитана на 2 года обучения. Всего 120 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moy_kray.uchitelyaalmalinskaya_sosh.ibatullina_g.s.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Оренбургской области
Отдел образования Тюльганского района
МБУДОД ЦДОД «Центр дополнительного образования детей»
«Согласовано»
Методсовет МБУДОД ЦДОД
«____»_____________ 20 г.
«Утверждаю»
Директор МБУДОД ЦДОД
_________ Громова Л.М.
Дополнительная образовательная программа
«Мой край»
Срок реализации: 2 года
Возраст учащихся: 12-17 лет.
Автор:
Педагог дополнительного образования
Учитель истории МБОУ «Алмалинская СОШ»
Ибатуллина Гузель Салаватовна
Алмала 2014
Пояснительная записка.
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места,
но и знать о них, приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Это самый массовый вид науки».
Д.С. Лихачёв
Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края, научные исследования и поисковую работу краеведов необходимо донести до широких масс. Эту задачу с успехом может решить школа.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Направленность программы: Данная образовательная программа духовно-нравственной, патриотической направленности.
Актуальность программы:
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.
Чувство любви к Родине воспитывается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле».
Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.
Цель: Формирование у воспитанников чувства патриотизма посредством изучения истории родного края
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- формировать чувства гордости и уважения к истории и современности Оренбургского края
- учить школьников овладевать необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским методом;
- совершенствовать воспитательную работу, организацию досуга школьников на основе новых педагогических технологий;
- воспитывать у детей желание к совместной деятельности.
Программа «Мой край» может быть использована учителями начальных классов на уроках окружающего мира в разделе «Краеведение», а также на внеурочных занятиях по предметам. Данной программой могут воспользоваться и воспитатели группы продлённого дня.
Возраст детей:
Программа рассчитана на детей 12 - 17 лет
Срок реализации: программа рассчитана на 2 года обучения. Всего 120 часов.
- первый год обучения (60 часов);
- второй год обучения (60 часов).
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Всего 60 часов в год.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися.
Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Результатом занятий являются практические работы, рефераты, выступления, дискуссии.
Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная.
Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, выставки, праздники народного календаря, викторины. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.
Ожидаемый результат:
- рост познавательной активности у ребят;
- увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
- формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
- развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
- Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.
Оценка результативности:
- подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
- участие в различных конкурсах;
- проведение конференции по итогам краеведческих исследований.
Работа с родителями
- индивидуальные встречи с родителями в течение года;
- посещение родителями различных выставок, мероприятий;
- проведение занятий совместно с родителями.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Разделы, | теория | практика | всего часов |
| 12 | 4 | 16 | |
| 24 | 20 | 44 | |
1 | Поверхность и природные различия | 3 | 3 | |
2 | Внутренние и поверхностные воды | 3 | 2 | |
3 | Полезные ископаемые и их использование | 3 | 2 | |
4 | Погода края (По результатам наблюдений) | 3 | 3 | |
5 | Почвы и растительный мир | 4 | 4 | |
6 | Животный мир | 6 | 4 | |
7 | В союзе с природой | 2 | 2 | |
Итого: | 36 | 24 | 60 |
Содержание программы.
I год обучения.
- Знаменитые люди Оренбуржья
Иван Иванович Неплюев, Петр Иванович Рычков, Владимир Иванович Даль,
Александр Сергеевич Пушкин, Тарас Григорьевич Шевченко, Сергей Тимофеевич Аксаков, Юрий Алексеевич Гагарин, Александр Ильич Родимцев, Юрий Викторович Романенко, Владимир Васильевич Карпов
,Мстислав Ростропович, Морис Дрюон, Владимир Кибальчич
- Оренбуржье на карте мира.
- Поверхность и природные различия
Как выглядит местность, в которой ты живешь?
Поучись показывать на карте области различные географические точки, относительно сторон горизонта
2. Внутренние и поверхностные воды
Знать расположение на физической карте области крупнейшие реки.
Знать реки, на которых расположены города нашей области.
Каково хозяйственное значение внутренних вод области?
3. Полезные ископаемые и их использование
Какие полезные ископаемые добывают в твоей местности? Связана ли работа твоих родных с добычей и переработкой полезных ископаемых? Расскажи об этом.
Почему газовый комплекс стал стержнем экономики Оренбуржья?
Самые крупные предприятия области размещены в восточной ее части.
4. Погода края (По результатам наблюдений)
Для возделывания, каких сельскохозяйственных культур климатические условия наиболее благоприятны?
5. Почвы и растительный мир
Оренбургская область расположена в пределах двух природных зон: лесостепной и степной.
Лесостепная зона занимает небольшую площадь на севере, северо-западе и северо-востоке области. В пределах этой зоны преобладают почвы серые лесные, на которых произрастают широколиственные леса.
Почему, в Оренбургской области произрастает мало лесов, и как можно увеличить их площадь?
6. Животный мир
Распространение, численность и разнообразие животных Оренбургской области тесно связано с условиями природных зон, необходимых для существования животного мира.
Какие животные являются обитателями степей, лугов и лесов Оренбуржья?
Жизнь каких животных связана с водоемами?
Каковы причины сокращения численности животного мира в Оренбургской области?
7. В союзе с природой
Редкие ценные виды животных охраняются в госзаповеднике «Оренбургский». В Красную книгу области внесено 10 видов млекопитающих, 51 вид птиц, 5 видов рептилий, 2 вида амфибий, 10 видов рыб, 31 вид насекомых.
Какие птицы поют под твоим окном?
Учебно-тематический план
II год обучения
№ п/п | Разделы, | теория | практика | всего |
I. Тайны далеких неведомых времен | 35 | 25 | 45 | |
1 | Первые жители. Каменный и бронзовый века | 4 | 2 | |
2 | В эпоху средневековья | 3 | 1 | |
3 | Новые страницы в истории южноуральских степей | 2 | 2 | |
4 | «Врата в Азию» | 2 | 2 | |
5 | Отечественная война 1812 года | 2 | 2 | |
6 | Оренбуржье в годы гражданской войны | 2 | 2 | |
7 | Наша область в годы Великой Отечественной войны | 8 | 4 | |
8 | Наши земляки-участники Вов | 4 | 2 | |
II. Cовременное Оренбуржье | 8 | 7 | 15 | |
9 | Современное Оренбуржье | 4 | 2 | |
10 | Оренбург | 4 | 5 | |
Итого: | 35 | 25 | 60 |
- Тайны далеких неведомых времен
1. Первые жители. Каменный и бронзовый века
В Оренбургской области выявлены свыше тысячи объектов археологических памятников.
Наиболее ранние следы обитания древних людей на территории края относятся к эпохе древнего каменного века (палеолита) – около 26 – 10 тыс. лет назад.
По археологическим раскопкам и по находкам мы можем представить образ жизни древних охотников.
Курганы оренбургских степей – это обычные земляные насыпи. Величина их бывает, различна: от еле заметной насыпи до 7-метровой высоты. Так, три огромных, 6-7-метровой высоты кургана возвышаются на Сырте недалеко от села Старый Кумак Новоорского района.
Местное русское население называет курганы «марами» и «шишками», казахи, башкиры и татары именуют их «оба» или «уба».
Например, на территории Соль - Илецкого района известны несколько курганных групп
Откуда мы знаем о древних жителях нашего края?
Сходи в местный краеведческий музей, посмотри на находки, расспроси о них экскурсовода.
Есть ли в твоей местности курганы? Как они называются местным населением и какие о них рассказываются предания?
2. В эпоху средневековья
В эпоху средневековья наиболее значительный след на территории Оренбургского края оставили кочевники – тюркскиенароды: печенеги, гузы (торки), кипчаки (половцы). Появившись в южнорусских степях, кочевые племена нападали на население Киевской Руси. В среде поздних кочевых племен южноуральских степей сформировались также древние башкирские племена.
Главным занятием ногайцев было кочевое скотоводство, но часть из них вела оседлый образ жизни и занималась ремеслами, торговлей и земледелием. Район теперешних городов Уфы и Оренбурга был одним их центров кочевий ногайцев.
3. Новые страницы в истории южноуральских степей
В XVII в. южноуральские степи называли «диким полем», «дикой степью», то есть вольными, нетронутыми, которых не касалась соха земледельца. Необыкновенно богата была их природа. Необозримые просторы степного ковыля сменялись островками лесов с непролазными чащами в поймах рек Яика, Сакмары, Самары и их притоков. В степях водились стада диких коз – сайгаков, косяки диких лошадей – куланов и тарпанов. В камышах, по берегам рек и озер, водились кабаны, бобры, а в прибрежных лесах скрывались медведи. Огромное количество пернатой дичи населяло воды и степи. Через степи шли торговые дороги из Европы в Среднюю Азию.
Еще в XVI в. началось переселение с Волги крестьян, бежавших от произвола и эксплуатации помещиков, на «запольную» реку, с целью вольной, независимой жизни. В глубине ногайских кочевий, против устья р. Илек, на острове они построили укрепление. История казачества полна загадок. И первая из них происхождение самого слова «казак». У разных народов - разные понятия, хотя можно уловить известную связь. Например, у половцев слово «казак» значило «сторож» У татар оно обозначает «вольный человек», «удалец». В русских летописях в 14-16 веках «казаками» называют служилых людей, использовавшихся для предупреждения набегов кочевников. Они высылались в сторожевые разъезды и караулы, ими заселялись пограничные укрепленные городки. Главным критерием при записи в казаки был один- смелость, умение владеть оружием, готовность не щадя жизни нести сторожевую службу. Новое поселение казаков наименовали Яицким казачьим городком. Оно стало центром Яицкого казачьего войска.
4. «Врата в Азию»
Исторически сложилось так, что река Яик стала восточной границей русского государства, на которой не было охраны и пограничных постов. За ней начиналась «киргиз-кайсацкая» - казахская степь. Через реку свободно проходили не только караваны восточных купцов, но и воинственные орды кочевых племен. Для осевших здесь россиян проходы эти не всегда были безболезненными – они подвергались грабежам, угонялся их скот, забирались в полон для ханских гаремов девушки и женщины. Чтобы своевременно оповестить местных жителей о надвигающейся опасности, на вершинах местных гор выставлялись наблюдатели – заметив приближающиеся столбы пыли и заподозрив опасность, они поджигали дымные костры. Завидев сигнал тревоги, жители покидали насиженные места, прятали скот, скрывались в заранее подготовленных для этого местах. А пункты тревоги стали называться «маяками». Так, у многих населенных пунктов нашего края остались исторически сложившиеся названия: гора Маяк или гора Маячная.
Почему строительство Оренбурга переносилось на новое место?
Кто является первым гражданским губернатором края?
5. Война по предводительством Е.И. Пугачева
Жизнь в Оренбургской губернии шла в общем-то мирно и спокойно до осени 1773 года, когда всю губернию, а потом и всю Россию потрясла самая мощная в истории страны Крестьянская война под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева.
Не случайно город Оренбург оказался в центре событий. В представлении восставшего народа Оренбург олицетворял режим военно-феодального гнета, произвола военных и гражданских властей. С самого начала восстания главной целью повстанцев было взятие Оренбурга.
Кто такой Е.И. Пугачев? Как его имя связано с нашим краем?
6. Отечественная война 1812 года
12 июня 1812 года переходом через пограничную с Россией реку Неман французский император Наполеон I начал свое вторжение в Российскую империю. Известие о нашествии Наполеона всколыхнуло в крае и народы, и войска. В крае был распространен на русском и татарском языках царский манифест о войне, который призывал постоять за Родину. Из Оренбуржья было направлено в армию около 40 тысяч человек. Пожертвования на войну и в пользу воинов составили в крае 900 тысяч рублей. В Бородинском сражении участвовали драгунские и пехотные полки, вышедшие из Оренбуржья. Многие воины были представлены главнокомандующим М.И. Кутузовым к награде. Участвовали наши земляки и в партизанских операциях Дениса Давыдова, крупную роль в армейских партизанских отрядах играли казаки. Нередко они нападали даже на французскую гвардию, не раз в опасности была и жизнь самого Наполеона. М.И. Кутузов в одном из писем губернатору писал : «Вы не можете представить с какою храбростью наши воины поражают их» ( французов) Из 102 конно-казачьих полков действующей русской армии 32 были сформированы у нас в крае. В 1814 году оренбуржцы в составе русских и союзных армий брали Париж. Уральцы поили своих неказистых на вид коней в Сене и в парижских фонтанах.
Почему войну 1812 года называют Отечественной?
7. Наша область в годы Великой Отечественной войны
Оренбуржье не было затронуто двумя отечественными и многими другими войнами, которые вела страна. Но за его короткую историю столько крови было пролито в оренбургских степях в двух внутренних войнах: в пугачевщину и гражданскую войну!
Есть ли в твоем городе (селении) улицы, названные в честь героев гражданской войны? Расскажи об этих людях.
Расспроси своих старших близких о событиях их жизни, связанных с периодом Октябрьской революции, гражданской войны.
8. Наши земляки-участники Вов
За 1941 – 1942 годы только в нашу область было эвакуировано свыше 60 предприятий. Первые составы из Ленинграда с оборудованием, рабочими и служащими авиационного завода стали поступать к нам с августа 1941 года. Этот завод вскоре приступил к производству современных танков. Из Балаклая Харьковской области прибыл и был размещен на станции Донгузской завод Арсенал-1, выпускавший минометы и ремонтировавший артиллерийские орудия. Из Витебска эвакуирован станкостроительный завод, из Таганрога – чугунолитейный (сейчас завод «Металлист»). Из Москвы - инструментальный цех завода «Фрезер» (сейчас – инструментальный завод). Из Тульской области – завод синтетического каучука (теперь - завод резино - технический изделий). В Медногорск эвакуирован Тульский оружейный завод (ныне – завод «Уралэлектромотор»), в Орск – Тульский механический завод (сейчас во всей стране знают его продукцию – холодильник «Орск»). С подмосковной станции Люберцы прибыл завод масел № 8. От его размещения и пуска зависели действия боевой техники на фронте. Предприятие разместилось на территории Бердского кирпичного завода.
На территории Гостиного двора стал действовать шелкоткацкий комбинат, из его ткани шили парашюты.
Что ты знаешь о героях Вов нашего села? Были ли участниками войны твои родные?
- Cовременное Оренбуржье
- Cовременное Оренбуржье.
Оренбургская область, развитие современного сельского хозяйств, промышленности.
2. Оренбург.
Города Оренбуржья, в которых живет более половины населения области, имеют богатую и самобытную историю. Одни из них, такие, как Оренбург, Орск, Бузулук, Бугуруслан возникли еще в XVIII веке, Соль-Илецк стал городом в середине XIX века, Абдулино – в 1923 году; другие – Кувандык и Сорочинск – возведены в ранг городов после Великой Отечественной войны; третьи – Новотроицк, Медногорск, Гай – своим рождением обязаны открытиям геологов, обнаруживших в Оренбургских степях и предгорьях Урала богатые залежи меди, никелевой и железных руд.
Оренбург. В мире нет еще одного такого, с такой необычной судьбой, как Оренбург! Он трижды закладывался, четырежды становился губернским и областным, трижды – уездным, трижды переименовывался, трижды награждался высшими наградами Родины, успел побывать даже в ранге столичных городов – с 1920 по 1925 годы был столицей Казахстана! От некогда обширного Оренбургского края выделились Омская, Тургайская, Акмолинская, Челябинская и Уральская губернии. В 1850 году часть края отошла к Самарской губернии, а несколько ранее – в 1824 году – разделению подверглась Оренбургская таможенная линия на Оренбургскую и Сибирскую.
- Альтов В. Г. Города Оренбургской области. Челябинск, 1974.
- Географический атлас Оренбургской области. М., 1999.
- Десятков Г. М. Легенды старого Оренбурга. Калуга, 1994.
- Детская энциклопедия. Я познаю мир. М., 1995.
- Журнал «Лучшее в Оренбуржье». Оренбург, 2001.
- Колодина О. А. Социально-экономическая география Оренбургской области. Оренбург, 1995.
- Моисеев А. П., Николаева М. Е. Природа и мы. Челябинск, 1986.
- Попов С. А. Тайны Пятимаров. Челябинск, 1982.
- Семыкин Н. П. История родного края. Челябинск. 1986.
- Чибилев А. А. Природное наследие Оренбургской области. Оренбург, 1996.
- Чибилев А. А. Река Урал. Ленинград, 1987.
- Футорянский Л. И. Оренбург. Челябинск, 1993.
- Савельзон В. Оренбургская история в лицах. 5о портретов на фоне зпохи.-Оренбург, 2000.
- На рубежах Отечества. Под редакцией Павлычева И.Г.-Оренбург,1999.
- Райский П.Д. Путеводитель по городу Оренбургу.-Оренбург,2000.
- Красная книга Оренбургской области. – Оренбург, 1998г.
- Губернаторы Оренбургского края. – Оренбург, 1999г.
- Федорова А.В. Оренбург в годы Великой Отечественной войны. – Оренбург, 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа "Мой Край и Я"
В целях обучения детей младшего школьного возраста в г. Трехгорный Челябинской области создана программа «Мой край и Я». Это информативный курс, рассчитанный на приобретение воспитанниками азов знаний...
Дополнительная образовательная программа" Литература родного края"
Дополнительная образовательная программа «Литература родного края"рассчитана на учащихся 13-15 лет увлекающихся литературным творчеством и литературным краеведением. Срок реализации программы 2 года. ...
Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"
Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"...
Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной»
Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной» разработана для учащихся среднего подросткового возраста. Программа имеет интегративный характ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная образовательная программа "Тоонто нютаг - Родной край" для детей старшего дошкольного возраста
В 1992г. В республике Бурятии вышел закон о придании статуса государственного бурятскому языку. Язык - душа народа, часть национальной культуры, поэтому изучение бурятского языка мы рассматриваем в ра...