Интеллектуальная игра: Первая мировая война
классный час по истории (11 класс) на тему
Интеллектуальная игра: Первая мировая война
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_igra_pervaya_mirovaya.rar | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра
«Первая мировая война. Великая и забытая»
Цель:
- восстановление и сохранение исторической памяти о Первой мировой войне.
Задачи: - расширение и углубление знаний учащихся по истории Первой мировой войны 1914 - 1918 годов;
- воспитать у учащихся чувство патриотизма и уважения к заслугам старшего поколения, самоотверженно защищавших интересы Российского государства и готовности служить Родине.
- приобщение учащихся к отечественной истории и культуре;
- активизация поисковой и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Категория участников мероприятия – игра проводится для учащихся старших классов.
Необходимая подготовка и оборудование.
Игра проводится в кабинете, оснащенном компьютером и медиапроектором с экраном или комплектом ТСО на базе интерактивной доски "Активный экран". Количество участников (команд) - две. Для обсуждения и ответов на вопросы каждого этапа участнику (команде) отводится 1-2 мин. Ответы устные или письменные. Ответы на вопросы готовятся коллективно.
Подготовка к игре занимает две недели. Для более углубленного изучения темы, подготовки двух вопросов для команды соперника ребятам предлагается обратиться к сайтам:
Герои Первой Мировой
Первая мировая война http://muzey-factov.ru/tag/first-world-war http://zanimatika.narod.ru/RF19.htm
Перед началом интеллектуальной игры в классе расставлены столы для команд, вокруг каждого стола - 7 стульев. На столе у команды номер или название. В команде должно быть 7 человек. Остальные участники игры - болельщики.
На доске эпиграф:
"Мы храним память о подвигах, когда лица уже стираются из наших воспоминаний. Память остаётся даже, когда у нас отнимают всё остальное..."
Содержание (сценарий) мероприятия
Ведущий: Почти целое столетие отделяет нас от Первой мировой войны, названной современниками «Великой», «Священной» и даже «Второй Отечественной»; поразившей всех масштабом как военных действий, так и жестокости. Эта война «открыла» XX век громом артиллерии и миллионами погибших, возвестив об окончании эпохи «старой Европы» и изменив мир до неузнаваемости. В этом году Россия впервые отмечает День памяти воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов. Наша игра посвящена этому событию.
Звучит марш славянки (видеоролик)
Ведущий: Наша игра состоит из 9 этапов
- «Почемучка» Согласен или не согласен, почему ( по 4 вопроса каждой команде) по 1 баллу
- План Шлиффена был принят к действию командованием Франции ( нет, командованием Германии)
- В Первой мировой войне принимали участие 23 страны (нет, 38 стран)
- Сражения на Марне происходили в 1914 и 1918 гг. (да)
- В 1915 г. позиционная война идёт на Западном фронте (да)
- В Антанту не входила Болгария (да, в Четверной союз)
- Генерал-фельдмаршал Гинденбург был верховным главнокомандующим Антанты (нет, Германии)
- В Первую мировую войну погибло 10 млн. человек (да)
- Перестройку экономики в воюющих странах характеризует жёсткое государственное регулирование экономики (да)
2. «Четвёртый лишний» Кто лишний и почему? По 2 балла
1. Николай Второй, Вильгельм Второй, Франц Фердинанд, Франц Иосиф (Франц Фердинанд; императоры, сыгравшие главную роль в развязывании войны)
2. П. Гинденбург, Э. Людендорф, Франц Иосиф, А. Шлифен (Франц Иосиф; германское командование, занимающееся разработкой планов ведения войны)
3. П. Ренненкампф, А.Самсонов, А.Брусилов, Н.Милюков (Н.Милюков; командующие армиями)
3.Исторический портрет ( определить имя героя) по 5 баллов
1.«Он был благородный человек, каких мало. Чисто русский, отечестволюбивый офицер... который роковым выстрелом взял на себя мужество отвечать за всех. Отечество и высшее руководство остались незапятнанными...» (Самсонов Александр Васильевич)
2.С началом первой мировой войны …..- начальник штаба Юго-Западного фронта. В 1914 стал генералом от инфантерии, в марте 1915 - главнокомандующим армиями Северо-Западного фронта. В августе 1915 …… назначен начальником штаба Верховного главнокомандующего и стал фактическим руководителем всей русской армии.
(Алексеев Михаил Васильевич)
3.В 1916 …..был назначен главнокомандующим Юго-Западным фронтом, что позволило ему действовать сравнительно независимо. "У нас есть все шансы на успех, в котором я лично убежден", - доказывал он Николаю II. …. Но этот блестящий маневр не получил стратегического развития. Ставка Николая II не смогла выполнить своего назначения.
(Брусилов Алексей Алексеевич)
4.Кому посвящены эти строки?
Омский татарин с русской душою,
Жизнь, посвятивший Отечеству всю,
Рано познавший безотцовщины долю,
Принял Присягу на верность Царю.
В Русско-Японской ты был не последним,
Маньчжурские сопки, Мукден – всё твоё.
Мосты, переправы, инженерное дело –
Бременем жизни на плечи легло.
Вот и Карпаты, и штурм Перемышля,
Бравый Брусилов и Луцкий прорыв,
Ранен…, живой и «Анна» на шее,
Царь-император тебя не забыл.
Новой России не за страх, а за совесть
Службу и жизнь посвятил ты сполна,
Честью, достоинством русских Героев
Вписано Имя твоё и Дела. ( автор стихов Д.Борисов ) (Д.Карбышев)
5.Один из первых русских авиаторов. Еще до войны он первый в мире совершил «мертвую петлю», однако отличался не только мужеством, но и выдающимися конструкторскими способностями (сам построил планер, разработал конструкцию самолета без вертикального оперения, занимался вопросам усовершенствования двигателей). Первую мировую войну встретил в чину штабс-капитана во главе авиационного отряда, погиб во время первого в мире воздушного тарана. (Нестеров Петр Николаевич)
6.Русский авиатор, один из первых морских летчиков. Несмотря на то, что в результате несчастного случая в 1915 году лишился ноги, остался в армии (причем к полетам был допущен по личному указу Николая II), став один из самых известных летчиков-асов, одержав 13 побед и получив орден Св. Георгия 4-й ст. Маресьев времён первой мировой войны
(Прокофьев-Северский Александр Николаевич)
5.Определить термин
А.Военно-политический союз, сложившийся в 1879г. союзом между Германией и Австро-Венгрией. В 1882г. к нему присоединилась Италия. Договор предусматривал совместные действия держав в случае нападения четвертой державы (Тройственный союз)
Б. Военно-политический союз, сложившийся в начале ХХ в. по инициативе Англии. Первоначально носил характер соглашений по колониальному вопросу между Англией и Францией(1904) и Англией и Россией(1907). В ходе войны к нему присоединились(Италия, Япония, США и другие страны).
(Антанта)
В. План ведения войны в Европе, разработанный начальником прусской армии в начале ХХ в. Основная цель плана – избежать войны на два фронта: с запада и востока. (План Шлиффена)
Г. Возмещение материального ущерба государством, совершившим нападение, государству, подвергшемуся нападению. (Репарации)
6. Определить сражение
А. Первое крупное успешное наступление англо -французских войск, начавшееся осенью 1916г. Означало переход стратегической инициативы странам Антанты. В этой битве впервые были использованы танки. (Сражение на Сомме)
Б. Одна из первых крупных битв первой мировой войны, развернувшаяся на западном фронте на территории Франции в конце августа – начале сентября 1914г. Сражение привело к провалу плана германского наступления и обусловило затяжной характер войны. (Битва на Марне)
В. Кровопролитная битва у крепости … во Франции, начавшаяся 21 февраля 1916г. Сражение длилось около полугода и получило своё название в связи с тяжелейшими потерями с обеих сторон(было убито и ранено около миллиона человек). (Верденская мясорубка)
Г. Успешное наступление русских войск под командованием генерала А.А.Брусилоа, начавшееся 5 июня 1916г. (Брусиловский прорыв)
Д. Самое большое в истории морское сражение. В нём принимали участия 44 дредноута, 14 линейных кораблей, 46 крейсеров, 144 миноносца. (Ютландский морской бой)
-Е. Так окрестили это неудачное наступление французы в апреле 1917 года. В бой были брошены более 100 дивизий, применялась артиллерия, танки, самолёты. Прорвать немецкий фронт не удалось. («Бойня Нивеля»)
7. “Историческая мозаика” (по 3 вопроса команде)
История таит в себе немало любопытных и интересных фактов. В какой бы области не происходили события – литературе, искусстве, точных науках, – все это достояние истории.
1.После того как 1 августа 1914 года Германия объявила войну России, началась «борьба с немецким засильем». А как она началась в Петербурге?
(Петербург был переименован в Петроград и был таковым 10 лет.)
2.И жена Николая II, и четыре её дочери участвовали в Первой мировой войне, приобретя эту воинскую специальность. Какую?
(Сестра милосердия.)
3. Какой регион в начале ХХ века называли «пороховым погребом Европы»? (Балканы)
4 Одна из газет так характеризовала державы-противницы своей страны в первой мировой войне: «представительница самого крайнего абсолютизма»; «мать революции и гильотины»; «самое старое на свете конституционное государство», связанное со страной автора статьи «узами крови». Газета какой страны и какие державы описывала таким образом? (Германии; Россия, Франция, Англия)
5. Кого называли «первая шашка Русской армии» ? (Келлер Федор Артурович – прославленный генерал-кавалерист)
6. Кто стал первым георгиевским кавалером ?
Козьма Фирсович Крючков - простой донской казак, служивший в 3-м Донском полку, смог за несколько дней превратиться в национального героя. Его имя гремело по всей России, о нем выходили статья и книги, ему посвящались стихи и песни. Он стал для современников живым Ильей Муромцем, живым примером казачьей удали и храбрости, наполнив сердца современников гордостью за тех чудо-богатырей, которых рождала Земля Русская, стал первым георгиевским кавалером за то, что в одном бою, по распространенной версии, собственноручно убил 11 немцев.
8. Оружие ( по 3 вопроса)
1. Россия была единственной страной, имевшей в начале войны бомбардировочную авиацию дальнего действия - воздушные корабли…. Как они назывлись? (Илья Муромец)
2. Помимо бомб в русской авиации использовались и так называемые «стрелы» конструкции В. Л. Слесарева. Что вы о них знаете? (свинцовые пули (в четыре раза больше обычных) с жестяным стабилизатором, которые сбрасывали на противника, вручную опрокидывая фанерный ящик. «Стрелы» были особо эффективны против кавалерии).
3. Винтовка калибра 7,62 мм была принята на вооружение русской армией, по своим качествам превосходила подобное оружие других армий. Назовите имя изобретателя (русский офицер С.И.Мосин)
4 Во время газовой атаки под Ипром было отравлено 15 тысяч человек, из которых 5 тысяч умерли. С этого времени он стал обязательной принадлежностью солдатской экипировки. О чём идёт речь? ( о противогазе)
5. В России была создана первая в мире подводная лодка, предназначенная для установки мин («Краб»). Лодка могла брать на борт 60 мин и экипаж из 50 человек. Назовите имя изобретателя (М.П.Налетов)
6. После применения отравляющих веществ появились средства от химического оружия – противогазы. Кто изобрёл в 1915 г. первые угольные противогазы. (Русский химик Н.Д.Зелинский
9.Это интересно.
Интересные факты о первой мировой войне (По два вопроса команде противника, вопросы готовятся заранее) по 3 балла
1.Где и когда воюющие стороны заключили перемирие, чтобы истребить атакующих обе армии волков?
В зиму 1916—1917 годов на восточном фронте Первой Мировой войны в районе Литвы и Белоруссии голодающие волки сильно увеличились в численности около городов и стоянок армий и начали атаковать небольшие группы солдат. Видя это, командование русской и немецкой армий договорилось о временном перемирии и направило силы на истребление волков. После того, как было убито несколько сотен зверей, и угроза с их стороны миновала, военные действия возобновились.
2.Почему первые танки в России называли лоханями?
При отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что российское правительство заказало у Англии партию цистерн для питьевой воды. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн (благо, гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии). Именно поэтому танки так называются (от английского tank — бак, цистерна). Интересно, что у нас сперва перевели это слово и называли новую боевую машину «лохань».
3.Зачем французский лётчик сбросил на немцев мяч вместо бомбы?
1 апреля 1915 года в разгар Первой Мировой войны над немецким лагерем появился французский самолёт и сбросил огромную бомбу. Солдаты кинулись врассыпную, но взрыва не дождались. Вместо бомбы приземлился большой мяч с надписью «С первым апреля!».
4.Какие животные предупреждали солдат о газовой атаке?
Во время Первой мировой войны кошек держали в окопах, чтобы они заранее предупреждали о газовой атаке. А в годы Второй мировой их брали на борт субмарин в качестве живых детекторов качества воздуха.
Варианты подведения итогов мероприятия и мотивации участников,
Пока подводятся итоги, ребята смотрят видеоролик к 100-летие Первой мировой войны
Результаты игры оцениваются в баллах. Баллы, набранные командами на всех этапах, суммируются. Общее первенство определяется по наибольшей сумме баллов.
Команды, занявшие призовые места, награждаются грамотами и призами школы.
Ссылки на используемую литературу
- Коваль,Т.В. Конспекты уроков для учителя истории: Всеобщая история: 20 век: 9 кл- М. : изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003, - 272 с. – (конспекты уроков)
- История России.: учебник / Н.В.Загладин [и др.] ; отв. ред. Н.В.Загладин. - 11-е изд. –М.: ООО «Русское слово – учебник»,2011.-400 с.: ил.
http://www.firstwar.info/warlords/index.shtml?1
http://www.rosimperija.info/post/1830
http://hero1914.com/dmitrij-borisov-d-m-karbyshevu/
http://muzey-factov.ru/tag/first-world-war
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...
Своя игра по теме "Первая мировая война"
Тема «Первая мировая война 1914 – 1918 гг.» Вид урока: повторительно-обобщающий. Форма урока: урок-игра. Место урока в учебном плане: Урок проводится в завершении изучения темы «Первая мировая война 1...
Урок-игра "Первая мировая война"
для 11-х классов...
Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")
Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию начала Первой мировой войны ...
Первая мировая война - игра-эстафета
Игра-эстафета рассчитана для учащихся 9 класса. Предусматривает соревнование между командами. Цель: повторение основных событий в ходе Первой мировой войны. Работа посвящена 100летию Первой мировой во...
Интеллектуальня игра, посвящённая 100-летию со дня начала Первой Мировой войны
нтеллектуальня игра, посвящённая 100-летию со дня начала Первой Мировой войны....
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА» К 100- летию начала первой мировой войны
Сценарий внеклассного МЕРОПРИЯТИЯ « Первая мировая война»К 100- летию начала первой мировой войны...