5 класс: "Олимпийские игры в Древней Греции"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Урок истории для 5 класса по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_olimpiyskie_igry_v_drevney_gretsii.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс Олимпийские игры в Древней Греции
Цель урока: познакомиться с историей зарождения Олимпийских игр и первыми спортивными традициями, показать связь времен.
Задачи:
Предметные:
- сформировать у учащихся представление о любимом общегреческом празднике - Олимпийских играх;
- показать значение олимпийских игр для греческого и современного обществ.
Метапредметные:
- формирование умения формулировать тему урока, цель и задачи урока;
- формирование умения работать с разными источниками информации;
- формирование понятийного аппарата;
Личностные:
- воспитание здорового образа жизни, понимание важности спорта для человека.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Сегодня мы изучаем новую тему. Напоминаю, что оценки за работу на уроке получают те учащиеся, которые активно работают и дают правильные полные ответы.
2. Постановка темы и целей урока:
Вот уже год прошел от одного из самых значимых спортивных событий прошлой зимы. Давайте вспомним это событие.
Видеофрагмент «Олимпийские игры». Муслим Магомаев «Герои спорта».
- О чем этот видеофрагмент?
- Историю какой страны мы изучаем уже несколько уроков?
- Что связывает Древнюю Грецию и Олимпийские игры?
- Как вы считаете, над какой темой мы сегодня будем работать?
Запись темы урока в рабочий лист: «Олимпийские игры в Древней Греции».
- Цель нашего урока сегодня: познакомиться с историей зарождения Олимпийских игр и первыми спортивными традициями.
- Какие задачи мы должны будем решить, чтобы достичь данной цели?
Работать мы будем сегодня по плану:
1. Почему появились Олимпийские игры.
2. Правила проведения игр.
3. Пять незабываемых дней.
4. Слава победителям!
4. Изучение новой темы.
1. Миф об основании Олимпийских игр.
- Как же оно все-таки возникло – это удивительное явление под названием Олимпийские игры?
Давайте прочитаем в документе миф об основании олимпийских игр и ответим на вопросы.
Работа с текстом мифа об основании Олимпийских игр
«В древние времена миром правил отец Зевса бог Крон. Его супругой была богиня Рея. Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец. Но вот у Реи родился младший сын — Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый Камень. Не заметив обмана, Крон проглотил камень. И когда Зевс возмужал, он опоил отца волшебным зельем, благодаря которому Крон изрыгнул проглоченных им детей-богов. Затем между ними и их отцом Кроном началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в память о победе повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии».
- Почему появились Олимпийские игры?
(В ознаменование победы Зевса над жестоким Кроном были учреждены священные общегреческие состязания в Олимпии - Олимпийские игры.)
- по велению Зевса, в память о победе над Кроном;
- Зачем устраивают спортивные состязания?
- стремление показать силу и ловкость жителей Греции;
В Греции очень уважительно относились к спорту, каждый мальчик, пока учился в школе, тренировался в беге, прыжках, борьбе. Человек считался хорошим атлетом, если он, достигнув среднего возраста, продолжал оставаться сильным и выносливым.
- Когда состоялись первые Олимпийские игры? Где?
Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. (запись в тетради). От этой даты греки вели свое летоисчисление.
3. Откуда появилось название «Олимпийские игры»?
(Потому что Зевс повелел устроить состязания на земле Олимпии)
- Олимпия и гора Олимп – это одно и то же?
Показать на карте «Древняя Греция» г. Олимпия
Работа с картой «Древняя Греция».
Для греков Олимпия была священным местом. В центре ее находился величественный храм Зевса Олимпийского. В храме стояла огромная статуя Зевса.
В Олимпии до сих пор зажигается олимпийский огонь современных игр. Отсюда начинается факельная эстафета.
ОЦЕНКИ!!!
2. Правила проведения игр.
Итак, как появились игры, мы выяснили. А кто же был их участником? При каких условиях человек мог стать участником О.И.?
Предположения учеников.
Работа с учебником.
Проверим.
Вам в тексте встретились слова: Эллада, эллин. Что это за слова? Что такое Эллада? Кто такой эллин?
Эллада — так греки называли свою страну.
Эллины – жители Эллады, т.е. греки.
Участники и зрители приезжали на Олимпийские игры со всей Греции. Так же на игры приезжали поэты, музыканты, художники, скульпторы, купцы и многие другие. Это был праздник для всей Греции. На время проведения Олимпийских игр даже прекращались войны.
А теперь подошло время выяснить, как Олимпийские игры проходили.
ОЦЕНКИ!!!
3. Пять незабываемых дней. (Выступление учащихся с презентацией).
Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней.
В первый день атлеты приносили жертвы богам и давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения.
Второй день был посвящен пятиборью.
(борьба, бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска)
- Что такое пятиборье?
Пятиборье - спортивные состязания одного человека в пяти видах спорта.
(запись термина в тетрадь).
На самом деле это был один из самых интереснейших дней Олимпиады. Именно в этот день атлеты состязались в пятиборье.
Начиналось все с бега на 1 стадий. 1 стадий - это 192 метра, отсюда произошло слово «стадион».
Понятие стадий - стадион
Затем состязались в прыжках в длину. Для усиления толчка атлеты пользовались гирями. Отталкиваясь от земли, прыгнув резким движением, выбрасывал вперед руки, в которых были зажаты гири.
Метание копья и диска были третьим и четвертым видом пятиборья. Метание диска историки связывают с древним обрядом поклонения солнцу. Диск считался священным предметом.
Далее, обнаженные борцы, тела которых были натерты маслом, чтобы легче было выскальзывать из рук противника, подходили к урне с жетонами. Те борцы, у которых буквы на жетонах были одинаковыми, сходились для борьбы. Борец, три раза опрокинувший и прижавший лопатками к земле своего противника, считался победителем. Победители попарно боролись между собой, пока не оставалось двух сильнейших. Их схватка решала, кто же из них будет победителем по борьбе.
Третий день. Кулачные бои.
Одним из самых зрелищных состязаний третьего дня были Кулачные бои, следовавшие за борьбой, представляли собой жестокое зрелище. Хотя головы атлетов были защищены бронзовыми колпаками на войлочной подкладке, кулаки, обернутые кожаными ремнями с металлическими шишками, были страшным оружием. Таким бронированным кулаком часто наносились серьезные, а иногда и смертельные увечья. Победителем становился тот, чей противник признал себя побежденным или был не в состоянии продолжать борьбу.
Четвертый день.
Четвертый день был посвящен состязанием детей.
- Зачем проходили соревнования среди детей?
- Каким видом спорта занимаетесь Вы?
Пятый день. Гонки на колесницах.
Захватывающим зрелищем были гонки колесниц.
Они устраивались на ипподроме.
- Что такое ипподром?
Ипподром - место для проведения конных соревнований.
В гонках участвовали только богатые греки.
- Почему только богатые греки могли себе позволить участвовать в таком виде состязания?
Так как иметь колесницу и четырех беговых лошадей было не все могли себе позволить. На гонках колесницы должны были 12 раз обогнуть ипподром. Иногда колесницы сталкивались и возничие (управляющие колесницами) получали увечья. При этом владелец упряжки мог сам не управлять ею, а нанять возничего.
Подведем итог:
- Олимпийские игры длились … дней.
- Основные состязания … .
- Какие виды спорта сохранились из древности до наших дней?
ОЦЕНКИ!!!
4. Слава победителям!
Настало время выяснить ответ на вопрос о победителях Олимпиады.
В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нём лежали награды.
- Как вы думаете какие?
Победители один за другим подходили к главному судье и получали заслуженные награды. Глашатай объявлял имя атлета и его родной город. Победителей называли Олимпиониками и награждали пальмовой ветвью, (ОТСЮДА ПРОИСХОДИТ ВЫРАЖЕНИЕ «Пальма первенства»), оливковым венком и пурпурными лентами. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!» Победителя почитали, он пользовался уважением. Атлет, который прославил победой свой полис пользовался уважением, он мог бесплатно посещать театральные представления, его бесплатно кормили до конца его жизни. Олимпионику ставили статую, многие из них сохранились до наших времен.
Решите задачу: Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх.
- Какой обычай нарушили спартанцы? Во время игр нельзя было воевать.
- Во скольких Олимпийских играх им не разрешили участвовать? Спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх (20:4=5).
ВЫВОД:
- Какое значение имели игры для древней Греции? Посоветуйтесь с соседом по парте и напишите вывод.
Проверим.
Во время проведения игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни страны. Греки из разных мест могли общаться друг с другом, развивать свой язык, культуру. Олимпийские игры способствовали объединению разрозненного греческого населения.
Однако было время, когда Олимпийские игры не проводились. Древнюю Грецию завоевала римская империя и римский император Феодосий I запретил проведение Олимпийских игр. Причину запрета мы узнаем чуть позже, на следующих уроках. Но Олимпиада возродилась.
У возрожденного олимпийского движения есть символ – пять разноцветных колец. Они олицетворяют единство спортсменов пяти континентов (синий - Европу, желтый - Азию, черный - Африку, зеленый - Австралию и красный - Америку) земного шара. Свой Флаг. На белом полотнище олимпийский символ. Свой девиз: «Быстрее, выше, сильнее".
Многие города мира оспаривают право принять Олимпийские игры. В 1980 году в Москве проходили летние Олимпийские игры, а в 2014 году город Сочи встречал зимнюю Олимпиаду.
- Вспомните имена российских спортсменов, прославивших Россию на олимпиаде в Сочи.
ОЦЕНКИ!!!
5. Подведение итогов урока.
- Актуальны ли занятия спортом сегодня? Почему?
У некоторых взять листы на проверку.
7. Домашнее задание.
Параграф 31, читать, отвечать на вопросы 1 – 4.
Вопросы 5,6 – на доп. оценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпийские игры В Древней Греции
Открытый урок в 5 классе по теме "Олимпийские игры в Древней Греции" имеет дополнительный материал по теме, связана с современными Олимпийскими и Паралимпийскими играми. На уроке учащиеся решают...
игра-тренинг "Древняя Греция"
Данную презентацию можно использовать на уроке истории Древнего мира, на внеклассных мероприятиях, а также для самостоятельной подготовке учащихся к итоговому уроку по истории Древней Греции...
Урок 5 класс "Олимпийские игры в Древней Греции"
Открытый урок с использованием презентации и дополнительного материала....
Конспект интегрированного урока: "Олимпийские игры в Древней Греции"
интегрированный урок: история+физическая культура....
Сценарий литературной игры "Мифы Древней Греции"
Литературная игра "Мифы Древней Греции" проводится в 5 классе после изучения темы "Мифы Древней Греции"....
Уроки истории в 5 классе.Олимпийские игры в Древней Греции.
Уроки истории в 5 классе.Олимпийские игры в Древней Греции....
Урок-игра "Олимпийские игры в Древней Греции"
Урок-игра - это театрализованное представление с соревновательными элементами...