Исследовательская работа "Великая Отечественная война в истории моей семьи"
проект по истории (5 класс) на тему
Исследовательская работа посвящается участнику Великой Отечественной войны-Баранникову Николаю Васильевичу. Баранников Н.В. - прадедушка ученицы МБОУ гимназии №30 Баранниковой Арины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ИСТОРИИ МОЕЙ СЕМЬИ» - БАРАННИКОВА АРИНА ОЛЕГОВНА,
УЧЕНИЦА 5 А КЛАССА МБОУ ГИМНАЗИИ №30
Г. УЛЬЯНОВСКА.
Любовь к Родине сплетается в нашем представлении с картинами дорогих нам родных мест; любовь к Отечеству связывается с памятью о наших отцах и дедах.
Кн. С.Е.Трубецкой «Минувшее»
Всё дальше и дальше уходит от
нас Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. И всё меньше и меньше остаётся участников и очевидцев тех страшных событий. Но прошлое нельзя забывать. Ведь за то, что мы живём сейчас мирно и счастливо, отданы миллионы жизней в борьбе с фашистами.
Война… Я - девочка, не знающая войны, но только от одного произношения этого простого и незамысловатого слова замирает сердце. Для меня это самое страшное слово...
Война. . . В истории нашей страны было множество войн. Но, пожалуй, самой страшной, жестокой и беспощадной была Великая Отечественная война.
Война и дети. . . Трудно представить что - то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за семьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам - всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!»
Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.
Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.
Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения. Я считаю, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, совершили такой подвиг. Я просто удивляюсь, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт
Тема моей исследовательской работы актуальна и в наши дни, потому что многие ученики мало знают историю Великой Отечественной, историю своих семей, а в ходе исследования я узнала много нового о войне 1941 - 1945 года, о родном мне человеке. Наше поколение в неоплатном долгу перед теми, кто был на полях сражений; перед теми, кто трудился в тылу, чтоб заводы и фабрики ни на минуту не остановились, посылая на фронт всё, что нужно для Победы.
Как - то мы с дедушкой Баранниковым Александром Николаевичем, сидели и разговаривали о его маме Баранниковой Лидии Федоровне, которая во время войны трудилась и помогала фронту. После этого разговора я задумалась о том, что очень мало знаю о судьбе своей бабушки, о том, как она жила и трудилась во время войны и после. Я решила глубже об этом узнать.
Цель моей работы: узнать больше о Великой Отечественной войне, узнать историю судьбы моей семьи в годы войны, записать воспоминания, иначе они исчезнут, не оставив нужного следа в истории.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить материалы о Великой Отечественной войне и тружениках тыла.
2. Расспросить родителей Баранникова Олега и Елену с целью изучения фактов их жизни.
3. Изучить публикации о моей семье Баранниковых, документы из архива моей семьи.
Гипотеза работы: Как жил мой прадедушка в военные годы и после войны?
Объект исследования: Баранников Николай Васильевич. Мой дедушка жил как простой солдат, бывший на войне. После войны мой прадедушка посветил жизнь семье, жене и детям. Он жил в селе Большие Поселки Карсунского района в деревенском домике с семьёй, он занимался садоводством и содержал скотину(животных).
В ходе работы я использовал следующие методы:
- Опрос ближайших родственников о жизни моем Прадеде Баранникове Николае Васильевиче.
- Анализ документов из архива моей семьи, музейного материала (школы), статьи в газете.
- Обобщение полученных данных.
В газете « Коммунистическая новь » есть статья, в которой есть воспоминания о том, как ей тяжело было во время войны.
Большую помощь в работе мне оказали мои родственники, которые помогли мне представить и прочувствовать жизнь моего прадеда Баранникова Николая Васильевича.
Практическое значение работы велико: её можно использовать на уроках истории, литературы, окружающего мира, во внеклассной работе. Работа может помочь другим учащимся заняться изучением истории своей семьи.
Структура работы. Исходя из цели и задач, работа состоит из: введения, основной части и двух глав, заключения.
Названия глав: «Семья Баранниковых в годы ВОВ»,, «После войны»,
Основная часть
1. Семья Баранниковых в годы Великой Отечественной войны
Кто делает историю нашей страны, которую мы проходим в школе? Известные люди, политики и полководцы? Да, но не только они. Оказывается, это наши родители и родители наших родителей, то есть наши семьи!
Время, неумолимо отдаляющее от нас май сорок пятого, не властно заслонить свет Великой Победы. Он - в отблеске орденов и медалей тех, кто с оружием в руках защищал честь, свободу и независимость нашей Родины, и тех, кто ковал победу в тылу. Победа осталась навечно в сердцах убеленных сединами ветеранов и в нашей памяти - памяти их детей, внуков и правнуков.
Как и по всей стране, страшная весть о войне вошла в каждую семью, в каждую избу моего родного села Большие Поселки.
Не обошла она и семью Баранникова Устюма Кузьмича, из которой ушли на фронт 10 человек: 6 сыновей, 3 внучки и 1 внук. Воевали они на разных фронтах, но делали одно дело - освобождали родную землю от фашистских захватчиков. Но не каждый дожил до победы. Из десятерых Баранниковых четверо сложили головы там, где настигла их вражеская пуля: Петра - под Вязьмой, Ивана - под Ленинградом. Погибли Павел и Семен. Лишь шестеро вернулись домой. Среди них были Михаил, Василий, Анна и Николай - внук Устюма Кузьмича. О нем и будет мой рассказ.
Мой прадед Баранников Николай Васильевич родился 12 июня 1922 года в большой крестьянской семье в селе Большие Поселки Карсунского района. Отец, Василий Устюмович, был бойцом заготживсырья; мать, Матрена Васильевна, работала в колхозе. Николай был старшим ребенком, кроме него были еще трое: Анна, Раиса, Вениамин. Жили небогато, время было тяжелое, поэтому дети работать начали рано: помогали по хозяйству, работали в колхозе.
В Поселках Николай окончил семилетку, а затем поступил в Карсунскую среднюю школу. Но окончить ее не успел: после 9 класса ушел на фронт, Десятый класс растянулся на годы,
Война застала врасплох. Отец, Василий Устюмович, был призван на фронт, но, почти сразу же попал в плен. Длительное время находился в плену в г. Торно в Германии. Повоевать пришлось лишь в самом конце войны. Вернулся домой в 1946г.
Сестра Николая Васильевича, Анна, ушла на фронт в 1943г. Дошла до Берлина, была награждена медалью. После войны работала поваром в детском доме, а затем в школе-интернате нашего села.
Николай Васильевич призвался на фронт 2 июля 1941 года. Освобождал Новгородскую, Псковсую, ленинградскую области, северную часть Белоруссии и Советскую Прибалтику. Сражался он на Северо-западном и -2-ом Прибалтийском фронтах.
Из истории войны знаем, что командование немецко-фашистской группы армий "Север" придавало Рижскому направлению особое значение и держало здесь значительные силы. Противник приготовил здесь пять оборонительных рубежей. Преодолевать эту сильно укрепленную оборону врага войскам фронта предстояло в сложных условиях лесисто-болотистой местности.
Войскам 2-го Прибалтийского фронта предстояло овладеть городами Резекне, Даугавпилс, развивать наступление на Ригу, чтобы во взаимодействии с войсками 1-го Прибалтийского фронта отрезать врага от его коммуникаций, ведущих в Германию.
Николай Васильевич воевал в 27-й артиллерийской дивизии. У него была интересная специальность разведчик, и в то же время он работал на приборе, который давал точные координаты командованию дивизии для обстрела противника. Сохранилось фото и короткая статья из фронтового журнала "Боец! Николай Васильевич получил эту специальность в Саратовской школе АИР (Артиллерийская инструментальная разведка). По окончании получил звание младшего командира. Участвовал в освобождении многих литовских городов: Резекне, Риги, Лиепаи, Либавы и других. Трижды Николаю Васильевичу приходилось брать огонь на себя. Было очень опасно, могли погибнуть свои люди, но иначе было нельзя. Солдаты шли в наступление, воодушевленные призывом : "Даешь Ригу!". Об этом писала в Районной летописи "Они приближали Победу" наш сельский краевед Дронина Антонина Ивановна в своей статье "Он брал огонь на себя".
"...Шел бой на южном побережье озера Ильмень... Контратаки следовали одна за другой... От прямых попаданий гибли наши воины... На исходе были патроны, гранаты... Возникла опасность, что немцы вернут себе высоту. И тогда старший сержант Н.В.Баранников принимает единственно правильное решение: вызывает огонь наших батарей на себя..." Это сроки из статьи "Он боролся за взятие Берлина"Д. Жолудева, непосредственного командира Н.В.Баранникова в том сражении. Затем был рукопашный бой. Николай Васильевич спрятался за поворотом траншеи и внимательно вслушивался. Было слышно, как, запыхавшись, за углом траншеи бежал фашист, на ходу меняя обойму автомата. Тут и был поднят штык. Солдат убрал убитого фашиста от угла траншеи и, услышав, что за углом бежит еще один, крикнул по-немецки: "Вперед! Вперед!" Очередной немец такого подвоха не ожидал и был встречен штыком. Знание немецкого языка пригодилось не раз. Однажды во время сражения он прорвался в немецкий блиндаж и нос к носу столкнулся с немцами. Николай Васильевич крикнул по-немецки: "Хенде хох!". Полусонные немцы вскочили с нар. Один фашист схватился за оружие, нон тут же поплатился жизнью. Остальные были взяты в плен.
Артиллерия бьет...Как успел постареть я В эти годы войны, не понять никогда.
Мне казалось, идут не года, а столетья,
А прошли не столетья, а только года.
Ю.Разумовский
Войска 1-го Прибалтийского фронта вышли в тыл немецкой группировке севернее реки Даугава. Противнику не удалось осуществить свой замысел отвода войск с одного оборонительного рубежа на другой. 10 июля 1944г. началось
общее наступление войск фронт. После пятичасового ожесточенного сражения оборона противника была прорвана. Он нес большие потери, была почти уничтожена вся 329-ая немецкая пехотная дивизия.
Николай Васильевич несколько раз был ранен, контужен. Демобилизовался из рядов Советской Армии в 1946г. За боевые заслуги был награжден орденом Красной звезды, двумя боевыми медалями: "За отвагу", "За победу над Германией в 1941-1945гг".
Защищать Отечество
От врагов неистовых-
Это долг священный
Каждого из нас.
С детских лет гордимся мы
Величавой Родиной.
А кто готов за Родину
Жизнь свою отдать?
В.Коробков
После войны Николай Васильевич Баранников работал колхозным бригадиром, а с 1951г. и до пенсии - учителем, директором спецшколы в нашем селе. В 1952г. заочно окончил Сенгилеевское педучилище, получив специальность учителя начальных классов. Затем заочно окончил пединститут, преподавал русский язык. Из воспоминаний бывшего учителя местной школы, завуча, директора Дронинои А.И. следует, что Николай Васильевич был профессионалом своего дела, любил детей, воспитывал молодежь в духе патриотизма. Пережитое наложило отпечаток на всю жизнь педагога, что давало возможность лучше понимать детей, распознавать их характер, интересы. Сестра ветерана, Раиса Васильевна, вспоминает, что он был очень требовательным человеком, как к себе, так и к другим, дисциплинированным. И коллеги, и ученики любили и уважали Николая Васильевича, брали с него пример. Бывшие ученики часто приезжали навещать своего учителя.
Уже в мирное время Николай Васильевич не раз бывал на встречах ветеранов 27-ой артдивизии и в Риге, и в Резекне, и в Латвии. Рига заново отстроилась. В школе №2 г. Резекне открыт мемориальный центр - музей имени 27-ой артдивизии, в котором хранятся фотографии, личные вещи командира, солдат. Ветераны прошли по местам боевой славы.
Около города был лагерь для военнопленных, туда сгоняли людей умирать. Погибло 30 тысяч человек. В нижнем течении реки Даугава, на ней стоит Рига, есть небольшой остров, на котором в войну был концлагерь Саласпилс - лагерь смерти.
Тяжелы воспоминания о войне, но радостны встречи с бывшими однополчанами и сослуживцами. На память остались фотографии, книга, подаренная детьми школы № 2 города, впоследствии переданная Николаем Васильевичем в Комнату боевой славы местной школы.
В семье ветерана до сих пор свято хранят то немногое, что осталось на память от отца и деда. Главной реликвией считается фронтовой альбом, собранный Николаем Васильевичем, по которому можно проследить его военный путь. У сына, моего дедушки Баранникова Александра Николаевича, хранится личный дневник Николая Васильевича с его фронтовыми записками.
Военную традицию семьи Баранниковых продолжили сын и внуки Николая Васильевича. Все они, помня пример отца и деда, служили в армии, а внук Олег (мой папа) и внук Дмитрий (мой дядя) окончили военной училище с красными дипломами и стали офицерами.
Педагогические традиции семьи тоже интересны. Жена Николая Васильевича - Лидия Федоровна Баранникова (Мельничнов), тоже педагог. Работала пионервожатой в Поселковской семилетней школе. Затем, после окончания в 1945г. Сенгилеевского педагогического училища, работала учителем начальных классов. Позже - работа в школе-интернате преподавателем математики. Удостоена высокого звания "Отличник народного просвещения", имеет грамоты.
Сестра Николая Васильевича - Раиса Васильевна Селезнева (Баранникова), тоже имеет прямое отношение к школе. Во время войны работала в детском доме, а затем в школе-интернате нашего села сначала библиотекарем, затем воспитателем и учителем труда.
Когда я готовила этот материал, я задавала себе вопрос: как смогли советские люди спасти мир от фашизма и откуда черпали они духовные силы для борьбы? Могу ли я в свои года предположить, что буду разведчицей, смогу совершить подвиг? Все мы, молодые, живущие ныне, ищем ответ на этот вопрос в кинофильмах о Великой Отечественной войне, в рассказах ветеранов, в биографиях таких людей, как Николай Васильевич Баранников. Для нас очень важно, чтобы мы помнили свою историю, своих героев, для того чтобы быть готовыми к трудностям жизни, к непростым жизненным ситуациям. Пример солдат Великой Отечественной войны вдохновляет и нас, будущих защитников Родины на героическую службу во имя счастья и мира на земле. Давайте будем достойны славы русских солдат!
Много лет прошло с той страшной войны. Безмолвно смотрят на нас обелиски со скорбными списками погибших на войне, смотрят с портретов навсегда оставшиеся молодыми солдаты. Но их помнят, и всегда будут помнить как символ мужества и героизма, как память о тех страшных днях былых сражений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великая Отечественная война в истории моей семьи.
Цель моего творческого проекта «Великая отечественная война в истории моей семьи» - создать альбом «Книга памяти моей семьи ».Задачи:- собрать информацию из разных источников о своих прадедах участник...
Великая Отечественная война в истории моей семьи, в истории моих земляков
Тема классного часа посвящена особой дате "Дню Победы". Принцип отбора материала: показать важнейшие события Великой Отечественной войны, тяжесть ратного труда, «цену победы», жизнь людей на фронте и ...
Великая Отечественная война - в истории моей семьи.
В работе рассказывается о прадедах и прабабушках, которые внесли свой посильный вклад в приближение великого праздника- Дня Победы. Исследовательская работа строилась на основе бесед и воспоминаний ро...
Великая Отечественная война в истории моей семьи.
Студентка 3 курса ГБОУ СПО г. Москвы "Государственное училище (колледж) духового искусства", Фирсова Анна рассказывает о своих родственниках, которые прошли Великую Отечественную войну. Рассказ содерж...
Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны.
Презентацию «Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Виктория Шкред. С такими презе...
Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мой прадедушка Михаил Фёдорович Кириллов – участник войны.
Презентацию «Мой прадедушка Михаил Фёдорович Кириллов – участник войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Ксения Костылева....
Исследовательский проект "Великая Отечественная война в истории моей семьи"
История нашей семьи во время Великой Отечественной войны...
Комментарии
ВОВ в истории моей семьи
Людмила Александровна и Арина, спасибо за участие в проекте! Проект проводится с целью познакомить участников с фронтовыми приказами о награждении ветеранов, пополнить сведения о ветеранах данными с сайтов "Подвиг народа" и "Мемориал", через семейные архивы сохранить память о защитниках Родины. О вашем ветеране есть данные на сайте "Подвиг народа". Баранников Николай Васильевич 1922г.р.
Представление на награждение
Звание: ст. сержант
в РККА с 12.07.1941 года Место призыва: Карсунский РВК, Ульяновская обл., Карсунский р-н
Место службы: 137 осбр 2 ПрибФ
Дата подвига: 03.02.1944-04.02.1944
№ записи: 20823088
Архивные документы о данном награждении:
I. Приказ(указ) о награждении и сопроводительные документы к нему
II. Учетная картотека
Медаль «За отвагу» ----- это только часть сведений . Посмотрите и дополните, пожалуйста, этот материал. Там такие ценные сведения! У вас нет почему-то приложения с фотографиями и наградным материалом. Надо сделать. Не путайте гипотезу с целью. Гипотеза - это предположение. ( Если я лучше познакомлюсь с жизнью прадедушки и историей страны, то я ещё больше буду гордиться своей Родиной и родословной семьи. Как-то так. Если.., то...). Очень хорошо, Людмила Александровна, что Вы начали писать такие серьёзные работы с пятиклассниками. В старших классах уже поздно учить. С каждым годом ребята будут проявлять больше самостоятельности. Спасибо Вам за такую хорошую работу!