Использование ИКТ на уроках истории и обществознания.
статья по истории на тему

Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках социально – гуманитарного цикла. 
Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями.
Учитель, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_na_urokah_sgts.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Уваровская СОШДС»

Нижнегорского района республики Крым

Тема статьи: Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках социально – гуманитарного цикла.

         

Работу выполнила учитель истории Синюк Е.М.  

Уваровка 2015

Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Выделю те из них, которые уже используются в практике педагогической работы. 
ИКТ позволяют: 

  • представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.; 

  • выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей; 

  • активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти; 

  • мобилизовать внимание учащегося; 

  • печатать, воспроизводить и комментировать информацию; 

  • выходить в Интернет и использовать его в учебных целях;

  • видеть реальное применение или использование в жизни изучаемых процессов и явлений

Учитель, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. 

Формы использования информационных технологий на уроках социально – гуманитарного цикла.
1. Использование готовых электронных продуктов (CD, DVD-дисков) 
2. Использование мультимедийных презентаций (готовых и созданных мною или учащимися) 
3. Использование ресурсов сети Интернет 
4. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов или кейс - технологии. 
5. Использование на уроках отрывков из видеофильмов, телевизионных передач

6.Мультимедийные комплексы.


На своих уроках истории  и обществознания, я использую следующие формы работы:

урок-презентация; 

 урок-исследование;   

проекты; 

электронное тестирование; 

элементы кейс - технологии

урок-защита творческих работ и др.

Презентации на уроках

В работе с презентациями на уроках социально -  гуманитарного цикла осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление. Использование, мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы Power Point. К поиску материалов привлекаю учеников. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедийного проектора, так и отдельно на компьютере.

Специфика подготовки урока – презентации, безусловно, определяется типом урока. Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся. 

Одним из разновидностей проектного метода является кейс – метод.  Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику. Применение кейс - метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания. По типу получаемого результата кейсы делятся  на  проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда – оценка сложности решения. Для проектных кейсов в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации. Такой метод очень помогает на уроках обществознания для усвоения нового материала. Каждая тема урока связана с жизненными ситуациями, которые нужно решить в конце урока или предложить выход из создавшейся ситуации.

Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету. Готовые ресурсы позволяет демонстрировать на уроке: 
- фотографии известных людей и др.,
- отсканированные иллюстрации книг
  и таблицы, 
- тесты, кроссворды для проверки знаний, 
- видеоматериалы на различные темы, 
- аудиозаписи; 
- музыкальное сопровождение при демонстрации фото - и видеоряда.

Электронное тестирование

Компьютерное онлайн - тестирование, работа с текстом и анимациями помогают учащимся лучше понять материал, осуществить самоконтроль, эффективно оценить качество образования. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. 

Использование ресурсов сети  Интернет 

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, семинары, тренинги, круглые столы) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно - значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении. Дает возможность подготовиться к ЕГЭ на различных сайтах.

Интернет позволяет реализовать три задачи на уроках социально – гуманитарного цикла


  • найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями; 

  • отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с  известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение; 

  • сделать аналитический обзор, творческую работу  по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная и исследовательская  работа ученика. 

Следует отметить, что представленные на Интернет - сайтах,  виртуальные объекты являются полифункциональными. Они позволяют отобразить тонкости процессов и явлений. Один и тот же объект может быть использован на различных этапах учебного занятия при подготовке к урокам и на различных этапах урока, составлять основу для отработки у учащихся разнообразных познавательных умений.

Проекты

Проектный метод – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся  по достижению определенного результата.

Этапы работы над проектом: 


  • выбор темы

  • планирование

  • исследование (в том числе и теоретическое)

  • результаты и (или) выводы

  • представление (презентация) 

  • оценка результатов.


Роль учителя при работе над проектом: помощь учащимся в поиске источников, способных помочь в работе; координация процесса, поддержка и поощрение учеников, обеспечение непрерывной обратной связи для продвижения школьников в работе над проектом. 

Роль ученика в создании проекта: намечает промежуточные задачи, ищет пути их решения, само решение, сравнивает полученное с требуемым, и корректирует деятельность. 

Конкретные применяемые средства и приемы определяются характером решаемой данным проектом задачи.

В результате работы можно сделать общие выводы о значимости применения ИКТ на уроках  социально – гуманитарного цикла.


  • компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями в создании благоприятных условий для работы учителя и учащихся и выводит на качественно новый уровень применения традиционных методов обучения. 

  • использование ИКТ позволяет сочетать новые и традиционные технологии. 

  • ИКТ на уроках дают возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности. 

  • ИКТ развивают самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку истории и обществознания, используя различные источники. 

  • использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания. 

  • применение ИКТ на уроках истории и  обществознания  позволяет учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме. 

  • систематичное и активное использование ИКТ на уроках  социально – гуманитарного цикла  приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения.

        Урок по теме: Понятие человек. На уроке во время изучения нового материала была использована презентация по вопросу теория происхождения человека. Закрепление изученного материала проходило в виде компьютерных тестов.

         Урок по  теме: Социализация личности.

Проверка домашнего задания проходила в разнообразной форме: соотнести понятия на компьютере: человек, личность, гражданин, гражданственность, индивид, персона.

         На уроке изучался вопрос гендерного равенства, с помощью презентации и комментирования слайдов учителем, учащимся было предложено выполнить следующее задания: составить схему к каждому понятию: личность, персона, гражданин, индивид, словосочетания = понятия + глагол.

        Урок по теме: Конфликт.

На уроке  изучался вопрос: источники  конфликта, с помощью мультипликационных фильмов и предложила проанализировать предложенные ситуации, выяснить причины конфликтов.

        Урок по теме: Социум.

При изучении вопроса природные и технические явления, которые угрожают общественной безопасности. Учителем использовались слайды природных явлений.

Презентация на тему: «Глобальные проблемы человечества».

        Урок на тему: «поздняя Римская империя» была использована презентация во время изучения политики двух императоров, задания: сравнить политику двух императоров по алгоритму, сделать выводы.

        В нашей школе проводятся предметные недели, единые классные часы и мы уже не мыслим, что можем  обойтись без презентации, аудио- видео материалов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания МОУ СОШ№2

Современное обучение истории слабо изменилось с XIX в. Стратегическойзадачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор ф...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Сегодня  компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...

"Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"

Урок истории сегодня невозможно представить без мультимедийных технологий, которые помогают сделать его ярким, запоминающимся, развивают воображение учеников, повышают их творческую активность. Мульти...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Аргументирование использование ИКТ технологий в процессе изучения истории и обществознания...

Использование ЭОР на уроках истории и обществознания

Примеры использования ЭОР в различных формах уроков (практикум, исследование, самостоятельная работа, лекция)....