«Использование открытых дистанционных технологий в преподавании истории»
статья по истории на тему

Лебедева Татьяна Владимировна

В последнее время всё чаще и чаще мы обращаемся к технологии открытого дистанционного образования (ОДО), потому, что это качественно новый, прогрессивный вид обучения, возникший в последней трети ХХ века, благодаря новым технологическим возможностям, появившимся в результате информационной революции и на основе идеи Открытого образования. в материале обобщается опыт использования ОДО на уроках истории, обществознания, внеклассной работе в сельской школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лебедева Татьяна Владимировна

учитель муниципальной Ново – Горкинской СОШ, Лежневский район, Ивановская область

«Использование открытых дистанционных технологий в преподавании истории»

Современное информационное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие.  Современные  требования  ставят новые задачи и перед учителем истории: обучение школьников не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников, понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязях, для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности        

В этом учителю оказывают помощь  Интернет-технологии,  различные виды услуг, представляемые пользователю глобальной сети: электронную почту и листы рассылки, сервис WWW, чат-беседу, веб-форумы, гостевые книги, ICQ, телеконференции, и другие виды услуг.

В последнее время всё чаще и чаще мы обращаемся к технологии открытого дистанционного образования (ОДО), потому, что это качественно новый, прогрессивный вид обучения, возникший в последней трети ХХ века, благодаря новым технологическим возможностям, появившимся в результате информационной революции и на основе идеи Открытого образования. В основу этого вида обучения положена самостоятельная интерактивная работа учащегося со специально разработанными учебными материалами. Компоненты и методические приемы ОДО ориентированы на то, чтобы сделать обучение максимально удобным и эффективным. Данная технология неотделима от заложенной в ее основу системы стандартов качества обучения. Какие технологии дистанционного обучения можно и нужно применять в современном школьном историческом образовании? Анализ материалов сети Интернет показывает, что дистанционным обучением для школьников сегодня занимается целый ряд государственных и коммерческих центров.

Каждый из нас - активных пользователей сети, школьных учителей и администраторов, ученых, работающих на школу, - применяет ту или иную технологию.   В представленной  работе  я постараюсь отразить  дистанционные технологии, применяемые мною в преподавании истории. 

 Использование открытых  дистанционных технологий в преподавании истории в школе.

Прежде чем говорить непосредственно о применении  в своей практике технологий дистанционного обучения, хотелось бы затронуть немаловажную на сегодня проблему подготовки учителя истории (да и любого другого предмета),  к использованию Интернет-технологий в образовательной деятельности.
       Следует обратить внимание на определение дистанционного обучения, данное Хуторским А.В. в автореферате диссертации: «Дистанционное обучение,  не электронный вариант очного или заочного обучения, адаптирующий традиционные формы занятий и бумажные средства обучения в телекоммуникационные. Дистанционное обучение призвано решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образования и затрудненные для достижения в обычном обучении» С применением дистанционных технологий связано, прежде всего,  использование ИКТ и ИТ  в  работе учителя.  

Цели применения

ИКТ и ИТ

РЕАЛИЗАЦИЯ

1.Обеспечение возможностей представления обучающих материалов в различных форматах, таких как текст, графика, аудио и видео.

  1. Используя ресурсы Интернет, учащиеся
  2. 2. Составляют портреты-презентации
  3. в программе Power Point исторических

деятелей,

  1.      виртуальные  альбомы репродукций, [1]составляют  карты исторических сражений.
  2.      2. Лекции с использованием гипертекста.
  3.      3. Уроки – презентации в программе
  4.                        Power Point
  5.  

2.Обучение с использованием материалов, записанных на компакт-дисках, доступа к базам данных и другим источникам информации в сети Интернет.

Использование ИКТ даем мне возможность

по- новому организовать свой труд и

труд учащихся. Особую актуальность приобретают созданные мною  каталоги

ссылок на электронные ресурсы

-разнообразные электронные энциклопедии

-атласы («Атлас мира»);

-электронные учебники

3. Обеспечение способов общения между обучающимися, преподавателями и пр. (электронная почта, телеконференции, чаты).

У каждого учащегося 9-11 классов заведен рабочий электронный адрес. Ученикам предлагается лекционный материал, в котором ставится та или иная проблема. Каждый ученик решает ее, а результаты рассылает всем одноклассникам. Эти решения сопоставляются и обсуждаются с помощью электронной почты; ученики обмениваются вопросами, мнениями, рецензиями. Педагог обеспечивает ученикам возможность контакта со специалистами в изучаемой области по ICQ. Результатом является формулирование возникших вопросов и коллективный отбор главных проблем по теме, которые помещаются на школьный веб- форум для обсуждения со сверстниками из других регионов.

Практика показывает продуктивность использования  элементов технологии дистанционного обучения следующих видов занятий по истории.

1. Вводное занятие к теме. Проводится с целью обзора исторической темы в целом.  Оформляется  в виде набора веб-страниц на образовательном сервере.

2. Индивидуальное занятие-консультация. Проводится в различных формах с учетом особенностей каждого ученика.                                                                        

 3. Дистанционная конференция по электронной почте. Требует разработки структуры и регламента обсуждения одной проблемы в рамках дистанционной переписки.                                                                                                                                   4.Чат-занятие проводится в реальном времени и требует четкого расписании и формулировки вопросов-проблем, а также возможности записи текста занятия для анализа и использования в дальнейшем.

5. Веб-занятие имеет множество вариантов: дистанционные уроки на основе веб-квестов (специально подготовленных страниц со ссылками по изучаемой теме[2]), а также конференций в виде форума, семинаров, деловых игр и др. Эффективной формой обучения и контроля является дистанционная олимпиада с творческими открытыми заданиями. Такое занятие проводится с помощью электронной почты или с использованием Веб-форум.

Таким образом, дистанционные технологии  в обучении истории в школе можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line или off-line. Использование Интернет на уроках дает возможность учителю развивать
     - навыки работы с информацией,
     - умений находить нужный материал после соответствующего анализа, сопоставления,
     - критическое мышление,
     - навыки самообразования,
     т.е. способствует становлению человека информационного общества

 Результативность. Возможности применения данного опыта

В системе школьного образования существуют разнообразные формы

организации    учебной и творческой деятельности учащихся. Одной из таких форм    является олимпиада.

Пять лет назад 10 учащихся  впервые открыли для себя ЦДО «Эйдос», приняв участие в дистанционной эвристической олимпиаде по истории. Через полгода, участников было  уже 17 (это учитывая то, число учеников в школе уменьшилось). В 2014 -2015 у.г.– 56 учеников. Каковы мотивы участия в дистанционных эвристических олимпиадах школьников?

Вот как расположились ответы школьников

  • Интерес к предмету, по которому проводиться олимпиада (история, обществознание, краеведение)
  • Престижно участвовать в олимпиаде  всероссийского уровня,
  • Стремление занять призовое место
  • Возможность высказать свои творческие идеи
  • Интерес к дистанционным формам проведения занятий.

Для меня же, было очень важным выполнение детьми рефлексивного задания, что является необходимым атрибутом любого урока, занятия, в том числе дистанционного. Осознанно относиться к своей деятельности, к своим эмоциям нужно учить специально, написание рефлексии, возможно, один из главных шагов на пути к достижению  цели.

Дистанционные ученические конференции – инновационный педагогический феномен в современном образовании. Они являются массовыми, географически доступными, не требуют отбора участников. В октябре 2014 года на Всероссийской ученической конференции одна из учениц 11 класса (Сластникова Валентина, диплом 1 степени), представляла краеведческое исследование «Где родился – там пригодился? (социально – профессиональные ориентации старшего поколения и молодежи с. Новые Горки). Являясь научным руководителем и локальным координатором впервые в такой форме дистанционного обучения, проанализировав результаты, я убедилась, что признание работы на таком высоком уровне, способствует усилению активной роли учащегося в собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе доминантных направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях.

Ещё одна форма дистанционного образования, которая заслуживает внимания в преподавании истории в школе – это дистанционные курсы для учащихся и педагогов. Освоив четыре дистанционных курса, заинтересовала ими детей. Курс «Как подготовиться к публичному выступлению», пройденный в декабре 2014 года ребятами 9-11 классов, не только дал возможность ребятам раскрыть себя, составляя выступление на тему «Знание  - сила!», но и открыть для себя такие формы дистанционного обучения как веб – форум и чат- занятие.

Применение дистанционных технологий в изучении истории в школе требует от преподавателя не только знания ИКТ и ИТ, но постоянного совершенствования этих навыков. Это и стало главной причиной моего участия в  Всероссийском конкурсе «Дистанционный учитель года 2008». Это был не просто конкурс, двухмесячный марафон, это был курс, который подарил мне возможность почувствовать разные технологии ДО, показал все «+» и «- «, помог понять особенности дистанционного эвристического обучения, обсудить принципы человекосообразного образования на форумах научной школы и ЦДО «Эйдос», а также на форумах для проведения курсов и защиты учениками творческих работ. Я освоила для себя новые профессии: локальный координатор и дистанционный педагог. Научилась работать в чат-школе, создавать свой веб- ресурс.

После победы в номинации «Дистанционный учитель года истории», я была приглашена на работу в качестве сотрудника кафедры обществознания ЦДО «Эйдос», где продолжаю совершенствоваться в дистанционных технологиях, а значит буду продолжать внедрять свой опыт в работу с детьми.

Я работаю в самой обычной сельской школе, правда, она оснащена локальной сетью c выходом в Интернет, двумя компьютерными классами. Поэтому информационные технологии имеют большое значение в учебном процессе (на уроках, в методической работе), во внеклассной работе для поддержки общественной жизни школы.                                                                        И в этой обычной школе, так же, как и везде встает вопрос «как учить, чему учить».                                                                                                            Применение дистанционных технологий в школе  призвано решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образования и затрудненные для достижения в обычном обучении:

- усиление активной роли учащегося в собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе доминантных направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях;

- резкое увеличение объема доступных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, доступ к мировым культурным и научным сокровищам для детей из любого населенного пункта, имеющего телесвязь;

- получение возможности общения учащегося с педагогами-профессионалами, со сверстниками-единомышленниками, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной расположенности;

- увеличение эвристической составляющей учебного процесса за счет применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ;

- более комфортные, по сравнению с традиционными, условия для творческого самовыражения ученика, возможность демонстрации учениками продуктов своей творческой деятельности для всех желающих, широкие экспертные возможности оценки творческих достижений детей;

- возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах при помощи участия в дистанционных проектах, конкурсах, олимпиадах.

         Дистанционное образование поначалу может привлекать некоторой новизной. Но дальше требуются такие нешуточные качества как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека. Значит, для среднего школьного возраста дистанционное образование нужно осуществлять в особой среде, например, игровой. Такую среду создают олимпиады и конкурсы с одной стороны, и серьезные игры – с другой. Родители или другие значимые для ребенка взрослые обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность деятельностью подростка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам.

Как видим, форма обучения – очная или дистанционная, сама по себе не влияет на конечный результат. Дети сами не бегут в школу, не хватают учебники и задачники вместо игр и телевизора, если им учиться неинтересно.

Проведение  дистанционных мероприятий для школьников и учителей приводит к мысли, что можно  организовать дополнительное обучение школьников и повышение квалификации педагогов.


[1] Итоговой работой  элективного курса по истории «Шедевры русской культуры» создание каждым учащимся мультимедийной презентации по одной из тем. Например : «Русская архитектура XIX века»

[2] Размещаются на веб – сайте образовательного учреждения.( novogouki.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в преподавании истории. Использование опорных конспектов.

Использование инновационных технологий способствует выведению изучения истории  на личностно-смысловой уровень. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую ак...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ.

В данной работе рассматривается вопрос использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя истории. Описаны возможности использования  программных прод...

«Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

Педагог в рамках концепции ИКС должен способствовать развитию критического мышления учеников, развитию у учеников исследовательских приёмов, и приемов исторического анализа, способам поиска и отбора и...

Система методической работы и использование современных педагогических технологий в преподавании истории, обществознания и внеклассной работе как средства повышения качества образования.

Повышение качества общего образования через реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проекта модернизации региональной системы образования – основная задача работы всей с...

«Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

Рассматривается универсальные педагогические технологии : Блочно-модульная, проектного обучения, кейс-технология, технология интеллект-карт....

2020г.-«Использование открытых дистанционных технологий в преподавании истории»

Выступление на РМО учителей истории и обществознания....

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка в условиях дистанционного обучения

          В статье рассмотрены основные информационно- коммуникативные технологии, которые применяются в педагогической деятельности на уроках иностранного языка во вре...