Открытый урок истории на тему: "Детская Хатынь Красного берега"
видеоурок по истории по теме
На примере детского концлагеря Красного Берега показать истинное, бесчеловечное лицо фашизма, как высшей степени национализма, как великое зло для всего Человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_detskaya_hatyn_chast_1.pptx | 1.71 МБ |
prezentatsiya_detskaya_hatyn_chast_2.pptx | 2.97 МБ |
urok_pamyati_detskaya_hatyn_krasnogo_berega_2015.docx | 34.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детская Хатынь Красного Берега Слайд 2
д.Красный Берег Жлобинский район, Гомельская область, Республика Белоруссия. Слайд 3
619 белорусских деревень сожжены вместе с жителями Слайд 4
С кульптура девочки-подростка (бронза, автор А.Финский) Слайд 5
«Мертвый класс» Слайд 6
С высоты птичьего полете эти 7 -мь лучей смотрятся еще выразительнее Слайд 7
Экскурсовод Александр Манкевич Слайд 8
1990 детей вывезли фашисты из этого лагеря Слайд 9
У зниками концлагерей стали 35 тысяч только белорусских детей. Слайд 10
Реки детской крови были «выпиты» фашистами Слайд 11
Черная доска в «Мертвом классе» Слайд 12
Действующая армия. Полевая почта №… Сусанину Петру. Слайд 13
М ы освободили и Европу Слайд 14
С оветские воины уничтожили фашизм в его логове Слайд 15
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Белый парусник – символизирующий мечты, которым не суждено было сбыться. Слайд 17
Площадь Солнца Слайд 18
Э то лепили освобожденные дети на лечении в больнице. Слайд 19
Д етям, которые никогда не сядут за парты и никогда не нарисуют свое счастье посвящается … Слайд 20
Мира, Радости, Счастья, Добра и Справедливости всем живущим на планете Земля !!!
Предварительный просмотр:
Урок памяти. «Детская Хатынь «Красного Берега».
( вертуальная экскурсия на основе кадров мультимедийной презентации.)
Учитель истории –Колузанова О.С.
Цель: Показать истинное, бесчеловечное лицо фашизма, как высшей степени национализма, как великое зло для всего Человечества.
Задачи:
- Познакомить учащихся с безжалостным, звериным отношением фашистов к людям других национальностей на примере уничтожения детей в концентрационных лагерях.
- Воспитывать гуманизм и милосердие, терпимое отношение к окружающим людям, чувство сострадания к чужому горю.;
- Пробуждать у детей интерес к общественным явлениям, стремление знать историю своего Отечества.
Оборудование.
1.Плакаты:
- «70-летию Великой Победы посвящается»;
- «Память уносит нас в дальние дали войны…».
2. Юбилейная эмблема «Мы помним!»
3. Мультимедийная презентация «Детская Хатынь «Красного Берега».
4.Записи музыкального сопровождения.
5. Галлерея иллюстраций «Никто не забыт, ничто не забыто!..»
Ход урока.
Удары метронома. Тишина.
(И тут резко начинает звенеть колокольчик в руках маленькой девочки. Девочка одета в школьную форму, с черным фартуком. На голове большой черный бант.)
Звучит драматическая музыка.
(На сценической площадке появляются дети в костюмах белого цвета, похожие на ангелов …)
cлайд -1
Чтец-1. Светлое поле и солнечный круг
Здесь души детей витают вокруг.
Детский концлагерь прямо в саду,
Я вижу все это как наяву.
Чтец-2. Как забыть то, что были во время Великой Отечественной войны на оккупированной территории Белоруссии, Украины, России десятки концентрацтонных лагерей и в том числе детские лагеря смерти, где держали маленьких детей и у которых до смерти выцеживали кровь для раненых солдат Вермахта ?
Чтец-3. Разве можно это забыть ? И те, кто это делал в прошлом веке, сейчас из Европы нам несут ювенальный фашизм – стремительное расчеловечивание теперешних мальчишек и девчонок.
слайд-2
УЧИТЕЛЬ. В жизни каждого народа есть события, которые не подлежат забвению. Великая Отечественная война оставила глубокий след в людских сердцах. Мемориалы по всей Белоруссии и европейской части России не дают нам забыть о тяжком наследии войны, призывают нас к священной памяти о людях, погибших в борьбе с оккупантами.
Недавно в ходе служебной командировки мне удалось побывать в Белоруссии. О том, что меня потрясло до глубины души мы расскажем вам сейчас.
Слайд-3.
От самого названия становится немного жутко. “Детской Хатынью” называют детский донорский концлагерь .
Расположен он в деревне с символичным названием Красный Берег, что в 21 километре на северо-запад от Жлобина (Гомельская область). Памятник республиканского значения установлен в яблоневом саду. Именно в этой деревне располагался один из крупнейших детских донорских концлагерей. В нем содержались дети в возрасте от 8 до 14 лет, которых насильно отнимали у матерей в Жлобинском, Рогачевском, Стрешинском, Добрушенском и других районах. У детей брали кровь для нацистских солдат и офицеров, а тех, кто оставался жив, отправляли в Германию. Но выживали немногие.
слайд-4.
В груди все холодеет, когда видишь этот печальный скульптурный ансамбль… Жгучее ощущение чужого, далекого горя захлестывает душу. Впрочем, словами это вряд ли передать. Больше эти чувства может понять тот, кто бывал в Хатыни – одной из 619 белорусских деревень, сожженных гитлеровцами вместе с жителями. Недаром мемориал в Красном Береге называют «Детской Хатынью». Ныне это памятник, аналогов которому нет не только в России и Украине (не говоря уже о странах Балтии), но и вообще нигде в мире…
слайд-5.
Мемориал открывает скульптура девочки-подростка с поднятыми вверх руками. Центром композиции является «Площадь Солнца». «Лучи-аллеи» расходятся по всему яблоневому саду. Один из лучей – «Луч Памяти» (черного цвета), является главным входом в мемориал и проходит через «Мертвый класс» из белых пустых парт и школьной доски. Чёрная школьная доска с белыми буквами. В этом классе никогда не начнётся урок, на переменах никогда не будет звучать детский смех. “Где же дети? Их нет, они ушли в вечность…”
слайд-6.
Это только один класс, а ведь в годы своего хозяйничанья на чужой земле немцы уничтожили в Белоруссии 13 тысяч школ – десятки тысяч подобных классов…
слайд-7.
Говорят, что с высоты птичьего полета эти семь лучей смотрятся еще выразительнее.
Кадр-8. Экскурсовод, сам уроженец этих мест, Александр Манкевич рассказывает:В Краснобережский лагерь смерти узников свозили из нескольких районов тогдашней Советской Белоруссии. Отбирали детей в возрасте от 8 до 14 лет. Фигурка девочки в начале мемориала неслучайна: большинство сюда попадавших были именно девочки. У них чаще всего встречались первая группа крови и положительный резус-фактор. Тети и дяди в белых халатах вели себя с жертвами без особой строгости, но кровь забирали у них до последней капли. Умирать было не больно — обескровленные дети просто засыпали. А тем, кто еще подавал признаки жизни, губы смазывали ядом — этакий своеобразный жест гуманизма со стороны бездушныx палачей…
Здесь, в Красном Береге, был апробирован новый — «научный» — метод забора крови. Детей подвешивали под мышки, сжимали грудь. Для того чтобы кровь не сворачивалась, делали специальный укол. Кожа на ступнях отрезалась — или них делались глубокие надрезы. Вся кровь стекала в герметичные ванночки. Тела ребятишек увозили и сжигали.
Иным детям «везло» больше — их отправляли донорами в Германию и там забирали у них кровь для раненых офицеров и солдат вермахта…
слайд-9.
Чтец -4. По данным архивов известно, что из этого лагеря фашисты вывезли 1990 детей, в том числе 15 юных жертв были из Краснобережского сельского Совета. Это установила Чрезвычайная комиссия, работавшая тут еще в 1944 году. При этом фамилии местных детишек были выяснены, имен же других доискаться, увы, не удалось. Вообще же, по официальным данным, в годы Великой Отечественной узниками детских концлагерей стали более 35 тысяч только белорусских детей...
слайд-10.
Чтец -5. А россиянин Николай Згурский с тринадцати лет носит печать кровавой жажды рейха на запястье левой руки — это «памятное» клеймо ему поставили именно здесь, в Красном Береге.
слайд-11.
— Брали кровь по-страшному, — вспоминает Николай Ильич. — Начинают брать — и радуга в глазах идет.
Становится все такое оранжевое. И теряешь сознание… Прекращают, уносят. Как я остался жив — не понимаю.
Наверное, лишь по счастливой случайности.
слайд-12.
УЧИТЕЛЬ. У черной школьной доски в «мертвом классе» экскурсовод Александр Манкевич проникновенно декламирует наизусть письмо 15-летней Кати Сусаниной, которое на этой доске воспроизведено будто мелом. История этого документа более или менее известна, но есть смысл напомнить ее здесь, ибо новые поколения школьников и молодежи, увы, в большинстве своем мало интересуются родным военным прошлым, путают 9 мая 1945-го с 22 июня 1941-го (это в лучшем случае, в худшем — вообще знают ли эти даты…).
Письмо Кати Сусаниной было опубликовано в «Комсомольской правде» 27 мая 1944 года. А нашли его при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов в освобожденном райцентре Лиозно, что в Витебской области. На конверте стоял адрес: «Действующая армия. Полевая почта №… Сусанину Петру». В Лиозно белорусская школьница находилась в рабстве у одного из знатных оккупантов и 12 марта 1943 года, в день своего пятнадцатилетия, более не в силах терпеть издевательств, покончила жизнь самоубийством. Перед тем как повиснуть в петле, она написала письмо отцу, который был на фронте.
слайд-13.
Вот этот текст:
«Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи.
Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу, мама не стерпела и гордо сказала, вот ее последние слова: «Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон!». И офицер выстрелил маме в рот…
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!». Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню.
А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало — платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет, — и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с «Розой» и «Кларой» — так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русс была и будет свинья», — сказал он. Я очень боюсь «Клары». Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник, тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.
Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!.. Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.
Твоя дочь Катя Сусанина.
Март, 12, Лиозно, 1943 год.
P. S. Мое сердце верит: письмо дойдет» .
слайд-14.
Письмо было найдено в 1944 году. Оно не дошло до адресата, потому как отец Кати Сусаниной пал смертью храбрых в бою за Родину. Но его прочитали тысячи других защитников Отечества. И они освободили советскую землю от врагов. И помогли освободить страны Европы. Они дошли до Берлина, до рейхстага – логова фашизма и уничтожили его.
слайд-15.
С обратной стороны классной доски – карта Белоруссии, где отмечены еще 16 концентрационных лагерей, в которых содержались дети.
слайд-16.
Зв. музыка П.И.Чайковского «Времена года»
За школьной доской расположена самая светлая и радужная часть мемориала – «Площадь Солнца». В центре площади находится «Белый парусник» с начертанными на парусах именами детей обескровленных фашистами.
слайд-17.
Тысячи туристов, со слезами на глазах слушают рассказ экскурсовода , и записывают понравившиеся имена в свои блокноты, чтобы назвать ими своих детей и внуков.
слайд-18
За парусником мольберты с детскими рисунками, символизирующие мечты, которым не суждено было сбыться.
слайд-19
Чтец-6.
Минуло много, много лет.
На солнце так же тает снег,
Бегут ручьи, смеются дети –
Какое счастье жить на свете!
Любить, смеяться, улыбаться
И просто жизнью наслаждаться…
Живые, вы всегда в ответе
За мир и солнце на планете.
(А.Рубинштейн)
Объявляется МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
(Слышны удары метронома).
Вывод.
УЧИТЕЛЬ. Наверное, я не пожелала бы попасть на эту экскурсию ещё раз. Услышать всё это можно хотеть только не зная, о чём тебе будет поведано. Это не просто познавательная экскурсия. Это экскурсия чувственно-эмоциональная, пробирающая до мурашек по спине и впечатывающаяся в мозг острой болью, которую (не) пережили дети.
Рефлексия.
- Почему фашизм называют «чумой ХХ века»?
- Что означает выражение «Люди со звериным лицом»?
- Почему считается аморальным рисовать на стенах, заборе фашистскую свастику.
- Почему советское руководство не закончило войну в 1944 году, освободив Советскую страну, а наши войска вступили в Европу?
P.S. Урок памяти длился 40 минут. В актовом зале школы была идеальная тишина. И даже у задиристых мальчишек на глазах блестели слезы. Это хорошо, что они умеют чувствовать чужую боль… А жизнь продолжается!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории. 5 класс. Тема: «Государство на берегах Нила»
Тема: «Государство на берегах Нила»Цель урока: знакомство с природой Древнего Египта и образованием единого государства.Задачи урока:выяснить местоположение и природные условия Древнего Египтапо...
Урок истории по теме "Египет - государство на берегах Нила"
Тип урока: урок открытия новых знаний. Методы работы: Коллективная, групповая. Здоровьесберегающая технология....
Урок истории и культуры Санкт-Петербурга "Невские берега до основания Санкт-Петербурга. Александр Невский".
Дистанционное обучение...
Презентация открытого урока истории Казахстана "Коллективизация. Последствия коллективизации" в 11 классе преп. истории Жакенова Кунсулу Жаксылыковна город Караганда
Коллективизация в Казахстане». Отношение между крестьянством и большевистской властью в конце 1920-х гг. оставалось достаточно сложным. Мнения ...
Открытый урок истории. 5 класс. Тема урока: «Ассирийская держава»
Задачи:Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе м...
Открытый урок. История, 5 класс. Что изучает история?
В пятом классе дети начинают изучать новый предмет - историю. На первом уроке важно показать им, что история - это не скучный урок, где нужно заучивать скучные даты, непонятные имена и события, а урок...
Презентация к уроку истории в 5 классе "Государство на берегах Нила"
Презентация включает карты....