Использование ИКТ на уроках истории и обществознания.
статья по истории на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_na_urokah_sgts.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Уваровская СОШДС»
Нижнегорского района республики Крым
Тема статьи: Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках социально – гуманитарного цикла.
Работу выполнила учитель истории Синюк Е.М.
Уваровка 2015
Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Выделю те из них, которые уже используются в практике педагогической работы.
ИКТ позволяют:
- представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;
выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
мобилизовать внимание учащегося;
печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
выходить в Интернет и использовать его в учебных целях;
видеть реальное применение или использование в жизни изучаемых процессов и явлений
Учитель, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Формы использования информационных технологий на уроках социально – гуманитарного цикла.
1. Использование готовых электронных продуктов (CD, DVD-дисков)
2. Использование мультимедийных презентаций (готовых и созданных мною или учащимися)
3. Использование ресурсов сети Интернет
4. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов или кейс - технологии.
5. Использование на уроках отрывков из видеофильмов, телевизионных передач
6.Мультимедийные комплексы.
На своих уроках истории и обществознания, я использую следующие формы работы:
урок-презентация;
урок-исследование;
проекты;
электронное тестирование;
элементы кейс - технологии
урок-защита творческих работ и др.
Презентации на уроках
В работе с презентациями на уроках социально - гуманитарного цикла осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление. Использование, мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы Power Point. К поиску материалов привлекаю учеников. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедийного проектора, так и отдельно на компьютере.
Специфика подготовки урока – презентации, безусловно, определяется типом урока. Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся.
Одним из разновидностей проектного метода является кейс – метод. Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику. Применение кейс - метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания. По типу получаемого результата кейсы делятся на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда – оценка сложности решения. Для проектных кейсов в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации. Такой метод очень помогает на уроках обществознания для усвоения нового материала. Каждая тема урока связана с жизненными ситуациями, которые нужно решить в конце урока или предложить выход из создавшейся ситуации.
Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету. Готовые ресурсы позволяет демонстрировать на уроке:
- фотографии известных людей и др.,
- отсканированные иллюстрации книг
и таблицы,
- тесты, кроссворды для проверки знаний,
- видеоматериалы на различные темы,
- аудиозаписи;
- музыкальное сопровождение при демонстрации фото - и видеоряда.
Электронное тестирование
Компьютерное онлайн - тестирование, работа с текстом и анимациями помогают учащимся лучше понять материал, осуществить самоконтроль, эффективно оценить качество образования. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.
Использование ресурсов сети Интернет
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, семинары, тренинги, круглые столы) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно - значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении. Дает возможность подготовиться к ЕГЭ на различных сайтах.
Интернет позволяет реализовать три задачи на уроках социально – гуманитарного цикла
найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями;
отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение;
сделать аналитический обзор, творческую работу по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная и исследовательская работа ученика.
Следует отметить, что представленные на Интернет - сайтах, виртуальные объекты являются полифункциональными. Они позволяют отобразить тонкости процессов и явлений. Один и тот же объект может быть использован на различных этапах учебного занятия при подготовке к урокам и на различных этапах урока, составлять основу для отработки у учащихся разнообразных познавательных умений.
Проекты
Проектный метод – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.
Этапы работы над проектом:
выбор темы
планирование
исследование (в том числе и теоретическое)
результаты и (или) выводы
представление (презентация)
оценка результатов.
Роль учителя при работе над проектом: помощь учащимся в поиске источников, способных помочь в работе; координация процесса, поддержка и поощрение учеников, обеспечение непрерывной обратной связи для продвижения школьников в работе над проектом.
Роль ученика в создании проекта: намечает промежуточные задачи, ищет пути их решения, само решение, сравнивает полученное с требуемым, и корректирует деятельность.
Конкретные применяемые средства и приемы определяются характером решаемой данным проектом задачи.
В результате работы можно сделать общие выводы о значимости применения ИКТ на уроках социально – гуманитарного цикла.
компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями в создании благоприятных условий для работы учителя и учащихся и выводит на качественно новый уровень применения традиционных методов обучения.
использование ИКТ позволяет сочетать новые и традиционные технологии.
ИКТ на уроках дают возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности.
ИКТ развивают самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку истории и обществознания, используя различные источники.
использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания.
применение ИКТ на уроках истории и обществознания позволяет учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме.
систематичное и активное использование ИКТ на уроках социально – гуманитарного цикла приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения.
Урок по теме: Понятие человек. На уроке во время изучения нового материала была использована презентация по вопросу теория происхождения человека. Закрепление изученного материала проходило в виде компьютерных тестов.
Урок по теме: Социализация личности.
Проверка домашнего задания проходила в разнообразной форме: соотнести понятия на компьютере: человек, личность, гражданин, гражданственность, индивид, персона.
На уроке изучался вопрос гендерного равенства, с помощью презентации и комментирования слайдов учителем, учащимся было предложено выполнить следующее задания: составить схему к каждому понятию: личность, персона, гражданин, индивид, словосочетания = понятия + глагол.
Урок по теме: Конфликт.
На уроке изучался вопрос: источники конфликта, с помощью мультипликационных фильмов и предложила проанализировать предложенные ситуации, выяснить причины конфликтов.
Урок по теме: Социум.
При изучении вопроса природные и технические явления, которые угрожают общественной безопасности. Учителем использовались слайды природных явлений.
Презентация на тему: «Глобальные проблемы человечества».
Урок на тему: «поздняя Римская империя» была использована презентация во время изучения политики двух императоров, задания: сравнить политику двух императоров по алгоритму, сделать выводы.
В нашей школе проводятся предметные недели, единые классные часы и мы уже не мыслим, что можем обойтись без презентации, аудио- видео материалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания МОУ СОШ№2
Современное обучение истории слабо изменилось с XIX в. Стратегическойзадачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор ф...
«Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»
Доклад для МО...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся
Сегодня компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...
"Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"
Урок истории сегодня невозможно представить без мультимедийных технологий, которые помогают сделать его ярким, запоминающимся, развивают воображение учеников, повышают их творческую активность. Мульти...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
Аргументирование использование ИКТ технологий в процессе изучения истории и обществознания...
Использование ЭОР на уроках истории и обществознания
Примеры использования ЭОР в различных формах уроков (практикум, исследование, самостоятельная работа, лекция)....