Творческая летопись Победы "Музы и пушки"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Азанова Ольга Леонидовна

ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева

 

 

 

 

 

 

                             Подготовили и провели:

                                      Азанова О.Л. учитель истории

                                                                 Егорова М.В. учитель английского языка        

                                       Морозова С.Б.учитель истории

                                      Морозова Е.П.учитель музыки

                                                          Семёнова Е.И.педагог дополнительного

                                                       образования            

 

 

 

г. Кузнецк-12

2015

Творческая летопись Великой Отечественной войны.

 Музы и пушки.

Цель:  Знакомство с отечественной культурой в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

·         формирование знаний о произведениях искусства времен Великой Отечественной войны, его значении в годы войны и в наше время;

·         формирование представления учащихся о долге, мужестве, героизме и их отражении в искусстве;

·         воспитание нравственно-эстетического качества личности гражданина России, патриота своей Родины.

Оборудование к уроку и материал: мультимедиа проектор, презентация, музыкальное сопровождение.

1 ведущий

            В этом году мы отмечаем 70 лет со дня Победы над фашизмом. Сегодня мы собрались для того, чтобы отдать дань уважения нашему народу, который выстоял в этой ужасной войне. Есть такая римская пословица Inter arma silent Musae ( интер арма силент музэ) когда говорят пушки музы молчат. Это означает, что во время войны искусство отходит на второй план, но во время Великой Отечественной войны искусство помогало народу выжить, поддерживало боевой дух солдат.  И во время тяжёлых испытаний, выпавших на их долю, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. И сейчас мы окунёмся в мир искусства времён Великой Отечественной войны.

 2 ведущий

Оперативнее всех военная тема была использована в песенном жанре. Подлинным событием не только музыкального искусства, но и всей русской культуры, стала песня   композитора А. Александрова на слова поэта В. Лебедева-Кумача “Священная война”. Она была впервые исполнена ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы перед отъезжающими на фронт советскими воинами в первые дни войны.

Звучит песня “Священная война”.

1 ведущий

В первые дни войны была объявлена всеобщая мобилизация, но многие уходили на войну добровольцами. Поэты тут же откликнулись своими стихами.

 Стихотворение   “Жди меня” Константина Симонова бойцы вырезали из газетных страниц, переписывали, передавали из рук в руки. По мотивам этого стихотворения в 1943 году был снят художественный фильм.

( стихотворение Константина Симонова «Жди меня».)

2 ведущий

Во времена войны поэты и композиторы создали тысячи песен. Многие из них прочно вошли в устный репертуар народа. Исполнители забывали имена авторов песен, а иногда и не знали их: произведения бытовали анонимно, как и старые народные песни. На мелодии популярных песен профессиональных авторов в народе создавались новые песни. Многие песни пелись на мелодии “Катюши”, “Синего платочка”,     “Тёмной ночи”, “Огонька”.

Песня «Огонёк»

 1 ведущий

  Песни распространялись как устно, так и письменно; вкладывались в письма, помещались в боевых листках, заносились в записные книжки, печатались во фронтовых газетах. Сохранилось много воспоминаний, свидетельствующих об активной действенной силе народных песен в годы  войны.

3 ведущий

История создания песни «Катюша»

Однажды известный поэт Михаил Исаковский сочинил четверостишие:

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

А дальше стихи не складывались ни в какую. Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потому отложил листок в сторонку, как говорится, в долгий ящик. Но все равно никак не мог забыть строчки. И берег-то ведь был родной, смоленский, где родился Михаил Васильевич. Строчки, не дававшие покоя, родились именно там, где эти самые яблони и груши в действительности цвели… Вскоре у поэта состоялось знакомство с композитором М.И. Блантером, которому он и посетовал, что застопорилось стихотворение. Стал тогда композитор теребить поэта, чтоб дописывал текст песни поскорее… Наконец, все сложилось вместе, и песня зазвучала.

Михаил Исаковский получил за ее текст Сталинскую премию. В годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами. Начался ее боевой путь в Белоруссии, под Оршей, т.е. по соседству со смоленскими землями, 14 июля 1941 года. Первый залп из БМ-13, прозванных «Катюшами», дала батарея капитана Флерова.

И под Москвой воевали «Катюши» – аккурат на знаменитом Бородинском поле, и под Ленинградом, – да что говорить, всю войну прошли, «передавая пламенные приветы» врагу, как шутили солдаты.

Учителя исполняют  песню “ Катюша”,танец М.В.Егоровой и Е Шлейниковой.

 2 ведущий. Временная оккупация фашистскими захватчиками значительной территории нашей страны, террор, угнетение населения, запрещение исполнять многие устно-поэтические произведения, не могли совсем заглушить традиционные народные песни, частушки, сказки, легенды, предания, пословицы и поговорки. Они   укрепляли  дух народа, уверенность в неизбежном освобождении, во многих из них говорилось о победных боях русской армии. В песнях, частушках, преданиях, пословицах и поговорках население выражало своё отношение к оккупантам.

1 ведущий

Жить без пищи можно сутки. 
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой. 
Не прожить, как без махорки,
От бомбёжки до другой
Без хорошей поговорки
Или присказки, какой…

Зачитывают поочерёдно записанные на доске поговорки и пословицы.

В тылу колос, на фронте – штык.

С миру по нитке – Гитлеру верёвка.

Уральские танки гнут «Тигров» в баранки.

Наша армия не одна – с нею вся страна.

В бою за Родину  и смерть красна.

Где Кожедуб и Покрышкин – там фашистам крышка.

Москва ударит – в Берлине слышно.

Партизанская дубина бьёт фашистов в лоб и спину.

У партизанского костра – шутка остра.

Если фашистам не рад – вступай в партизанский отряд.

Чем позор и неволю терпеть, лучше в бою умереть. 

Фашисты – злые черти, строят лагеря смерти.

Жалко до слёз родных берёз.

Вот оно фашистское хамство: берут людей в рабство.

 3 ведущий

В годы войны были созданы замечательные произведения камерной, оперной и симфонической музыки.

22-го июня 1941-го года началась Великая Отечественная война - «историческая схватка... между разумом и мракобесием, между культурой и варварством, между светом и тьмой»,- так писал Шостакович в своей статье в «Правде», где рассказывал о сочиненной им седьмой симфонии.

Это мощное произведение о нравственной силе и героизме советского народа, сражающегося с фашизмом, написано в июле - декабре 1941 года. Три первые части симфонии Шостакович сочинил в осажденном Ленинграде, когда буквально рядом грохотали разрывающиеся бомбы. В Куйбышеве он завершил финал. Шостакович покинул родной город, лишь подчиняясь приказу об эвакуации.

 Звучит Седьмая симфония Шостаковича

 Ученик читает стихотворение М. Матусовского 

Была непогода скупа,

Снежком припущенная малость,

Как будто бы это крупа

По карточкам нам выдавалась.

Но город, окованный тьмой,

С уныло ползущим трамваем

Был этой осадной зимой

Прекрасен и незабываем.

Когда композитор бочком

Пробрался к подножью рояля,

В оркестре смычок за смычком,

Проснулись, зажглись, засияли.

Над миром взрывалась гроза.

Ещё никогда на концерте

Так близко не чувствовал зал

Присутствия жизни и смерти.

Ей пламя дышало в лицо,

Глушила её канонада

Она прорывала кольцо

Блокадных ночей Ленинграда.  

 1 ведущий

 С первых дней войны широкое распространение получил выезд художественных бригад непосредственно на фронт, в заводские цеха, к труженикам сельского хозяйства.   Артисты всё время находились вместе с частями при отступлении, в походах, на отдыхе.  Большой зрительский успех сопровождал выступления эстрадного оркестра под управлением Леонида Утёсова, Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко.

Исполняют   песню “Синий платочек”. (Стихи Галицкого, Максимова; муз. Е. Петерсбурского).

Танец «Майский вальс» Семенова Е.И

4 ведущий

Кукрыниксы

 Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова.

С первого дня Великой Отечественной войны Кукрыниксы - в первых рядах работников советского искусства, активно помогающих своим творчеством всенародному делу победы над захватчиками.


Плакат "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" висел на улицах уже на второй день после вероломного нападения гитлеровской армии на нашу Родину. Всем памятен этот лаконичный, напечатанный всего двумя красками - красной и черной - предельно выразительный плакат: гнусная, хищная голова Гитлера, с которой слетела маска, прорывает "Договор о ненападении между СССР и Германией"; дымится ствол пистолета когтистая лапа тянется за добычей. Но агрессора встречает штык русской винтовки, направленный сильной и уверенной рукой мужественного советского воина.

О широте тематического охвата, сатирической остроте и меткости, о художественном мастерстве карикатур Кукрыниксов дают представление сборники их военных рисунков: «Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Превращение фрицев».

В историческом исступлении фюрер протягивает вперед костлявую руку, посылая своих солдат на восток, и шеренги фашистов, похожих на марширующие свастики, одна за другой превращаются на заснеженных полях России в ряды могильных крестов.

В темном женском платке, уныло подперев щеку рукой, стоит Гитлер у карты Сталинградского фронта, где показано кольцо фашистских дивизий, окруженных Советской Армией, и тоскливо поет старинную песню: "Потеряла я колечко...(а в колечке тридцать три дивизии)".

Карикатура « Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось» посвящена поражению фашистов на Курской дуге и выходу Италии во главе с Муссолини  из фашистского блока в 1943 году.

В дни войны, занятые повседневной напряженной работой над сатирическими рисунками, Кукрыниксы, естественно, не могли уделять много времени живописи. И все же еще в 1942 году они начали писать картину "Таня", посвященную подвигу Зои Космодемьянской. Художники побывали в деревне Петрищево, где погибла Зоя, беседовали с местными колхозниками; они старались бережно и правдиво воссоздать обстановку, верно передать и молчаливый протест и острое чувство скорби, которым проникнуты русские люди, насильно согнанные фашистами к месту казни. Они хотели прославить гордое мужество юной героини, заклеймить жестокость палачей.

В 1944 году Кукрыниксы начали работу над картиной "Бегство немцев из Новгорода" (закончена в 1946 году). В противопастовлении монументальной величественной красоты древнего храма Софии Новгородской ничтожеству суетящихся фашистов, поджигающих здания, раскрывается идейный замысел художников: твердо стоит и будет стоять навеки, наперекор врагам, слава русского народа.

Картина "Конец", удостоенная Сталинской премиии первой степени за 1948 год. На картине изображено подземное логово Гитлера в часы последнего штурма Берлина советскими войсками. Действующие лица обезумевший от страха и отчаяния фюрер и раздавленные сознанием полного краха всех надежд и планов приближенные злополучного "завоевателя мира", не успевшие, очевидно, сбежать.
Психологическая характеристика персонажей дана художниками с большой глубиной и мастерством, причем не только выражение лиц, но и удачно найденные позы и жесты раскрывают индивидуальные особенности каждого образа.
Вся обстановка последнего убежища гитлеровцев говорит о моральном разложении и безнадежной обреченности его обитателей. Роскошная ковровая скатерть сползла со стола, дорогие картины на стене висят криво, книги, бумаги сброшены на пол, телефонная трубка повисла на шнуре... Наготове только что упакованный чемодан, но он так и останется здесь: уйти, унести его некуда. Тупик. Конец. Пятна яркого цвета и резких теней усиливают впечатление тревоги. Колорит картины - насыщенный, мрачный; преобладают серо-зеленые и темнокрасные тона.

 3 ведущий

 Муса Джалиль.

До нас дошли две маленькие, размером с детскую ладошку тетрадки с моабитскими стихами Джалиля. Первая из них содержит 62 стихотворения и два фрагмента, вторая-50 стихотворений. Двадцать из них, очевидно, те, которые поэт считал наиболее важными, повторяются в обеих тетрадках. Таким образом, моабитский цикл содержит 92 стихотворения и два отрывка. Первую тетрадь вынес из Моабитской тюрьмы бывший узник этой тюрьмы, советский военнопленный Габбас Шарияов. В лагере Ле-Пюи во Франции он передал тетрадку военнопленному Нигмату Терегулову.

Тетрадь Джалиля сшита из разрозненных клочков бумаги и заполнена убористым арабским шрифтом. На обложке написано химическим карандашом по-немецки (для отвода глаз гитлеровских тюремщиков): "Словарь немецких, тюркских, русских слов и выражений. На последней страничке поэт оставил свое завещание: «К другу, который умеет читать по-татарски а прочтет эту тетрадь».

Стихотворение «Варварство»  (музыка Рахманинова «Вокализ»)

 1 ведущий

  Сегодня мы лишь коснулись культуры, созданной нашим народом в годы  войны. В трудное время наш народ всегда мог сплотиться. Своей культурой и искусством мы доказали врагу, что варварство присуще им, а наша страна осталась страной свободных и талантливых, никому не покорившихся, художников, поэтов и музыкантов.

Блок «Память»

 Песня «Сад памяти»

 

 

Используемая литература:

  1. Г.Ф. Шацило «Книга для чтения по истории Отечества XX век
  2. Энциклопедия для детей «Аванта+» том 5 часть 3 Москва 1995 г.
  3. И.Л. Верховцева «Кукрыниксы. Втроем» «Советский художник» М. 1975 г.
  4. Энциклопедический словарь юного музыканта. М. «Педагогика» 1985 г.
  5. «Присягаем победой» М. «Детская литература» 1986 г.
  6. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. М. «Советская Россия» 1990 г.
  7. «Народ – победитель» Москва «Детская литература» 1985 г.
  8. «Родина мужественных» Ярославль. Верхне-волжское книжное издательство 1985 г.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_muzy_i_pushki.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева

                             Подготовили и провели:

                                      Азанова О.Л. учитель истории

            Егорова М.В. учитель английского языка        

                                       Морозова С.Б.учитель истории

                                      Морозова Е.П.учитель музыки

                                                    Семёнова Е.И.педагог дополнительного

                                                       образования            

г. Кузнецк-12

2015

Творческая летопись Великой Отечественной войны.

 Музы и пушки.

Цель:  Знакомство с отечественной культурой в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • формирование знаний о произведениях искусства времен Великой Отечественной войны, его значении в годы войны и в наше время;
  • формирование представления учащихся о долге, мужестве, героизме и их отражении в искусстве;
  • воспитание нравственно-эстетического качества личности гражданина России, патриота своей Родины.

Оборудование к уроку и материал: мультимедиа проектор, презентация, музыкальное сопровождение.

1 ведущий

        В этом году мы отмечаем 70 лет со дня Победы над фашизмом. Сегодня мы собрались для того, чтобы отдать дань уважения нашему народу, который выстоял в этой ужасной войне. Есть такая римская пословица Inter arma silent Musae ( интер арма силент музэ) когда говорят пушки музы молчат. Это означает, что во время войны искусство отходит на второй план, но во время Великой Отечественной войны искусство помогало народу выжить, поддерживало боевой дух солдат.  И во время тяжёлых испытаний, выпавших на их долю, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. И сейчас мы окунёмся в мир искусства времён Великой Отечественной войны.

 2 ведущий

Оперативнее всех военная тема была использована в песенном жанре. Подлинным событием не только музыкального искусства, но и всей русской культуры, стала песня   композитора А. Александрова на слова поэта В. Лебедева-Кумача “Священная война”. Она была впервые исполнена ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы перед отъезжающими на фронт советскими воинами в первые дни войны.

Звучит песня “Священная война”.

1 ведущий

В первые дни войны была объявлена всеобщая мобилизация, но многие уходили на войну добровольцами. Поэты тут же откликнулись своими стихами.

 Стихотворение   “Жди меня” Константина Симонова бойцы вырезали из газетных страниц, переписывали, передавали из рук в руки. По мотивам этого стихотворения в 1943 году был снят художественный фильм.

( стихотворение Константина Симонова «Жди меня».)

2 ведущий 

Во времена войны поэты и композиторы создали тысячи песен. Многие из них прочно вошли в устный репертуар народа. Исполнители забывали имена авторов песен, а иногда и не знали их: произведения бытовали анонимно, как и старые народные песни. На мелодии популярных песен профессиональных авторов в народе создавались новые песни. Многие песни пелись на мелодии “Катюши”, “Синего платочка”,     “Тёмной ночи”, “Огонька”.

Песня «Огонёк» 

 1 ведущий

  Песни распространялись как устно, так и письменно; вкладывались в письма, помещались в боевых листках, заносились в записные книжки, печатались во фронтовых газетах. Сохранилось много воспоминаний, свидетельствующих об активной действенной силе народных песен в годы  войны.

3 ведущий

История создания песни «Катюша»

Однажды известный поэт Михаил Исаковский сочинил четверостишие:

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

А дальше стихи не складывались ни в какую. Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потому отложил листок в сторонку, как говорится, в долгий ящик. Но все равно никак не мог забыть строчки. И берег-то ведь был родной, смоленский, где родился Михаил Васильевич. Строчки, не дававшие покоя, родились именно там, где эти самые яблони и груши в действительности цвели… Вскоре у поэта состоялось знакомство с композитором М.И. Блантером, которому он и посетовал, что застопорилось стихотворение. Стал тогда композитор теребить поэта, чтоб дописывал текст песни поскорее… Наконец, все сложилось вместе, и песня зазвучала.

Михаил Исаковский получил за ее текст Сталинскую премию. В годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами. Начался ее боевой путь в Белоруссии, под Оршей, т.е. по соседству со смоленскими землями, 14 июля 1941 года. Первый залп из БМ-13, прозванных «Катюшами», дала батарея капитана Флерова.

И под Москвой воевали «Катюши» – аккурат на знаменитом Бородинском поле, и под Ленинградом, – да что говорить, всю войну прошли, «передавая пламенные приветы» врагу, как шутили солдаты.

Учителя исполняют  песню “ Катюша”,танец М.В.Егоровой и Е Шлейниковой.

 2 ведущий. Временная оккупация фашистскими захватчиками значительной территории нашей страны, террор, угнетение населения, запрещение исполнять многие устно-поэтические произведения, не могли совсем заглушить традиционные народные песни, частушки, сказки, легенды, предания, пословицы и поговорки. Они   укрепляли  дух народа, уверенность в неизбежном освобождении, во многих из них говорилось о победных боях русской армии. В песнях, частушках, преданиях, пословицах и поговорках население выражало своё отношение к оккупантам.

1 ведущий 

Жить без пищи можно сутки. 
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой. 
Не прожить, как без махорки,
От бомбёжки до другой
Без хорошей поговорки
Или присказки, какой…

Зачитывают поочерёдно записанные на доске поговорки и пословицы.  

В тылу колос, на фронте – штык.

С миру по нитке – Гитлеру верёвка.

Уральские танки гнут «Тигров» в баранки.

Наша армия не одна – с нею вся страна.

В бою за Родину  и смерть красна.

Где Кожедуб и Покрышкин – там фашистам крышка.

Москва ударит – в Берлине слышно.

Партизанская дубина бьёт фашистов в лоб и спину.

У партизанского костра – шутка остра.

Если фашистам не рад – вступай в партизанский отряд.

Чем позор и неволю терпеть, лучше в бою умереть. 

Фашисты – злые черти, строят лагеря смерти.

Жалко до слёз родных берёз.

Вот оно фашистское хамство: берут людей в рабство.

 3 ведущий 

В годы войны были созданы замечательные произведения камерной, оперной и симфонической музыки.

22-го июня 1941-го года началась Великая Отечественная война - «историческая схватка... между разумом и мракобесием, между культурой и варварством, между светом и тьмой»,- так писал Шостакович в своей статье в «Правде», где рассказывал о сочиненной им седьмой симфонии.

Это мощное произведение о нравственной силе и героизме советского народа, сражающегося с фашизмом, написано в июле - декабре 1941 года. Три первые части симфонии Шостакович сочинил в осажденном Ленинграде, когда буквально рядом грохотали разрывающиеся бомбы. В Куйбышеве он завершил финал. Шостакович покинул родной город, лишь подчиняясь приказу об эвакуации.

 Звучит Седьмая симфония Шостаковича

 Ученик читает стихотворение М. Матусовского 

Была непогода скупа,

Снежком припущенная малость,

Как будто бы это крупа

По карточкам нам выдавалась.

Но город, окованный тьмой,

С уныло ползущим трамваем

Был этой осадной зимой

Прекрасен и незабываем.

Когда композитор бочком

Пробрался к подножью рояля,

В оркестре смычок за смычком,

Проснулись, зажглись, засияли.

Над миром взрывалась гроза.

Ещё никогда на концерте

Так близко не чувствовал зал

Присутствия жизни и смерти.

Ей пламя дышало в лицо,

Глушила её канонада

Она прорывала кольцо

Блокадных ночей Ленинграда.  

 1 ведущий

 С первых дней войны широкое распространение получил выезд художественных бригад непосредственно на фронт, в заводские цеха, к труженикам сельского хозяйства.   Артисты всё время находились вместе с частями при отступлении, в походах, на отдыхе.  Большой зрительский успех сопровождал выступления эстрадного оркестра под управлением Леонида Утёсова, Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко.

Исполняют   песню “Синий платочек”. (Стихи Галицкого, Максимова; муз. Е. Петерсбурского).

Танец «Майский вальс» Семенова Е.И

4 ведущий

Кукрыниксы

 Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова.

С первого дня Великой Отечественной войны Кукрыниксы - в первых рядах работников советского искусства, активно помогающих своим творчеством всенародному делу победы над захватчиками.


Плакат "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" висел на улицах уже на второй день после вероломного нападения гитлеровской армии на нашу Родину. Всем памятен этот лаконичный, напечатанный всего двумя красками - красной и черной - предельно выразительный плакат: гнусная, хищная голова Гитлера, с которой слетела маска, прорывает "Договор о ненападении между СССР и Германией"; дымится ствол пистолета когтистая лапа тянется за добычей. Но агрессора встречает штык русской винтовки, направленный сильной и уверенной рукой мужественного советского воина.

О широте тематического охвата, сатирической остроте и меткости, о художественном мастерстве карикатур Кукрыниксов дают представление сборники их военных рисунков: «Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Превращение фрицев».

В историческом исступлении фюрер протягивает вперед костлявую руку, посылая своих солдат на восток, и шеренги фашистов, похожих на марширующие свастики, одна за другой превращаются на заснеженных полях России в ряды могильных крестов.

В темном женском платке, уныло подперев щеку рукой, стоит Гитлер у карты Сталинградского фронта, где показано кольцо фашистских дивизий, окруженных Советской Армией, и тоскливо поет старинную песню: "Потеряла я колечко...(а в колечке тридцать три дивизии)".

Карикатура « Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось» посвящена поражению фашистов на Курской дуге и выходу Италии во главе с Муссолини  из фашистского блока в 1943 году.

В дни войны, занятые повседневной напряженной работой над сатирическими рисунками, Кукрыниксы, естественно, не могли уделять много времени живописи. И все же еще в 1942 году они начали писать картину "Таня", посвященную подвигу Зои Космодемьянской. Художники побывали в деревне Петрищево, где погибла Зоя, беседовали с местными колхозниками; они старались бережно и правдиво воссоздать обстановку, верно передать и молчаливый протест и острое чувство скорби, которым проникнуты русские люди, насильно согнанные фашистами к месту казни. Они хотели прославить гордое мужество юной героини, заклеймить жестокость палачей.

В 1944 году Кукрыниксы начали работу над картиной "Бегство немцев из Новгорода" (закончена в 1946 году). В противопастовлении монументальной величественной красоты древнего храма Софии Новгородской ничтожеству суетящихся фашистов, поджигающих здания, раскрывается идейный замысел художников: твердо стоит и будет стоять навеки, наперекор врагам, слава русского народа.

Картина "Конец", удостоенная Сталинской премиии первой степени за 1948 год. На картине изображено подземное логово Гитлера в часы последнего штурма Берлина советскими войсками. Действующие лица обезумевший от страха и отчаяния фюрер и раздавленные сознанием полного краха всех надежд и планов приближенные злополучного "завоевателя мира", не успевшие, очевидно, сбежать.
Психологическая характеристика персонажей дана художниками с большой глубиной и мастерством, причем не только выражение лиц, но и удачно найденные позы и жесты раскрывают индивидуальные особенности каждого образа.
Вся обстановка последнего убежища гитлеровцев говорит о моральном разложении и безнадежной обреченности его обитателей. Роскошная ковровая скатерть сползла со стола, дорогие картины на стене висят криво, книги, бумаги сброшены на пол, телефонная трубка повисла на шнуре... Наготове только что упакованный чемодан, но он так и останется здесь: уйти, унести его некуда. Тупик. Конец. Пятна яркого цвета и резких теней усиливают впечатление тревоги. Колорит картины - насыщенный, мрачный; преобладают серо-зеленые и темнокрасные тона.

 3 ведущий

 Муса Джалиль.

До нас дошли две маленькие, размером с детскую ладошку тетрадки с моабитскими стихами Джалиля. Первая из них содержит 62 стихотворения и два фрагмента, вторая-50 стихотворений. Двадцать из них, очевидно, те, которые поэт считал наиболее важными, повторяются в обеих тетрадках. Таким образом, моабитский цикл содержит 92 стихотворения и два отрывка. Первую тетрадь вынес из Моабитской тюрьмы бывший узник этой тюрьмы, советский военнопленный Габбас Шарияов. В лагере Ле-Пюи во Франции он передал тетрадку военнопленному Нигмату Терегулову.

Тетрадь Джалиля сшита из разрозненных клочков бумаги и заполнена убористым арабским шрифтом. На обложке написано химическим карандашом по-немецки (для отвода глаз гитлеровских тюремщиков): "Словарь немецких, тюркских, русских слов и выражений. На последней страничке поэт оставил свое завещание: «К другу, который умеет читать по-татарски а прочтет эту тетрадь».

Стихотворение «Варварство»  (музыка Рахманинова «Вокализ»)

 1 ведущий 

  Сегодня мы лишь коснулись культуры, созданной нашим народом в годы  войны. В трудное время наш народ всегда мог сплотиться. Своей культурой и искусством мы доказали врагу, что варварство присуще им, а наша страна осталась страной свободных и талантливых, никому не покорившихся, художников, поэтов и музыкантов.

Блок «Память»

 Песня «Сад памяти»

Используемая литература:

  1. Г.Ф. Шацило «Книга для чтения по истории Отечества XX век
  2. Энциклопедия для детей «Аванта+» том 5 часть 3 Москва 1995 г.
  3. И.Л. Верховцева «Кукрыниксы. Втроем» «Советский художник» М. 1975 г.
  4. Энциклопедический словарь юного музыканта. М. «Педагогика» 1985 г.
  5. «Присягаем победой» М. «Детская литература» 1986 г.
  6. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. М. «Советская Россия» 1990 г.
  7. «Народ – победитель» Москва «Детская литература» 1985 г.
  8. «Родина мужественных» Ярославль. Верхне-волжское книжное издательство 1985 г.


 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для автоматизации звука [ш] в рассказе "Шуба для Пушка"

Закрепляя заданный звук с помощью презентации можно быстрее добиться необходимого результата, так как ребенку будет интресно не только услышать историю про Пушка, но и увидеть ее своими глазами....

«Когда говорили пушки, Музы не молчали…» (Стихи и песни времён Великой Отечественной войны)

Великая Отечественная война... Наверное, есть среди сегодняшнего молодого поколения те, кто считает, что за те шесть с половиной десятилетий, которые прошли после войны, произошло немало других мировы...

А.С.Пушки. Подготовка к поиску информации по биографии.

План - вопросы для самостоятельного поиска и оформления информации по биограии А.С.Пушкина....

"Здесь каждый камень - летопись сама..." (виртуальные экскурсии по Подмосковью). Статья об опыте долгосрочного творческого междисциплинарного коллективного проекта.

П Р О Е К Т «ЗДЕСЬ КАЖДЫЙ КАМЕНЬ – ЛЕТОПИСЬ САМА…» (Виртуальные экскурсии по Подмосковью: культурное наследие России)Статья об опыте долгосрочного творческого междисциплинарного коллективнрго проекта....

"Здесь каждый камень - летопись сама..." (виртуальные экскурсии по Подмосковью). Статья об опыте долгосрочного творческого междисциплинарного коллективного проекта.

П Р О Е К Т «ЗДЕСЬ КАЖДЫЙ КАМЕНЬ – ЛЕТОПИСЬ САМА…» (Виртуальные экскурсии по Подмосковью: культурное наследие России)Статья об опыте долгосрочного творческого междисциплинарного коллективнрго проекта....