Олимпиадные задания по истории для 1-го и 2-го курсов
олимпиадные задания по истории (10, 11 класс) на тему

Звягин Илья Александрович

Олимпиадные задания по истории для 1-го и 2-го курсов, включающие в себя 10 разнообразных заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада по истории, 1 курс

  1. По какому принципу образован ряд? 
  1. 1378, 1380, 1480 гг.
  1. Прочитайте отрывок из документа и выполните задания:

     «А которые крестьяне… за кем написаны в переписных книгах прошлых … годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам без урочных лет, и впредь отнюдь никому чужих крестьян не принимать, и за собою не держать».

1) Что такое урочные года?

2) Назовите документ, отрывок из которого вы прочитали.

  1. Реши историческую задачу. 

Расчеты показали, что бывшим крепостным помещика Герольдова полагался земельный надел размером менее низшего размера надела, установленного для данной местности. Помещику, согласно «Положению о поземельном устройстве», нужно было прирезать недостающее количество земли крестьянам, чтобы их наделы соответствовали низшей норме. Однако Герольдову очень не хотелось отдавать часть своей земли крестьянам. Он предложил им решить спор на других условиях, также предусмотренных названным выше «Положением». Крестьяне предложение помещика приняли.

Какое предложение Герольдов сделал крестьянам?

  1. Соотнесите имена и произведения:

а) Д.И. Фонвизин                1)“Путешествие из Петербурга в Москву”

б) Н.М. Карамзин               2)“Бедная Лиза”

в) П.А. Радищев                  3)“Недоросль”

                                              4)“Жизнь за царя”

  1. Согласно «Повести временных лет» племена восточных славян назывались:

1) поляне, древляне, славяне, вятичи                       2) чудь, мурома, хазары, словене

3) варяги, авары, хазары                                            4) скифы, сарматы, печенеги

  1. Центрами древнерусской государственности были:

1) Киев и Новгород     2) Москва и Тверь     3) Смоленск и Владимир    4) Киев и Чернигов

  1. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор)?
  1. Перун, Стрибог, Посейдон, Сварог, Велес
  2. Иван III, Василий Темный, Иван Грозный, Михаил Романов
  1. Соотнесите даты и события:

862

Стояние на Угре

945

Призвание варягов новгородцами

1097

Поражение половецких и русских отрядов на р. Калке

1223

Съезд князей в Любече

1480

Начало крещения Руси

988

Гибель князя Игоря

  1. По группе признаков определите, о каком понятии идёт речь?
  • Войско, собранное из добровольцев, непрофессиональных воинов.
  • Земля, выдаваемая при условии несения государственной службы. Размеры участка и условия владения им менялись в зависимости от исторической обстановки. Но в отличие от вотчины эта земля не передавалась по наследству.
  • Закономерный процесс обособления отдельных земель во главе с князьями, претендующими на политическую самостоятельность.
  • Вид литературы 11-17 вв. Историческое произведение, в котором наряду с достоверными историческими фактами и событиями нередко включались легенды, домыслы, народные предания. События записывались по годам.
  1. Работа с историческим источником

«…сего числа отправил я …рекрутов восемь сот шестнадцать, при них конвойных обер-офицеров пять, нижних чинов семьдесят один человек с провиантом на тридцать пять дней…сухарями весом тысяча пятьдесят восемь пуд восемь фунтов три четверти, круп…шестнадцать четвертей шесть четвериков три гарнца двадцать тридесятых в каждой четверти весом по осмии пуд по десять фунтов сто тридцать восемь пуд рекрутам на пищу в пути и сало ж семьдесят шесть пуд…»

  • Объясните значение слов «рекрут», «обер-офицер», «нижний чин».
  • Выпишите меры веса
  • Сколько приходилось в день на одного участника похода сала и сухарей?
  • Когда мог быть составлен документ? Как вы определите время создания? 


Предварительный просмотр:

Олимпиада по истории, 2 курс

  1. Кратко объясните устойчивые ранее, а ныне почти забытые выражения.

А) «разводить антимонии»

Б) «предложить помины или посулы»

В) «пустить на поток»

Г) «голубой гусар»

Д) «калики перехожие»

Е) «казеннокоштный»

Ж) «столбовой дворянин»

З) «тупейный художник»

  1. Деятельность каких представителей общественного движения XIX – начала XX вв. началась раньше других?

1)петрашевцы
2)народники
3)эсеры
4) декабристы

  1. Реши историческую задачу. 

Расчеты показали, что бывшим крепостным помещика Герольдова полагался земельный надел размером менее низшего размера надела, установленного для данной местности. Помещику, согласно «Положению о поземельном устройстве», нужно было прирезать недостающее количество земли крестьянам, чтобы их наделы соответствовали низшей норме. Однако Герольдову очень не хотелось отдавать часть своей земли крестьянам. Он предложил им решить спор на других условиях, также предусмотренных названным выше «Положением». Крестьяне предложение помещика приняли.

Какое предложение Герольдов сделал крестьянам?

  1. Соотнесите имена и произведения:

а) Д.И. Фонвизин                1)“Путешествие из Петербурга в Москву”

б) Н.М. Карамзин               2)“Бедная Лиза”

в) П.А. Радищев                  3)“Недоросль”

                                              4)“Жизнь за царя”

  1. Ознакомьтесь с графиком, отражающим процесс изменения доли грамотных мужчин среди мужского населения России. Выполните задания. 

(Сумма – до 10 баллов. До 4 баллов за правильный ответ на вопрос 1, до 2 баллов за каждый правильный термин, до 2 баллов за правильный ответ на вопрос 3.)

        

1) Укажите период, когда сокращение числа неграмотных среди мужчин шло наиболее высокими темпами. Объясните, с чем это было связано. Приведите не менее трех терминов, относящихся к характеристике места этого периода в распространении грамотности среди населения.

2) Какие (-ой) из приведенных ниже выводов можно сделать на основе анализа таблицы? Выпишите буквы, обозначающие такие утверждения.

А. Россия до Октябрьской революции 1917 г. было страной сплошной неграмотности.

Б. Борьба с неграмотностью в послереволюционный период осуществлялась принудительными мерами, вопреки желанию населения страны.

В. Наша страна накануне Великой Отечественной войны достигла больших успехов в борьбе с неграмотностью.

  1. Заполните пропуски в тексте:

В ноябре 1939 г. вспыхнула советско-финская война, получившая также название «___________________  (1) войны». В ходе неё советским войскам пришлось прорывать сильноукрепленную оборонительную полосу финнов – «_____________________________» (2). По итогам этой войны к СССР отошли значительные территории к западу от Ленинграда, и была образована 16-я советская республика в составе СССР - __________________ (3). В июне 1940 г. войска РККА предприняли освободительный поход в __________________________ (4), отторгнутую Румынией в 1918 г. Наконец, осенью 1940 г. в состав СССР были включены три прибалтийских государства – Эстония, Латвия, Литва».

  1. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор)?
  1. Перун, Стрибог, Посейдон, Сварог, Велес
  2. И. Сталин, В. Ленин, Л. Троцкий, С. Витте
  1. Соотнесите даты и события:

1861

Хождения в народ

1874

Отмена крепостного права

1905, 9 января

Отречение Николая II от престола

1914-1918

Гражданская война

2 марта, 1917

Кровавое воскресенье

1918-1920

Первая мировая война

  1. По группе признаков определите, о каком понятии идёт речь?
  • Войско, собранное из добровольцев, непрофессиональных воинов.
  • Земля, выдаваемая при условии несения государственной службы. Размеры участка и условия владения им менялись в зависимости от исторической обстановки. Но в отличие от вотчины эта земля не передавалась по наследству.
  • Закономерный процесс обособления отдельных земель во главе с князьями, претендующими на политическую самостоятельность.
  • Вид литературы 11-17 вв. Историческое произведение, в котором наряду с достоверными историческими фактами и событиями нередко включались легенды, домыслы, народные предания. События записывались по годам.
  1. Ознакомьтесь со статистической таблицей «Динамика численности населения Сибири за 1863 – 1913 гг.» и ответьте на вопрос: на какой период приходится наиболее высокий рост численности населения Сибири, и объясните, с чем это связано.

Годы

Численность населения в тыс.

Прирост численности

населения по сравнению с предшествующей датой

Численность

населения

в % к 1863 г.

в тыс.

в %

1863

3141,2

100

1885

4313,7

1172,5

37

137

1897

5785,4

1444,7

34

183

1913

9894,5

4136,1

72

315


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по истории для 9 класса (региональный этап)

Олимпиадные задания по истории для 9 класса регионального этапа всероссийской олимпиады 2011 года. Первый тур....

Олимпиадные задания по истории для 10 класса (региональный этап)

Олимпиадные задания по истории для 10 класса регионального этапа всероссийской олимпиады 2011 года. Первый тур....

Олимпиадные задания по истории для 11 класса (школьный тур)

Олимпиадные задания по истории для 11 класса школьного тура....

Олимпиадные задания по истории России (9 класс) для школьного этапа

Олимпиадные задания по истории России предназначены для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников для учащихся 9 класса. Задания в форме тестирования предполагают знание учащимися дат, терм...

Олимпиадные задания по истории 7 кл

Олимпиадные задания по истории 7 кл...

Олимпиадные задания по истории (школьный этап) по истории для 8 класса

Предложенный вариант включает в себя разнообразный вид заданий, позволивший определить степень сформированности знаний о у обучающихся по данному предмету....

Олимпиадные задания по дисциплине "Иностранный язык (английский)" для студентов 3 курса.

Олимпиадные задания разработаны для студентов 3 курса СПО по специальностям "Компьютерные сети", "Информационные системы (по отраслям)"....