Урок применения знаний (Подготовка к ЕГЭ по истории)
методическая разработка по истории (11 класс) на тему
Авторские подходы к изучению исторических персоналий. Николай Второй в российской истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Николай Второй в истории. презентация | 1.02 МБ |
Николай Второй в истории. задания ЕГЭ | 288.54 КБ |
Николай Второй в истории. ответы к заданиям ЕГЭ | 295.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Матрица» ( группировка исторической информации вокруг исторической личности) Терминология
Большинство историков объясняют крушение империи, несоответствием личных качеств Николая II масштабу вставших перед ним проблем.
И. Солоневич, историк Верно и честно делал для России все , что Он умел , что Он мог . Никто иной не сумел и не смог сделать больше.
В. Лавров, историк Император Николай II является одним из наиболее оболганных, очерненных, неизвестных народу государственных деятелей России.
Я схожу с ума, когда думаю о перспективах России…
Работа с тренажером «Историческая личность» . Обзор исторической эпохи, связанной с личностью Императора Николая II по плану: Внутренняя политика России в эпоху правления Николая II . Внешняя политика России к. XIX - н. XX вв.(до 1917 г.) Культура России в к. XIX - н. XX в.в.(до 1917 г .) Современники Николая II . Территории.
Современники Николая II
Государственные и военные деятели С.Ю.Витте , В.К.Плеве, П.А.Столыпин, С.О.Макаров, А.А.Брусилов.
Общественные деятел и: Г.В.Плеханов, Г.А.Гапон, В.М.Пуришкевич, В.В.Шульгин, П.Н.Милюков, С.А.Муромцев, П.Б.Струве, А.И.Гучков , М.В.Родзянко, В.М.Чернов, Б.В.Савинков, Ю.О.Мартов, В.И.Ленин .
Деятели культуры : Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, И.А.Бунин, Д.С.Мережковский, А.А.Блок, А.А., О.Э.Мандельштам, М.И.Цветаева, В.В.Маяковский, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, В.М.Васнецов, В.А.Серов, М.А.Врубель, М.П.Мусорский, Н.А.Римский-Корсаков , С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин, Ф.И.Шаляпин, С.П.Дягилев
Деятели науки: Н.И.Пирогов, И.И.Мечников, И.П.Павлов, П.Н. Лебедев, И.М.Сеченов, К.А.Тимирязев, М.М.Ковалевский, Н.И.Кареев, Т.Н.Грановский, М.П.Погодин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, А.А.Шахматов
Промышленники и меценаты: П.М.Третьяков, П.П. и В.П. Рябушинские , С.И.Мамонтов, династия Морозовых, С.И.Щукин А.А.Бахрушин. Путешественники: И.Ф.Крузенштерн, Ф.Ф.Беллинсгаузен, Ю.Ф.Лисянский, М.П.Лазарев, Г.И. Невельской .
Изменения территории
1. В начале XX века современниками были 1) С. С. Уваров и А. Х. Бенкендорф 2) А. И. Желябов и С. Л. Перовская 3) А. И. Герцен и М. М. Сперанский 4) В. И. Ленин и П. Н. Милюков
2. Какое из перечисленных событий произошло раньше других? 1) начало Первой российской революции 2) вступление России в Первую мировую войну 3) издание манифеста о законодательной Государственной думе 4) начало Русско-японской войны
3. Из перечисленных исторических лиц скульптором был 1) М. М. Антокольский 2) И. Е. Репин 3) Ф. И. Шаляпин 4) М. П. Мусоргский
4. Кто из перечисленных чиновников в начале XX в. занимал пост председателя Совета министров? 1) Д. А. Толстой 2) И. Л. Горемыкин 3) М. Т. Лорис-Меликов 4) А. М. Горчаков
5. Кто из перечисленных государственных деятелей занимал пост министра финансов в конце XIX — начале XX вв. и провёл денежную реформу, в ходе которой основой денежной системы стал золотой рубль ? 1) М. М. Сперанский 2) С. Ю. Витте 3) П. Д. Киселёв 4) К. П. Победоносцев
6. Кто из названных государственных деятелей занимал посты министра финансов в 1892−1903 гг., председателя Совета министров в 1905−1906 гг., был руководителем российской делегации в Портсмуте на переговорах с Японией о мире в 1905 г. и одним из инициаторов подписания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 г.? 1) М. Т. Лорис-Меликов 2) И. А. Вышнеградский 3) С. Ю. Витте 4) А. И. Гучков
7. События 1907 г., связанные с роспуском II Государственной думы и изменением избирательного закона, считающиеся окончанием Первой российской революции, получили название 1) Ленский расстрел 2) Кровавое воскресенье 3) «Великий перелом» 4) третьеиюньский переворот
8. Кто из названных государственных деятелей занимал посты министра финансов в 1892−1903 гг., председателя Совета министров в 1905−1906 гг., был руководителем российской делегации в Портсмуте на переговорах с Японией о мире в 1905 г. и одним из инициат оров подписания Николаем II манифеста 17 октября 1905 г.? 1) М. Т. Лорис-Меликов 2) И. А. Вышнеградский 3) С. Ю. Витте 4) А. И. Гучков
9. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко были основателями 1) Большого театра 2) Мариинского театра 3) Московского Художественного театра 4) Александринский театр
9. Какие из данных терминов обозначают новые направления в российском искусстве в начале XX в.? 1) символизм, футуризм 2) барокко, классицизм 3) ампир, шатровый стиль 4) реализм, сентиментализм
10 . Кто из названных учёных начала XX в. был основоположником ракетостроения? 1) В. И. Вернадский 2) П. П. Павлов 3) К. Э. Циолковский 4) П. П. Мечников
C 5 (39). В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: Существование Государственной Думы в период 1906-1907 гг. никак не подрывало прерогатив самодержавной власти императора. Аргументы в подтверждение: Аргументы в опровержение: 1)... 2)... 1)... 2)...
12. (29). Рассмотрите схему и выполните задание . Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
«Николай II был неспособным монархом, и его царствование было крайне неудачным». Ответ запишите в следующем виде. C 5 (39). В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Аргументы в подтверждение Аргументы в опровержение 1)... 2)... 1)... 2)...
Оцените свою работу
Николай II о России Я схожу с ума, когда думаю о перспективах России, мы станем самым великим народом , самым великим государством, всё в мире будет делаться с нашего разрешения.
Предварительный просмотр:
Задания в формате ЕГЭ по курсу истории.
НИКОЛАЙ ВТОРОЙ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
Предварительный просмотр:
С целью реализации требований, заложенных в Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурный стандарт, к имеющимся заданиям добавлено еще одно задание на проверку знания фактов героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны (задание 15). Периодизация разделов работы приведена в соответствие с Историко-культурным стандартом (третий раздел начинается с 1914 г., а не с 1917 г., как было ранее). С целью оптимизации проверки знаний по истории России XX в. добавлено задание на умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа по периодам 1914–1941 гг. и 1945–1991 гг. (19). Из работы исключены два задания на знание основных фактов, процессов, явлений по периодам VIII–XVII вв. и XVIII – середина XIX в. (А2 и А7 по нумерации 2014 г.). Аналогичные задания 1 и 5 (А1 и А6 по нумерации 2014 г.) в работе сохранены. Уточнены формулировки заданий 39 и 40 и критерии оценивания задания 40.
Читать далее: http://4ege.ru/istoriya/5664-izmeneniya-v-strukture-kima-2015-po-istorii.html
Знаете ли Вы, какое задание ЕГЭ по истории может принести Вам на экзамене самый большой балл? Это сложное задание С6 — исторический портрет. 6 баллов за максимальный ответ — это 10% Вашего итогового балла! Обсудим методику выполнения этого задания и напишем собственный пример.
B 9 № 889. В начале XX века современниками были
1) С. С. Уваров и А. Х. Бенкендорф 2) А. И. Желябов и С. Л. Перовская 3) А. И. Герцен и М. М. Сперанский 4) В. И. Ленин и П. Н. Милюков | Карточка. Личность | B 9 № 3183. Кто из перечисленных государственных деятелей занимал пост министра финансов в конце XIX — начале XX вв. и провёл денежную реформу, в ходе которой основой денежной системы стал золотой рубль?
1) М. М. Сперанский 2) С. Ю. Витте 3) П. Д. Киселёв 4) К. П. Победоносцев |
B 9 № 187. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?
1) начало Первой российской революции 2) вступление России в Первую мировую войну 3) издание манифеста о законодательной Государственной думе 4) начало Русско-японской войны | B 9 № 1453. Кто из перечисленных чиновников в начале XX в. занимал пост председателя Совета министров?
1) Д. А. Толстой 2) И. Л. Горемыкин 3) М. Т. Лорис-Меликов 4) А. М. Горчаков | |
C 5 № 2698. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
Существование Государственной Думы в период 1906-1907 гг. никак не подрывало прерогатив самодержавной власти императора.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) …
Аргументы в опровержение: 1) … 2) …
Пояснение.
Аргументы в подтверждение
- реальную силу законы получали после утверждения их императором: - император, как и прежде, назначал и смещал министров: - министры были ответственны перед императором, а не перед Думой: - прерогативы Думы не распространялись на вопросы внешней политики: - 87-я статья «Основных государственных законов» позволяла императору издавать между сессиями Думы любые указы и манифесты, имевшие силу закона: - важные статьи бюджета (расходы Синода и основных министерств - императорского двора, военного, морского, внутренних и иностранных дел) были изъяты из ведения Думы:
в Основных государственных законах указывалось, что «императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть».
Аргументы в опровержение:
при выборе первой точки зрения может быть сказано, что Государственная Дума осуществляла ряд важных полномочий, характерных для законодательных органов, например:
- в Манифесте 17 октября 1905 г. и в «Основных государственных законах» декларировалось, что ни один закон не может вступить в силу без одобрения его Государственной Думой: - Введен государственный бюджет: - имела право делать запрос различным должностным лицам: - могла выступать с законодательной инициативой: - утверждала штаты и сметы различных ведомств: - утверждала отчет Государственного контроля: Могут быть приведены другие аргументы. | ||
B 9 № 3754. События 1907 г., связанные с роспуском II Государственной думы и изменением избирательного закона, считающиеся окончанием Первой российской революции, получили название
1) Ленский расстрел 2) Кровавое воскресенье 3) «Великий перелом» 4) третьеиюньский переворот | C 6 № 177. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет.
1) князь Святослав Игоревич; 2) Николай II; 3) Е. Т. Гайдар; 4) Жак Ширак. | |
B 9 № 3874. Кто из названных государственных деятелей занимал посты министра финансов в 1892−1903 гг., председателя Совета министров в 1905−1906 гг., был руководителем российской делегации в Портсмуте на переговорах с Японией о мире в 1905 г. и одним из инициаторов подписания Николаем II манифеста 17 октября 1905 г.?
1) М. Т. Лорис-Меликов 2) И. А. Вышнеградский 3) С. Ю. Витте 4) А. И. Гучков | B 12 № 3797. Какие из данных терминов обозначают новые направления в российском искусстве в начале XX в.?
1) символизм, футуризм 2) барокко, классицизм 3) ампир, шатровый стиль 4) реализм, сентиментализм | B 12 № 91. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко были основателями
1) Большого театра 2) Мариинского театра 3) Московского Художественного театра 4) Александринский театр Пояснение. В 1898 году К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко открыли Московский Общедоступный Художественный театр (ныне МХАТ). Большой, Мариинский и Александринский театр имели статус императорских театров.
Правильный ответ указан под номером: 3 |
B 12 № 931. Из перечисленных исторических лиц скульптором был
1) М. М. Антокольский 2) И. Е. Репин 3) Ф. И. Шаляпин 4) М. П. Мусоргский | 12 № 3477. Кто из названных учёных начала XX в. был основоположником ракетостроения?
1) В. И. Вернадский 2) П. П. Павлов 3) К. Э. Циолковский 4) П. П. Мечников | |
C 5 № 1113. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке, на события "кровавого воскресения":
Организаторы шествия к Зимнему дворцу сознательно стремились спровоцировать применение силы со стороны власти.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) …
Аргументы в опровержение: 1) … 2) … Пояснение. Аргументы в опровержение, например: при выборе первой точки зрения может быть сказано, что — организаторы шествия выбрали форму крестного хода с иконами, чтобы подчеркнуть мирный характер шествия; — организаторы шествия ставили целью продемонстрировать преданность царю и не выражали оппозиционных политических взглядов, поэтому надеялись на спокойное восприятие властью организованного ими шествия; — в отличие от лидеров революционного (радикального) рабочего движения, организаторы шествия 9-го января 1905 г. рассчитывали на поддержку полиции, предполагавшей за счёт верноподданных рабочих ослабить революционное рабочее движение; Аргументы в подтверждение: — священник Георгий Гапон, руководивший организацией шествия к Зимнему дворцу, был связан с социалистами-революционерами, заинтересованными в дестабилизации социально-политической ситуации в стране; — существуют свидетельства, что первые выстрелы на Дворцовой площади прозвучали из толпы, а не со стороны войск. Это может означать, что в толпе находились агенты революционеров, использовавшие в своих целях наивный монархизм (веру в царя) народных масс; — выстрелы по безоружной толпе с иконами могли стать действенным средством дискредитации царя, подрыва народного доверия к власти, что могло усилить политические позиции революционеров и радикалов. Могут быть приведены другие аргументы. | B 30 № 3854. Рассмотрите схему и выполните задание Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Пояснение. Цифрой 1 обозначен Порт-Артур. | |
C 1 № 1992. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из исторического источника. « Государь! Мы, рабочие и жители города С-Петербурга разных сословий, наши жёны, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабом, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать… Настал предел терпению. Для нас пришёл тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук. И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не начнём работать, пока они не исполнят наших требований… Государь, нас здесь многие тысячи, и всё это люди только по виду, только по наружности, - в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения… Россия слишком велика, нужды её слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы народ помогал себе и управлял собой... Пусть каждый будет и свободен в праве избрания, - и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов... Но одна мера всё же не может залечить наших ран. Необходимы ещё и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе, государь, о них от лица всего трудящегося класса России. Необходимы: I. Меры против невежества и бесправия русского народа. 1) Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки. 2) Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии... 4) Ответственность министров перед народом и гарантии законности правления 5) Равенство перед законом всех без исключения. 6) Отделение церкви от государства. II. Меры против нищеты народной. 1) Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным подоходным на-логом 2) Отмена выкупных платежей, дешёвый кредит и постепенная передача земли на-роду… 4) Прекращение войны по воле народа. III. Меры против гнёта капитала над трудом… 3) Свобода потребительно-производственных и профессиональных рабочих союзов – немедленно. 4) 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ…»
Как назывался этот документ и кому конкретно он был адресован? Когда этот документ был создан? С каким событием отечественной истории он был связан? Пояснение. - «Петиция рабочих и жителей Петербурга» для подачи Николаю II - в начале января 1905 г. - документ связан с «Кровавым воскресеньем» 9 января 1905 г. C 2 № 1993. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из исторического источника. « Государь! Мы, рабочие и жители города С-Петербурга разных сословий, наши жёны, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабом, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать… Настал предел терпению. Для нас пришёл тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук. И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не начнём работать, пока они не исполнят наших требований… Государь, нас здесь многие тысячи, и всё это люди только по виду, только по наружности, - в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения… Россия слишком велика, нужды её слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы народ помогал себе и управлял собой... Пусть каждый будет и свободен в праве избрания, - и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов... Но одна мера всё же не может залечить наших ран. Необходимы ещё и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе, государь, о них от лица всего трудящегося класса России. Необходимы: I. Меры против невежества и бесправия русского народа. 1) Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки. 2) Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии... 4) Ответственность министров перед народом и гарантии законности правления 5) Равенство перед законом всех без исключения. 6) Отделение церкви от государства. II. Меры против нищеты народной. 1) Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным подоходным на-логом 2) Отмена выкупных платежей, дешёвый кредит и постепенная передача земли на-роду… 4) Прекращение войны по воле народа. III. Меры против гнёта капитала над трудом… 3) Свобода потребительно-производственных и профессиональных рабочих союзов – немедленно. 4) 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ…»
Проанализировав документ, перечислите требования внутриполитического и внешнеполитического характера, выдвинутые в документе. Пояснение. Требования внутриполитического характера: - созыв Учредительного собрания; - политическая амнистия; - введение гражданских свобод; - ответственность органов исполнительной власти перед народом; - отделение Церкви от государства
Требование внешнеполитического характера: - прекращение русско-японской войны С3. Используя знания по истории, укажите, чем закончилось событие, с которым был связан данный документ? Какие оппозиционные самодержавной власти общественно-политические движения активизировали свою деятельность после этого события? Приведите примеры существовавших в России в это время революционных партий. Пояснение. - шествие рабочих и жителей Петербурга к царю закончилось расстрелом манифестантов; - свою деятельность активизировали представители либерального и революционно-демократического движения; - ПСР (партия социалистов-революционеров); - РСДРП (российская социал-демократическая рабочая партия) | ||
C 5 № 3503. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Николай II был неспособным монархом, и его царствование было крайне неудачным». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1)... 2)... Аргументы в опровержение: 1)... 2)... Пояснение. Могут быть приведены следующие: аргументы в подтверждение: 1) страна была ввергнута при нем в череду войн и революций, которые привели к краху царского режима 2) не умел правильно подбирать людей для управления страной, в годы Первой мировой войны министры правительства с калейдоскопической быстротой сменяли друг друга, многие из них были некомпетентными; 3) был довольно нерешительным и непоследовательным - не довел до конца преобразования Столыпина. 4) Неудачная политика привела к кровавому воскресению и, соответственно, к первой русской революции и ко второй, соответственно ;| 5) Бюрократия чиновников, которые не боялись царского наказания 6) Поражение в русско - японской войне. 7) Отказ от реформаторской деятельности в период, когда в стране развивалась промышленность, отказ от улучшения положения рабочих... Аргументы в опровержение: 1) первым из правителей предложил ограничить вооружения, был инициатором созыва Гаагской мирной конференции, выступал за мирное разрешение конфликтов между странами; 2) ввел в стране демократические права и свободы, дал население избирательное право, разрешил деятельность политических партий; 3) ввел в стране законодательный и представительный орган власти Государственную Думу 4) отменил выкупные платежи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока применения знаний и умений на практике по химии по теме «Кислоты»
Технологическая карта урока с применением ЭОР...
Решение систем линейных уравнений способом подстановки (урок применения знаний и умений)
Урок-игра «Фабрика звезд» . 7 классРешение систем линейныхуравнений способом подстановки (урок применения знаний и умений)...
Урок "Применение знаний математики в практической деятельности"
Во время урока учащиеся обучаются применению знаний по математике в практической жизни....
Урок применения знаний и умений по теме Квадрат и куб числа в 5 классе
Урок применения знаний и умений по теме Квадрат и куб числа в 5 классеПрезентация к уроку...
Начинающему фермеру - практические знания. Урок применения знаний, навыков и умений по теме «Минеральные удобрения»
Изучить способы определения минеральных удобрений; закрепить навыки решения расчётных и экспериментальных задач....
конспект урока применения знаний и умений по теме "Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов" 5 класс
На уроках применения знаний и умений необходимо создавать условия для самостоятельного и творческого применения знания, навыков и умений, полученных на предыдущих ур...
Урок Английский язык 7 класс Тема “Праздники в англоговорящих странах” урок применения знаний и умений
Технологическая карта урока английского языка Учебный предмет: английский языкУчитель: Смирнова Алла Николаевна, ...