Олимпиадные задания по истории 7 кл
олимпиадные задания по истории (7 класс) по теме

Олимпиадные задания по истории 7 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2011_zadaniya_7_klass.doc509.5 КБ
Microsoft Office document icon otvety_7_klass.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шифр ________________                

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТУР

7 класс

Максимальная оценка – 100 баллов

Время на подготовку – 2 часа

1. Дайте краткое обоснование ряда (3 балла):

1. 989–996 гг.,  1037–1041 гг.,  1045–1051 гг. – ______________________________________

_____________________________________________________________________________

2. 1097 г., 1100 г., 1103 г. –______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. 1158–1160 гг., 1165 г., 1194–1197 гг.  –__________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Дайте краткое обоснование ряда и вычеркните лишнее (6 баллов):

1. . Реза, куна, вира, ногата –_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Владимиро-Суздальское княжество, Муромское княжество, Галицко-Волынское княжество, Рязанское княжество –_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. 1240 г., 1242 г., 1255 г., 1268 г. –________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Дополните логический ряд (5 баллов):

1. 1237–1238 гг. – нашествие Батыя на ________________________________(1) Русь, ________________________ (2) – нашествие Батыя на Южную Русь; 1261 г. – поход ________________________ (3) на Галицко-Волынское княжество – даты, связанные с крупнейшими походами монголо-татар в середине XIII века;

2. 988 г. – принятие христианства на Руси, ___________(4) г. – учреждение первой митрополии в Древнерусском государстве; ___________ (5) г. – избрание первого митрополита из руссов – Илариона – даты, связанные с утверждением христианства в Древнерусском государстве;

4. Дайте современные названия следующих географических областей и объектов (4 балла):

1.  г. Царьград – __________________                 2. Угорская земля – ___________________

3. Варяжское море – _______________                4. р. Итиль – __________________

5. Разведите понятия (8 баллов):

Термин

Общее

Различное

Архиепископ

Архимандрит

Термин

Общее

Различное

Баскак

Бесермен

6. В истории существуют также поговорки. Объясните значение некоторых из них, а также объясните, с какими событиями связано их возникновение (6 баллов):

1. «Радимичи Волчьего хвоста бегают»___________________________________________________

2. «За Пьяною все люди пьяны» _________________________________________________________

3. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»____________________________________________________

7. Исходя из контекста, дайте определение понятий (5 баллов):

«Основными составляющими русского войска в период феодальной раздробленности на Руси были: княжеская дружина (1), постоянно находившаяся на службе и приспособленная к маневренным действиям, городское ополчение (2), а также отряды феодалов или ополчение сельское (3). Последние являлись самой ненадежной частью войска. Решение об участии в походе горожан принимало вече, ставя во главе ополчения тысяцкого».

«Прежде чем выступить в поход на Новгород в 1471 г., великий князь послал туда взметчика (4). Привезенные им «разметные письма» (5) дали, наконец, восторжествовать «партии войны» в Новгороде, что в итоге послужило началом конца «вечевой республики».

1. – __________________________________________________________________________

2. – __________________________________________________________________________

3. – __________________________________________________________________________

4. – __________________________________________________________________________

5. – __________________________________________________________________________

8. Краеведение. В этом году исполняется 70 лет с момента контрнаступления советских войск под Москвой. Вставьте в пропуски текста имена полководцев, командовавших соединениями советских войск на ближних подступах к Москве (6 баллов).

«После окружения основных сил Западного фронта под Вязьмой на московское направление стали перебрасываться дивизии и бригады, сформированные за Уралом. Одной из таких дивизий стала 316-ая стрелковая дивизия во главе с __________________ (1), занявшая оборону под Волоколамском. В ходе боев в октябре войскам дивизии удалось приостановить немецкое наступление 4-ой армии вермахта. За боевые заслуги в конце ноября дивизия получила наименование 8-ой гвардейской…».

«10  октября после того, как основные силы Западного, Брянского и Резервного фронтов командующим оставшимися на московском направлении силами был назначен ________________________ (2). Именно ему удалось организовать «завесу» на пути следования немецких войск к Москве  и приостановить немецкое наступление на ближних подступах к столице. Особо сложная задача выпала на долю 16-ой армии во главе с командармом ___________________ (3), оборонявшей Клинское, Истринское и Волоколамское направления и принявшая на себя основной удар танковых сил группы армий «Центр»…»

9. Да или нет? Неверные суждения исправьте (10 баллов):

1. Создание первых известных летописей относится к концу XII века_________________

____________________________________________________________________________

2. Период феодальной раздробленности начался сразу же после смерти киевского князя Владимира Мономаха ________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3. В походе на р. Калка участвовали силы всех ключевых русских земель, кроме Новгорода ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Отмена баскачества связано с Тверским восстанием 1327 г. ________________________

_____________________________________________________________________________

5. Белокаменный московский Кремль был построен при Семене Гордом _______________

_____________________________________________________________________________

10. Назовите дату (точный год) следующих событий (5 баллов):

1. Когда был совершен последний крупный поход на Константинополь — __________ г.

2. В котором столица была перенесена из Киева во Владимир — __________ г.

3. Когда была проведена первая крупная реформа управления и сбора налогов на Руси — ________ г.

4. С которого в состав Руси стала входить Тмутараканская земля — _________ г.  

5. Когда в Новгороде оформилась «вечевая республика» — _________ г.

11. Кратко ответьте на вопросы (4 балла):

1. Известно, что XI веке на службу к древнерусским князьям перешли ряд кочевых племен – торков, берендеев, ковуев. А где их селили и какие у них были функции? ____________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Известно, к концу XV  века на северо-западе существовало две «вечевых республики» – Новгород и Псков. Первую принято называть «Господин Великий Новгород». А как называли вторую и в каком году она образовалась? _____________________________________

_____________________________________________________________________________

12. Ниже дана таблица. Ответьте на вопросы к ней (9 баллов):

Соотношение сил сторон в ходе битвы на р. Калка 31 мая 1223 г.

Участники сражения:

Численность воинов (пехота, конница) к началу сражения (в тысячах)

Потери в абсолютных величинах (в тысячах)

Потери (в процентах)

Союзники, в т. ч.:

Руссы

103

90

90 %

Половцы

20–25

20–25

90–95 %

Монголо-татары

30

7–10

25–30 %

1. Исходя из данных таблиц, сравните общую численность войск сторон. Было ли у союзников, по Вашему мнению, значительное превосходство и в пехоте и в коннице? Свой ответ обоснуйте _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Как Вы можете объяснить (не менее 3-х причин) столь несоизмеримые потери сторон?_

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Как Вы считаете, к каким долгосрочным последствиям (не менее 3-х) привели столь большие потери союзников? _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

13. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему (6 баллов)

«Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье, он сидел на веслах и греб вместе со своими приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого  и не очень низкого… Голова у него была совершенно голая, но с одной её стороны свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким… Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой.»

1. Как называется документ, отрывок из которого воспроизведен в тексте?______________ _____________________________________________________________________________

2. Кто автор этого документа? ___________________________________________________

3. Кто такой «Сфендослав», описанный в тексте? ___________________________________

4. При каких обстоятельствах смог его увидеть автор документа? ____________________

_____________________________________________________________________________

5. Дайте максимально точную датировку данных обстоятельств.______________________

6. К каким последствиям для самого «Сфендослава» привели эти обстоятельства? _______

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Соотнесите государства – соседа Древнерусского государства с его столицей в XI веке (5 баллов):

1. Королевство Польша                  а. Роскилле

2. Королевство Швеция                 б. Гнезно

3. Королевство Венгрия                 в. Упсала

4. Волжская Булгария                     г. Саркел

5. Хазарский Каганат                     д. Эстергом

                                                          е. Итиль

                                                          ж. Ошель

                                                          з. Булгар

Государство

1

2

3

4

5

Столица

 

15. Ниже Вам даны изображения соборов, построенных на Руси в X – XVI вв. и князей, в чье правление они были построены. Соотнесите номера соборов с буквами, обозначающими изображения князей, их строивших. Назовите соборы, даты их постройки и имена князей (6 баллов)

  1.          2.        3.

А.     Б.  В. 

Собор (с названием и датой постройки)

Князь, в чье правление был построен

1.

2.

3.

16. В этом году исполняется 600 лет создания почитаемой на Руси иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. В связи с этим прочитайте отрывок, вставьте пропущенные имена и ответьте на вопросы (6 баллов):

Периодизация русского иконотворчества по М. В. Алпатову:

«Первый  [период] – XI–XII вв. – домонгольский период, время феодальной раздробленности, насаждения византийской культуры, роста монастырей. В живописи преобладает строгость, напряженность, драматизм…

Второй – время татарских нашествий. Период древнерусского примитива. Русь оказалась обособленной, лишилась возможности создавать крупные памятники, принимать зарубежных мастеров…

Третья ступень – период от ___________________ (1) до Рублева. Объединения страны сопровождалось попытками возрождения достижений домонгольской эпохи.  Сам __________________ (1) проходит (вместе с искусством Руси этого времени) путь от трагического пафоса к жизнеутверждающему искусству, раскрывающему гармонию мироздания, что находит наиболее яркое воплощение в творчестве Рублева.

Четвертая ступень – новгородская школа XV века, немыслимая без Рублева…

Пятая ступень – время ___________________________ (2). Это был гений, равный Рублеву. Его искусство возвышенное и идеальное. Но – важная существенная деталь: ________  находит идеальное не в ангелах, как Рублев, а в людях… Красота проявляется у него не в простоте и ясности, как у Рублева, а в сложности и богатстве красок и форм…»

1. Как Вы считаете, почему при описании третьего-пятого периодов уже нет упоминаний о византийском влиянии? ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2.  Влияние какой страны, региона в архитектуре пришло на Русь во второй половине XV века? В чем конкретно это проявилось? ___________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

17. Соотнесите имена князей и связанные с их деятельностью отмеченные на карте события. Заполните таблицу (6 баллов).

Князья

Цифра на карте

Событие

Владимир Мономах

Владимир Святославич

Игорь Старый

Олег

Святослав

Ярослав Мудрый

Итого – 100 баллов

Желаем успеха!



Предварительный просмотр:

ОТВЕТЫ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТУР

7 класс

I тур — Максимальная оценка – 100 баллов

1. 

1. Даты постройки крупнейших архитектурных ансамблей в Древнерусском государстве в правление Владимира Святого (980–1015 гг.) и Ярослава Мудрого (1016–1018 гг., 1019–1054 гг.)

 2. Даты съездов князей для определения удельных владений в III периоде существования Древнерусского государства (1054–1132 гг.)

3. Даты постройки крупнейших архитектурных ансамблей во Владимиро-Суздальской Руси при Андрее Боголюбском (1157–1174 гг.) и Всеволоде Большое Гнездо (1176–1212 гг.)

За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 3 балла

2.

1. Денежные меры в Древнерусском государстве в  XI – начале XII вв. Лишнее – вира;

2. Княжества, относящиеся к Северо-Восточной (Залесской) Руси; лишнее – Галицко-Волынское княжество;

3. Даты, связанные с отражением немецко-шведской агрессии в середине – второй половине  XIII века; лишнее – 1255 г.

За каждый правильный ответ – 1 балл. За каждую верно вычеркнутую дату или деятеля – 1 балл. Итого – 6 баллов

3. 

1. Северо-Восточную Русь;  2. 1240 г.;  3. Бурундая;  4. 990 г.;   5. 1051 г.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 5 баллов

4.

1. Стамбул;  2. Венгрия;   3. Балтийское море;   4. р. Волга

За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 4 балла

5.

Термин

Общее

Различное

Архиепископ

Высшие церковные сановники в Новгороде  в XII–XV  вв.

Глава Новгородской Церкви, один из 3 управителей «вечевой республики» (наряду с посадником и тысяцким), у него хранились казна, меры, печать

Архимандрит

Глава новгородских монахов, косвенно влиял на принятие политических решений в «вечевой республике»

Термин

Общее

Различное

Баскак

 Ханские чиновники в период, последовавший за установлением института монголо-татарского ига на Руси;

Соглядатай при княжеских дворах; по его доносам присылались карательные экспедиции;

Бесермен

Купцы-откупщики, осуществлявшие сбор «выхода» с Руси;

За каждое правильное определение «общего» – 2 балла. За каждое правильное определение «различного» – 1 балл. Итого – 8 баллов.

6.

1. Чего-то очень бояться, или сильно испугаться; произошла после того, как в 981 г. племя радимичей, подняв восстание, было быстро разгромлено умелыми действиями воеводы по прозвищу Волчий Хвост (действовал по приказу князя Владимира Святославовича);

2. О неподготовленности, безалаберности; произошла после того, как в 1377 г. неожиданным нападением татарский полководец Арапша (Араб-шах) разгромил вдребезги отдыхавших и не ждавших нападения московских и нижегородских воинов и воевод на р. Пьяна;

3. Горькое разочарование по поводу запрета чего-либо; произошла после того, как с 1581 г. начали действовать «заповедные лета», которые не дали более возможности крестьянам переходить от одного землевладельца к другому за неделю до и неделю после Юрьева дня (26 ноября).

 За правильное определение пословицы – 1 балл, за правильное определение, отчего она произошла – 1 балл. Итого – 6 баллов.

7. 

1. Дружина – относительно немногочисленный отряд профессиональных, хорошо вооруженных (кольчуга, щит, шлем, меч, копье, лук и т. д.) конных воинов;

2. Городское ополчение – отряды ремесленников и торговцев, набираемые накануне похода; обычно имели более слабое, чем дружина, вооружение (в частности, топоры вместо мечей) и слабую боевую подготовку; по роду войск – в подавляющем большинстве пехота;

3. Отряды феодалов – набираемые из среды крестьян «боевые холопы» или спешно вооруженные перед походом закупы (а также смерды), имевшие более слабое, чем у дружины и горожан, вооружение и очень слабый боевой опыт; решение об их участии (неучастии) в бою обычно принимал феодал (чаще всего боярин);

4. Взметчик – посыльный, доставлявший особо важные бумаги, сообщения; обычно именно он доставлял послание с объявлением войны;

5. «Разметные письма» – послание об объявлении войны.

Простое переписывание части текста ответом не считается. За каждый верный ответ – 1 балл, итого – 5 баллов.

8.

1. И. В. Панфилов   2. Г. К. Жуков   3. К. К. Рокоссовский

За каждый правильный ответ – 2 балла, итого – 6 баллов.

9. 

1. Нет, не позднее первой четверти XII  века;

2. Нет, только после смерти его сына Мстислава Великого (1125-1132 гг.)

3. Нет, еще не было Владимиро-Суздальского княжества, а также и других княжеств Северо-востока; кроме того, не участвовали в походе западнорусские княжества (Смоленское, Полоцкое, Турово-Пинское).

4. Да

5. Нет, при Дмитрии Ивановиче (1359–1389 гг.) в 1367 г.

За правильный ответ – 2 балла, итого – 10 баллов

10.

1. 1043 г.    2. 1169 г.     3. 946 г.    4. 967 г.    5. 1136 г.

За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 5 баллов

11.

1. Их селили в укрепленных городках на южных и юго-восточных границах (например, ковуи – на черниговских землях); они предназначались для отражения враждебных Древнерусскому государству кочевников, а также успешно применялись для глубоких рейдов вглубь степи.

2. «Младший брат Новгорода»; 1348 г.

За каждый из элементов в обоих вопросах – по 1 баллу; итого – 4 балла.

12. 

1. Из таблицы видно, что союзники имели 4-кратное превосходство над монголо-татарами; однако, следует учитывать, что практически все монголо-татары были конными, как и половцы, однако, в составе южнорусского войска подавляющее большинство (60–80 тысяч) составляла пехота; поэтому если в пехоте у союзников было абсолютное превосходство, то в коннице оно было очень незначительным;

2. – глубокоэшелонированное построение союзников привело к тому, что монголы на переднем крае имели даже некоторое превосходство над противостоящими им половцами;

 – первыми приняли на себя удар монгол половцы, уже битые монголо-татарами; это привело к панике среди них, которая перекинулась и на южнорусские полки;

– южнорусские силы, поддавшись страху, стали в беспорядке отступать, а так как их большинство составляла пехота, то её легко изрубили конники;

– оборонявшиеся киевляне (Мстислав Киевский) были полностью перебиты через несколько дней в результате хитрости;

– у южнорусского войска в ходе сражения не было единого командующего, что привело к несогласованности действий;

– глубокое эшелонирование войск привело к поэтапному вводу войск в бой, что позволяло монголо-татарам сохранять превосходство;

– скученность войск мешала организовать эффективную оборону;

– большинство воинов в южнорусском войске было непрофессиональными, что предопределило их поражение с более опытными монголами;

– в тылу союзников находилась река с относительно незначительным числом переправочных средств, что помогло монголам перебить множество воинов у реки;

3. – половцы перестали быть серьезной военной силой;

– южнорусские княжества потеряли большую часть своих войск, что привело к их резкому военному ослаблению (что особо проявилось во время Второго похода Батыя 1240–1241 гг.);

– столь многочисленные потери в живой силе привели к невозможности вести бой в полевых условиях и южнорусские воины отсиживались  за крепостными стенами, что изначально предопределило их поражение во время нашествия Батыя;

– монголо-татары провели успешную разведку, получив опыт войны с дотоле незнакомыми русскими полками.

За правильный ответ в 1-ом вопросе – 1 балл (названо 2 или более элементов ответа), 0 баллов (1 или менее элементов); во 2-ом и 3-ем вопросах – по 4 балла (если названо по 3 или более причин), по 2 балла (если названо 2 причины), 0 баллов (обозначена 1 или менее  причин). Итого – 9 баллов;

13. 

1. «История»

2. Лев Диакон (византийский летописец, придворный сановник)

3. князь Святослав (965–972 гг.)

4. при личных переговорах Цимисхия и Святослава на Дунае об окончании войны в Болгарии в 968–971 гг.

5. 971 г.

6. В итоге Святослав вернулся на Русь, где его «ждали» печенеги; в бою у Днепровских порогов (весна 972 г.) он погиб.

За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 6 баллов

14.

Государство

1

2

3

4

5

Столица

б

в

д

з

е

За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 5 баллов

15.

Собор (с названием и датой постройки)

Князь, в чье правление был построен

1.Софийский собор в Киеве, 1037–1041 гг.

В. Ярослав Мудрый (Хромой)

2. Успенский собор во Владимире, 1158–1160 гг.

Б. Андрей Боголюбский

3. Успенский собор в Москве, 1475–1479 гг.

А. Иван III

Правильно даны 3 соотношения (без названия элементов) – 2 балла; даны 2 соотношения – 1 балл, 1 и менее – 0 баллов; названы верно 5–6 элементов, связанных с соборами (названия и даты постройки) – 3 балла, 3–4 элемента – 2 балла, 2 элемента – 1 балл, 1 или менее элементов – 0 баллов. Названы правильно все 3 князя – 1 балл, 2 и менее князей – 0 баллов. Итого – 6 баллов.

16. 

1. Феофан Грек    2. Дионисий

1. Византия впала в «культурную деградацию» и политический хаос после 1204 г.

2. Итальянское. Например, при сооружении Успенского (1475–1479 гг.) и Архангельского (1505–1508 гг.), которые проектировали и строили соответственно итальянцы Аристотель Фиораванти и Алевиз Новый.  

За каждое правильное имя – 1 балл, за каждый правильный ответ на вопрос – 2 балла (при ответе на вопросы засчитывается лишь ответ с объяснением). Итого – 6 баллов.

17.

Князья

Цифра на карте

События

Владимир Мономах

5

Съезд князей в Любече

Владимир Святославич

4, 8

Постройка засечных полос

Игорь Старый

1

Восстание древлян

Олег

3

Поход на Византию

Святослав

2

7

Битва при Доростоле

Поход на Волжскую Булгарию

Ярослав Мудрый

6

Договор князя с новгородцами о поддержке его в борьбе за киевский престол.

За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 6 баллов (если даны только цифры – ответ не засчитывается).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по истории для 9 класса (региональный этап)

Олимпиадные задания по истории для 9 класса регионального этапа всероссийской олимпиады 2011 года. Первый тур....

Олимпиадные задания по истории для 10 класса (региональный этап)

Олимпиадные задания по истории для 10 класса регионального этапа всероссийской олимпиады 2011 года. Первый тур....

Олимпиадные задания по истории для 11 класса (школьный тур)

Олимпиадные задания по истории для 11 класса школьного тура....

Олимпиадные задания по истории России (9 класс) для школьного этапа

Олимпиадные задания по истории России предназначены для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников для учащихся 9 класса. Задания в форме тестирования предполагают знание учащимися дат, терм...

Олимпиадные задания по истории 8 кл

Олимпиадные задания по истории 8 кл...

Олимпиадные задания по истории 9 кл

Олимпиадные задания по истории 9 кл...

Олимпиадные задания по истории (школьный этап) по истории для 8 класса

Предложенный вариант включает в себя разнообразный вид заданий, позволивший определить степень сформированности знаний о у обучающихся по данному предмету....