методическая разработка урока по теме "Крещение Руси"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Данный урок был проведен с использование ЭОР. Материал урока можно использовать не только для 6 класса, но и на уроках религии России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________________________________________
( Монголо-татарское нашествие на Русь )
ФИО: Портянова Ольга Валерьевна | ||
Место работы: МБОУ сош №2 г. Городца Городецкого района | ||
Должность: учитель истории и обществознания | ||
Предмет: история России | ||
Класс: 6 | ||
Тема и номер урока в теме: тема 4 «Народы и государства на территории нашей страны в XIII – XIV веках. Урок 1. «Нашествие Батыя на Русь» | ||
Базовый учебник: учебник по истории России для 6 класса (под редакцией А.А.Данилова, Л.Г. Косулина) |
- Цель урока: создать у учеников представление о борьбе русских земель с внешними врагами в 13 веке.
9. Задачи:
- образовательные: выявление причин завоевания Руси монголо – татарами; примеров героизма и мужества русского народа в борьбе с монголо – татарами.
-развивающие: Развитие у учащихся:
- умений работы в группе;
- умений работы с картой и дополнительными источниками;
- умений решения проблемных заданий
-воспитательные: продолжать воспитывать у учеников чувство патриотизма
- Тип урока: комбинированный
- Формы работы учащихся: работа в группах, самостоятельная работа с материалом
- Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, карточки – задания для работы в группах, дополнительный материал для работы в группах, доска, мел, учебник по истории России для 6 класса (под редакцией А.А.Данилова, Л.Г. Косулина
- Структура и ход урока
- оргмомент
- объявление новой темы
- изучение нового материала, работа в группах
- закрепление
- домашнее задание
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Оргмомент | Приветствие, отметка в журнале отсутствующих | Приветствие | 1-2 мин. | |
2 | Переход к изучению новой темы | Объявляет тему урока и записывает её на доске: «Нашествие с Востока» | Записывают в тетрадь название темы урока. | 1-2 | |
3 | Изучение нового материала | 1. Образовательный модуль «Татаро-монгольское нашествие на Русь» | План урока:
Ι. Вступительная беседа: Вопрос «Вспомните, с кем граничили восточные славяне на юге?» Вопрос «Как складывались отношения восточных славян и южных кочевников?» Объявляется тема урока «Монголо-татарское нашествие». Демонстрация модуля. Класс разбит на 5 групп. Каждая группа получает карточку с заданиями. Работа в группах. Первая группа «Армия монголов». Порядок работы:
Подготовьте ответ на вопрос. В чем причины силы армии монголов? Учитель дает группе дополнительный материал. Вторая группа «Сражение на Калке» Прядок работы:
Подготовьте ответ на вопрос. Почему русские князья, долгое время успешно боровшиеся с кочевниками, потерпели поражение от монголов на реке Калка? Какой урок князья могли извлечь из этого поражения? Третья группа «Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества». Порядок работы:
Подготовьте ответ на вопросы. Приведите примеры героизма рязанцев и владимирцев в борьбе с монголами. Какие чувства выражает автор документа? Четвертая группа «Поход на Новгород». Порядок работы:
Подготовьте ответ на вопрос. Почему Новгороду удалось избежать разорения монголами? Пятая группа «Нашествие на Юго – Западную Русь и Центральную Европу». Порядок работы:
Подготовьте ответ на вопрос. Монголам удалось завоевать русские земли, но из Европы они были вынуждены повернуть назад. Почему? | Ответ: «На юге восточные славяне граничили с кочевниками Ответ: «Между восточными славянами и кочевниками часто возникали военные столкновения. Для Древнерусского государства эта борьба была успешной. Примеры: разгром Святославом Хазарского каганата, Ярославом Мудрым печенегов в 1036 году, поход против половцев в 1111 году». Записывают тему в тетрадь Просмотр, заметки в тетради по плану урока.
Записывают в тетради вопросы. Дополнительный материал: «Поставив себе целью создание великой империи, Чингисхан блестяще использовал воинские навыки монголов. Все общество и государство было выстроено по военному образцу. Монголы получили четкую организацию, скрепленную родоплеменными связями, беспрекословным подчинением старшему и жесточайшей дисциплиной. Против тяжелой конницы монголов не могли устоять даже закованные в доспехи западноевропейские рыцари. Монгольская армия была сильна не только своей могучей и быстрой конницей, где всадники были вооружены луками со стрелами, саблями, копьями, арканами, но и китайскими осадными стенобитными и камнеметными машинами, метательными снарядами с горючей смесью, в состав которой входила нефть. За бегство с поля боя смертью наказывался весь десяток, в котором служил этот воин». Ученики читают и готовят ответ. Ученики читают и готовят ответ Ученики читают и готовят ответ Ученики читают и готовят ответ | 25 мин. |
4 | Закрепление | Ответы учащихся по группам Учитель дает под запись.
Под запись: Причины поражения русских князей в битве на Калке:
«В 1237-1238 гг. и 1239-1240 гг. произошло два похода монголов на Русь. Первыми встретили монголов Рязанское и Владимирское княжества». под запись. Почему Новгороду удалось избежать разорения монголами?
«В 1239 – 1240 гг. монголы совершают поход на южные и юго – западные княжества, в 1241 году они вторгаются на территорию Европы. Но в 1242 году монголы вновь возвращаются в восточные степи» Общее задание группам: В чем причины завоевания Руси монголами? Показывает последний слайд модуля с общим выводом. | Первая группа: «Жесткая дисциплина в монгольской армии, хорошая военная подготовка, наличие стенобитных и камнеметательных машин, метательных снарядов с горючей смесью». записывают Вторая группа: «Отсутствие единого командования, несогласованность действий русских князей и половцев. Для успешной борьбы с монголо - татарами необходимо было объединение всех сил Руси».
Записывают Третья группа «Гибель княжича Федора и его жены Евпраксиньи, борьба Евпатия Коловрата, пятидневное сопротивление Москвы, сопротивление Владимирцев. Автор Суздальской летописи выражает чувства горечи и печали». Четвертая группа: «Действия жителей Торжка (сопротивление монголам и уничтожение складов с зерном), недостаток продовольствия и фуража, боязнь действий в условиях весенней распутицы и лесистой местности». Записывают Пятая группа: «Ослабление силы монголов в результате сопротивления русских княжеств». Ответ: «Военная и политическая разобщенность русских князей. Недостаток военных сил русских княжеств. Сила монгольской армии». Записывают общий вывод по теме. | 15 мин | |
5 | Домашнее задание | Параграф 14 (прочитать), выучить конспект в тетради, ответить на вопрос 5 страница 104 | Записывают задание в дневник. | 1-2 |
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» | Информационный | Образовательный модуль | http://www.fcior.edu.ru/card/5749/tataro-mongolskoe-nashestvie-na-rus.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока 10 кл. "Князь Владимир. Крещение Руси"
Методическая разработка урока "Князь Владимир. Крещение Руси" для 10 класса...
Методическая разработка урока музыки "Фольклорные традиции Руси"
Урок музыки в 6 классе Тема: Фольклорные традиции Руси.Подтема: «Рождественские посиделки» Цель: создать условия для ознаком...
методическая разработка урока по теме "Принятие Русью христианства"
Урок с применеием инновационных технологий - электронной презентации, в урок включены материалы (документы) для самостоятельной работы учащихся...
Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.
Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...
Методическая разработка урока "Ярослав Мудрый. Расцвет Руси" 6 класс
Форма урока - урок открытия нового знания. Тип урока - комбинированный. Урок разработан в соответствии с требованиями стандарта второго поколения....
Методическая разработка урока истории в 6 классе «Быт и нравы Древней Руси»
Методическая разработка урока истории в 6 классе относится к блоку «История России», к разделу I «Древняя и средневековая Русь». Урок «Быт и нравы Древней Руси» завершает тему «Культура Древней Руси» ...