Сценарий «История в лицах. Мир. Человек. Слово. »
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Предмет литература как интегрированный курс тесно связан с такими предметами, как история, этика, эстетика, музыка, изобразительное искусство.

Цели интегрированного творческого проекта «История в лицах. Мир. Человек. Слово. »:

  • пробудить интерес учащихся к миру художественной культуры;

  • выявить условия для создания образных представлений о жизни человечества в разные эпохи, в разных регионах мира, типа культур;

  • обогатить духовный мир школьников, их нравственно-эстетическую воспитанность, гражданственность, патриотизм в особо ответственный период – период перехода самостоятельности;

  • умение чувствовать, слышать, понимать красоту звучащего слова через актёрское мастерство;

  • найти оптимальные способы выработки навыков общения с художественными произведениями разных видов и жанров, таких, как «Слово о полку Игореве», А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и «Капитанская дочка», А.К. Толстого «Князь Михайло Репин», А.Н. Толстого «Петр I», Л.Н. Толстого «Война и мир», Марка Твена «Жанна Д Арк».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий «История в лицах. Мир. Человек. Слово. »

Авторы:  Алисова О.И. - учитель русского языка и литературы высшей категории, Бречко Н.Н. - учитель истории, ученик 6 класса Минеев Игорь.

Слово учителя.

Предмет литература как интегрированный курс тесно связан с такими предметами, как история, этика, эстетика, музыка, изобразительное искусство.

Цели интегрированного творческого проекта «История в лицах. Мир. Человек. Слово. »:

  • пробудить интерес  учащихся к миру художественной культуры;
  • выявить условия для создания образных представлений о жизни человечества в разные эпохи, в разных регионах мира, типа культур;
  • обогатить духовный мир школьников, их нравственно-эстетическую воспитанность, гражданственность, патриотизм в особо ответственный период – период перехода самостоятельности;
  • умение чувствовать, слышать, понимать красоту звучащего слова через актёрское мастерство;
  • найти оптимальные способы выработки навыков общения с художественными произведениями разных видов и жанров, таких, как «Слово о полку Игореве», А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и «Капитанская дочка», А.К. Толстого «Князь Михайло Репин», А.Н. Толстого «Петр I», Л.Н. Толстого «Война и мир», Марка Твена «Жанна Д Арк».

История в лицах. Мир. Человек. Слово.

Ведущий 1:

Историй разных много есть

За жизнь Руси Великой,

Которые смогли прочесть

Из книг мы знаменитых.

Ведущий 2:

Вот князь Олег –

Лихой правитель

Он много захватил земель.

Он сделал Русь нам знаменитой,

Побольше бы таких князей!

Звучит музыка.

Инсценировка отрывка из произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Князь тихо на череп коня наступил

И молвил:

«Спи друг одинокий

Твой старый хозяин тебя пережил,

На тризне уже недалёкой.

Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой прах напоишь

Так вот где таилась погибель моя

Мне смертью кость угрожала.»

Ведущий 1:

Пришёл черед Ярославны

Прославить нашу Русь.

Её французы полюбили –

И этим я горжусь!

Она красивая, как ангел,

И, добрый след оставив там,

Она в Париж внесла Евангель,

Любовь к науке, языкам.

Звучит музыка. Инсценировка отрывка из произведения «Слово о полку Игореве».

На Дунае, Ярославнин голос слышится,

Кукушка безвестною рано кукует;

«Полечу – говорит – кукушкою по Дунаю

Омочу шёлковый рукав в Каяле реке,

Утру князю кровавые его раны, на могучем его теле.»

Ярославна рано плачет,

В Путивле, на забрале приговаривая;

«О ветер-  ветерило,

Зачем, господин вееши ты навстречу?

Зачем мчишь хиновские стрелочки

На воинов моего милого?

Разве мало тебе бело под облаками веять,

Лелея корабли на синем море?

Зачем, господин моё веселье,

По ковылю ты развеял?»

Ярославна рано плачет,

В Путивле- городе на забрале приговаривая:

«О Днепр Совутич,

Ты пробил каменные горы,

Сквозь землю половетскую,

Ты лелеял на себе Светославовы насады,

До стана Кобякова.

Прилелей же моего милого ко мне,

Чтоб не слала я ему слёз,

На море рано.»

Ярославна рано плачет,

В Путивле на забрале приговаривая:

«Светлое и пресветлое солнце,

Всем ты тепло и красно,

Зачем господине прострело свои горячие лучи,

На воинов лады?

В степи безводной, жаждою согнуло им луки,

Тоскою заткнуло колчаны.»

Ведущий 2:

И после многих поражений,

Желая мир перевернуть,

Во Францию пришло спасенье –

Спасеньем Жанною зовут

И полководцем от рожденья, армию собрав свою,

Она с англичанами вступила в непримиримую войну…

Звучит музыка. Инсценировка отрывка из произведения Марка Твена «Жанна Д Арк».

Господи, как я могу выдать кого-то за предательство, если предала сама? Они-то предали меня, всего лишь Деву Жанну, а я… Я отреклась от того, что мне предназначено! Иссусе, буду ли я когда-нибудь прощена за то, что испугалась, усомнилась, попыталась убежать от своей судьбы? Господи, прости меня, хотя нет мне прощенья… Я боюсь…боюсь огня, боли, погибели… Боюсь снова остаться одна и никому ненужная… Господи, что я такое говорю? Я не одна, я чувствую твою поддержку! И пусть кругом враги, жаждующие моей смерти, моих мучений. Я буду плакать, кричать от боли, но молить о прощении и отречься они меня не заставят! Господи, прими мою душу! Прими мою измученную душу, когда она покинет столь же измученное  тело. Не оставь меня в последний час. Мой дух готов выдержать всё, но моё тело боится боли! Помоги мне вынести эту боль.

Ведущий 1:

Монархия пошла с Ивана,

Построил власти Институт.

Умом блистал, но был тираном:

Не зря ведь Грозным прозовут.

И дел немало добрых сделал,

Народ запомнил его делом:

Ведь храм в Москве сейчас стоит!

Звучит музыка. Инсценировка отрывка из произведения А. К. Толстого «Князь Михайло Репин».

С вечерни льются вины на царские ковры,

Поют ему с полночи лихие гусляры,

Поют потехи брани, дела былых времён,

И взятие Казани, и Астрахани плен.

Но голос прежней славы царя не веселит,

Подать себе личину он кравчему велит:

«Да здравствуют тиуны, опричники мои!

Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!

Себе личину, други, пусть каждый изберёт,

Я первый открываю весёлый хоровод,

За мной, мои тиуны, опричники мои!

Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!»

И все подняли кубки. Не поднял лишь один;

Один не поднял кубка, Михайло князь Репин.

«О царь! Забыл ты Бога, свой сан ты, царь забыл!

Опричниной на горе престол свой окружил!

Рассыпь державным словом детей бесовских рать!

Тебе ли, властелину, здесь в машкаре плясать!»

Но царь, нахмуря брови: «В уме ты, знать, ослаб

Или хмелён не в меру? Молчи, строптивый раб!

Не возражай ни слова и машкару надень-

Или клянусь, что прожил ты свой последний день!»

Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь:

«Опричнина да сгинет! – он режь, перекрестясь. –

Да здравствует во веки наш православный царь!

Да правит человеки, как правил ими встарь!

Да презрит, как измену, бесстыдной лести глас!

Личины ж не надену я в мой последний час!»

Он молвил и ногами личину растоптал;

Из рук его на землю звенящий кубок пал…

«Умри же дерзновенный!» - царь вскрикнул, разъяряясь,

И пал, железом пронзенный, Репнин, правдивый князь.

И вновь подняты кубки, ковши опять звучат,

За длинными столами опричники шумят,

И смех их раздается, и пир опять кипит,

Но звон ковшей и кубков царя не веселит:

«Убил, убил напрасно я верного слугу,

Вкушать веселье ныне я боле не могу!»

Напрасно льются вины на царские ковры,

Поют царю напрасно лихие гусляры,

Поют потехи брани, дела былых времён,

И взятие Казани, и Астрахани в плен.

Ведущий 2:

Великий Пётр на трон взошёл.

Ученье, корабли, строенья –

Ведь всё это Петра творенье!

Большое за страну раденье!

Россия видит в нём спасенье:

С подачи добрых дел Петра

Россия наша ожила.

Звучит музыка.  Инсценировка отрывка из произведения А. Н. Толстого «Пётр I».

Пётр ходил задумчиво по комнате. Был он в голландской рубашке с расстёгнутыми пуговицами и в штанах, замотанных по колено. Но его раздумья прервал стук.

- «Кто там?» - спросил Пётр.

- «Холоп Ваш, милостивый государь» - ответил человек из-за двери.

- «Войди холоп»

Зашёл холоп с каким-то письмом.

«Чего надобно?» - спросил Пётр.

«Вам приказ прислан из Москвы от чиновников, на подписание» - ответил холоп.

«Чиновники! Только и знают как чаи попивать, да крыжовник кушать! Пиши холоп, что я в сумнении…»

«Чего еще?» - повторно спросил Император.

«Вам донесение из Петербурга. Прибыли ваши цветы. Ваш садовник… того… умер…» - сказал слуга.

«Как помре?!»

«В речке утонул…»

«Эх… Хороший мужик был… Опеши князю, что цветы прибыли в здравии да и пусть новых пришлет. Больно понравились они мне. Скажи, чтобы садовника мне нового прислал да с семьей хорошею… чего еще?»

«Ваш генерал пишет, что солдаты боятся дать бой Карлу.» - ответил холоп.

«Трусы! Пиши приказ, о мобилизации военных войск. Пора дать бой этому чёртову Карлу.

Вперед за Россию! Вперед! Вперед! Вперед!»

Ведущий 1:

Казак Емеля Пугачев поднял народы на восстание,

Пролил немало крови он

И кончил жизнь в больших страданьях!

Звучит музыка. Инсценировка отрывка из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие. «Да! – сказал он с весёлым видом. – Я воюю хоть куда. Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой? Сорок генералов убито, четыре армии взято в полон. Как ты думаешь: прусский король мог ли бы со мной потягаться?»

Хвастливость разбойника показалась мне забавна.

- Сам как думаешь? – сказал я ему, - управился ли бы ты с Федериком?

- С Федором Федоровичем? А как же нет? С вашими генералами ведь я же управляюсь; а они его бивали. Доселе оружие моё было счастливо. Дай срок, то ли ещё будет, как пойду на Москву.

- А ты полагаешь идти на Москву?

Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса:

- Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою.

- То-то! – сказал я Пугачеву. – Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни?

Пугачев горько усмехнулся. «Нет, - отвечал он, - поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать, как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою.»

- А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили!

- Слушай, — сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. — Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсе только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! — Какова калмыцкая сказка?

- Затейлива, — отвечал я ему. — Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.

Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал.

Ведущий 2:

Наполеон же Бонапарт

Желал Москвы, да не случилось,

Хотел побед- не получилось!

Российский люд и стар, и млад

Восстал на Родины защиту,

И наш народ не победим в беде и горе он един!

Звучит музыка.  Инсценировка отрывка из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир», А.С. Пушкин «Евгений Онегин»  роман в стихах.

Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы! как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

Все артисты  выходя на сцену взявшись за руки.

Ведущий 1:

Литературу с историей надо любить, каждым моментом её дорожить!

Ведущий 2:

Помнить и чтить каждый день, каждый час!

Все вместе:

Это всё очень важно для нас!

Поклон. Занавес закрывается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса образовательной области «история» «История в лицах» для учащихся 7 классов.

Программа включает следующие разделы: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику  учебного предмета, цели его изучения, основные содержательные линии. Планируемые результаты освоени...

Программа элективного курса по истории "История в лицах".

Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профили. Содержание учебного  материала программы соответствует ...

Сценарий лингвистического вечера, посвященного В. И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка» Собирал человек слова…

Школьный лингвистический вечер, посвященный В.  И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка», «Собирал человек слова…»...

Сценарий «История в лицах. Мир. Человек. Слово. »

Предмет литература как интегрированный курс тесно связан с такими предметами, как история, этика, эстетика, музыка, изобразительное искусство.Цели интегрированного творческого проекта «История в лицах...

Элективный курс по истории для 9 класса «История в лицах»

Элективный курс по истории для 9 класса...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященное 215-летию со дня рождения В.И. Даля "Собирал человек слова"

В сценарии отражена биография В. И. Даля, история создания Толкового словаря. В заключительной части - викторина на знание пословиц и поговорок, фразеологическиих оборотов...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Собирал человек слова"

Разработка содержит сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Собирал человек слова…». Данное мероприятие посвящено жизни и творчеству В. И. Даля и  направлено на ра...