"Этнокультурный компонент в обучении учащихся 5-х классов на уроках истории"
статья (5 класс) по теме
Тема моего исследования «Этнокультурный компонент в обучении учащихся 5-х классов на уроках истории».
Актуальность и перспективность этой работы заключается в том, что последние годы современные умы бьются над созданием перечня мировоззренческих ценностей, цельной системы воспитания нравственности у детей, ибо не может быть ни прочной семьи, ни сильного государства, если люди развращены. Между тем огромный фундамент основ становления личности уже заложен много веков назад нашими предыдущими поколениями.
Все ответы на злободневные вопросы в деле воспитания можно найти в жизни наших предков, если хорошо знать историю своей Родины, своего рода, и своей семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etnokulturnyy_komponent_v_obuchenii_uchashchihsya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности.
Память формирует духовную крепость человека».
В. Белов
Тема моего исследования «Этнокультурный компонент в обучении учащихся 5-х классов на уроках истории».
Актуальность и перспективность этой работы заключается в том, что последние годы современные умы бьются над созданием перечня мировоззренческих ценностей, цельной системы воспитания нравственности у детей, ибо не может быть ни прочной семьи, ни сильного государства, если люди развращены. Между тем огромный фундамент основ становления личности уже заложен много веков назад нашими предыдущими поколениями.
Все ответы на злободневные вопросы в деле воспитания можно найти в жизни наших предков, если хорошо знать историю своей Родины, своего рода, и своей семьи.
«Глубокомысленный вопрос: «с чего начинается Родина?» – подразумевает простейший ответ: с уважения к истории своего народа вообще и к своим родителям в частности… Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я безусловно человек конца XIX столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать...» Борис Васильев.
Все родители хотят видеть своих детей добрыми, честными, послушными. Желают, чтобы они уважали старших и не обижали младших и слабых. Чтобы росли трудолюбивыми, чтобы избежали разрушительного для здоровья и жизни зависимостей – алкоголя и наркотиков.
Для исполнения этого желания родитель вооружён собственной нравственностью, чувствами и поведением. Он опирается на традиции, нравы, обычаи, общественную мораль и православное учение о добродетелях.
Весь этот опыт накапливается веками в каждой семье, шлифуется и впитывается подрастающими поколениями. Именно таким образом формируется менталитет народа и его духовные ценности.
Это огромные богатства, которые на первый взгляд не ощутимы, но без этого нет будущего у народа. Ведь только народ умеет различать добро и зло и имеет стремление к святости.
Реализация этого проекта осуществляется по нескольким направлениям:
- Краеведческие исследования;
- Изучение мокшанского и эрьзянского языка и повышение культуры речи;
- Этнокультурное образование на занятиях технологии «Умелые руки»;
- Этнокультурный компонент как средство формирования национального самосознания.
Краеведческие исследования.
Познание нашей Родины всегда начинается с близкого каждому из нас с познания родного края – города или села, своего района, области или республики.
«Между Родиной и родным краем существует неразрывная связь,- писал известный учёный А. С. Барков – Любовь к родному краю питает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его – значит полюбить его ещё более глубоко»
Неотъемлемой частицей России является Мордовия, в которой дружно проживают представители многих народов. Много веков назад завершился длительный процесс добровольного вхождения мордовского народа в состав Российского государства и мордва навеки связала свою судьбу с русским народом.
В своей работе я много времени уделяю изучению истории и культуры мордовского народа. За многолетний педагогический труд был собран большой материал о нашей республике, который использую на уроке, во внеклассных и внешкольных мероприятиях. Викторины:
- «Достопримечательности Мордовии»;
- «Знаменитые люди Мордовии»;
- «Символика Мордовии».
Экскурсии в краеведческий музей Саранска, музей С. Эрьзи, выставочные залы Саранска; сочинения о своём городе, о его достопримечательностях.
Этнокультурный компонент как средство формирования национального самосознания.
Эту работу я начинаю с 5 класса, когда тяга к новому у ребят особенно велика.
Одним из эффективных методов этой области является проектная деятельность. Тема проектов: «Спортивная Мордовия», «Всегда в сторю…Кондратьев А.И.- ветеран УМВД по РМ», «Символика Мордовии», «О чём рассказывает флаг наш и герб?», «Знакомство с Мордовией», «Саранск- мой родной город», «Почему моя республика называется Мордовией?», «Я из династии врачей (учителей, рабочих, купцов, или другой)», «история одного памятника», «Моя школа», «Герои Советского Союза, прославившие мордовский народ». Где учащиеся изучали биографии знаменитых людей мордовской национальности. Они узнали, что 360 героев Советского Союза имеют мордовские корни. Мордва по числу героев в процентном отношении от количества населения находится на первом месте среди остальных национальностей.
Входя в музей, беседуя с ветеранами, беря в руки старые фотографии лица ребят становятся другими, в этих лицах можно увидеть и вопрос, и гордость, и изумление от только что открытого.
Такая работа учит детей доброте, вниманию, уважению и конечно – любви к самому дорогому, что их окружает: родители, близкие, любимые места, конечно же их родного села.
Сейчас родители и дети несколько отдалены друг от друга, между ними нет той незримой ниточки общения, родители пытаясь обеспечить материально, забывают о духовном развитии своих детей. Поэтому приходя в школу, дети ждут этого общения от своих учителей. Для того чтобы восстановить эту ниточку, задаю на дом задания, которые не возможно выполнить не поговорив с родителями. И все эти задания касаются исторического прошлого родителей, а значит это еще один шаг общения с историей. Так, учащимся было предложено организовать небольшой архив своей семьи или свой личный. Дети в одном месте собирали письменные исторические источники (воспоминания, письма, дневники, любимые книги, старые тетрадки и т.д.), собирали фотографии родителей из интересного путешествия, элементы дедушкиной военной формы, бабушкиной утвари, проводили экскурсию для друзей или родственников по экспозиции своего музея.
Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связанно с краеведением и опираться на краеведение. Теоретическое обоснование: изучение прошлого своей семьи, села, школы, района, округа, области дает возможность будить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь. А это помогает становлению гражданина, патриота великой России, которая, по моему мнению обязательно станет таковой.
Практическая краеведческая работа в нашем школьном коллективе получила огромный импульс. В школе создан краеведческий музей. Экспонаты, представленные в музее собирались длительное время. Учащиеся вовлекались в исследовательскую, поисковую работу. Велось тесное сотрудничество с музеем Военного и трудового подвига и с республиканским краеведческим музеем. С большим удовольствием учащиеся посещают школьный краеведческий музей. Итогом экскурсии по музею становится создание исследовательского проекта «История вещи, сделанной своими руками». Дети расспрашивали родителей, нет ли в доме вещей, сделанных руками членов вашей семьи: мебели, посуды, кухонной утвари, одежды. История такой вещи помогает много узнать интересного из прошлого семьи.
Дети готовят сообщения, анализируют события, которые происходили в истории страны и получили отражение в истории края и города. Большое внимание уделяют работе “Я гражданин России”. Учащимися создаётся творческий проект: «Саранск через 100 лет», выполняется творческое задание- «О чём из истории своей республики вы бы рассказали, если бы к вам приехали друзья (родственники) из другого региона России», «Какие события истории Мордовии произошли в моём городе?». Учащиеся составляют рассказ на тему «Наш класс- дружная семья народов», сообщение о народе, родственном мордовскому ( русскому, татарскому).
Дети составляли схемы своих семей, после подготовки этого задания они узнали много интересного о своих предках, научились составлять свою родословную. Воображая себя древним летописцем учащиеся составляли летопись своей семьи, класса, используя воспоминания старших родственников, учителей, одноклассников, фото- и видеоархивы семьи и класса; проводили исследование имён своих близких, составляли генеалогическое древо своего рода с помощью родителей, бабушек и дедушек, составляли герб своего рода по правилам геральдики.
Мой урок – это живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняться высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика. А значит, во-вторых – это урок-диалог.
На уроках истории мы с детьми перевоплощаемся в скульпторов, юристов, художников, философов. Стараюсь интегрировать за круглым столом, показывают прекрасные знания на уроках “хочу спросить”, “древо познания”, “колесо истории”.
Учу детей понимать и уважать других людей, другие культуры, проявлять политическую терпимость, воспринимать плюрализм мнений, формирую интерес к своей Родине. Свои уроки пытаюсь строить таким образом, чтобы ребята становились активными участниками процесса и формировали свою собственную точку зрения на исторические события и явления.
Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но всё же есть то истинное и вечное, что было и будет всегда. Это лучшие черты народного характера: духовная вера, духовное нравственное чувство, безграничная любовь к нашей Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квалификационная работа "Методические приемы реализации дифференцированного подхода в обучении учащихся 5 неделимых классов на уроках технологии"
Работа раскрывает особенности дифференциации и индивидуализации обучения учащихся 5 неделимых классов технологии. Предложен вариант творческого проекта. В работе представлена методика обучения учащихс...
Активизация познавательной деятельности учащихся 5-7 классов на уроках истории.
Существует ошибочное мнение, что чем больше учитель расскажет на уроке, тем лучше будут знать историю учащиеся. Однако больше чем величина объёма переданных знаний на уроке учителя должен ...
Развитие творческих способностей у учащихся 5-9 классов на уроках истории
Над данной методической темой я работала на протяжении 2008-2009 годов....
Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории.
Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания по теме: "Содействие процессу познанию на уроках истории, через активные формы деятельности"....
Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории
Выступление на семинаре методического объединения учителей истории....
Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории
Выступление на семинаре методического объединения учителей истории....
Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории в свете требований ФГОС нового поколения.
В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи : 1. Изучить и охарактеризовать учебную деятельность школьников. 2. Проанализировать формы познавательной деятельности такие, как ...