«Крым и Севастополь в истории России: уроки истории»
статья по истории на тему
Статья-обзор методических матриалов для подготовки уроков по истории и классных часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Крым и Севастополь в истории России: уроки истории»
Маньякин Иван Викторович, учитель истории и обществознания
ГБОУ школа № 495 Московского района Санкт-Петербурга
22.09.14
Добрый день, уважаемые участники и гости конференции.
История – тот предмет школьной программы, воспитательный потенциал которого в вопросе формирования гражданско-патриотического сознания учащихся переоценить невозможно – погружение учащихся в героические события прошлого, обсуждение судьбоносных событий, изменивших ход развития страны, знакомство с сохранившимися памятниками старины - все это и многое другое позволяет нам сделать большой шаг в этом направлении.
Как бы мы не стремились с Вами, уважаемые коллеги учителя-истории, стараться быть беспристрастными, и если позволите, «холодными» в изложении исторических событий, формируя у наших учащихся целостное историческое мышление, события настоящего порой стремительно врываются в нашу жизнь, требуя от нас определенного пересмотра наших взглядов.
Ни в коем случае не переписывая и не подменяя факты истории, а лишь стремительно реагируя на вызовы современности, мы с Вами должны находить верные слова для наших учеников. В подтверждение собственной позиции предлагаю Вам вспомнить великие цитаты прошлого:
«Лучшее, что мы получаем от истории, это энтузиазм, который она вызывает в нас». Иоганн Вольфганг Гёте (Гете).
«Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя». Отто фон Бисмарк.
Особое, можно сказать политическое внимание к историческому образованию в России можно отметить на протяжении последних лет:
1. Май 2013 г. - Разработка проекта историко-культурного стандарта: перечня исторических дат, событий, персоналий, понятий, обязательных для изучения в школе.
2. Июнь-август 2013 г. - Разработка проекта концепции единых учебников по истории России для средней школы.
3. 30 октября 2013 г. - на расширенном заседании Совета Российского исторического общества утверждена Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (ознакомится на сайте «Российского Исторического Общества» - http://rushistory.org/).
4. В январе 2014 Концепция получила одобрение Президента РФ В.В,Путина. КИМ ЕГЭ по истории 2014 составлялся на основании Концепции.
5. 18 марта 2014 г. - Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал межгосударственный Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, в соответствии с которым в составе России образуются два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Договор вступил в силу с даты его ратификации 21 марта. Практически сразу же появилось новое поручение Президента РФ особым образом отметить героическую историю Крыма в истории России и включить ее в Концепцию комплекса.
6. Апрель-май 2014 г. - В Минобрнауки России подготовили рекомендации и материалы для проведения тематических учебных занятий в образовательных организациях и организациях среднего профессионального образования по теме: «Крым и Севастополь: их историческое значение для России» (Ознакомится на сайте Министерства Образования и науки РФ - http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/4140).
Роль и значение Крыма и Севастополя в курсе истории России никогда не умолялось. Учащиеся знакомились на уроках с древними городами Крымского п-ова и крещением князя Владимира (6 кл.,), со специфическими отношениями с Крымским ханством и столкновениями за Черное море (6-7 кл.,), с героическими войнами за полуостров и присоединением Крыма Екатериной II (7кл.,), с тяжелой но героической Крымской войной XIX в. (8 кл.), ну и конечно же с судьбой Крыма и Севастополя в XX веке (9 кл.). Особыми, яркими, наполненными героическими примерами и патриотическим содержанием всегда были уроки связанные с обороной Севастополя (1854-1855 гг., 1941-1942 гг.).
Но конечно, в рамках учебной программы данные темы проходили достаточно быстро, в рамках крупных разделов.
Сейчас, в изменившихся исторических реалиях, в условиях обширного, достаточно агрессивного информационного поля, окружающего наших учеников, наша с вами задачи в рамках отдельных уроков, циклов классных часов, выполнении учебных проектов, познакомить учащихся с новыми субъектами в составе Российской Федерации, представить неразрывную связь крымской истории и истории российского государства.
Далее мне бы хотелось представить Вам те методические материалы и разработки, которые могут служить подспорьем для организации уроков «Крым и Севастополь в истории России».
1. «Методические рекомендации для школ Российской Федерации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма» под редакцией академика РАН, академика РАО профессора А.Л. Семенова МПГУ, Москва 2014 г.
Сборник работ, покрывающий широкий спектр проблем, помимо собственно исторических, относящихся к политике, народоведению и религоведению, литературе, архитектуре и т. д. Позиции авторов расходятся в деталях. Но важно для них одно – это построение понимания Крыма, как части понимания России – побед и трагедий ее истории, достижений и ошибок, важности сохранения ее целостности, этнического и религиозного многообразия и толерантности.
Издание содержит обширную статью «Крым в истории России» где впервые подробно рассмотрена тема Белого Крыма (с фотографиями); интересна статья «Крым в русской литературе», где с помощью фрагментов стихов и прозы Пушкина, Бунина, Чехова, Набокова создается образ красивейшего места, не раз вдохновлявшего классиков на создание своих шедевров. Богаты иллюстративным и фактическим материалом статьи «Крым полиэтнический и многоконфессиональный», «Древний Крым», и «Мозаика культур Крыма».
В разделе «Методические материалы» представлены конкретные примеры уроков по крымской тематике:
- Примеры темы урока-дискуссии: «Крым … не стоил и одной войны, а из-за него воевали дважды» (В. О. Ключевский). Принятие Крыма в состав Российской Федерации: за и против.
- Пример темы практического занятия: «Живые голоса истории: современники и историки об обороне Севастополя в годы Крымской войны».
- Сценарии игровых уроков («Что,Где, Когда», «Брейн-ринг» и др.).
2. КРЫМ И СЕВАСТОПОЛЬ: ИХ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РОССИИ. Материалы для учебных занятий - в пособии представлены планы-конспекты тематических уроков + подробный визуальный материал, разбитый на блоки.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ для проведения тематических учебных занятий в образовательных организациях и организациях среднего профессионального образования по теме: "КРЫМ И СЕВАСТОПОЛЬ: ИХ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РОССИИ" – главные цели, задачи, даны краткие планы и тематика уроков с 1 по 11 кл., (1 кл. – «Природа Крыма», 5 кл. – «Международный детский центр «Артек»: история и современность», 11 кл – «Крепости Крыма как памятники истории и фортификации».
Интересны могут быть темы проектов - «Дворец в Ливадии – от царской резиденции до Ялтинской конференции», Киевский князь Владимир и его крещение в Херсонесе: версии» и др. Даны технологические карты уроков.
4. Кочегаров К.А., «Крым в истории России» - краткое метод.пособие характеризующее основные этапы исторического развития Крыма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
7 класс. История России. Урок повторения "Россия в 17 веке"
Методическая разработка урока-повторения в форме игры, с ответами....
Интегрированные уроки в старшей школе по предметам: обществознание, биология, экология, литература, история России, всеобщая история
Педагогические технологии *(интеграция), применяемые на уроках истории, обществознания, литературы, биологии, экологии...
Интегрированный урок в 7 классе по истории России и истории Татарстана «Культура и архитектура в XVI-XVIII веках ».
Когда-то Иоганн Вольфганг Гете сказал: «Архитектура – это музыка, застывшая в камне». Величайшие умы на протяжении всей истории пытались разга...
Методическая разработка интегрированного урока по истории России и истории Санкт-Петербурга в 9 классе
Данный урок составлен с использованием технологии критического мышления по теме " Культура России в первой половине XIX века"...