методическая разработка урока по теме "Принятие Русью христианства"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Урок с применеием инновационных технологий - электронной презентации, в урок включены материалы (документы) для самостоятельной работы учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ПРИНЯТИЕ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА.
План. 1. Предпосылки принятия Русью христианства.
2. Причины принятия христианства. Выбор веры.
3. Крещение Руси.
4. Значение принятия Русью христианства.
Основные понятия и термины: монотеизм, ислам, иудаизм, католичество, православие.
Первые достоверные сведения о распространении христианства на Руси, по мнению Прошина ГГ. («Второе крещение»), относятся к IХ в. В «Окружном послании» 867 г. Константинопольского патриарха Фотия говорится о крещении русов, тех самых, которые воевали с Византией. Хронологическое совпадение Фотиева свидетельства с летописью, где под 866 г. говорится о походе на Царьград князей Аскольда и Дира , позволяет предположить, что первое крещение произошло при легендарных киевских князьях. Прямо о крещении Руси при Аскольде говорится и в позднейшей (ХI в.) Никоновской летописи.
Христианами были некоторые дружинники князя Игоря. В летописи помещен договор Руси с Византией 944 г., условия которого крещеные русы обязались соблюдать на кресте, принося присягу в Соборной церкви Св. Ильи, а некрещеные - у ног Перуна, полагая к ногам его оружие, щиты и золото. Церковь Св. Ильи названа соборной, то есть главной, следовательно, в Киеве в то время были и другие христианские храмы.
Христианство приняла и княгиня Ольга жена Игоря, мать Святослава. В 957 г. она в сопровождении большой свиты отправилась в Константинополь, где перешла в христианскую веру. По летописному преданию ее крестным отцом стал византийский император.
2.1. Причины принятия Русью христианства.
Вопрос? Предположите, чем было вызвано принятие православного христианства Русью.
Результаты работы занесите в тетрадь. «Причины принятия Русью христианства».
2.2. Вопрос о выборе Владимиром веры.
Повесть временных лет
«В год 6497(986). Пришли болгары магометанской веры говоря: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: “Какова же вера ваша?” Они же ответили: «Веруем тем богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семи десяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех. Та и будет ему женой..” Владимир же слушал их... Но вот что было ему нелюбо: обрезание, воздержание от свиного мяса и от питья; а сказал он: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть!»
Потом пришли иноземцы из Рама и сказали: «Мы, посланы папой». И обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: “Земля твоя такая же, как и наша, а вера наша не похожа на твою, так как наша вера свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц, и все, что дышит, а ваши боги просто дерево “. Владимир же спросил их: “В чем заповедь ваша?” И ответили они: “Пост по силе: «если кто пьет или ест, то все во славу Божию», как сказал учитель наш Павел “. Сказал же Владимир иноземцам: “Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого “.
Услышав об этом, пришли хазарские евреи и сказали: “Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого бога Авраама, Исаака и Иакова”. И спросил Владимир: «Что у вас за закон?» Они же ответили: “Обрезываться, не есть свинины и зайчатины, хранить субботу”. Он же спросил: Где земля ваша?” Они же сказали: «В Иерусалиме». «Точно ли она там?» И ответили: “Разгневался бог на отцов наших а рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам “. Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны; если бы бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»
Затем прислали греки к Владимиру философа... «Если хочешь послушать, то скажу тебе по порядку с самого начала, зачем Бог сошел на землю…»
«В год 6495(987). Созвал Владимир бояр своих и старцев городских о сказал им: “... Что же вы посоветуете? что ответите?” И сказали бояре и старцы: “Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь доподлинно разузнать. то ведь имеешь у себя мужей: послав их, узнай, какая у них служба и кто как служит богу”. И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: Идите сперва к болгарам и испытайте веру их “. Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела а поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: “Идите еще к немцам, высмотрите у них все, а оттуда идите в Греческую землю “. Они же пришли к немцам, видели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к Царь же спросил их: «Зачем пришли?» Они же рассказали ему все... И пошел с русскими в церковь, и поставил их на лучшем месте, показав им красоту церковную, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они были в восхищении, дивились и хвалили службу…
И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: “Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними “, - обратился к послам. “Говорите перед дружиною “. Они же сказали: “Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, стоят там распоясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве “. Сказали же бояре: “Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей “. И ответил Владимир: “Где примем крещение?” Они же сказали: «Где тебе любо тебе».
Вопросы и задания к документу
1. Какие религиозные верования были отвергнуты Владимиром и почему?
2. Почему религиозный выбор Руси оказался именно таким? Какую реальную ситуацию отражает это предание?
3. Стояла ли в это время Русь перед каким-либо религиозным выбором?
4. Объясните, почему многие историки считают, что рассказ о религиозных посольствах и выборе князем Владимиром новой веры для Руси был вставлен в «Повесть временных лет» в более позднее время и имеет характер легенды? Какую цель мог преследовать составитель летописи, внося такое исправление?
Мнение. «Владимир понял настоявшую России необходимость стать страною христианскою, чтобы сделаться страною вполне европейскою. Представителями христианства были в то время греки Крестившись от папы, Владимир вступил бы в многочисленный сонм окружавших его государей. Но он был бы в нем младшим, сделался бы весьма ограниченным в своей свободе его членом. Напротив, крестившись от греков, Владимир сохранял свободу, не подвергал себя опасности быть в мальчиках и на послугах у других» (Е.Е. Голубинский)
2.3. Вопрос о крещении Владимира.
Повесть временных лет.
«И когда прошел год, в 6496(988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались. Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. Когда насыпали они, - корсунцы, подкопав стену город скую, выбрасывали подсыпанную землю, и носили ее себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, а Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, так написал на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это, - крещусь!» И тот час же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люд и изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною и послал к царям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный. Слышал же, что имеете сестру девицу, если не отдадите ее за меня, то сделаю столице ваш то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цари послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников; если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя». Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказывали мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: «Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе». Ответил же Владимир: «Придите с сестрою вашей и тогда крестите меня». И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и священников. Она же не хотела идти, говоря: «Иду как в полон, лучше бы мне здесь умереть». И сказали ей братья: «Может быть обратит тобою бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же если не пойдешь, то сделают и нам то же, что в Корсуни». И едва принудили ее. Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате. По божественному промыслу разболелся Владимир в то время глазами и не видел ничего. И скорбел сильно и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не избудешь недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрел он. Ощутив свое внезапное исцеление, Владимир прославил бога: «Теперь я узнал бога истинного.» Многие из дружинников, увидев это, крестились... По крещении же Владимира привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят - в Васильеве, а другие и по-иному скажут».
Вопросы и задания к документу.
Задание 1. Подумайте, какое значение имело то, что Владимир буквально заставил Византию окрестить себя?
Задание 2. Найдите в документе свидетельства того, что факт крещения Владимира в Корсуни не является бесспорным.
Мнение. В книге История русской церкви Е.Е. Голубинский по-иному объясняет факт крещения Владимира. Ссылаясь на свидетельство монаха Иакова, он утверждает, что Владимир крестился до похода на Корсунь. Е.Е. Голубинский отрицает факт прихода к Владимиру миссионеров и считает, что к крещению его подвигли иные причины. В частности, именно варяги-христиане. проживавшие в Киеве, подвигли Владимира к этому шагу. «Россия в продолжение долгого Времени после крещения Владимира оставалась без митрополита и без церковного управления. Но если бы Владимир крестился от греков, то какие причины могли бы воспрепятствовать последним дать нам митрополита и ввести церковное управление после крещения? Возможное из сего заключения есть то, что Владимир крестился не от греков и в продолжение того или другого времени не завязывал с ними сношений.
«Спустя два года после собственного крещения Владимир решился приступить к крещению народа. Прежде чем сделать это, он решил войти в сношения с греками, так как для будущей русской церкви нужна бы иерархия. Для сей цели надлежало отправить посольство с просьбой. Но он поступил иначе: отправился войной на греческий город и только В качестве победителя завязал с греками сношения».
3.1. Крещение Руси.
Повесть временных лет.
«После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Клемента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные, и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуне на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи; стоит церковь та и доныне.. Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой богородицы, и про которые невежды думают, что они мраморныё. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей... Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они еще святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья Отмель, как и до сих пор зовется. Затем послал Владимир ко всему городу со словами: «Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый или бедный, или нищий, или раб - да будет мне врага». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте... Люди же, крестившись, разошлись по домам... Владимир же ... приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где стояли прежде кумиры... И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в учение книжное. Матери же детей этих плакали о них, как о мертвых.
Вслед за крещением Киева Владимир отправился крестить Новгород. Опасаясь сопротивления новгородцев, он отправил туда, помимо духовенства, войско во главе со своим дядей Добрыней. Подробно крещение Новгорода описываётся в не дошедшей до наших дней Иоакимовской летописи. Там мы можем найти свидетельства того, что новгородцы встретили киевлян как врагов и оказали им вооруженное сопротивление. Крещение Новгорода завершилось только к сентябрю 990 г., а крещение всех восточнославянских племен началу ХII в. Многие жители Руси возвращались к язычеству после ухода княжеского войска. Особенно долго удерживалось язычество на Северо-Востоке Руси.
Многие историки подчеркивают насильственный характер крещения славян. Не желавшие креститься убегали в леса, организовывали антикняжеские восстания, грабили священнослужителей.
Вопросы и задания к документу.
1. Каков был характер крещения Руси?
2. Подумайте, в чем причина того, что славяне противились принятию христианства?
З. Чем можно объяснить живучесть языческих верований на Руси?
4. Сформулируйте и запишите значение принятия Русью христианства.
5. Дополнительные (домашнее) задания.
1. Соотнесите языческие праздники восточных славян и их аналоги, вошедшие в православие
(заполните таблицу). СЛАВЯНСКИЕ И ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ
Явления природы | Славянские праздники | Христианские праздники |
Зимний солнцеворот | Рождение нового громовника, добывание «живого огня». | |
Приход весны | Победа громовника (Перуна, Сварога) над зимой (Мареной) | |
Распускаются деревья, зеленеет трава | Праздник русалок, которые весной живут в реках, а с наступлением тепла переселяются на деревья | |
Летний солнцеворот | Проводы солнца на зиму |
2. Сгруппируйте термины, определив характерные для язычества и христианства:
икона, святая вода, амулет, литургия, храм, идол, кадило, волхв, капище, треба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока 10 кл. "Князь Владимир. Крещение Руси"
Методическая разработка урока "Князь Владимир. Крещение Руси" для 10 класса...
Методическая разработка урока музыки "Фольклорные традиции Руси"
Урок музыки в 6 классе Тема: Фольклорные традиции Руси.Подтема: «Рождественские посиделки» Цель: создать условия для ознаком...
Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.
Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...
Методические разработки занятий на тему "Символы христианства"," Я в мире", " Очаг как отражение уклада жизни россиян"
Методические разработки для внеурочной деятельности учителя направленные на формирование духовно-нравственных качеств личности....
Методическая разработка урока "Ярослав Мудрый. Расцвет Руси" 6 класс
Форма урока - урок открытия нового знания. Тип урока - комбинированный. Урок разработан в соответствии с требованиями стандарта второго поколения....
Методическая разработка урока «Культура Древней Руси»
Методическая разработка урока «Культура Древней Руси»...